Знамя Майтрейи
119

Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017

   Когда два года спустя после славной победы русичей на Поле Куликовом татарские орды, внезапно напав на Русь, добрались до Сергиевой Обители и сожгли ее, то следующими словами они объясняли свою лютую ненависть к великому Подвижнику Земли Русской: «Сергий Радонежский покончил с Золотой Ордой”.
   Сильна была Орда, но еще сильнее стала Русь — сильнее, в первую очередь, духом своим. Именно воспитателем разгромленной русской нравственности, ковачем духа русичей и был скромный духовный подвижник. Вся Русь видела в Сергии Свидетельство Присутствия Высших Сил, знак того, что Господь и Богоматерь не оставили Землю Русскую, многострадальную, что Иерархия Сил Света бережет и охраняет ее для каких-то высших целей.
   Истоки русской духовности — оттуда, от Сергия. Эта Сергиева духовность — и в том смирении и терпении, с какими воспринимаются каждодневные испытания, в дружелюбии и в непримиримом противостоянии всякому злу, в постоянной готовности и устремленности к подвигу, к труду на общее благо. Все лучшие качества русского характера —от Преподобного Сергия Радонежского. И это надо столь же ясно понимать, как то, что на-небе присутствует и светит всем нам солнце!
   И сейчас, когда Земля Русская вновь подвергается тотальному разгрому, когда поставлено под угрозу физическое существование народов российских, их культурные и духовные основы, мы вновь остро нуждаемся в спасительной духовности Сергиевой, в его нравственной чистоте, гражданственности и противостоянии злу разрушения и растления человеческих душ. Сергий — защитник и духоборец Земли Русской — ценен нам еще и тем, что он в действительности претворил живую этику Иисуса Христа, явился для всех русичей прошлого и настоящего подлинным воплощением Христа во плоти. Так кто же Он был, какова была Его жизнь, про которую вслед за Первоучителем можно сказать, что она явилась истинным ПУТЕМ СПАСЕНИЯ для людей прошлого и настоящего?
    Сергий родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. На сороковой день, то есть 11 июня, младенец бил окрещен Варфоломеем. Значит, он был рожден примерно 3 мая. Имя Варфоломей было довольно редким. Это имя носил один из двенадцати апостолов Христа. А в слове «Радонежский» содержится корень «РА» — солнечный бог древнего Египта: «Радонежский» - солнечный, радостный. Судя по жизнеописанию Епифания, мать Варфоломея была тихой, доброй и набожной женщиной. Отец — из все более беднеющих бояр, которому пришлось принять на себя бремя духовного и психологического переживания погибели Земли Русской, воцарившегося страха, безпокойства, нищания. Самые различные знаки подавались родителям будущего дитяти о грядущем явлении необыкновенного ребенка. Так, в самые важные моменты литургии младенец трижды прокричал во чреве матери. Или потом он никак не хотел принимать мясного, и мать вынуждена была принять тот же образ жизни, чтобы младенец не отказывался брать сосцы. Но затем вопиющая неспособность Варфоломея к грамоте, быть может, заставила родителей усомниться в возможностях сына. Но как страдал отрок из-за своего тупоумия, тогда еще не понимая, что это было одним из первых его испытаний на пути служения Высшему, проверкой его веры. Жарко молился он Пречистой о помощи, обильно плакал, но помощь все не шла, а вера, тем не менее, не оскудевала. И вот когда все нравственные и духовные силы мальчонки были напряжены, она была послана Свыше в виде старца-схимника, который вместе с отроком помолился о Высшей Помощи, угостил того чудной просфирой и предрек великое духовное будущее. И, (о чудо!) препятствия рухнули. Варфоломей мгновенно овладевает грамотой, читает духовные книги, впитывает в себя вечную Мудрость, Образ Христа и стремится сделать жизнь с Него, ибо Он Сам указал, что Он есть Путь. И уже лет с двенадцати отрок ведет подвижнический образ жизни, которому не изменит до конца дней своих.
