Знамя Майтрейи
773

УСТРЕМЛЕННАЯ В КОСМОС

   « Я верю, что и через многие сотни лет при взгляде на Землю из Космоса будут видны сияющие огни городов, а не тьма послеядерного пепелища».
   Св. Савицкая
   
   «У нас есть возможность выкарабкаться, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы свободны обрести свободу. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать!..
   — Каждый из нас воплощает идею Великой Чайки — ничем не ограниченную идею абсолютной свободы. Потому точность и совершенство полёта — только первый шаг на пути к раскрытию и проявлению нашей истинной сущности. Необходимо избавиться от всего, что ограничивает. Вот зачем это всё нужно — скоростные полёты, предельное снижение скорости, высший пилотаж...»
   Ричард Бах
   
   Когда поколение, к которому принадлежала Савицкая, пришло в авиацию, авторитет женщин-лётчиц был высок и прочен. Завоевали его ещё в 30-е годы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова и многие другие их соратницы. Они были молоды, упорны, талантливы, упрямо осваивали премудрости лётного дела. Такими же качествами обладала и Светлана Савицкая.
   
   Савицкая Светлана Евгеньевна родилась 8 августа 1948 года в Москве. Отец - Евгений Яковлевич - военный лётчик, учившийся в то время в Академии, мать - Лидия Павловна, закончившая с отличием физико-математический факультет педагогического института, сначала работала в школе, потом стала партийным работником. Родители были очень занятыми людьми, а рядом была бабушка Клавдия Лукинична Лазаренкова, которой и было поручено заниматься воспитанием маленькой Светы. Родом бабушка была со Смоленщины, работала в начальной школе учительницей. Она была мастерицей рассказывать сказки. Но не только это входило в круг её забот. Бабушка начала учить Свету грамоте лет с 3-х - 4-х, и годам к пяти понятливая внучка умела уже сносно читать.
   На лето родители снимали дачу, где Светлана с бабушкой работали на огороде. Среди дачных впечатлений запомнилось, как бабушка иногда рассказывала о военном лихолетье, как с беженцами она шла из Смоленска в сторону Москвы, как люди везли свои пожитки на телеге, как немецкий самолёт расстреливал беженцев. Укрыться людям было негде, и бабушка вместе со всеми пряталась в придорожной канаве, укрывшись своим корытом, на котором потом обнаружились следы и отметины от фашистских пуль.
   12 апреля 1961 года в Космос на корабле «Восток» полетел Юрий Гагарин. Светлану, как и многих, переполняла гордость за то, что именно наш, советский, человек стал первым в этом трудном, необычном деле. Этот полёт она восприняла, как необычное достижение, которое если и будет повторено, то, наверное, нескоро. Но уже в августе, включив телевизор, она узнала о полёте космического корабля «Восток-2», на котором полетел Герман Титов. Становилось ясно, что полёты в Космос - дело не случайное, не разовое. А раз так, то можно рассчитывать на то, что и на её долю хватит.
   Пришлось капитально засесть за школьные учебники математики, физики, химии, астрономии. Скоро физика стала любимым предметом, а содержание её основ и явлений не просто выучены, но и поняты. Сложнее дело обстояло с математикой. Учебники математики пришлось брать с собой даже на каникулы в пионерлагерь и читать в день по полчаса до обеда, да ещё и решать впрок задачи. К моменту окончания школы была прилично освоена и математика.
   Нужную литературу Светлана находила в городской библиотеке им. Добролюбова, а вторым источником литературы стал открывшийся к тому времени огромный Дом книги на Калининском проспекте. Так в доме собралась солидная литература по авиации и космонавтике. Здесь были работы Циалковского, Цандера, учебники по аэродинамике, баллистике, радиоэлектронике, книги по астрономии и небесной механике.
