Безобразное образование

В «Знамени Майтрейи» №5 опубликована интереснейшая статья «Безобразное образование» Олега Верещагина. Чувствуется, что автор статьи сильно переживает за наше образование. Очень хорошо, что он также указал пути выхода из создавшегося тупика. Хочется поблагодарить автора статьи. Прочитал ее на одном дыхании. Заставила она о многом задуматься. В целом – статью поддерживаю, а отдельные моменты – ну так они требуют обсуждения и осмысления.

  1. Декомпьютеризация школы. Дети  в  школе  на  компьютерах  работать  не  должны.  Почему? В Учении не указано, что от техники нужно отказаться. Наоборот: без достижений техники невозможен Новый Мир. Компьютеры – это та же техника, только электронная. Нужно лишь правильно продумать учебный процесс, чтобы компьютеры развивали, а не порабощали. Для этого необходимо учить работать на компьютерах, а не развлекаться играми. Если дети не будут знать компьютера, кто тогда в России будет верстать газеты, журналы, создавать обучающие компьютерные презентации, работать с базами данных, кто будет программистами? Не говоря уже об электронном общении, когда сейчас можно за тысячи километров позвонить по Скайпу и поговорить с родными и близкими. А сколько бумаги экономится благодаря компьютеру? Это тысячи, если не миллионы,  кубометров леса.

Словом, в этом деле нужно всё хорошенько обдумать и не рубить с плеча.

  1. Экзамены вообще желательно проводить в конце каждого года, начиная с 5-го класса. А в 9-х и 11-х классах вернуться к старой доброй схеме, делавшей упор на заучивание информации и выработку умения рассуждать устно и письменно на базе полученных знаний.

Экзамены Агни Йога советует проводить в форме практических исследовательских работ по темам предметов. Именно, не в форме «тяни билет и отвечай», а ученик должен показать на деле как усвоен им предмет, как он понял и осознал его, как может полученные знания применить в реальной жизни.

Теперь про заучивание информации. Заучивание, конечно, в некоторой степени необходимо, ибо дисциплинирует мышление. Но чрезмерное заучивание цементирует мышление, делает его неподвижным, тяжелым, не способным к развитию. Далеко за примером ходить не стоит. Можно взять людей советского поколения. Мы любим сравнивать их и западных, гордимся тем, что они были самым начитанным и интеллектуальным народом, что они всегда были первыми на международных олимпиадах. В результате к чему это привело? К тому, что самая начитанная нация с мозгом, в который с помощью зубрежки были вложены все мировые знания, развалила безумно свою страну, предала все нравственно-духовные ценности и, самое страшное, оказалась неспособной понять и воспринять спасение мира – Учение Живой Этики.

Советские люди превратились в ходячие энциклопедии, которые теперь только и делают, что с утра до ночи разгадывают кроссворды. Везде: в электричках, на даче, дома, в метро. Или читают модные бестселлеры. А вершиной их сознания есть западная лжеэзотерика и фэнтези. Их ум настолько зацементирован разными земными знаниями (энергиями), что он просто-напросто не воспринимает более высоких – духовных знаний.

Потому-то Живая Этика предупреждает против чрезмерного зазубривания. Новое образование должно вложить в сознание учеников основы духовного миропонимания, основы по всем предметам, связав их в единое целое, дав целостное восприятие мир, а всё остальное человек может найти в библиотеке или на компьютере в справочниках.

Нужно понимать, что чрезмерное зазубривание отбивает у детей желание учиться и творить, и может вызвать вообще отвращение от знаний и посещения школы: «Память и сознание. Если память – для прошлого, то сознание – для будущего. Потому заменяем память сознанием. Памятью не Могу проникнуть в пределы Солнца, сознание же открывает Врата. Музей и библиотека Нам заменяют память, и потому ученик не должен пенять за потерю старой памяти. Просто малая вещь заменяется великой».

Читая дневники З.Г.Фоздик можно увидеть, как Е.И.Рерих предупреждала, чтобы не убить в ребенке энтузиазм и полет мысли. Потому школа должна следить за осознанием знаний в ученике, а не за их количеством.

  1. Вывод из  школы  ВСЕХ  функций, не имеющих отношения к учебе. Кружки,  секции,  центры  творчества, детские организации — всё это должно  быть  вне  школы  и  не  на  её  базе. Если учитель хочет заниматься с детьми  и этим,  то  он  занимается  не  как учитель  и  без  оглядки  на  школу  и  её начальство.

Нельзя разделять классное и внеклассное образование. Нельзя в школе оставлять лишь «учебу», забыв о воспитании. Наоборот, нужно вообще убрать такое понятие, как «классное и внеклассное» обучение. Образование должно стать целостным. Потому следует пересмотреть школьную программу и сгармонизировать научные предметы с искусством. Их должно быть поровну. На уроках ученики должны в одинаковой мере изучать математику, физику, химию, биологию и пение, рисование, хореографию, ремесла. А после обязательных предметов каждый выбирает себе обязательные факультативы, кружки, секции по душе. Это будет не «внеклассное» обучение, а продолжение общего процесса образования.

