В каждой картине Н.К. Рериха присутствует элемент символики, верное прочтение которого даёт ключ к скрытому смыслу его произведений. По мере изучения картин открывается, что всё изображенное на них живёт своей жизнью, полной явного и тайного смысла. Помимо этого, работа на картинами Н.К. Рериха даёт возможность проследить эзотерический путь Мастера, выраженный, казалось бы, в экзотерических формах художественных произведений.
Картина «Вестник» посвящена П. Блаватской. Создано несколько вариантов этой картины в разные годы, в частности одна из них подарена в 1925 году Теософскому обществу в Адьяре.
Общий смысл картины — к женщине в храм Будды пришел Вестник. Из приоткрытой двери погруженного в предрассветный покой храма открывается величественно-торжественная фигура Вестника, вершины гор, с которых как бы он пришёл, золотом расцвеченное небо.
Картина «Вестник» написана в Сиккиме, перед ликом Гималаев (известно, что в районе Дарджилинга Е.П. Блаватская впервые встретилась с Махатмами).
Ранний предрассветный час. Восходит солнце, золотя лучами восток. Внутреннее убранство храма, Женщина и Вестник, — всё выполнено в гармоничном сочетании зелёного с фиолетовым, розового с синим. Женщина в почтительном поклоне открывает дверь. На пороге Вестник, приподнятой рукой как бы одновременно приветствует и в то же время предвосхищает её порыв. В левой руке не то книга, не то ларец. Жёлтые молниевидные разрывы облаков указывают на спешность его прихода, а желтый цвет — цвет мудрости и знания.
Трепетное состояние, которым пронизаны Женщина и Вестник, невольно передаётся и зрителю, наблюдающему это как бы из храма. Даже лёгкий шепот может спугнуть тишину и таинство.
Помня о символике, скрытой в картинах Н.К. Рериха, рассмотрим всё, что окружает героев картины.
Над головами Будда в окружении святых буддийского пантеона, заключённый в символический треугольник. Женщина и Вестник связаны между собой через четырехугольный проём двери. Вестник с приподнятой правой рукой на уровне груди олицетворяет безстрашие — безстрашие знаний, которые он принёс. Слева, за спиной женщины, изображение Белой Тары (спасительницы). В буддийской мифологии это наиболее популярный женский мифический образ, воплощение безпредельного сострадания. В «Историях идамов» излагается версия, согласно которой многие кальпы тому назад жила принцесса, обретшая дух просветления. Поэтому монахи сказали, что ей следовало бы родиться в новом рождении в облике мужчины. Принцесса отвергла эту идею, заявив, что не существует таких дхарм, как мужчина и женщина, и поэтому ей всё равно, чей на ней облик; кроме того, многие хотят в облике мужчины достичь нирваны, но очень мало найдётся тех, кто пожелает превратить женственность в средство достижения просветления. После этого она на многие кальпы погрузилась в созерцание и наконец дала перед буддой Амогасиддхи клятвенное обещание избавить все существа от мук сансары.
Образ Белой Тары с молитвенно сложенными руками невольно перекликается с образом Е.П. Бпаватской, создавшей при помощи Великих Вестников человечества — Махатм Востока — ряд основополагающих оккультных трудов: «Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина» и др., возвращающих человечество к первоисточникам, раскрывшим людям тайный смысл их бытия; прихода Богов; цель Эволюции. Эти труды, если они восприняты расширенным сознанием, воистину избавят человечество от мук сансары — ибо дают Путь выхода из мрака иллюзии. Е.П. Блаватская положила на алтарь просвещения заблудшего человечества всю свою жизнь, неся людям утраченное Знание, указав, что «нет религии выше истины». Елена Петровна сама также в свою очередь, приняв Учение от Махатм Востока, явилась великим Вестником.
Таким образом, мы видим, что в картине «Вестник» Н.К. Рерих заключил огромный свод мифов, пророчеств, указаний будущего. Символ Буддизма и будущей эпохи Майтрейи; символ женского начала — Белая Тара; символ страны будущего — Россия, север, воздух, зодиакальный знак — Водолей, зеленый цвет, цвет синтеза.
Ещё надо добавить, что самой Е.П. Блаватской было запрещено до срока выдавать тайну места «страны будущего». В её работах нет ни слова о России, но символы «Север, воздух, синтез» уже изначально несли в себе её, и, даже Эпоха Женщины выражена в том, что Е.П. Блаватская «превратила женственность в средство достижения просветления», как и то, что сама Е.П. Блаватская — русская женщина, ставшая сверкающим факелом ожившей Истины и Произвестницей Новой Эпохи.
______________________________________________
1. ИДАМ — букв, «бог, связанный обетом». Идам, таким образом, перекликается с идеей Бодхисаттв, принявших на себя обет мученического спасения людей и возвращающихся на землю до тех пор, пока люди не избавятся от порока и совокупное человечество не изменит. пагубного образа жизни, влекущего планету к гибели.
2. АМОГАСИДДХИ — один из будд в буддийской мифологии, олицетворение непогрешимой истины. С Амогасиддхи ассоциированы: сторона света — Север, цвет — зеленый, элемент — воздух, чувство — обоняние. Его животное-спутник Гаруда а, его праджня.
3. -Тара, его земное проявление — будда Майтрейя, а Гару да /санскр/ — персонаж древнеиндийской мифологии, царь птиц, ездовое животное /ванаха/ бога Вишну. В буддийской мифологии — огромная птица, вечно враждующая со змеями /нагами/ Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых рождений был Гарудой. Поэтому Гаруда иногда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеем в клюве.
4. Праджня /санскр./ — транс-цедетальная мудрость, божественная интуиция, одно из шести совершенств парамита /то есть «средство спасения» — 6 ступеней, которые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы.