Знамя Майтрейи
777

ВЕСТНИЦА ИНОГО МИРА


   Вера Ивановна Крыжановская, литературный псевдоним (Рочестер) в конце XIX и начале ХХ века была широко известной писательницей. Выходили ее многочисленные романы и повести, которые были связаны с таинственной тематикой оккультного - так называемыми мистическими темами. Предполагают, что сама Вера Ивановна была медиумом, равно как и ее неизвестная сестра, которая снабжала писательницу многими сведениями о жизни Того мира. Для нас Вера Ивановна известна серией романов «Маги», которые Елена Ивановна Рерих в отличие от писаний иных оккультистов ценила достаточно высоко, хотя и совершено справедливо отмечала и недостатки. Кто же была эта таинственная незнакомка - Вера Ивановна Крыжановская - Рочестер? Вот что известно о ней из достаточно скудной литературы.
   Происходила Вера Ивановна из старинного дворянского рода Тамбовской губернии, она родилась в Варшаве 14 июля 1861 г., где отец ее - генерал-майор артиллерии Иван Антонович Крыжановский - командовал артиллерийской бригадой. Хорошее образование будущая писательница получила еще дома. Книги в семье Крыжановских были в почете. А еще с раннего детства Вера Ивановна увлеклась древней историей и оккультизмом. Она была очень болезненной девочкой и, по ее собственному признанию, искренне верила, что таинственные космические силы уберегут ее от зла и болезней.
   Верочка росла болезненным ребенком: врачи определили, что у девочки развивается чахотка. Вера, лишенная обычных детских радостей, большую часть дня проводила в отцовской библиотеке. Свернувшись клубочком в огромном кресле и укутавшись теплым пледом, она читала все подряд - беллетристику, книги исторические, технические, научные, но больше всего ей нравились толстые фолианты по оккультизму.
   Вера прекрасно понимала, что ее болезнь неизлечима, и перенести мысль о скорой смерти ей помогала вера во всесильных, добрых магов, которые обязательно придут ей на помощь. Но из космических далей ей пришлось спуститься на землю. Дело в том, что её отец разорился, поручившись за одного из своих товарищей. Друг генерала долг не вернул, и имущество Крыжановских было описано и продано с молотка. Генерал не смог пережить разорения и отошел в потусторонний мир, с которым Верочка научилась общаться еще в детстве.
   Когда Верочке исполнилось пятнадцать, мать увезла ее в Петербург и определила в Институт благородных девиц, за заманчивой вывеской которого скрывалась весьма неприглядная проза. Институтки постоянно недоедали, кусок черного хлеба с маслом на завтрак и непонятная бурда на обед были их обычным рационом. Стайки «бледненьких, тоненьких, дохленьких барышень с синими жилками на лбу, с прозрачной матовой кожицей на лице», словно призраки, бродили по институтским коридорам, мечтая о еде и о любви. В спальнях было холодно, но полагалось спать в легких ночных рубашках, укрываясь выношенными одеялами. Вера Крыжановская была очень начитанной девушкой, и казалось, что в учебе она могла превзойти всех своих сокурсниц. Однако даже такой необходимый каждой молодой девушке предмет, как французский язык, ей не давался, а сочинения вызывали у будущей писательницы ужас, она не могла связать двух слов. Накануне Рождества учительница литературы объявила воспитаннице Крыжановской, что ее не отпустят домой на каникулы, если за сочинение она вновь получит «неуд». Вера до поздней ночи просидела с карандашом в руке, но ни одной строчки - так и не написала. Однако утром она обнаружила под подушкой свой блокнот с текстом сочинения, которое было написано незнакомым почерком, без пробелов между словами и знаков препинания. Вера переписала черновик набело и отдала учительнице. Сочинение, предъявленное воспитанницей Крыжановской, было оценено высшим баллом, а Верочка еще больше прониклась уверенностью, что духи наблюдают за ней и опекают ее.
   Крыжановская «уволилась» из института и стала посещать спиритические сеансы. Вскоре (совершенно случайно, как это всегда и бывает) открылись ее необычайные способности. На одном из собраний спириты решили проверить, можно ли с помощью вещи, принадлежащей кому-либо из гостей, предсказать его будущее. Вере Ивановне вложили в руку брошь, она сразу почувствовала сильную боль в сердце и, впав в состояние, похожее на обморок, увидела изможденную женщину, поднимающуюся по лестнице в небеса. Когда она рассказала о своем видении, полная высокая дама, пышущая здоровьем, вскрикнула:
   - Отдайте мою брошь, милочка! Я вовсе не собираюсь умирать.
   Вера смутилась и начала бормотать извинения, но возмущенная дама приколола брошь и удалилась. Над незадачливой предсказательницей лишь посмеялись. А Вера продолжала посещать собрания, но на предложения попробовать свои силы в предсказаниях отвечала отказом.
   Месяц спустя, когда она пришла на один из таких сеансов, ее удивило поведение присутствующих - они перешептывались, бросали взгляды в ее сторону. Наконец, знакомая дама сказала: два дня назад умерла та особа, по броши которой предсказывала Вера. У цветущей на вид женщины открылось легочное кровотечение. Проболев всего недели две, внешне она изменилась до неузнаваемости.
   
