Знамя Майтрейи
2031

ЯД СКВЕРНОСЛОВИЯ

   Россия насквозь пропиталась матерщиной. Мат звучит на улицах и в общественном транспорте, обрушивается на нас с экранов телевизоров и бьет по глазам со страниц печатных изданий. Матерятся сегодня, увы, не только извозчики и грузчики, а политики и артисты, писатели и телеведущие. Мат вроде как придает языку пикантность; общению — доверительность и живость; выражению мысли — смелость и остроту. Более того, сквернословие сегодня почти узаконено «наукой», ведь массовыми тиражами издаются словари русского мата, по мату защищаются диссертации и проводятся научные конференции. «Надо воздерживаться от всяких осуждений и безпристрастно изучать объективные тенденции развития разговорного и литературного языка», — можно услышать из уст некоторых филологов. Но такая псевдо-объективная позиция патологию возводит в норму и фактически «научно» узаконивает порок. Все чаще можно встретить и рассуждения следующего содержания: «Мат — это не ругань, на нем уже говорят массы людей, а следовательно, и бороться с ним безполезно». Здесь нас, в сущности, призывают безропотно мириться со злом и оправдывать свое человеческое слабоволие. В результате подобного общественного и государственного попустительства происходит нечто совсем уж недопустимое: родители безстыдно сквернословят в присутствии маленьких детей; а юноши и девушки преспокойно обмениваются матерками в межличностном общении. Даже в школах и университетах ядовитой пеленой повсюду висит мат.
   
   Что нас ждет впереди, я недавно явственно ощутил на экзамене по философии. Один студент тщетно пытался выдавить из себя хотя бы пару осмысленных фраз, а потом сказал, помявшись, что к экзамену готовился, но не может выражать свои мысли... без мата. «Не хватает связующих слов!» — честно признался он. Предложенный мной ради любопытства тест по философии он заполнил галочками на твердую тройку. Явил, так сказать, абстрактную осведомленность.
   Все это, увы, не смешно. Массовое сквернословие — один из самых зримых показателей нарастающего культурного одичания и нравственной деградации общества. «Что на уме, то и на языке...». Но, значит, на уме то, что ниже пояса, что, по мысли Достоевского, заставляет человека становиться даже не животным, а чем-то гораздо худшим, чем животное. Зверь хотя бы не съедает самого себя и не разрушает окружающего пространства. У человека же с ядом матерщины неизбежно соседствуют водка и пьянка, низменный похабный хохот и пошлость, грубость в отношениях между полами, жизненная глупость и человеческая подлость. Тьма сквернословия окутывает и разлагает все вокруг; каждое матерное слово будто выделяет ядовитые миазмы гниения. «Никогда не ругайся по-черному», говорила мне моя покойная мудрая бабушка, а когда однажды я мальчишкой принес с улицы бранное слово, она заставила меня пойти вымыть с мылом лицо и руки. Вслушайтесь в русский язык, который порой мудрее своих суетных носителей: в самом мерзком слове «матерщина» есть и вправду нечто черное, сиплое и смрадное — та нечистота духа и тела, от которой хочется поскорее уйти и помыться.
   Интуиция духовно здорового человека, что матерщина — это нечто заразное и опасное, подтверждается современными научными экспериментами. Они весьма показательны. Если в присутствии растения постоянно сквернословить, то оно быстро засыхает, а вот чтение молитв и классическая музыка, напротив, оказывают самое благотворное влияние на его рост и развитие. Замерзающая при матерщине вода образует хаотическую кристаллическую структуру; а при чтении стихов и молитв — почти идеально упорядоченную. Если представить, что наш организм во многом состоит из воды, то можно себе представить, какой непосредственный физический вред наносит сквернослов-кощунник самому себе и окружающим людям. Он источник губительного хаоса и зла в мире. Он духовно и физически заразен в самом прямом и точном смысле этого слова. На эту физическую — созидательную или разрушительную - мощь слова в свое время обратили внимание П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков. Из уст человека, по мысли отца Павла, может выходить или молитва, или хула; им можно воскресить и облагородить, а можно уничтожить и запятнать. Люди должны отвечать за свои слова, поскольку последние обладают непосредственной материально-психической силой воздействия на людей и вещи. Произнесенное слово способно буквально спирально ввинчиваться в человека, преобразуя не только его сознание, но и плоть. С.Н. Булгаков, разделяя позицию П.А. Флоренского, писал: «Если справедливо, что слова имеют известную силу, присущую им самим по себе, даже безотносительно к говорящему, приходится заключить, что произнесение слов, так сказать, освобождение энергии их, вовсе не есть индифферентная вещь. Слова не исчезают безследно после своего произнесения, но живут своей собственной жизнью, долговечной или короткой; зависит, конечно, и от самих слов, и от произнесшего. Слова наполняют собой атмосферу, хотя и иначе, но в том же смысле, как пыль, запахи, разные бактерии, недоступные глазу. Они скучиваются в облака, друг с другом сталкиваются и образуют среду, имеющую свои свойства. Почему же думать, что комната нуждается в проветривании после курения табака, но не после некоторых слов?». К сожалению, у нас от матерного смога впору проветривать целые города, если только не всю страну.
   
