Знамя Майтрейи
3011

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Чтобы разобраться, что же представляет собой духовно-нравственное воспитание, нужно обратиться к его составляющим, т.е. рассмотреть духовность и нравственность.

   
   Духовность, как таковая, может быть представлена как некое начало, имеющее самостоятельную жизнь в самом человеке, присутствующая и вдохновляющая его к добродетельным поступкам и осмысленной жизни. В противном случае, не осознанная жизнь человека, не отдающего себе отчета в цели своего существования, в отсутствии веры в нечто Высокое, позволяет с большой степени вероятности утверждать о бездуховности его жизни. Духовность однозначно связана с верой в Высшее Начало - в Творца - Иерархию Сил Света.
   Духовность может прийти с обретением веры. Это может быть вера в Бога, в Высшее Начало, в некий Абсолют, и даже в Светлое Будущее, как аналог Бога в «коммунистической религии», поскольку такой идеал был. Он был признаваем в коммунистической среде в период построения большевистского государства. Вера в Высшее Начало заставляет человека становиться лучше, где нет предела совершенству, что является сокровенной мечтой, неким духовным стержнем, пронизывающим его сущность. На сей счет есть изречение, высказанное одним из Отцов христианской церкви - «мы спасены в вере».
   В вере заложена духовность, которая и является следствием этой веры. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости теистического подхода в школьном образовании без выделения конкретной религии, как пути к Богу. Наша страна многоконфессиональное государство, где с давних пор уживаются различные религии, а значит и мировоззрения исповедующих эти религии. Последнее накладывает большую ответственность к формированию воспитательного процесса в школе. Такая факультативная дисциплина, как «история религии», могла бы быть оптимальным фактором в подготовке теистистического взгляда на мироустройство.
   О духовности, или то, что мы относим к духу человека, было высказано еще римским императором – философом Марком Аврелием: «Я называю духом в человеке то начало, которое имеет самостоятельную жизнь в самом себе и возбуждает человека к сознательной жизни».
   Л.Н. Толстой по этому поводу сказал следующее: «Люди же, не принимающие духовного начала, берут в руководство связь физическую, ту самую, которая так сложна, что мы никогда не можем знать её, так как каждое следствие есть следствие следствия. И потому такие люди не могут иметь твердого основания для своих поступков».
   Духовность есть та основа, на базе которой создается духовно-нравственное воспитание в образовательной среде. Что же касаемо нравственной составляющей образовательного процесса, то здесь вопрос связан с этическими нормами, господствующими в обществе.
   В основе понятия нравственности лежит слово НРАВ или ОБЫЧАЙ, имеющий нравственное значение (ценность). Нравственность, согласно справочнику по этике, «является синонимом морали, представляет собой область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающей сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно-мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально - историческим явлениям» (Словарь по этике).
   Согласно определению мораль - форма сознания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов (там же). И поскольку мы живем в многоэтнической, многонациональной стране, вопрос нравственности согласно приведенному выше определению может носить многовариантный характер (крамольный вывод) при условии создавшегося идеологического многообразия, что обеспечивается Ст. 13 Конституции Р.Ф. Последнее в какой-то мере требует пристального внимания на предмет нравственности, а именно, что может быть нравственным, а что нет.
   Для того чтобы дать духовно-нравственное воспитание детям, нужно сочетать в них духовность и нравственность, где духовность предполагает веру в Творца, а нравственность - это чистые, светлые намерения, которые плавно перетекают в добродетельные поступки. «Должны приучить себя к добродетельным делам и поступкам» (Демокрит).
   При этом: «Но одно необходимо для всех детей, необходимо дать им верное понятие о жизни и о том, что представляет собой тот мир, в который они посланы для выполнения их человеческой задачи» (Л.Н. Толстой).
   «Учите его (ребенка), что жизнь имеет смысл как задача или долг. Учите его совершенствовать себя нравственно и умственно ради совершенствования своих собратьев – людей, это есть его прямая обязанность, что он должен добиваться Истины и затем служить ей в жизни безтрепетно и непрестанно, что для определения Истины ему даны два руководства: своё собственное сознание, своя совесть и предание или сознание всего человечества» (Иосиф Мадзини).
   Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, в которых в нём нет. Последнее невозможно» (Иосиф Мадзини). Приведенные выше примеры, в виде высказываний великих людей человечества, удивительных философов, говорят нам о грандиозной роли духовности и нравственности в воспитании детей, придерживаться которых наша задача, дополняя их примерами современной жизни нашего общества. В этом, видимо, и есть главная задача в воспитании подрастающего поколения.
   
   О.Комаров, г. Мурманск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
18365
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6933
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2053
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9702
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4741
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5035
06.11.2019
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА К ОРГАНИЗАТОРАМ
29
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
57
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
59
23.10.2019
К 100-летию Учения Агни Йоги (предложение)
59
20.10.2019
Истинный последовать Учения: кто он?
110
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
108
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
94
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
101
26.08.2019
Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017
112
26.08.2019
Лженаука против «лженауки»
138
16.08.2019
Судьба русских изобретений
204
18.07.2019
А судьи кто?
658
09.07.2019
КУЛЬТУРА
206
09.07.2019
Мост Спасения
204
04.07.2019
Устремленная в будущее
227
03.07.2019
Указ к Бою
330
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
233
18.06.2019
Символы
243
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
202
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
460
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
282
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
392
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
387
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
613
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
150
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
92
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
104
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
86
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
153
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
106
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
127
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
224
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
272
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
129
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
130
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
137
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
123