Знамя Майтрейи
755

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

   Издавна известно, что в человеке три вечных мира. Эти три мира вечно текут в человеке в своих частях и разнообразии, и человек вынужден находиться в трех битвах: уйти в тело, отдаться уму и совершенствовать своё сердце.
   На рис. 1 представлены некоторые варианты расположения границ трех миров человека. Каждый круг трех тел всегда присутствует во всех состояниях, и у этих тел есть нейтральная объединяющая точка Лайя - центр, которая является властелином над любой формой и над любым телом. Рисунок 1
   Два мира - мир мысли и души не видимы и кажутся не материальны, а значит, не реальны. Ученые установили, что масса души по разным источникам информации составляет от 5 до 22,4 грамма. Эта область, которая изучается метафизикой. Третий - твердый материальный мир. Он нам кажется самым реальным, но он реальный менее всего. Эти три мира необходимо рассматривать, как единый организм.
   Ум является производным души. Душа достигает совершенства, когда в сердце есть счастье и она становится жалкой, если в мыслях убогость и умственные расстройства.
   Как видно на рис. 1, душа рвётся вверх, там её место. Тело принадлежит земле, и оно притягивается землей, а ум как посредник: что в него вложишь, туда он и стремиться.
   Рассмотрим вариант А - это состояние божественное, характерно для мудреца, одухотворенного человека, достигшего гармонии, красоты и любви. Этот человек контролирует свои страсти тела и ума. В таком состоянии духовное тело дает стабильность и устойчивость в жизни для двух других тел. Несмотря на то что масса души очень мала, её энергоинформационная составляющая очень велика.
   Плотное тело, масса которого значительно больше массы души (масса стандартного человека составляет 70 кг), но энергоинформационная составляющая тела очень мала. Это состояние неваляшки, у которой утяжеленное донышко, так что, как бы по ней ни ударяли, она всегда спокойно поднимается и возвращается в вертикальное положение. Физическое тело, а оно всегда во всех вариантах, как зеркало, на котором отражается и проявляется состояние ума и духа человека в виде различных эмоций (радость, грусть, разочарование гнев, злоба зависть и т. д.). Необходимо предостеречь от грубой ошибки, когда некоторые люди считают, что духовность связана только с религией. Духовность человека больше зависит от широты его культуры: думать, говорить, делать, вести правильный образ жизни, порядочности и т. д.
   В этом варианте душа удерживает ум, а ум удерживает тело, это состояние конструктивно, гармонично, и оно основывается на любви к людям. В этом состоянии человек проявляет ответственность за своё мышление, слова и действия, что способствует человеку стать на путь сотрудника Света.
   Вариант Б - когда ум, интеллект, желания, чувства и эмоции контролируют поведение человека. Человек осуществляет свою деятельность только ради выгоды своих интересов. Поэтому его мысли, слова и поступки находятся в зависимости от его желаний и могут быть как добрыми, так и злыми. Ради своей пользы в этом состоянии человек может других обрести на жертву. Поэтому это переходное состояние может способствовать раскрытию психических центров - чакр - через духовность и привести во власть света - божества - или опустить во власть тьмы. Так, например, левитация доступна и для ведьм, и для божественных людей. Здесь требуется особое мастерство, чтобы научиться превращать яд в лекарство, а не наоборот. Не следует забывать, что раздвоение личности идет на психическом уровне и может перейти в очень тяжелое психическое заболевание - истерию. Н. Рерих предупреждал, что опасность психических эпидемий будет возрастать, но люди не признают такого состояния, так как они скрываются за сердечными заболеваниями, депрессиями, неврозами и нервными срывами.
   Вот почему психические расстройства с 2013 г. входят в пятерку самых опасных болезней.
   А кто будет противостоять этим болезням? Вы думаете, врачи, священники, психологи и т. д.? Нет, первыми уже ведут сражение учителя! Они формируют у подрастающего поколения стойкость к такому роду психических заболеваний путем формирования у человека правильного образа мыслей, слов и поступков.
   Вариант В - состояние человека, когда все миры подчиняются только желаниям тела, его страстям и биологическим потребностям. Здесь главное - жажда наслаждений. Это состояние мудрецы называют нахождение во власти тьмы - невежества, где цель - «Я всё хочу» и прямо сейчас». Это состояние деградации, когда потенциальные потребности преобладают над духовным миром и умом.
