Мы — это то, что мы едим. (Древнее изречение)
Еда есть цепи дьявола. (Мир Огненный)
При рассмотрении вопроса о рациональной пище человека будем исходить из того, что человек есть микрокосм и из философской основы питания, «мы — это то, что мы едим». Для этого обратимся к древней ведической литературе — первоисточнику духовного и материального знания, раскрывающего цель существования самого человека в этом мире, состоящая в самосознании себя и в духовном развитии.
Веды учат, что человек — это духовная частица (душа), имеющая духовное (огненное), тонкое и плотное тела. Человек своими глазами может видеть лишь плотное тело, открытым третьим глазом — тонкое тело, а духовными глазами — духовное тело. Душа объединяет функции всех трёх тел, накапливает и преображает энергии. Она находится в сердце. Духовное тело обычно мало образовано. Скелетом тонкого тела являются нервы. Сущность духовного развития состоит в овладении истинными духовными знаниями и следование им; в образовании духовного тела, утончении тонкого тела, оздоровлении плотного тела, с тем, чтобы эта триада засияла.
Каждая душа вечна и индивидуальна. Она может менять свои тела. При нахождении в материальном мире душа развивается путём перехода из одного тела в другое (путем перевоплощения). Человеческая форма жизни наделена разумом с тем, чтобы человек мог самоосознать себя и развиваться духовно. Другие виды живых существ (животные, растения) сознания не имеют, хотя устройство их организмов сходно с устройством человека.
Человек-микрокосм поддерживает постоянную связь с Макрокосмом через различные я энергии. Он не может существовать без сна и еды. Вовремя сна его тело напитывается животворной энергией Макрокосма, еда даёт телу силу, очищает ум, увеличивает продолжительность жизни, улучшает здоровье.
Материальный мир устроен так, что в нём одно живое существо или его выделения служат пищей для другого. Поэтому проблема питания человека состоит в том, как причинить минимум страданий другим живым существам, которые согласно законам Природы имеют такое же право на жизнь, как и человек.
В Ведах говорится, что для человека выделены простые продукты питания, такие как зерно, овощи, фрукты и молоко. Такая пища называется истинно вегетарианской. Она полностью исключает употребление в пищу плоти животных: мяса, рыбы, яиц. Убиение животных и поедание их плоти — не есть признак цивилизации. «Цивилизованный человек никогда не станет убивать животных и потом есть их плоть» (Шрила Прабхупада «Наука самосознания»).
Главным требованием к пище является степень устойчивости ее к разложению (брожению, гниению, закисанию и т.п.). Ведь в пище нечистой заключается зачатки самых ужасных болезней и отравлений. Растительная же пища меньше всего подвержена разложению. Особенно длительное время могут сохраняться без порчи плоды растений, которые остаются живыми и после их созревания. Этим обеспечивается высокое качество пищи и ее длительное хранение без порчи. По этой причине очень полезно употреблять растительную пищу в сыром виде, когда сохраняется максимум питательных веществ и особенно витаминов; когда не утрачена основная энергия, которая присуща ей поверх витаминов. Сушка на большом жару до начала разложения также хорошо сохраняет питательные свойства пищи. При механической, тепловой и других видах обработки пища начинает разлагаться и терять свои питательные свойства. Поэтому сырая растительная пища в несколько раз полезнее вареной. Соки из растительной пищи также лучше всего в сыром чистом виде.
Зернобобовые и орехи являются концентрированными источниками протеина (белка) и могут в сочетании с молочными продуктами в избытке обеспечить Потребности в нем организма. В целом растительная пища дает много больше жизненной энергии и силы, чем пища из плоти животных. «Даже слон умножает силу свою на растениях» (Мир Огненный, 1,482).
В Учении «Живая Этика» по вопросу о питании замечено, что «необходимо иметь каждый день какие-то сырые овощи и фрукты. Также предпочтительно иметь сырое молоко, ест корова известна. Также несколько грубый хлеб. Так можно обеспечить достаточное количество витаминов, не увеличивая явное преувеличение пищи. Так можно не затруднять себя мыслью о питании. Такая мысль часто затмевает многие ценные устремления» (Мир Огненный, 1,484). В Учении рекомендуется хлеб лучше опресненный без жиров. Полезно иметь на столе яблоки. Сущность этих плодов полезна для дыхания. Не нужно иметь кислоты искусственных приготовлений, Разлагающееся масло опаснее даже сушеного сыра.
«Пища растительная имеет значение жизни в Тонком Мире» (Аум, 2/7). «При самых малых усилиях можно иметь растительное питание, при этом многие очень питательные травы и корни не применены» (Мир Огненный 1,482).
Растительной пищей могут пропитаться в несколько раз больше людей, чем животной. Также затраты на производство мясной пищи намного превосходит затраты на растительную. К тому же мясная-промышленность является самым сильным загрязнителем окружающей среды. Таким образом, растительная пища по всем показателям намного превосходит пищу из плоти животных.
