Духовная культура России на протяжении последних десяти веков преимущественно развивалась в традиция: христианского вероисповедания. Поз тому традиции христианской этики для нас понятны, и мы постараемся их про анализировать с позиции экологически ориентированной нравственности.
Есть общепринятые для всех время представления об абсолютной недопустимости некоторых поступков. И называют общечеловеческими ценностями. В начале первого тысячелетия в христианстве они были сформулированы как десять главных заповедей. Воздействуя на нравственности людей, они служили критерием добра к зла. При этом в зависимости от эпохи они часто получали свое дополнительное содержание. В наши дни заповеди христианства приобретают экологическую значимость.
Основное правило общества, заботящегося о среде своего обитания, — это своеобразный эквивалент христианской заповеди: «Во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». К сожалению, сегодня всем нам не хватает знаний, как же именно мы должны поступать, следуя этому правилу. Отсутствие достоверной информации об экологических последствиях внедрения новых технологий не позволяет достоверно и доказательно судить об аморальности многих направлений научно-технического прогресса, хотя продолжается рост числа эхогенных заболеваний, увеличивается число инвалидов. Поэтому представляется наиважнейшей та заповедь, которая помогает установить экологическую опасность отдельных видов производства и перестроить наше технократическое сознание: «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» (Евангелие от Марка. 10; 19).
Без сомнения, главную экологическую нагрузку несет заповедь «Не убий» (Евангелие от Матфея. 5; 21). Христианство во всех своих заповедях запрещает убийство. Однако все, к чему ведёт научно-технический прогресс, не сдерживаемый моральными нормами, — это прогрессирующие способы умерщвления природы. В результате страдают и природа, и человек. Ценности новой экологической культуры должны ориентировать человека (ученого, инженера, хозяйственника) на признание приоритета целостности среды и здоровья человека. Сегодня «не убий» — это запрет на проведение исследований технологий, потенциально содержащих возможность умерщвления жизни. Такие исследования и технологии возможны в самых различных областях научно-технического прогресса. «Не убий» как этическая норма доказательна не только в системе религиозного верования. «Не убий» — как норма экологически безопасного поведения — может быть обоснована естественно-научными преставлениями о биосфере. Химик, даже и не верующий в Бога, понимает невозможность использования (а следовательно, и производства) ряда ядохимикатов и химического оружия. Согласно принципу биогеохимического единства, сформулированному еще в начале века В.И. Вернадским, — то, что смертельно для одного живого существа, не может быть безвредно для другого. Живой мир связан пищевыми связями, и рано или поздно яд дойдет до вида, которому он и не предназначался .Дойдет он таким обра-зом и до человека (например, через пищевую цепь: трава-скот-люди). Для физика заповедь «Не убий» обосновывается тем фактом, что средства массового поражения, которыми оснащены современные армии, Способны привести цивилизацию к самоуничтожению. Победителей не будет, т.к. изменившаяся после ядерной зимы экологическая ситуация никому не оставит шанса на выживание.
В наши дни приобретает экологическое содержание и заповедь «Любите врагов ваших», считающаяся самой трудновыполнимой из всех заповедей Христа. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного» (Евангелие от Матфея. 5;43-44). В наши дни ветхозаветное «око за око» — самоубийство. Становится все очевидней, что основа новой мировой цивилизации — взаимосогласованность действий партнеров на основе мирной взаимодоговорённости партнеров, а не врагов. Мы должны искать средства взаимопонимания, а не поводы для хронической конфронтации. Даже если партнеры нам несимпатичны, их действия вызывают в нас искренний протест, мы обязаны искать основания для сотрудничества. Поскольку цель выживания остается общей для всех, враждебно настроенные друг другу группировки не могут сосуществовать в современном мире по абсолютно объективным причинам: при накопленных на планете средствах массового поражения они неизбежно и неотвратимо приведут к самоуничтожению. Было бы непростительной наивностью призывать отечественную науку и промышленность к переориентации в условиях сохраняющейся конфронтации государств. Отказ от холодной войны, тенденция к разоружению — это шаги к новой этике. Благодаря начинающимся сдвигам к преодолению вражды и будут осуществлены заповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Евангелие от Матфея. 5:5; 5:7).
Следует остановиться и на заповеди «Не укради» (Евангелие от Марка. 10:19). И она несёт в наши дни экологическое содержание. Негативная роль потребительской эйфории в развитых странах становится всё заметнее. На эти страны приходится и большая часть потребляемых природных ресурсов, и большая часть выбросов, загрязняющих атмосферу и Мировой океан. И атмосфера, и Мировом океан являются общим достоянием. И если какие-то страны начинают потреблять все большую часть от общемирового запаса ресурсов, то другие страны, соответственно, должны потреблять их все меньше и меньше. На повестке дня перед мировым сообществом уже стоит практическая задача; установить нормы допустимого потребления природных ресурсов на одного человека. Потребление сверх этого идет за счет кого-то другого. По существу, это и есть кража — кража жизненного ресурса. Очевидно, что в решении проблем по преодолению экологического кризиса существует широкий спектр задач, в том числе и экологизация потребностей, уравнивание всех жителей Земли в праве на природные ресурсы. Например, «класс автовладельцев» относительно невелик: машины имеют всего около 8% жителей планеты. Но их автомобили — непосредственная причина примерно 15% объема мировых выбросов СО2 а также загрязнения воздуха другими веществами, способствующими изменению климата и выпадению кислотных осадков. (При этом ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут 0,25 млн. человек. Чтобы сделать «дом на колесах» более комфортабельным, почти 90% новых машин в странах Запада оснащаются кондиционерами, что удваивает их вклад в изменение климата Земли из-за увеличения выброса фреонов, разрушающих озоновый слой.
Итак, в наши дни христианская мораль получает экологическое содержание. Но справедливость требует отметить, что в своё время именно христианство способствовало отчуждению человека от природы и противопоставления его окружающему миру животных и растений. Христианству, в отличие от предшествующего ему язычества, изначально было чуждо поклонение природе. Разговоры о происхождении человека от животного казались этой религии оскорбительными. Утилитарное толкование получила и фраза: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Притча о том, что Христос проклял безплодную смоковницу, не сумевшую утолить его голод, — также толкователями христианства использовалась для того, чтобы доказать право человека на пользование природой в интересах своих потребностей. Из чего следовал утилитарный вывод, что единственное предназначение природы — удовлетворять потребности христианства. Так что весьма неоднозначна роль христианства в истории взаимоотношений человека со средой. Тем не менее христианские заповеди могли бы и в наши дни стать частью новой экологической культуры, без которой человечеству грозит участь динозавров и мамонтов.
С.СУХОРУКОВА, кандидат экономических наук.
Эк. газета «Спасение»