Знамя Майтрейи
959

Держательница Мира


    «Под многозначными покровами человеческая мудрость слагает все тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях». НК Рерих. «Женщинам».
   
   
    «Ута представляет собой явление уникальное и недостижимое. Женская гениальность - было бы не тем определением, но гениальная женственность - вполне подходящая характеристика для нее». Феликс Дюнен.
   
   
   «Я жил в старом-престаром замке, над воротами которого был высечен каменный герб и год -1326-й!... Неподалеку от этого замка был Наумбургский собор и в нем статуи, сделанные неизвестным мастером в XIII веке. Имя мастера не сохранилось, а имя женщины, которую он лепил, сохранилось. Ее звали Ута. Она поддерживает сползающий плащ, рука ее закрывает воротником часть лица знакомым жестом... И лицо Уты было той же красоты и нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем другим, даже музыкой, не рассказать про ее лицо. И я, знающий про электротехнику и про кибернетику и про то, что Вселенная наша расширяется, я стоял в холодном соборе, замирая от восторга, чувствуя себя счастливым и ничтожным перед этой красотой, точно так же как четыреста или пятьсот лет назад... Я подумал, что наумбургский мастер никогда не видел ни маркграфини Уты, ни ее супруга Эккехарда, ни Реглинды. Они жили задолго до него. Тогда не существовало ни фотографий, ни портретов. Какой она была на самом деле, Ута?..
   
   Может быть, он изобразил женщину, которую любил. Поэтому она так похожа на мою Уту. Мы вместе с ним любили одну женщину...»
   
   Д.А. Гранин. «Прекрасная Ута». 1967.
   
   Так кто же ты - маркграфиня Ута Наумбургская, одна из самых любимых, почитаемых и загадочных женщин в Германии? Что нам известно об этой удивительной маркграфине?
   
   История сохранила о ней очень мало сведений, повествования об Уте встречаются только в документах, начиная с XIII и XIV веков. Впервые о ней упоминается в Наумбургском свидетельстве от 1249 года.
   
   По преданию, Ута фон Баллен-штедт родилась в местности Баллен-штедта утром 1 января Нового -1000-го - года, это событие сопровождалось многими знамениями. На стыке тысячелетий люди ожидали конца света. Вот как описан канун 1000 года в книге Uta von Naumburq, Hanna Kel. Тогда стояли небывалые морозы. Птицы выпадали замёрзшие из гнёзд. В реках вымерзла рыба. Холод разрывал деревья.
   
   В монастырских дворах толпились женщины и дети, в церквах не смолкало пение верующих. Многие раздали своё имущество церкви, молились и постились в ожидании прихода Иисуса Христа. Когда в полночь звон колоколов оповестил о приходе Нового года, крестьяне, собравшиеся в поле вокруг огромного костра, были ослеплены огненным светом разверзшихся небесных врат. В церквах видели сошедшего с креста живого Христа. А пастухи на горе узрели святого Михаила в огненных доспехах с копьём, потемневшим от крови поверженного дьявола.
   
   На рассвете на вершинах гор и в долине выпал снег красноватого оттенка. В часовне замка, у алтаря, разрешилась от бремени Hidda, супруга хозяина замка фон Балленштедт. Девочке дали имя Ута. Люди говорили, что окрашенный в цвет крови снег является дурным предзнаменованием, однако старая няня считала, что снег цвета лепестков роз принесёт родившейся дитяти красоту и любовь.
   
   Ута/Ота/Ода значит «родная» (букв. «имение, владение, собственность»; ср. О. Даль - «родина») была вторым ребёнком в семье очень знатного рода, её отец Адальберт - из династии Асканиев, мать Хидда была одной из сестёр маркграфа Геро - владельца огромного состояния. Истоки рода Асканиев таинственны: семейные предания возводили их генеалогию к герою Вергилиевой «Энеиды», легендарному предку основателя Римской империи Юлия Цезаря троянскому царевичу Асканию Юлу, в честь которого был якобы назван их фамильный замок Ашерслебен (по другой семейной легенде, замки Ашерслебен и Балленштедт назвали в честь их воинственных пращуров - германских племенных вождей Аскегера и Балло). Из Асканийско-Анхальтского дома, который разделился в XVII веке на четыре ветви, происходила принцесса София-Августа-Фредерика, в православном крещении Екатерина Алексеевна -императрица Екатерина II.
   
