Знамя Майтрейи
386

НОВОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О КУЛЬТУРЕ БЫТЬ!

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОН ОТВЕЧАЛ ВЕЛЕНИЯМ ВРЕМЕНИ И ПОТРЕБНОСТЯМ ПРАКТИКИ
   
   21 декабря на заседании президентского Совета по культуре и искусству В.В. Путин поставил вопрос о необходимости разработки нового федерального закона о культуре. Члены Совета единодушно поддержали предложение Президента РФ, а также высказали ряд идей и пожеланий, которые, по их мнению, могли бы быть реализованы в новом законе. Современное российское законодательство о культуре действительно нуждается в серьезном совершенствовании. Многое предстоит сделать для того, чтобы существенно повысить влияние и роль культуры во всех сферах жизни государства и общества, качественно улучшить функционирование организаций, учреждений и органов культуры, укрепить их взаимодействие и сотрудничество с представителями творческой интеллигенции.
   
   Но и, по словам Президента, закрепить статус культуры «как мировоззрения, прежде всего, универсального инструмента сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей и основы гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации»,
   Законодательное обновление сферы культуры началось в России в 2014 году, когда были утверждены Основы государственной культурной политики. В этом документе культура впервые в Российской Федерации была возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений. Благодаря широкому открытому обсуждению проекта Основ в них была обозначена важнейшая общественная миссия культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности; определены цели, содержание и принципы, на которых должна строиться государственная культурная политика.
   Следующий важный шаг - утверждение в феврале 2016 г. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Это еще один документ стратегического планирования, разработанный в рамках целеполагания с учетом федеративного устройства Российской Федерации.
   Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии провозглашено формирование новой ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики, включающей в себя активный региональный компонент. Государство медленно, но целенаправленно идет по пути совершенствования системы управления, в которой культуре суждено сыграть ключевую роль. Однако, по нашему глубокому убеждению, в правовом оформлении отечественной культуры имеется ряд пробелов и упущений, которые могут и должны быть устранены в проекте закона.
   Очень важно разобраться, наконец, что есть культура, и дать ей в новом законе научное определение.
   Культура - поистине многоплановое, ёмкое, составное явление, суть которого - в непрерывных духовных усилиях человечества по облагораживанию своего окружения и самого себя.
   Состоящая из множества разнопорядковых структурных элементов, культура выступает комплексной сложноорганизованной деятельностью по человеческому освоению мира. Она стала институциональной объективизацией этой деятельности. В совокупности своих достижений и возможностей культура выступает как состоявшийся в мире опредмеченный творческий акт человека, ставший показателем необратимости его развития. Созданная человеком культура есть совокупность всех его достижений. Она образует собственный мир человека, его «вторую природу». Через свои институты, структуры, механизмы культура хранит, воспроизводит, передаёт от поколения к поколению накопленный опыт, программы деятельности, поведения и общения людей. Они обеспечивают сохранение и развитие многообразных видов деятельности, присущих определенному типу общества, свойственных его предметной среде, его социальным связям и типам личностей.
   Обозревая безчисленное количество определений и проявлений культуры, прежде всего, восхищаешься многообразием выявленных её элементов, составных частей, структурных составляющих, пластов бытия. Но по мере всё более глубокого «погружения» во всеобъемлющее многообразие начинает нарастать сложность культуры, неудовлетворенность от некоторой незавершённости и хаотичности содержащихся в литературе размышлений о культуре. Действительно, исследователями культуры из великого множества выявленных составных частей и элементов, можно сказать, сложена поистине целая гора разнопорядковых составных частей и структурных элементов, которые в своей совокупности, как бы и должны образовывать сложнейший феномен человеческой истории - культуру. Но если рассматривать всю эту накопленную массу представлений о культуре как исходный материал и попытаться выстроить из него, насколько возможно, стройное здание культуры, то такая попытка окажется трудноисполнимой. Ибо из всей исследованной литературы не вполне понятно, что должно быть положено в основание здания культуры, как соотносятся отдельные её части и элементы, что является главным, а что производным. Образно говоря, что является несущими конструкциями строящегося здания культуры, каким раствором скреплять балки и перекрытия и т.п.
   Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и всё, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура - первооснова материальной культуры. Она включает в себя процесс духовного творчества, анализа и осмысления окружающей действительности. Её результатом является мировоззренческая позиция человека, его культура мышления, культура поведения, культура общения, а также всё многообразие продуктов духовного творчества: произведения философии, литературы, искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Духовная культура включает в себя мораль, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Ни один предмет не может быть включён в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы». Духовная культура формирует личность - её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т.д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.
   Крайне важно во всём многообразии проявлений культуры выявить, что же является главным, определяющим, а что - вторичным, производным. Существует ли какая-либо духовная иерархия во всех этих многообразных элементах культуры. Как соотносятся отдельные части и элементы культуры между собой.
   Если культура есть почитание света, то что реально в жизни означает это понятие «Свет»? Отвечая на этот вопрос, мы подступаем к рассмотрению главного в культуре, её ведущей первоосновы, всё определяющей доминанты. Свет - это, прежде всего, свод моральных, этических и социальных устоев жизни - абсолютных базовых ценностей, составляющих основу существования разумной человеческой цивилизации. Действительно, такие ценности, выраженные словами-пас-сионариями «Бог», «мир», «добро», «любовь», «семья», «радость», «справедливость», «свобода», «светлое будущее», «дружба народов», «нация», «социальное единство», «созидание», «духовное согласие», «плодотворное взаимовыгодное сотрудничество», «вероуваже-ние», «благополучие», «творчество», и некоторые другие являются вечными основами жизни для всех людей нашей планеты, а также духовными скрепами, соединяющими народы. Именно они и представляют собой Духовную Культуру в общепринятом понимании. Духовная Культура - это и есть истинный Свет. Вливание абсолютных ценностей Духовной Культуры в процесс жизни позволяет ей состояться и восходить, определять содержание и характер человеческих взаимоотношений, утверждать разумную позицию людей, удерживать мировое равновесие. По мере утверждения этих ценностей в реальной жизни у человечества начинает усиливаться качество цивилизованности, позволяющее ему не только сохранять единство и непрерывность исторического развития, но и восходить по ступеням цивилизационной зрелости.
   Поэтому Духовная Культура есть первооснова культуры, её нетленный фундамент, на котором поэтаж-но выстраивается все многосложное здание культуры. Именно Духовная Культура в итоге определяет все другие построения культуры, которые произ-водны от её первоосновы - Духовной Культуры, а потому должны соответствовать, служить ей, развивая, углубляя, развёртывая её основные смыслы и коды. Несоответствие какого-либо института, элемента культуры идеалам, принципам, ценностям Духовной Культуры лишает его статуса отнесения к культуре и переводит в разряд антикультуры. Это определяющий, базовый, статусный элемент, структурирующий весь многообразный конгломерат явлений культуры. Поэтому повторим: именно соответствие идеалам и ценностям Духовной Культуры является ключевым моментом отнесения того или иного элемента, звена культуры, любого человеческого творения к произведениям культуры. Именно так должно формироваться культурное пространство.
   И эти изначальные первородные основы истинной культуры должны получить развитие и отражение в новом законе.
   Выскажу ряд суждений, которые, на мой взгляд, будут способствовать возвышению культуры, возвращению ей функций, вытекающих из ее истинного призвания и предназначения.
   
