Знамя Майтрейи
412

ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО

   Иван Александрович Ильин (28.03.1883, Москва – 21.12.1954, Цолликон, Швейцария) – выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках.
   
   Какими должны быть русские патриоты?
   Когда мы размышляем об исторических путях и судьбах России и особенно о ее будущем, то мы должны иметь в виду, прежде всего, размеры и своеобразие переживаемого ею крушения, его глубину и сложность.
   Сегодня Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса; в творчестве – идейном, программном и тактическом, политическом и социальном. Положение наше, русских патриотов, единственно в своем роде, и это мы должны усвоить крепко, от этого мы должны отправляться и именно так осмысливать нашу задачу. Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия. У нас своя особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем. У нас иное правосознание и иная государственность. Так было всегда. И так обстоит особенно теперь, после всего перенесенного Россией в революции. Поэтому механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, могут думать, что Россия спасется какою-нибудь новою слепою формою западничества. Формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями.
   Вот почему русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы.
    Это творческое задание мы не можем, не смеем суживать. Нельзя ставить вопрос о борьбе за Россию так, что «все дело в свержении большевиков, а там увидим». Нельзя урезывать свое понимание одним первым этапом, чисто отрицательным заданием: «Долой!», а потом все «выяснится и утрясется»… В этом роде мыслило предшествующее поколение, оппозиционно-революционное: оно твердило «Долой самодержавие» и воображало, что дальнейшее пойдет гладко и верно по схемам западноевропейской демократии. Оно не видело ни своеобразия, ни величия России, ни пробелов русского национального характера; и потому его «положительная программа» не годилась для России, была нежизненна и неверна. И что же? Предреволюционная монархия пала неожиданно с непредвиденной быстротой и «легкостью», а дальнейшее пошло по невиданным, неслыханным, кошмарным путям и только проявило наивную немощь свергателей, их политическую недальновидность и полную неподготовленность…
   России нужна новая созидательная творческая идея
    Первое, что мы должны сказать: ожесточенным ломом, ревом и погромом без цели и без идеи Россию не спасешь. Необходима идея. Идея долгого, волевого дыхания. И создание этой идеи лежит на нас.
   России же нужен не шум, а ответственная идея, — на десятилетия, на века… Идея не отрицательная, а положительная; государственная созидательная; но не формальная, то есть не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, то есть, например, на «монархию» или «республику», так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы… Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная.
   Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Само собою разумеется, что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием.
   Враги России были как бы призваны к тому, чтобы духовно пробудить нас… Но национального воспитания они нам, конечно, не дадут: и не захотят, и не смогут. Национальное воспитание может быть осуществлено и должно быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией... народным учителем, профессором, офицером, судьею, чиновником, художником и литератором. Для этого России нужен новый отбор людей – отбор духовный, качественный и волевой. Отбор несоблазненных душ, противопоставивших мировой смуте и заразе – Бога, родину, честь и совесть; и непреклонную волю; идею духовного характера и жертвенного поступка. Мы все призваны влиться в этот процесс теперь же; а закончится он только в следующих поколениях.
   Возрождение учителя для воспитания русского национального духовного характера
   Идея русского национального духовного характера не есть ни политический лозунг, ни политическая программа; это – руководящая, творческая идея.
   В ней указан и лозунг сегодняшнего дня: ибо ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер; они должны найти друг друга, сговориться и сорганизоваться.
   Углубить и укрепить в жизни русский национальный духовный характер – значит научить русского человека духовно быть, самостоятельно творить и отстаивать свою родину. Это значит привести в движение и довести до великого духовного расцвета – религиозную глубину русского духа.
   В старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но взращивались церковью, выковывались в монастырях и в армии. В будущем к этим очагам русской национально-духовной силы должна присоединиться вся система народного образования и все патриотически-орденские организации религиозного и светского характера. Живая школа общественного самоуправления и твердая центральная власть постепенно довершат это дело.
   Русский народ будет искать после революции великой и спасительной религиозной цельности. Православный монастырь, ведомый православным старчеством, во всей его мудрости и свободе, найдет и укажет ему путь к этой цельности. Тогда он даст России науку религиозного характера и справится со своей безпримерной задачей всероссийского миссионерства.
   Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Всё это элементарные предпосылки характера. Армия невозможна без дисциплины и усердия. Армия требует воинского качества.
