ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Новая эстетико-экологическая школа поворачивается лицом к жизненно важным проблемам, ориентирует на развивающее обучение (знания являются не самоцелью, а средством развития ребенка), обеспечивает полноценное эстетическое воспитание школьников, противостоящего таким порокам века, как бездуховность, потребительство, технократизм, возрождает в детях желание умения учиться, привлекает к активной интеллектуальной деятельности. Сегодняшняя школа не такова.

Учиться в ней, как правило, неинтересно и утомительно. Нынешний подход в основном больше гасит природные интересы учащихся, нежели развивает их, нередко блокирует развитие детей, не учитывает их индивидуальных способностей!

Оторванность школы от жизни проявляется в следовании мертвым метафизическим схемам (игнорирование диалектики реальных взаимосвязей), пренебрежение экологическими проблемами (приверженность старым стереотипам, согласно которым человек противопоставляет себя природе, выступает в роли стороннего наблюдателя, потребителя), разорванности учебного процесса на обособленные предметы, отстраненности предметов естественного цикла от проблем культуры общества.

Разрыв между школой и жизнью усугубляется физическим игнорированием насущных задач развития и воспитания детей: школа плохо готовит своих питомцев, воспитывает привычку заучивать готовое решение. Школа не растит интеллигентов, столь необходимых обществу; её продукция — малоквалифицированные работники с неразвитым чувством ответственности, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к судьбам державы — те самые, которые так активно’ разворовывают страну, губят ее природу, отравляют воздух, воду, продукты, являются прямыми виновниками катастроф, землетрясений.

Термин «Эстетика и экология» подчеркивает ориентацию учебного процесса на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые предстоит решать человечеству.

Все содержание в школе пересматривается с точки зрения экологического императива: «Человек часть космического пространства, природы, он либо погибает вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции. Существенно, что экологический императив предлагает императив нравственный: совершенствование внутренней культуры человека, выдвижение на передний план морально-нравственных, а не потребительских ценностей, духовное развитие личности с учётом основ миропонимания новой эпохи, в конечном счёте, все это предполагает единение естественно научного, гуманитарного образования. Диалектические принципы модели подчеркивают ориентацию школы на развитие у учащихся объёмного проекционного восприятия космического пространства, мироощущения, стабилизация эйдического мышления.

Главными компонентами наряду с развитием памяти становится восприятие, воображение, своеобразие потока форм мышления.

Индивидуальное развитие ~ путём структуры внешкольного дополнительною образования предусматривает расширение эмоциональной сферы и обучение разнообразным умениям: вязание и рукоделие, декоративный труд по дереву, работа с берестой, аппликация, рисование, ритмика и танцы, игра на инструментах.

Мы отказываемся от стереотипа, сводящего обучение в школе фактически лишь к приобретению знаний. На первый план выдвигаются умения, приобретение знаний рассматривается как средство развития личности. При тиком подходе знания обретают личностную значимость, становятся более глубокими и прочными; открывается возможность получения значительного объёма приобретаемых знаний без перегрузки.

 

ПЕРСПЕКТИВА

 

Построение учебного плана школы — базируется в учебном процессе на интегративно-гуманитарном подходе. Он состоит из 2-х ступеней — общеобразовательном (1-9 кл.) и профильной или лицейской (10-11 кл.).

Модель предполагает завершение общеобразовательного этапа обучения не к концу 11-го класса, а к концу 9-го класса. Причём не просто на уровне требований к учениям учащихся, а более широко, на уровне их развития, намного превышающем требования, обычно предъявляемые к оканчивающим среднюю школу.

Только решив эту задачу, мы сможем реализовать полноценное профилирование обучения на старшей ступени.

 

Общеобразовательная ступень

 

В учебном плане существует ориентация на более раннее развитие иностранного языка с 1-го класса. В 1-6-м классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» включающий в себя разнообразные сведения из .многих областей — географии, краеведения, биологии, химии, техники, экологии.

Фактически — это не один учебный предмет, а последовательность из семи самостоятельных предметов, каждый из которых развивает свою тему.

1-й класс — «Мир знакомый и незнакомый».

2-й класс — «Мир красивый и некрасивый».

3-й класс — «Мир изменчивый и постоянный».

4-й класс — «Мир таинствен’ ный и познаваемый».

