КО ВСЕМ НЕРАВНОПУШНЫМ
В редакцию приходят письма, так или иначе затрагивающие поднятую на страницах газеты тему «Граней Агни Йоги». Мы, к сожалению, не имеем возможности обстоятельно ответить всем адресатам, а также выполнить просьбы о публикации. Так что, если кто-нибудь остался без ответа, надеемся, нас поймёт. Однако, понимая серьезность вопроса, редакция приняла решение обратиться к редакционной переписке и опубликовать ответ сотрудника редакции на письмо-обращение Л. Бондаренко, руководителя Самарского центра «Агни», обратившегося ко всем рериховским организациям с прекрасным призывом о терпимости и единении. Надеемся, что эта публикация разъяснит позицию газеты и поможет нам прийти к действительному взаимопониманию, терпимости и единению, понимая, что критика — это не повод к размежеванию, а повод к размышлению. Обращаемся ко всем неравнодушным, ибо где равнодушие, там нет внимания, а значит — нет и мысли.
Здравствуйте, уважаемая Людмила Максимовна!
Огромное Вам спасибо за неравнодушное отношение к газете и тем более тревогу за наше общее дело. В редакции с большим вниманием прочитали Ваше письмо и обращение. Так как дело не терпит отлагательств и ввиду чрезмерной загруженности редактора, пишу Вам как сотрудник редакции, как член коллектива.
Надеюсь, что я хорошо понял Вашу позицию, Ваш взгляд на возникшую ситуацию, по крайней мере, я приложил максимальные усилия, чтобы достичь этого понимания. Надеюсь, моё письмо в какой-то мере поможет Вам понять и нас и, возможно, через это понимание развеять образ людей, полных самости и гордыни.
Сразу хочется расставить некоторые акценты. Нашими публикациями мы не преследовали цель умалить образ ученика Рерихов — Б.Н. Абрамова, который, безусловно, обладал личностными качествами, достойными ученичества и, безусловно, был прекрасным человеком. Он имел личный опыт общения с Миром Тонким. Мы вовсе этого не отвергаем, как хотят представить многие. И если в наших публикациях была допущена некая безтактность в отношении лично Б.Н. Абрамова, то редакция готова к публичным извинениям. Вся развернувшаяся кампания против «Знамени Мира» (хочется подчеркнуть, что именно против газеты «Знамя Мира», а не против отдельных публикаций в ней), лишь уводит от истинной проблемы, которая действительно существует, вокруг которой действительно необходимо разворачивать деятельность. Проблема же состоит в том, что личный духовный опыт отдельного человека пытаются недвусмысленно навязать всем и придать этому опыту ту роль, на которую он не рассчитан, придать ту значимость и смысл, которых в нём нет. Это все на поверхности, когда во многих обществах обязательным является чтение «Граней Агни Йоги», когда начинающий должен вначале ознакомиться с «Гранями», а потом, возможно, подойти к Учению Огня. Более того, рериховские издания переполнены цитатами из «Граней», что доходит иногда до их преобладания. Руководители многих обществ строят свою работу не на Учении, а на «Гранях Агни Йоги». Разве об этом не надо писать, разве не надо бить тревогу? В этой ситуации газета «Знамя Мира» оказалась чуть ли не единственной организацией, поддерживающей Учение Огня в чистоте,
Мы — редакция. К нам приходят сотни писем со всей территории бывшего Советского Союза и из-за рубежа. Так, пишет женщина, что начала свой путь к Учению с Новосибирского общества. В их группе было обязательным чтение «Граней Агни Йоги». Учение она читала «взахлеб», а «Грани» читать просто не могла. Не могла это открыто сказать, т.к. боялась, что назовут «тёмной». Что мы должны отвечать этой женщине? Что она не понимает «безпредельности Учения» или «не вмещает противоположности», как пишет о нас журнал «Мир Огненный»? Что мы должны делать в этом случае? И таких писем, поверьте, множество. А ведь если судить по «Граням», где сказано, что они есть лакмусовая бумажка, то эти люди, не принимающие «Грани», — «враги». Так что вряд ли мы, как Вы пишете, являемся причиной разъединения. Причина гораздо глубже.
