Знамя Майтрейи
2280

ЯД СКВЕРНОСЛОВИЯ

   Россия насквозь пропиталась матерщиной. Мат звучит на улицах и в общественном транспорте, обрушивается на нас с экранов телевизоров и бьет по глазам со страниц печатных изданий. Матерятся сегодня, увы, не только извозчики и грузчики, а политики и артисты, писатели и телеведущие. Мат вроде как придает языку пикантность; общению — доверительность и живость; выражению мысли — смелость и остроту. Более того, сквернословие сегодня почти узаконено «наукой», ведь массовыми тиражами издаются словари русского мата, по мату защищаются диссертации и проводятся научные конференции. «Надо воздерживаться от всяких осуждений и безпристрастно изучать объективные тенденции развития разговорного и литературного языка», — можно услышать из уст некоторых филологов. Но такая псевдо-объективная позиция патологию возводит в норму и фактически «научно» узаконивает порок. Все чаще можно встретить и рассуждения следующего содержания: «Мат — это не ругань, на нем уже говорят массы людей, а следовательно, и бороться с ним безполезно». Здесь нас, в сущности, призывают безропотно мириться со злом и оправдывать свое человеческое слабоволие. В результате подобного общественного и государственного попустительства происходит нечто совсем уж недопустимое: родители безстыдно сквернословят в присутствии маленьких детей; а юноши и девушки преспокойно обмениваются матерками в межличностном общении. Даже в школах и университетах ядовитой пеленой повсюду висит мат.
   
   Что нас ждет впереди, я недавно явственно ощутил на экзамене по философии. Один студент тщетно пытался выдавить из себя хотя бы пару осмысленных фраз, а потом сказал, помявшись, что к экзамену готовился, но не может выражать свои мысли... без мата. «Не хватает связующих слов!» — честно признался он. Предложенный мной ради любопытства тест по философии он заполнил галочками на твердую тройку. Явил, так сказать, абстрактную осведомленность.
   Все это, увы, не смешно. Массовое сквернословие — один из самых зримых показателей нарастающего культурного одичания и нравственной деградации общества. «Что на уме, то и на языке...». Но, значит, на уме то, что ниже пояса, что, по мысли Достоевского, заставляет человека становиться даже не животным, а чем-то гораздо худшим, чем животное. Зверь хотя бы не съедает самого себя и не разрушает окружающего пространства. У человека же с ядом матерщины неизбежно соседствуют водка и пьянка, низменный похабный хохот и пошлость, грубость в отношениях между полами, жизненная глупость и человеческая подлость. Тьма сквернословия окутывает и разлагает все вокруг; каждое матерное слово будто выделяет ядовитые миазмы гниения. «Никогда не ругайся по-черному», говорила мне моя покойная мудрая бабушка, а когда однажды я мальчишкой принес с улицы бранное слово, она заставила меня пойти вымыть с мылом лицо и руки. Вслушайтесь в русский язык, который порой мудрее своих суетных носителей: в самом мерзком слове «матерщина» есть и вправду нечто черное, сиплое и смрадное — та нечистота духа и тела, от которой хочется поскорее уйти и помыться.
   Интуиция духовно здорового человека, что матерщина — это нечто заразное и опасное, подтверждается современными научными экспериментами. Они весьма показательны. Если в присутствии растения постоянно сквернословить, то оно быстро засыхает, а вот чтение молитв и классическая музыка, напротив, оказывают самое благотворное влияние на его рост и развитие. Замерзающая при матерщине вода образует хаотическую кристаллическую структуру; а при чтении стихов и молитв — почти идеально упорядоченную. Если представить, что наш организм во многом состоит из воды, то можно себе представить, какой непосредственный физический вред наносит сквернослов-кощунник самому себе и окружающим людям. Он источник губительного хаоса и зла в мире. Он духовно и физически заразен в самом прямом и точном смысле этого слова. На эту физическую — созидательную или разрушительную - мощь слова в свое время обратили внимание П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков. Из уст человека, по мысли отца Павла, может выходить или молитва, или хула; им можно воскресить и облагородить, а можно уничтожить и запятнать. Люди должны отвечать за свои слова, поскольку последние обладают непосредственной материально-психической силой воздействия на людей и вещи. Произнесенное слово способно буквально спирально ввинчиваться в человека, преобразуя не только его сознание, но и плоть. С.Н. Булгаков, разделяя позицию П.А. Флоренского, писал: «Если справедливо, что слова имеют известную силу, присущую им самим по себе, даже безотносительно к говорящему, приходится заключить, что произнесение слов, так сказать, освобождение энергии их, вовсе не есть индифферентная вещь. Слова не исчезают безследно после своего произнесения, но живут своей собственной жизнью, долговечной или короткой; зависит, конечно, и от самих слов, и от произнесшего. Слова наполняют собой атмосферу, хотя и иначе, но в том же смысле, как пыль, запахи, разные бактерии, недоступные глазу. Они скучиваются в облака, друг с другом сталкиваются и образуют среду, имеющую свои свойства. Почему же думать, что комната нуждается в проветривании после курения табака, но не после некоторых слов?». К сожалению, у нас от матерного смога впору проветривать целые города, если только не всю страну.
   
