Знамя Майтрейи
1260

Анна Семеновна Голубкина (1864-1927)

Инна Павелко

   
   
   
    Это имя в сознании моем связано с представлением о художнике, для которого искусство было святым деянием.
   С.Т. Коненков
   Я не знаю лучшего учителя для молодежи, чем биография замечательного скульптора и человека Анны Семеновны Голубкиной.
   С.Т. Коненков
   
   Мои рассказ пойдет о женщине из народа, крестьянке, родившейся, как и Сергей Есенин, на рязанской земле и прославившей своим искусством великую нашу Родину. Родилась Анна Семеновна в городе Зарайске, на живописных берегах Осетра. Семья Голубкиных занималась огородничеством - жилось им трудно, как и всей крестьянской братии. Именно в этой среде зарождалась любовь простого человека к народным песням и сказкам, красоте нашей природы, старинным сказаниям и поверьям.
   Денег на образование семи детей в крестьянской семье не было, вот и вспоминает Анна Семеновна: «Только я и училась что у дьячка - грамоте». Зато читала она очень много, доставала книги везде. Любила рисовать и лепить людей и животных, выбирая глину из земли. В 19 лет она выполнила 3 скульптуры, изображающие крестьян. Сохранились также 2 рисунка. На одном из них пейзаж - зимняя дорога с лошадью, запряженной в розвальни, на горизонте лес и вдали деревня...
   Только когда Голубкиной исполняется 25 лет она едет в Москву, чтобы получить художественное образование. По-деревенски повязанная платком и в черной оборчатой юбке. Провалив экзамен по живописи, она приносит небольшой скульптурный этюд «Молящаяся старуха».
   «Старуха в простом деревенском нагольном полушубке стоит на коленях и истово молится. Очевидно, в этой работе Голубкина хотела передать свое состояние после неудачи с живописью и страстную мечту войти в мир искусства». Она была зачислена в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста. Он освободил ее от оплаты за обучение и подарил ящик с красками. Затем было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где она училась с С.Т. Коненковым, и Петербургская академия художеств.
   В Москве преподавал С.И. Иванов, которого Голубкина считала своим первым учителем и до конца жизни вспоминала о нем с глубоким уважением. «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким благоговением, что не только курить или смеяться, но никакого пустого, не относящегося к искусству разговора не должно быть... Анна Семеновна была его любимой ученицей, он очень ценил ее и говорил, что из нее будет большой мастер».
   На ее работы приходило смотреть все училище. Только иногда ее странная манера, названная потом «импрессионизмом» в скульптуре, вызывала недоумение. К работам своих товарищей Голубкина всегда относилась очень деликатно, старалась ободрить человека, если видела, что он старается. А как она радовалась успехам товарищей! Зависть и соперничество, видимо, были ей чужды. А вот после плохой выставки она неизменно шла в Третьяковскую галерею, как говорила, «глаза промыть». Цену своему таланту она знала, но не выносила лести и высокопарных слов. Когда одна из ее поклонниц сказала после выставки в 1914 году: «Анна Семеновна, вы выше греков!» - она ответила: «Это в вас говорит невежество». Ей были присущи необыкновенное правдолюбие и независимость суждений.
   Когда Голубкина поняла, что взять от Московского училища больше нечего, она приехала учиться в Петербург. В 1894 году ей было уже 30 лет. На этот раз педагогом становится известный скульптор Беклемишев. В одном из писем матери Анна говорит: «Надо поскорей обобрать эту академию, то есть заполучить поскорей те знания, которые она может дать. Уж очень она богата.» Но, едва дотянув до окончания учебного года, Голубкина оставляет академию, не сумев примириться с господствующим там салонным академизмом. «Мне тошно всякое подражание», - говорит она. Жажда самостоятельности приводит ее в Париж. На дворе 1895 год. Там она начинает работать в студии итальянского скульптора Филиппа Коларосси. Ей было непонятно, почему с нее не требуют платы и при выборе модели руководствуются ее мнением. Ей объяснили, что во Франции с «ведущих всех учащихся за собой» денег не берут. Через несколько месяцев, вновь неудовлетворенная, Анна Семеновна покидает студию Коларосси. Художница Е.С. Кругликова говорит, что Голубкина в Париже работала систематически, но в работе слушалась больше своего чувства, нежели советов профессора. Невольно вспоминаются слова замечательного скульптора С.Т. Коненкова: «Женщина, вышедшая из глубины народа, крестьянка, в которой так много было черт, воспетых Некрасовым, и в искусстве она шла своей дорогой. Учась у классиков, она всегда оставалась собой». И тут же он рассказывает о ее удивительной жажде знаний: «Вспоминаю, как она, прослышав, что я работаю скульптуру из дерева, пришла ко мне в студию... и снова, уже будучи большим мастером, начала учиться».
   Действительно, Анна Семеновна постоянно совершенствовалась. Написав единственную книгу, она начинает ее словами: «Говорят, что художникам надо учиться всю жизнь. Это правда».
