Знамя Майтрейи
1610

ЛЕРМОНТОВ - «НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ»

   К 200-летию со дня рождения поэта
   
   Убийство Пушкина потрясло всю мыслящую Россию. После смерти поэтического светоча России царь и его приближенные пытались создать легенду о верноподданном Пушкине, лояльном и даже почитавшем царя.
   И тут раздался громкий голос скорби, гнева и правды - в столице стало распространяться стихотворение «Смерть поэта».
   
    Погиб поэт! - невольник чести -
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света,
    Один, как прежде... и убит!
   
   Его автором был двадцатитрехлетний корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов.
   Юный поэт громогласно требовал наказания не только убийце, но и убийцам поэта - высшему свету общества России, придворных кругов.
   Поэт-пророк, борец против рабства в собственной стране, Пушкин в стихотворении юного Михаила Лермонтова предстал перед народом в своем истинном облике.
   Но и для самого Лермонтова открывалась дорога в будущее. «Из почвы, орошенной дорогой кровью Пушкина, вдруг вырос преемник могучей его лиры - Лермонтов».
   В ночь со второго на третье октября 1814 г в Москве в семье армейского капитана, небогатого дворянина родился сын. Отец его Юрий Петрович Лермонтов и мать Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, заключили брак против воли Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, будущей бабушки Михаила Лермонтова. Так сразу определилась семейная драма: через два года умерла от чахотки Мария Михайловна, и бабушка предъявляет отцу мальчика ультиматум: он отказывается от воспитания сына, или бабушка лишает внука наследства.
   Только через 10 лет мальчик смог посетить отца в его имении Кропотово. Потом они виделись в Москве, где учился Михаил. В 17 лет он потерял и отца.
   Первые 14 лет Миша провел в Тарханах, имении бабушки.
   Она очень любила мальчика и дала ему прекрасное домашнее образование.
   Затем он поступает в Благородный пансион при Московском университете, именно там пробудился в нем поэтический дар.
   Поступив после пансиона в университет, Лермонтов попадает в вольнолюбивую студенческую среду. Вместе с ним учились Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич. Они страстно почитали свободу, которой не было в их стране; читали новейших философов, запрещенные пушкинские и декабристские произведения. Обсуждали будущее России.
   Лермонтов: «Стихи я пишу с 14 лет. В сущности, первым произведением, с которым я собирался вступить на литературное поприще, был «Маскарад» - романтическая драма в стихах. Но цензура не пропустила ее.
   С юных лет во мне жила глубокая вера в свое предназначение, в то, что я родился для совершения подвига».
   Он убежден, что право быть поэтом он должен выстрадать.
   Вся его короткая жизнь - это безконечный труд, поиски совершенства. Стихи возникают безпрерывно. Он записывает их где придется - на дне ящика во время дежурства в полку, на стенах тюремной камеры, на серой обертке, макая спичку в сажу. К 1837 году им написано более 300 стихотворений, двадцать поэм, 5 драм; и ничего не напечатано. Ему только 23 года.
   
   Пора, пора насмешкам света
   Прогнать спокойствия туман:
   Что без страданий жизнь поэта
   И что без бури океан?
   Он хочет жить ценою муки,
   Ценой томительных забот.
   Он покупает неба звуки,
   Он даром славы не берет.
   
   О Лермонтове вспоминают: «Небольшого роста, плотного телосложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго». «Южные, пламенные глаза». С чертами лица, как будто восточного происхождения.
   Иван Сергеевич Тургенев вспоминает свое первое впечатление:
   «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти нежных и выдававшихся губ». Через несколько дней Тургенев вновь увидел Лермонтова на бале-маскараде в Большом театре.
   «Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места. Молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову еще стихи...»
   