   В жилах всех ныне живущих представителей Российского Императорского дома течёт кровь рода, подарившего миру Наумбургскую Уту. Родня ей и другой потомок рода Асканиев-Анхальтов - барон Фальц-Фейн, основавший на Украине знаменитый заповедник Аскания Нова, существующий поныне.
   
   Но вернемся к нашей героине. Дети подрастали под присмотром придворной дамы. По преданию, когда Уте было два года, майским утром всадник весь в чёрном наехал на неё на коне, девочка чудом уцелела под копытами. Детство Уты не было беззаботным. Вместе со старшим братом Ута внимала библейским занятиям, училась читать, писать, изучала старый язык, играла на маленьком органе, который был подарен её матери к свадьбе. Ута рано научилась ездить на лошади, состязалась в стрельбе из лука, сопровождала Эзико на охоту. Воспитание и блестящее образование юная графиня получила в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Предназначались они для представительниц высокой знати, играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академий и университетов. В монастырях велось летописание, переписывались книги, создавались трактаты, собирались богатые библиотеки. Управлялись женские обители чаще всего принцессами. Аббатиса фон Хатуи была невесткой маркграфа Геро, финансировавшего монастырь. Позднее Хазека стала аббатисой этого монастыря.
   
   В германской культуре Ута и по сей день является идеалом женственности, национальной святыней. Она была удивительно хороша собой, внешне сдержанна и грациозна, разносторонне одарена, много читала, прекрасно разбиралась в истории, любила музыку, играла на органе. Важное качество, которое в те далекие времена очень ценилось, прививали ей с детства - это домовитость и почитание будущего супруга. Отец выдал дочь замуж за Эккехарда II фон Майсен (одно из воплощений Н.К Рериха). Брак Уты с графом Майсенским был, по всей видимости, следствием политических интересов. Его мать Сванхильда первым браком была замужем за дядей (братом матери) Уты. Они были достаточно близкая родня и, несомненно, часто встречались до того, как стали мужем и женой, и хочется думать, что их союз соединяла большая взаимная Любовь. Молодожены поселились в замке города Наумбург, и отныне маркграфиня стала зваться Ута фон Наумбург. По обычаю, Эккехард сделал Уте подарок - замок Шёнбург, стоявший на скале над рекой Зале и ставший летней резиденцией Уты. Но, выйдя замуж, молодая жена не ограничивалась только домашними заботами, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления, помогала простым людям. Народные предания рассказывают об удивительном, неземном характере Уты. Она притягивала к себе людей, как мощный магнит. Заботилась о бедных и больных, посещала их в больницах, давала деньги отверженным, жившим на подаяние. Со словами ободрения и помощью молодая женщина входила в самое тёмное, самое бедное жилище. В детстве она узнала многое о лекарственных травах Гарца, умела собирать их и составлять горькие целебные настойки. И в Наумбурге эти её волшебные напитки совершали чудеса. Предания говорят, как однажды, положив руку на лоб больного горячкой, Ута исцелила его. Безкорыстная помощь страждущим сделали её в глазах людей святой, и они молились, - не богу, а Уте. Это был воистину ангел во плоти, родившийся в предгорьях Гарца. Но у сильных мира сего такая любовь простых людей возбуждала зависть и ненависть. В этом разгуле мракобесия жизнь Уты была полна опасностей. Можно себе представить, как служители церкви расценивали народное обожествление Уты, как могли раздражать церковников ее волевой характер, участие в делах супруга и жителей их владений. Хочется верить, что воинственный рыцарь-супруг являлся для Уты преданным другом и надежной защитой от врагов зримых и тайных.
   