   Сложнее было с практикой. Было понятно, что прямой и наиболее надёжный путь в космонавтику лежит через авиацию. А в авиацию проще попасть через аэроклуб. Светлана, взяв в руки телефонный справочник, стала обзванивать московские аэроклубы и спрашивать, как туда можно записаться. Везде отвечали, что надо иметь паспорт и пройти медкомиссию. До получения паспорта оставалось ещё более 2 лет. Для прохождения медкомиссии надо было укреплять здоровье.
   Занятия спортом начались с плавания. В бассейн ЦСКА Светлана трижды в неделю приезжала на тренировки. В результате регулярных занятий она перестала простужаться. Но одного плавания было недостаточно. Начались занятия быстрой ходьбой и бегом по набережной вечером, когда там было пустынно, занятия с гантелями и упражнениями по укреплению вестибулярного аппарата, наклоны, повороты головой и туловищем, с обязательной утренней зарядкой.
   Особые надежды возлагались на пионерский лагерь. Лето Светлана проводила в лагере им. Павлика Морозова, расположенного возле Геленджика. В лагере много времени отводилось на спортивные игры. Каждый день на волейбольной и баскетбольной площадках шли тренировки. Занятия на свежем воздухе под палящим солнцем развивали выносливость. Светлана устраивала себе кроссы по просёлочной дороге в полдень, в самую жару, когда пот катил градом, а ноги отказывались двигаться. При возвращении в Москву она вдруг обнаружила, что на уроках физкультуры у неё вместо извечной «тройки» вдруг появилась «пятёрка».
   После этого Светлана записалась сразу в две спортивные секции и усиленно занялась гимнастикой, так как она развивала координацию движений и вестибулярный аппарат.
   В августе 1964 года Светлана, наконец, получила долгожданный паспорт. Теперь, думалось ей, можно было на законном основании летать и не бояться, что опять предложат «ещё подрасти».
   После поездки в Геленджик она направилась в райком ДОСААФ своего района, но там подсказали, что ей нужен спортклуб в Фили. Однако там была только парашютная секция, а на планерах можно летать только с семнадцати, но сначала надо изучить теорию, на что уйдёт примерно полгода. Поэтому было выбрано единственно правильное решение - стать парашютисткой. К тому же перед полётами на любой технике всё равно необходима парашютная подготовка.
   Светлана с удвоенной энергией готовилась к первому прыжку. Чтобы довести до совершенства сам момент прыжка следовало отладить до автоматизма все действия. Дома вечером, перед сном, она становилась у кровати с закрытыми глазами, представляя, что самолёт набрал нужную высоту, дверь открылась, и прозвучал сигнал к прыжку.
   Такая игра воображения помогала психологически подготовить себя, она вселяет уверенность в том, что нет ничего сверхъестественного в том, чтобы шагнуть за борт самолёта.
   16 февраля 1965 года состоялся первый прыжок. Снега на поле было по колено, и приземление оказалось довольно мягким. На помощь перворазрядникам пришли опытные парашютисты. Незнакомый парень стряхнул Светлану с парашюта, взвалил себе на плечи и пошёл в сторону старта.
   К концу зимнего сезона удалось совершить десять прыжков. Но частые поездки на аэродром вызвали беспокойство родителей. Пропускались занятия, родители недоумевали, из какой такой библиотеки их дочь возвращается почти в полночь. В конце концов, была достигнута договорённость о том, что, если не будет «троек», можно будет прыгать сколько угодно.
   За зиму был получен третий разряд, а после окончания 10-го класса Светлана каникулы провела в летнем лагере аэроклуба. Летний режим - это ранний подъём, делали интенсивную зарядку и бежали километров восемь. Затем выполнялись упражнения для укрепления вестибулярного аппарата, умывались во дворе холодной водой, а потом загружали уложенные парашюты в стоящую во дворе грузовую машину и отправлялись следом за грузовиком к центру аэродрома. С восходом солнца, часов в пять-шесть самолёты с группами парашютистов уже поднимались в воздух. До девяти утра успевали сделать по 2-3 прыжка, затем в кузове того же грузовика отправлялись в город Чехов, спешно завтракали и возвращались на аэродром. Там успевали сделать несколько прыжков. К середине дня прыжки заканчивались, и объявлялся «мёртвый час».
