Знамя Майтрейи
1739

КАК УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ?

   В книгах Живой Этики очень много сказано о детях и их воспитании. Главное отличие изложенных в Учении подходов к воспитанию от традиционных состоит в том, что появляющегося на свет ребенка Учение рассматривает, как сложившуюся индивидуальность, уже имеющую опыт прошлых, жизней и свои духовные накопления. Следовательно, воспитание - это продолжение процесса духовной эволюции человека, но отнюдь не его начало, как считала до сих пор земная педагогическая наука. В этом коренное отличие подходов.
   Особенностью первого семилетия жизни ребенка является то, что он живет как бы одновременно в двух мирах. Многие дети до 7 лет видят образы тонкого мира, в возрасте 3-5 лет могут вспомнить о своем прошлом воплощении и о пребывании в тонком мире. Многие особенности развития и поведения детей в этот период часто принимаются родителями и врачами за болезнь. Делаются даже попытки лечить их, что часто приводит к пагубным последствиям. Поэтому так важно знать об этих особенностях и правильно к ним относиться.
   "Именно нужно с Детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то особенным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие" (Е.И. Рерих. Письма, т.II, с.43).
   В период семилетия, у ребенка идет стремительное расширение сознания, бурный процесс познавания сложного мира. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели сумели разглядеть индивидуальные особенности ребенка и помогли отыскать ему нужное направление. Уже в детском возрасте проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплении. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании.
   Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников. "Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества знаменитых людей".
   В наше время особенно важно уберечь детей от разложения сознания, от нравственной деградации. "Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости; тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце” (Община, 116).
   "Нужно давать детям лишь настоящие вещи говорится в Учении.
   И, конечно, в самом раннем возрасте нужно привить чувство коллективизма и общинножития. Только сознание до 3 лет легко вместит общину. Особенно нужно поощрять детей в их стремлении к совершенствованию жизни.
   С малых лет человек должен привыкать к постоянному труду. "Сам, сам, сам!" - восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Очевидно, до 7 лет ребенок помнит о завете самостоятельного достижений на земле.
   Приучая ребенка к физическому труду, нужно избежать один очень укоренившийся предрассудок. "...Люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок от рождения владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Доказательством вышесказанного служит Елена Ивановна Рерих, у которой под конец жизни были развиты равномерно оба полушария головного мозга, и она могла писать одновременно двумя руками разные тексты.
   С раннего детства нужно воспитывать в ребенке духовность. "Духовность является природным заработанным качеством, но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Надо дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться, именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Грязь происходит не от бедности, но от невежества."
   С самого раннего возраста нужно учить детей воспринимать красоту звука и цвета. Нужно с малых лет научить детей не бояться предрассудков. Но самое главное - нужно научить детей устремляться в будущее и зародить стремление своими руками строить его. "Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна... Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей". Затем "мечтание должно преобразоваться в дисциплинарное мышление"... "Учите малых строить свои города!" - говорится в Учении.
   Воспитание есть творческий процесс, он не терпит шаблонов. Поэтому Живая Этика избегает давать готовые рецепты и приемы. Но она вооружает нас знанием особенностей духовной эволюции ребенка и даёт общие подходы, основанные на знании законов тонкой, духовной материи. Процесс воспитания - это совместное творчество, сотрудничество воспитателя и ребенка, в котором ярко проявляются индивидуальности как ребенка, так и воспитателя. Главную цель воспитания очень точно выразила Е.И. Рерих в своих письмах: "Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения, или смысла жизни, ими проходимой."
   Во второе семилетие жизни ребенка, совпадающей со школьным периодом жизни, происходят переориентация сознания на текущее воплощение. К 14 годам дух уже отрывается от прошлых существований и переключается на решение задач текущего воплощения. К этому времени заканчивается в основном формирование личности.
   Поэтому школа должна дать не только образование, но и, что еще важнее, дать воспитание.
   Нужно осознать, что все благосостояние народа, страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознании детей. Вот и нужно действовать в этом направлении. Поэтому народное образование надо сделать общей заботой.
    «Путь познания очень тернист. Поэтому важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа принять то или иное человеческое открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.»
   Какие же качества должны быть развиты школой у учащихся?
   Во-первых, продолжить героическое и патриотическое воспитание, начатое в дошкольном возрасте.
   Во-вторых, необходимо развивать способность мышления как искусства, путем постоянных упражнений. Учитель должен следить за качеством мысли ученика, не сами проделки, а течение мысли будет путем продвижения. Науку о мышлении в школах установить не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, а также развитие четкости, быстроты, синтетичности, оригинальности и др.
   Нужно в школах развивать способность наблюдать.
   «...Вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час посвящений наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это, уже будет достижение. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления и наслоения опытов. Для всех чувств составить программу упражнений. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я еще увидел!». В этом «еще» «может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.»
   Следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении, к настоящему «взрослому» труду и понимать значение труда как фактора мироздания. Особенно нужно усвоить значение труда коллективного, что сотрудничество есть гармония человечества. Разными доводами воспитывать понимание личной ответственности за каждое побуждение за каждую мысль и поступок, так же как и ясного представления о смысле и значении своего существования, отсюда явится понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения.
   Нужно обратить внимание в школах на изучение будущего.
   Забота о школе и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самом учителе и подготовке учителей. В Учении говорится, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях с ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу. Такое познавание служений не происходит внезапно, это нужно воспитывать. Так пусть каждый школьник почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своими познаниями (Надземное, 477).
   Теперь остановимся на практическом применении учения. Такой опыт имеется в Болгарии. В частности, в основные направления деятельности 41-й софийской школы, директором которой является Надежда Христова (Мадолева, включен и «Синтез» Н.К.Рериха»), опыт и инициативы школы, проявленные в деятельности клуба «Цветик-семицветик» и в работе по теме «Как учить детей и как учиться у них», помогли школе получить международное признание в сентябре 1991 г. на конференции, посвященной духовной жизни планеты и проходившей под эгидой ЮНЕСКО в г. Днепропетровске. Клуб «Цветик-семицветик» стал членом болгарской ассоциации «Мир через культуру», которая была основана в мае 1990 г, именно в этой школе, а с декабря 1991 г клуб «Цветик-семицветик» ассоциирован в ЮНЕСКО, Конкурс «Семицветная Мечта о Добре и Красоте», объявленный школой как национальный, вскоре перерос в международный, В нем участвовали дети и взрослые из стран СНГ, Канады, Швейцарии, Венгрии и других государств мира. Кстати, международные детские ассамблеи «Знамя Мира», проводившиеся с 1979 года в Софии еще по инициативе Людмилы Живковой, начинаюсь в этой школе. По замыслу Людмилы Живковой, детская ассамблея «Знамя Мира» должна была ознаменовать своего рода прорыв в будущее. На фестивале в Болгарии должны были встретиться друг с другом, дабы узнать впоследствии друг друга, творцы XXI века: юные художники, поэты, композиторы, певцы, артисты. Весной 1991 г. ученики филиала детской художественной школы из г. Юрги принимали участие в международном конкурсе «Семицветная Мечта о Добре и Красоте» и получили награду за участие в конкурсе. В октябре 1992 г. на I всемирном конгрессе «К духовному согласию» познакомились Надежда Христова-Мадолева и художник из г. Юрги А. Серов, чьи ученики принимали участие в вышеназванном конкурсе. Хотелось бы, чтобы духовные связи с Софией упрочились и использовались широкие возможности сотрудничества в деле развития у детей духовности.
   Современная школа попросту деформирует сознание. Ведь сознание как явление формировалось эволюцией на деятельность. Расширение сознания идет от расширения восприятия образа мира в пространстве. Чтобы много знать, надо много видеть и переживать. Все формы обучения должны идти через деятельность, через долгосрочную цель, должны быть значимы. Обучение должно соответствовать биологии человека как типа. Когда ребенок начинает воспринимать мир через зрительные образы, то его интеллект раскрепощается.
   