   Что нам известно об Эккехарде II, избраннике Уты, что он был за человек, из какого рода? Первое упоминание об Эккехардах датируется XI веком. В те далекие времена Германия состояла из множества небольших владений короля. Одно из феодальных владений, расположенное на важном перекрестке дорог, принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому и его семье. Он был храбрый воин и славился своим необузданным нравом. Ведь это было время междоусобиц, погромов, крестовых походов. После смерти короля Оттона III (1002 г.) Эккехард был предательски убит и позорно обезглавлен недругами, как реальный претендент на высшую власть. Об этом событии подробно повествуют хроники. В то жестокое время вассалы нередко обнажали меч против своего повелителя. У погибшего маркграфа осталось двое малолетних сыновей. Старший, Херман, встал во главе маркграфства спустя семь лет после смерти отца в 1009 г. и управлял им 22 года. После его смерти графство наследовал младший брат, Эккехард II, который владел им 15 лет - с 1031 г. по 1046 г. - вплоть до своей внезапной кончины на 54 году жизни. К сожалению, сведения о братьях весьма скудны. Однако и то немногое, что донесли до наших дней хроники, характеризует их как преданных своему правителю отважных воинов, просвещенных и передовых людей своего времени. Сохранился отзыв императора Генриха III о своем вассале Эккехарде II: «Вернейший из верных».
   
   Оба брата совершили деяние, которое благотворно повлияло на судьбу Германии. Близ их владений, в старом королевском замке в Цейтце, находилась резиденция епископа. Она постоянно подвергалась вражеским нападениям, что вызывало в стране естественную тревогу. В то же время братья достраивали хорошо укрепленную крепость, начатую еще их отцом. Эккехард I имел родовое гнездо в Гене, но оно не отвечало требованиям безопасности: набеги врагов не прекращались ни днем, ни ночью. Поэтому старый маркграф перенес укрепленное место (Burg) подальше, в более удобный стратегический пункт, где и началось масштабное по тем временам строительство. Так возникло название Наумбург. Новая крепость должна была защищать от разбойных нападений жизненно важную дорогу из Эрфурта, проходившую через родовые владения Эккехардов. Твердыня тут же обросла крестьянскими домиками - бедный люд со всех сторон потянулся под защиту сильных и справедливых господ. А там, где замок, там церковь и рынок - и благодаря удобным торговым путям сюда стали съезжаться заморские купцы. Так возник Наумбург - один из первых средневековых городов Германии, который братья отстраивали с большой любовью. Они и предложили перенести сюда резиденцию епископа, что и было сделано во времена правления Конрада II. Шаг для того времени весьма необычный, поскольку иной вероломный вассал мог бы захватить епископа в качестве заложника и выступить против законного короля. Но Конрад II полностью доверял «достойной династии Эккехардов». В сыновьях «великого» маркграфа Эккехарда I историки видят достойных наследников - честных и мужественных воинов, умелых правителей, заслуживших признание королей. У Германа и Эккехарда II особенно тесные отношения завязались с королями Саллической династии - Конрадом II и Генрихом III. Донесенные историей свидетельства говорят об уважении королей к своим подданным. Всегда рядом, на войне и в мирной жизни, братья вместе служили королям и были их доверенными лицами.
   
   Вся жизнь маркграфа Эккехарда II проходила в войнах больших и малых, которые вела Империя: в Польше, Чехии, далёком Тироле - куда только не забрасывала его ратная служба, военная фортуна... Это был человек выдающегося ума. С уважением отзывается о нём чешский хронист Козьма Пражский: «В те времена князем саксов был Эккехард, они повиновались ему во всём, как королю. Эккехард был человеком очень благоразумным и обладал большим уменьем в области управления государственными делами. С детства он был предан военному делу, но, тем не менее, никогда не одерживал в войне победы», потому что знал: сегодняшняя победа чревата завтрашней кровью и непременным пораженьем, и потому переговоры всегда предпочтительнее войны. Это был суровый воин, мужественный и сильный, по свидетельству хрониста, старался -и небезуспешно - «назидательными словами» примирить враждующие стороны, охладить разгорячённые умы, щадя жизни не только своих, но и вражеских воинов. Свидетельством тому является долговременный польско-германский мир, который был подписан в 1018 году в Баутцене и за который в 1013 году кайзер Генрих II лишил Эккехарда II права на родовые владения в наказание за поддержание добрых отношений с Болеславом Храбрым, герцогом польским, с которым Германия вела войну. Сестра Эккехарда II, Ода, стала супругой Болеслава I и королевой Польши. В том же году Болеслав I вновь напал на Русь, и Святополк взошел на киевский престол. Междоусобица на Руси привела, как мы знаем, к трагической гибели братьев Святополка, Бориса и Глеба. Предательство черным пятном легло на имя Святополка, получившего прозвище Окаянный.
   