   Вся система народного образования должна влиться в эту борьбу за национально-духовный характер.
   В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
   Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное безпринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Безпринципность ведет на службу к дьяволу.
   Судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства – выдвинуть кадр народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром.
   Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, правосознание, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
   Воспитать и подготовить народного учителя – значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое, обучение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Сама идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
   Все, что воспитывает духовный характер человека, – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами.
   Спорт укрепляет и воспитывает характер, если он не жесток, если он сковывает и дисциплинирует страсти, а не разнуздывает их. Этим должно определиться отношение к спорту в России.
   Хоровое пение дивным образом сочетает самостоятельность человека с осуществлением общественной гармонии – культ национального русского дара к песнопению с облагораживающей силой музыки. Поэтому хоровое пение должно стать делом всенародным, делом государственной важности.
   Частная собственность воспитывает человека к самостоятельности и самодеятельности; она должна быть утверждена в социальных формах и видах. Коммунизм угашает личное начало в человеке, и ему не будет места.
   Кооперация, основанная на добровольном объединении самостоятельных хозяев, но отнюдь не образующая социалистическое «государство в государстве», будет цвести в будущей России.
   Особая забота должна быть о духовном воспитании детей.
   Основная и священная задача воспитателя состоит в том, чтобы озарить детскую душу божественными лучами, дать ей вострепетать от них, осчастливить ее ими, влюбить детский инстинкт в Бога и Его мировые веяния; чтобы эта тайна перерождающего соприкосновения состоялась еще тогда, когда никакое ожесточение и окаменение не овладело душою и не исказило ее судорогою зла; тогда, когда душа нежна, непосредственна, чутка и доверчива.
   И вот, когда детская душа, умиленная и трепещущая от сострадания к страдающему, рванется ему на помощь; когда ребенок, почувствовав неизмеримую благость и любовь Бога, Отца, всячески осчастливленный этой любовью, захочет ответить на нее; когда у ребенка навернутся слезы на глазах от восторга перед красотою небесного облака, или сияющей бабочки, или глубокой и сильной мелодии; когда у него сожмутся кулачонки и засверкают глаза от желания стать, как Александр Невский, как Козьма Минин, или как Лавр Корнилов? – словом, когда луч Божий, непосредственно или преломленный через земные ткани, озарит и опалит его душу, – тогда свершится одно из важнейших и драгоценнейших событий его жизни, событие основополагающее и одухотворяющее: рождение ангела в темной и загадочной глубине инстинкта. Чем раньше и глубже проникнет в детскую душу этот луч – тем лучше; чем живее, чем искреннее он будет удержан ею – тем продуктивнее. Именно инстинкт ребенка должен быть им пленен и осчастливлен: чтобы от инстинкта к духу на всю жизнь установился и упрочился легкий и свободный ход; чтобы инстинкт в самые трудные и страшные минуты жизни таил в самом себе любовь к духу и волю к духу и мог всегда найти путь к нему. Этим закладывается, этим уже заложена основа человеческой духовности, начало духовного характера.
   Что такое духовное бытие и духовный характер?
   Что же должны мы воспитать в самих себе и в нашем народе? Что такое духовный характер? И как приступить к этому делу?
   Мало сказать «воспитание характера» надо непременно договорить: воспитание духовного характера. Русская душа должна приобрести уклад волевой, достойный и царственный. Она должна выстрадать и выковать себе духовный характер.
   Человек без духа не достоин своего звания.
   Все люди и все народы – знают они о том или не знают – слагают свою жизнь, свои дела, свою историю перед лицом Божиим. Им светит божественная благодать. Им даются дары Духа Святого. Божественная стихия, вливаясь в человека, создает его духовный характер, а развертываясь в его делах и созданиях, слагает духовную культуру народа.
   Чувство собственного духовного достоинства не есть ни тщеславие, ни честолюбие, ни гордыня. Оно не только не исключает чувство ответственности, религиозное смирение и покаянное очищение, но является прямым условием их верного, искреннего и плодотворного переживания.