Проблема «Граней» существовала давно, но редакция приняла решение опубликовать критический материал только тогда, когда ситуация, особенно обострилась. Недавно к нам пришло письмо из Владивостока, в котором просят защитить Учение. А причина — выход «очередной части» «Надземного». Естественно, что написана она «в созвучии с Учением», и на ней стоит знак Учения. «Кто-то принял» и «кто-то решил», что опыт этого приемника необходимо донести до каждого. Я думаю, уважаемая Людмила Максимовна, что факту появления этой книги мы обязаны как раз публикации и распространению «Граней Агни Йоги». И есть опасение, что это только первый звоночек. Как видите, я, практически не касаясь содержательной и исторической сторон «Граней», обозначил круг проблем, которые как раз и ведут к разъединению в нашем движении.
В своё время С.Н. Рерих был против ранней публикации книг «Надземного». А почему? Ведь эти книги на первый взгляд проще, скажем, «Беспредельности» и разъясняют многие моменты. Он же говорил, что не нужно публиковать «Грани», пока не принято Учение, и не говорил вовсе о необходимости их широкого распространения, тем более наряду с Учением. Случайно ли это? Святослав Николаевич подразумевал, что мы сначала примем и утвердимся в Учении и, уже имея мощную основу, сможем знакомиться с различными духовными опытами. У нас же ситуация складывается иначе, практически до обратного.
Как я понимаю из Вашего письма, Вас не убеждают, например, слова Ю.Н. Рериха, сказанные в 1957-58 годах о том, что в ближайшие столетия ничего нового из Высшего Источника дано не будет («Воспоминания о Ю.Н. Рерихе», совместное издание СибРО, Екатеринбург, Донецк, 1994 г., стр.142). Вас также не смущает, что то, что мы имеем как «Грани Агни Йоги», Елена Ивановна Рерих никогда не читала, т.к. первая запись датируется 1960 годом. А те записи, с которыми она познакомилась и признала как из Высшего Источника, имеют несколько иной характер и не вошли в книги Граней Агни Йоги. Не смущает также и отсутствие указаний о небходимости публикации «Граней» самого «приемника». Ведь дух такой величины, как Абрамов, должен был позаботиться о деле своей жизни, дав прямые указания. Не смущают Вас и многие другие «но», обозначенные в публикациях «Знамени Мира».
Для Вас, опять же как я понимаю, важнее Ваше мнение при сопоставлении текстов Учения и «Граней». При этом Вы приходите к мнению, что «ни в одной книге «Граней Агни Йоги» невозможно найти искажений, противоречий или несоответствий Высшему Учению», что в «Гранях» всё то же, но «изложенное гораздо более простым языком, что наводит на мысль, что «Грани» надиктованы Учениками высоких ступеней, но по Лучу Высшему». В подтверждение своей правоты Вы ссылаетесь на «Письма Махатм», где указаны факты, когда такие Ученики имели право подписи Именем Владыки. Далее Вы пишете, что такое упрощение было необходимо для разъяснения некоторых положений Учения. Более того, для Вас «Грани» являются «толковым словарем Агни Йоги».
На мой взгляд, Вы здесь затронули насущные и важные вопросы. В первую очередь о том, как изучать к следовать Учению. Учение, как мне видится, даёт прямые указания на этот счёт. В первых строках «Общины» читаем: «Трудящийся, не устань перед головоломкой некоторых выражений. Каждая строка — высшая мере простоты». Так вот, где оказывается истинная простота! Тогда что же «упростили» «Грани»? Не сочтите меня, Людмила Михайловна, книжником и буквоедом, но из Учения Огня мы знаем, что чем проще, тем красивее, тем истиннее. И если «Грани» «упростили» Учение, при этом избежав искажений и оставив «всё та же», то, видимо, они его и превзошли. Однако Вы сами понимаете, что это не так. Значит, речь идёт не об упрощении вовсе, а о чём-то другом. По-моему, речь идёт о «занижении» (а может и об «огрублении»), т.е. в «Гранях» отсутствует зажигающий двигатель, отсутствует возвышающее. Это как пепел без огня. И это замечают многие, и именно вникая сердцами (в отсутствии чего Вы нас обвиняете). Не случайно, видимо, все говорят «Грани Агни Йоги», но никак не «Грани Живой Этики».
