«Скажу именно, что Е.П. Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя такое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенетах догм и устремившемуся в тупик атеизма. Именно только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Великому Братству, ибо она была, звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие её были настолько ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую…
Е.П. Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. Е.П. Блаватская была великой мученицей, в полном значении этого слова, зависть, клевета и преследования, убили её, и труд её остался незавершенным. Последний заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская истинно наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».
(Из писем Е. И. Рерих).
ВЕСЬ ЗАПАДНЫЙ МИР почти панически боится слова «Восток», подразумевая под ним свирепые тирании, безпросветную дикость и жестокость, нищенскую отсталость и забывая при этом или не желая понять, что в основе всех религий и почти всех философских учений лежит вечная мудрость Востока. Христианский Запад, отстаивая свою «самостоятельность» от Востока, полностью забывает, что ведь и сам Христос был азиатом и, согласно последним сведениям, учился именно на Востоке, в Индии и Тибете! Полный обывательских предрассудков и невежества Запад враждебно встречает всякое покушение на свою гегемонию и исключительность в любой области человеческой деятельности, в том числе религиозной и философской. И потому, должно быть, он просто физически не выносит тех самоотверженных деятелей, для которых Истина стала их мировоззрением. Потому уже свыше ста лет Запад упорно замалчивает самое существование, титанические труды и самопожертвованную жизнь великой русской женщины — Елены Петровны Блаватской. А в России до самого последнего времени само упоминание её имени считалось чуть ли не государственной изменой и покушением на святая святых — слепой и глухой материализм. Елена Петровна с неукротимой силой боролась против этого сковавшего человеческое сознание тупого и наивного материализма, вдохновила множество благородных умов, создала духовное движение — Теософское Общество. Она обнародовала сокровенные Учения, на которых основаны все религии, и первая сделала попытку дать религиозно-философский синтез всех веков и народов в «Тайной Доктрине». В этом труде приподнимется завеса, скрывающая от нас тайну жизни и смерти, источник и причины земных страданий и ожидающее нас будущее. В «Тайной Доктрине» сконцентрированно изложены вечные истины, которые недоступны для незрелого человеческого разума и лишь постепенно раскрывались в религиозных учениях. Учение «Тайной Доктрины» не противоречит ни в чем истинному Христианству. И то, и другое говорит о единстве Неизреченного Бога, Единого Отца всего человечества, из чего неизбежно вытекает братство всех людей и всех народов, несмотря на всё различие рас, национальностей и вероисповедания. Они говорят о непостижимости для человеческого разума Бога, об Истине, Справедливости и Совершенстве Его Законов, выраженных через строение Космоса, они говорят, что Бог не только над ними, но и внутри человека, его безсмертного Духа, что, кстати, подтверждается и учениями Христианских Апостолов. Тайная Доктрина утверждает необходимость духовного самосовершенствования, иначе в противном случае нас ожидает катастрофа. Тайная Доктрина — это открытое окно в таинственный мир человеческой души, истории Земли, развития Космоса; это настолько новый и необычный взгляд на мир, что только лишь открытое и незадогматизированное сознание может принять его и применить в жизни.
НО, увы, в России мы знаем о нашей «великой соотечественнице, пожалуй, даже меньше, чем о пресловутых НЛО. Ведь у нас по-прежнему в силе «отреченье от старого мира», тот самый слепой взгляд с его ненавистью ко всему, что не укладывается в его прокрустовы рамки. И только лишь в последнее время стала приподниматься завеса над личностью, деяниями и трудами Елены Петровны Блаватской. Журналы «Подъем» , «Сибирские огни», а также и «Наука и религия» публикуют её труды или выдержки из них. Надо ясно понимать, что в глубины Сокровенной Мудрости человечества не проникнуть, не изучая жизнь и сами труды Е. П. Блаватской, она именно тот порог к Знанию, через который не перешагнуть.
