- Главная
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Современному человеку природой на деятельную жизнь отпущено одиннадцать семилеток. Почему семилеток? Потому что известно: человек в течение каждых семи лет полностью обновляет свои клетки. В конце каждой семилетки перед нами предстает по существу новый человек, но сохранивший весь опыт, все
знания, приобретенные в данной семилетке, а также всё приобретенное в предыдущих.
Первая от рождения семилетка является временем становления человека. В течение этих первых семи лет человек полностью формируется, то есть к истечению седьмого года жизни в нем проявляются все его качества и особенности (его натура, характер, способности, таланты, стремления и т.д.), то есть все то, что делает человека индивидуумом. В последующие годы идет только совершенствование до определенного предела. Эта первая семилетка самая главная в жизни человека. Каково будет его воспитание, что в него будет вложено, чему научат, как разовьют его способности, такой и будет его жизнь. Надо учитывать, что человек первой семилетки восприимчив, он все схватывает на лету, только не всегда различает, что плохо, а
что хорошо. Поэтому ответственность за воспитание ребенка периода становления полностью ложится на родителей и в меньшей степени на воспитателей яслей и детсадов. При умелом подходе к ребенку в этот период можно подправить врожденную натуру.
Остальные десять семилеток я называю производительными. Это значит, что в их течении человек постоянно что-то создает то ли своим интеллектом, то ли своими руками. Что? Это в зависимости от состояния своих способностей и умений, но обязательно создает. Эти десять семилеток подразделяются на отдельные периоды, в которых проявляются особенности прохождения человеком своего жизненного пути на общем фоне человеческого развития.
Первая производительная семилетка, от 7 до 14 лет проходит под знаком познания окружающего мира, первых творческих попыток, совершенствования человеческих качеств. Главным двигателем развития человека в этот период является любопытство. Все действия человека диктуются, в основном, эмоциями. Сознание в этом периоде вторично.
Следующий период охватывает две семилетки, с 14 до 28 лет. В этот период вся деятельность человека определяется, особенно в первую семилетку периода, эмоциями. Но сознание постепенно развивается, расширяется и теснит эмоции. К концу периода, то есть к 28 годам, влияние эмоций и сознания выравниваются. Этот период характеризуется наиболее активной, разнообразной, часто меняющейся деятельностью человека. Человек ищет самого себя, свою суть, свое предназначение. В этот же период под влиянием эмоций человек решает проблему продолжения своего рода. Причем, как замечено, если человек в течение этого периода не найдет себе пары, то есть не женится или не выйдет замуж (до 28 лет),
то создание семьи в очередном периоде становится проблематичным. Это объясняется тем, что в третьем периоде, который состоит из двух семилеток, с 28 до 42 лет, сознание разум, окончательно берут верх над эмоциями. Теперь всякое деяние человека, прежде чем оно будет совершено, оценивается разумом, взвешивается на необходимость его и обязательно на его последствия. Этот период самый производительный, самый продуктивный в жизни человека. Причём творческие способности в ходе его
постоянно нарастают, начиная от начала периода и достигает к концу периода (42 года) своего наивысшего значения, своего пика. Эту закономерность роста творческих способностей человека и достижения их пика в третьем периоде подтверждается творчеством А.С. Пушкина и других выдающихся людей. Именно в период от 28 до 36 лет им написаны или доработаны все его важнейшие произведения. К сожалению, до своего пика
он не дожил.
В следующем периоде, четвертом, от 42 до 49 лет, творческие способности человека находятся в пределах достигнутого, однако к концу периода начинает проявляться некоторое снижение творческого потенциала.
В период от 49 до 56 лет падение творческого потенциала ускоряется и к концу периода становится довольно заметным. Человек в эту пору творит, в основном, за счет накопленного и приобретенного в периоды роста творческих способностей. Фактически перерабатывает ранее приобретенное.
Следующий период – 56 – 63 года, у человека еще достаточно сил и возможностей активно трудиться и на основе приобретенного опыта, навыков, знаний и др. добиваться хороших результатов во всех видах интеллектуального и физического труда.
В последнем периоде, две семилетки, от 63 до 77 лет, способность к производительной работе начинает падать, особенно резко после прохождения 70-летнего рубежа. В этой последней творческой семилетке (71 – 77 лет) немощи, болезни, усталость, старение берут своё, и к концу периода, то есть к достижению человеком 77-летнего возраста, человек окончательно исчерпывает свои производительные возможности. Дальнейшая человеческая жизнь, свыше 77 лет, есть уже не жизнь, а доживание. Жизнь с производительным трудом неразделима. Человек, вступивший в пору доживания, доживает отпущенное ему природой время каждый по-своему. Кто-то по мере сил трудится, кто то лечится, кто то, если есть возможность, разумно отдыхает. Однако, что бы они ни делали, у них есть одна беда на всех - Одиночество. Товарищи в основном умерли, дети выросли и завели своих детей и внуков, и им некогда. Здесь бы вмешаться обществу, но обществу не до стариков. Вот они и коротают свою оставшуюся жизнь сами с собой. Данная градация человеческой жизни тем полезна, что дает возможность правильно спланировать свою жизнь, а воспитателям и руководителям всех рангов разработать наиболее полезный для общества образ жизни каждого человека в зависимости от его возраста.
Валентин Уваров, г. Липецк