Знамя Майтрейи
43

Радость познавания

   Из опыта жизни мы знаем, что многие постоянно говорят о том, что люди должны учиться всю жизнь, а не только в школах и вузах, и во всём, что нас окружает, в том числе и в Природе. Но так ли поступает большинство людей? Что это не так, достаточно вспомнить «житейскую мудрость» о том, что после окончания школы или вуза можно наконец-то отдохнуть от учёбы, которая «сушит мозги». В результате такого отдыха полученные знания, а вернее только заполненный объем информации, не всегда востребованный в дальнейшей земной жизни, постепенно рассеивается без углубления и расширения, а знания человека со временем приближаются к уровню, который был до начала обучения.
    Отдельные люди прекращают своё развитие и совершенствование, замедляя или даже прекращая процесс своего мышления и познавания после окончания своего обучения. Они забывают или даже не представляют себе, что в жизни ничто не остаётся без движения; процесс познавания также не должен замирать после окончания учебного заведения, а должен продолжаться всю земную жизнь. Если бы люди задумались о том, как много они духовно теряют, прекращая получать новые знания или углублять уже имеющиеся, то они бы поняли, что можно значительно усовершенствоваться при непрерывном познавании. Но, видно, велика невежественность тех, кто противится непрерывному познаванию.
   Во все времена людей постоянно призывали учиться. Призыв «учиться, учиться и учиться» относится не только к Будде и В.И. Ленину, но и ко всем основным религиям, мыслителям, философам, писателям-классикам. На фасадах некоторых школ до сих пор можно видеть этот призыв, сохранившийся от времен Советского Союза. Есть ли хотя бы одна книга Учения Жизни, в которой в той или иной форме не призывалось к необходимости учиться? Но все ли люди осознали, для чего им следует учиться? Узкие специалисты воскликнут, что они учатся для обеспечения хорошей и качественной работы в своей профессии. Неплохо, если они действительно заботятся о повышении качества труда, а не только для зарабатывания возможно большего количества денег, и о чем сейчас мечтают многие люди. На одном из автобусов столицы России мне довелось увидеть такой плакат: «Мы не учим работать, мы учим зарабатывать». Но ведь многие зарабатывают неправедным путем! Такое отношение не к качественному и честному труду, а к получению голого барыша неприемлемо даже для нормальных земных условий, не говоря о вреде для жизни в Надземном мире. Нам следует учиться для получения необходимости знаний для самого неотложного и нужного – для расширения и утончения сознания. В Учении Жизни есть такие замечательные слова: «Знание, знание, знание... есть спасение... всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией». Вот с таким ясным устремлением к пониманию Учения мы должны подходить к познаванию самого нужного в нашей жизни не только на Земле, но в основном, для жизненного этапа в Надземном мире.
   Во многих случаях учеников не призывают к необходимости научиться процессу учения, потому они и учатся во многих учебных заведениях кое-как, спустя рукава. На улицах города в августе появился плакат, посвященный началу учебного года: «Научись учиться в детстве, и всю жизнь учись с удовольствием». Но многие ли подростки следуют этому совету? Хорошо, если из каждой школы обратило внимание хотя бы два-три ученика на полезность этого плаката, да и то это были, вероятно, те, кого подтолкнули и нацелили принять на деле слова этого плаката их родители. Большинство кивают головой «Хороший плакат», но не принимают этот призыв к исполнению. Мало призывать только на плакатах, целесообразнее с первых дней учебного года родителям и во всех учебных заведениях напоминать о том, как и когда следует научиться учиться и почему необходимо всю жизнь учиться с удовольствием.
   Многократное повторение слова «учиться» в приведенном речении следует понимать не только как настойчивое учение в учебном заведении, но и как необходимое познавание в продолжение всей жизни. Эти слова имеют отношение также к повторению и углублению уже изученного материала. Не случайно о необходимости повторения твердят преподаватели в учебных заведениях и неоднократно напоминается во всех книгах Учения Жизни: «Нельзя думать, что прочтенное однажды уже осталось в памяти»; «Самая простая истина нуждается в повторении, иначе будет засыпана отбросами»; «Следует перечитывать книги Учения, ибо каждый день укажет новое приложение»; «без повторности ничего не слагается, всякое нарастание требует повторных наслоений». В одном из писем Е.И. Рерих напоминает: «Без повторения ничто не усваивается. Сама память есть накопление нескончаемых повторений. Вся жизнь наша есть непрерывная цепь повторений». Всем известна пословица: «Повторение есть мать учения». Вот только как донести это понятие до сознания школьникам, студентам и их родителям?