   1. Обращает на себя внимание сохраняющееся в законодательстве о культуре во многом традиционное, но узкое понимание культуры как отрасли, распространяющейся на представителей творческих профессий, производящих произведения культуры и искусства, и контингент, обслуживающий материальные объекты культурной деятельности. Все же остальные члены общества при таком понимании культуры являются лишь пользователями культурного достояния. Даже образование и наука лишь частично включаются в культуру Хотя вне всяких сомнений в современное понимание культуры в качестве важнейших её объектов входит как наука, так и система образования. В новом законе должен быть ликвидирован этот пробел. Представляется необходимым также найти в проекте закона место религии как объекту культуры с учетом основных особенностей её содержания и структуры.
   
   2. Укоренившееся упрощенное, сильно зауженное представление о культуре приводит к тому, что культура в общественном мнении, как уже отмечалось, зачастую воспринимается как удел и поприще, прежде всего, писателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, представителей других творческих профессий. Однако, если исходить из истинного понимания культуры как «почитание Света», фактическими носителями, творцами культуры призваны быть не только деятели культуры, а практически все! Если человек каждодневно, во всех видах общения, во всех своих делах и начинаниях утверждает идеалы, ценности Культуры, строит взаимоотношения между людьми на её этических стандартах, то, несомненно, он утверждает культуру, является её носителем и творцом. Такой человек, несомненно, осуществляет культурную деятельность.
   Производство такого рода людей и должно стать основной человекотворческой функцией государственной культурной политики. В проекте закона должно быть сказано, что государственная функция формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности должна реализовываться на основе использования всего потенциала отечественной культуры, через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных отношений, культуры межнациональных отношений и т.п. И именно такого рода деятельность государства и должна быть объявлена в законе о культуре главным направлением культурного строительства.
   
   3. Нисколько не принижая и не умаляя деятелей культуры, искусства, других творцов, создателей произведений, объектов культуры, следует, тем не менее, признать, что в системе государственной культурной политики их деятельность (несомненно, значимая и важная!) должна рассматриваться по отношению к главному направлению культурного строительства как подсобная, прикладная, как соучастие в ней путем производства достояний культуры, призванных помогать культуре осуществлять свою главную - воспитательную и просветительную функцию. Этот вид культурной деятельности может быть отнесён к сфере услуг. А все другие виды культурной деятельности услугами называться не могут. Ведь истинная культурность общества измеряется не количеством имеющихся произведений культуры и искусства, а состоянием, качеством духовно-нравственной атмосферы в обществе.
   
   4. Представляется крайне важным предусмотреть в проекте закона раздел «Цель, содержание и принципы государственной культурной политики», который должен содержать следующую статью:
   «Перспективной стратегической целью государственной культурной политики является построение на территории России государства Культуры».
   
   5. Представляется необходимым предусмотреть в проекте закона специальный раздел о Духовной Культуре, о ее месте и роли в диктуемых жизнью преобразованиях.
   Пришло время раскрыть в федеральном законе о культуре величие и значимость Духовной Культуры, выражающей всю мощь добра и созидания. Ведь Духовная Культура - это и есть свод нравственных, этических, моральных ценностей, составляющих основу существования человеческой цивилизации. Она вобрала в себя выработанные человечеством нормы и требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества и его способность к самосовершенствованию. Действительно, Духовная Культура - самое важное и ценное, что есть у человечества. Только она способна в современных условиях формировать новую основу человеческих отношений. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура направляет человечество к лучшей жизни. Ее составляют критерии высокого цивилизационного развития, гармонично сочетающего в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то Духовная Культура - жизнь по законам Света.
   Духовная Культура - единственный мост в будущее! Именно она является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.
   Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, - способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития Всечеловеческой Гуманизации, как процессу культурного одухотворения мира. Привнесение Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное! Сегодня приходит понимание, что Духовная Культура и есть та точка, из которой будет развертываться Новый мир.
   Культура есть сотворение Красоты. Красота есть высшее напряжение психической энергии. И вся Культура есть не что иное, как космо-земная система творчества, устремляющая дух к его вечному началу — Огненной Краса-те. Вся Культура живёт и строится организующими животворящими энергиями Краса-ты. Без этой энергийной космической связи наша Культура обращается в нечто пыльно-земное, все её основные понятия затемняются и искажаются, Культура разлагается, а вместе с ней и само человечество. Культура - это, прежде всего, дух, имеющий свои корни в Космосе, что ещё древние показывали символическим образом Мирового Дерева - Духа. Там - в Огненном Начале Космоса - Краса-те - Дух берёт своё начало и силы. Природа Культуры космична, духовна, её питает Краса-та как полнота совершенства, как Триединство Истины, Добра и Краса-ты.
   Искусство жизни, наука жизни и живая религия в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимопроникновении - через такой синтез будет раскрываться содержание Духовной Культуры.
   Предстоит постижение и освоение богатейшего духовного потенциала Духовной Культуры и формирование на этой основе российской Программы «Обновляющаяся Россия: утверждение Духовной Культуры во всех пластах реального бытия».
   