   В сентябре 1965 года рекордной группе предстояло выполнять высотные прыжки. Светлана Савицкая в составе женской группы без ведома начальства пошла на рекорд. Спуск проходил нормально. Основную сложность следующего рекорда представлял затяжной прыжок с рекордной высоты. Обычно на затяжных прыжках раскрывали парашют на высоте семьсот-восемьсот метров, а здесь следовало «тянуть» до пятисот. В итоге, прыгая с высоты 14252 метров, группа пролетела в свободном падении 13716 метров, и именно эта цифра была зарегистрирована как рекорд.
   Третий рекордный прыжок женской группы был ночным. Ночью прыгать сложно. Предстояло сразу раскрыть парашют и прыгать в темноту. При этом нужно внимательно следить за другими спортсменами, чтобы не столкнуться в темноте друг с другом. При приземлении помогали сигнальные дымы и осветительные ракеты.
   В Центральном доме космонавтики на торжественном собрании космонавт Владимир Комаров вручил группе медали и дипломы, подтверждавшие установление рекордов, которые продержались потом десять лет. Впоследствии эти рекорды не устояли против мощного Ил-76, высотных костюмов, гермошлемов, избыточного кислородного давления и новых парашютов.
   После выпускных экзаменов нужно было решать, что делать дальше. Она решила поступать на факультет самолётостроения в МАИ и параллельно учиться летать в ДОСААФ. Экзамены были сданы успешно и, не дожидаясь результатов последнего экзамена, Светлана помчалась на соревнования в Волгоград. Предстояло выступать за основной состав сборной команды Москвы. Так Светлана выполнила норматив мастера спорта.
   Светлана обратилась в Управление авиационной подготовки и спорта в ЦК ДОСААФ, который возглавлял тогда Алексей Константинович Пахомов, отец знаменитой фигуристки Людмилы Пахомой. Было решено, что Центральный аэроклуб на этот год наберёт небольшую группу новичков, которые рядом с мастерами быстрее освоят высший пилотаж. Теперь всё зависело от того, сумеет ли Савицкая самостоятельно освоить теоретический курс и успешно сдать все положенные экзамены. Поэтому её приняли в клуб условно, так как ЦАК первоначальным обучением не занимался, да и доступ женщинам был ограничен.
   Пришлось совмещать сразу три дела: обучение на первом курсе института, самообразование и парашютные прыжки. Весной на сборах в Андижане после тренировок приходилось штудировать учебники по теории полёта, аэродинамике, штурманскому делу, конструкции самолёта и двигателя, чаще читать инструкцию по управлению самолётом, мысленно представляя необходимые действия.
   На экзамене требовалось знать самолёт до последнего винтика. Почти через месяц были сданы все положенные зачёты и экзамены.
   Светлану определили к инструктору А.И. Талалакину, который учил её летать на самолёте Як-18А. Когда начались полёты, то не было ощущения чего-то совершенно нового, необычного. Казалось, что когда-то, давным-давно, всё это уже происходило, а теперь надо лишь вспомнить забытое.
   Когда довольно долго у Савицкой не получался такой элемент, как разворот, Талалакин, вопреки всем официальным методикам, провёл со Светланой полёт «под колпачком», то есть лишь по приборам, не глядя на землю. Приучив её почти сразу ориентироваться по приборам, Андрей Иванович создал добротную основу для будущей работы на реактивных самолётах. Кроме того, Талалакин давал задание рисовать весь профиль предстоящего полёта. И рядом со схемой писать обо всех действиях на каждом участке, показания приборов. Приходилось чертить одну схему за другой, и в итоге получилось, что Светлана на земле мысленно много раз летала, избавляясь от ошибок. Поэтому в воздухе всё стало получаться быстрее и лучше.