   Вариант Г - это состояние человека, а точнее ребёнка, когда все три мира человека находятся на одном уровне. Это ученик, который пришел в мир и нуждается в правильном воспитании и обучении для понимания законов окружающего его мира. Необходимо учитывать, что первоначально аура ребенка молочно-белая, как чистый лист бумаги, а какие краски будут, появляться на ней - это уже во власти социального окружения. Поэтому промедление в воспитании опасно, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей и учителей. С малых лет от всех воспитателей, учителей и родителей требуется не простое количественное увеличение этих полей, а качественный их рост в направлении духовного совершенства и развитии ума для жесткого контроля желаний тела.
   Как осуществляется воспитание и обучение с использованием комплексного подхода?
   На физическом плане создается необходимый объем информации для учеников, предусмотренный образовательными стандартами.
   На психическом плане преподаватель, как собеседник играет самую важную роль, создается общение преподавателя со студентом и ни какая книга или лекция не сможет ни подменить, ни заменить преподавателя. Учитель в процессе воспитания и обучения действует как дирижер: он понимает, когда он дает просто информацию на уровне физического тела, а когда ему нужно привлечь всё мастерство, чтобы наполнить мудростью ум и достучаться до души учеников.
   В настоящее время в образовательном процессе уменьшается количество времени отводимого на созерцание и раздумывание. В творческом процессе, преобладают методы и средства, которые учат только поглощать информацию на уровне физического тела. В современной системе обучения преподаватель вынужден преподносить уже готовую, сформированную государством истину, а не учит её находить путем творческого размышления - созерцания на уровне психического и духовного тел.
   Гармония в системе обучения между физическим, психическим и духовным телами приводит к совершенству человека. А дисгармония в процессе воспитания и образования делает здорового и красивого человека инвалидом не только на физическом и психическом уровнях, но и на духовном.
   Только гармонично направленное образование повышает знания и воспитывает нравственную ответственность у учеников и одновременно повышается мастерство самого учителя.
   Американские психологи, в том числе и Розенфельд, наблюдая и анализируя систему отношений «преподаватель - студент» обнаружили в этой системе некое свойство, которое назвали феноменом ожидания, как со стороны учителя, так и со стороны преподавателя. И те, и другие делили и делились на хороших, и плохих. Особенно это деление характерно для школы. Конечно, это деление практиковалось с исторических времен. Так Сократ, Платон, Моисей, Иисус, Магомет и др. уже обучали граждан по двойному стандарту. Два уровня знаний и соответственно две системы обучения: для узкого круга посвященных, одаренных и для остальных граждан - непросвещенной толпы. Поэтому одним давали настоящие знания и истину на уровне эзотерических знаний, а другим в виде притч и намеков, которые в зависимости от уровня знаний или испорченности учителя понимались и трактовались по-разному. Мы знаем, что Христос оставил две главные заповеди. Нагорная проповедь для непросвещенных и проповедь, обращенная только к избранным ученикам на Тайной вечере.
   Интерес представляет подход обучения в Финляндии, где ставка делается не на одаренных детей, а на одаренных учителей. Здесь ответственность за качество обучения лежит на учителе. Кто виноват, что учитель не смог донести свои знания до всех учащихся? Как говорили древние философы, учитель не смог открыть дверь перед учеником в новый мир.
   Однако очень сложно формировать личность в государстве, где установлен двойной стандарт как к личности, так и к государству. И еще хуже, когда в основе идеологии государства лежат деньги и материальные запросы. Духовность просто забыта. Пока государство считает и делает так, что нравственность одного человека - это одно и её надо воспитывать, а нравственность государственных служащих и элиты - это другое. В таком государстве всегда будут преобладать двойные стандарты. Поэтому в обществе создался и продолжает углубляться социальный кризис - кризис расколотого человека, который стоит на распутье и не знает, каким стандартам следовать. Человек поражен на всех уровнях миров: душевное состояние занято идолопоклонению деньгам и власти, а если ум загружен психологией поклонению золотому тельцу, то тело будет находиться во власти желаний и страстей. Государство будет процветающим в том случае, когда его Президент, правительство и элита будут жить и работать по трем основным критериям: «Любить народ, бояться Создателя и жить по его заповедям». Эти критерии, конечно, не для нашего государства.