   В конце концов мудрый Эккехард был помилован, и в грамоте от 1032 года упоминался уже как маркграф земли Майсен. А в 1038 году, будучи наследником своего старшего брата Германа, Эккехард встал во главе всего маркграфства. Как видим, муж Уты обладал многими талантами, в том числе мудростью государственного мужа и мужеством воина-строителя. Не это ли любила в нём Ута, как светлый ангел стоящая у его плеча и в Наумбургском соборе, и в их совместной жизни, такой прекрасной и такой короткой?
   
    Терновый венец
   
   
   «Творчество Космоса строится на Великой гармонии».
   
   Агни Йога.
   
   В скульптурной группе Наум-бургского собора Петра и Павла, возведенной в 1240-50 годах Эккехард II стоит рядом с Утой, мощный как скала. И то, что неизвестный Мастер запечатлел его босым, словно подчеркивает звериную чуткость воина, правая рука которого готова мгновенно выхватить из ножен меч и отразить любую угрозу своей подруге... В это хочется верить. Но до сих пор остается безответным вопрос, вставший с первых шагов нашего пути в глубь тысячелетия: год ухода Уты ? Как могло случиться, что пунктуальнейшие немцы не занесли в родовые книги, в «Книгу умерших» если не причины и обстоятельства ухода Уты, то уж год-то смерти столь высокородной особы! В соответствующих церковных книгах записано число 23 октября, а в графе «год» - пробел. Понятно, что свершилось злодеяние, и, конечно же, палачи замели следы заговора и казни. Проливает свет на те далекие события беседа 1577 в книге «Высокий Путь»:
   
   «- Не скажет ли Учитель, кто была Дездемона, виденная мною в видении и такая близкая мне, которую казнили?
   
   - Сама. Имя Дездемона - символ, ибо связано с воспоминаниями о неправой клевете.
   
   - Можно знать национальность?
   
   - Помнишь, видела во сне -макарены, в Германии.
   
   - Кто был король?
   
   - Не король, но герцог Тирольский.
   
   - Мне казалось, что он был моим родственником и врагом.
   
   - Да.
   
   - Когда это было?
   
   - В XI веке.
   
   - Как часто я была казнена?
   
   - Нас часто казнят и возносят».
   
   Итак, обозначена точная привязка трагического события во времени и пространстве - XI век, Германия, враг - герцог Тирольский, родственник. Далее следует продолжение этой темы:
   
   - Значит и второй сон относится к воплощению?
   
   - Да.
   
   - К германскому?
   
   - Да.
   
   - Я была казнена?
   
   - Да.
   
   - Я читала приговор себе, но обстановка была совсем другая, нежели в первых видениях того же воплощения.
   
   - Момент другой.
   
   - Мне казалось, что покойный Николай II принимал участие в приговоре, кем он был тогда?
   
   - Советником герцога.
   
   На странице 109 читаем:
   
   - Виденная мною картина прошлого относится к первому немецкому воплощению. Какой эпизод?
   
   - Утро казни.
   
   - Кто был этот магнат?
   
   - Приставленный для стражи. Даже предлагал спасти, но ты предпочла уход...
   
   Поясним, что облик герцога Тирольского принял враг Уты, пытавшийся завладеть ею:
   - И снова в образе герцога Тирольского казнил меня?
   
   - Этим думал приблизить, потому и принял этот облик, но ты его отвергла, и потому устроил заговор и казнил, ибо решил, если счастья нет ему, тогда лучше никому».
   
   «Высокий Путь». стр. 486.
   
   Еще более усилит драматизм последних часов Уты на земле сон-видение, приведенное на стр. 74.
   
