Знамя Майтрейи
746

П.Ф. БЕЛИКОВ: ПЕРВЫЙ РЕРИХОВЕД

П.Ф. Беликов
   Тридцать три года назад (15 мая 1982 года) ушёл в иные сферы Бытия Павел Фёдорович Беликов - человек, представляющий собой ярчайший пример служения высшим идеалам, соединяя повседневность и Надземное. С точки зрения самосовершенствования, достижения результата, а не достижения внешнего успеха, Павел Фёдорович остаётся непревзойдённым образцом подлинного, а не «трибунного» деятеля, строившего свою жизнь, ориентируясь на самые высочайшие нравственные и творческие планки.
   29 июля (16 июля) 1911 года в Нарве, славном древнем городе западной части Российской империи, в семье Фёдора Александровича и Марии Матвеевны Беликовых родился сын Павел.
   В 1972 году вместе с искусствоведом В.П. Князевой П.Ф. Беликов выпускает книгу «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Она выходит в переводе на несколько языков. Участвует в изданиях книг о жизни и творчестве Н.К. Рериха, в конференциях «Рериховские чтения», выступает с лекциями и публикует статьи о Рериховском наследии.
   Умер в Таллинне 15 мая 1982 года.
   Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище, где на могиле установлен надгробный памятник с изображением знака Знамени Мира и надписью «Pax Kultura».
   Внешняя канва его жизни ничем не напоминает жизнь мыслителя и подвижника культуры. Это жизнь рядового человека, волей внешних обстоятельств начавшего жизнь в императорской России, учившегося в пролетарском Ленинграде, начавшего трудовую деятельность в Эстонии свободного предпринимательства и ушедшего в мир иной пенсионером при советской власти. Государства, гражданином которых он был, имели совершенно определённые политические, административные и географические основы и координаты. Но дух и мысль его всегда были устремлены поверх границ, установленных людьми.
   Если мы посмотрим с этой точки зрения на жизненный путь Павла Фёдоровича Беликова, то мы увидим, что он подтверждает житейскую мудрость «Не место красит человека, а человек - место». При этом корифей рериховедения отчётливо сознавал ложность любых претензий на собственную исключительность: «Поток Света столь обширен и могуч, - писал он, - что нет на Земле Фокуса, способного вобрать все знания и через своё преломление передать их остальным. Поэтому для меня не правы только те, кто претендует на подобную роль или считает обязательным для всех толкование одного...».
   Павел Фёдорович, как мыслящий человек и строитель своей жизни, состоялся бы, если он, например, стал исследователем творчества Иммануила Канта. Это видно по сохранившемуся тексту доклада о немецком философе, по письмам к будущей жене. «Филео» плюс «софия» - любовь к мудрости - была яркой отличительной чертой Павла Беликова с молодых лет. В отличие от литературного героя из произведения А.П. Чехова, носившего ту же фамилию и ставшего олицетворением «человека в футляре» повседневности, Павел Беликов открыл для себя космическое мировосприятие жизни. Трагедия героя Чехова - в отсутствии Большой Идеи жизни. У реального Беликова, почти в таких же жизненных обстоятельствах, Большая Идея жизни была. Он встретился с Державой Рериха уже в юности, когда формировалось его мировоззрение. Воодушевление фигурой Н.К. Рериха стало определяющим для разнообразной творческой работы П.Ф. Беликова - философа, учёного и общественного деятеля. Кармические накопления его были велики, а характеристика дарований и связанных с этим достижений выходят далеко за рамки определения: «классик рериховедения».
   По мнению Л.В. Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, П.Ф. Беликов «стоял у истоков серьёзного научного рериховедения... Не имея никакого специального образования, он был первым, сумевшим открыть нам подлинного Рериха во многих аспектах его деятельности.».
   Сам П.Ф. Беликов писал в 1968 году: «Первым опытом научного обобщения творчества и деятельности Рериха следует считать монографию о художнике кандидата искусствоведения В.П. Князевой. В.П. Князева проделала большую работу по сбору и научной обработке материалов о Рерихе, логически объединила русский и зарубежный периоды жизни и творчества художника и указала направление для дальнейших исследований».
   Есть ли противоречие между двумя этими мнениями? Отдавая должное научной этике П.Ф. Беликова, нужно всё-таки обратить внимание на особый - искусствоведческий - ракурс работ В.П. Князевой.
   П.Ф. Беликов, начав с изучения христианской теологии, трудов Канта, Гегеля, Маркса, русских философов, приходит к сокровищам восточной философии. В возрасте 23 лет начинает постижение книг Живой Этики, которые имели решающее значение для формирования его мировосприятия. «Эти книги, - по его собственному выражению, - меня буквально духовно перевернули». Его сохранившийся «Доклад после прочтения книги «Л.С.М.» - яркое свидетельство глубокого понимания оригинальности Живой Этики и жизненная программа.