Только ли дело в неблагозвучности? «Искра духа зажигает сердце, потому Наше Учение нуждается в распространении огнём сердца» (Иерархия, 100). Так вот, представьте человека, только подошедшего, притянувшегося к Учению Огня, которому вместо Учения предлагают его «Грани». Что может получиться из этого человека? Только тёпленький. Об участи тёпленьких мы знаем. Вы можете возразить, что этот человек после «Граней» возьмётся за Учение. А так в большинстве случаев не происходит. Во-первых, потому что «Грани» по объёму чуть ли не превосходят само Учение, и человек физически будет отстранен от Учения. Во-вторых, вряд ли человек, изучая другое учение, где «те же самые мысли, но изложенные более простым языком», захочет изучать то же, но с языком, видимо, «более сложным» (а на мой взгляд, более огненным). В Учении есть множество указаний по поводу целесообразности выбранной формы и языка. Например: «Можно и говорить, и писать о символах, но не следует, чтобы Учитель переменил символ на обычный язык. Мы не опаздываем с предупреждениями, когда они необходимы» (МО II, 215).
Посмотрите, как продуманно, последовательно давались книги Учения. Как в них эволюционно, нежно из книги в книгу вводятся и усиливаются мысли и положения. С первых книг Учения улавливается план на долгие годы, на многие книги вперед. В «Общине» (98) читаем: «О дальних мирах опишем в книге «Беспредельность». «Спросят, почему сперва «Беспредельность», потом «Иерархия» и лишь потом «Сердце». Отчего не наоборот? Но раньше направление, потом связь, после средство», — читаем в книге «Сердце» (6). Именно из мысли, что человек, приняв, изучив одну книгу, приблизив к ней своё сознание, готов вместить следующий виток. При этом каждая книга содержит всё для понимания, но в разной силе выявления, представляя собой завершенную ступень. Каждая книга имеет свой ритм, можно сказать, свою ауру. «…Учение Жизни построено так, чтобы на каждой ступени сознание охватывало как можно большую периферию и тем входило именно в жизнь, а не отрывалось от неё», — пишет Елена Ивановна. Именно по сознанию, именно рассчитано на преданного, упорного ученика. Ведь даже даются указания насчёт формата, обложки и величины шрифта! Всё, чтобы зажечь, пробудить и возвысить человеческий дух. Потому Учение Огня — это и Жизненное Учение, а не простой набор мыслей. Оно подразумевает определённый путь человеческого сознания. Ученик, изучая Учение, постепенно, планомерно, вмещением расширяет своё сознание. Есть ли подобное содержание в «Гранях Агни Йоги»? Сами знаете, что нет. Поэтому достаточно трудно говорить о «полном созвучии» и «одном ключе» с Учением, как утверждают «Грани».
Елена Ивановна не один раз проверяла записи Учения Огня, корректировала, исправляла и дополняла даже в готовом тираже — так выходила в свет каждая книга Учения. Но вот готовились ли «Грани» к широкому тиражу? Было ли это вообще в планах Бориса Николаевича Абрамова? На личностный же характер записей Б.Н. Абрамова указывает тот факт, что ни в одной книге Учения нет указаний на счёт предполагаемого опыта, хотя говорится об опытах работы, например, с врачами и учеными.
Вы ссылаетесь на «Письма Махатм», когда Ученику разрешалось написать письмо от имени и за подписью Владыки. Как Вы сами пишете, речь идёт об отдельных письмах, но не о практике, длящейся более десятилетия. К тому же, насколько менялось качество при таких заменах? И вообще, зачем в «Гранях» нужны подписи под посланиями?
