Знамя Майтрейи
137

ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО

   Иван Александрович Ильин (28.03.1883, Москва – 21.12.1954, Цолликон, Швейцария) – выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках.
   
   Какими должны быть русские патриоты?
   Когда мы размышляем об исторических путях и судьбах России и особенно о ее будущем, то мы должны иметь в виду, прежде всего, размеры и своеобразие переживаемого ею крушения, его глубину и сложность.
   Сегодня Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса; в творчестве – идейном, программном и тактическом, политическом и социальном. Положение наше, русских патриотов, единственно в своем роде, и это мы должны усвоить крепко, от этого мы должны отправляться и именно так осмысливать нашу задачу. Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия. У нас своя особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем. У нас иное правосознание и иная государственность. Так было всегда. И так обстоит особенно теперь, после всего перенесенного Россией в революции. Поэтому механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, могут думать, что Россия спасется какою-нибудь новою слепою формою западничества. Формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями.
   Вот почему русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы.
    Это творческое задание мы не можем, не смеем суживать. Нельзя ставить вопрос о борьбе за Россию так, что «все дело в свержении большевиков, а там увидим». Нельзя урезывать свое понимание одним первым этапом, чисто отрицательным заданием: «Долой!», а потом все «выяснится и утрясется»… В этом роде мыслило предшествующее поколение, оппозиционно-революционное: оно твердило «Долой самодержавие» и воображало, что дальнейшее пойдет гладко и верно по схемам западноевропейской демократии. Оно не видело ни своеобразия, ни величия России, ни пробелов русского национального характера; и потому его «положительная программа» не годилась для России, была нежизненна и неверна. И что же? Предреволюционная монархия пала неожиданно с непредвиденной быстротой и «легкостью», а дальнейшее пошло по невиданным, неслыханным, кошмарным путям и только проявило наивную немощь свергателей, их политическую недальновидность и полную неподготовленность…
   России нужна новая созидательная творческая идея
    Первое, что мы должны сказать: ожесточенным ломом, ревом и погромом без цели и без идеи Россию не спасешь. Необходима идея. Идея долгого, волевого дыхания. И создание этой идеи лежит на нас.
   России же нужен не шум, а ответственная идея, — на десятилетия, на века… Идея не отрицательная, а положительная; государственная созидательная; но не формальная, то есть не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, то есть, например, на «монархию» или «республику», так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы… Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная.
   Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Само собою разумеется, что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием.
   Враги России были как бы призваны к тому, чтобы духовно пробудить нас… Но национального воспитания они нам, конечно, не дадут: и не захотят, и не смогут. Национальное воспитание может быть осуществлено и должно быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией... народным учителем, профессором, офицером, судьею, чиновником, художником и литератором. Для этого России нужен новый отбор людей – отбор духовный, качественный и волевой. Отбор несоблазненных душ, противопоставивших мировой смуте и заразе – Бога, родину, честь и совесть; и непреклонную волю; идею духовного характера и жертвенного поступка. Мы все призваны влиться в этот процесс теперь же; а закончится он только в следующих поколениях.
   Возрождение учителя для воспитания русского национального духовного характера
   Идея русского национального духовного характера не есть ни политический лозунг, ни политическая программа; это – руководящая, творческая идея.
   В ней указан и лозунг сегодняшнего дня: ибо ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер; они должны найти друг друга, сговориться и сорганизоваться.
   Углубить и укрепить в жизни русский национальный духовный характер – значит научить русского человека духовно быть, самостоятельно творить и отстаивать свою родину. Это значит привести в движение и довести до великого духовного расцвета – религиозную глубину русского духа.
   В старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но взращивались церковью, выковывались в монастырях и в армии. В будущем к этим очагам русской национально-духовной силы должна присоединиться вся система народного образования и все патриотически-орденские организации религиозного и светского характера. Живая школа общественного самоуправления и твердая центральная власть постепенно довершат это дело.
   Русский народ будет искать после революции великой и спасительной религиозной цельности. Православный монастырь, ведомый православным старчеством, во всей его мудрости и свободе, найдет и укажет ему путь к этой цельности. Тогда он даст России науку религиозного характера и справится со своей безпримерной задачей всероссийского миссионерства.
   Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Всё это элементарные предпосылки характера. Армия невозможна без дисциплины и усердия. Армия требует воинского качества.
   Вся система народного образования должна влиться в эту борьбу за национально-духовный характер.
   В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
   Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное безпринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Безпринципность ведет на службу к дьяволу.
   Судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства – выдвинуть кадр народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром.
   Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, правосознание, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