   После окончания маршрутных полётов появилась возможность освоить новый самолёт Як-18 П, предназначенный для высшего пилотажа. Светлана обучалась перевёрнутому полёту по прямой. Во время такого полёта лётчик находится в кабине вниз головой, а удерживают его специальные привязанные ремни. Лётчику, приступающему к обратному пилотажу, приходится заставлять себя действовать руками наоборот. И здесь пригодилась привычка всё продумывать и отрабатывать на земле.
   Физические нагрузки высшего пилотажа по программе международных соревнований — самые высокие, профессиональные качества лётчика требовали быстрой и точной реакции, трезвого аналитического мышления, чёткой координации движений, умения хорошо ориентироваться в пространстве и работать в условиях дефицита времени. Эти качества «высшего пилотажа» должен иметь человек, посвятивший себя воздушной акробатике. Эти требования предъявляются Международной авиационной федерацией — ФАЦ.
   Пришлось Светлане вырабатывать новые качества: начать следить за каждым своим шагом, контролировать каждый поступок, пытаться не допускать небрежности даже в мелочах, прививать себе пунктуальность во всём. И в работе такие качества действительно понадобились.
   Пройдя через все нарочито усложнённые тренировки, Светлана Савицкая не раз потом добрым словом вспоминала наставников Школы лётчиков-испытателей, приучивших работать в воздухе, действовать быстро, самостоятельно.
   В школе предстояло освоить за короткий срок множество самолётов. Режим дня был очень напряжённым. Вставали в четыре утра, наспех завтракали и оправлялись на полёты. В 6 утра начинались полёты. Летали много, часто меняли самолёты. К полудню полёты заканчивались, и шла подготовка к следующему лётному заданию, иногда слушали лекции специалистов. Помогало то, что Светлана Евгеньевна с мужем одновременно учились в Школе. Разница была в том, что Виктор состоял в ней полноправным слушателем, а Светлана просто прикомандированной.
   Когда завершились все запланированные полёты на сверхзвуковом Е-133, начался заключительный этап программы.
   Предстояло установить четыре мировых женских рекорда в скороподъёмности на высоты пять, шесть, девять и двадцать тысяч метров. Чтобы выиграть время набора высоты, летать следовало по единственно верной, оптимальной траектории, которую рассчитывают специалисты.
   В начале июня 1974 года всё было готово к рекордам. На долю Савицкой выпало точно выдержать все параметры полёта и чётко взаимодействовать с землёй. С этой задачей она справилась блестяще.
   В августе 1974 года Светлана Савицкая участвовала в агитперелёте, посвящённом годовщине шефства комсомола над Военно-воздушными силами. ЦК КПСС направлял большую бригаду для встреч с личным составом авиационных частей в различных уголках страны.
   В самом конце 1974 года Светлану Савицкую наконец зачислили в Школу лётчиков-испытателей полноправным слушателем. Полным ходом шли полёты. Предстояло освоить новые для неё типы самолётов, изучить их конструкцию, двадцать раз проиграть в уме предстоящие полёты, «полетать» на тренажёре, посидеть в кабине и освоиться.
   Близилось время окончания Школы. Савицкую временно прикомандировали к КБ им. А.И. Микояна для выполнения программных рекордных работ.
   28 апреля Савицкая сделала самостоятельный полёт по рекордному профилю. Результат полёта направили для регистрации в качестве мирового рекорда в ФАИ.
   31 августа 1977 года удалось превысить рекорд высоты в горизонтальном полёте, теперь он стал равен 21209,9 метра.
   21 октября 1977 года был установлен рекорд скорости по замкнутому тысячекилометровому маршруту.
   Осенью 1977 года Светлана Савицкая была назначена лётчиком-испытателем ОКБ А.С. Яковлева.
   Работа в ОКБ Яковлева нравилась Савицкой, но годы, отданные авиационному спорту и испытательной работе, не отодвинули главную цель - космонавтику.
