Знамя Майтрейи
1252

П.Ф. БЕЛИКОВ: ПЕРВЫЙ РЕРИХОВЕД

П.Ф. Беликов
   Тридцать три года назад (15 мая 1982 года) ушёл в иные сферы Бытия Павел Фёдорович Беликов - человек, представляющий собой ярчайший пример служения высшим идеалам, соединяя повседневность и Надземное. С точки зрения самосовершенствования, достижения результата, а не достижения внешнего успеха, Павел Фёдорович остаётся непревзойдённым образцом подлинного, а не «трибунного» деятеля, строившего свою жизнь, ориентируясь на самые высочайшие нравственные и творческие планки.
   29 июля (16 июля) 1911 года в Нарве, славном древнем городе западной части Российской империи, в семье Фёдора Александровича и Марии Матвеевны Беликовых родился сын Павел.
   В 1972 году вместе с искусствоведом В.П. Князевой П.Ф. Беликов выпускает книгу «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Она выходит в переводе на несколько языков. Участвует в изданиях книг о жизни и творчестве Н.К. Рериха, в конференциях «Рериховские чтения», выступает с лекциями и публикует статьи о Рериховском наследии.
   Умер в Таллинне 15 мая 1982 года.
   Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище, где на могиле установлен надгробный памятник с изображением знака Знамени Мира и надписью «Pax Kultura».
   Внешняя канва его жизни ничем не напоминает жизнь мыслителя и подвижника культуры. Это жизнь рядового человека, волей внешних обстоятельств начавшего жизнь в императорской России, учившегося в пролетарском Ленинграде, начавшего трудовую деятельность в Эстонии свободного предпринимательства и ушедшего в мир иной пенсионером при советской власти. Государства, гражданином которых он был, имели совершенно определённые политические, административные и географические основы и координаты. Но дух и мысль его всегда были устремлены поверх границ, установленных людьми.
   Если мы посмотрим с этой точки зрения на жизненный путь Павла Фёдоровича Беликова, то мы увидим, что он подтверждает житейскую мудрость «Не место красит человека, а человек - место». При этом корифей рериховедения отчётливо сознавал ложность любых претензий на собственную исключительность: «Поток Света столь обширен и могуч, - писал он, - что нет на Земле Фокуса, способного вобрать все знания и через своё преломление передать их остальным. Поэтому для меня не правы только те, кто претендует на подобную роль или считает обязательным для всех толкование одного...».
   Павел Фёдорович, как мыслящий человек и строитель своей жизни, состоялся бы, если он, например, стал исследователем творчества Иммануила Канта. Это видно по сохранившемуся тексту доклада о немецком философе, по письмам к будущей жене. «Филео» плюс «софия» - любовь к мудрости - была яркой отличительной чертой Павла Беликова с молодых лет. В отличие от литературного героя из произведения А.П. Чехова, носившего ту же фамилию и ставшего олицетворением «человека в футляре» повседневности, Павел Беликов открыл для себя космическое мировосприятие жизни. Трагедия героя Чехова - в отсутствии Большой Идеи жизни. У реального Беликова, почти в таких же жизненных обстоятельствах, Большая Идея жизни была. Он встретился с Державой Рериха уже в юности, когда формировалось его мировоззрение. Воодушевление фигурой Н.К. Рериха стало определяющим для разнообразной творческой работы П.Ф. Беликова - философа, учёного и общественного деятеля. Кармические накопления его были велики, а характеристика дарований и связанных с этим достижений выходят далеко за рамки определения: «классик рериховедения».
   По мнению Л.В. Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, П.Ф. Беликов «стоял у истоков серьёзного научного рериховедения... Не имея никакого специального образования, он был первым, сумевшим открыть нам подлинного Рериха во многих аспектах его деятельности.».
   Сам П.Ф. Беликов писал в 1968 году: «Первым опытом научного обобщения творчества и деятельности Рериха следует считать монографию о художнике кандидата искусствоведения В.П. Князевой. В.П. Князева проделала большую работу по сбору и научной обработке материалов о Рерихе, логически объединила русский и зарубежный периоды жизни и творчества художника и указала направление для дальнейших исследований».
   Есть ли противоречие между двумя этими мнениями? Отдавая должное научной этике П.Ф. Беликова, нужно всё-таки обратить внимание на особый - искусствоведческий - ракурс работ В.П. Князевой.
   П.Ф. Беликов, начав с изучения христианской теологии, трудов Канта, Гегеля, Маркса, русских философов, приходит к сокровищам восточной философии. В возрасте 23 лет начинает постижение книг Живой Этики, которые имели решающее значение для формирования его мировосприятия. «Эти книги, - по его собственному выражению, - меня буквально духовно перевернули». Его сохранившийся «Доклад после прочтения книги «Л.С.М.» - яркое свидетельство глубокого понимания оригинальности Живой Этики и жизненная программа.