   Всем людям следует осознать, что они должны не только просто изучать что-либо новое, но познавать и глубоко усваивать то, что необходимо в первую очередь для обеспечения жизни не только на Земле, но в основном в дальнейшем в Надземном мире. Для этого не следует полагать, что им достаточно лишь механическое познавание при помощи памяти, как об этом любят рассуждать некоторые студенты, говоря, что им достаточно одной ночи для подготовки к сдаче экзамена по какому-либо предмету, – например, по знанию китайского языка. Такой кавалерийский наскок не даёт глубоких знаний и не способствует преображению жизни в лучшую сторону. Л.H. Толстой писал, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Лучше знать немного и истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше (к чему часто стремятся узкие специалисты), «а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные для всех людей в целом, какие менее и какие ещё менее нужны». Из всех же знаний самое важное знание того, для чего мы живем на Земле в данном воплощении, в чем смысл жизни, как своими знаниями способствовать эволюционному совершенствованию человечества, как делать побольше добра людям, как следует трудиться для общего блага. Вот для этого мы и должны стремиться к познаванию.
   Одним из самых больных вопросов каждого человека является тот, когда нужно учиться, в каком возрасте начинать и в каком прекращать учение. Довольно часто люди полагают, что учиться в полном смысле слова достаточно в школе и лишь для некоторых – в техникуме, колледже или вузе. Но при этом забывают, что до школы они уже проходили обучение буквально с пелёнок с родителями, родственниками, сверстниками в детских садиках и т.д. После окончания учебного заведения большинство людей не считает обязательным где-либо учиться: теперь можно просто пожить без трудностей утомительной учебы. Но ведь ясно, что даже для любой работы необходимы определенные знания, которые могут быть получены при соответствующем обучении.
   Гораздо хуже обстоят дела с познаванием для духовного роста и совершенствования. Многие люди считают это чем-то неважным и не обязательным. Но, чтобы убедиться в необходимости этого роста, достаточно обратиться к какой-либо религии, а лучше всего к Учению Жизни, в котором в собранном виде приведено всё нужное для духовной жизни. О том, когда необходимо учиться и духовно развиваться, Учение отвечает чётко и однозначно: «Народ должен учиться, учиться и учиться... пополнение знаний должно быть безпрерывным... знание должно пополняться всю жизнь... живым источником совершенствования будет постоянная дисциплина познавания». В Учении Жизни с сожалением констатируется, что вместо познавания «толпы заняты увеселениями». У многих людей не доходят руки до постоянного познавания и до изучения Учения Жизни или любой религии.
   Прививает ли средняя школа любовь к постоянному познаванию прочных и нужных знаний для жизни человека? В Учении Жизни по этому поводу разъясняется: «Учение в школе не даёт ясного представления о постоянном познавании. Редко учитель умеет зажечь радость познавания. Уявление ограниченных сведений, не соединимых с единой творческой мыслью, не укрепляет устремление». Хорошо указал Н.К. Рерих на назначение, которое должна иметь школа: «Каждая школа есть просветительное приготовление к жизненному труду», – то есть не останавливаться на том, что узнали в школе, а трудиться постоянно в познавании всю жизнь, ибо «вне возраста вечное обучение. Познавание безгранично, и в этом красота безпредельная». Школы и вузы, да и религии, смутно указывают, зачем человек приходит на Землю, а без этого ясного понимания люди не видят надобности постоянного познавания. Но достаточно заглянуть в Книги Учения Жизни, чтобы узнать об этом: «Зачем вы живете? Чтоб познавать и совершенствоваться. Ничто туманное не удовлетворит нас». А во всех ли школах говорят об этом достаточно ясно? Немногие преподаватели напоминают эту истину, да и то чаще лишь намеками, после окончания мною вуза один из преподавателей на выпускном вечере сказал, что полученные нами знание есть только канва и начальный импульс для последующего непрерывного обучения во всей последующей жизни. Но ведь об этом следует постоянно твердить «до рисунка на мозгу» во всех учебных заведениях.
   Целесообразно напомнить некоторые особенности процесса обучения, на которые учащиеся не всегда обращают внимание. Чтобы понять излагаемый материал, его нужно внимательно прослушать или прочитать и законспектировать основные положения, а затем при повторении - продумать и, при необходимости, дополнить конспект, расширяя и утончая понимание излагаемого материала. Большинству подростков не знакомы слова Учения Жизни «откройте уши и запоминайте». А как же открыть уши да ещё и запоминать, когда многие вопреки запрету на занятиях, да и при выполнении домашних заданий играют на мобильных телефонах или увлечены посторонними мыслями или разговорами? Не случайно в одном из писем Е.И. Рерих напоминает: «Многие ли умеют читать и усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом, и внутренний смысл остаётся недоступным». Людям необходимо научиться размышлять и продумывать услышанное и прочитанное, пока всё подлежащее познаванию не станет как бы своим собственным. Только тогда можно быть уверенным, что они познали, а не просто прочитали, бегло пробежав глазами текст. Всё это относится к усвоению любого предмета в учебном заведении или вне его, а также при изучении взрослыми Учения Жизни.
   Нелегким трудом для учащихся школ и для студентов является кропотливое выполнение домашних заданий и закрепление пройденного материала. Как же всё это делать, наблюдая, как родители в это же время не могут оторваться от рекламно-развлекательных передач по телевизору, от увлекательной игры на мобильном телефоне или от болтовни «ни о чем»? Много раз напоминалось, что родителям следует быть добрым примером детям в своём совершенствовании путём постоянного познавания, как об этом рекомендуется в Учении: «Пусть труд честного познавания будет повседневным трудом». Кроме того, родители иногда неосознанно отбивают желание выполнять домашние задания и даже от самого учения, рассуждая при детях о том, чтобы они (дети) учились как все, и хваля их за то, что они временами успевают в школе немного лучше отстающих, забывая предостережение, что «никто, нигде, никогда не должен равняться по низшему». Никому не следует тешить себя надеждой, что всё в учении и жизни как-то устроится само собой, и они будут переходить беззаботно из класса в класс или из курса на курс, а затем проследуют с успехом и без особых трудностей по жизни.
   В 1926 году в послании Великих Учителей правительству Новой России были приведены следующие слова: «Вы указали на значение познавания». Народ Новой России понял это значение и стремился к познанию добровольно и осознанно, не страшась утомления при обучении. По всей вероятности, малообразованные люди того времени правильно поняли значение мотива получения знаний, и учиться им без утомления им было не только легко, но сам процесс получения знаний приносил людям духовную радость.
   В те далекие годы правительство России было заинтересовано в разъяснении людям мотива необходимости познавания всего нужного для их жизни. В наше нелегкое время, когда понизился интерес к учению, необходимо пробудить осознание мотива и чистоты побуждения для получения необходимых для духовной жизни знаний. Если правительство России нашего времени захочет действительно, а не только на словах, чтобы люди познали, для чего они живут на Земле и о чем очень хорошо сказано в Учении Жизни, то через обновленные правительством для этой цели СМИ и структуры власти оно сумеет довести до сознания людей правильный мотив и смысл получения знаний не для технократического развития, культа денег, власти и самости, а для необходимого духовного роста и совершенствования жителей страны, понимая, что «золото всего мира не купит рост мысли и сознания». Люди, осознавшие правильный мотив познавания, ведущего к духовному совершенствованию, будут учиться с возможной усталостью, но без утомления.
   Один из главных способов познания без утомления заключается в принятии в сердце и осознании необходимости участия каждого человека в эволюции человечества при духовном совершенствовании. Одним из условий совершенствования является приобретение и усвоение тех знаний, которые нужны в первую очередь всему человечеству в целом, а не только отдельным узким специалистам в какой-либо отрасли для обеспечения земного этапа жизни людей. Осознание неотложности постоянного познавания способствует любому виду труда и учению без утомления аналогично людям, увлеченным интересным для них занятием или хобби, которые не замечают усталости, а потому и не утомляются.
   Многие школьники и студенты, да и их родители, заявляют, что они устают от занятий в школе и при выполнении домашних заданий, а родители – от утомительной работы на предприятии, хотя школьники зачастую уделяют этим занятиям, а родители духовному совершенствованию менее одного-двух часов в день, особенно при этом не напрягаясь, но уверяя, что им нужен отдых. Но ведь устают и утомляются при подобной нагрузке далеко не все. Вполне возможно, что утомление, если это действительно утомление, а не лень и обычная отговорка для обеспечения «ничегонеделания», зависит не столько от чрезмерной загруженности, сколько от неорганизованности, от нежелания прилагать усилия в познавании, от неумения правильно осуществлять свою работу по изучению материала, последовательно меняя в ходе занятия вид изучаемого предмета, а часто от мнимой надежды школьников получения положительной оценки без особых усилий, чаще всего из-за развлечений. По этому поводу хорошо сказано в Учении Жизни, что «отдых есть перемена труда». Эти слова показывают, что вполне можно избежать утомления, попеременно изучая различные виды материала.
