Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, а то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность.
(А. С. Макаренко. 1937 г.)
В нынешней школе, средней и высшей, никто не учится по способностям, своим темпом и по своим интересам за исключением тех, кто занимается самостоятельно, параллельно учению в школе. Равнение на среднего учащегося, обучение всех по единым программам и одинаковым учебникам, жёстко запрограммировано классно-урочной системой. Это убивает своеобразие личности. Учёные приходят к выводу о масоовом убийстве талантов в школе. Как освободиться от этого порока? Дифференцированное обучение не решает проблемы. Сокращение численности учащихся в классе, что сейчас делается, удорожает обучение. Возрождение лицеев и гимназий, не достигая цели — воспитание духовности, — ведёт к усилению социальных противоречий. Чем руководствоваться, из чего исходить, чтобы решить проблему? Назову условия, положения, осуществление которых, по-моему, приведёт к цели. Они следующие:
1. Наследственность человечества с её неисчислимым количеством разнообразных генов, обезпечивающих безконечное разнообразие индивидуальностей, представляет собой самое ценное, что создано в эволюции жизни. Следовательно, необходимо создать организацию обучения, которая сохранит это самое ценное. Удивительно, что А.С. Макаренко понял это более полувека назад, а его обвиняют в нивелировке личности.
2. Генетический потенциал человека очень велик, но, как правило, вскрывается только та его часть, для которой оказываются благоприятными специфические условия индивидуального развития. Таков другой вывод генетики. Но именно этого условия нет в нынешней организации обучения.
3. Выдающиеся педагоги давно пришли к заключению, что настоящее образование это только самообразование. При нём достигается высокое качество знаний и очень большая экономия времени, например, в 1944г. группа учащихся 265-й школы Москвы за два летних месяца (время безделья школьников и роста среди них правонарушений) хорошо освоила годовую программу девятого класса. Учителя объясняли им только ключевые вопросы, а всё остальное они изучали самостоятельно. Если такие вундеркинды, как Саша Дворак и Дайид Арутюнян, закончили школу за пять лет вместо десяти, экономия времени в два раза, то обыкновенные, но развитые школьники достигли экономии времени более чем в четыре раза! А ведь они ещё не имели достаточных навыков самообразования. У проф. Л.Б.Наумова (Новосибирский мединститут) сильные студенты, работая самостоятельно, успешно осваивали учебную программу в шесть раз быстрее, чем при обычных занятиях.
4. Я.А.Каменский поддержал совет педагога своим ученикам, пожелавшим достичь больших успехов в учении: «Искать себе учеников, чтобы ежедневно учить их тому, чему сами учатся, даже если бы приходилось приобретать их ценою золота». Проф. В. К Дьяченко (Красноярск) разрабатывает способ обучения на подобной основе; у него и его последователей ученики занимаются в парах переменного состава, обучая друг друга. Но ныне взят прямо противоположный курс, когда настойчиво вводят платное обучение, чрезвычайно дорогое, доступное очень немногим. Как же осуществить обучение по способностям и интересам каждого, исходя из сказанного? Путём самообразования. Но не обычного, когда обучающийся в основном предоставлен самому себе, а самообразования организованного, которым руководят учителя, другие специалисты, родители.
Обучение по способностям неизбежно ведёт к образовании: разновозрастного коллектива способности людей разные. В та ком коллективе очень благоприятные условия для взаимного обучения, массового наставничества, Плодотворного общения.
А нынешнее образование пронизано изоляцией обучающихся по возрасту (от детских яслей до вуза включительно), национальности (особенно в последнее время), полу (возрождение в последнее время школ с раздельным обучением мальчиков и девочек), по состоянию здоровья (больных отделяют от здоровых), по способностям, по богатотву. А все под растающее поколение изолировано от старших поколений в главных видах деятельности; производительном труде, науке, управлении общественными делами производством, в искусстве.
Академик Капица выступал против создания школ для одарённых детей в области математики, физики, химии, биологии, «Если талантливого школьника, — говорил он, — изъять из школы, то это её как бы обезкровливает и сильно оказывается на уровне всея школы. Это объясняется тем, что способный товарищ может уделять своим одноклассникам гораздо больше времени, чем учитель, и взаимная помощь между ними налаживается проще и теснее. Талантливые школьники часто играют большую роль, чем учителя, для обучения своих товарищей. Но этого мало. Хорошо известно, что в процессе обучение сам обучающий учится. Чтобы объяснить товарищу теорему, надо хорошо её самому понять, и в процессе объяснения лучше всего выявляется своя собственная неполнота понимания. Таким образом, талантливым школьникам для своего умственного роста нужны товарищи, с которыми они могли бы заниматься. В школе для талантливой молодежи такого взаимного обучения обычно не возникает, и это сказывается на эффективности развития способностей».
Как видим, в коллективе, объединяющим всех учащихся, хорошо всем. А.С. Макаренко создал комбинированный, разновозрастный трудовой коллектив, наша задача — создать разновозрастный учебный.