   6. Одним из наиболее значимых для России разделов культуры является культура межнациональных отношений, которая должна получить отражение в новом законе. Глубинной первоосновой этих отношений является наднациональная политика гармонизации родов и наций - важнейшая составная часть государственной культурной политики. Очень важно помнить и знать, что на территории России веками вершилась самая значимая для человеческой цивилизации эволюционная работа - формировалось великое качество вмещения всего огромного многообразия человечества. И главным итогом этой огромной работы стала дружба народов - дружба реальная, дружба честная, дружба поистине равноправная и полноправная. Сегодня всем нам крайне важно осознавать, что нашим единым народом пройден немалый путь по формированию особой общности людей самых разных национальностей. Это, пожалуй, наше самое главное достояние! Это Высшая реальность, которую мы имеем! Это наше великое преимущество перед многими другими народами Земли. Нам предстоит и дальше восходить по намеченному пути, овладевать новыми ступенями этого непростого восхождения, подниматься в перспективе сознанием к построению Братства. Иного не дано. Иное - регресс, разложение, откат в средневековье.
   Следует глубоко усвоить и отразить в законопроекте разницу между национальным и националистическим. Национальное в рамках наднациональной политики должно получать и будет получать поддержку и полный простор, возможности для всестороннего развития. Националистическое же в рамках такой политики не может рассчитывать на поддержку государства, должно отторгаться обществом, постепенно изживаться всем укладом его жизни. Только в условиях наднациональной политики такие непростые процессы, как продолжающаяся консолидация ряда нации, рост национального самосознания, здоровое развитие национальных культур, традиции, ценностей, преодоление наци-ональнои розни, укрепление духовного единства всех наций и народностей, могут протекать эволюционно, прогрессивно, органично встраиваясь в созидательный потенциал общества.
   Наднациональная политика гармонизации родов и наций - это судьба России, ее крест. Надо только твердо верить в это державное предназначение наших народов, в мощную силу их единения, не ослаблять, не унижать и не оскорблять ее сомнениями и недоверием. Народ, принявший чашу нового опыта, должен всеми силами стремиться упрочивать и оберегать достигнутые накопления, наполнять эту чашу новыми достижениями, реализуя идею - призыв к единению и братству!
   Данная тема должна обязательно получить адекватное отражение в проекте закона о культуре.
   
   7. Сегодня очень важно не оставлять без внимания набирающий в России силу синдром национальной обособленности. Эта тенденция, несмотря на кажущуюся свою привлекательность, антиэволюци-онна и крайне опасна. Она своим острием направлена на размывание, разрушение фундамента непоколебимости той национальной общности, которая складывалась веками. Недальновидное потворство этой тенденции может пробудить мощные разрушительные сепаратистские силы, способные положить начало процессу дробления России.
   Необходимо твердо противостоять любым попыткам изменить наднациональную политику России. Мы искренне и твердо верим, что заложенные многовековой историей основы взаимоотношений народов России непоколебимы.
   Однако проблема здесь, безусловно, есть. Ведь у русского народа имеются права и обязанности, но не выявленным остается общественный статус. Необходимо найти такое слово, которое могло бы отвечать достойному положению русского человека в обществе. Существует точка зрения, что политический и общественный статусы должны быть выражены единым понятием, дабы избавить общество от надуманных партий, течений и их названий. У России не может быть сторонников сил разнородных, у России есть одна сила - Отечество, потому и статус общественный должен звучать как Соотечественники. Представляется необходимым в проекте закона о культуре иметь раздел «О Отечестве и соотечественниках». Следует предусмотреть в этом документе разработку положения «Об Отечестве и соотечественниках».
   Понятие «родина, страна» проводит в сознании некоторые ограничительные линии, тем формирует обособленность. Когда говорим «Отечество», то в этом слове пространство открывается для всех единое. Российское государство является для всех населяющих его народов Единым Отечеством, в этом Отечестве хватит места всем желающим и всем устремленным духом и сердцем, ибо его границы не измеряются пределами, а только составляющими координатами.
   