   Посему можно только приветствовать усилия администраций и общественности Белгородской области, города Иркутска, некоторых других регионов России, которые объявили войну матерщине. За сквернословие в публичных местах там штрафуют, его едко и тонко высмеивают в прессе и по телевидению. Студенты объявляют свои вузы территориями, свободными от мата. Фотографии и фамилии ярых матерщинников красуются на позорных столбах и стендах. Если в проведении этой благородной кампании у властей и у народа хватит терпения, воли и мужества, то можно быть уверенным: вскоре повысится не только общий культурный уровень, но пойдет вниз статистика семейных скандалов и разводов, пьянок и преступности, особенно малолетней. Есть один удивительный европейский пример. В Праге с некоторых пор на остановках городского транспорта стала звучать музыка Моцарта. И общий уровень городской преступности стал потихонечку, но неуклонно снижаться! Оно и понятно: совершить преступление или сматериться на порядок проще в атмосфере всеобщего бытового хамства, но втрое трудней, когда звучит божественный Моцарт.
   Это большая иллюзия, что корень общественных взлетов и неурядиц следует искать в экономике, а культура — нечто от нее сугубо производное. Дело обстоит прямо противоположным образом, особенно в такой стране, как наша Россия. Нельзя представить здоровой и бодрой нашу Родину без острого чувства несовершенства мира, без искания Краса-ты, Правды и Добра, без устремленности в будущее — к Новой Земле и к Новому Небу. Нельзя представить мой Алтай — сердце Евразии — без мечты о Беловодье, без пафоса единения различных племен и культур. Сделайте в них ставку на общее культурное оздоровление, на максимальную поддержку науки и образования, музейного и библиотечного дела, искусства и массового спорта — и вы увидите, как удивительным образом обнаружатся внутренние инвестиционные резервы (культурный человек с радостью отдаст деньги на общее благое дело, а не потратит их на себя, не прокутит в ресторанах и казино), начнет приобретать цивилизованные формы бизнес (просвещенному и совестливому предпринимателю стыдно жировать за границей, когда нищает его страна), возрастут общая культура и организация производства, а в людях пробудится энергия и социальная инициатива. Подчеркну в этой связи еще раз: не низшее в мире определяет высшее, а высшее упорядочивает, стимулирует и придает смысл существованию низшего.
   Но для начала... надо хотя бы перестать материться в общественных местах, при детях и в присутствии лиц противоположного пола. И надо находить в себе гражданское мужество останавливать и стыдить взрослых и малых сквернословов, хотя бы так оказывая сопротивление торжествующему мировому злу. Иначе в смердящей тине матерщины не будет здоровых детей, не будет любви и чистоты в отношениях между полами, не будет уважения к матерям и старикам, к народным идеалам и святыням. Не будет подлинной культуры, как стихии Добра и Света, за которыми, собственно, и приходит в этот бренный мир человек, дабы ими напитаться, их сохранить и посильно приумножить.
   
   А. Иванов г. Барнаул





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14830
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5985
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1227
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9067
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3946
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4224
10.12.2018
Нацизм по-украински
25
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
19
10.12.2018
МАТРЁШКА
23
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
25
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
19
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
26
08.12.2018
Нужен налог на курение
19
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
30
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
36
07.12.2018
Русский язык и генетика
26
07.12.2018
Неблагодарные дети
32
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
18
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
23
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
27
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
77
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
136
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
109
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
44
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
51
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
56
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
110
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
53
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
56
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
66
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
229
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
55
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
404
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
325
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
462
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
412
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
620
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
514
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
544
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
765
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
108
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
91
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
120
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
101