КОГДА ЗНАКОМИШЬСЯ с воспоминаниями людей, знавших Елену Петровну Блаватскую, то поражаешься всему разнообразию мнений, словно бы речь идёт не об одной, а о нескольких личностях с одним и тем же именем. Для одних — она великое существо, открывшей миру новые пути, для вторых — она вредная разрушительница таких удобных и устоявшихся религий, для третьих — она увлекательная собеседница, для четвертых — она туманная толковательница непонятной метафизики; то она сострадает всему живому, то она не знает пощады к врагу; то она ясновидящая, то наивно-доверчивая, поверяющая свои тайны первому встречному; одни воспоминания говорят о её безграничном терпении, другие же утверждают её неуемную вспыльчивость. И, кажется, нет тех свойств человеческой души, которые не соединялись бы в характере этой необыкновенной женщины. Свойства её выходили из обычного уровня настолько, что они были слишком чужды и непонятны для огромного большинства. Но большинство знавших её сходятся в одном: все они утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе окружающее, и что она была способна на невероятный труд и необычайное терпение, когда речь шла об Идее, об исполнении воли Учителя. А также она обладала необычайной искренностью, которая не знала границ; эта огненная натура, похоже, нисколько не задумывалась над тем, как отнесутся к её словам и поступкам окружающие. Она была такой, какой она была, вся открытая миру, который так и ловил момент, чтобы накрыть её сетью своих шаблонных и расхожих миоопредставлений, облить грязью и клеветой.
Елена Петровна Гаан родилась 11 августа 1831 года и после ранней смерти матери воспитывалась бабушкой. О детстве её рассказывается в книге В.П. Жениховской, двоюродной сестры, «Мое отрочество». И уже тогда юная Елена частенько поведовала подругам о своих «путешествиях» в иных мирах. И чаще всего перед ней являлся величественный образ индуса в белой чалме. Она знала его так же хорошо, как своих близких, и называла его своим Покровителем. Этот Покровитель не раз спасал девочку в минуты опасности. Однажды, когда тринадцатилетняя Елена каталась верхом на лошади, та вдруг испугалась, и девочка упала, повиснув ногой в стремени, но вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала, как чья-то невидимая рука поддержала её. А другой случай произошёл ещё раньше, когда Елена была совсем крошкой. Ей очень хотелось рассмотреть картину, висевшую высоко на стене. Она поставила на столик стул, влезла на это шаткое сооружение и от неверного движения полетела вниз. Но когда очнулась на полу, то почувствовала себя совершенно, невредимой.
Уже в детстве, по словам её тетки Надежды Фадеевой, Елена отличалась от окружающих своими душевными качествами: «Как ребёнок, как молодая девушка, как женщина она всегда была настолько выше окружающей её среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. Необыкновенное богатство её умственных способностей, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум с характером рыцарским, прямым и открытым, все это поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, а следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносит блеска и даров этой воистину изумительной натуры».
С ранних лет Елена обладала ясновидением, то есть даром ведения невидимого для людей мира действительности, а неочевидности. И уже тогда она жила двойной жизнью: общей, как все, и своей внутренней жизнью, когда она общалась с невидимыми для нас существами из так называемой пустоты. Все её необычайные способности указывали на особенную судьбу девочки.
«ВТОРОЙ ПЕРИОД жизни Елены Петровны можно смело назвать периодом странствий. С 1848 года по 1851 год она путешествует по Египту, Афинам, Смирне и Малой Азии, пытается проникнуть в Тибет, едет в Англию, где, наконец, воочию встречается со своим Учителем из видений. Затем она путешествует по Южной Америке, переезжает в Индию, снова пытается проникнуть в Тибет, потом возвращается через Китай и Японию в Америку. Вновь странствия по Северной и Центральной Америке, затем следует третья неудавшаяся попытка попасть в Тибет. С чего бы это русская благовоспитанная гимназистка вдруг срывается с места и начинает буквально метаться по всему миру — и так на протяжении почти двадцати лет. Тайну над всем этим периодом жизни Елены -Петровны приоткрывают воспоминания жены генерал-губернатора Кавказа Марии Ермоловой. В то время в Тифлисе проживал родственник тогдашнего наместника Кавказа князь Голицын, автор ряда книг по тайным свойствам природы и человека. По словам Ермоловой, он слыл «не то за масона, не то за мага или прорицателя». То есть мы можем смело утверждать, что князь Голицын был знаком с мистическими учениями, разбирался