   Сами внешние обстоятельства вели Варфоломея на путь религиозного служения Руси. Исчез, испарился вольнолюбивый дух дружины Александра Невского, всеобщий страх один господствовал и витал над пространствами земли. Этот страх и стал основой всего иноземного ига. Этот страх смерти превращал людей в безсловесный скот. И чтобы преодолеть его, надо было собрать в кулак не только мужество, волю, но и саму веру, как средоточие духовных сил. Только сильная вера могла победить страх. Только вера в Высшее, в заступничество Пресвятой Богородицы могла исцелить многие нравственные болезни, как, например, безграничную алчность и злобу к ближнему. Верой своей горячей Варфоломей как бы оборонялся от ужасов всей тогдашней разорительной действительности, верой в Христа и в спасительную помощь Царицы Небесной, любовь к Которой Сергий пронесет бережно и сокровенно через всю свою жизнь. Эта любовь будет вдохновлять на каждодневный подвиг пламенного служения; и эта любовь будет настолько трепетной и нежной, настолько сильной и тонкой, создаст магнит такой духовной силы, что не ответить на него не сможет Божественная Мать и назовет в своем Прекрасном Явлении духовного Подвижника своим избранником. Но это будет позже.
   А тем временем будущего подвижника подстерегают трудности, которыми, впрочем, он и рос. Вконец обедневший родитель с семейством вынужден перебраться в селение Радонеж, где ведет жизнь, мало чем отличимую от обычной крестьянской. Так что Сергию пришлось сызмала познать весь крестьянский труд. Жениться Варфоломей решительно отказался, объявив родителям, что посвятит себя богослужению. Но тогда они взяли с него зарок, что это произойдет не ранее, чем оба они перейдут в мир иной. И Варфоломей держит слово, даже когда родители уходят в старости лет в монастырь. И только лишь после их ухода из земной жизни Варфоломей дерзновенно осуществляет свою сокровенную мечту, которую вынашивал с детских лет: он в свои двадцать лет идет пустынно жительствовать — ему надо проверить и укрепить себя. Ибо он понял, что не слова, а только личный пример убеждает людей. С самого начала он вступает в конфликт с общепризнанным путем богослужения — через монастырь с его, пусть и относительным, но благополучием, через продвижение по церковной иерархической лестнице, мельтешение на виду. «Если хочешь молиться, то затвори за собой дверь», — помнит юноша завет Христа, не поступай, как обманщики. И эти слова Первоучителя он распространяет на все богослужение, на весь образ жизни. Для него с самого начала жизнь и богослужение неотрывны, они слиты, нерасторжимы, это единое. Варфоломей выбрал не путь служения земной плоти, а путь к внутренней свободе, он решил устремиться в царство духовной свободы. Помня слова Христа о «нищете духа», юноша по-своему осознал этот завет и выбрал добровольную нищету во имя свободы духа. Именно имущество и богатство, привязанность к ним делают из внутренне свободного человека раба силы, внешних обстоятельств. Избавиться от пут земных привязанностей и потребностей — это избавиться от соблазнов Сатаны. Бедность может нести тяготы и лишения только для того, кто жаждет богатства, а истинное понимание бедности освобождает душу от всяких препятствий и унизительных зависимостей от мира сего для духовного соединения с Христом. Получив какоето наследство от родителей, Варфоломей поступил в точности по завету Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
   Решение Варфоломея уйти в лес было не бегством от жизни, не самоспасением, а было вызвано желанием осознать себя, свои силы. И потом не будем забывать, что Сергий явился своеобразным фокусом приложения Сил Иерархии Света, которая, не вмешиваясь в его свободную волю, тем не менее, незаметными касаниями вела своего избранника в нужном направлении. Для своей выдающейся миссии Сергий должен был укрепиться в лесах, в пустыне, обороть свои слабости, чтобы поднять духовно всю Русь.
   Пустынник
   И вот, уговорив брата Стефана, который был к тому времени недоволен монастырской жизнью, юный подвижник удаляется от села Радонеж на 12 верст в глухое местечко Маковец, где вдвоем они строят церквицу и келью. Можно только представить, какого самого вдохновенного подъема они преисполнены! Но вскоре горячему, импульсивному, устремленному больше к внешней деятельности Стефану надоедает лесное одинокое житие, и он покидает брата. А 7 октября 1337 года Варфоломей принимает от игумена Митрофана постриг с именем в честь святого мученика Сергия.