5-й класс — «Грани мира».

6-й класс — «Наша планета -Земля».

7-8-й классы — «Окружающий мир».

9-11-й классы — «Основы миропонимания новой эпохи».

 

«Окружающие миры» решают ряд очень сложных задач — реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира, в целом и месте человека в нём серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов.
Все четыре естественных предмета — физика, химия, биология, география — изучаются синхронно (одновременно). Это происходит в 7-9-х классах, программы этих предметов изменяются и строятся в соответствии с экологическим императивом, Человек (в частности, школьник) есть часть самой природы, а не некий абстракный исследователь. Завершение базовых естественных предметов в 11-м кл. требует радикальной перестройки всего курса математики.

Рассматривая знания, как важное средство развития ребенка, мы стремимся стимулировать его любознательность.

Наблюдательная астрономия планируется уже в 5-м классе (когда дети особенно желают постичь картину Вселенной).

Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных реакциях планируется формировать в 5-6-х классах.

В «Окружающем мире» 6-го кл. будет вводиться понятие физического поля, даваться представление о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, обстоятельно рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере. В новом научно-философском цикле «Основы миропонимания новой эпохи» в 9-11-х классах будут рассмотрены темы: «О смысле жизни», «Современное состояние мира», «О мысли», «О Единстве Всего Сущего», «Закон Перевоплощения», «Закон Кармы», «Об управлении Миром», «О психической Энергии», «Значение Сердца в наступающую эпоху», «Безпредельность», «О воспитании», «О взаимопонимании Начал», «О красоте и искусстве», «О молитве и подвиге», «О жертве и чувстве долга», «О страдании», «О Мирах Тонком и Огненном».

Учебный план и скорректированные новые учебные программы дадут принципиально иной подход ко всему учебному процессу, именуемый ИНТЕГРАТИВНО-ГУМАНИТАРНЫМ. Суть подхода в том, чтобы проецировать все знания на личность учащихся, сделать для него их личностно значимыми, заинтересовать его в получении этих знаний.

Учебный материал должен преподноситься таким образом, чтобы школьник чувствовал: это затрагивает лично меня, этого достигли люди — значит, это доступно и мне, это опасно и вредно всем, а значит и мне.

При интегративно-гуманитарном подходе значимость конкретных сведений (физических,  химических, биологических) значительно расширяется, выводит, как правило, за рамки данного предмета и приобретает общечеловеческий характер.

Здесь преодолевается традиционная отстраненность учащихся от изучаемого объекта и открываются возможности использовать методы проблемного обучения и тем самым выходить на развивающее обучение. Такой подход естественным образом разрушает барьер между предметами, позволяет преодолевать разобщенность.

В интегративно-гуманитарном подходе лоцируется синтез научно-философского и духовного подхода к образованию. В школе меняется и отношение к воспитательной работе, которая строится с учетом разновозрастного контингента школьников и исключительно на коллективных творческих делах.

Придаётся исключительно важное значение вариативности динамических перемен, вторая половина дня коррекционно определяет и структуру внешкольного образования. Создаваемая психолого-педагогическая служба школы функционирует с учётом специфики самой школы. Существенно меняется оформление самих учебных кабинетов, рекреаций школы.

Создаётся метафизическое непроизвольное психологическое воздействие внешней среды на микробиологическую структуру ученика. На основные роли выводится предмет «Изобразительное искусство с элементами музыки», спецкурс «Психоэтика», а также физическая культура — ритмика, театр, физика. Компонент вышеперечисленных предметов позволяет стимулировать правое полушарие коры головного мозга, что и определяет импульсивное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление.

Учебный план изменяется ежегодно с учетом профессиональной подготовки преподавателей, но стратегические задачи самого эксперимента естественным образом сохраняются.

Ключевое значение принадлежит изучению и осмыслению постулатов нравственности, в основе которого лежит изучение предмета на факультативной основе «История религии». Такой подход разрывает догматический прагматизм церковных представлений и позволяет уберечь ребенка от процветающих ныне различного рода секций и сект.

Полученные знания .по предмету «История религии», включённый в цикл программы «Мировая художественная культура» привлекают ребят к созиданию и преобразованию окружающей действительности, позволяют сформировать собственное и терпеливое отношение к религии, быть терпимым к иному образу мысли и жизни, инакомыслию вообще.