Начнём с содержания образования. Если ныне обучение по индивидуальным программам предусматривается только для одарённых учащихся, при новой организации — наряду с государственной индивидуальная программа для всех без исключения, т.е. каждый сможет учиться и по своим способностям и интересам. Следует рекомендовать школьникам и студентам особое внимание обращать на научную организацию труда (НОТ), на изучение опыта самообразования и самовоспитания в жизни замечательных людей; на гигиену и здоровье.
Основное место занятий — школьные кабинеты и лаборатории, обезпеченные специализированными библиотеками. Например, если это кабинет истории, то в нём и Маркс И Библия, учебники разных лет издания, произведения дореволюционных и современных авторов по истории, т.е. такой подбор литературы, который требует самостоятельной работы мысли, обмена мнениями, дискуссий. Занятия как в читальном зале хорошей библиотеки, но под руководством учителя. В любую минуту ученик может получить консультацию. Звонков нет. Полная тишина.
В помещениях, которые можно назвать «шумными», читаются лекции, проводятся групповые консультации, просматриваются кинофильмы. Лекции читаются непосредственно или передаются по радио, телевидению, а с ними выступают учёные, изобретатели, работники производства, деятели искусства и сами школьники, студенты. Но посещение лекций, консультаций необязательно: зачем тратить время на слушание того, что известно из других источников, или можно с пользой для своего развития и экономии времени изучить самому? Роберт Гук ещё в XVII веке сказал: «Зачем платить деньги за то, чему можешь научиться сам?».
Руководимое самообразование даёт каждому время и свободу. Свободу в определении в значительной мере содержания обучения, места и времени занятий. Появляется возможность учиться всюду: в различных библиотеках, музеях, художественных галереях, в поле, на ферме и т.д., индивидуально или, объединяясь в небольшие группы, совершать экскурсии и путешествия, когда это необходимо.
Станет возможным более равномерно распределить время в течение года, отказавшись от трёх месячных каникул. Летом больше внимания уделять изучению природы и таким наукам, как ботаника, зоология, агрохимия и труду в сельском хозяйстве. В результате сократится время учебных занятий в остальное время, что положительно скажется на учении и на здоровье.
Известно, как важно сосредоточиться на изучении серьезной книги, науки и работать непрерывно. Вундеркинды, которых я знаю, сами определяют, когда и сколько им отдыхать. Как говорил Саша Дворак, у него было время и книгу почитать, и в футбол поиграть. Другая особенность в их занятиях — сосредоточение на изучении немногих предметов и большими доэами, а не по одному параграфу и с перерывами, как это делается в школе, (изучение большими блоками, чему положено начало, это, конечно, движение вперед). Очень эффективный метод «погружения» в предмет в условиях самообразования станет естественным и всеобщим, в том, числе и погружение в среду другого народа для изучения его языка, производства, культуры.
История науки и техники свидетельствует, что наиболее важные открытия и изобретения делаются людьми в возрасте до 30 лет. Возраст наших учёных и изобретателей очень высок, так как слишком поздно начинается научная и изобретательская деятельность. Так в 60-х годах доктора наук моложе 30 лет не составляли даже сотых долей процента, моложе 40 лет — 3%. Экспериментально установлено: уже ученики 6-7-х классов способны успешно заниматься научными исследованиями. Необходимо их сотрудничество с учёными, изобретателями, но для этого нет времени, а самообразование его не даёт. М.А.Лаврентьев считал, что подготовка научной смены должна быть в центре внимания уже в средней школе: чем раньше молодежь будет приобщаться к науке, тем быстрее и полнее будет отдача. Новая организация обучения даёт возможность решить и эту проблему.
В школе нет коллективного учебного труда, нет его разделения между учениками, студентами. В условиях, о которых идёт речь, они могут объединяться в группы разного состава, чтобы совместно изучать большую тему, проблему, разделяя между собой вопросы, литературу, а затем обмениваться изученным и устно, и письменно. Важно то, что при этом индивидуальная и коллективная работы объединяются. А вот пример, показывающий, что могут дать коллективные консультации. «Сессию группа сдала плохо. В отличниках оказался только староста. Он переживал, но выход нашёл: предложил организовать в группе свои студенческие консультации. Товарищи приходили к нему на квартиру. Прошёл месяц. В группе обнаружились свои знатоки физики, химии и других наук. А потом был день, когда группу впервые назвали лучшей группой Уфимского авиационного института… Консультации сплотили группу крепко».
Серьезно изменится и роль родителей.
Новая организация обучения даст возможность родителям принять непосредственное участие в обучении детей, и не только своих. Обучать дома (особенно в дошкольном возрасте), в школе, становясь помощниками школы. Сотрудничество детей и родителей сблизит их.
Изменяются функции учителей: они превращаются в организаторов обучения, консультантов. А ученики становятся и учителями друг для друга.
Это будет обучение на принципе взаимной солидарности в развитии, воспитывающей взаимное уважение, стремление помочь другим, радоваться их успехам.
Школьники и студенты выходят за стены школ, в мир большой жизни, его непосредственного изучения.
А.НОВИКОВ, г. Пермь.