Знамя Майтрейи
681

«Безобразное образование»

   Отклик
   
   В «Знамени Майтрейи» №5 за 2015 опубликована интереснейшая статья «Безобразное образование» Олега Верещагина. Чувствуется, что автор статьи сильно переживает за наше образование. Очень хорошо, что он также указал пути выхода из создавшегося тупика. Хочется поблагодарить автора статьи. Прочитал ее на одном дыхании. Заставила она о многом задуматься. В целом статью поддерживаю, а отдельные моменты - требуют обсуждения и осмысления.
   
   1. Декомпьютеризация школы.
   Дети в школе на компьютерах работать не должны. Почему? В Учении не указано, что от техники нужно отказаться. Наоборот: без достижений техники невозможен Новый мир. Компьютеры - это та же техника, только электронная. Нужно лишь правильно продумать учебный процесс, чтобы компьютеры развивали, а не порабощали. Для этого необходимо учить работать на компьютерах, а не развлекаться играми. Если дети не будут знать компьютера, кто тогда в России будет верстать газеты, журналы, создавать обучающие компьютерные презентации, работать с базами данных, кто будет программистам? Не говоря уже об электронном общении, когда сейчас можно за тысячи километров позвонить по Скайпу и поговорить с родными и близкими. А сколько бумаги экономится благодаря компьютеру? Это тысячи, если не миллионы, кубометров леса.
   • Словом, в этом деле нужно все хорошенько обдумать и не рубить с плеча.
   
   2. Экзамены вообще желательно проводить в конце каждого года, начиная с 5-го класса. А в 9-х и 11-х классах вернуться к старой доброй схеме, делавшей упор на заучивание информации и выработку умения рассуждать устно и письменно на базе полученных знаний.
   • Экзамены Агни Йога советует проводить в форме практических исследовательских работ по темам предметов. Именно, не в форме «тяни билет и отвечай», а ученик должен показать на деле, как усвоен им предмет, как он понял и осознал его, как может полученные знания применить в реальной жизни.
   Теперь про заучивание информации. Заучивание, конечно, в некоторой степени необходимо, ибо дисциплинирует мышление. Но чрезмерное заучивание цементирует мышление, делает его неподвижным, тяжелым, не способным к развитию. Далеко за примером ходить не стоит. Можно взять людей советского поколения. Мы любим сравнивать их и западных, гордимся тем, что они были самым начитанным и интеллектуальным народом, что они всегда были первыми на международных олимпиадах. В результате к чему все это привело? К тому, что самая начитанная нация с мозгом, в который с помощью зубрежки были вложены все мировые знания, развалила безумно свою страну, предала все нравственно-духовные ценности и, самое страшное, оказалась неспособной понять и воспринять спасение мира -Учение Живой Этики.
   Советские люди превратились в ходячие энциклопедии, которые теперь только и делают, что с утра до ночи разгадывают кроссворды везде - в электричках, на даче, дома, в метро. Или читают модные бестселлеры. А вершиной их сознания есть западная лжеэзотерика и фэнтези. Их ум настолько зацементирован разными земными знаниями (энергиями), что он просто-напросто не воспринимает более высоких - духовных - знаний.
   Потому-то Живая Этика предупреждает против чрезмерного зазубривания. Новое образование должно вложить в сознание учеников основы духовного миропонимания, основы по всем предметам, а все остальное человек может найти в библиотеке или на компьютере в справочниках.
   Нужно понимать, что чрезмерное зазубривание отбивает у детей желание учиться и может вызвать вообще отвращение от знаний и посещения школы: «Память и сознание. Если память - для прошлого, то сознание - для будущего. Потому заменяем память сознанием. Памятью не Могу проникнуть в пределы Солнца, сознание же открывает Врата. Музей и библиотека Нам заменяют память, и потому ученик не должен пенять за потерю старой памяти. Просто малая вещь заменяется великой».
   Читая дневники З.Г. Фоздик, можно увидеть, как Е.И. Рерих предупреждала, чтобы не убить в ребенке энтузиазм и полет мысли. Потому школа должна следить за осознанием знаний в ученике, а не за количеством заученных знаний.
   
   5. Вывод из школы ВСЕХ функций, не имеющих отношения к учебе. Кружки, секции, центры творчества, детские организации - всё это должно быть вне школы и не на ее базе. Если учитель хочет заниматься с детьми и этим, то он занимается не как учитель и без оглядки на школу и ее начальство.
   • Нельзя разделять классное и внеклассное образование. Нельзя в школе оставлять лишь «учебу», забыв о воспитании. Наоборот, нужно вообще убрать такое понятие, как «классное» и «внеклассное» обучение. Образование должно стать целостным. Потому следует пересмотреть школьную программу и сгармонизировать научные предметы с искусством. Их должно быть поровну. На уроках ученики должны в одинаковой мере изучать математику, физику, химию, биологию и пение, рисование, хореографию, ремесла. А после обязательных предметов каждый выбирает себе обязательные факультативы, кружки, секции по душе. Это будет не «внеклассное» обучение, а продолжение общего процесса образования.
   