   Она пыталась туда пробиться, но ей сказали: «Конечно, может, и будут ещё женщины летать, но, надеемся, это произойдет тогда, когда мы уйдём на пенсию, и ставить свои подписи под документами не собираемся».
   Однако во второй половине 70-х годов в мире оживился интерес к участию женщин в космических экспедициях. На орбитальных станциях уже месяцами жили и работали люди. Светлана начала предпринимать новые шаги в этом направлении.
   В 1980 году сформировалась небольшая женская группа. В неё входили инженеры, врачи, научные работники. Одновременно с общефизической подготовкой девушки не теряли навыков своей основной специальности. Светлане Савицкой удалось сочетать тренировки с испытательной работой в ОКБ А.С. Яковлева.
   Вскоре группа успешно сдала экзамены. Затем были сформированы два смешанных экипажа, в которые были включены и женщины. В один их них вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым включили Светлану Савицкую. В другой вошла Ирина Пронина.
   Осенью 1981 года Светлана и Ирина отправились в Центр подготовки космонавтов. Командиром экипажа, в который входила Светлана Савицкая, назначили дважды Героя Советского Союза Леонида Ивановича Попова. Незадолго перед этим он выполнил два полёта в космос: сначала - с Валерием Рюминым, а потом - с румынским космонавтом Д. Прунариу.
   Леонид Иванович оказался очень открытым, доброжелательным и контактным человеком. С ним не пришлось искать общий язык. Сразу установился диалог давних друзей. Саша Серебров, старший бортинженер экипажа, готовился к полёту впервые. Все работали как бы в одном ритме и к полёту подошли сработанным, понимающим друг друга коллективом.
   В апреле 1982 года на орбиту вывели новую станцию - «Салют-7». В середине мая к ней стартовал экипаж основной экспедиции — Анатолий Березовой и Валентин Лебедев.
   В июне состоялся полёт советско-французского экипажа. Следующим по очереди был экипаж, в котором состояла Светлана Савицкая. Шла обычная предстартовая подготовка.
   В день старта, 19 августа 1982 года, пуск был назначен на поздний вечер. Командир Л. И. Попов чётко, по-военному доложил о готовности экипажа к полёту. Председатель комиссии пожелал им доброго пути. Последовали последнее прощание, фотографии на память, и, поднявшись на лифте, экипаж был уже на корабле. После команды «Подъём» ракета отошла от стартового стола вверх. Началось выведение на орбиту.
   На следующий день предстояло выполнить множество экспериментов и исследований. Много времени занял эксперимент «Пирамиг». При помощи специальной аппаратуры фотографировали различные участки звёздного неба, верхние слои атмосферы. Впятером команда отработала на борту орбитального комплекса почти семь дней. Когда миссия закончилась, группа возвратилась на Землю.
   Приземлились поздно вечером в расчётном районе, чувствовали себя счастливыми.
   Осенью 1983 года Савицкой предложили начать подготовку ко второму полёту. В ходе 12-суточной экспедиции на орбитальную станцию предстояло осуществить выход в открытый космос
   Экипаж возглавил Владимир Александрович Джанибеков, который отправлялся в космос в четвёртый раз. При этом он был командиром советско-французского экипажа и с блеском выполнил ручную стыковку своего корабля со станцией «Салют-7». Теперь им предстояло посетить эту станцию второй раз. Светлану Савицкую назначили бортинженером корабля «Союз Т-12», а третьим членом экипажа стал Игорь Волк, знакомый с Савицкой ещё по испытательной работе в авиапромышленности.
   Ни Джанибеков, ни Савицкая не имели опыта работы в открытом космосе.
   Перед полётом проходили тренировки гидроневесомости - надевали скафандры, приспособленные для работы под водой. Такие тренировки помогли подготовиться к работе в открытом Космосе.