   Итак, Сергий один. Одиночество вместе с тем, что давало прекрасную возможность укреплять свои духовные силы, таило в себе и определенную опасность, ибо своим одиночеством подвижник исполнял заповедь любви к богу, но был лишен возможности исполнить заповедь любви к ближнему. Могла появиться гордыня самости, собственной исключительности. Конечный выход могло дать возвращение общения с людьми, к которым и поспешил Стефан.
   Туго пришлось юному подвижнику — холодно и голодно. Поблизости бродили волки, выли долгими ночами. Повадился медведь, которого пришлось угощать. Надо было готовить дрова, варить нехитрое варево, отправлять все церковные службы. А Сергий взял себе за правило: не пропускать ни одной положенной службы! Казалось бы, отправляй их в своей келье, но нет. Сергий потемну бредет в церквицу, холодную, темную, палит лучину и справляет службу. А сколько было страхований! Силы тьмы ополчились на одинокого подвижника, стремясь во что бы то ни стало лишить его мужества и устремления к Служению. Однажды к нему в окружении своего бесовства явился сам Князь Тьмы, и только отчаянное мужество Сергия, шагнувшего сквозь Дьявола, рассеяло эту нечисть. А сколько на него напускалось кошмарных сновидений, которые ведь надо было пережить! Делалось все, чтобы только не дать подвижнику духовно возвысить себя и тем поднять всю Русь.
   Трудно было и во вторую зиму. Правда, Сергий, набравшись опыта, летом заготовил дров, развел огород, где вырастил овощи, насобирал целебных трав. Изредка его навещали игумен Митрофан да брат Петр, привозивший отшельнику хлебные припасы. А так частыми гостями были звери да птицы. Духовным другом Сергия было Евангелие, на весах которого Сергий привык взвешивать жизнь, не доверяясь коварной мудрости церковной организации и поздних писаний. Он неуклонно шел путем Христа, как единственным Путем СПАСЕНИЯ. Всем своим образом жизни и поведения Сергий отрицал церковную иерархию, чинопочитание, посредничество между Богом и человеком. Богу все равны, каждый первый и последний. Из понимания этого рождалось полное глубокого внутреннего достоинства смирение Сергия, отсутствие честолюбия и властолюбия, преклонения перед власть имущими. Он шел свободно и просто, сердцем, как Христос. И еще нужно отметить: не было никакой внешней ложной аскезы - ни ношения железных или власяных вериг, стояний его на камне, терзаний себя гнусом. Сергий шел через труд и пот. Потому Сергий никогда не принимал попрошайничанья «Христа ради», в нем нет признаков юродства — этой темной стихии. Труды и молитва — этим жил Сергий, пока они не слились в нем в неразрывное целое, пока вся его жизнь не стала единым Богослужением. Незаметно, в трудах и лишениях выковывался магнит такой духовной силы, что на него потечет с годами вся сознающая себя Русь.
   Соратники
   Слух о молодом подвижнике вскоре распространился по монастырям и землям Руси. У одних он вызывал осуждение за дерзновенное нарушение восхождения путем церковной иерархии, вторые, наоборот, восхищались его твердостью и устремленностью. А третьи вдруг испытали непреодолимую потребность увидеть этого подвижника, инстинктивно угадывая за ним великую духовную будущность и самую настоятельную потребность для себя быть возле него. И на Маковце к радости, а быть может, даже к раздражению Сергия стали появляться первые любопытствующие гости. Что мог дать им молодой инок. Это смущало Сергия, и на первых порах он никак не хотел принимать кого-либо. Возможно, что прием соратников начался с игумена Михея, который одряхлел и пришел к своему духовному сыну. Возможно, что Сергий вспомнил, что, помимо любви к Богу, надо любить ближнего, служить ему. Но Сергий сразу предупреждал людей, что будет очень тяжело. Так и получалось. Почти все едва выдерживали два-три летних месяца, а потом уходили в мир. Уже первые осенние холодные ветры выдували с прореженного холма Маковца случайных людей. Оставались только самые стойкие. И так