Вы утверждаете, повторюсь, что «Грани» являются «толковым словарем Агни Йоги» и пишете, что «мы же не обвиняем и не ругаем Клизовского за его труд «Основы миропонимания Новой Эпохи». Но, Людмила Максимовна, здесь сразу бросаются в глаза как минимум несколько противоречий. Ведь чтобы понять «Грани», также не обойтись без этой книги Александра Ивановича Клизовского, как не обойтись без писем Елены Ивановны и теософской литературы. Труд Клизовского тем и ценен, что он доступен ищущей душе практически без привлечения дополнительной литературы при сравнительно небольшом объеме. Поэтому он и является ценным введением и комментарием к Учению. Александр Иванович постоянно ссылается на Учение, цитирует его и поясняет отдельные шлоки. При этом он привлекает обширный дополнительный материал, пытаясь поднять культурный уровень читателя до понимания Учения (а не упростить Учение). Таким образом, те, кто, как Вы пишете, «не подготовлен к восприятию языка «Агни Йоги», именно возвышаясь, приходят к его пониманию. Этим же ценны и работы Хейдока и Уранова. В работе последнего «Размышляя над Беспредельностью» мы как раз и имеем «толковый словарь» книги Учения «Беспредельность», где автор пытается путем привлечения дополнительного материала комментировать конкретные шлоки Учения. Подобную работу проделало, например, издательство «Беловодье», выпустив книги «Симфония Агни Йоги», где опять же сделана попытка поднять культурный уровень читателя до понимания неясных мест Учения. При этом мы чётко понимаем, что данная работа авторская и во многом субъективная, поэтому и принимаем многие неточности. Некоторое ставим под сомнение или оставляем для размышления. С «Гранями», как Вы понимаете, дело обстоит иначе. Во-первых, найдите в них хоть один комментарий к конкретным шлокам Учения. Этого нет (хотя цитаты и комментарии к Библии встречаются довольно часто, так же как церковноязычные и греческие обороты). Да, там разъясняются те же понятия, что и в Учении. Но я ставлю под сомнение, что хоть одно понятие объяснено в «Гранях» лучше и доступнее, чем в Учении. К тому же не забываем, что каждое понятие в Учении рассмотрено с тысячи сторон, выявлены тысячи черт. «Будем настаивать, пока не установим твёрдое понимание этой панацеи (имеется в виду понятие Иерархии), но каждый раз обозначим новую черту, ибо не бывает Нашего повторения» (Иерархия, 141).
Есть ещё одно немаловажное отличие толкований, комментариев от «Граней» — комментарии никогда не содержат Указов. «Грани» же полны Указов и призывов, советов, которым ученик должен следовать, а, следовательно, быть в связи с тем источником, откуда идут «Грани». Это и создаёт претензию именно на характер учения, а не «толкового словаря» или комментария. К тому же в книгах «Граней» указы идут сразу от нескольких Учителей, что само по себе противоречит Учению Огня, где настаивается на избрании именно одного Учителя. Вспомним притчу о трех Ришах (Иерархия, 253). И что вообще приводит в недоумение, так это послания от Матери Мира (!) в восьмом томе «Граней». Т.е. от мощнейшего провода Мира Огненного, полученного в духоте городской атмосферы многоквартирного дома при сильнейших физических нагрузках — колке дров, заготовлении торфа, что несовместимо с Высшим Общением (об этом неоднократно писала Елена Ивановна (см., например, «Письма в Америку», т.З)). Кстати, довольно трудно отличить одного из авторов «Граней» от другого (за исключением, может, когда непосредственно в текст «Граней» включено письмо Елены Ивановны). Возьмем, к примеру, тексты «Учения Храма», которые давались из иного Высшего Источника — и разница очевидна.
Чтобы помочь пониманию Учения, Елена Ивановна мечтала об индексе к каждой книге Учения (что и на сегодняшний момент в полном объёме не выполнено). Такая работа была и волей Владыки (Письма Е. Рерих, 16.10.53(1], 10.12.54В)). Для того, чтобы Учение приблизить к широким массам, Елена Ивановна советовала выбирать различные темы Учения и компилировать из них небольшие беседы и книжечки, дополненные собственными разъяснениями и примерами (Письма Е. Рерих, 08.09.34). Такой же метод (плюс рефераты, сочинения, размышления) для осмысления положений Учения Рерихи рекомендовали для работы в группах, что и использовали в работе Рижского Общества Ф. Лукин и Р. Рудзитис. По всем книгам Учения заботливо расставлены вехи о методе и качестве работы с Учением.
Всё перечисленное, как мне видится, убедительно говорит о том, что и для начинающего можно организовать работу именно с Учением. Понимаю, что это нелегко и требует напряжения, находчивости и терпения — именно всего того, к чему призывает Учения Огня. Но только так можно достичь. При этом, ещё раз хочется акцентировать внимание на том, что Учение — это не просто прекрасный сплав Высокого Мышления, которое нужно понять или сделать доступным пониманию.