   С 1991 г. прошло 23 года, а в государстве как не было, так и нет идеологии, с которой мы жили, работали и сражались. Если нет своей идеологии, то мы вынуждены подстраиваться под чужую, которую нам подсовывают. Установлено, что духовность и нравственность в обществе зависят, в первую очередь, от политики власти. Как в таких условиях пробудить сознание человека?
   Л. Толстой на этот очень важный и актуальный вопрос для нас «Что делать?» отвечал: «Уяснение нравственного закона есть не только главное, но и единственное дело всего человечества».
   Таким образом, триада тел в едином человеке вызывает от учителя необходимость адекватного воздействия на ученика также по трем направлениям. На уровне физического тела в человеке с самого рождения в генах заложены принципы учителя, строителя, повара и т. д. для продолжения человеческого рода. Поэтому человек по своей природе готов к получению и приобретению знаний. На уровне психического тела идет формирование мировоззрения и идеологии. Духовное состояние формируется и самостоятельно, и в системе «учитель - ученик» и обратно на воплощении духовных и моральных истин, а также формировании терпимости, ответственности за свой труд и мастерство.
   Преподаватель должен осознать закон Всеобщего соответствия, где норма обучения -адаптация к природе и обществу посредством включения в воспитание и обучение концепции пяти стихий: дерево, огонь, земля, металл и вода.
   Рассмотрим, как использовать «игру стихий» с целью совершенствования системы воспитания и обучения и искать пути их эффективности.
   На рис. 2 представлен цикл первоэлементов и его адаптация к формированию системы воспитания и обучения. Рисунок 2
   Эти пять стихий связаны с огромным количеством факторов, которые появляются и осознаются в зависимости от вашего уровня знаний и их понимания. Если дерево рождает огонь, огонь рождает землю, а земля рождает металл, то металл рождает воду, а дает рождению дерева.
   Познакомимся с понятиями первоэлементов, используемых в цикле воспитания и обучения.
   Возьмем в качестве основы в этом цикле первоэлементов дерево, которое приносит плоды - мудрости. Дерево символизирует количественное накопление всех первоэлементов в себе и завершает переход их количества в качество. Тем самым дерево символизирует гармонию красоты и любви, мудрость познания и совершенство, на основе которых формируется мировоззрение человека. Жизнь и рост дерева обеспечиваются за счет комплексного воздействия четырех первоэлементов как в последовательном направлении от огня к земле, металлу, воде, к дереву и далее к огню, так и в движении в этом цикле от отдельного элемента в противоположных направлениях. Так, например, от огня к металлу и (или) воде, то есть возможна связь и внутри этого цикла. Такой переход позволяет стихии огня, где преобладает обилие желаний и воля, компенсироваться металлом или трезвостью ума, а если вода займет место с огнем, она насыщает себя теплом, но в то же время охладит его горячий пыл.
   Этот цикл, а точнее колесо знания и обучения в нашем исследовании постоянно находится в движении даже без нашего участия и понимания это процесса. Поэтому, чем раньше мы освоим и поймем в совершенстве этот цикл, тем выше поднимется профессиональное мастерство преподавателя, которое складывается из двух основных факторов: компетентности и порядочности.
   То есть там, где заканчивается творчество учителя, там нет учителя как профессионала.
   Огонь ассоциируется с желанием, энергией и волей. Это чувства, эмоции и энергия преподавателя, его запал - детонатор, с помощью которого он воздействует на психику учеников, пробуждая у них страсть к учебе.
   Учитель должен всегда быть источником вдохновения для своих учеников. В процессе воспитания и обучения учителя охлаждает не отсутствие любви к ученикам, а, наоборот, отсутствие любви, уважения, внимания и ответственности со стороны учеников к учителю.
   Однако огонь не только способствует желаниям, он в то же время может создавать иллюзию успеха.
   Если раньше говорили, что учителю достаточно зажечь ученика, то теперь с учетом анализа этого цикла вначале нужно наполнить этот сосуд знаниями.