   Ибо чувство ответственности растет и крепнет именно от непосредственного предстояния своей купине и ее голосу. И именно в этом предстоянии, трепетном и ответственном, человек впервые научается смиряться без лицемерия и аффектации, видеть себя малым и слабым в отрыве от Божьей силы. Он научается смирению без унижения; смирению, а не рабству; он научается по слову ап. Петра служить, как свободный (I Пет. 2, 16). И покаяние у него никогда не превратится в отчаяние о себе и не поведет его на путь безсильного примирения с грехом: ибо источник его возрождения и его силы в нем самом – ему стоит только войти в свой кремль и храм и внять гласу из купины; и он знает об этом, помнит – и покаяние его становится от этого творческим.
   Чувство собственного духовного достоинства есть драгоценная и безусловная основа настоящего характера. Оно как будто говорит человеку неумолчно: помни, что твоя воля укоренена в благе; что ты сам хочешь добра, к которому ты призван; что доступ к нему открыт тебе ежесекундно и пожизненно; что ответственность твоя перед Богом, перед собою и перед людьми велика и неизбывна; помни о своих слезах и клятвах перед этим алтарем и оставайся верен своей вере и своей любви, чего бы это тебе ни стоило.
   Спросим себя: способен ли такой человек на измену или предательство? Способен ли он на низость или продажность? Способен ли он на клевету или интригу? И установим, что Россия нуждается прежде всего и больше всего в людях такого уклада и характера. Россия только тогда стряхнет с себя и вытравит из своей души последние остатки и крепостного права, и коммунистического порабощения, когда встанет такое поколение деятелей и граждан.
   И именно тогда начнут исчезать из русского душевного уклада рабские, подлые и пошлые черты, которые закреплены в русских поговорках, которые отразили наши частые грехи: «Чей хлеб ешь, того и обычай тешь»; «В какое стадо залетел, так и каркай»; «Меж волками вой по-волчьи, меж свиньями хрюкай по-свинячьи»; «Рука руку моет, вор вора кроет»; «Мимо идти да не украсть – люди дураком назовут»; «Закон, что дышло: куда поворотишь, туда и вышло»; «Что за чины, когда во щах нет ветчины»; «Конь любит овес, а воевода принос»; «Деньгам все повинуется»; «Стыд не дым, глаза не выест»; «Казна – шатущая корова – не доит ее ленивый»; «Казенного козла за хвост подержишь – шуба будет»; «Дай прокормить казенного воробья – без своего гуся за стол не сядем»… и т. д., и т. п.
   Не довольно ли? Не ясно ли?
   Чувство собственного духовного достоинства есть основа достойного, верного образа действий; основа здоровой гражданственности, творческого правопорядка, могучей армии, крепкого государства. Это есть основа неподкупного, честного служения Родине и всякому Божьему делу на Земле, основа того, что я называю предметным поведением в жизни и творчестве: и в политическом творчестве, и в научном; и в художественном, и в хозяйственном.
   Силен тот народ, где люди знают, говоря словами Пушкина, «первую науку: чтить самого себя». Но чтить самого себя может только тот, кто носит в себе Бога. Ибо только ему есть за что себя чтить – и притом не от самомнения, заносчивости или гордыни. Он чтит в себе Божий и ангельский зрак, чтит в себе Того, Кому заповедано молиться «Отче наш…» и кто этою молитвою утверждает в себе сына Божьего.
   Умение владеть собою, распознавать людей и определять – за что стоит жить и умереть
   Таковы основы духовного характера со всеми их последствиями и проявлениями. Из них проистекает прежде всего умение владеть собою: самому устанавливать для себя закон жизни и поведения и самому свободно этот закон выдерживать и соблюдать (то, что можно передать греческим словом автономия – по-русски буквально самозаконие).
   Эта автономность характера – это самообладание, этот самоудерж является условием верности и свободы. Ибо для того, чтобы блюсти верность Родине, правительству, жене, своему слову, нужна не только преданность сердца, но еще и живая, волевая власть над самим собою, над произволом своего ума, над кипением своих страстей, над своею корыстью и ленью.
   Русский человек силен тогда, когда он целен; а цельности он достигает прежде всего и больше всего через свободу – через внутреннюю свободу любви и свободу веры. И замечательно, что этой свободой любви и веры проникнут дух русский.
   Духовный характер дает людям еще одну драгоценную способность – распознавать людей, их духовность, их силу, их ранг, их призвание, их верность. Ибо распознать все это может только тот, кто сам к этому причастен, кто или уже имеет это, или же упорно и усердно работает над тем, чтобы это приобрести.