   Его мысли были замечены на далёких горных вершинах. Он получил письмо из Индии от глубоко почитаемого им художника и мыслителя - Николая Рериха. Переписка с ним вдохновила молодого человека на всю последующую жизнь. Позднее он написал фундаментальные работы: «Основные проблемы восточной философии и диалектический материализм (Опыт сравнительного изучения)», «Рерих-мыслитель»...
   Он был «любомудром», любителем мудрости, философом в древнем значении этого слова. Это помогло ему стать первым исследователем Рериховского наследия, который ввёл его в сферу комплексного - не только искусствоведческого - научного изучения. Его статья «Рерих и Горький», составленная им «Библиография произведений Н.К. Рериха», опубликованные в «Ученых записках Тартуского университета», статья «Николай Рерих и Индия» в сборнике «Страны и народы Востока» Академии наук СССР открыли путь к грамотному научному познанию Державы Рериха.
   Вышедшая в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей» книга «Рерих», написанная в соавторстве с В.П. Князевой, несмотря на популярный характер, написана в строгом соответствии с научными критериями. Она открыла читательской аудитории многогранный мир исканий и достижений великого мыслителя и гуманиста. Её появление стало поистине светлым лучом, прорывом к признанию великого подвижника на его Родине.
   «Конечно, я считаю эту книгу, - писал Павел Фёдорович С.Н. Рериху, - лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания. Остаётся только надеяться, что это первая более-менее подробная и систематизированная биография Н.К., в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований...».
   Его доклады на конференциях и статьи в научных сборниках, кроме того, что были безукоризненны с фактической стороны, известной в то время, открывали новые горизонты исследовательского поиска.
   Книга, которую писал Беликов-учёный в последние годы жизни, - «Рерих. Опыт духовной биографии» - положила начало уникальному направлению в рериховедении. Несмотря на то, что книга осталась недописанной, она представляет собой законченный образец, завершённый опыт исследовательской работы. Рериховедение в исполнении П.Ф. Беликова становится большим, чем научный метод, - это метод духовного самосовершенствования человека на примере жизненного подвига Н.К. Рериха и его семьи.
   Был ли Павел Фёдорович Беликов гением? Я как-то написал, что если в двух словах отметить одну из его характерных черт, то это будет звучать так: гений общения. Это действительно так. И это уже не мало. Однако всё-таки слишком мелко для такого высокого понятия. Ведь в распространённом представлении гении - это вершины, возвышающиеся над равниной, сверхлюди, среди массы не хватающие звёзд с неба обывателей. Думаю, Павел Фёдорович первым резко запротестовал бы, если бы кто-то заговорил с ним о его гениальности.
   И в самом деле, скажет кто-нибудь: это вы хватили, всю жизнь проработал человек бухгалтером, а вы о таких высоких понятиях. И ещё высказывание великого Лермонтова приведёт: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара».
   Но вот так Лев Лосев размышляет над судьбой русского писателя Сергея Довлатова: «У Довлатова была гениальность, если использовать это слово не в дурацком смысле литературной табели о рангах, а в прямом значении, - способность к творчеству не благоприобретённая, а врождённая, закодированная в генах».
   Если посмотрим на жизнь Беликова в таком значении, то мы обнаружим прямое подтверждение его гениальности. Тем более если вспомним, что слово «гений» появилось в русском языке в Петровскую эпоху из немецкого языка, в котором Genius - «дух, гений» (от лат. gigno «рождаю»).
   Кстати, по выражению того же Сергея Довлатова, «гений - это безсмертный вариант простого человека». Как будто о Беликове! Есть и такое определение Г. Джебрана: «Гений - песнь малиновки в начале запоздалой весны». Здесь прямо об искателе, открывшем для будущих поколений неизведанный материк, «Державу Рериха». А уж как осваивается этот материк, какие выбираются пути - это зависит от свободной воли человека и поколения.
   Если и трудно, но возможно (хотя бы с помощью библиографического изучения) оценить значение научной и литературной деятельности П.Ф. Беликова, то вряд ли даже со временем мы сможем оценить масштаб его общественной деятельности.
   В советское время, особенно в последнее десятилетие его жизни, не было в СССР другого человека, который был так связан видимыми и невидимыми нитями с рериховским сообществом своего времени. Не ошибусь, если скажу, что само возникновение такого сообщества началось и ярко проявилось в деятельности Павла Фёдоровича Беликова. Он в контакте с С.Н. Рерихом осуществлял координацию общих усилий по продвижению рериховских идей в самых различных сферах жизни общества. В Козе-Ууэмыйза существовал и действовал неформальный Всесоюзный Рериховский центр. «Первыми нашими публикациями о Рерихах все мы были обязаны ему. Его большой, тщательно подобранный и прекрасно систематизированный архив был для меня, - отмечает Л.В. Шапошникова, - надёжным источником тех знаний о Рерихах, в которых я в то время нуждалась...».