   Его мысли были замечены на далёких горных вершинах. Он получил письмо из Индии от глубоко почитаемого им художника и мыслителя - Николая Рериха. Переписка с ним вдохновила молодого человека на всю последующую жизнь. Позднее он написал фундаментальные работы: «Основные проблемы восточной философии и диалектический материализм (Опыт сравнительного изучения)», «Рерих-мыслитель»...
   Он был «любомудром», любителем мудрости, философом в древнем значении этого слова. Это помогло ему стать первым исследователем Рериховского наследия, который ввёл его в сферу комплексного - не только искусствоведческого - научного изучения. Его статья «Рерих и Горький», составленная им «Библиография произведений Н.К. Рериха», опубликованные в «Ученых записках Тартуского университета», статья «Николай Рерих и Индия» в сборнике «Страны и народы Востока» Академии наук СССР открыли путь к грамотному научному познанию Державы Рериха.
   Вышедшая в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей» книга «Рерих», написанная в соавторстве с В.П. Князевой, несмотря на популярный характер, написана в строгом соответствии с научными критериями. Она открыла читательской аудитории многогранный мир исканий и достижений великого мыслителя и гуманиста. Её появление стало поистине светлым лучом, прорывом к признанию великого подвижника на его Родине.
   «Конечно, я считаю эту книгу, - писал Павел Фёдорович С.Н. Рериху, - лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания. Остаётся только надеяться, что это первая более-менее подробная и систематизированная биография Н.К., в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований...».
   Его доклады на конференциях и статьи в научных сборниках, кроме того, что были безукоризненны с фактической стороны, известной в то время, открывали новые горизонты исследовательского поиска.
   Книга, которую писал Беликов-учёный в последние годы жизни, - «Рерих. Опыт духовной биографии» - положила начало уникальному направлению в рериховедении. Несмотря на то, что книга осталась недописанной, она представляет собой законченный образец, завершённый опыт исследовательской работы. Рериховедение в исполнении П.Ф. Беликова становится большим, чем научный метод, - это метод духовного самосовершенствования человека на примере жизненного подвига Н.К. Рериха и его семьи.
   Был ли Павел Фёдорович Беликов гением? Я как-то написал, что если в двух словах отметить одну из его характерных черт, то это будет звучать так: гений общения. Это действительно так. И это уже не мало. Однако всё-таки слишком мелко для такого высокого понятия. Ведь в распространённом представлении гении - это вершины, возвышающиеся над равниной, сверхлюди, среди массы не хватающие звёзд с неба обывателей. Думаю, Павел Фёдорович первым резко запротестовал бы, если бы кто-то заговорил с ним о его гениальности.
   И в самом деле, скажет кто-нибудь: это вы хватили, всю жизнь проработал человек бухгалтером, а вы о таких высоких понятиях. И ещё высказывание великого Лермонтова приведёт: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара».
   Но вот так Лев Лосев размышляет над судьбой русского писателя Сергея Довлатова: «У Довлатова была гениальность, если использовать это слово не в дурацком смысле литературной табели о рангах, а в прямом значении, - способность к творчеству не благоприобретённая, а врождённая, закодированная в генах».
   Если посмотрим на жизнь Беликова в таком значении, то мы обнаружим прямое подтверждение его гениальности. Тем более если вспомним, что слово «гений» появилось в русском языке в Петровскую эпоху из немецкого языка, в котором Genius - «дух, гений» (от лат. gigno «рождаю»).
   Кстати, по выражению того же Сергея Довлатова, «гений - это безсмертный вариант простого человека». Как будто о Беликове! Есть и такое определение Г. Джебрана: «Гений - песнь малиновки в начале запоздалой весны». Здесь прямо об искателе, открывшем для будущих поколений неизведанный материк, «Державу Рериха». А уж как осваивается этот материк, какие выбираются пути - это зависит от свободной воли человека и поколения.
   Если и трудно, но возможно (хотя бы с помощью библиографического изучения) оценить значение научной и литературной деятельности П.Ф. Беликова, то вряд ли даже со временем мы сможем оценить масштаб его общественной деятельности.
   В советское время, особенно в последнее десятилетие его жизни, не было в СССР другого человека, который был так связан видимыми и невидимыми нитями с рериховским сообществом своего времени. Не ошибусь, если скажу, что само возникновение такого сообщества началось и ярко проявилось в деятельности Павла Фёдоровича Беликова. Он в контакте с С.Н. Рерихом осуществлял координацию общих усилий по продвижению рериховских идей в самых различных сферах жизни общества. В Козе-Ууэмыйза существовал и действовал неформальный Всесоюзный Рериховский центр. «Первыми нашими публикациями о Рерихах все мы были обязаны ему. Его большой, тщательно подобранный и прекрасно систематизированный архив был для меня, - отмечает Л.В. Шапошникова, - надёжным источником тех знаний о Рерихах, в которых я в то время нуждалась...».