    Как часто, пестрою толпою окружен
    Когда передо мной,
    как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте
    затверженных речей
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем, стянутые маски
    Когда касаются холодных рук моих
    С небрежной смелостью
    красавиц городских
    Давно безтрепетные руки...
    Так жизнь скучна, когда боренья нет...
    Мне нужно действовать,
    я каждый день
    Безсмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
   
    Черты Лермонтова можно узнать в описании Печорина в «Герое нашего времени»: «...У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен еще сказать несколько слов.
   Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
   Тургенев говорил о поэте: «Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба».
   Вспоминает Белинский: «Он начал развивать свою мысль, постоянно воодушевляясь. Я смотрел на него и не верил своим глазам; лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собой. В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел натурального Лермонтова. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем! ...Глубокий и могучий дух! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!».
   Его современники в большинстве своем составляли среду, к которой Лермонтов не мог относиться серьезно: он был неизмеримо выше. Он внутренне закрывался от них. Он был глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторонней опоре. Он по-настоящему редко открывался - только самым близким людям. Они понимали его: «Большею частью насмешливая улыбка, тщательно старавшаяся скрыть мелькавшее из-под нее выражение мягкости или страдания», была его маской.
   
   Моей души не понял мир.
   Ему Души не надо. Мрак ее глубокой
   Как вечности таинственную тьму
   Ничье живое не проникнет око.
   И в ней-то недоступные уму
   Живут воспоминанья о далекой
   Святой земле... ни свет, ни шум земной
   Их не убьет... Я твой! Я всюду твой!
   Гляжу на будущность с боязнью,
   Гляжу на прошлое с тоской
   И, как преступник перед казнью,
   Ищу кругом души родной.
   
   Его друзья вспоминают: чувства и мысли у Лермонтова сменялись с какой-то необычайной быстротой; он мгновенно обнаруживал их с изумительной легкостью - пером или кистью.
   Играя в шахматы, Лермонтов, пока противник обдумывал ход, писал стихи и тут же быстро набрасывал пером излюбленные «очерки» коней или «редких физиономий».
   Он рисовал всегда - когда не писал стихов, некоторые из них мы видим сейчас. Осталось множество зарисовок, этюдов, картин карандашом и акварелью. Его рисунки - как бы его записные книжки, часть вдохновенной, безпрерывной работы. Дневник его жизни.
   В Благородном пансионе при Московском университете воспитанников обучали не только языкам и наукам, но и искусствам: стихосложению, декламации, рисованию, музыке, танцам. Лермонтова это привело к удивительным результатам.
   Мало известно о Лермонтове как художнике и еще меньше как о музыканте. А между тем, получив прекрасное образование, Лермонтов неплохо рисовал, а его удивительная музыкальность отразилась во всем его творчестве. Музыка слова - в высшей степени свойственна его стихам. Он боготворит Пушкина; восхищается Байроном. Любимый художник - Рембрандт.
   По словам его друзей, поэт переносил жизненные невзгоды, как они переносятся людьми железного характера, предназначение которых - борьба и владычество. Он медлил, вступая на поэтическое поприще. 1937 год. Написав «Бородино», он решил, что час настал.
   
   Скажи-ка, дядя, ведь не даром
   Москва, спаленная пожаром,
   Французу отдана?
   Ведь были схватки боевые,
   Да, говорят, еще какие!
   Недаром помнит вся Россия
   Про день Бородина!
   