   Земля (камень) - фундамент, на котором держатся основные постулаты науки и знания. Лорд Ф. Бекон считал, что знания нужны для приобретения способности к познанию всех вещей.
   Окружающий мир есть только проявление и отражение в нем законов Создателя и природы и только потом законов человеческих. Поэтому учитель должен сам понять эти законы и раскрыть их тайну ученикам.
   Неподчинение эти законам приводит к краху надежд человека.
   В качестве примера возьмем только один космический закон - Аналогии. Этот закон все хорошо знают, который адаптирован в химии как подобное растворяется в подобном, в медицине - подобное лечится подобным, а в педагогике, подобное воспитывается подобным.
   Пифагор предостерегал: «Лучше вовсе не родиться, чем быть неучем, поскольку в невежестве заключен корень всех несчастий».
   Наивысшей формой гармонии в процессе обучения человека философы считали достижение прозрения истины через единство основных дисциплин: философия, история (мифология), наука, искусство, религия и право. Когда рассматриваем религию, нельзя преувеличивать истину, которая скрывается только в Библии и отвергать истину в Коране, равнодушно относиться к Ведам и Торе. В них Создатель заложил только относительные истины. Это одна из основных глубочайших ошибок человечества. Только в совокупности знаний, в том числе всех священных писаний, можно приблизиться к абсолютной истине.
   Учитель указывает направления для совершенствования знаний и показывает путь к истине. Если ученик оказался в степи, то указывает ему направление вехами, если в лесу, то делает зарубки на деревьях. Истина, как полярная звезда, всегда покажет направление, как путеводная нить для всех жаждущих истины.
   Учитель и ученик должны понять, что учиться нужно у всех, но никому не надо подражать. Мало научить человека знаниям, надо учить людей понимать смысл этого учения.
   Поэтому знания, полученные от учителя для одних учеников, станут трамплином для дальнейшего самосовершенства, а для других - скучной и утомительной обузой, которые так и не найдут применения в их жизни.
   Это то состояние, о котором Н. Рерих писал: «Удалый просит лук, птицу он сам достанет», а Конфуций говорил, что нуждающемуся нужно дать удочку, а рыбу он сам достанет.
   Металл символизирует умственную деятельность человека, которая связана с мышлением, памятью и умением анализировать информацию. В первую очередь учитель должен владеть культурой мышления. Не нужно бояться своих дерзких мыслей, больше верьте в свои силы при строительстве песочных замков. Слова, которые сказаны вслух, дадут надежду и послужат основой для создания своего добротного и реального жилища. Научиться анализировать - значит сделать первый шаг к успешному овладению знаниями в области мышления. Бойтесь только невежества, которое создает препятствия для развития ума и ведет к различным видам страдания. Читать и изучать ещё не значит, что человек может понять и вникнуть в суть изучаемой истины.
   Учение без мышления - напрасный труд, мышление без учения опасно.
   Совершенствование человека - это великий труд учителя, который происходит до определенного рубежа, после которого человек должен совершенствоваться сам.
   Когда Будда достиг совершенства у своего учителя, тот сказал ему: «А дальше иди сам».
   Все выигрывают в этом процессе воспитания и обучения. Учитель совершенствует знания ученика, а ученик совершенствует мастерство учителя.
   Вода ассоциируется с культурой убеждения и изложения, умением грамотно поставить так свою речь. Слова должны, как вода, красиво журчать и течь. Вода показывает, что нельзя останавливаться как в учении, так и в воспитании и обучении. Вода, это чистота учения, подвижность и пластичность, а также непрерывность системы воспитания и обучения, которую невозможно остановить.
   Известно, что в природе существует шесть первичных сил. Так вот, самая последняя - шестая - это сила слов, букв, музыки, которая обладает поистине могущественной и магической силой.
   Понять магические действия слова для учителя - это основная задача.
   Доктор Дж. Тиберг писал о силе слов в своей книге «Язык Богов», что каждое слово или звук обладает определенной силой.
   Специалистами установлено, что слово имеет силу затрагивать и проникать, созидать или разрушать психику и дух человека.