   Воспитать и подготовить народного учителя – значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое, обучение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Сама идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
   Все, что воспитывает духовный характер человека, – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами.
   Спорт укрепляет и воспитывает характер, если он не жесток, если он сковывает и дисциплинирует страсти, а не разнуздывает их. Этим должно определиться отношение к спорту в России.
   Хоровое пение дивным образом сочетает самостоятельность человека с осуществлением общественной гармонии – культ национального русского дара к песнопению с облагораживающей силой музыки. Поэтому хоровое пение должно стать делом всенародным, делом государственной важности.
   Частная собственность воспитывает человека к самостоятельности и самодеятельности; она должна быть утверждена в социальных формах и видах. Коммунизм угашает личное начало в человеке, и ему не будет места.
   Кооперация, основанная на добровольном объединении самостоятельных хозяев, но отнюдь не образующая социалистическое «государство в государстве», будет цвести в будущей России.
   Особая забота должна быть о духовном воспитании детей.
   Основная и священная задача воспитателя состоит в том, чтобы озарить детскую душу божественными лучами, дать ей вострепетать от них, осчастливить ее ими, влюбить детский инстинкт в Бога и Его мировые веяния; чтобы эта тайна перерождающего соприкосновения состоялась еще тогда, когда никакое ожесточение и окаменение не овладело душою и не исказило ее судорогою зла; тогда, когда душа нежна, непосредственна, чутка и доверчива.
   И вот, когда детская душа, умиленная и трепещущая от сострадания к страдающему, рванется ему на помощь; когда ребенок, почувствовав неизмеримую благость и любовь Бога, Отца, всячески осчастливленный этой любовью, захочет ответить на нее; когда у ребенка навернутся слезы на глазах от восторга перед красотою небесного облака, или сияющей бабочки, или глубокой и сильной мелодии; когда у него сожмутся кулачонки и засверкают глаза от желания стать, как Александр Невский, как Козьма Минин, или как Лавр Корнилов? – словом, когда луч Божий, непосредственно или преломленный через земные ткани, озарит и опалит его душу, – тогда свершится одно из важнейших и драгоценнейших событий его жизни, событие основополагающее и одухотворяющее: рождение ангела в темной и загадочной глубине инстинкта. Чем раньше и глубже проникнет в детскую душу этот луч – тем лучше; чем живее, чем искреннее он будет удержан ею – тем продуктивнее. Именно инстинкт ребенка должен быть им пленен и осчастливлен: чтобы от инстинкта к духу на всю жизнь установился и упрочился легкий и свободный ход; чтобы инстинкт в самые трудные и страшные минуты жизни таил в самом себе любовь к духу и волю к духу и мог всегда найти путь к нему. Этим закладывается, этим уже заложена основа человеческой духовности, начало духовного характера.
   Что такое духовное бытие и духовный характер?
   Что же должны мы воспитать в самих себе и в нашем народе? Что такое духовный характер? И как приступить к этому делу?
   Мало сказать «воспитание характера» надо непременно договорить: воспитание духовного характера. Русская душа должна приобрести уклад волевой, достойный и царственный. Она должна выстрадать и выковать себе духовный характер.
   Человек без духа не достоин своего звания.
   Все люди и все народы – знают они о том или не знают – слагают свою жизнь, свои дела, свою историю перед лицом Божиим. Им светит божественная благодать. Им даются дары Духа Святого. Божественная стихия, вливаясь в человека, создает его духовный характер, а развертываясь в его делах и созданиях, слагает духовную культуру народа.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
17723
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6766
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1925
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9628
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4609
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4932
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
9
26.08.2019
Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017
41
26.08.2019
Лженаука против «лженауки»
41
16.08.2019
Судьба русских изобретений
61
18.07.2019
А судьи кто?
479
09.07.2019
КУЛЬТУРА
129
09.07.2019
Мост Спасения
126
04.07.2019
Устремленная в будущее
142
03.07.2019
Указ к Бою
121
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
137
18.06.2019
Символы
148
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
139
16.06.2019
Марс почти рядом
171
11.06.2019
ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
197
02.06.2019
«ИМЕЕШЬ СЕРДЦЕ!»
153
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
262
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
203
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
317
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
318
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
510
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
338
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
331
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
334
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
321
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
147
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
88
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
99
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
83
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
149
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
100
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
121
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
211
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
270
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
124
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
127
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
117
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
102
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
134
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
120