Нравственное воспитание должно опираться на воспитание благодарности. «В благодарности скрыто всякое благо как огонь и свет притаился в кремне. С неблагодарностью приходят грусть, невнимание и страсть, из страсти — зависть, а из зависти — лесть, хищения, кровопролития и всякая пропасть беззакония».
Залогом успешного воспитания детей, по Г. Сковороде, должны быть добрые наставления, искоренение плохих привычек. Он рекомендовал в связи с этим такие методы воспитания, как беседа, разъяснение, пример, советы и др. Воспитывая детей, советовал он, необходимо прибегать к убеждениям, приучать их анализировать свои поступки.
Большое значение в развитии мотивации морального поведения личности Сковорода придавал чувствам. Последние наиболее ярко проявились в его учении «О сердце» человека. Сердце, по Сковороде, — это единство мыслей, чувств и стремлений человека. Это единство, очевидно, заключается в том, что мысли, вызывая чувство личности, в то же время сами становятся глубоко интимными, задушевными. Они, исходя из глубины души личности, согретые её чувствами, становятся убеждениями, определяя тем самым её действия.
Определяющим в духовном воспитании, по его убеждению, является формирование привычек высокодушевного поведения молодежи, поскольку привычка «не в знании живет, но в делании». Результатом духовного воспитания есть личность, которая стремится стать лучшей. Исходя из этих положений, Сковорода обращает также особое внимание на исключительное значение уважения и любви к детям, гуманного отношения к ним со стороны родителей, старших, учителей.
В целом воспитание, по Г. Сковородой, должно осуществляться прежде всего через труд, который он считал основой общественной жизни, как «начало» и «венец» счастья, через который человек духовно развивался.