   Принципиальное отличие центра в Козе-Ууэмыйза от ныне действующих рериховских центров - в следовании канону «Господом Твоим», в ориентации на удовлетворение потребностей обращающихся, а не в сосредоточении на решении собственных планов и задач. Этот неформальный центр не нуждался в каких-то письменных признаниях его полномочий. Мощная незримая сеть духовного влияния мудреца из Козе-Ууэмыйза, покрывшая всю страну, непрерывно совершенствовалась и увеличивалась благодаря добровольному и взаимному притяжению отдельных «ячеек». Все самые заметные общественные мероприятия, связанные с именем Рерихов при жизни П. Ф. Беликова, не только проходили с его участием, но во многом были обязаны ему своим успешным проведением. Его переписка свидетельствует о нём, как о человеке, который не только был прекрасным знатоком трудов Рерихов и Учения Живой Этики, но и применял их принципиальные положения в реальной жизни.
   Однажды я ему написал:
   «В книге Г. Гессе «Игра в бисер» (пер. с нем.), которую я очень ценю, потому что в ней выведен образ подвижника, в чём-то близкого Н.К., есть такие строки: «Истина существует, мой дорогой. Но «учения», которого жаждешь ты, абсолютного, совершенного, единственного, умудряющего учения не существует. Да и не следует тебе мечтать о совершенном учении, друг мой, стремись к совершенствованию самого себя. Божественное в тебе, а не в понятиях и книгах. Истина должна быть пережита, а не преподана. Готовься к битвам.» (Г. Гессе. Игра в бисер. М., «Худ. лит.», 1969, с. 100). Мне очень нужно, чтобы Вы это прокомментировали, так как эта цитата ставит меня в какого-то рода противоречие.»
   Ответ:
   «Высказывание Г. Гессе не противоречит Основам Ж[ивой] Э[тики]. Абсолютная Истина, безусловно, ни в одном «учении» не может быть раскрыта и не может быть вмещена человеческим сознанием. Ведь в данном случае отрицается «абсолютное, единственное, совершенное и умудряющее учение». Ведь такое «учение» закрыло бы путь в Безпредельность. Те зёрна Истины, которые содержатся в той или иной степени во многих Учениях и которыми, с учётом нашей эпохи, насыщены книги Ж[ивой] Э[тики], дают реальные ростки Истины только в том случае, если мы взрастим их на своём поле деятельности. Каждое Учение, содержащее в себе зёрна Истины, есть руководство к жизни, а следовательно, и к самоусовершенствованию. Пройдя один этап самоусовершенствования, мы подходим к новым, более углублённым Учениям. И все они будут «относительными» к понятию «Абсолютная Истина» и необходимыми, даже абсолютно необходимыми для нашей духовной эволюции. Ведь и само высказывание «Истина должна быть пережита, а не преподана» является тоже своего рода «учением» и тоже не «совершенным и единственным». В данном случае «форсируется» один из обязательных аспектов познания Истины. Многие ищут и жаждут открыть Её в книгах, а между тем Истина - это нечто Безпредельное, реализуемое в Жизни. И Учение Ж[ивой] Э[тики] является Руководством к такой реализации, а не «вместилищем Истины». Вместить Её ни одна книга не может...».
   В заключение хочется привести два неопубликованных письма из переписки П.Ф. Беликова.
   После выхода в свет книги «Рерих» в ЖЗЛ один из экземпляров он отправил в Вену (Австрия), где жила одна из участниц кружка по изучению Агни Йоги, который он вёл в конце 30-х годов в Таллинне. В него входили Павел и Галина Беликовы, Владимир Пейль, Аркадий Абрамов, Юлия Иванова. Наверное, были и другие. Сейчас опубликован сделанный П.Ф. в этом кружке «Доклад после прочтения книги «Листы Сада Мории».
   И вот в конце 1973 года он получает письмо от бывшей участницы кружка Юлии Ивановой:
   «г. Вена. 14 ноября 1973 г. Милый Павлик!
   Или должна называть Тебя Павел Фёдорович? Ведь стал Ты теперь известным человеком. Рада за Тебя. От души поздравляю и желаю в дальнейшем много успеха и осуществления всего, что задумано Тобой.
   Просто не могу сказать, какую радость Ты доставил мне своим подарком. Не только потому, что это была первая весточка после 35 долгих лет, но и потому, что пришёл он как раз вовремя. Дело в том, что в последнее время меня сильно стали мучить страхи, тоска и уныние. Казалось, будто болото засасывает и миазмы не дают дышать. И вдруг пришла Твоя чудесная книга (П. Беликов, В. Князева «Рерих», - А.А.). Я не умею выразить словами, как я счастлива и благодарна. Но Ты сам поймёшь, что в таком душевном состоянии это явилось для меня большой помощью, как луч во тьме. И самое интересное то, что незадолго до получения Твоей посылки как-то вдруг пришли мысли о Р[ерихе] и о наших встречах и беседах. Хотя, к стыду, должна признаться, что давно об этом не думала и даже почти забыла. Ах, как хорошо было бы встретиться и побеседовать, а то ведь писать всё, что хотелось бы сказать, не знаю, могу ли. Чудесное это было время молодости, полное надежд и порывов. Что-то стало со всеми милыми друзьями? Пришло на ум стихотворение, единственное из моих стихов, которое ещё помню, так как все затерялись и больше не пишу:
   