   Любой познавательный процесс можно рассматривать как преодоление трудностей и препятствий, преодолением которых люди духовно совершенствуются. Получение нужных знаний возможно отовсюду – из бесед с земными учителями, из различных духовных Учений, из бесед с их последователями, произведений писателей-классиков, при общении с окружающими людьми, даже из сообщений СМИ, но лучше всего из Учения Жизни. Если познавание будет происходить с охотой, желанием, осознанно, с радостью и дружелюбием, то это будет являться залогом преодоления трудностей и накопления необходимых знаний без утомления.
   На необходимость и важность преодолений трудностей при познавании слишком мало уделяют внимание воспитательной работе в учебных заведениях. Учеников и студентов не учат, для чего они живут» на Земле и во имя чего им необходимо прикладывать усилия при преодолении трудностей в познавании. Преподавателям следовало бы разъяснять слова Учения о том, что «не будет здоровья, пока люди не будут знать, зачем они несут земную тягость» и чему способствует преодоление этой тягости. Если люди осознают необходимость и неотложность несения этой земной тягости, то они поймут, что процесс познавания должен осуществляться с любовью, которая придаёт силы, оживляет и облагораживает любой вид деятельности. Всё, что делается без любви, особенно с нежеланием и отвращением, является источником не только усталости, но и утомления. Е.И. Рерих напоминает, что «закон Бытия – единение, любовь и вечное познавание сокрытых законов Бытия в красоте безпредельного усовершенствования». Познавание с любовью, терпением и устремлением поможет избежать утомления.
   К понятиям усталости и утомления можно подходить с точки зрения использования или затраты энергии. Если человек познаёт новое с возвышенными чувствами, с прекрасными побуждениями, осознанно, с радостью и пониманием полезности приобретенных знаний не только ему, но и общему благу, то, даже уставая, он не будет жалеть об этой усталости, затрачивая энергию. Следует отметить, что затрачивать психическую (огненную) энергию с пользой для Общего Блага в космическом понимании совсем не означает расточать её напрасно. Сознательное применение этой энергии на познавание самого необходимого для жизни на Земле и в Надземном мире является собирателем и накопителем огненной энергии для подвига Служения Эволюции. Затраченная с пользой энергия восстанавливается быстро, принося познающему духовную радость. В Учении Жизни отмечается, что «устремление к познанию откроет Врата, явленные возможностью сотрудничества с Космосом».
   Совсем иная картина будет наблюдаться при познавании человека через силу, с раздражением, без веры в целесообразность и с сомнением в полезность такого процесса, со страхом утомления, без любви к нему и без осознанной благотворности приложения усилий для духовного роста или для общего блага хотя бы в узком земном понимании. Такой человек будет затрачивать энергию расточительно, то есть без пользы не только для себя, но и особенно для общего блага в космическом понимании. Такая трата энергии не будет восстанавливаться «законным» космическим порядком. Это расточительство энергии если и будет восстанавливаться, то очень медленно и за счёт энергий, направленных на другие полезные цели. Подобным людям можно рекомендовать попытаться избавиться от страха утомления при познавании.
    Особо следует отметить благотворность ритмичного познавания. Ритм в любой области труда способствует увеличению объёма производимого материала и особенно его качества, являясь своеобразным двигателем успешности работы, особенно познавательного процесса. Только осознанная непрерывность ритма может продвинуть человека по пути накопления необходимых для жизни знаний. Но ритм познавания должен войти в привычку каждого дня добровольно, без насилия над собой. В учебных заведениях следует разъяснять, обосновывать, развивать и внедрять в сознание учащихся осознание стремления к ритмичности познавания. Постоянной ритмичности познавания должны следовать всю жизнь и люди всех возрастов.
   Аритмичность познавания может явиться причиной малого и неуверенного накопления знаний и в ряде случаев неправильного понимания изучаемого материала. Можно привести такое сравнение из повседневной жизни. Школьник посещал клуб, в котором проводились занятия с различными физическими упражнениями. Однажды им пришлось за два с небольшим дня пройти пешком с рюкзаком за плечами без предварительной ритмичной подготовки около шестидесяти километров. В результате у многих из них ноги покрылись волдырями, и они вышли из строя на некоторое время. Ритмичная подготовка к длительной ходьбе позволила бы им избежать появления волдырей. Близкое явление можно наблюдать при аритмичном познавании. Отдельные редкие наскоки в обучении с сопутствующей чрезмерной нагрузкой приводят к путанице в мыслях, вызывая появление своеобразных «мысленных волдырей», устранять которые придётся, возможно, длительное время, в результате чего изучаемый материал не наслаивается в памяти планомерно и качественно.