   Он отсылает стихотворение в пушкинский журнал «Современник». Но тут по Петербургу разнесся слух, что Пушкин ранен на поединке и положение безнадежно. Это известие рассекло жизнь Лермонтова надвое.
   Когда после двухдневных страданий, Пушкин скончался, Лермонтов написал элегию «Смерть поэта». Ее переписывали в этом доме; она молниеносно стала известна. Государь возмущен.
   Поэта отправили на Кавказ, в ссылку, Ему 23 года. И его ожидает та же судьба, что и Пушкина, - погибнуть на дуэли. Это случится через 4 года.
   Всего четыре года! Но за это время Россия обрела нового гения.
   За эти 4 года он создал лучшее - «Песню про царя Ивана Васильевича», «Демона», «Мцыри», «Сказку для детей», «Героя нашего времени», целый альбом стихов.
   Он пишет на постоялых дворах, в кибитках, в кордегардии, после светского раута, в перерывах между боями. Многое из написанного мы никогда не прочтем: стихи погибли при аресте, во время военных действий на Кавказе, при других обстоятельствах.
   Роман о Грибоедове так и не был написан.
   По пути на дуэль поэт с увлечением говорил о нем секунданту.
   Гений, герой - так воспринимаем мы сейчас Лермонтова.
   Кто еще мог крикнуть на весь мир в день гибели Пушкина, что величайший поэт убит палачами свободы, приближенными Николая I?
   Кто написал поэму про Мцыри, умирающего потому, что для него нет жизни без свободы и родины?
   В тех условиях это равнялось подвигу. И сделать это мог только герой.
   
   Боюсь не смерти я. О нет!
   Боюсь исчезнуть совершенно.
   Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
   Когда-нибудь увидел свет.
   
   Весной 1832 года закончился московский период жизни и творчества Лермонтова. Университетские науки не устраивали студента; были разногласия с профессорами. Вместе с бабушкой он переезжает в Петербург, собираясь закончить образование в столичном университете.
   Но начальство университета не захотело засчитать ему прослушанные в Москве дисциплины. Поступить вновь на первый курс он не хотел. По советам родных поэт избирает новое поприще - военное.
   Он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но душа к военной науке не лежала. Два года обучения вспоминаются как страшный сон.
   В 1834 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Теперь снова можно было писать стихи.
   
   И скучно, и грустно,
   и некому руку подать
   В минуты душевной невзгоды...
   Желанья! Что пользы
   напрасно и вечно желать!
   А годы проходят - все лучшие годы!
   
   Ему только 21 год. Уже написаны - «Кавказский пленник», «Демон», «Корсар».
   Пишется «Маскарад», поэмы «Боярин Орша», «Тамбовская казначейша». Он переходит к прозе.
   Когда после гибели Пушкина поэт отправлен царем в первую ссылку на Кавказ в действующую армию, он понимает, что вступает в решающую пору своей жизни. Он бывал на Кавказе в детстве - его возили на лечение. Он любил этот край.
   Весь следующий год прошел «...в безпрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемихе, в Кахетии, одетый по-черкесски с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже. Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить...»
   Жизнь увела его из узкого великосветского круга. Героический мир, в котором сочетались война и свобода, открылся ему. Полная опасностей и лишений жизнь открылась ему, породила новые замыслы.
   Используя все связи, бабушка в Петербурге выхлопотала внуку прощение. Он переведен в Новгородскую губернию, затем - под Царское Село. Начинаются великие труды, литературный успех, слава.
   Три влюбленности знал поэт. Трижды был на Кавказе - в отрочестве и дважды в ссылке. Три дуэли сопровождали его в жизни: судьбоносная дуэль Пушкина и Дантеса, собственная дуэль с де Барантом, и последняя, у подножия горы Машук на Кавказе.
   
   Никто, никто, никто не усладил
   В изгнанье сем тоски мятежной!
   Любить? Три раза я любил,
   Любил три раза безнадежно.
   
   Возвратясь с Кавказа, Лермонтов вливается в жизнь света. Он, как и Пушкин ранее, был близок с Карамзиными. Ему было тепло в их доме.
   Софья Карамзина, старшая дочь, была серьезно увлечена поэтом. В салоне Карамзиных собирался весь цвет русской культуры того времени.
   Особенно близки Лермонтову были приятельница Пушкина и Гоголя Россет-Смирнова, поэт Мятлев, поэтесса Растопчина. Он сближается и с братьями Карамзиными - Андреем и Александром, служившими в лейб-гвардии в Царском Селе.
   