   Жизнь - далёкая дорога,
   Люди - странники на ней,
   Мысли - кладь сумы убогой,
   Вёрсты - смена кратких дней.
   
   Ходят люди одиноко,
   Обгоняют, отстают.
   Звёзды на небе высоко
   Озаряют дальний путь.
   
   Но не всем хватает света:
   Рассыпают тень кусты,
   и пугают неприветно
   придорожные кресты.
   
   Много слёз и песен много,
   Много пыли и камней,
   Жизнь - далёкая дорога,
   Люди - странники на ней.
   
   Этому стиху, пожалуй, 40 лет. А куда годы девались?
   Милый Павлик! Если Тебе нетрудно и Ты сможешь уделить немного времени, то, пожалуйста, напиши о себе. Я забыла, как зовут Твою жену, есть ли у Вас дети, и вообще хотелось бы побольше узнать о Вашей жизни...
   (Далее рассказывает о себе и семье).
   Карлуша просит передать большой привет и также от души рад за Тебя. Кланяйся Твоей милой жене и будь здоров. С сердечным приветом Юля».
   «19 декабря 1973 г.
   Дорогая Юля, очень рады были получить от Тебя весточку. Бывая в Таллинне, проходим иногда по знакомым по молодым годам местам и вспоминаем прошлое. В этом прошлом всегда вспоминаем и Тебя. Старых знакомых я как-то растерял. Надо сказать, что не особенно я город люблю, и поэтому в Таллинне бываем не так уж часто.
   Живём мы, правда, близко от Таллинна - час езды на автобусе. Место красивое. Бывшая мыйза барона Юкскуля. Пирита протекает, кругом лес, парк баронский с прудиком и даже фонтаном. Местечко теперь уж разрослось, дома городского типа. Нам повезло как старожилам. Живём хоть тоже в вполне городском доме с ванной, газом, водопроводом и т. д., но дом наш небольшой - только на четыре квартиры, а кругом домика разбит садик с деревьями, клумбами, кустиками. Вокруг - живая изгородь из сирени, Галя очень любит заниматься цветами. Я же грешным делом больше за письменным столом время провожу.
   У нас уже взрослые дочь (Лена) и сын (Кирилл). У дочери - внук Вова, а у сына - наша внучка Галя. Ей скоро шесть будет, а внук уже ходит в школу: ему скоро одиннадцать. По праздникам и воскресеньям ребята наезжают к нам, а внука с внучкой иногда «подбрасывают» и на долгое время, особенно летом. Скучать в деревне не приходится. Книги, телевизор, большая фонотека, а у Гали ещё и пианино. Кроме того, летом сад с огородиком да ещё неизбежные заботы по хозяйству. Оба мы на пенсии, но работы у меня от этого не сбавляется. О её характере Тебе уже известно из тех вырезок, которые послал Тебе с книгой.
   Раз в году мы обычно совершаем с Галей длительные путешествия на Кавказ, в Крым, по Волге, на Урал и т. д. В этом году побывали как раз в Уральских горах, а оттуда спустились на теплоходе по рекам Белой, Каме и Волге до Москвы. Очень красивые места. Жаль с собой фотоаппарата не взяли. Не захотелось таскать. А вот в прошлом году я с Леной и Кириллом ездил по Волге и на Черноморское побережье. Тогда Кирилл снимал. Я послал Тебе несколько карточек и ещё прилагаю, чтобы было представление о том, что годы нас не красят, а дети и внуки далеко не в точности повторяют. Впрочем, характер у меня такой, что о прошлом я вспоминаю, но тосковать не умею. Всегда больше думаешь о чём-то, что ещё впереди, и забываешь, что если считать на годы, то этого «впереди» не так- то уж много остаётся.
   Конечно, большое удовлетворение приносит мне творческая работа. Через неё знакомства с интересными людьми, сотрудничество с искусствоведами, востоковедами, художниками, писателями. Обширная переписка (отвык уже от руки писать и на машинке сейчас стукаю не «из важности», а уже по необходимости. От руки долго и зело неразборчиво). По делам приходится выезжать в Москву, Ленинград и другие города, а порой и выступать. Нашёл среди фотографий один старый билет-программу. Посылаю для наглядности, а не для «известности». Абсолютно её не ощущаю, живу тихо и мирно, а мечтаю жить ещё тише. В 1974 году - Столетие со дня рождения Н. Рериха. Подготовка к его проведению задала мне темпы слишком сильные. Подготовил ряд статей, много работы было со сборником литературных произведений Н. Р[ериха], который выходит под эгидой Института Академии художеств. Намечается в Москве научная сессия. Только что уехали от меня московские сценаристы. Я консультирую полнометражный документальный фильм о Рерихе. Не остаётся времени, чтобы сосредоточенно поработать над сугубо «своей» темой.
