Знамя Майтрейи
775

ЖИЗНЬ ЗА ИСТИНУ


   Гипатия, дочь Теона (ок. 370–415 гг.), всю свою жизнь провела в Александрии, где снискала уважение и почет как философ и ученый. В то время Александрия, знаменитая своим интеллектуальным аскетизмом и одновременно крайностями утонченной чувственности, находилась на перекрестке культурных традиций. Здесь задолго до того, как на горизонте появилась опасность арабской экспансии, произошла знаменательная встреча эллинского, иудейского и варварского миров, обусловившая возникновение таких культурных амальгам, как, например, греко-иудейская философия, в которой восточные и греческие концепции причудливо сочетались с элементами иудаизма. Истоки этого философского направления восходят к учению неортодоксальной иудейской общины терапевтов, а его основным адептом является Филон Александрийский (20–30 г. до н.э. - 40 г. н.э.).
   На рубеже IV–V вв. Александрия становится центром позднеэллинистической культуры. Афины, на которых в этот период лежит лишь отблеск былой славы, передали культурную эстафету городу Александра Великого. Вот как описывает случившееся Синесий из Кирен в «Письмах»: «В Афинах не осталось больше ничего возвышенного, кроме имен великих людей, когда-то живших в этом городе... Если раньше Афины были пристанищем мудреца, то ныне они знамениты лишь своими пчеловодами». Об Александрии, напротив, Синесий пишет как об оазисе интеллектуального процветания, не забывая при этом указать на роль Гипатии: «В Александрии пышным цветом расцветает образование...; обретя мудрость Гипатии, Египет наших дней наслаждается ее плодами».
   С 395 г. Египет становится византийской провинцией, управляемой императорским префектом (Praefectus Augustalis). Однако наиболее влиятельное лицо здесь — александрийский епископ, который уже с 381 г. носит сан патриарха. Будучи третьим по величине городом империи, интеллектуальной и религиозной столицей Египта, Александрия одновременно и крупнейший средиземноморский порт. Благодаря славному прошлому, она остается независимой и замкнутой «вселенной». Культурно-религиозный облик города определяется Мусейоном со старинными, восходящими к Евклиду традициями, библиотекой с ценными папирусами, а также языческими храмами, христианскими церквами и иудейскими синагогами. В Александрии формируется среда интеллектуалов, состоящая из философов, математиков, риторов и теологов, а также разнообразные школы — философские, математические, медицинские, катехизические и раввинские.
   Какова же была историческая обстановка непосредственно в годы жизни Гипатии?
   Дух вольности, утвердившийся после издания Константином Великим (285–337 гг.) закона о свободе религиозных культов, был забыт; его место заняли настроения нетерпимости, обусловленные сложностью положения. Дело в том, что в этот период множество еретических течений, а также частые вторжения извне (в 378 г. готы, разграбив Фракию, Македонию и Фессалию, подошли к стенам Константинополя), угрожали существованию христианской империи. С целью консолидации сил Феодосий I Великий (346–395 гг.) в феврале 380 г. императорским эдиктом вменил подданным своей империи в обязанность следование доктрине, сформулированной римским епископом Дамасием и александрийским епископом Петром. В период, когда из-за отсутствия согласия империя оказалась в опасности, новая религия стала главным фактором единения. Однако в первые годы существования Византийского государства установленное волевым порядком единство вероисповедания породило и новую напряженность. Влияние христианства сказалось на формировании законодательства. В 381 г. на Константинопольском соборе Символ Веры (Сredo) был дополнен догматом о Святом Духе. Несколькими годами позже, в 391 г., Феодосий своим указом (направленным в Египет) запретил отправление всех языческих культов, тем самым сделав первый шаг по пути уничтожения языческих храмов.
   ВАлександрии, руководствуясь законом Феодосия, кампанию против язычников начал местный патриарх Теофил. В 391-м или 392 г. христианами был разрушен культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сараписа, библиотеку и величественную статую Сараписа работы скульптора Бриаксия. Разрушение Серапеума вызвало волну социальных выступлений. Отметим, что в этот период (392–394 гг.) язычники на Западе также пережили горечь повсеместного разрушения храмов: во времена императоров Флавия и Евгения идолопоклонству и здесь был нанесен сокрушительный удар.
   После разрушения Серапеума напряженность в Александрии усилилась. Известно, что, сохраняя нейтралитет, Гипатия не присоединилась к партии защитников Серапеума. Будучи известным и уважаемым учителем, она не участвовала в столкновениях язычников и христиан. Не поддерживала она и никаких контактов с грамматиками Аммонием и Гелладием и философом-неоплатоником Олимпием, поклонявшимися Сарапису, которые, почувствовав нарастание враждебности к язычеству, покинули Александрию. Вероятно, Гипатия вообще не принимала участия в языческой культовой практике. Дело в том, что сформировавшееся вокруг Теона и «переданное ей по наследству» научное окружение состояло из представителей интеллектуальной элиты, сконцентрированной на изощренных философских изысканиях. Это говорит о том, что Гипатия была поборницей интеллектуального эллинского наследия. Что же касается свидетельств в пользу ее приверженности культовой практике политеизма, то таковых в нашем распоряжении нет.