   Выхожу один я на дорогу;
   Сквозь туман
   кремнистый путь блестит;
   Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
   И звезда с звездою говорит...
   В небесах торжественно и чудно!
   Спит земля в сиянье голубом...
   Что же мне так больно и так трудно?
   Жду ль чего? Жалею ли о чем?
   Уж не жду от жизни ничего я,
   И не жаль мне прошлого ничуть;
   Я ищу свободы и покоя!
   Я б хотел забыться и заснуть!
   Но не тем холодным сном могилы...
   Я б желал навеки так заснуть,
   Чтоб в груди дремали жизни силы,
   Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
   Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея
   Про любовь мне сладкий голос пел,
   Надо мной чтоб, вечно зеленея,
   Темный дуб склонялся и шумел.
   
   Тогда же в Петербурге возникло тайное содружество, называемое «Шестнадцать», В него входили вольнодумцы-аристократы; сердцем содружества был Михаил Лермонтов. Молодых людей сближала ненависть к деспотизму николаевского режима, стремление к свободному обсуждению важнейших политических проблем, острый интерес к Востоку.
   Люди отчаянной храбрости, презрения к опасности, они чувствовали себя свободными только на полях сражения.
   Поэтому некоторые из сообщества уезжали на Кавказ, поближе к неприятелю и подальше от монаршего ига.
   
   Печально я гляжу на наше поколенье!
   Его грядущее - иль пусто, иль темно.
   Меж тем под бременем
   познанья и сомненья
   В бездействии состарится оно.
   
   Но тут на балу у графа Лаваль случается спор Лермонтова с сыном барона де Баранта. Снова дуэль. Лермонтов стреляет в воздух. Барон промахнулся, легко ранив поэта в руку.
   Бенкендорф не оставил мечту избавиться от поэта, чья слава достигла апогея. Поэт не угоден царю. Лермонтов арестован. Он сослан на Кавказ вторично. По пути на Кавказ поэт ненадолго задерживается в Москве. Это была последняя отрада перед ссылкой.
   Сам император определил место службы поэта - самый опасный участок военных действий. Друзья тайком пытались отвести смертельную угрозу - послали лечиться, затем направили в безопасное место. Царь и Бенкендорф настаивают на первом назначении; за поэтом следят. Идет подготовка; ищут провокатора с целью устроить дуэль. И находят - Мартынова. Но это чуть позже. А пока Лермонтов отважно воюет, но его лишают наград. Он не прячется от пуль, но они обходят его.
   Неутомимая бабушка снова пытается вызволить мятежного внука. Но вместо освобождения он получает разрешение лишь на короткое свидание в Москве, последнее.
   Сам Лермонтов говорил, что едет на Кавказ «заслуживать себе отставку». Но получилось иначе.
   
   Оборвана цепь жизни молодой,
   Окончен путь, бил час, пора домой.
   
   Из воспоминаний: у него было болезненное самолюбие, которое причиняло ему живейшие страдания. Я думаю, что он не мог успокоиться от того, что не был красив, пленителен, элегантен... Душа поэта плохо чувствовала себя в небольшой коренастой фигуре.
   Он приехал с Кавказа и носил пехотную армейскую форму. Выражение лица его не изменилось - тот же мрачный взгляд, та же язвительная улыбка.
   С неизвестными людьми, пытавшимися проникнуть в его внутренний мир, Лермонтов... был резок, замкнут, насторожен, подозрителен.
   Это было уже после вторичной ссылки на Кавказ. Зная, какое впечатление производит на высший свет его общественная позиция и он сам, Лермонтов держался подчеркнуто резко и вызывающе. Конечно, это не относилось к его друзьям и близким.
   Последний бал перед последним отъездом на Кавказ.
   Но вот с Кавказа получено глухое известие: «15 июля около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с молниею и громом: в это самое время между горами Машукою и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов».
   Белинский пишет: «Нельзя без печального содрогания сердца читать этих строк». И, чтобы читатели могли понять, что Лермонтов умер не своей смертью, что он убит, великий критик цитирует строки из «Евгения Онегина»:
   
   «Младой певец
    Нашел безвременный конец!
    Дохнула буря, цвет прекрасный
    Увял на утренней заре!
    Потух огонь на алтаре!»
   