   Принципиальное отличие центра в Козе-Ууэмыйза от ныне действующих рериховских центров - в следовании канону «Господом Твоим», в ориентации на удовлетворение потребностей обращающихся, а не в сосредоточении на решении собственных планов и задач. Этот неформальный центр не нуждался в каких-то письменных признаниях его полномочий. Мощная незримая сеть духовного влияния мудреца из Козе-Ууэмыйза, покрывшая всю страну, непрерывно совершенствовалась и увеличивалась благодаря добровольному и взаимному притяжению отдельных «ячеек». Все самые заметные общественные мероприятия, связанные с именем Рерихов при жизни П. Ф. Беликова, не только проходили с его участием, но во многом были обязаны ему своим успешным проведением. Его переписка свидетельствует о нём, как о человеке, который не только был прекрасным знатоком трудов Рерихов и Учения Живой Этики, но и применял их принципиальные положения в реальной жизни.
   Однажды я ему написал:
   «В книге Г. Гессе «Игра в бисер» (пер. с нем.), которую я очень ценю, потому что в ней выведен образ подвижника, в чём-то близкого Н.К., есть такие строки: «Истина существует, мой дорогой. Но «учения», которого жаждешь ты, абсолютного, совершенного, единственного, умудряющего учения не существует. Да и не следует тебе мечтать о совершенном учении, друг мой, стремись к совершенствованию самого себя. Божественное в тебе, а не в понятиях и книгах. Истина должна быть пережита, а не преподана. Готовься к битвам.» (Г. Гессе. Игра в бисер. М., «Худ. лит.», 1969, с. 100). Мне очень нужно, чтобы Вы это прокомментировали, так как эта цитата ставит меня в какого-то рода противоречие.»
   Ответ:
   «Высказывание Г. Гессе не противоречит Основам Ж[ивой] Э[тики]. Абсолютная Истина, безусловно, ни в одном «учении» не может быть раскрыта и не может быть вмещена человеческим сознанием. Ведь в данном случае отрицается «абсолютное, единственное, совершенное и умудряющее учение». Ведь такое «учение» закрыло бы путь в Безпредельность. Те зёрна Истины, которые содержатся в той или иной степени во многих Учениях и которыми, с учётом нашей эпохи, насыщены книги Ж[ивой] Э[тики], дают реальные ростки Истины только в том случае, если мы взрастим их на своём поле деятельности. Каждое Учение, содержащее в себе зёрна Истины, есть руководство к жизни, а следовательно, и к самоусовершенствованию. Пройдя один этап самоусовершенствования, мы подходим к новым, более углублённым Учениям. И все они будут «относительными» к понятию «Абсолютная Истина» и необходимыми, даже абсолютно необходимыми для нашей духовной эволюции. Ведь и само высказывание «Истина должна быть пережита, а не преподана» является тоже своего рода «учением» и тоже не «совершенным и единственным». В данном случае «форсируется» один из обязательных аспектов познания Истины. Многие ищут и жаждут открыть Её в книгах, а между тем Истина - это нечто Безпредельное, реализуемое в Жизни. И Учение Ж[ивой] Э[тики] является Руководством к такой реализации, а не «вместилищем Истины». Вместить Её ни одна книга не может...».
   В заключение хочется привести два неопубликованных письма из переписки П.Ф. Беликова.
   После выхода в свет книги «Рерих» в ЖЗЛ один из экземпляров он отправил в Вену (Австрия), где жила одна из участниц кружка по изучению Агни Йоги, который он вёл в конце 30-х годов в Таллинне. В него входили Павел и Галина Беликовы, Владимир Пейль, Аркадий Абрамов, Юлия Иванова. Наверное, были и другие. Сейчас опубликован сделанный П.Ф. в этом кружке «Доклад после прочтения книги «Листы Сада Мории».
   И вот в конце 1973 года он получает письмо от бывшей участницы кружка Юлии Ивановой:
   «г. Вена. 14 ноября 1973 г. Милый Павлик!
   Или должна называть Тебя Павел Фёдорович? Ведь стал Ты теперь известным человеком. Рада за Тебя. От души поздравляю и желаю в дальнейшем много успеха и осуществления всего, что задумано Тобой.
   Просто не могу сказать, какую радость Ты доставил мне своим подарком. Не только потому, что это была первая весточка после 35 долгих лет, но и потому, что пришёл он как раз вовремя. Дело в том, что в последнее время меня сильно стали мучить страхи, тоска и уныние. Казалось, будто болото засасывает и миазмы не дают дышать. И вдруг пришла Твоя чудесная книга (П. Беликов, В. Князева «Рерих», - А.А.). Я не умею выразить словами, как я счастлива и благодарна. Но Ты сам поймёшь, что в таком душевном состоянии это явилось для меня большой помощью, как луч во тьме. И самое интересное то, что незадолго до получения Твоей посылки как-то вдруг пришли мысли о Р[ерихе] и о наших встречах и беседах. Хотя, к стыду, должна признаться, что давно об этом не думала и даже почти забыла. Ах, как хорошо было бы встретиться и побеседовать, а то ведь писать всё, что хотелось бы сказать, не знаю, могу ли. Чудесное это было время молодости, полное надежд и порывов. Что-то стало со всеми милыми друзьями? Пришло на ум стихотворение, единственное из моих стихов, которое ещё помню, так как все затерялись и больше не пишу:
   