   Предсказание цесаревичу Николаю
   
   После этого случая Веру Крыжановскую начали приглашать на спиритические сеансы как медиума. Ее поклонником стал камергер при Собственной Его Императорского Величества канцелярии С.В. Семенов, известный в столице спирит, председатель петербургского Кружка для исследований в области психизма. Ухаживал он за ней настойчиво, к тому же был богат, хотя и немолод. Вскоре камергер сделал Вере предложение. Совпадение интересов и материальные затруднения в семье Крыжановских побудили Веру дать согласие.
   В лице супруга она нашла высокообразованного собеседника и наставника. Они прожили вместе почти 40 лет. Разлучила их только смерть супруга.
   На собраниях оккультного кружка Семенова гадания его жены пользовались особой популярностью. Она брала что-то из мелких личных вещей того человека, кому предназначалось предсказание. Сжимала ладонь, закрывала глаза и, впадая в транс, рассказывала о том, что видит. Как-то, дождавшись, когда останутся лишь близкие друзья, муж предложил Вере прочитать судьбу обладателя лайковой перчатки. Вера подивилась маленькому размеру, спросив супруга:
   - Кто та дама, о которой я буду говорить?
   - Это не дама, - улыбнулся муж. - Впрочем, ты медиум, сама должна все узнать.
   Верой овладело нарастающее беспокойство. Она закрыла глаза и стала отрывисто рассказывать:
   - Вижу симпатичного юношу. Вижу Москву, большое поле, множество народа. На голову юноши с небес опускается корона, этот юноша - хозяин перчатки. Играет музыка, все веселятся. И вдруг все бегут, падают, давят друг друга. Много детей, стариков, женщин-калек. Поле, поле. На нем множество мертвых, их не успевают увозить на телегах. А тот юноша в короне танцует на балу... Грех! Грех! Смертный грех! Мертвые не похоронены! Вот еще вижу: на улицах - кровь, солдаты стреляют в людей. Иконы под ногами... Портрет человека в короне в крови плавает... И еще - война, война, окопы, опять много убитых. И опять - юноша! Он без короны, с бородой, почему-то в подвале, рядом - жена, четверо детей. Вокруг них люди с винтовками. Они стреляют! Их всех убивают в подземелье!
   Вера очнулась в слезах. Потрясенные зрители молчали...
   - Чья это перчатка? - шепотом, прозвучавшим в тишине как выкрик, спросил кто-то из стоявших рядом с камергером.
   - Поклянитесь, что никто никогда никому не расскажет о том, что услышал сегодня, - строго попросил камергер.
   Удивленные друзья торжественно пообещали выполнить эту просьбу, попросив все же сказать, чья это перчатка.
   - Лучше бы ни вам, ни мне не знать об этом, - вздохнул камергер. - Но раз уж я затеял это гадание, скажу. Это перчатка цесаревича Николая!
   Расходились гости в полном молчании. О предсказании вспомнили в день коронации императора - после чудовищной давки на Ходынском поле погибли тысячи людей, а Николай II вместо того чтобы объявить траур, вечером веселился на балу по случаю своей коронации. За кровавой Ходынкой последовали «кровавое воскресенье», революция 1905 года, войны, 1917-й, расстрел царской семьи.
   