   Вот почему к организаторской и водительской деятельности призваны именно люди с духовным характером и только они, ибо им дано видеть в других людях, кто из этих других к чему призван и кто силен, кто слаб и кто верен, а кто затаил в себе предателя и кто какой ранг способен понести и вынести. А вне этого не создать никакой могучей и ведущей, жизненно-творческой организации.
   В отборе людей, который уже начат силою исторических событий и ныне продолжается и совершается сам собою, решает прежде всего и больше всего критерий жизни и смерти. Ибо эти события – и великая война, и революция, и наше рассеяние – неустанно твердят нам одно: «Жить стоит только тем, за что стоит бороться на жизнь и на смерть, за что стоит умереть». Стоит бороться и умереть за Бога, за веру, за духовную свободу, за честь, за Родину, за семью; стоит бороться и умереть за свой народ, за его духовную культуру, за его творческую жизнь, за национальное искусство, за национальное достояние, за национального вождя. И новые русские поколения должны внять этому критерию у самой колыбели своей.
   Пусть никто не говорит, что это сурово, невозможно и неосуществимо. Ибо вот смотрите: разве я выдумал эти слова и это требование? Разве не сама русская история громко твердит их вот уже двадцать лет у колыбели новорождающихся русских людей и разве не слышите вы в этих словах как бы некий исторический голос, который сразу обличает наше прошлое малодушие и оскудение и в то же время дает нам обетование неизмеримо большего и прекрасного? Ведь в этом последний, потрясающий смысл всего того, что переживают русские люди под ярмом большевицкого террора: «Предай и предайся или закались и воспари; ибо жить стоит только тем, за что стоит бороться на смерть и умереть»… И не большевики мыслят и говорят это – куда им, слепым кротам материализма! Но в плавильне их зверского террора «дробится стекло» русской духовной безхарактерности и «куется булат» русского национального характера. И, видя это, можем ли мы сомневаться в том, чем это кончится? И можем ли мы пассивно недоумевать о том, что нам надлежит делать?
   Творческая идея нашего будущего – воспитание и укрепление русского национального рыцарства, создание деятельных общин и рыцарских организаций
   Мы должны прежде всего и больше всего крепить, растить и углублять русский национальный духовный характер в самих себе, и в других, и в наших детях. В этом залог спасения, знамя спасения и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед. В этом творческая идея нашего будущего, в этом критерий нашего успеха. Это мерило для нашего государственного и хозяйственного строя. Здесь источник расцвета русской науки, русского искусства, русской культуры.
   И не «приступить» к этому мы должны, ибо мы к этому уже приступили; а сознательно, и планомерно, и неутомимо предаться этому.
   Идея духовного характера должна стать и станет в России ведущей идеей, программой, мерой. Безхарактерность будет мерою неудачи и стыда; характер - мерою успеха и почета. Людей, которые не любят ничего высшего и не верят ни во что божественное, будут сторониться; их будут обходить. С людьми, у которых нет очевидности, не будут разговаривать, ибо с трупами не беседуют. Всюду будут искать людей совестных и верных. Люди, лишенные чувства собственного духовного достоинства, займут последний ранг в обществе. Люди, не способные к автономному самообладанию, будут обуздываться и клеймиться. Россия вступит в эпоху орденских и рыцарских организаций.
   Ибо русские люди поймут и продумают окончательно то, что начали понимать уже и в наши дни: а именно: что один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море и что два таких человека, сговорившихся в крепком и верном, жизненно-смертном единомыслии образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может все и для него нет невозможного.