получилось, что стало их двенадцать - как у Христа апостолов. Сергий помогал деятельно строиться новоселам, оказывал иную помощь. Всю территорию слободки окружили тыном от зверья и лихих людей. У ворот теперь поставили привратника. Так родилась община двенадцати, которую решено было не увеличивать. В 1344 году, уступая неоднократным просьбам братии, Сергий согласился на игуменство, что было для него немалой жертвой. Впрочем, он ничуть не изменил своим привычкам, разве только еще строже стал относиться к себе. Он расценил игуменство как появление неограниченных возможностей для проявления любви и помощи ближним. Житие повествует, что Сергий трудился в общине больше всех, «как раб купленный». Он не гнушался никакой работы. Он личным примером увлекал братию на трудовые подвиги: расчистку земли под пашню, огород, на строительство новых келий, ограды, заготовку дров. И жито он толок, и хлеба пек, и варево варил, и порты шил, воду носил. Крепкий телом и сильный «за двух человек», Сергий, много плотничая и столярничая, своими руками построил несколько келий. Но, несмотря на труды инока, обитель все время остро нуждалась во всем. Не хватало не только хлеба, но и ладана, вина для причастия. За отсутствием пергамента писали тексты на бересте. Кстати, Сергий поощряя переписку книг и сам «тем же занимался. Свечей не было, читали при свете березовой лучины. Но особенно тоскливо было, когда хлеб кончался. Ведь эта община жила по особножитному правилу, когда каждый должен был сам заботиться о пропитании. Кто побогаче, те имели сбережения, закупали хлеб, а некоторые его не имели. И к тому же игумен запрещал попрошайничать. Это вызывало ропот. Широко известен случай, когда Сергий сам два дня голодал, потом подрядился строить сени одному брату, а в награду после трудов попросил решето «гнилого хлеба». За день он, смастерив сени, только лишь потом отведал хлеб. И конечно же Сергию с его широкой натурой не по сердцу было такое особножитие. Положение каждый раз спасалось чудом — очередным привозом съестных припасов, присылаемых неизвестными благодетелями.
    Многие иноки искренне просились в общину, но устав не позволял принимать их, разве только взамен умершего или ушедшего. И постепенно Сергий стал испытывать чувство вины перед непринятыми, которые искренне стремились к нему, хотя еще продолжал опасаться, что с увеличением числа братии исчезнет подвижнический дух. Кроме того, ведь он отвечал за обеспечение хлебом живущих с ним. Проблему помог разрешить смоленский архимандрит Симон, который решил жить в «общине двенадцати». Он готов был отдать все свое состояние, только бы братия приняла его «лишним». Что делать? Посовещавшись, братия решила принять архимандрита иноком, а заодно изменить устав об «апостольском числе». Все больше Сергий понимает все противоречие особножитейного устава с Учением Христа. Размышляя о предсказанной старцем-схимником еще в детстве своей большой духовной миссии, он все больше связывает ее с переустройством своей Маковецкой общины. Он болезненно переживает все распри между братией из-за имущественного неравенства и все больше мечтает о создании такой обители, которая явилась бы для людей олицетворением самой Правды Христовой, воплощением любви и единомыслия, а сами иноки — воплощением тех праведников немногих, ради которых Господь обещал Аврааму сменить гнев на милость и пощадить развратные Содом и Гоморру. По сути дела, Сергию предстояло построить новый мир взаимоотношений между людьми, примирить равенство и иерархию, вечность и повседневность, а для этого ему надо было вырвать с корнем главный рассадник зла — частную собственность, внешне уравнять всех, но зато на духовном поприще представить полную свободу для наивысших достижений. Ведь именно само духовное могущество Сергия было построено на внутренней и внешней его устремленности к Христу, к подражанию Ему, и это огненное устремление и дало Сергию небывалую власть над душами людей.