   8. Нуждается в основательной проработке и отражении в проекте закона система традиционных для нашей страны нравственных ценностей, являющаяся базовыми категориями Духовной Культуры. Наиболее целесообразно отразить их в разделе о Духовной Культуре.
   Представляется необходимым полномасштабно, емко сформулировать и отразить в законе такую категорию Духовной Культуры, являющуюся важнейшим регулятором человеческих взаимоотношений, как любовь, главный инструмент общения и преображения людей. Самой человеческой природой человечеству заповедано войти в живой поток любви, находиться в нём, преобразуя всё вокруг, умножать и растить в себе это состояние. Ибо любовь - это не только чувство, не только переживание. Следует понять главное - любовь должна стать состоянием бытия, ведущим к подлинному единению. Любовь - это живой огонь, это полёт вдохновения, это фонтан огненного озарения, способный сжигать всё тёмное, негативное и очищать сознание и сердце. Как широка и прекрасна жизнь, наполненная любовью, её пламенным устремлением и непрерывным восхождением. Всё живое расцветает в любви, обретая бесконечное существование. Всё прекрасное зарождается в любви. Сохранение мира и его спасение невозможно без энергии любви.
   Любовь поистине всеобъемлюща и многогранна. В реальной жизни она преобразуется, перетекает, воплощается в иные, крайне важные жизнестойкие качества: доброту, великодушие, внимательность, уважительность, доверие, сострадание, терпимость, твёрдость, прощение, настойчивость, самоотверженность, справедливость, смелость и даже жертвенность.
   Но сила любви многообразно и мощно развёртывается только тогда, когда она направлена на Общее благо или на вдохновение творчества. Если же любовь погружается во мрак страстей человеческих и тонет там, то она всего лишь мерцает, как искра, но не раздувает пожара и не зажигает. Она -тлеющий огонёк и гаснет при каждом неловком движении.
   Не менее прекрасно и жизненно значимо такое человеческое качество и элемент Духовной Культуры, как доброта. Добродетель означает жизнь в гармонии со всем окружающим миром. В этом принципе заключена мудрость человеческого бытия. Все пророки и Учителя человечества говорили о добродетели, обращая наше внимание на главный принцип Света: нести добро всему живому и разумному. В Декларации Всемирного Форума Духовной Культуры приведены примеры высказываний светочей человечества:
   «Счастлив и разумен тот, кто сохранил и развил в себе добродетель» (Будда). «Высшая добродетель подобна воде. Она приносит пользу всем существам и не борется с ними» (Лао-цзы). «Покажите в вашей вере добродетель, в добродетели рассудительность» (Христос). «А кто обратил лицо к Аллаху и творит добро, тот ухватился за надёжную основу» (Мухаммед). «Есть низшие состояния бытия, заключённые в страсти и невежестве, есть высшее состояние существования - в добродетели» (Кришна). «Пусть властвуют хорошие правители, осуществляя доброе учение и преданность, то учение, что приносит благо людям и их потомкам» (Заратуштра).
   Следующим базовым началом Духовной Культуры и в то же время важнейшим человеческим качеством является созидание, творческий труд - признак Божественной Воли. Там, где творческий труд действует, приходит спасение и воцаряется порядок. Созидание как процесс одухотворения мира есть утверждение разумности существования, осуществление Божественной Воли «руками и ногами» человеческими. Нынешняя планетарная обстановка становится всё более напряжённой. Разрушительные стихии, мёртвые озёра, горящие леса, надвигающиеся пески - все эти грозные предупреждения есть результат эгоцентрического мышления большей части человечества, чьи мысли и поступки притягивают пагубные обстоятельства. Наличие современного ядерного, химического, биологического оружия усугубляет и без того шаткое положение мира. Становится насущным создание комитетов спасения в местах наибольшей экологической опасности.
   В палитру высших, божественных качеств человека, являющихся величайшими ценностями Духовной Культуры, несомненно, должно быть включено миролюбие - безкорыст-ный подвиг чистого сердца. В основании человеческого бытия заложено право на жизнь в гармоничном обществе. Осуществление этого правила предоставлено каждому жителю планеты. Кто хочет мира, тот должен внести свою долю мира в жизнь, его окружающую, - в любви, великодушии, в прощении и щедрости. Улучшая этот мир, мы даём возможность нашим детям жить и развиваться в позитивных условиях. Принести пользу миру - миротворческая задача человека разумного. Миротворец призван не только защищать духовные ценности народов, но в первую очередь -исцелять этот мир, вносить в него живую силу обновления и блага. Жить сердцем - значит любить Мир, нести радость и быть Человеком.
   Целесообразно отразить в законе о культуре в развернутом виде и такие высшие, нравственные ценности, как красота, чистота, стремление к совершенствованию, к знаниям, экологический императив, как бережное отношение ко всему сущему, и некоторые другие. Но над всеми ими в законе должна возвышаться и царить справедливость как важнейшая ценностная основа культурной жизни народа. Несомненно, что справедливость должна занять главенствующее место в системе инструментария культурной политики России. Еще великий Платон очень настоятельно предостерегал: «Не ставь ничего впереди справедливости...». Она - основа всего истинного.
   