   Жизнь - далёкая дорога,
   Люди - странники на ней,
   Мысли - кладь сумы убогой,
   Вёрсты - смена кратких дней.
   
   Ходят люди одиноко,
   Обгоняют, отстают.
   Звёзды на небе высоко
   Озаряют дальний путь.
   
   Но не всем хватает света:
   Рассыпают тень кусты,
   и пугают неприветно
   придорожные кресты.
   
   Много слёз и песен много,
   Много пыли и камней,
   Жизнь - далёкая дорога,
   Люди - странники на ней.
   
   Этому стиху, пожалуй, 40 лет. А куда годы девались?
   Милый Павлик! Если Тебе нетрудно и Ты сможешь уделить немного времени, то, пожалуйста, напиши о себе. Я забыла, как зовут Твою жену, есть ли у Вас дети, и вообще хотелось бы побольше узнать о Вашей жизни...
   (Далее рассказывает о себе и семье).
   Карлуша просит передать большой привет и также от души рад за Тебя. Кланяйся Твоей милой жене и будь здоров. С сердечным приветом Юля».
   «19 декабря 1973 г.
   Дорогая Юля, очень рады были получить от Тебя весточку. Бывая в Таллинне, проходим иногда по знакомым по молодым годам местам и вспоминаем прошлое. В этом прошлом всегда вспоминаем и Тебя. Старых знакомых я как-то растерял. Надо сказать, что не особенно я город люблю, и поэтому в Таллинне бываем не так уж часто.
   Живём мы, правда, близко от Таллинна - час езды на автобусе. Место красивое. Бывшая мыйза барона Юкскуля. Пирита протекает, кругом лес, парк баронский с прудиком и даже фонтаном. Местечко теперь уж разрослось, дома городского типа. Нам повезло как старожилам. Живём хоть тоже в вполне городском доме с ванной, газом, водопроводом и т. д., но дом наш небольшой - только на четыре квартиры, а кругом домика разбит садик с деревьями, клумбами, кустиками. Вокруг - живая изгородь из сирени, Галя очень любит заниматься цветами. Я же грешным делом больше за письменным столом время провожу.
   У нас уже взрослые дочь (Лена) и сын (Кирилл). У дочери - внук Вова, а у сына - наша внучка Галя. Ей скоро шесть будет, а внук уже ходит в школу: ему скоро одиннадцать. По праздникам и воскресеньям ребята наезжают к нам, а внука с внучкой иногда «подбрасывают» и на долгое время, особенно летом. Скучать в деревне не приходится. Книги, телевизор, большая фонотека, а у Гали ещё и пианино. Кроме того, летом сад с огородиком да ещё неизбежные заботы по хозяйству. Оба мы на пенсии, но работы у меня от этого не сбавляется. О её характере Тебе уже известно из тех вырезок, которые послал Тебе с книгой.
   Раз в году мы обычно совершаем с Галей длительные путешествия на Кавказ, в Крым, по Волге, на Урал и т. д. В этом году побывали как раз в Уральских горах, а оттуда спустились на теплоходе по рекам Белой, Каме и Волге до Москвы. Очень красивые места. Жаль с собой фотоаппарата не взяли. Не захотелось таскать. А вот в прошлом году я с Леной и Кириллом ездил по Волге и на Черноморское побережье. Тогда Кирилл снимал. Я послал Тебе несколько карточек и ещё прилагаю, чтобы было представление о том, что годы нас не красят, а дети и внуки далеко не в точности повторяют. Впрочем, характер у меня такой, что о прошлом я вспоминаю, но тосковать не умею. Всегда больше думаешь о чём-то, что ещё впереди, и забываешь, что если считать на годы, то этого «впереди» не так- то уж много остаётся.
   Конечно, большое удовлетворение приносит мне творческая работа. Через неё знакомства с интересными людьми, сотрудничество с искусствоведами, востоковедами, художниками, писателями. Обширная переписка (отвык уже от руки писать и на машинке сейчас стукаю не «из важности», а уже по необходимости. От руки долго и зело неразборчиво). По делам приходится выезжать в Москву, Ленинград и другие города, а порой и выступать. Нашёл среди фотографий один старый билет-программу. Посылаю для наглядности, а не для «известности». Абсолютно её не ощущаю, живу тихо и мирно, а мечтаю жить ещё тише. В 1974 году - Столетие со дня рождения Н. Рериха. Подготовка к его проведению задала мне темпы слишком сильные. Подготовил ряд статей, много работы было со сборником литературных произведений Н. Р[ериха], который выходит под эгидой Института Академии художеств. Намечается в Москве научная сессия. Только что уехали от меня московские сценаристы. Я консультирую полнометражный документальный фильм о Рерихе. Не остаётся времени, чтобы сосредоточенно поработать над сугубо «своей» темой.
   Безусловно, как уже сказал, вся эта работа и обеспеченная в материальном отношении жизнь создали определённую «твёрдую почву» под ногами, но, слава богу, не дают того, что называется «полным удовлетворением» или вернее полным успокоением. Всё кажется, что сделано мало и не так хорошо, как нужно и можно было бы. На душе всегда что- то «скребёт», и, пожалуй, этот «скребёт» следует только благословлять.