   Не просто далось Сергию переустройство своей обители, с которого, как с малого горчичного семени вырастает дерево, должно было начаться общее церковное переустройство, ибо к тому времени церковь крепко упала в глазах народа, и нужны были кардинальные меры, чтобы вернуть церкви долженствующее ей положение духовного пастыря. Вспыхнула смута, в которой в сильной степени был повинен брат Стефан, пришедший в обитель и претендовавший на роль игумена. Верный себе и своему правилу — смирения во имя общего блага, Сергий даже уходит из возлюбленной им Обители, основывает новую. И только митрополит Алексий силой своего авторитета уговаривает Сергия вернуться в Обитель, приходящую в упадок. Но потом и авторитет Алексия не помог, когда умирающий митрополит пожелал видеть на своем месте скромного подвижника Сергия. Сергий решительно отказался, устоял перед этим немалым соблазном, ибо он, как никто, уже понимал основной смысл своей земной миссии — служение живому делу Христа, а не церковной иерархии. Широко известна история, как некий поселянин пожелал увидеть знаменитого игумена, но не признал его в скромном старце в заплатанной одежде, копающего грядки в огороде. Вот был идеал служения Сергия, а не в золоченых митрополичьих одеждах и палатах.
   Но служение Христу рано или поздно потребовало от Сергия расширения сферы своей деятельности. Так он становится духовником князя Дмитрия Ивановича Донского. Его проповедь, а главное, его личный пример находят путь к сердцу простых крестьян, приходящих в Обитель. Сам Сергий не раз отправляется в путешествия, чтобы замирить вспыхнувшие пожары ненависти то в одном, то в другом уголке Руси. Так он примирил ненавидящего Москву рязанского князя Олега. Сергий строит сам и с учениками десятки монастырей, ставших рассадниками очищенной нравственности - Творимые Сергием чудеса: нахождение источника воды, лечение больных и т.д еще более усиливали его авторитет на Руси. На него приезжали взглянуть неверующие из далеких земель. Но Сергий запрещал рассказывать о чудесах совершаемых. Однако действительности было не утаить. Не могли не видеть люди и огненного Ангела, что прислуживал Сергию во время церковных служб. Сергий становится для русских людей живым олицетворением присутствия Божественной Силы на Земле Русской, огненным вдохновением ее.
   Неспроста русский народ отметил этого самого мирного подвижника званием духовного Воеводы Земли Русской. Ведь именно Сергий вдохновил Дмитрия Донского и все русское войско на страшную и славную сечу на Поле Куликовом. Неимоверная ноша ответственности сошлась в те августовско-сентябрьские дни на этом духовном подвижнике. Но, прежде чем отправить Дмитрия Донского в бой, Сергий справился, все ли мирные средства были испробованы. Именно, всегда он предпочитал решать все дела мирские только путем взаимного согласия, уважения и любви. И только когда лишь мирные средства не приносят результатов, тогда лишь можно восстать против зла оружием, на черный огонь наслать белый, силе зла противопоставить Меч Правды. И не случайно, что незадолго до этой вершины духовного служения Сергия Руси было ему самое дивное и чудное явление на всем свете: сама Царица Небесная спустилась с Небес к своему Избраннику — этим приоткрыв самую сокровенную тайну сердца Сергия. Уже при жизни Сергий получил самую высшую награду, о которой смеет мечтать человек, — любовь и благословение Богоматери,
   Закончив пение акафисте Царице Небесной, Сергий присел на скамью отдохнуть, как вдруг воскликнул, обращаясь к своему келейнику Михею, дремавшему на лежанке в углу: «Чадо! Трезвися и бодрствуй, понеже посещение чюдно хощет нам быти и ужасно в сий час».
   И тут в ушах Сергия зазвучал неведомый голос: «Се Пречистая грядет!». Он вскочил с лавки и выбежал в сени. В глаза, ему ударил свет, «паче солнца сияюща». Перед ним стояла сама Богородица, а рядом с ней — апостолы Петр и Иоанн. Увидев их, Сергий пал ниц, «не могый тръпети нестърпимую ону зарю».
   Богородица прикоснулась руками к игумену, ободрила его: «Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо посетите тебе. Се услышана быстъ молитва твоя»... Она пообещала Сергию заботиться о его обители, защищать ее от всех опасностей. «И сиа рекши, невидима быстъ».
   Вопреки обыкновению, Сергий на этот раз не стал скрывать чуда Пришествия Царицы Небесной. Весть об этом быстрее молнии разнеслась по всей Руси. Явление Богоматери можно расценивать не только как вершину в жизни Сергия, но и как особенный знак для всей Земли Русской, ее избранничества, ее покровительства Высшего. Эти-то слова накануне своего жесточайшего испытания Полем Куликовым и ждала вся Русь. И эта вдохновляющая весть была получена через Сергия.