   В античности женщины-философы или ученые были редкостью; случай Гипатии — исключительный. Ее отец Теон (родился ок. 300 г.) был автором многих математических сочинений.
   Гипатии, выросшей в интеллектуальной среде и получившей от отца блестящее образование, были близки научные интересы Теона. Поэтому неудивительно, что она со временем становится его ближайшим сотрудником. Говорят, что она даже превосходила своего отца, ибо, как пишет Дамаский, была по природе «талантливее и утонченнее».
   В поношенном плаще (tribon), который в те времена носили философы, она появлялась на улицах Александрии без сопровождения и публично излагала сочинения Платона и Аристотеля. «Во времена поздней античности интеллектуальная монополия принадлежала божественному Платону... его имя считалось абсолютным авторитетом» . Гипатия учила своих «студентов» относиться к философии как к своего рода религиозной тайне (очевидный отзвук идей седьмого «Письма» Платона), считать философию «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей». По свидетельству Синесия, «она была истинным проводником по тайнам философии».
   Возможно, что, следуя пифагорейской традиции, Гипатия установила два уровня обучения: помимо узкого круга посвященных, она также читала лекции для широкой публики.
   В своих лекциях Гипатия не ограничивалась философией (которая и во времена классической античности, и в период эллинизма оставалась уделом аристократии), а обучала также математике , включая арифметику, геометрию, астрономию (которую, исходя из платоновского понимания этой науки, Гипатия считала вершиной знания ) и музыку , то есть дисциплины, которые Боэций впоследствии назвал квадривием. Но все же математические дисциплины рассматривались Гипатией лишь как ступени, ведущие к метафизическому познанию. Свою основную задачу она видела в исследовании тайны бытия .
   Мы можем предположить (на основании встречающихся в источниках ссылок на ее произведения ), что на лекциях Гипатия излагала принципы геометрии по «Началам» Евклида и «Коническим сечениям» Аполлония, арифметики по «Арифметике» Диофанта и астрономии по «Альмагесту» Птолемея.
   К сожалению, нам неизвестны ни философские взгляды, ни математические результаты Гипатии. Вероятно, после ее трагической гибели все написанное ею было уничтожено. Сохранились лишь ссылки на ее математические и астрономические работы. Так, из «Суды» известно, что «она написала комментарий к Диофанту, астрономическим таблицам и «Коническим сечениям» Аполлония» . Неутомимый исследователь греческой науки П. Таннери указывает на то, что Гипатия написала комментарии к «Арифметике» Диофанта и астрономическим таблицам «Альмагеста», которые ранее комментировал ее отец.
   Математические достижения Гипатии получили высокую оценку современников. Несомненно, что ее репутация была выше, чем у других александрийских ученых. Характерно высказывание Сократа из его «Historia Ecclesiastica»: «Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени; наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала философские лекции всем тем, в ком было желание услышать».
   В то время главой Александрийской церкви и духовным лидером христиан был патриарх Теофил, занимавший жесткую позицию не только в отношении александрийских язычников, но и в отношении христианских монахов, поселившихся в пустыне Нитрия (часть из них, будучи последователями Оригена, была вынуждена покинуть Египет). Напомним, что нетерпимость Теофила сыграла роковую роль в отставке и смерти (на пути в ссылку) одного из величайших учителей Греческой православной церкви константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.
   Теофил был выдающимся теологом; но одновременно он известен и как человек «властный, раздражительный, неразборчивый в средствах, готовый в своем стремлении к первенству использовать как чернь, так и монахов против своих противников — александрийских иудеев и язычников».
   Тем не менее при Теофиле Гипатия и ее окружение продолжали свою деятельность, не только не подвергаясь преследованиям, но и пользуясь полной интеллектуальной свободой. Положение изменилось, когда на епископскую кафедру Св. Марка взошел Кирилл, племянник Теофила. Избрание Кирилла (положившее начало периоду волнений и насилия) ознаменовалось продолжавшимися в течение трех дней столкновениями между сторонниками Кирилла и Тимофея — другого претендента на патриархат. Тимофей был архидьяконом при Теофиле; ему оказывал содействие таинственный Абунданций, которого источники называют «предводителем военной когорты» (militaris ordinis ductor). В итоге Кирилл одержал верх и 17 октября 412 г. взошел на епископскую кафедру.