   Эзотерическое исследование о загадках жизни и судьбы М.Ю. Лермонтова предпринял современный исследователь Алесандр Херсонов.
   С первой и до последней минуты жизнь М.Ю. Лермонтова являла собой цепь удивительных загадок. И это не преувеличение. Близкий друг семьи Лермонтовых Петр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни Лермонтовых и всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка, принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью». Пророчество прозвучало около полуночи со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот в доме генерал-майора Ф.Н. Толя. Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен, умиротворен, даже счастлив, поскольку смерть ожидал с улыбкой на лице. Словно ждал избавления от... жизни. Именно об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А.И. Васильчиков, которого поразило «веселое выражение лица Лермонтова». В какой-то мере ответ на загадку дает и сам Лермонтов, правда, устами героя Печорина: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги».
   
   Провокация на убийство
   
   Назовем вещи своими именами: Михаил Юрьевич Лермонтов не хотел жить и спровоцировал своего приятеля Николая Мартынова на убийство. К такому выводу в недописанных воспоминаниях после многолетних мучительных раздумий приходит и сам Николай Мартынов. Воспоминания участников «дуэли» ясно дают понять, что стрелять в Н. Мартынова у М. Лермонтова не было даже в мыслях. Он и сам об этом заявил перед командой «Сходись». По сути, подставил себя под расстрел Мартынову. В роковые минуты дуэли, крайне обозленный на М.Ю. Лермонтова, Н. Мартынов не мог осознавать зловещего плана поэта. Иначе выстрел прозвучал бы в воздух. Спустя 30 лет, на исходе жизни, Н. Мартынов указал на рок, который выбрал его в убийцы великого поэта, а себя посчитал жертвой адского замысла.
   
   Лермонтов по имени... «Печорин»?
   
   Любопытен и другой факт: Лермонтов считал необходимым исповедоваться устами героев своих произведений. Словно хотел «раскрыть глаза» читателю на самое себя. Быть узнанным и понятым до конца. В.Г. Белинский отмечал, что «Печорин - сам Лермонтов». И тут самое время остановиться на загадке внешности Лермонтова. Дело в том, что, принадлежа к зодиакальному типу «Весы», управляемый Венерой, Михаил Лермонтов должен был бы иметь достаточно привлекательную внешность. Но внешность Лермонтова многих отталкивала. Что тому причиной? Родовая карма? Прегрешения предков, за которые пришлось нести наказание поэту? Поверим свидетельству И.С. Тургенева: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз».
   
   «Казнить, нельзя помиловать»
   
   Тема смерти - одна из ведущих в поэзии М.Ю. Лермонтова. Поэт любил словом «смерть» озаглавливать свои стихотворения. В одном из них признается: «Я предузнал мой жребий, мой конец, и грусти ранняя на мне печаль». Что это, ясновидение? Вероятно. Этот же вывод следует из пророческого предсказания: «На месте казни - гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою». Так по существу и было. Но заметьте - КАЗНИ. И никак иначе. За что именно жаждал казнить себя Лермонтов? За что же не любил себя Лермонтов? Загадка! Ясно понимал: «И не забыт умру я. Смерть моя ужасна будет». О дуэли, как поединке равных, не могло идти и речи. История дуэли Лермонтова - история организованной самим Лермонтовым собственной казни. Лермонтов тянулся к смерти: «Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста». Действительно, участники похорон вспоминали: «Похороны прошли не по христианскому обряду, погребение пето не было». Вывод напрашивается один: поэт знал свое будущее, свою горькую долю. Но даже великие прорицатели, экстрасенсы и ясновидящие, такие как Кейси, Ванга, Мессинг, признавались, что будущее закрыто от них. Но, выходит, для Лермонтова оно было открыто. Утверждение «знать не можешь доли своей» не про Лермонтова.
   