 

ВКЛЮЧЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

 

Включение школы в эксперимент происходит исключительно на добровольных началах. .Этот Вопрос решает педагогический коллектив школы. Ориентируясь на специальные педагогические органы, курирующие эксперимент, каждый учебный год в соответствии с представленной концепцией составляется собственный учебный план. В плане учебно-воспитательной работы появляется соответствующий раздел, позволяющий определить формы специального просвещения среди педагогов. Эта тактичная, выдержанная, постепенная и планомерная работа позволит безболезненно вовлечь каждого педагога в ход эксперимента и определить его конкретное участие в инновациях.

С учетом профессиональной подготовки и творческого поиска учителем-предметником апробируется ряд новых предметов: «Культура речи», «Культура письма», «ИЗО с элементами музыки», «Психоэтика», «Эстетика чертежа», «Шахматы», «Фитотерапия», «Декоративно-прикладной труд», «Экология», «Санитария и гигиена», «Русская лапта», «Эстетические начала и вкус» и др.

 

ВЫВОДЫ

 

Настоящий материал даёт возможность отработать концепцию школьного эстетико-экологического образования, которая предполагает формирование у учащихся нового мышления, благодаря изменениям в учебно-воспитательном процессе, базирующемся на интегративно-гуманитарном подходе. Намечается реальный путь к эффективному внедрению в школьную педагогику методов проблемного обучения. Появится реальная возможность введения особых подходов в школьные программы на основе госстандартов.

Изучая предмет «Окружающий мир» дети очень активно с удовольствием конструируют в своём сознании картину мира, неформально усваивают многие понятия и представления, заинтересованно воспринимают экологические проблемы. Процесс учебы реализуется в поисковом режиме, это заметно активизирует работу детской психики — отсюда подъём активности на уроках, пробуждение интереса к работе с книгой и вообще заметное повышение интереса к обучению, обострение у детей восприятия, развитие воображения, появление способности переносить понятие из одного учебного предмета в другой.

Замечено, что благотворный эффект активизации психической деятельности наблюдается у разных детей с хорошим предварительным развитием и с заторможенным развитием, тяготеющих к рациональному (аналитическому) мышлению и настроенных на целостное, эмоциональное восприятие мира.

Учащийся на протяжении обучения знакомится с такими понятиями как психическая. энергия, аура, биоэнергетическое поле человека и медитативно сможет поставить защитный экран против экологической катастрофы.

Следует также отметить, что на 50 процентов эксперимент работает на развитие учащихся, а на 50 процентов — на развитие учителей.

Учитель сам оказывается в ситуации творческого поиска, он вынужден существенно расширить свою эрудицию, выходить за рамки своего предмета, формировать собственное целостное видение мира. Сам ход инноваций демонстрирует двойную направленность развития — от учителя к ученику. В результате развитие детей идёт интенсивнее, успешнее.
Входе настоящей работы возрождаются и расширяются творческие связи между учителями,  преподающими разные предметы, разрушается традиционная разобщенность предметников, прекращается, противопоставление одних предметов другим, формируется сплоченный коллектив учителей-единомышленников.

Как следствие — заметно повышается интерес учителей к своей работе. Учитель высоко оценивает предоставленную им экспериментом свободу творчества, постепенно они превращаются из пассивных исполнителей готовых программ в творческих личностей.
Все это говорит том, что отрабатываемая в порядке исследовательского эксперимента эстетико-экологическая модель школы и представляет определенную практическую ценность в совершенствовании творческого потенциала каждого школьника в нынешней противоречивой жизненной атмосфере.

Несомненно, сама модель суммирует многие прогрессивные идеи и подходы разной педагогики (идеи В. Сухомлинского, А. Макаренко, философско-педагогическое наследие Е.И. Рерих), включая ориентацию на проблемно-развивающее обучение, интеграцию, гуманитаризацию и экологизацию учебного процесса. В ней заложено единение естественного, гуманитарного и эстетического образования; используется гуманитарный потенциал естественных предметов, рассматриваемых с позиций не только получения базовых знаний, но и развития учащихся, формирования у них планетарного эйдетического (образного) мышления.

 

В.ЧИРИКОВ, директор Поросинской средней школы, Томская, область
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x