   Да, в последний наезд в Таллинн пару недель тому назад был у Лёши Севостьянова. Просил Тебе кланяться. Он на пенсии, живёт в полном самоуспокоении, но такому покою я не завидую и никому его не желаю. Из старых знакомых встречался с Ксаной Хлебниковой (помнишь ли её?), с Валей Липп (от неё адрес Твой узнал), с Романом Матсовым (он теперь заслуженный дирижер ЭССР). Многих из нашего поколения уже нет (милого поэта Тагго-Новосадова, Пейля, да всех и не упомнишь сразу). Война - не шутка. Всё перемешала и многих смела с этого земного плана. И если есть чему удивляться, так, пожалуй, тому, что живы остались.
   Мы с Галей, вспоминая ушедшие годы, часто вспоминали Тебя и думали, как Твоя и Карлуши судьба сложилась. Как-то, через несколько лет после окончания войны, мы разыскали Твою маму, были у неё, побеседовали. Потом я из Таллинна уехал, бывал в городе редко, а потом уже на Александро-Невском кладбище, где похоронен мой отец, обнаружил и её могилу на Вашем прежнем участке. Где-то нам придётся лежать? Но это уже не столь важно. Главное - «пройти жизнь, как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно» (это из Книги, которую когда-то мы читали вместе с друзьями).
   Шлём, дорогая Юля, Тебе и Карлуше свои лучшие пожелания.
   Всего самого, самого светлого.
   П. Беликов».
   Думаю, это письмо ярко показывает, на чём основывалось влияние П.Ф. Беликова на окружающих: на мудрости, знании, доброжелательном участии в духовных поисках многих людей - от академиков и знаменитых писателей до студентов вузов - и проходило поверх административных барьеров или должностей. Принципы П.Ф. Беликова - добротворчество, соизмеримость, приоритет культуры и этики, разумная терпимость к иному мнению - крайне важны для духовного пространства современной России.
   
   А. Анненко, г. Абакан





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
13345
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5397
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
878
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8786
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3654
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3662
11.06.2018
Конец Кали Юги
63
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
52
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
46
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
42
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
58
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
27
30.05.2018
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
57
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
76
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В. Р.
85
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. (4)
81
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. (3)
79
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации, В.Р. Мединскому
84
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.
94
26.04.2018
Письмо вредителей из НРК
124
16.04.2018
Публикация архивных материалов семьи Рерихов
134
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
106
10.04.2018
Г.С. Горчаков Энергетическая психология
86
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
147
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
187
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №7
59
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №6
76
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №5
105
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №4
38
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №3
44
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №2
46
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №1
76
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
415
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
325
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
356
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
568
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
694
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
780
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
83
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
70
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
67
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
95
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
75
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
8755
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
384