   И потом, когда Дмитрий Донской, собрав войска, жаждал услышать весть об итоге, о победе, он и услышал от Сергия такое обещание о победе. И весть об этом ободрила войска русичей несказанно. Идти в бой, зная, что победишь, это уже победа! И потом, когда русичи заколеблются, переходить ли им Дон или ждать супостата на этом берегу, в этот решающий момент Сергий и пошлет своих иноков — Пересвета и Ослябю — с указом идти вперед и с подтверждением непременной победы русского оружия.
   Трудно переоценить все значение Сергия для победы на Поле Куликовом. Можно оценить его роль. Она чрезмерно велика...
   Неугасимая лампада
   После битв Сергий продолжает свою миротворческую деятельность и монастырское строительство. Во время нападения Тохтамыша Сергий отправляется к враждебно настроенному по отношению к Дмитрию Донскому князю тверскому Михаилу, долго беседует с ним, и тот, в конце концов, не ударяет в тыл полуразгромленному московскому княжеству. Позже он пойдет с миром и к князю рязанскому Олегу, и так же успешно. Слишком велик был духовный авторитет Сергия, чтобы не прислушаться к нему. Ведь через него обращалась к зашедшимся в злобе князьям русским сама Иерархия Сил Света, сама Богоматерь!
   Епифаний Премудрый скупо освещает последние годы жизни Преподобного Сергия Радонежского. Видимо, после смерти великого князя Дмитрия Донского Великий Старец сознательно уходит в «тень», а скорее всего, он решает свои глубоко внутренние, духовные задачи. Миссия его заканчивается. Но свет Благодати, как лучи от солнца, незримо распространяется на всю Землю Русскую, достигая каждого открытого сердца, каждой души, снимая с нее покров земного тлена и устремляя к Беспредельности и Красоте, Добру и Любви.
   Сергий готовится к уходу в Мир иной. Он все больше сосредотачивается на своих внутренних переживаниях, земные силы как бы оставляют его, он уже служит Миру Огненному, откуда пришел. Свой долг он исполнил. Он доказал, что можно и должно пройти каждому человеку Путем Спасительным Христа. Он; перестроил церковь. Он зажег многие сердца пламенем чистого устремления. Он заложил начало освобождению Руси от иноземного ига. Он укрепил дух русский. Он благословил Русь на подвиги новые. Истинно, вслед за Н.К. Рерихом можно назвать Сергия «строителем русской духовной культуры».
   И после своего ухода 25 сентября 1392 года Сергий неоднократно участвует в делах русских, крепко держит свое слово. Он помогает защитникам Троице-Сергиевой лавры в 1612 году, тогда же он поднимает на подвиг освобождения нижегородского купца Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского. В 1812 году он велит императору Александру I, несмотря ни на какие наговоры, во всем довериться М.И. Кутузову, и победа будет. А сколько помог Сергий Руси во время Великой Отечественной войны! Когда посылкой своего духовного луча он поднял на подвиг сопротивления все народы его возлюбленной Отчизны. И он же, как Наивысший в Небесной Иерархии Сил Света, дал спасительное для всех народов России и мира Учение «Агни Йога», как самый краткий спасительный путь в новых условиях.
   Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!
   
   Г. Горчаков





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
18394
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6944
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2058
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9708
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4759
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5046
06.11.2019
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА К ОРГАНИЗАТОРАМ СЪЕЗДА
42
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
62
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
76
23.10.2019
К 100-летию Учения Агни Йоги (предложение)
65
20.10.2019
Истинный последовать Учения: кто он?
124
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
117
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
98
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
105
26.08.2019
Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017
119
26.08.2019
Лженаука против «лженауки»
141
16.08.2019
Судьба русских изобретений
213
18.07.2019
А судьи кто?
667
09.07.2019
КУЛЬТУРА
210
09.07.2019
Мост Спасения
208
04.07.2019
Устремленная в будущее
232
03.07.2019
Указ к Бою
339
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
238
18.06.2019
Символы
250
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
206
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
473
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
287
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
397
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
392
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
618
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
150
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
92
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
104
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
86
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
153
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
106
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
127
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
224
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
272
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
129
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
130
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
105
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
137
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
124