ЦЕЛЕБНОСТЬ МОЛОКА И МЕДА
«Напрасно люди ищут новых целебных средств, не используя старых. Даже молоко и мед не применяются достаточно. Между тем, что может полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию. Молоко и мед разнообразны до бесконечности, поэтому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно. Не в том дело, чтобы пить молоко и есть мед, но, прежде всего, какое молоко и какой мед? Правильно полагать, что самый лучший мед будет из мест, насыщенных целебными растениями…
Молоко и мед считаются питательными продуктами, но совершенно забыты, как регуляторы нервной системы. При явлениях в чистом виде они содержат драгоценную всеначальную энергию. Именно это качество должно быть в них сохранено. Между тем, стерилизация молока и специальное очищение меда лишает их самого ценного качества. За ними остается питательное значение, но основная ценность их исчезает… Конечно, необходимо, чтобы продукты употреблялись в чистом состоянии. Так животные и пчелы должны содержаться в здоровых условиях; но все искусственные очищения уничтожают их прямое назначение.
Древнее знание охраняло коров как священных животных, и соткало вокруг пчел увлекательную легенду. Но ср временем люди утратили сознательное отношение к первозданным лекарствам… Но такие ценные средства, как молоко, мед или мускус не наносят вреда, когда они чисты» (Братство, 1, 148, 201).
«При .раздражении и волнении советую молоко во всех видах как обычное противоядие. Сода укрепляет действие молока» (Сердце, 534).
Молоко и продукты из него, употребляемые в изобилии, продлевают жизнь, развивают мозг.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ РАСТЕНИЙ
Растительный мир содержит много полезных лекарств. Их лучше всего применять в чистом виде, когда не утрачена основная энергия. которая присуща поверх так называемых витаминов. «Лечение ароматами цветов, смол и зерён восходит к глубокой древности Так роза даёт не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Фризии полезны симпатической системе, которая вибрирует у Йога. Зёрна ячменя незаменимы для легких, уже знаете о мяте, о смоле кедров и о других смолах» (Иерархия. 316). Из чистых ароматов нужно предпочесть розу, она содержит очень стойкое масло. Розы полезны для благодати, они содержат наибольшее количество огненной энергии, они являются отличной дезинфекцией. Мяту можно назвать другом жизни, готовую положить успокоение на восставшие центры. Мята может принести пользу даже как комнатное растение, ибо эманации живых листьев самые тонкие и естественные. Она также, как и эвкалипт, является лучшим освежителем, обладает дезинфицирующими свойствами. Валериан, мускус и сода огненной природы. Их сочетание полезно при утомлении. Валериан имеет синтетическое значение и полезен при волнении. Для антираковой 1профилактики и против других огненных заболеваний применяется валериан, каждый вечер без пропуска.
Витамины сами принадлежат к области психической энергии (к огненной сфере). Но не следует забывать, что нужно брать растения и цветы до разложения.
Профилактикой против многих болезней является уморенное питание растительной пищей. «Людям немного нужно — два фрукта, немного мучного и молоко. Так можно очистить не только внутренность, но избавиться от многих соседей. Разве не следует врачам, изучающим меры борьбы против рака и камней в печени, обратить внимание на эту примитивную профилактику» (Сердце. 331).
ПРАВИЛА ПРИЕМА ПИЩИ
«Конечно, самое разумное принимать пищу, когда тело нуждается. Также явление пищи дважды в день будет достаточным, но по условиям жизни это правило трудно приложимо, поэтому можно предложить желудку работу в определенные часы. Самое вредное употребление пищи без определенных сроков и без нужды.
Правильная жизнь не есть нечто стыдное, ибо нужно относиться бережно к аппарату, который создавался тысячелетиями. Правильно полагать, что человек нуждается в очень малом количестве пищи, но качество её должно быть достаточно» (Агни Йота. 442).
Как недостаточная пища ведёт к голоду, так чрезмерная приводит к отравлению. Мудро сказано, что еда есть цепи дьявола. Многие поколения отягощались обжорством… Больше людей погибает от переедания, нежели от голода… Каждая ненужная пища вредна для восхождения. Чрезмерная худоба, также и толщина одинаково вредны для восхождения. Они одинаково уничтожают психическую энергию. Путь средний предусматривает лучшие условия» (Мир Огненный. 2. 168. 274).
«Неразумно поступают те, кто устанавливает пищу свою на долгий срок. Пища — топливо, и, прежде всего, зависит от потребности. Но эта потребность проявляется в зависимости от космических токов. Явление космических токов могут почти лишить нужности наполнения желудка и наоборот. Особенно вредна пища во время токов напряжения. Она может вызвать болезни печени, почек и судороги кишок»» (Мир Огненный, 1.301).