в вопросах ясновидения, медиумизма и мог многое поведать горячему и искреннему уму девушки. Можно верить, что каждое его слово падало на благодатную почву. Скорее всего, девушка поведала ему о своих видениях Покровителя в чалме и о других видениях. И, видимо, князь рассказал ей о таинственной стране Мудрецов — ШАМБАЛЕ, которую он сам же в ближайшем будущем и отправился искать. С тех пор найти, увидеть, достичь ШАМБАЛУ, куда непозваный не дойдёт, стало самой настоятельной потребностью девушки. Слово «ШАМБАЛА» стало для неё самым горячим Зовом, именно только там, в чудесной Долине Безсмертных, мог открыться для неё смысл жизни и назначения собственного в ней. Но чтобы достичь этой расположенной в неприступных Гималаях Твердыни Знания, надо было решиться порвать с привычным миром, родственниками, друзьями и устремиться навстречу неизвестности. И вот чтобы получить необходимую независимость, Елена Петровна в семнадцать лет выходит замуж за старого и непримечательного чиновника Блаватского, а через три месяца с одной из подруг отправляется на поиски Учителя, верность которому она пронесёт через всю свою яркую жизнь. И только через три года скитаний она, наконец, встречается с Учителем. Всё значение этой встречи можно понять из героического характера пламенной, никогда не ослабевавшей под напором трудностей и опасностей, преодолевавшей все препятствия Елены Петровны. Откуда же можно было ожидать такой неукротимости и последовательности в благовоспитанной светской барышне, если бы не это чрезвычайное обстоятельство. И Учитель вёл её всю многострадальную и многотрудную жизнь, наполненную самой искренней преданностью. Многие скептики и невежды скажут, что Восточные Учителя — вымысел, и потребуют каких-то очевидных доказательств. А доказательство того, что человечество всю свою историю направляется к светлым достижениям и что ему не дают окончательно упасть в злобе, невежестве и суевериях те Великие Учителя, философы, мыслители, творцы искусства, которые периодически посещали человечество, разделяли с ним человеческую судьбу, терпели гонения и убиения за свет принесённых нравственных Истин, за проповедь Добра и Любви. И в сравнении с затемненным человеческим сознанием сам духовный феномен этих Великих Учителей необъясним без ясного представления о существовании Белого Братства Великих Учителей, которые своими учениями и трудами не дают человечеству окончательно пасть и погибнуть. Свидетельство тому и феномен семьи Рерихов, постоянно находившихся в контакте с Великими Учителями Шамбалы, в частности с тем же самым Учителем, что вел Е.П. Блаватскую и вот уже многие годы является Духовным Воеводой Земли Русской, вдохновившим полки русичей на смертную и славную сечу на поле Куликовом. Через Е.И. Рерих было дано продолжение Учения Тайной Доктрины — «Агни Йога», подготовляющее человечество к Новой Эпохе Огня.
ЕЛЕНЕ ПЕТРОВНЕ БЛАВАТСКОЙ выпало счастье, а вернее, она заслужила его многими предыдущими жизнями, — быть ученицей Великого Учителя из Шамбалы. Ничтожно количество таких учеников в обыденной жизни. Сами люди своими существованиями, своими устремлениями зарабатывают это священное право именоваться учениками Белого Братства. Елена Петровна долго подготавливалась к ученичеству, затем была учеником, а последние годы её жизни носят на себе явственный отпечаток духовной миссии. Об ученичестве Елены Петровны свидетельствуют многочисленные показания очевидцев, а более того — сами её труды, поистине грандиозные и недостижимые для человеческого сознания. Елена Петровна всегда подчеркивала, что она писала и творила «под диктовку» Учителей и что это ей самой столь же удивительно, как и другим. Психические силы Блаватской достигли такого развития, что между ней и Учителем существовала непрерывная связь, которую можно назвать телепатической. Очевидцы свидетельствуют, что даже во время бесед Елена Петровна вдруг останавливалась, прислушивалась к чему-то глубоко внутреннему, а потом торопливо записывала очередное письмо или указание. Все эти явления, как телепатия, ясновидение, яснослышание, внушение и т. д., кажущиеся такими сверхъестественными и потому невозможными для обывателя, ныне уже попадают в летописи научных наблюдений, но современная наука не сможет объяснить их до тех пор, пока не начнёт считаться с духовной природой человека, с его духовной эволюцией, наличием Невидимого или Психического Мира, существованием психической энергии. К концу своего земного существований Елена Петровна настолько овладела своими психическими силами, что могла всегда по своему желанию вызвать появление любого феномена и прекращать его, за что впоследствии подверглась самой гнусной клевете и поношениям.
