Николай Константинович посвятил легендам Скандинавии — норманнам, любимому Северу немало прекрасных картин. Север явился поворотной вехой для Рериха. Отсюда он начал свой всемирный поход во имя Культуры. Именно на Севере Рерих создает свои знаменитые семь картин, явившихся ключом к Миссии Рерихов на планете («Клад захороненный», «Зелье Нойды», «Приказ», «Священные огни», «Ждут», «Конец великанов». «Победители клада»). Тут же он создаёт и другие вещи, посвященные Ладоге, о. Валаам, Сортавале, Святому Острову, автобиографическую повесть «Пламя» (1916-1918 гг.). Тема варягов совершенно не случайна в творчестве Мастера, тема Севера — это не эпизод, это — этап, когда Николай Константинович Рерих, подобно. Антею припадавшему к родной перед новыми подвигами,. Два года провёл на Ладоге, куда в своё время прибыл Рюрик с братьям. Это время он проводит среди древнего финского народа, создателя удивительной «Калевалы», прекрасной эпической зашифровки «Тайной Доктрины» о создании Земли (финны это 7-я субраса Атлантов), этих местах Русь встретилась с варягами. К этому же времени относятся вещие слова Святого Ионна Кронштадского, сказанные им Николаю Константиновичу: «Не болей, много придётся для Родины потрудиться». Но всё это будет позже. Тем не менее карма родословной Рериха связана с кармой России, даже его друзья отмечали удивительное сходство имени «Рюрик» и фамилии «Рерих» («Рерих»).
Сложны высшие кармические законы, возможно имя вернулось, чтоб напомнить о былой славе, чтоб заложить новый ритм? В БОЛЕЕ широком аспекте Арийская Раса, завоевавшая мир в значительной мере представлена как раз англосаксами, т.е. немцами, французами, романскими народами и славянами (в особенности — русскими), но начало вспышке северной гегемонии положили неистовые норманны. Известно, что по кармическим законам Раса невольно повторяет путь 1-й субрасы. — в своё время Индия была покорена пришельцами с Севера — белыми арийцами, а позже весь мир, по законам аналогии. — Арийской Европейской Расой. Так работает закон подобия, зная который историки будущего легко смогут представить течение мировых событий. Легко предположить, что династия Рюриков явилась для Руси тем мощным импульсом государственности, который вознес нашу державу из лесостепи района реки Рось возле Киева на первое место в мире — через тысячу лет Святая Русь расположилась на 1/6 части земли. Хотя фактически толчок варягов продлился всего около четырехсот лет — с 800-х гг. по татарское нашествие (1240 г.) — т.е. это период Киевской Руси и Новгородской вольницы (право на столицу Новгород утерял, когда не распознал удачу в приходе Камня — Алатырь-Чинтамани…). Первый пассионарный толчок вынес границы Руси далеко на Северо-Восток — к самому Ледовитому Океану, Белому морю, заняв земли чуди, мири, веси, угро-финнов, мордвы и др.
По ярко-синей воде несутся веселые суденышки отважных пришельцеввикингов. Яркие красные треугольные паруса натянуты свежим ветром. На носах корабликов — драконы, знак защиты и удачи в далеких походах. Светлая, праздничная, летящая и сочная картина. Мастер сумел показать движение кораблей, ветер, трепет парусов, легкие волны, разбегающиеся от кораблей, стремительный полет белых чаек, как бы указывающих путь гостям, мелководье реки — сквозь чистую синюю воду просвечивают камешки на дне. Вокруг холмистые зеленые берега, на которых разместились деревушки пращуров. Возможно, что гости плывут из ладожского озера в реку Волхов. Кильватерным строем в устье реки входит огромная эскадра мореплавателей. На носу висят щиты, как знак миролюбия пришельцев, хотя все воины в доспехах и наготове. На переднем кораблике два бородача смотрят на новую землю, беседуют, настраиваясь на встречу с людьми…
Конечно, остаётся загадкой как на таких маленьких и мелкосидящих суденышках викинги сумели открыть Гренландию и Исландию, Америку (в 1000 г. норманн Эрик рыжий), где создали поселения, наводя страх на все побережье Европы от Балтики до Сицилии (тут они создали даже «Королевство Сицилии» в XII в., вытеснив оттуда других пиратов-арабов).
