На картине Н.К. Рериха «Три радости» изображена благоденствующая семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых — Егория, Николая, Ильи. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, земного благополучия.
Святые заняты земными трудами — св. Егорий коней пасет, св. Никола коров стережет, св. Илья рожь зажинает.
Н.К. Рерих. сам великий труженик, никогда не воспевал бездеятельности ни в своих картинах, ни в своих рассказах, ни в своих стихах. Он считал: «Все от мала до велика одинаковые труженики и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь, если кто не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях».
Поэтому к раскрытию смысла картин Н.К. Рериха, возможно, нужно подходить с этих позиций. В этом помогают «хожалые гусляры» только что вошедшие во двор и вызвавшие интерес не только у хозяев, но и у самого терема, который со вниманием обратил свои окна, богато украшенные наличниками и ставнями, на них. О каких же трех радостях хотят поведать гусляры?
Изобразив Святых в поле за усадьбой и вводя через открытые ворота гусляров, Н.К. Рерих связывает их воедино, как бы соединяя через них земное с небесным. В книге «Виноград Российский», писанной Выговским старцем старой веры славным Симеоном Дионисовичем (князем Мышецким), так сказано: «… земная совокупляху с небесным, человеки Российские с самим Богом всепресладце соединяху….». Так через гусляров НК. Рерих вводит к людям Святого Егория, Святого Николая, Святого Илью.
Святой Егорий (Георгий), согласно русским духовным стихам, сын Софии Премудрой, царствующей на Святой Руси, облик его наделен сказочными чертами: «Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды». Святому Егорию подчиняются волки и змеи. Просидев 30 лет в заточении в подземной темнице, чудесно выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения на ней христианства. О святом Георгии указано в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской: «Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов или Дэв нет другого, имеющего большего касания о человечества, чем Кумары… одно из наиболее выдающихся мест должно быть предоставлено Архангелу Михаилу, величайшему Покровителю западных и восточных церквей под его двойным именем Св. Михаила и его предполагаемого подобия на Земле Св. Георгия, побеждающего Дракона».
Святой Николай — один из наиболее почитаемых Святых, второй после Бога заступник от бед и несчастий. Много сказаний и притч посвящено ему. В одной из них рассказывается о том, как Святой Николай, не побоявшись замарать своего райского платья, помог мужику в осеннюю распутицу вытащить увязший на дороге воз.
«Помним трогательный случай, когда малыш, не зная, как помочь умирающей матери, написал, как смог, письмо Николаю Чудотворцу и пошёл опускать его в почтовый ящик. Прохожий «случайно» хотел помочь ему дотянуться до ящика и увидел необычный адрес. И правда, помощь Николая Чудотворца пришла к бедному очагу». Помнит и людская память «исторический факт, как монгольский Богдыхан был спасен от болезни явлением Святого Николая».
У Н.К. Рериха постоянно при себе была иконка Святого Николая, которую он везде возил с собой.
Святой Илья принадлежит к самым популярными Святым и почитается наравне с Николаем Угодником. В народных сказаниях Илья Пророк — грозный, суровый, карающий, но в то же время мудрый и наделяющий. Он мощный распорядитель самых страшных и самых благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Илья Пророк — озаренный Богом провозвестник.
Таким образом, через образы Святых Н.К. Рерих направляет человечество на принятие через Св. Егория Высших Божественных Знаний для претворения их на Земле, на безстрастное отношение ко всем тяготам и трудам подобно Св. Николаю, впрягшемуся в грязную телегу мужика, чтобы вытащить ее из грязи невежества и в итоге предстать перед Ильей Пророком в виде «полновесного зерна».
Обращает на себя внимание все, что окружает Святых.
Конь — в русской традиции «конь счастья», «конек на крыше», «конская подкова на счастье». В традиции ариев конь — символ мысли.
Корова, во все времена являясь кормилицей человечества, почиталась и как священное животное в религиях мира. Так, богиня Исида, самая популярная богиня плодородия Египта, изображалась с головой коровы. Культ Исиды был высок и в свое время соперничал с христианством. В индийской мифологии образ Священной Коровы ассоциируется с Законом Дхармы. Так, в Крита Югу — благой, золотой век — люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя болезней, царит всеобщее равенство. Священная Корова стоит на четырех ногах в Трета Югу, небесный век — справедливость постепенно уменьшается, появляются пороки но все строго соблюдают религиозные обрядности Священная Корова стоит на трех ногах; в Двапара Югу — медный век — в мире начинают преобладать зло и пороки, людей поражают недуги. Священная Корова уже стоит на двух ногах; в Кали Югу — железный, черный век — в его краткий срок добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах, праведники бедствуют, преступники процветают, женщины предаются распутству, в человеческих отношениях царят ложь, злоба, алчность. Священная Корова уже не в состоянии стоять.
О зерне, как о злаковой культуре, так и о зерне духа, указано в Учении Агни Йога. «Не только Атланты, но и Египтяне помнили энергию зерна. Ради этой энергии они полагали зерна в гробницы. Более разумное применение было уже забыто». «Зерно уже заключает психическую энергию. У древних было знание о добывании психической энергии в момент размягчения зерна». «Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством. На устремленном зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!» «Устремление к познанию зерна духа настолько явление насущное, что каждый дух должен к нему стремиться». «Когда дух может найти свое зерно и познать свои оболочки, которые его окружают, тогда он может понять красоту Космоса».
Е.КЛЕЩЕВСКАЯ.
г. Железнодорожный