   Первая леди русской фантастики
   
   В 1880 году Вера Ивановна уехала на лечение в Париж. Там она начала писать, причем на французском - в России ее романы выходили в переводе. В 86-м выходит первая книга - историческая повесть «Эпизод из жизни Тиберия». Публика с восторгом приняла повесть. Успех воодушевляет автора, и романы Крыжановской появляются один за другим.
   В 1888 году - «Фараон Мернефета», в 90-м - «Месть еврея», в 93-м - «Сим победиши», в 94-м - «Царица Хатасу». Это не только исторические романы: в них Крыжановская касается и тайн реинкарнации, сознания, души. А вскоре из-под ее пера появляются и романы в стиле «фэнтези»: «Жизненный эликсир», «Маги». В истории литературы Вера Крыжановская по праву занимает место «первой леди русской фантастики».
   Ее романы привлекают остротой сюжета и точно выписанными реалиями того времени - читатель переносится в Древний Египет, императорский Рим, Средневековье. Любовь читателей подтверждается и признанием Французской академии наук.
   Многие современники отмечали удивительное несоответствие - слабое здоровье и титаническую работоспособность. Следует отметить, что Крыжановская, в совершенстве владея французским, все свои произведения писала исключительно на этом языке, и только потом они переводились на русский.
   За время пребывания в Париже Крыжановская создала целую серию историко-оккультных романов: «Фараон Мернефта» (1888), «Месть еврея» (1890), «Сим победиши» (1893), «Царица Хатасу» (1894) и др.
   Исторические произведения писательницы привлекли к себе внимание читающей публики. И не только увлекательными сюжетами, захватывающими интригами. Критик В.П. Буренин, высоко оценив роман «Царица Хатасу», отмечал, что «мадам Крыжановская» знает быт древних египтян, «может быть, даже лучше, чем прославленный исторический романист Эбере».
   Оценка критика действительно не противоречит истине. Писательнице удивительно точно удавалось передавать сам дух исторической эпохи, отображенной в романах. За роман «Железный канцлер Древнего Египта» (1899) Французская академия наук удостоила Веру Ивановну титула «Офицер Французской академии» и наградила орденом «Пальма академии», а в 1907 году Российская академия не менее высоко оценила роман «Светочи Чехии» (1903).
   В России роман «Железный канцлер» был напечатан в переводе с французского языка только в 1899 году. Алексей Максимович Горький в своей рецензии «Ванькина литература» разнес его в пух и прах, считая, что это всего лишь пересказанная дубоватым языком библейская легенда о прекрасном Иосифе. Да и все другие произведения писательницы Горькому не понравились: «Эта барыня - спиритка, оккультистка и любительница всего таинственного. Есть у нее большой роман «Торжище брака», в котором бездействуют, но много говорят медиумы, духи, черти и тому подобная дребедень. Я читал этот роман, хотя содержания его и не помню, но это простительно мне уже по одному тому, что в нем нет содержания, а лишь одни потуги и поползновения к сатире и мистицизму.
   Романы без содержания - очень модная вещь, ибо они чрезвычайно легко читаются, но попытка объединить сатиру с мистицизмом достаточно определенно рисует умственный облик госпожи Крыжановской».
   Спириты преклонялись перед талантом Крыжановской как медиума, умеющего запросто общаться с духами умерших, а ее творчество как писательницы вызвало у них неподдельный восторг: «Для большинства читающей публики она была откровением, часто первым звеном в цепи оккультного восхождения души в Царство Света, причем даже и не склонных к мистицизму, она умела завлечь в «мир таинственного» непревзойденно увлекательной фабулой своих оккультных романов». Наверное, истина лежит посередине этих полярных мнений, и можно согласиться с точкой зрения исследовательницы всего необычного Елены Ивановны Рерих, которая писала: «Наряду с немалой пошлостью, книги Крыжановской содержат истинные жемчужины. Я не против того, чтобы читались ее книги. Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность». Однако сама Вера Ивановна не могла в полной мере отвечать за содержание своих книг, ведь у нее был весьма необычный соавтор. Он приходил всегда без приглашения. Вера Ивановна, почувствовав его присутствие, замолкала, бледнела и начинала повторять одну и ту же фразу:
   - Скорее карандаш и бумагу.
   Сидя в кресле около невысокого столика, на котором всегда лежали стопка чистой бумаги и карандаш, она писала с закрытыми глазами минут 20-30, после чего впадала в транс. Ее руки холодели, по телу пробегала дрожь, а лицо искажалось болезненной гримасой.
   