Шведы, известные в византийских и русских источниках, как варяги, совершали торгово-грабительские экспедиции в восточно-европейские страны. Проникали в верховья рек Волги и Днепра через сухие волоки из рек бассейна Балтики, стремясь по Каспию и Черному морю, ведя грабительскую торговлю с арабскими купцами и Византией. Славяне отражали варяжские вторжения, нередко прогоняли варягов за море. Варяги иногда нанимались в дружины русских князей, частично оседали и ассимилировались древнерусской народностью. Знаменитая формула ранней Руси — «из варяг в греки» прозвучала — это путь из Балтики в Черное море. Варяги собирали дань с племен чуди: веси. словен/кривичей. Чинили им насилие и были ими изгнаны. Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по-праву». Они отправились к варягам, звавшимся «русь» и призвали их на княжение: «Земля её лика наша и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами» (этот легендарный пассаж совпадает с формулой призвания саксов бриттами, согласно «Деяниям саксов» хрониста Видукинда Корвейского, что позволяет предполагать для этих формул призвания общий источник — эпический). На княжение избрались три брата Рюрик, Синеус и Трувор. «с родами своими» и взяв с собой «всю Русь» (характерное обозначение дружины как «всего народа» ), утвердились в городах: старший в Новгороде (по другим данным первоначально в Ладоге -т.е. буквально по мотивам легенды создана картина «Заморские гости»), Синеус в Белооэере, Трувор в Изборске. Братья Рюрики вскоре умерли, он же стал основателем династий. Важно отменить, что как чужеземцы-варяги легче всего принимали христианство, а позже, переходя со службы на службу — от Византии к русским князьям — становились тем идеологическим ядром княжеской дружины, опираясь на которое было легче крестить остальную Русь.
Прибытие варягов, как пассионарного этноса — равнозначно прививке свежего побега на мощное дерево, что превратило Русь из лесной страны в мощную культурную державу со столицей в Киеве и уже к 1050 г. к Ярославу Мудрому шли на поклон монархи из других стран, желая породниться с Русью — и французский, и венгерский и норманский, прося рук его дочерей. Сам же факт принятия в себя многих культур, народов и идеологий говорит как раз о силе, а не о слабости народа. Этим Русь как бы предвосхитила свою будущую судьбу, соединив к XX веку 150 народов. Умение учиться у всех, не унижая и не унижаясь, не чваниться своим шовинизмом — черта широкой души и великого народа, народа-Богоносца ( по Ф.М. Достоевскому).
Древнее имя «варяг» стало символом непобедимой России в неудачной русско-японской войне. С точки зрения сроков — всё происходящее тогда видится совершенно знаменательно: в 1904 г. геройская гибель непобежденного крейсера «Варяг», в 1905 г. Н.К. Рерих пишет: «Сумейте принять красных вестников Шамбалы» (речь о начале революции в стране, которая победит в России через 12 лет под руководством Махатмы Ленина, заложившего огромный цикл развития Родине и миру, внеся в обиход понятия «Община», «Коммунизм» (в 1906 г. эзотерически начало эпохи Водолея по Е.П. Блаватской « Евангельский эзотеризм»).
Надо уметь понять разрушение как начало строительства». Замысел картины «Заморские гости» раскрывается при объемном рассмотрении исторических пластов. Рерих здесь выступает и как провидецпрошлого и как пророк будущего.
Что касается славяно-скандинавских связей, то они являются важнейшим компонентом отношений Руси с соседями. Отношения друзей-врагов. Незамкнутость России позволила ей вместить в себя могучую северную струю, как и утонченную культуру Византии, принять в себя мусульманство, широту монгольских степей, горячий Кавказ. Всё вплела Русь в свой многонациональный узор, набираясь опыта, культуры, красоты, знаний у всех, кто её окружал. В этом сила нашей нации -молодой, учащейся, переплавляющей все лучшее как в тигле и оставаясь при этом доброй и терпимой, меняя свой лик, но обогащая свою душу. И это не эклетизм декаденства, а синтез -истинно русского качества, качество народа Эпохи Водолея -Эпохи Синтеза.
Не отнимая нашей самобытности которая до сих пор повергает в изумление западный ум как «загадочная русская душа» — надо указать, что без внешних прививок развиваться немыслимо. Пример культурной, политической, научной и технической изоляции Китая в 17-20 веках, назвавшего всех окружающих «варварами», себя «Серединой Мира» более чем убедителен. Итогом впадения в этот маразм «замкнутости» для Китая оказался страшный кризис, поставивший Китай на грань колониального завоевания. Этим четко показано «как нельзя жить». Русь, кстати, когда пыталась замыкаться подобно этому от «высокомерных» европейцев — тотчас получала за избыточную «самобытность» такие удары от соседей (татары, поляки, шведы, французы, англичане, японцы, немцы), что была вынуждена или идти в небытие или срочно учиться у своих врагов (яркий пример Петра I — ученика и шведов, и немцев). К нашей чести, русские выбирались из скорлупы «самобытности», учась у соседей всем премудростям и военного, и технического, и научного дел, даже ценой временных унижений 14 поражении, поначалу копируя Запад и Восток, а после превосходя их. Запад научил владеть новейшей техникой и оружием, Восток научил нас, лесных людей, не бояться степи, коня и маневра.
Волны падений и подъемов, характерные для нашей истории как раз отражали во многом периоды как замкнутости, так и открытости, поражений и побед.
Накопление потенциала и реализаций. Варяги являются яркой страницей нашей истории, зарей пассионаризма, давших нам как бы наконечник к стреле и на несколько столетий определивших ход ранней государственности, создавших династии аристократии. И как эхо седого прошлого появление Н.К. Рериха с его загадочной шведской фамилией, удивительно напоминающую «Рюрика» в качестве знака духовного возрождения нашей Родины, главного места 6-й Расы Эпохи Водолея. Если раньше мы учились идти «из варяг в греки», то сейчас надо учиться идти «с Запада на Восток».