   И потому мы теперь же, сегодня же должны – каждый в себе самом, за себя и для себя, и в то же время для других и для России – ковать в себе этот духовный характер, измеряя себя и свои поступки этими мерилами: любви, веры, очевидности, совести, чувства собственного духовного достоинства, автономного самообладания и смертной готовности. И все это перед лицом России – ее исторических судеб, ее трагедии и ее возрождения, ее потребностей, ее грядущих путей; познавая ее через свою собственную душу и познавая себя в ее истории и ее духе. Итак, спасение России – в воспитании и укреплении русского национального рыцарства. В этом все: идея, программа и путь борьбы. Это единственно верное и единственно нужное. Все остальное есть проявление, развитие и последствие этого. Рыцарский дух; рыцарская дисциплина; рыцарское единение; рыцарская борьба! В мире раздор и смута потому, что люди ищут только «своего» и только «для себя». Смута и раздор, потому что в жадных сердцах нет престола Божия, нет служения и ответственности и потому нет и спасительной, творческой идеи, которая дала бы не только новую цель и новую программу, но указала бы и новое бытие и новые формы бытия. Нет этой идеи: христиански-милосерднойсоциальной и в то же время духовно-правовой, патриотически-государственной и грозной. Да, милосердной и грозной: рыцарственной. Оставим в стороне другие страны и другие народы и их спасение. У них свои язвы, свои беды, свои нужды и свои опасности. Нельзя быть умным и сильным за других. Мы сами – безпризорные дети; и потому не наша печаль чужих детей качать. Оставим до времени все эти общечеловеческие мечты и вселенские химеры. Россия перед нами! А ей необходимо русское рыцарство: новое служение по-новому служащих новых служилых кадров. Быть рыцарем – значит предстоять престолу Божьему – быть крепким православным человеком; и в этом трепетном предстоянии почерпать безтрепетность для честного и грозного служения. Быть рыцарем – не значит иметь отвлеченный «идеал», но значит быть верным, сильным и безстрастным орудием живой идеи, ее носителем до смерти, ее слугою на смерть. Быть рыцарем – значит закалять свой характер; значит утопить свое малое «я» в великом, национально-патриотическом «Мы» и подчинить свое личное общему спасению. Быть рыцарем – значит построить свою жизнь на свободном повиновении Предмету своего служения и Вождю и поднять забрало навстречу врагу. Быть рыцарем – не значит «отвергать собственность», но значит оплодотворять ее трудом и преображать щедростью. Быть рыцарем – значит вносить во все дела дух неуравнивающей справедливости, нести своему народу братство, слабому – защиту, злому – грозу!.. Невозможно? Неосуществимо? Утопическая мечта? Непосильный идеал? Смотрите же: весь смысл переживаемой нами смуты в том, чтобы повсюду запылали очаги нового, национально-государственного рыцарства. И не говорите, что «нас мало» и что нельзя нам «переть против рожна». Тех, кто прав, силен и верен, всегда было на свете меньше; и все большие движения всегда начинались скудным меньшинством. Дело не в числе людей, а в их внутренней, духовной силе и в их спайке на жизнь и на смерть. Зверь гораздо сильнее укротителя, но не смеет броситься на него, пока дух укротителя собран и пока не дрогнула сила его взгляда. Будем же твердо уверены в возрождении России. И доведем себя до очевидности в вопросе о необходимости для России национального духовного характера. И тогда все сложится само собою. Знаем мы, что русскому человеку в массе нелегко дается сила характера. Но если характер дался и удался русскому человеку – то крепости его искони дивились другие народы. Читайте историю России: и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия Радонежского, патриарха Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами. Так было. Так и еще лучше будет и впредь. В России зазияла бездна безбожия и жадности, безчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением деятельных духовный общин и рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли…
   1934 год





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

16.05.2020
Обсуждение тем Агни Йоги
1260
01.04.2020
Русский ПОДВИГ
560
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
22837
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
7993
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
10337
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
5568
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5880
10.09.2020
Маски и перчатки!
60
25.07.2020
Ответ Дворникову Ю.Б (В.Н. Казанцев)
164
25.07.2020
Ответ Дворникову Ю.Б. (Мельник А.)
192
25.07.2020
О современном воплощении Н.К. Рериха (Дворников Ю.Б.)
251
05.07.2020
Всякая ли власть от Бога?
498
17.04.2020
Обзор газеты №3 за 2020 год
419
15.04.2020
СРАЖАТЬСЯ НАДО
338
15.04.2020
Добро пожаловать в Средневековье.
602
15.04.2020
Самое лучшее — детям
255
15.04.2020
Пишу письмо
277
14.04.2020
Творите добро сами.
267
14.04.2020
Главное - применить.
334
13.04.2020
Прут в пропасть
279
12.04.2020
«Единительный» или объединительный съезд
280
24.03.2020
Обзор газеты №2 за 2020 год
404
19.01.2020
Обзор газеты №1 за 2020 год
624
07.01.2020
Обзор газеты №11 за 2019 год
517
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6
72
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7
69
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 8
63
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 9
76
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10
92
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1
79
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 2
75
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 3
78
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 4
74
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 5
74
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
782
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
852
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
779
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
641
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
671
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
1247
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
182
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
144
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
165
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
189
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
175