   Спустя некоторое время она едет в Париж во второй раз. Эта поездка оказалась для скульптора более удачной. Ее работы увидел великий Роден. Он очень тепло ее принял и разрешил приходить к нему с работами для получения советов и указаний. Учиться в его мастерской Голубкина не могла - это было баснословно дорого. Она очень ценила своего великолепного наставника, о чем говорила позже, выучив французский язык, в письмах к нему. В 1898 году Анна Семеновна создает скульптуру «Старость». Женщина сидит, стыдливо поджав колени к груди, всей своей фигурой вызывая сочувствие. За эту работу Голубкина получает медаль парижского Осеннего Салона.
   Пробыв на родине 3 года, она снова едет в Париж учиться. На этот раз - работе с мрамором. Подумать только - простая рязанская крестьянка в третий раз приезжает во Францию!
   Есть женщины
   в русских селеньях
   С спокойною
   важностью лиц,
   С красивою силой
   в движеньях,
   С походкой,
   со взглядом цариц...
   В Париже она много и упорно учится у простых рабочих-мраморщиков; ей в то время уже 38 лет. На этом ее учение не закончилось, ибо в 1908 году сорокачетырехлетняя Анна Голубкина поступает в частную школу Ф.И. Рерберга, поработать с обнаженной натурой. Пробыла она там, правда, всего 2-3 месяца.
   Странным образом в ее характере сочеталось своеволие с неуверенностью в себе, гордыня со скромностью.
   Ей были абсолютно чужды заботы о респектабельности. Философ В.Ф. Эрн вспоминал: «Она высокая, худая, атлетически сильная, грубая на словах, прямая, из крестьянской среды и живет иногда впроголодь, и раздает по 500 рублей, страшно добрая, с лицом некрасивым и гениальным. То смотрит так серьезно и глубоко, что жутко делается, а то улыбнется прекрасной детской улыбкой». Она была очень мужественным, безкорыстным человеком, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была безконечно добра, и доброта ее несла действенную помощь людям. Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах. Она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. А когда открылась ее персональная выставка - отдала все вырученные средства в пользу раненых солдат (тогда шла Первая мировая война), а сама, как всегда, бедствовала. Неделями она могла питаться только черным хлебом и крепким чаем.
   И голод, и холод выносит,
   Всегда терпелива, ровна...
   Я видывал, как она косит:
   Что взмах -
   то готова копна!
   «Костюм ее, - вспоминает одна знакомая, - всегда состоял из серой юбки, блузы и фартука из холстины. В парадных случаях снимался только фартук». Именно такой Анну Семеновну запомнил Константин Сомов, известный русский художник, познакомившийся с ней в Париже: «был у нее в мастерской, и она мне чрезвычайно понравилась. Приятно видеть человека, внутренне чем-то горящего; все, что она говорит, ...всегда интересно и оригинально в ее простонародном цветистом языке, и сама она, с ее несуразной фигурой, жестами, костюмом, запачканном глиной, вызывает сочувствие. Недаром ее так много любят».
   Вся аскетически строгая жизнь Голубкиной была посвящена искусству. Она говорила Е. Глаголевой: «Если ты хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство - это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать...» Не имея собственной семьи, Анна Семеновна воспитала племянницу Веру. Часто и подолгу жила в родном Зарайске, наравне со всеми работая в огороде, что, кстати, ничуть не мешало ее творчеству. Даже когда работы Голубкиной стали приносить ей хорошие гонорары, она с удивительной щедростью все деньги раздавала нуждающимся, знакомым и незнакомым людям. Жертвовала на детский сад, училище, вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства, в органы Моссовета по борьбе с безпризорностью. Грязных, оборванных мальчишек она приводила к себе в мастерскую, кормила, оставляла ночевать - даже после того, как они ее ограбили и чуть не убили. Всем помогала и сама всегда нуждалась в помощи. Известная русская меценатка княгиня Мария Клавдиевна Тенишева рассказывала такой случай: «Вскоре после возвращения А.Н. Бенуа из Петербурга...он стал мне рассказывать о какой-то молодой талантливой скульпторше из крестьянок, очень нуждающейся и подающей блестящие надежды, начал уговаривать взять ее на свое попечение, дать ей средства окончить свое художественное образование». Тенишева не вняла горячим уговорам Бенуа, вспомнив о том, как он также агитировал ее за совершенно бездарного, но жалкого художника. На свое попечение она Анну Семеновну не взяла и никаких средств не дала. О чем впоследствии очень жалела, когда увидела работы Голубкиной.
   Самым любимым материалом Анны Семеновны была глина, послушно передававшая каждое прикосновение, позволявшая работать быстро, сохраняющая свежесть впечатления от натуры. Целью ее творчества было пробуждать в людях самые добрые чувства, способствовать рождению у них прекрасных порывов. А основой всех работ - сочувствие к человеку, интерес к его внутреннему миру. Представьте, что на вас смотрит художник и ему безразлично, во что вы одеты, сколько вам лет и хорошо ли вы выглядите. Он видит только вашу душу, ваш трудный жизненный путь, очень вас жалеет и за вас переживает.
   