   Избрание Кирилла привело к усилению влияния религиозных иерархов на городские дела. Движимый необходимостью искоренения ересей, Кирилл начал кампанию по очищению Церкви. Первыми его шагами стали изгнание из Александрии последователей Новациана, закрытие их церквей, конфискация церковной утвари и лишение их епископов прав на совершение богослужений. Преследования последователей Новациана спровоцировали напряженность в отношениях между решительно настроенным патриархом и амбициозным императорским префектом Египта Орестом (ключевой фигурой в драматической гибели Гипатии), напряженность, которая нарастала по мере приближения развязки.
   Орест, занимавший в 412–415 гг. должность императорского префекта Египта, несомненно, был христианином. После прибытия в Александрию, возможно, следуя примеру местной элиты, он, привлеченный репутацией Гипатии, стал посещать ее открытые лекции, предназначенные для высокообразованной публики (членов местного совета, высших государственных чиновников и т.д.). Как свидетельствует Иоанн из Никиу, Орест, кроме того, «привлек к ней много христиан».
   По-видимому, ученики и слушатели Гипатии, воспитанные в традициях греческой paideia — семи свободных искусств, могли удовлетворить свою страсть к познанию без ущерба для религиозного чувства. День ото дня ширился круг учеников Гипатии, росло ее влияние в городе. Свидетельством тому является фрагмент письма Синесия, в котором тот, будучи хорошо осведомлен о положении и связях Гипатии, просит ее о помощи (учитывая ее знакомство с влиятельными горожанами из числа частных лиц и чиновников): «Власть неизменно находится в твоих руках, и ты долго еще будешь обладать ею и использовать во благо. Предаю твоим заботам Никея и Филолая, двух превосходных юношей, связанных узами родства. Постарайся найти им поддержку среди твоих друзей, как частных лиц, так и чиновников, чтобы они вновь смогли войти во владение своей собственностью».
   Сторонники Кирилла почувствовали опасность, которая заключалась в принадлежности официальных лиц города (decemprimi) — многие из которых занимали высокое положение в государственной и церковной иерархии — к кругу Гипатии, в их преданности учителю. Вот что писал Сократ в «Historia Ecclesiastica» об особом статусе Гипатии: «Результат полученного образования — царственная открытость, ставшая ее достоянием, позволяла ей с достоинством вести разговор с первыми лицами города, ибо все высоко ценили ее».
   Итак, в Александрии, с одной стороны, существовал кружок Гипатии, состоявший из язычников-интеллектуалов (в основном александрийских неоплатоников) и христианской городской элиты (включая представителя христианской государственной власти Ореста). С другой стороны — ригорист Кирилл и его сторонники. Назревал конфликт.
   Поначалу многознающая и мудрая Гипатия, по-видимому, стояла в стороне от политики. Но, вероятно, постепенно ее отношение к происходящему изменилось: она, как истинный философ, последователь Платона, решила принять участие в делах своего города. Ее сотрудничество с Орестом испугало сторонников Кирилла, заставив их консолидировать свои силы, что, в свою очередь, привело к дальнейшему ожесточению полемики между церковными и городскими властями. Теперь главной мишенью для нападок стала сама Гипатия, которую сторонники Кирилла, на время выпустившие инициативу из своих рук, посчитали главным препятствием на пути реализации своих планов. А борьбу против Ореста им необходимо было выиграть во что бы то ни стало.
   Положение Гипатии, пользовавшейся поддержкой городских интеллектуалов, в целом было невыгодным: разные группы городского населения были настроены враждебно по отношению к ней. Прежде всего, принадлежность к элите сделала ее непопулярной среди широких слоев бедноты. Что касается язычников, то они не считали Гипатию своей союзницей, помня о нейтралитете, занятом ею во время событий вокруг Серапеума. И, наконец, христиане видели в ней представителя той самой эллинской культуры, что была несовместима с суровой строгостью новой религии.
   Последователи Кирилла развернули среди жителей города тонко продуманную кампанию. Они распространили слух о том, что Гипатия якобы практикует наиболее зловещую разновидность колдовства - черную магию. Такого рода практика предусматривала в Византийской империи строжайшее наказание. Поводом к обвинению в магии (которое и привело Гипатию к гибели) стали, прежде всего, ее математические занятия. Кампания травли, развернутая против Гипатии, нашла благодатную почву. Народ поверил, что все его беды и несчастья являются следствием магической практики знаменитого философа, математика и астронома (и, значит, автоматически астролога).