   9. Глубокой и основательной проработки в проекте закона о культуре потребует раздел «Стратегические задачи государственной культурной политики». Этот раздел не может быть ограничен действующей инфраструктурой культуры России. Она, конечно, чрезвычайно важна и необходима, но сегодня этого недостаточно. Это все равно, что жить с повернутой назад головой. Своеобразие и особенности этапа развития как раз и заключаются в том, чтобы на базе имеющегося достигнутого потенциала культуры развертывать новые инициативы, направления, программы, институты, структуры культурного строительства. К примеру, сейчас крайне важны уже упоминавшиеся темы: «Культура мышления», «Культура поведения», «Культура труда», «Культура социальной жизни», «Культура межнациональных отношений». По каждой из этих тем необходима государственная программа. Актуально также под флагом культуры стимулировать создание, развитие молодежных, детских, патриотических организаций, утверждающих национальные духовные ценности и традиции. Было бы полезно также поддержать инициативу Всемирного Форума Духовной Культуры, рекомендовавшего создавать в городах и регионах центры Духовной Культуры. Нуждаются в поддержке государства инициативы, появляющиеся в педагогической среде, направленные на совершенствование системы образования, и т.п.
   
   10. Несомненно, в проекте закона необходимо закрепить тезис о том, что состояние современного российского общества требует выделения в качестве приоритетных воспитательную и просветительную функции культуры. При этом данное положение обязательно необходимо конкретизировать. К примеру, в этом документе можно было бы предусмотреть подготовку Всероссийской программы Духовного просвещения, поручив Министерству культуры России подготовить концепцию такой программы. Духовная Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих нашу планету, постепенно смягчать все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического, экологического равновесия в мире, сплочению всех народов Земли во имя сохранения нашей планеты и выживания человечества.
   Уместно вспомнить, что реализованная в 30-е годы в Советской России государственная программа всеобуча покончила со сплошной неграмотностью. Сейчас задача значительно сложнее: надо решать, как преодолевать духовную безграмотность населения.
   
   В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по культуре и искусству отметил, что новый закон о культуре должен будет пройти «процедуру широкого общественного обсуждения» с привлечением видных деятелей культуры, представителей экспертного сообщества. По его словам, в законодательной норме нужно будет четко отразить особенности и специфику культурной сферы, «ее всеобъемлющий характер и значимость как миссии, как общественного блага». Для этого нужно самое активное участие в обсуждении этого закона, привлечение внимания различных слоев общества и, конечно, осознанный подход к его исполнению.
   Газета «Знамя Майтрейи», более четверти века последовательно и твердо утверждающая высшие идеалы и ценности истинной культуры, конечно, не должна стоять в стороне от развертывающейся работы по совершенствованию законодательных основ нашей отечественной культуры. Газетой накоплен емкий потенциал в этой сфере, сложился профессиональный коллектив единомышленников, способных внести весомый вклад в подготовку законопроекта о культуре. Многим авторам популярной газеты есть что сказать по этому ключевому вопросу жизни страны. Не сомневаюсь, что голос газеты будет услышан разработчиками законопроекта о культуре.
   
    Ю.А. Агешин, вице-президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», исполнительный директор Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14158
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5701
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1049
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8907
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3781
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4000
16.09.2018
Пока не поздно
42
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту', Сфера, 1997
10
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской', Сфера, 1993
6
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской', Сфера, 1996
1
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии', Сфера, 1996
6
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана', Сфера, 1994
10
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах', Сфера, 1994
7
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг), Сфера, 2001
15
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг), Сфера, 1996
6
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг), Сфера, 1997
7
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг), Сфера, 1998
4
13.09.2018
Выставка ГМВ
37
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
326
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
152
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
164
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
113
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
156
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
146
11.06.2018
Конец Кали Юги
263
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
349
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
225
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
168
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
228
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
179
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
261
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
224
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
301
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
289
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
517
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
425
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
456
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
656
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
810
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
918
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
92
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
80
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
76
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
103
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
84