Учение — это жизненный путь, во время движения по которому Учение становится доступным и обретается истинное понимание. Т.е. истинное понимание приходит с претворением Учения в жизни, а не после растолковываний и сколь угодно обширных разъяснений. «Учение всегда приравнивается к Пути, ученики — к путникам, странникам» (Письма Е. Рерих, 12.07.50).
Дорогая Людмила Максимовна (пока писал столь длинное письмо, так много мысленно переговорил с Вами, что Вы мне стали просто дороги), надеюсь, что вышеприведенные размышления не останутся без Вашего внимания, так же как не отпускают внимания моего. Возможно, многие из этих проблем являются проблемами лишь только для меня, и здесь сказывается несовершенство моего понимания, но проблему в целом снять нельзя. У меня же возрастает убежденность в том, что именно повышая уровень своей Культуры, мы можем прийти к пониманию Учения, а не читая его в упрощенном виде. «не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять всеобъемность Учения… Ученик должен стремиться развиться духовно, пробуждать свое чувствознание, что возможно лишь при очищении Сердца и мышления от всяческих предрассудков и предвзятых понятий», — пишет Елена Ивановна. Вот в этом направлении нужно двигаться, и тогда мы созреем до Учения и сможем правильно оценивать различные духовные опыты.
Так же мне видится ещё одна опасная тенденция, вскользь упомянутая мной и упущенная в Вашем письме. А именно, что многие, изучавшие Учение Огня, почти полностью переходят на «Грани». Кто эти люди? Что заставляет их так поступать? Неужели не выдерживают напряжения и ответственности Учения? Над этим стоит размышлять.
Вы пишете, что ни один из авторов статей с критикой «Граней» не смог привести ни одного веского аргумента по содержанию этих книг. На мой взгляд, это не так. Кроме того, редакция располагает такими материалами в черновом варианте, и я знаю, что такой материал собрать можно. Но ведь у редакции другие цели. Газета издаётся с надеждой к тем, для кого именно Учение стало «Последней Пищей, Последней Влагой, Последним Огнём». В первую очередь на их поддержку мы рассчитываем и для них работаем. Поэтому целесообразней занять пространство газеты материалом отнюдь не критическим, а помочь тем, кто живет Учением.
Если же Вам лично нужны аргументы (т.е. разумный подход, в котором Вы нам отказываете), то для себя я их нашёл. Откроем, к примеру, журнал «Мир Огненный» (№3,1997 г.), где приведена подборка на тему единения(!). Эта подборка представляет собой смесь цитат из Учения и «Граней», чем подчеркивается их равнозначность. Сравните цитату на стр. б («Г.А.Й.», 61 г., 169) и цитату из Учения в этой же подборке(!) на стр. 9 (АУМ, 276). Сравните эти цитаты полностью, чтоб не исказить смысл. Я же хочу акцентировать Ваше внимание на следующих моментах. «…Мой Совет: помогать только советом, не беря на себя ответственности за успех намеченных опытов, ибо он будет зависеть до известной степени от пригодности участников в нём» — в «Гранях» и «…Сочувствие может ограничиться словами, но единение должно вызывать действие… Часто сочувствие ограничивается звуком пустым… Человек опасается ответственности, но вместе с тем впадает в безсердечие» -в Учении. Обратите внимание также на прекрасную призывную шлоку 434 в «Иерархии»: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом, и в великом!.. Не знаете, где капля, чашу переполнившая!.. Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь».