   Сила неминучая
   
   И еще загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Современники дружно свидетельствуют о том, что М.Ю. Лермонтов остро предчувствовал неизбежность ранней гибели. Много говорил о ней, перед отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда ему было предписано двигаться к месту службы, в полк, на боевые позиции. Лермонтов умолял Столыпина свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Зачем? И когда сопровождающий поэта Столыпин отказал в непонятной просьбе, Лермонтов буквально умолил бросить жребий, который взял... сторону Лермонтова. Поэт возрадовался, как ребенок: «Едем, едем! Велите запрягать лошадей!». Это был еще один желанный для Лермонтова шаг к окончанию жизни. Рассказывают, что, приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, в воображении Лермонтова «без пяти минут убийцу», поэт
   воскликнул: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!». Все складывалось так, как желалось Лермонтову. Свою казнь поэт назначил на 7 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Машук.
   
   Не жилец
   
   Почему же не жилось Михаилу Юрьевичу? Не по той ли причине, по которой не жилось и его предкам? Дед Лермонтова М.В. Арсеньев, не дождавшись в новогоднюю ночь любовницы, выпил стакан «какой-то дряни» и умер. Мать поэта, Мария Михайловна, некрасивая и не в меру ревнивая, страдавшая «женской болезнью», не удержалась и за прегрешения устроила красавцу-мужу скандал, а тот вспылил и ударил жену. Да так, что после этого у Марии Михайловны «развилась злая чахотка». В результате мать маленького Миши во цвете лет сошла в могилу, а отец Юрий Петрович, оставив сына на попечение любимой бабушки, вскоре спился и умер в 46 лет отроду. Вот откуда идёт знаменитое признание: «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Со смертью Михаила Юрьевича несчастный род Лермонтовых пресекся.
   
   По законам Надземного мира
   
   Если земные законы не дают возможности ответить на жгучие «почему» М.Ю. Лермонтова, то, возможно, удача ждёт, когда мы воспользуемся законами Надземного мира. Предпримем эзотерическое исследование.
   Итак, М.Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Изучая данную ситуацию рождения, ясновидящая определила бы положение Солнца в 21 градусе Весы, момент рождения в 1 градусе Стрельца, славу и репутацию в 1 градусе Весы и сотрудничество-партнёрство в 1 градусе Близнецов.
   Что за символическую картину рисует ясновидящей положение Солнца? Это: «Воскресная толпа, отдыхающая на пляже». Как видим, картина - идиллия, да и только. Речь, как видим, идёт о праздности. Но в комментарии Дейна Радьяра это «оживляющий контакт с материнской силой природы и социальной совместимости».
   Каковы же истинные ожидания и пожелания поэта и в чём заключается «оживляющий контакт с материнской силой природы»? И тут невольно вспоминается исповедальное
   
   «Выхожу один я на дорогу..».
   ...Уж не жду от жизни ничего я,
   И не жаль мне прошлого ничуть;
   Я ищу свободы и покоя!
   Я б хотел забыться и заснуть!
   Но не тем холодным сном могилы....
   Я б желал навеки так заснуть,
   Чтоб в груди дремали жизни силы,
   Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;
   Чтоб всю ночь, весь день,
   мой слух лелея,
   Про любовь мне сладкий голос пел,
   Надо мной чтоб, вечно зеленея,
   Темный дуб склонялся и шумел.
   