За свою настойчивость, целеустремленность и преданность Учителю Елена Петровна, наконец-то, во время четвертой попытки проникнуть в запретный для западных людей Тибет, добилась своего. Три года она училась в одном из горных Ашрамов и вынесла оттуда сокровенные знания, также те самые оккультные или психические свойства, которые затем вызвали столько злобы и зависти.
Следуя указаниям Учителя, в 1873 году она вновь появляется в Америке. Причем, как всегда, оригинально. На пароходной пристани она заметила женщину с двумя детьми, у которой не было билета до Америки. И тогда, недолго раздумывая, Елена Петровна, сама без денег, обменивает свой билет перового класса на билеты третьего класса и с новыми попутчиками пересекает океан. Здесь она немало бедствовала, перебивалась то шитьем галстуков, то изготовлением искусственных цветов. Тогда она и встретилась с полковником Генри Олькоттом, который стал её верным помощником и сотрудником. И тогда же, выполняя свою духовную миссию, Блаватская начинает бороться с широко развившимся спиритизмом, последователи которого утверждали, что общаются во время сеансов с духами усопших. И, разоблачая спиритистов, она производит все подобные явления силою своей воли. Ей надо было доказать, что все эти явления только уводят в сторону от истинной духовности и страшно вредят как самим людям, так и существам Тонкого или Психического Мира, вовлечеёным в эту, казалось бы невинную забаву, разрушают и самих людей, и этих развоплощенных сущностей.
Что же происходит на этих, таких безобидных с виду, сеансах? Спириты, медиумы или посредники на таких сеансах представляют свою жизненную силу в распоряжение надземных обитателей, как правило, самых низших слоев, которые пользуются этой жизненной силой либо для материализации себя, либо для проявления каких-то действий, как-то: стуки, передвижения мебели, предметов, явления «духов» и «разговоров с ними». Зачастую вместо умерших «духов» нам являются на сеансах лярвы — энергетические сгустки низшего порядка, представляющие порождения наших страстей и дурных чувств. Эти лярвы обыкновенно находятся в ауре человека, могут принимать самые различные облики и в отдельных случаях могут проникать даже в астральное тело человека и видоизменять черты лица. Жизнь этих существ поддерживается нервной силой человека, они буквально присасываются к создавшему их человеку, чтобы добиться своего, астральные сущности прибегают к различным воздействиям на человека, одним из главных будет вызывание страха, ибо под его влиянием человек быстро теряет свою жизненную силу, которую астральный фантом немедленно поглощает. Вот одна из причин появления НЛО, различных привидений. Часто после сеанса человек обезсилевает. Духовная эволюция его астральных «кукловодов» приостанавливается. И только в наиредчайших случаях могут появиться высокие сущности, ибо для них приближение к земной сфере тягостно. Но приблизиться они могут только к очень духовно высоким людям. А в громадном большинстве случаев спиритизм, или безответственное контактерство, приводит к одержанию, когда астральная сущность полностью завладевает телом одержимого, отодвигая его сознание на второй план.
Одержатели (низшие сущности) толкают свои жертвы к преступлениям, самоубийствам. Только высокая духовность, очищенное сознание являются надежной защитой против одержания. Потому-то тёмные земные сознания, вдохновляемые Иерархией Тьмы, столь дружно набросились на Елену Петровну Блаватскую, чтобы только опорочить её, лишить убедительности все её аргументы против спиритизма. То есть её обвинили в том, с чем она боролась. Это один из любимых приёмов тёмных.
7 сентября 1875 года произошло знаменательное событие — открытие Международного Теософического общества. Оно имело своей целью образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания поощрять изучение мировых религий и наук, а также исследовать сокровенную сторону Природы во всех её аспектах и непроявленные психические и духовные силы человечества. А в следующем году Елена Петровна начала писать или «принимать» «Разоблаченную Изиду», причем полковник Олькотт отмечал четыре различных почерка при общем характере письма сочинения.
В1878 году основатели Теософии переселяются в Индию, где возбудили в местном населении, его наиболее передовых умах необычайный интерес к своей собственной философии, после знакомства с Блаватской и её трудами Махатма Ганди писал: «Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков». И поныне в Индии сохранилась благодарная память о Блаватской.