В той же цитате из «Граней» утверждаются чудеса, когда Учение говорит об обратном. Или, например; «…Остерегаться надо всех людей, с которыми приходится соприкасаться, ибо воздействие идёт через мысль, а внушению подвержены все без исключения люди» («Г.А.Й», 62 г., 33). Я не могу «остерегаться всех людей», т.к. Владыка заповедал доброжелательность, сострадание как первые сокровища сердца (например, Иерархия, 106). Вообще, в «Гранях» это «остерегайтесь» в разной форме звучит часто, и много уделяется тому, как оградиться от вредного влияния других людей, защите и опасности пути к Свету. «Оторожность и самозащита» (61 г., 75), «самоохрана своего микрокосма» (61 г., 3) являются постоянным фоном. Вроде бы разумно, но акценты характерны. Акценты — вещь сильная. Так, «Грани» постоянно говорят об астрале, о «победе над астралом», вплоть до «астрал больше не нужен», всюду — астрал и астрал, прямо приковывая к нему внимание. Учение же нацеливает внимание на мысль, на высшую триаду, не на подавление чего-либо, а на созидание нового (по принципу — «не запрещать, а перевести внимание на высшее»). Мне кажется, это значимо. И тем более, если всё же принять во внимание следующие строки из письма Матери Агни Йоги: «Именно Тонкий Мир и есть Мир Астральный. Но Владыка не любит этого определения, и потому во всех книгах оно заменено термином «Тонкий»» («Письма в Америку», т.1, 19.1Х.34).
Вы приводите цитаты из «Граней», призывающие к единению, но вот цитаты другого характера: «…Надо уметь защищаться. Замкнутость и умолчание о чувствах и мыслях своих будет надежной защитой. Молчание — щит очень прочный. Вывод: принимать какое-либо решение, опираясь на советы друзей, невозможно. Надо всё самому: и смотреть, и решать, не полагаясь ни на кого…» (61г., 75).
«…Суета и соприкосновение с людьми разрушают возможности тонких восприятий. Потому добровольное одиночество — удел сильных и мудрых» (61г., 51).
О языке «Граней» разговор может быть отдельный. После возвышенности Учения отличие разительно: «…По линии наименьшего сопротивления следует достигать, ибо лбом стену не проломить и против рожна не мудро переть» (61 г., 39). Не могу понять такого «упрощения», тем более, что эти слова приписываются Матери Агни Йоги!!! Николаю Константиновичу приписывается: «Хороша пословица: не мытьем, так катанием, не так, так этак, но до победы дойдём» (61 г., 40) и Елене Ивановне: «…Не преуспевши в одном, хвостатые ищут новые возможности и хотят доконать не мытьем, так катанием» (68 г., 73) (это о тех, кому «Грани» «очень не по душе»). Уверен, что филологически Учение и «Грани» имеют огромное отличие. «Скажу тайну — до них ты охоч…» (62 г., 31) и т.д. Русский язык «Граней» беден, не говоря уже о переполнении библейскими максимами («И тогда братство утвердится на осветленной и преображенной Земле. И тогда будет «едино стадо и Един Пастырь» (68 г., 578) (!) и т.д.).
Подобных моментов в «Гранях» множество. Я не ставил себе целью их выписку и анализ, что требует и времени, и сил, которые в наше сложное время в цене и так нужны Учению Огня. И дело это неблагодарное — могут, например, надеть ярлык «кураевщины». Ведь ярлыки — это болезнь нашего движения.
Если приведенные мной примеры для Вас будут не убедительны, я возьму на себя труд найти следующие.
Да и, на мой взгляд, дело вовсе не в количествах аргументов. Вы призываете к единению. Так давайте найдём, что у нас общего. И окажется, что очень многое, а главное — Учение! Так давайте объединяться на основе Учения и оставим то, что нас разъединяет. Ведь трудность вряд ли в нас, «раскольниках». Газета отражает позиции, проблемы, нужды нашего движения, то что она и должна делать как газета (в подавляющем большинстве случаев материал газеты — это материал, присланный нашими читателями). Проблема, скорее всего, в том, что «Грани» в той роли и значимости, какую им пытаются придать, не могут быть приняты значительным числом людей, идущих путём Учения. И, если продолжать выбранную линию и в дальнейшем, то это неминуемо приведёт к размежеванию. На мой взгляд, не только к нам надо слать обращения. Можно делать вид, что ничего не происходит, и загнать конфликт вглубь. Но это, как понимаете, чревато действительно серьезными последствиями.
Надеюсь, что это письмо послужит улучшению взаимопонимания и дополнит фактический материал для оценки нашей позиции и нашей деятельности.
«Будем Учение держать как радость бытия!»
Всего доброго, с надеждой на дальнейшее сотрудничество, извините за многословность,