   Тайна Рочестера
   
   Уже на титульных листах ранних книг Веры Ивановны часто значился таинственный автор «Рочестер», очень часто через дефис идущий после настоящей фамилии автора. «К этому периоду жизни (1890-е годы) относится событие огромной для нее важности, - вспоминает один из биографов писательницы Блажей Влодаркж, - а именно: первая встреча с ее учителем и невидимым покровителем Рочестером. Он полностью материализовался, воспользовавшись медиумическими способностями самой Веры Ивановны, и предложил ей всецело отдать свои силы на служение добру.
   Предложил писать под его руководством... Фактически Рочестер - не псевдоним Крыжановской, а соавтор ее романов. Как говорила она сама, «так зовут астральную сущность, которая диктует мне эти произведения. В состоянии сверхчувственного контакта он рассказывает мне о своих жизнях. Именно я настояла, чтобы его имя было также указано... Он прожил необыкновенные жизни и может рассказать очень многое. Но я - лишь передатчица его мыслей и чувств, его воспоминаний о прежних воплощениях.
   И сегодня астральный мир остается для нас неведом и недоступен научному изучению. Всегда легче не верить в то, чего не можешь понять. Однако вот доподлинно известный факт: после вступления в контакт с учителем Вера Ивановна излечилась от тяжелой (и в то время не поддающейся лечению) болезни - хронического туберкулеза. Без врачебного вмешательства! Мистика? Может быть.
   И все-таки Крыжановскую все время хотели разоблачить. Два петербургских академика учинили ей форменный допрос. И что же? Писательница путалась в обычных вещах, не могла объяснить многого, о чем легко сообщала в романах. Мучительству положили конец ее новые записи: это было подробное описание ночной мистерии, проведенной великим иерофантом в святилище Амона-Ра в Абидосе. Оно должно было войти в очередной роман о египетской жизни.
   Запись показали известному египтологу И.Г. Франк-Каменскому. Изучив текст, ученый легко опознал элементы обряда, известного по папирусам, хранящимся в Британском музее. Однако полученный от Рочестера текст был более полным и связным, сказал ученый и добавил, что «сообщение с того света» выглядит очень достоверным, ибо придумать такие детали обрядов наш современник просто не с состоянии. Мнение непререкаемого авторитета прекратило на время нападки на писательницу.
   Обычно несведущие исследователи творчества Крыжановской в связи с его медиумистическим истоком упоминают имена Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих. но, как сказано в Учении Живой Этики, приравнять явление медиумизма «чистого огненному опыту» - это все равно что чистую воду приравнять к капле грязной воды. Е.И. Блаватская и Е.И. Рерих общались не с астральными сущностями Тонкого Мира, а с Великими Учителями, которые находились в обычных человеческих телах при помощи передачи мысли. И никакого отношения к явлению медиумизма их связь не имеет. Напротив, Е.И. Блаватская и Е.И. Рерих выступали категорически против медиумизма как явления ведущего к психическим расстройствам.
   
   Пророчества грядущего сбылись
   
   Основные тема романов В.И. Крыжановской-Рочестер - вселенская борьба божественных и сатанинских сил, взаимозависимость скрытых сил в человеке и космосе, тайны первородной материи... Тайны реинкарнации сознания и душ раскрыты писательницей уже в исторической серии («Царица Хатасу», например). Спиритуалистическая и научно-фантастическая линии закрепились в ранних романах.
   Конечно, с высоты сего дня многое в романах Крыжановской выглядит наивным. Но вместе с тем пенталогия насыщена массой любопытных тем и идей. В романах едва ли не впервые в мировой фантастике описан метод телепортации - как способ путешествия в космосе. Рисуя историю гибели человечества в романе «Смерть планеты», писательница предугадала многие черты будущего (нашего настоящего), верно предсказала - и детально описала! - исторические моменты в жизни России: революция, разрушение храмов, диктатура, проблемы современной жизни... «Да не подумают читатели, - говорит сочинительница, - что автор писал под влиянием какого-то адского кошмара. Пусть взглянут они испытывающим трезвым взором вокруг, и тогда ясно увидят зародыши всех ужасов, которые пышно расцветут в будущем».
   Как часто бывает с медиумами, безоблачная жизнь Веры Ивановны закончилась трагически. Грянул 1917 год, октябрь. Этот Рочестер не предсказал Вере Ивановне этих событий, не предсказал, что её семье надо срочно бежать за границу и захватить с собой хоть какие-нибудь сбережения. Так обычно и бывает с медиумами. с их астральными «гуру». Муж в 1918 году был арестован и сгинул в тюрьме. Буквально босая и голая, с дочерью Крыжановская успела убежать в Эстонию.
   Нищета была ужасающей, пока у Веры Ивановны были силы, она выполняла самую тяжелую работу на лесопильном заводе, а потом, чтобы не умереть от голода, гадала на картах. Земная жизнь писательницы закончилась в 1924 году. В ее шкафу не было даже нательной рубашки, земля для могилы была предоставлена безплатно, как нищенке.
   Но, как бы там ни было, мы благодарны Вере Ивановне за те произведения, которые открыли для нас страничку Надземного мира, пусть и в астральном изложении. Она внесла свою лепту в расширение нашего сознания. Пусть ей будет хорошо в Надземном мире. И пусть путь ее духа сольется с путем Сил Света.
   
   Подготовил Г. Горчаков.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3599
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8850
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4092
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7665
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2775
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2118
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
73
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
87
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
224
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
402
22.02.2017
Размышления о Культуре
452
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
521
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
623
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
609
20.01.2017
Овладение психической энергией
820
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
703
11.01.2017
О женственности
702
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
734
04.01.2017
Несколько слов о Детке
744
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
731
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1097
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1014
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1258
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5222
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568