   «Брожу по длинным галереям с большими в частых переплетах окнами и заглядываю во внутренние дворы этого огромного дворцового строения. Знаю, что я приговорена к казни - отсечению головы. Казнь эта была назначена на утро, но нигде никаких признаков приготовления к ней не замечаю. Время уже за полдень. Вхожу в обширную залу, где стоят длинные столы, накрытые к трапезе. У главного внутреннего входа толпятся в пышных одеждах гости и придворные чины. К столу посреди зала подходит и садится Владелец замка в серебряном парчовом кафтане с синими бархатными прорезями и страусовым пером на небольшом берете. Рядом с ним сидит моя мать, близкая родственница этого Герцога, мое место за этим же столом, но и стула моего уже нет. Я подошла к столу. Я знаю, что я уже перестала существовать для окружающих, и меня как бы не замечают. Владелец замка насмешливо смотрит на меня, мать - как бы равнодушно, но, видимо, ей неприятно мое присутствие и что процедура казни еще не закончилась. Сама я совершенно примирилась с неизбежностью этого факта, лишь огорчена, что это не кончилось утром, пока моя мать еще отдыхала. Постояв несколько секунд у стола и видя полное невнимание и нежелание обменяться со мною хотя бы одним словом, я направляюсь к выходу. Вхожу в коридор. Здесь ряды слуг в спешке несли замысловато украшенные огромные блюда, и один из них нечаянно задевает меня краем блюда и льет на мое плечо соус с жирными макаронами, я брезгливо сбрасываю их и прохожу дальше...».
   
    У Порога Нового Мира.
   
   
   Уту отпевали в новопостроенном Наумбургском соборе и здесь же погребли в подземной части храма; точное место её захоронения учёным установить не удалось.
   
   Где в эти трагические дни был супруг Уты? Явился ли он также жертвой заговора герцога Тирольского, как муж, потерявший любимую супругу? Или же коварный герцог Тирольский принебрег законным браком двух любящих людей и домогался прекрасной Уты в отсутствие мужа, который много времени проводил в военных походах? Как много вопросов остаются открытыми.
   
   Сегодня мы по-иному смотрим на поразившую наше воображение деталь скульптурного изображения Эккехарда II в наумбургском соборе - то, что в пантеоне графов и маркграфов мастер единственно его изобразил необычно - без обуви, босым. Не отражает ли это обстоятельство скорбь и покаяние прославленного воина-строителя? И не потому ли все свое состояние он завещал кайзеру и сделал богатейшие пожертвования церкви? Эккехард II внезапно умер в 1046 году и был похоронен в Наумбурге с большими почестями, в присутствии императора Генриха III, которому, будучи бездетным, завещал свои владенья. Со смертью маркграфа славный род Эккехардов прекратился. Не исключаем, что своего рода протоколы, хоть как-то зафиксировавшие страшную драму, все же существуют и лежат, запечатанные и захороненные от глаза людского! Но известно, что все тайное однажды становится явным. Не дано смертному стереть записи в хрониках Акаши.
   
    «Ута и слепой»
   
   
   «Я должен был открыть сокрытое сокровище, которое могли поранить взгляды...».
   
   Спустя два столетия, в XIII веке, когда строительство Наумбургского собора шло к концу, около 1240 года в Наумбург приехал великий скульптор средневековья, имя которого... неизвестно до сих пор. Его просто называют «Мастером из Наумбурга». Это был художник выдающегося дарования. На фоне европейской готики XIII столетия его произведения выделяются своим поразительным реализмом и отважным нарушением канонов и норм средневекового искусства. «Мастер из Наумбурга» на протяжении десяти лет возводил западный хор Наумбургского собора - в раннеготическом стиле и увековечил память основателей города, уважаемых граждан, установив в кафедральном соборе Петра и Павла, который стоял вне средневекового города (что было не редкость для Германии), 12 удивительных по своей выразительности статуй знатных горожан. Это первая портретная галерея в средневековой Европе, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Скульптуры Наумбургского собора называют кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века. Среди двенадцати фигур западного хора, выполненных почти в человеческий рост, особенно выделяются знаменитые портреты Мейсенского графа Эккехарда и его жены Уты - величественной, гордой и одновременно глубоко чувствующей и трепетной. Образ графини Уты, изваянный учеником мастера, является одним из лучших образов женщины в мировом изобразительном искусстве и стоит рядом с таким шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона.
   
