ОБРАЗОВАНИЕ В США – НЕ ВСЁ ОДНОЗНАЧНО

ОБРАЗОВАНИЕ В США – НЕ ВСЁ ОДНОЗНАЧНО

Нашу общественность пугают реформой образования. Чаще всего в пример ставят американскую школу. Сегодня, находясь в Нью-Йорке – уж так сложилось в жизни, – я подумала: быть может, читателям интересно будет узнать про школьное образование «у них» (сегодня для меня, пусть временно, – «у нас») из первых рук.

Если говорить о системе школьного образования и сравнивать, то ответ абсолютно прост: конечно, у нас. Хотя бы потому, что в Америке системы образования просто не существует. Вообще! Не только каждая школа имеет свою собственную программу, но более того – своё собственное образование получает каждый ученик в отдельности. Поначалу понять это очень непросто. И именно потому, что многие наши соотечественники не понимают этого, а слепо доверяют своего ребёнка школьному учителю, возникают безчисленные трения. Именно с русскими родителями более всего конфликтуют сегодня американские общеобразовательные школы. Дело в том, что мы ждём от учителя знаний, которые он будет выдавать нашему вынутому из столичной спецшколы ненаглядному чаду, – и процесс пойдёт. Нет, в Америке таким образом «процесс» не идёт. Каждый ученик учится сам, а учитель более напоминает прикрепленного к классу… даже не знаю, как объяснить: нечто среднее между экзаменатором и надсмотрщиком, следящим за дисциплиной и отмечающим в специально заведенном журнале все то, что ученик сделал не так.

Американский учитель не имеет права сделать ребенку замечание – он обязан донести на нерадивого в высшие инстанции, где на того постепенно соберётся досье из его положительных и отрицательных поступков. Скажем, ученик не сделал домашнего задания. Учитель скажет ему «о’кей» – точно так же, как скажет и на выполненное задание. А о том, что это куда-то доносится и записывается, доверчивый лентяй даже не догадывается. К тому же задают на дом мало, и даже скрупулёзное выполнение всего домашнего задания по всем предметам занимает не более получаса.

Неужто всё так просто? На самом же деле всё не так просто. Про сегодняшнее американское шкальное образование я бы сказала так: хорошо замахнулись, да плохо ударили.

Школьные классы наподобие наших существуют в Америке только для учеников с 1 -го по 8-й класс (в скобках заметим, что внутри каждого класса идёт подразделение учеников на более развитых и менее – причём эта классификация отделена от успеваемости вообще). Дальше, с 9-го по 12-й класс, постоянных коллективов вообще нет. На каждый урок собирают учеников по их уровню знаний. Классы подразделяются по трём уровням: «плохие» (для плохих учеников), «средние» (соответственно для средних), причём эти два уровня официально называют обычными, и «высшие» (совсем необязательно, что в них одни отличники). Вполне возможно, что «середняк» по какому-то одному предмету занимается в «высшем» классе по другому предмету. Чем выше уровень ученика, тем большее количество предметов и на более высоком уровне он может изучить. Более того, при желании школьники могут в школе же изучать предметы из программы колледжа. Индивидуальное расписание состоит из уроков обязательных и необязательных. Скажем, урок русской литературы предназначен для русских школьников.

Америка вообще не терпит авторитарности, нет её и в образовательном процессе. По сути дела, программы хоть каких-то необходимых знаний существуют только по математике и в естественных науках.

Каждый школьник занимается тем, чем считает нужным и как считает нужным. Прекрасные публичные библиотеки, кассеты по изучению истории, живописи, английского языка (для приехавших), французского, испанского, немецкого, русского… Только учись – пределов не установлено.

И что же происходит на самом деле? А на самом деле показатели знаний у американских учеников всё ниже и ниже. Дело в том, что абсолютно нивелирована роль учителя. Наш образ учителя – «педагог, наставник, добрый, мудрый друг, душу свою отдающий любимому двоечнику и выводящий его на правильную дорогу жизни». Образ же идеального американского учителя я даже и представить не могу. Это может быть весёлая толстушка средних лет в шортах, слабо представляющая себе, кто такой Марк Твен. Но это может быть и элегантный молодой человек, увлеченный эстетикой Достоевского или Заболоцкого и ради этого выучивший русский язык. Но каким бы он ни был, ему строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было душевные разговоры и с учениками, и с их родителями. Ничего, кроме того предмета, что он преподает! А уж преподаёт, пардон, как умеет.

В последнее время на школы обрушилась новая напасть – дети убивают детей. Американские средства массовой информации в шоке: почему? Мне кажется, что по той же причине. Дети в школе безумно одиноки. Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком.

В заключение остаётся добавить: нас удивляет американец, не прочитавший, скажем, «Трех мушкетеров» и даже не слышавший о писателе Александре Дюма (это отнюдь не значит, что все американцы таковы!). Но любого американца страшно удивит, что можно купить новую квартиру или загородный дом, где нет телефона.

И. Коршикова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x