   Символизм картины момента рождения таков: «Отставные ветераны армии собираются, чтобы вспомнить пережитое». В картине заключено «желание напомнить о ценности борьбы, на которой основана цивилизация и групповые достижения». И тут автору вспоминается знаменитое «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана... Да, были люди в наше время...». Чем не иллюстрация к символической картине рождения? Поручик Лермонтов вспоминает о подвигах предков-военных. Дэйн Радьяр так комментирует картину: «Группы ветеранов во всех странах стремятся вновь зажечь в своих членах старый огонь хорошо проведённых битв». А главное вот что: «Картину следует понимать в наиболее широком и фундаментальном значении: не просто как встречу старых друзей (у Лермонтова их не было. - А.Х), но как обращение к той силе, которая лежит в основе процесса цивилизации, в противоположность культуре - то есть увековечение духа борьбы за власть». Но этот ли дух бродил с рождения в Лермонтове?
   Картина репутации Лермонтова более чем интересна: «В коллекции совершенных экземпляров многих биологических форм бабочка раскрывает красоту своих крыльев, а туловище приколото тонким остриём».
   Из комментария Дейна Радьяра следует: «Бессмертие архетипической реальности, раскрываемое совершенной и преданной жизнью». И далее: «Символ градуса осеннего равноденствия являет «совершенную форму, результат превращения гусеницы, червя в бабочку. Это превращение часто используется как символ возможности для человека превратиться в «более-чем-человека», транс-человеческое существо, истинного Посвященного, адепта, Совершенного».
   Не потому ли противно было жить М.Ю. Лермонтову уже некогда прожитой жизнью, которая не давала ничего нового. Не в этом ли заключалась загадка страстного желания поэта смерти, дабы начать новую жизнь, ту, что обещалась рождением: жизнь «более- чем-человека», транс-человеческое существо, истинного Посвященного, адепта, Совершенного»? Картина сотрудничества Лермонтова: «Лодка со стеклянным дном, сквозь которое видны чудеса подводного мира». За картиной стоит «обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур». Дейн Радьяр поясняет: «Искренний исследователь обнаруживает новые измерения реальности».
   
   И загадки актёра Олега Даля
   
   Удивительно, но рассказывают, что Олег Даль, прочитав в юном возрасте «Печерина», твердо решил стать актером, чтобы сыграть его на сцене. И горькие годы последних лет жизни актера Олега Даля, странным образом оказались связаны с именем Михаила Лермонтова. Выдающийся актер, не понятый многими собратьями по искусству, подобно великому поэту, был на удивление обозлен жизнью. И так же, как и поэт, жизнью не дорожил. Рассказывают, что однажды проведенная экспертиза специалистов по физиогномике склонилась к тому, что Олег Даль имел родственное отношение к современнику М.Ю. Лермонтова - известному врачу, литератору и автору Толкового словаря Владимиру Далю. Не потому ли Олег Даль мистическим образом притягивался ко всему, что было связано с именем Михаила Юрьевича Лермонтова? Тот, кто видел моноспектакль Олега Даля по произведениям великого поэта, говорит о потрясающем впечатлении. О глубоко заинтересованном, родственном, кровном отношении актера к имени и образу Михаила Лермонтова.. Еще одна загадка? Тема «Лермонтов» явилась «больной» в творчестве Олега Даля. Доказательства? Актер побывал на родине поэта, много работал в Тарханах и настолько проникся духом М.Ю. Лермонтова, что создал иллюзию точного копирования голоса самого поэта.
   Когда в 1983 году сотрудник Гослитмузея М.Ю. Лермонтова С. Филиппов услышал, как именно читает произведения поэта Олег Даль, то высказал следующее признание: «Я не просто услышал голос Лермонтова - передо мной открылась огромная личность». Дело дошло до того, что сотрудники музея пошли навстречу Олегу Далю и приняли безпрецедентное решение. Они вскрыли семейный склеп Лермонтовых и предоставили актеру возможность побывать наедине с прахом великого поэта. Этот факт невольно наводит на мысль, что в одном из прошлых воплощений Олег Даль, вероятно, был трагически связан с судьбой великого поэта.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3599
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8850
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4092
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7665
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2775
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2118
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
73
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
87
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
224
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
402
22.02.2017
Размышления о Культуре
452
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
521
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
623
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
609
20.01.2017
Овладение психической энергией
820
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
703
11.01.2017
О женственности
702
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
734
04.01.2017
Несколько слов о Детке
744
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
731
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1097
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1014
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1258
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5222
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568