   А суфийскими философами была разработана наука Зикра, где существует три основных типа голоса: голос джелал, голос джемал и голос кемаль. Голос джелал означает силу, голос джемал - красоту, а голос кемаль означает мудрость. Поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться в этом искусстве построения голоса так чтобы в его голосе звучали все эти три голоса, как один.
   Пророческими являются слова Сократа, когда он говорил: «Заговори со мной, чтобы я тебя увидел».
   Существует притчи о «мертвом» (то есть безполезном) и «живом» (полезном знании) и о том, как эти категории при определенных обстоятельствах могут меняться местами.
   Ученики должны быть под постоянным контролем учителя в течение всего занятия.
   После лекции необходимо задавать вопросы: «Что было понятно?», «Что из этого учебного материала требует дальнейшего пояснения?». Ответы на них требует от слушателей умения анализировать полученную информацию, обобщать её и делать правильные выводы. Н. Рерих писал: «Назначайте награду в школе за количество заданных вопросов. Если раньше платили за ответы, то теперь нужно платить за вопросы», так как это способствует внимательности учеников.
   Кроме того, надо научить ученика умению размышлять. Е. Блаватская давала советы делать акцент именно на размышление, дающее подняться духовности у человека: «Не читайте много. Если вы читаете десять минут, то размышляйте много часов. Привыкайте оставаться наедине со своими мыслями».
   Напомню, как Будда избирал учеников на подвиг. Среди занятий, когда утомление уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал охарактеризовать этот предмет коротко, двумя-тремя словами и в то же время требовал от учеников, чтобы они умели говорить об этом предмете долго и красиво. Ученик должен был уметь найти и выявить в любом предмете как положительные свойства, так и отрицательные черты и уметь их охарактеризовать, объяснить и доказать.
   Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: «Чем откроешь её?». Или, заметив докучливую муху, предлагал ученику повторить слова, неожиданно сказанные. Или, проходя перед учениками, спрашивал: «Сколько раз прошёл?». Или, заметив боязнь перед животными или перед явлениями природы, ставил условием побороть. Так Будда закалял клинок духа у своих учеников. Попробуйте применить!
   Дерево ассоциируется с символом совершенства, который является основным элементом обучения, для которого дают энергию все остальные элементы, чтобы потом на качественно новом цикле совершенствовались эти старые, но уже ставшие новыми первоэлементы.
   Только образование, полученное в гармоническом пространстве, создает ритм и способствует творческому озарению, стимулирует развитие тела, ума и дает понимание знаний через сердце, что открывает путь к истине.
   Таким образом, рассмотрено одно из направлений по совершенствованию системы воспитания и обучения учеников и студентов, где в основе положена восточная философия, основанная на концепции гармонии и равновесии сил Инь и Ян в человеке с учетом комплексного применения триады тел в едином человеке - физического, психического и духовного - с использованием цикла постоянной смены первоэлементов или стихий (огонь - земля - металл - вода - дерево).
   В человеке духовность должна преобладать над умом, а душа и ум должны контролировать тело с его желаниями.
   Установлено, что триединство тел в едином человеке требует от учителя адекватных воздействий на ученика с учетом физического, психического и духовного тел.
   Рассмотрен путь повышения эффективности воспитания и обучения учеников с использованием цикла первоэлементов, составляющих основу первопричины этой системы, который постоянно находится в движении, и каждая смена цикла не только повышает качество воспитания и обучения, но также способствует повышению мастерства учителя. В качестве основы в этом цикле рассматривается дерево, как символ мудрости и формирования мировоззрения человека на основе знания, нравственной ответственности, честности и дисциплины самосовершенства.
   
   Ю.В. Вахрамеев, Г.Н. Моисеева





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3795
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9504
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4274
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7802
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2889
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2396
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
64
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
209
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
248
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
190
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
299
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
382
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
467
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
395
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
493
22.02.2017
Размышления о Культуре
556
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
662
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
939
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
748
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
813
25.01.2017
Суровость Подвига
690
20.01.2017
Овладение психической энергией
1044
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
833
11.01.2017
О женственности
846
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
848
04.01.2017
Несколько слов о Детке
865
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
804
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1172
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1087
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1397
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
48
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5537
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
310
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
306
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1901
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
436
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
590
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
931
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
589