  1. Кардинальный, тщательный пересмотр   программы   с   удалением  из  неё  всех  непонятно  откуда возникших «развлекательных» предметов.    Базой    должны    стать следующие  группы:  1.  Математика (алгебра    и    геометрия), физика, химия;   2.   Русский   язык,   русская литература,    мировая    литература, иностранный  язык  (не  более  2  ч. в  неделю);  3.  История,  обществознание;    4.    География, биология, астрономия;  5.  Рисование, пение; 6.   Физическая   культура,   военное дело, практический труд. Эти предметы и их производные. Всё остальное  – должно  идти  ТОЛЬКО  факультативом  при  наличии  желающих  этим заниматься.

Этот пункт повторяет предыдущий. Отдельно нужно остановиться на 5 и 6 группе базовых предметов. По моему глубокому убеждению нужно добавить хореографию. Объясню почему. Новая школа должна развивать и воспитывать не только физическое тело, ум, но и душу. Физкультура однобока – она укрепляет лишь тело. Сухомлинский пытался исправить это положение, потому требовал от учеников не спортивных рекордов и нормативов, а красивого выполнения упражнения (культуры движения). Хореография не в меньшей степени развивает ребёнка физически, чем физкультура, но в дополнение к этому, она насыщает душу возвышенными энергиями с помощью музыки, а с помощью разнообразных танцевальных движений развивает невероятную ловкость, подвижность, пластику, творчество, выносливость. Не забудем о развитии с помощью хореографии разнообразной памяти (зрительной, слуховой, физической), чувство ритма, о воспитании правильных взаимоотношений между мужским и женским началом.

Если сравнить танцора и физкультурника, то по всем показателям, кроме сугубо спортивного, преимущество будет, именно, за первым. Опять таки мы можем видеть ущербность сугубо физкультурного образования на примере руководителей нашей страны. Все они в советской школе получили крепкое физическое тело, большой запас жизненной энергии, но не получили духовного-нравственного воспитания. В итоге их здоровые тела творят ужасное зло и уничтожают Россию, да и планету в целом.

Отсюда следует вывод: физкультура должна входить как составляющая в хореографию.

Военное дело. Военное дело должно расширить свои задачи. Этот предмет будет воспитывать не только защитников Родины, но и защитников Добра и Истины. Военное же дело в современном мире учит защищать не Родину, а власть, которую все привыкли отождествлять с Родиной. Военные сейчас не защищают, а воюют со своим народом. Как и священники – не народ защищают, а тех, кто уничтожает его. Военные забыли, что Родина – это в первую очередь люди, народ населяющий географическое пространство нашей страны. Родина – это духовные и культурные ценности, благодаря которым разрозненные люди объединяются в народ. А народ развивается или разлагается, в зависимости от того, в каком состоянии находятся его духовно-культурные сокровища: их сохраняем и приумножаем, или отказываемся и забываем о них.

Потому военное дело, кроме защиты географических границ страны, должно также научить как защищать духовность, культуру. Ибо за царя-батюшку, за чиновника народ готов отдать жизнь, а спросить с царя и других власть имущих за поругание ими духовных и культурных ценностей – боимся даже слово молвить. Или дать отпор хамству, пьянству, разгильдяйству, безчестию, порочности – хотя бы на словах, даже этого боимся.

Духовной борьбе военное дело также должно учить.

  1. Введение школьной  мебели  с  приборами  для  принудительной  правильной посадки  –  такие  есть,  они  не  позволяют  елозить  грудью  по  парте,  гнуть спину  и  т.д.  Выглядит  это  сурово,  но скажите, положа руку на сердце: массовые сколиозы и проблемы со зрением не слишком дорогая плата за возможность принять за партой вольную позу?

Давайте разбёремся – в чем причина того, что ученик начинает елозить грудью по парте и гнуть спину? В физической неразвитости, когда слабые мышцы не могут удержать в вертикальном положении спину и голову. Тогда организм ищет дополнительную точку опоры. Но каждодневный труд укрепят физическое тело и тогда сильные мышцы мощно зафиксируют позвоночник и шею в строго вертикальном положении. Тогда не нужны будут «костыли» в виде «правильной школьной мебели».

Не забудем про хореографические пятиминутки, которые позволят снять однобокое напряжение рук, спины, шеи и глаз и, благодаря специально подобранным упражнениям, позволят вытянуть позвоночник в правильное строго вертикальное положение. Редакция газеты уже разработала такую пятиминутку, она будет опубликована в детском журнале. Ее можно применять уже сейчас на любом уроке.

  1. Строжайшая дисциплина. Думаю, что от слова «строжайшая» следует отказаться, ибо оно может породить изуверства и чрезмерность. Как сказано: «Нужна мера во всем». Достаточно просто дисциплины. В учениках нужно воспитывать осознанность дисциплины, будить голос совести, растить ответственность. Тогда дисциплина станет потребностью. Да, это сложнее, это требует творческого подхода всей школы, всех учителей. Это сложнее палочной дисциплины, ибо нужно начать «шевелить извилинами»: найти индивидуальный подход к каждому ученику, разбудить в нём лучшее, доброе.

Главное, чтобы дисциплина не превратилась в бездумную муштру и безприкословное повиновение. Должны быть строгие правила поведения, но должна быть и свобода творчества и инициатива. А словом «строжайшая» мы попросту можем распугать и без того самостных обывателей и предстать в виде надзирателей концлагерей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x