   Вечером 18 июля 1984 года корабль «Союз Т-12» стартовал на орбиту. Экипаж летел к станции «Салют-7», где уже не один месяц трудились «Маяки» — Леонид Кизим, Владимир Соловьёв и Олег Атьков.
   Состыковка прошла успешно. На следующий день начали проводить эксперимент. Савицкой нравилось работать с установкой «Таврия»: после неё можно было привезти на Землю уникальные материалы, которые можно использовать в промышленности. Довольно часто приходилось проводить телерепортажи, кино и фотосъёмки.
   Предстояло совершить выход в открытый космос для испытания электронного и инструмента, чтобы осуществить такой выход, нужна высокая психологическая нацеленность. Ещё на Земле перед полётом проходило обучение работе с новым универсальным режущим инструментом (УРИ), который создали в Киевском институте электросварки им. Е.О. Патона. Такая подготовка требовала хорошей выносливости, а в условиях открытого космоса требовала особого внимания. Работать в скафандре непросто, но все работы с УРИ прошли чётко. Более трёх часов шла работа в открытом Космосе. Савицкая и Джанибеков вовремя завершили все работы и вернулись на станцию. Было ощущение завершённости главной задачи этого полёта и радости от того, что все испытания прошли успешно. 29 июля экипаж вернулся на Землю.
   5 апреля Савицкая была назначена инструктором-космонавтом-испытателем.
   В феврале 1986 года Светлана Евгеньевна защитила диссертацию в МВТУ им. Баумана и получила степень кандидата технических наук. В том же году она начала подготовку в качестве командира экспедиции посещения орбитального корабля «Мир» на корабле «Союз ТМ» в качестве командира женского экипажа вместе с Екатериной Ивановой и Еленой Доброквашиной. Но вскоре прекратила подготовку в связи с уходом в декретный отпуск. 11 ноября 1986 года у Савицкой родился сын Константин.
   27 октября 1993 года Светлана Савицкая была отчислена из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет в звании майора запаса.
   После ухода из отряда космонавтов Светлана Савицкая работала заместителем начальника 291-го отдела НПО «Энергия».
   В 1994 — 1995 годах работала доцентом МАИ, занималась вопросами экономики и инвестиций.
   С 1990 — 1993 г. была народным депутатом РФ, членом депутатской группы коммунистов. Работала в Комитете по международным делам, в Комитете по обороне.
   2 декабря 2007 года была избрана депутатом Государственной думы РФ V созыва по списку КПРФ.
   Светлана Савицкая награждена двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (1982, 1984), орденом «Знамя Почёта», медалями и дипломами, в том числе, спортивными.
   Её именем названы две малые планеты.
   Светлане Евгеньевне часто говорили, что занимается она не «женским» делом. Но всей своей жизнью она опровергала «домостроевские» наветы, потому что была не только покорительницей Космоса, но и женой, и матерью.
   Когда с разрушением Советского Союза стали безпощадно уничтожать ракетно-космическую отрасль, Савицкая активно этому противостояла, включившись в общественно-политическую деятельность.
   «Наша инженерная мысль способна на всё... Нужно менять социально-экономическую систему. Должны прийти люди, которые действительно ставят на первое место интересы государства», — отметила она в одном из интервью газете «Правда».
   
   Г. Павелко Алтайский край, Солонешенский район, с. Топольное




Темы уроков: Подвижники

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3795
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9504
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4274
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7802
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2889
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2396
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
64
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
209
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
248
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
190
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
299
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
382
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
467
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
395
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
493
22.02.2017
Размышления о Культуре
556
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
662
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
939
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
748
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
813
25.01.2017
Суровость Подвига
690
20.01.2017
Овладение психической энергией
1044
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
833
11.01.2017
О женственности
846
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
848
04.01.2017
Несколько слов о Детке
865
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
804
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1172
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1087
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1397
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
48
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5537
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
310
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
306
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1901
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
436
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
590
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
931
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
589