   Дело в том, что во времена Гипатии границы между математикой и астрономией, с одной стороны, и магией и астрологией — с другой, были размыты. В конце III в. из-за повсеместного увлечения научной астрологией и усиления влияния астрологической практики на население математики стали подвергаться преследованию. Заметим, что предсказание событий человеческой жизни априори несовместимо с христианским догматом о свободе воли. С целью утихомирить страсти вокруг занятий математикой и астрономией, которые в силу обстоятельств оказались объединенными с астрологией и магией под общим названием математического искусства (ars mathematica), Феодосий I Великий запретил изучение и преподавание математики: «Cesset mathematicorum tractatus». И изучение, и преподавание математики каралось смертной казнью. «Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба — учитель и ученик — должны быть преданы смертной казни. Ибо изучение запрещенного предмета есть такое же преступление, как и его преподавание».
   Вобстановке враждебности по отношению к математикам, возникшей в связи со строгостью кодекса Феодосия и непримиримой позицией Церкви, «злоба поднялась против той женщины», и «святая» или «святейшая», как называл Гипатию Синесий, тут же стала «посланницей ада», «всецело преданной магии, астролябиям и музыкальным инструментам, которая завлекает народ своими сатанинскими хитростями», и прежде всего «правителя города» Ореста, который, прекратив обычное для него посещение церкви, «стал принимать неверных в своем доме», а «ее осыпал неслыханными почестями».
   Зловещие клеветнические слухи о колдовстве Гипатии достигли желаемого результата. Мартовским днем 415 г. «множество верующих в Господа» (дикие звери, как сказал о них Дамаский ) во главе с «неким Петром» (чтецом по профессии) подстерегли возвращавшуюся домой Гипатию. Они вытащили ее из повозки и повлекли к церкви, называемой Цезарион. Разодрав на Гипатии одежду, они убили ее черепками битой глиняной посуды (ostraka). Расчленив мертвое тело, они доставили его на место, называемое Цинарон, где предали сожжению.
   Как сообщает Дамаский, те, кто совершил это преступление, остались без наказания, чем навлекли на город большую немилость. Кирилл (имевший прямое или косвенное отношение к гибели Гипатии) получил наконец возможность безпрепятственного исполнения своей миссии в Александрии. «После смерти Гипатии весь народ сплотился вокруг патриарха Кирилла, называя его новым Теофилом; ибо он разрушил последние остатки идолопоклонничества в городе». Орест исчез, и истории ничего не известно о его дальнейшей судьбе.
   Убийство Гипатии остановило развитие не только греческой философии, но и науки (ведь Гипатия преподавала классический платонизм, придававший особое значение математике). Б. Л. ван дер Варден отмечает, что «после Гипатии наступил конец александрийской математики».
   На рубеже IV–V вв. Гипатия пала жертвой противоборства между умирающим греческим и рождающимся христианским миром. Христианство для своего укоренения требовало нового прочного фундамента. Раздиравшие Церковь ереси и боровшееся за свое выживание язычество были главными врагами новой религии. Используя поддержку императорского законодательства, Церковь начала борьбу за вытеснение еретиков и изгнание идолопоклонства. Кроме того, Византия, новый Рим, была вынуждена защищать себя от всевозможных посягательств извне.
   Гипатия жила в трудное время. Столкновение позднеэллинской культуры с христианством изменило характер истории, в результате чего освященные традицией ценности старого мира потеряли опору. Гипатия пыталась бороться за сохранение интеллектуальных ценностей (в первую очередь, теоретической математики) в тот момент, когда происходило разрушение греческого культурного наследия, когда овеянные славой прошлого Мусейон, библиотеки, храмы, да и вообще все античные учреждения стали жертвами драмы, связанной со становлением нового мира.
   Спустя несколько лет после гибели Гипатии другая греческая женщина Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, ставшая в 421 г. императрицей Византии под именем Евдокия, берется привить греческую мысль к стволу новой имперской идеологии и политики. Осознавая благодаря отцу значение таких культурных учреждений, как платоновская Академия, она в 425 г. уговаривает своего мужа Феодосия II провести императорским указом реорганизацию и расширение, а по существу новое открытие университета, основанного Константином Великим в 330 г. (который вновь расцвел благодаря присутствию замечательных ученых), а в 439 г. провозгласить греческий язык «Ellhnisti diatiqesqai» официальным языком Византийской империи.
   Античное наследие и христианская культура стремились приспособиться друг к другу. Греческий дух обретал новые формы. Умирая, античная Греция словно преобразилась: сфера влияния классических форм расширилась, и в итоге именно в них нашла свое выражение (хотя и ценой многих человеческих жизней, тех, что с неизбежностью приносятся на алтарь победы всякой новой цивилизации) новая религия.
   
   Кристина Фили,
   Греция





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3601
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8852
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4095
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7666
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2777
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2122
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
73
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
88
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
228
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
402
22.02.2017
Размышления о Культуре
453
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
524
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
625
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
609
20.01.2017
Овладение психической энергией
821
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
704
11.01.2017
О женственности
703
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
735
04.01.2017
Несколько слов о Детке
745
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
732
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1097
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1015
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1259
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5227
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568