   Г. КОВАЛЕВА, учитель школы г. Кемерово.


Связанные статьи



Темы уроков: Новое образование

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
18636
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
7050
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2151
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9772
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4847
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5132
01.12.2019
ОСТАНОВИТЕСЬ, БЕЗУМЦЫ!
55
30.11.2019
Здравствуй, дорогая редакция!
28
30.11.2019
Большое свинство
34
30.11.2019
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЛЮБВИ
29
30.11.2019
С РАДОСТЬЮ
28
29.11.2019
РАДОСТЬ В ЖИЗНИ
29
29.11.2019
СПАСИБО ГАЗЕТЕ!
27
28.11.2019
РЕРИХ И ЛЕНИН
37
28.11.2019
Об уровне сознания человечества
49
27.11.2019
Вред курения
35
26.11.2019
«КОНЕЦ СВЕТА» «Такого конца света, как вы представляете себе, не будет» (Кейси)
71
24.11.2019
14 простых способов, как сохранить и повысить свою психическую энергию
85
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6
4
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7
6
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 8
6
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 9
5
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10
12
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1
11
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 2
10
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 3
10
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 4
10
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 5
11
22.11.2019
Русской революции свет воссиял
46
06.11.2019
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА К ОРГАНИЗАТОРАМ СЪЕЗДА
140
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
170
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
198
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
234
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
158
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
153
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
592
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
347
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
447
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
448
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
680
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
133
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
121
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
106
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
140
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
128