   ***
    «Голубкина глубоко верила в светлое будущее своего народа, верила в его силу, способности, она твердо была убеждена в неизбежности революции и ненавидела царско-помещичий строй». По свидетельству документов, семья Голубкиных с 1882 года находилась под негласным надзором Зарайской полиции. Дело в том, что Анна Семеновна была свидетельницей и активной участницей многих социальных потрясений. Еще в студенческие годы она посещала социал-демократические кружки, своих мыслей никогда не скрывала и поэтому считалась «политически неблагонадежной». Вся семья Голубкиных в 1906-1907 годах распространяла и печатала прокламации и листовки.
   В их доме проводились нелегальные собрания. Анна Семеновна хранила у себя нелегальную литературу, ухаживала за ранеными в дни декабрьского восстания против царского режима в 1905 году. «В те дни на Б. Серпуховской улице в момент, когда казаки разгоняли рабочих, Анна Семеновна бросилась в толпу, повисла на узде казачьей лошади и закричала: «Убийцы! Вы не смеете избивать народ!« Сын знакомых схватил ее за руки и вытащил из толпы».
   В игре ее конный
   не словит,
   В беде - не сробеет,
   - спасет:
   Коня на скаку остановит,
   В горящую избу войдет!
   23 марта 1907 года
   А.С. Голубкина была арестована за распространение листовок социал-демократической рабочей партии, призывающих к свержению царской власти и захвату помещичьих земель. На суде она не признала себя виновной, потому что не считала свои убеждения преступными. Она была заключена в одиночную камеру, где в знак протеста объявила голодовку. Через несколько дней по состоянию здоровья Голубкина была выпущена на поруки.
   После Октябрьской революции скульптор сказала: «Вот теперь у власти будут настоящие люди». Но после расстрела министров Временного правительства (один из них был ее знакомый) отказалась работать на Кремль, аргументировав: «Вы хороших людей убиваете!»
   Знавшие ее говорили, что она легче других переносила тяготы тех лет, потому что привыкла к лишениям и «не замечала их теперь». В одном из писем Голубкина заметила: «По нашим временам ничего гадкого случиться не может, потому что оно уже есть».
   