   Посему можно только приветствовать усилия администраций и общественности Белгородской области, города Иркутска, некоторых других регионов России, которые объявили войну матерщине. За сквернословие в публичных местах там штрафуют, его едко и тонко высмеивают в прессе и по телевидению. Студенты объявляют свои вузы территориями, свободными от мата. Фотографии и фамилии ярых матерщинников красуются на позорных столбах и стендах. Если в проведении этой благородной кампании у властей и у народа хватит терпения, воли и мужества, то можно быть уверенным: вскоре повысится не только общий культурный уровень, но пойдет вниз статистика семейных скандалов и разводов, пьянок и преступности, особенно малолетней. Есть один удивительный европейский пример. В Праге с некоторых пор на остановках городского транспорта стала звучать музыка Моцарта. И общий уровень городской преступности стал потихонечку, но неуклонно снижаться! Оно и понятно: совершить преступление или сматериться на порядок проще в атмосфере всеобщего бытового хамства, но втрое трудней, когда звучит божественный Моцарт.
   Это большая иллюзия, что корень общественных взлетов и неурядиц следует искать в экономике, а культура — нечто от нее сугубо производное. Дело обстоит прямо противоположным образом, особенно в такой стране, как наша Россия. Нельзя представить здоровой и бодрой нашу Родину без острого чувства несовершенства мира, без искания Краса-ты, Правды и Добра, без устремленности в будущее — к Новой Земле и к Новому Небу. Нельзя представить мой Алтай — сердце Евразии — без мечты о Беловодье, без пафоса единения различных племен и культур. Сделайте в них ставку на общее культурное оздоровление, на максимальную поддержку науки и образования, музейного и библиотечного дела, искусства и массового спорта — и вы увидите, как удивительным образом обнаружатся внутренние инвестиционные резервы (культурный человек с радостью отдаст деньги на общее благое дело, а не потратит их на себя, не прокутит в ресторанах и казино), начнет приобретать цивилизованные формы бизнес (просвещенному и совестливому предпринимателю стыдно жировать за границей, когда нищает его страна), возрастут общая культура и организация производства, а в людях пробудится энергия и социальная инициатива. Подчеркну в этой связи еще раз: не низшее в мире определяет высшее, а высшее упорядочивает, стимулирует и придает смысл существованию низшего.
   Но для начала... надо хотя бы перестать материться в общественных местах, при детях и в присутствии лиц противоположного пола. И надо находить в себе гражданское мужество останавливать и стыдить взрослых и малых сквернословов, хотя бы так оказывая сопротивление торжествующему мировому злу. Иначе в смердящей тине матерщины не будет здоровых детей, не будет любви и чистоты в отношениях между полами, не будет уважения к матерям и старикам, к народным идеалам и святыням. Не будет подлинной культуры, как стихии Добра и Света, за которыми, собственно, и приходит в этот бренный мир человек, дабы ими напитаться, их сохранить и посильно приумножить.
   
   А. Иванов г. Барнаул





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
16780
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6491
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1751
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9483
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4352
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4695
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
25
18.06.2019
Символы
21
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
25
16.06.2019
Марс почти рядом
32
11.06.2019
ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
43
02.06.2019
«ИМЕЕШЬ СЕРДЦЕ!»
36
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
88
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
90
22.04.2019
Школа Общинника
76
22.04.2019
Даёшь знания народу!
74
22.04.2019
Главная задача будущего образования
73
22.04.2019
КАК ВЫГЛЯДИТ ДОБРО
78
22.04.2019
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ
107
20.04.2019
ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО
69
17.04.2019
Творец медицины будущего 3
105
16.04.2019
«Знамя Майтрейи» не даст похоронить Агни Йогу (продолжение)
97
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
185
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
196
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
334
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
226
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
213
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
225
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
211
18.12.2018
Обзор газеты №7 за 2018 год
226
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
135
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
72
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
88
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
76
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
139
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
89
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
99
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
186
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
260
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
110
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
124
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
110
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
128
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
112