В 1882 году Елена Петровна из-за пошатнувшегося здоровья вынуждена переехать в Англию и здесь принимается за свой капитальный труд, который рассматривала как главное дело своей жизни. Она знала, что человечество подошло к своему нравственному кризису, что всё усиливающийся бездуховный материализм мог закристаллизовать сознание до такой степени, что возврат к духовности мог стать окончательно невозможным. И она расценивала свою миссию как помощь человечеству пробить окно в духовный мир, раскрыть перед людьми Мир Невидимый. Больная, с острыми приступами ревматизма, с утра до вечера она творила «Тайную Доктрину», так в полной мере ещё не оцененную человечеством, а в нашей стране почти неизвестную.
И здесь на неё обрушился страшный предательский удар, который, верно, сокрушил бы любого. Честолюбивая семья Коломбов стремилась сделать всё, чтобы обвинить Елену Петровну в шарлатанстве. Но эта история, как и всякое предательство, настолько гнусная, что не стоит лишний раз её касаться. И хотя вся вздорность измышлений предателей была тут же опровергнута, но подлые ничтожные умишки подхватили все эти мерзостные измышления и по сю пору они гуляют среди человечества, не прощающего ни одному своему представителю возвышения над собой.
Спросят: а что же Учитель не предупредил Елену Петровну? Предупреждал, но Блаватская, уже привыкшая ко всяким предательствам и подлостям окружающих, увлеченная написанием Тайной Доктрины, не обратила достаточного внимания на предупреждение о предательстве, не сумела определить всех грозных последствий его. И потом по Закону Кармы, говорящему, что с человеком происходит всё то, что он заработал предыдущими существованиями, Учитель не мог сколько-нибудь активно вмешаться в события, чтобы изменить человеческую судьбу Елены Петровны: всё насильственное резко отрицается Великими Учителями.
Ещё пять лет Елена Петровна напряженно трудилась над «Тайной Доктриной», написала три тома, из которых только два были изданы при её жизни, которые затем переведет на русский язык уже в тридцатые годы Елена Ивановна Рерих.
8 мая 1891 года в возрасте 60 лет Е.П. Блаватская скончалась в своём рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. Через несколько лет после этого она воплотилась в Венгрии мужчиной, а затем была забрана в Твердыню Белого Братства.
ЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ и деятельности Елены Петровны Блаватской поистине мировое. Она подводила как бы итог определенному периоду развития человечества. Она творила новое миропонимание в эпоху, когда общество как бы взбесилось в погоне за роскошью и объедением, когда материалистический строй мышления и изолгавшиеся религии привели современное человечество к дичайшей борьбе между собой, когда в области духа шло угасание идеала и вытравливание всякого религиозного начала, и это разложение и одичание в двадцатом веке дошли до своего апогея. Елена Петровна Блаватская заложила новую ступень сознания человечества. Ведь к середине XIX столетия духовное развитие человечества по сути дела прекратилось, и тогда в изобилии стали возникать спиритические явления, как бы в ответ на усиливающуюся материализацию всего образа жизни людей. Спиритизм своеобразно пробивал брешь в сознании людей и должен был заставить их задуматься о существовании невидимого мира и невидимых сил, расшатать веру в существование одного лишь физического мира. Требовалось внутренне переродить человечество, обновить его окаменевшее сознание.
Но религиозные идеи, выросшие на почве Запада, оторванные от жизни и науки, были безсильны повлиять на сознание. Необходим был приток новой духовной энергии. И он мог прийти только из эзотерических учений древних. Русской женщине выпала честь проникнуть в их тайный смысл первой. И эта философия даёт ответы на все самые мучительные вопросы жизни и пытливого сознания, назначение человечества и человека, она утверждает и обосновывает личное безсмертие человека, она зовёт человека к активному деянию и сотрудничеству с другими людьми и космосом. Теософия закладывает основы подлинно научного мировоззрения, не стесненного никакими догмами и освобождающего сознание для безпредельного познания. Именно человек — ключ ко всем тайнам космоса. Космос — это живой единый организм, в котором всё живёт, до атома включительно. И Теософия — та живая сила, которая поможет человеку проникнуть е самые сокровенные недра жизни.