   Безусловно, как уже сказал, вся эта работа и обеспеченная в материальном отношении жизнь создали определённую «твёрдую почву» под ногами, но, слава богу, не дают того, что называется «полным удовлетворением» или вернее полным успокоением. Всё кажется, что сделано мало и не так хорошо, как нужно и можно было бы. На душе всегда что- то «скребёт», и, пожалуй, этот «скребёт» следует только благословлять.
   Да, в последний наезд в Таллинн пару недель тому назад был у Лёши Севостьянова. Просил Тебе кланяться. Он на пенсии, живёт в полном самоуспокоении, но такому покою я не завидую и никому его не желаю. Из старых знакомых встречался с Ксаной Хлебниковой (помнишь ли её?), с Валей Липп (от неё адрес Твой узнал), с Романом Матсовым (он теперь заслуженный дирижер ЭССР). Многих из нашего поколения уже нет (милого поэта Тагго-Новосадова, Пейля, да всех и не упомнишь сразу). Война - не шутка. Всё перемешала и многих смела с этого земного плана. И если есть чему удивляться, так, пожалуй, тому, что живы остались.
   Мы с Галей, вспоминая ушедшие годы, часто вспоминали Тебя и думали, как Твоя и Карлуши судьба сложилась. Как-то, через несколько лет после окончания войны, мы разыскали Твою маму, были у неё, побеседовали. Потом я из Таллинна уехал, бывал в городе редко, а потом уже на Александро-Невском кладбище, где похоронен мой отец, обнаружил и её могилу на Вашем прежнем участке. Где-то нам придётся лежать? Но это уже не столь важно. Главное - «пройти жизнь, как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно» (это из Книги, которую когда-то мы читали вместе с друзьями).
   Шлём, дорогая Юля, Тебе и Карлуше свои лучшие пожелания.
   Всего самого, самого светлого.
   П. Беликов».
   Думаю, это письмо ярко показывает, на чём основывалось влияние П.Ф. Беликова на окружающих: на мудрости, знании, доброжелательном участии в духовных поисках многих людей - от академиков и знаменитых писателей до студентов вузов - и проходило поверх административных барьеров или должностей. Принципы П.Ф. Беликова - добротворчество, соизмеримость, приоритет культуры и этики, разумная терпимость к иному мнению - крайне важны для духовного пространства современной России.
   
   А. Анненко, г. Абакан





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3732
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9226
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4197
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7757
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2839
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2306
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
162
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
184
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
148
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
240
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
334
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
429
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
361
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
459
22.02.2017
Размышления о Культуре
512
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
612
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
891
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
702
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
754
25.01.2017
Суровость Подвига
661
20.01.2017
Овладение психической энергией
950
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
784
11.01.2017
О женственности
798
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
804
04.01.2017
Несколько слов о Детке
818
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
782
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1150
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1067
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1347
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5431
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2383
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
304
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
299
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1884
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
431
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
586
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
920
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
585