   8. Кардинальный, тщательный пересмотр программы с удалением из нее всех непонятно откуда возникших «развлекательных» предметов.
   • Базой должны стать следующие группы:
   1. Математика (алгебра и геометрия), физика, химия; 2. Русский язык, русская литература, мировая литература, иностранный язык (не более 2 ч. в неделю); 3. История, обществознание; 4. География, биология, астрономия; 5. Рисование, пение; 6. Физическая культура, военное дело, практический труд. Эти предметы и их производные. Всё остальное - должно идти ТОЛЬКО факультативом при наличии желающих этим заниматься.
   Этот пункт повторяет предыдущий (5-й). Отдельно нужно остановиться на 5-й и 6-й группах базовых предметов. По моему глубокому убеждению, физкультуру нужно заменить хореографией. Объясню почему. Новая школа должна развивать и воспитывать не только физическое тело, ум, но и душу. Физкультура однобока: она укрепляет лишь тело. Сухомлинский пытался исправить это положение, потому требовал от учеников не спортивных рекордов и нормативов, а красивого выполнения упражнения (культуры движения). Но это лишь полумера, не решающая всей проблемы. Хореография же в неменьшей степени развивает ребенка физически, чем физкультура, но в дополнение к этому, она насыщает душу возвышенными энергиями с помощью музыки, а с помощью разнообразных танцевальных движений развивает невероятную ловкость, подвижность, пластику, творчество, выносливость. Не забудем о развитии с помощью хореографии разнообразной памяти (зрительной, слуховой, физической), чувство ритма, о воспитании правильных взаимоотношений между мужским и женским началом.
   Если сравнить танцора и физкультурника, то по всем показателям, кроме сугубо спортивного, преимущество будет, именно, за первым. Опять-таки мы можем видеть ущербность сугубо физкультурного образования на примере руководителей нашей страны. Все они в советской школе получили крепкое физическое тело, большой запас жизненной энергии, но не получили духов- ного-нравственного воспитания. В итоге их здоровые тела творят ужасное зло, если уничтожают Россию, да и планету в целом.
   Отсюда следует вывод: физкультура должна входить как составляющая в хореографию.
   Военное дело. Военное дело должно расширить свои задачи. Этот предмет будет воспитывать не только защитников Родины, но и защитников Добра и Истины. Военное же дело в современном мире учит защищать не Родину, а власть, которую все привыкли отождествлять с Родиной. Военные сейчас не защищают, а воюют со своим народом. Как и священники - не народ защищают, а тех, кто уничтожает его. Военные забыли, что Родина - это в первую очередь люди, народ, населяющий географическое пространство нашей страны. Родина - это духовные и культурные ценности, благодаря которым разрозненные люди объединяются в народ. А народ развивается или разлагается в зависимости от того, в каком состоянии находятся его духовно-культурные сокровища: их сохраняем и приумножаем или отказываемся и забываем о них.
   Потому военное дело, кроме защиты географических границ страны, должно также научить, как защищать духовность, культуру. Ибо за царя-батюшку, за чиновника народ готов отдать жизнь, а спросить с царя и других власть имущих за поругание ими духовных и культурных ценностей - боимся даже слово молвить. Или дать отпор хамству, пьянству, разгильдяйству, безчестию, порочности - хотя бы на словах, даже этого боимся.
   Духовной борьбе военное дело также должно учить.
   
   9. Введение школьной мебели с приборами для принудительной правильной посадки - такие есть, они не позволяют елозить грудью по парте, гнуть спину и т.д. Выглядит это сурово, но скажите, положа руку на сердце: массовые сколиозы и проблемы со зрением не слишком дорогая плата за возможность принять за партой вольную позу?
   • Давайте разберемся: в чем причина того, что ученик начинает елозить грудью по парте и гнуть спину? В физической неразвитости, когда слабые мышцы не могут удержать в вертикальном положении спину и голову. Тогда организм ищет дополнительную точку опоры. Но каждодневный труд и занятия хореографией укрепят физическое тело, и тогда сильные мышцы мощно зафиксируют позвоночник и шею в строго вертикальном положении. Тогда не нужны будут «костыли» в виде «правильной школьной мебели».
   Не забудем про хореографические пятиминутки, которые позволят снять однобокое напряжение рук, спины, шеи и глаз и, благодаря специально подобранным упражнениям, позволят вытянуть позвоночник в правильное строго вертикальное положение. Редакция газеты уже разработала такую пятиминутку, она будет опубликована в детском журнале. Ее можно применять уже сейчас на любом уроке.
   
   6. Строжайшая дисциплина. Думаю, что от слова «строжайшая» следует отказаться, ибо оно может породить изуверства и чрезмерность. Как сказано: «Нужна мера во всем». Достаточно просто дисциплины. В учениках нужно воспитывать осознанность дисциплины, будить голос совести, растить ответственность. Тогда дисциплина станет потребностью. Да, это сложнее, это требует творческого подхода всей школы, всех учителей. Это сложнее палочной дисциплины, ибо нужно начать «шевелить извилинами»: найти индивидуальный подход к каждому ученику, разбудить в нем лучшее, доброе.
   • Главное, чтобы дисциплина не превратилась в бездумную муштру и безпрекословное повиновение. Должны быть строгие правила поведения, но должны быть и свобода творчества, и инициатива. А словом «строжайшая» мы попросту можем распугать и без того самостных обывателей и предстать в виде надзирателей концлагерей.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3601
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8852
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4095
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7666
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2777
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2122
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
73
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
88
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
228
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
402
22.02.2017
Размышления о Культуре
453
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
524
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
625
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
609
20.01.2017
Овладение психической энергией
822
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
704
11.01.2017
О женственности
703
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
735
04.01.2017
Несколько слов о Детке
745
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
732
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1097
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1015
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1260
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5227
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568