   Разрушительным является неритмичность, связанная с отсутствием устремления к учению, безпорядочностью и хаотичностью познавания, особенно если оно сопутствует плохому настроению познающего, его раздражительностью, неудачной обстановкой, с одиночными и редкими порывами и кавалерийскими наскоками. Всё это не способствует продуктивности работы и планомерному накоплению, расширению и утончению знаний. При этом чувство отвращения к необходимости приложения усилий для познавания, когда ученика принуждают учиться, является причиной сильного утомления.
   Уверенность в неотложности познавания, вытекающая из того, что оно является нужным и полезным для эволюционного совершенствования не только познающему, но и окружающим и всему человечеству, придаёт силы и сделает процесс познавания легким и радостным, а ритмичность в работе явится прекрасным стимулом кропотливого, постоянного и качественного приобретения знаний, забывая о возможности утомления. Для познавания космических законов и всего необходимого для жизни на Земле и в Надземном мире без утомления следует:
   • осознать и принять к сердцу необходимость участия в неотвратимом эволюционном совершенствовании человечества в целом и каждого человека в отдельности, считая это главным делом земной жизни;
   • приступить к познаванию с возвышенными чувствами, с торжественностью и радостью, осознанно и со всеми добрыми качествами, способствующими не только возмещению, но и накоплению психической (огненной) энергии;
   • понять надобность и животворность преодоления возникающих трудностей, связанных с познаванием, учитывая их полезность и необходимость не только для каждого человека в отдельности, но и для всех людей, стремящихся к совершенствованию и общему благу;
   • видеть чистоту мотива (побуждения) устремления к познаванию как направляющую силу, ведущую к духовному непрерывному совершенствованию всего сущего;
   • прочувствовать важность ритмичности в духовном продвижении и успешности этого процесса на протяжении всей земной жизни;
   • избегать любой аритмичности в познавании и предубежденности в необязательности приложения усилий для получения знаний в ходе всей жизни;
   • правильно организовать процесс познавания, чередуя изучение и усвоение разных сторон изучаемого материала;
   • подходить к познаванию с любовью, терпением и устремлением как к наиболее важному делу всего земного воплощения.
   Принятие к сердцу этих небольших правил, вполне доступных большинству людей, позволит всем вести активную жизнь в духовной сфере, накапливая психическую (огненную) энергию, помня, что её запас, разумно израсходованный, немедленно пополняется из сокровищности Космоса, Благодаря осознанному пониманию этого процесса люди не будут неразумно расточать энергию, ведя примитивное, первобытное земное существование. Ведь падают от утомления, расточая энергию, в первую очередь те, кто постоянно обращает внимание даже на небольшую усталость. Обычно не утомляются те, которые уверенно видят жизнь как движение вперед по пути эволюционного совершенствования человечества и всей Вселенной. Е.И. Рерих напоминает: «Если мы осознали, что расширение сознания есть самое насущное, то и усталости нет, и мы ловим каждую минуту для внесения в сокровищницу нашу зерен знания и опыта». Вот мы и приходим к тому, что каждому человеку целесообразно всю свою жизнь с любовью и духовной радостью познавать всё необходимое для расширения сознания несмотря на усталость, и прилагать познанное в жизни каждого дня с мыслью о подвиге участия в служении эволюции человечества и всей Вселенной.
   
   В. Дорошенко, г. Москва





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14597
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5902
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1170
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9021
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3898
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4148
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
15
02.11.2018
Солнце и Луна в астрологии
47
02.11.2018
ЗАКОН КАРМЫ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ (Окончание)
52
02.11.2018
Радость познавания
43
01.11.2018
Махатмы и революция (окончание)
35
30.10.2018
СТИХИ - ЭТО ПЕСНЬ ДУШИ
44
30.10.2018
Русской интеллигенции
40
30.10.2018
Сны-видения
37
30.10.2018
Исцеление
40
30.10.2018
ЧТО С НАМИ СЛУЧИЛОСЬ
53
30.10.2018
ДУХОВНОСТЬ
49
23.10.2018
Закон Аналогии
68
22.10.2018
«СЛАВА ГЕРОЮ»
68
19.10.2018
...И прижму газету к сердцу
53
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
101
16.09.2018
Пока не поздно
129
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
57
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
27
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
34
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
36
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
42
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
33
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
44
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
41
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
58
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
44
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
369
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
295
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
409
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
379
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
588
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
487
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
517
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
734
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
107
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
98
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
90
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
118
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
100