   К великому мастеру приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Постепенно скульптор создавал их облики, вначале перед своим мысленным взором, затем в камне. Скульптуры казались живыми, и только лица Уты он никак не мог «увидеть». Тогда мастер поручил создать статую Уты своему ученику, посоветовав ему отправиться в путешествие, набраться впечатлений и заодно отвезти богатому феодалу эскиз его родового герба.
   
   Провидению было угодно, чтобы ученик прибыл в замок, хозяйкой которого была графиня Ротенбургская. Ее супруг, увидев прекрасные работы молодого скульптора, затронувшие струны его сердца, велел позвать свою жену их посмотреть.
   
   Когда в зал вошла женщина, ученик застыл, пораженный увиденным. Перед ним стояла молодая женщина редкой красоты, величия и грации. Тело ее было окутано красным плащом с поднятым воротником. Во всем ее облике было что-то необычное, неземное, притягивающее взор. Ученик с изумлением смотрел на нее, запоминал рисунок лица, особенности жестов и понял: перед ним облик Уты, который он искал.
   
   Встреча с этой женщиной до глубины души потрясла юного мастера, и перевернула всю его дальнейшую жизнь. Он видел маркграфиню Уту всего один раз, но помнил, чувствовал и понимал ее всегда. Она для него соединилась с обликом Святой Девы Марии. Вернувшись в Наумбург, ученик со всем вдохновением принялся за создание статуи царственной Уты. Лицо созданной им скульптуры Уты излучает чистоту, царственность духа, удивительную притягательную силу, женственность и Красоту (как такое можно изобразить в камне?). В элементах её одежды - знаки особого значения. На груди - шестиконечная звезда с тремя окружностями на каждом луче. В украшении головного убора - геральдические лилии. Сохранились сведения о том, что когда-то на статуе Уты были рунические знаки. Потом их кто-то стер.
   
   По-особому сложилась дальнейшая судьба ученика. Он считал свое творение живым и одухотворённым. Ута и Святая Дева Мария в его сознании слились в единое целое. Мастер подолгу стоял коленопреклоненным перед прекрасной Утой, вдохновенно беседуя с ней. Божественная Любовь горела в его сердце.
   
   Это было замечено окружающими и осуждено как идолопоклонство. Он и сам понимал, что ведет себя необычно, но иначе не мог. А дабы никогда не создать ничего лучше статуи Уты, он покалечил себе правую руку. Стал монахом, тяжело заболел, ухаживая за больными оспой, ослеп. Но слепота не тяготила его, так как он улавливал другими не слышимые звуки, беседовал с кем-то невидимым. Перед его слепым взором пролетали небесные существа Габри и Михель. И не раз к нему являлась Святая Дева Мария в разных обликах. Со временем он понял, что ему не следовало увечить себя. Ведь он художник, творец и мог бы создать еще много прекрасных образов красоты, так нужных людям.
   
   В конце жизни, старый и слабый, он пришел в Наумбург и долго молился перед изображением Уты. Утром, обезсиленного, его отнесли в госпиталь монастыря Святого Георга, где он и скончался. Старого слепого монаха звали брат Экберт. Эту пронзительную историю рассказывает книга «Ута и слепой» Зигфрида Бергера, написанная в 40-х годах ХХ века по историческому документу, найденному в монастыре.
   
   (Окончание - в следующем номере.)





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10997
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4713
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
66
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8163
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3137
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2909
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
18
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
17
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
31
28.11.2017
Проект исследовательской Школы Живой Этики (Н.А. Шлемова)
47
20.11.2017
Долгий путь Истины
58
18.11.2017
Атака Пуруши
69
12.11.2017
"И познаете Истину..."
63
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
223
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
353
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
456
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
542
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
377
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
507
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
704
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
694
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
599
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
714
22.02.2017
Размышления о Культуре
774
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
902
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1204
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1058
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
1038
25.01.2017
Суровость Подвига
886
20.01.2017
Овладение психической энергией
1471
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
55
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
43
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
50
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
66
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
52
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6115
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
345
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
376
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1997
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
476
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
626
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
991
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
639