   ***
   Голубкина преподавала скульптуру в Коммерческом училище детям 12-13 лет. С 1904 по 1906 год. Ученики любили ее уроки, приходили лепить даже по воскресеньям. Анна Семеновна очень увлеклась преподаванием, много времени тратила на него в ущерб своей работе.
   Затем она преподавала на Пречистенских курсах с 1913 по 1916 год. Голубкина безкорыстно отдавала свой драгоценный художественный опыт, свое время, а иногда и скудные денежные средства. С 1918 по 1920 она ведет занятия со студентами в Свободных государственных мастерских, а с 1920 по 1922 - в Московских высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
   «Голубкина, - пишет один из ее учеников, - прежде всего учила нас безграничной преданности в служении искусством народу, она прививала нам самоотверженную любовь к работе.». Именно своим студентам адресовала Анна Семеновна свою книгу «Несколько слов о ремесле скульптора», вышедшую в 1923 году.
   Сергей Коненков вспоминает: «Иногда Голубкина забиралась по стоящей у стены лестнице к потолку мастерской и подолгу сидела там в задумчивости. Мы спрашивали:
   - Для чего это вы, Анна Семеновна, так высоко взобрались?
   - А это я, чтобы высоких мыслей набраться!»
   Путь человека в искусстве она считала подвигом. «Он из своего искусства лавочку сделал - не хочу с ним больше встречаться», - сказала она как-то об одном из товарищей.
   Ко всякой работе была требовательна. Формовщик И.П. Свирин рассказывал:
   «Я формовал для Анны Семеновны барельеф «Лошади». Головы худые, изможденные, а у одной лошади по морде катятся слезинки. Я эти слезинки нечаянно сшиб.
   «О, Свирин, ничего, хорошо».
   Я уже было обрадовался, что она не приметила, как вдруг она остановилась: «А где ж у нее слезинки?»
   А я - не знаю, как это у меня сорвалось, не то от смущенья, не то в защиту себя, - говорю:
   «Они то плакали-плакали, а то перестали».
   Анна Семеновна схватила работу и унесла к себе. Прошло немного времени, выходит.
   «Как это вы так мне сказали: «Плакали-плакали, а потом перестали»? Я вас разорвать готова была, а вы так находчиво сказали... И как это вы только додумались?«
   Очень любила Анна Семеновна детей. И когда знакомая резко на кого-то из своих прикрикнула, сказала: «Евгения Михайловна, вы слова бойтесь. Слово великая вещь. Я слова боюсь, им можно воскресить и как громом убить можно. Слово - больше значит, чем дело. Дело одно какое-нибудь накопошит человек, а словом весь мир перевернуть можно».
   Заканчивала свой жизненный и творческий путь скульптор Голубкина в трудное время. Шла острая борьба между разными художественными течениями. Нашлись люди, которые травили ее за реализм, за признание якобы устаревших В. Сурикова, В. Серова. Дошло до того, что ей однажды сказали, что она уже «умерла», на что Голубкина спокойно и резко ответила: «Счастлив тот, кто жил, работал и умер, а они не жили, не работали, а живые мертвецы». Умерла Анна Семеновна в родном Зарайске, а ее вечно живые дети - скульптуры - вовеки будут утверждать славу русского искусства.




Темы уроков: Подвижники

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
4015
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10052
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4467
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7926
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2998
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2649
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
208
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
339
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
391
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
268
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
396
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
519
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
573
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
479
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
603
22.02.2017
Размышления о Культуре
655
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
768
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1070
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
879
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
920
25.01.2017
Суровость Подвига
768
20.01.2017
Овладение психической энергией
1250
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
983
11.01.2017
О женственности
978
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
945
04.01.2017
Несколько слов о Детке
1003
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
879
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1236
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1145
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1482
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
46
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
45
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
57
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
47
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5729
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
319
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
334
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1944
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
457
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
605
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
957
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
609