Знамя Майтрейи
795

НА КРЫЛЬЯХ ПОБЕДЫ

Иван Евграфович Федоров
   Иван Евграфович Федоров участник многих войн, выдающийся лётчик-испытатель, фирменный лётчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полёт в 1929 году, а спустя почти 20 лет, осенью 1948 года, стал первым советским лётчиком, достигшим скорости звука...
   И. Е. Фёдоров родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. Настоящая фамилия Ивана Евграфовича - Денисов. Его отец, будёновец Первой Конной Армии, вернувшись с Гражданской войны в Луганск, переписал сына на фамилию своего деда. Это, как говорится, от греха подальше, так как 8-летний Иван, будучи батраком у местного багатея, в отместку за побои хозяина поджёг его усадьбу, нанеся немалый ущерб эксплуататору. Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший, в самую лютую зиму ходивший в одной рубашке. Прожил бы дедушка ещё неизвестно сколько, да наступил на ржавый гвоздь и помер от заражения крови.
   Только в 14 лет у Вани Фёдорова появилась возможность продолжить образование, где он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошёл за 2 года, окончил обучение на слесаря-инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. Да к тому же увлёкся авиацией в планерной школе и уже в 15 лет поднялся в небо (руководителем лётного кружка в Луганске был знаменитый впоследствии лётчик-планерист Василий Степанчонок). К лётному делу Иван относился серьёзно - выполнил нормативы мастера по 6 видам спорта: боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле.
   Первый в своей жизни полет Иван совершил на собственноручно сконструированном и построенном планере. Он поднял его в воздух с девятого раза. Уже тогда сверстники отмечали его упорство и полнейшее отсутствие почтения к авторитетам.
   После окончания ФЗУ Фёдоров работал слесарем, помощником машиниста и машинистом на маневровых паровозах, но мечту летать не оставлял. В 1929 году окончил школу Осоавиахима по классу гражданского лётчика. В 1932 году он был призван в ряды Красной армии и в том же году, окончив Ворошиловградскую военную школу пилотов, начал службу младшим лётчиком, а затем командиром звена в 35-й авиаэскадрилье Киевского особого военного округа.
   Кстати сказать, в Ворошиловградской военной школе Иван Евграфович добился удивительной статистики: 48 благодарностей и 63 взыскания. При этом летные характеристики у него были сногсшибательными. Даже в аттестационной книжке у него была сделана запись, не характерная для скупого бюрократического стиля Страны Советов: «В пилотировании и бомбометании равных не имел».
   Пилотаж юного военного лётчика Фёдорова в зоне уже тогда обращал на себя внимание напором, чёткостью линий и точной координацией. Командир звена Межтузов не раз ставил в пример молодого пилота. В 1934 году Фёдоров в лагерях под Житомиром впервые познакомился с истребителем И-16, а в 19 лет он был уже командиром эскадрильи, летал на И-15 и И-16, вывозил молодых лётчиков, совершенствовался в пилотировании и боевой подготовке.
   В 1937 году после Воздушного парада над Красной площадью его участников пригласили в Кремль. Был там и старший лейтенант Фёдоров, уже известный среди пилотов как «пилотяга и заводила». 12 самых отчаянных лётчиков договорились проситься в Испанию. В роли ходатая этой операции был выбран Иван Фёдоров.
   Он-то и обратился к Ворошилову с просьбой отправить его в Испанию, где разгоралась гражданская война. Правда, вместо Пиренеев он мог попасть на Соловки - простому летчику не полагалось знать, что СССР оказывает помощь республиканцам.
   17 июня 1937 года запомнился Ивану на всю жизнь: тогда он сбил свой первый самолёт. На порт Лос-Аркасарне (близ Картахены), заходили 5 бомбардировщиков и 2 «Мессера». Прозвучал сигнал тревоги, Фёдоров, не раздумывая, вскочил в ближайший, только что заправленный топливом и укомплектованный патронами истребитель И-16.
   Запустил двигатель и пошёл на взлет, только тогда заметив, что в сиденье нет парашюта. В воздухе Иван осмотрелся, прикинул маневр, врезался в группу вражеских самолётов и резко маневрируя, связал её боем. Наконец, улучшив момент, зашёл «Мессеру» в хвост и сразил врага длинной очередью. Так впервые он испытал радость победы. Однако этот бой вполне мог стать для него и последним... Внезапно заклинившие пулемёты едва не погубили пилота...
   Испанская кампания завершилась для Фёдорова благополучно. В архивном деле № 8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе...», в том числе 2 Ме-109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины - 18 июля и 21 августа 1937 года. Однажды, перехватив одиночный «Фиат», измотал его в 20-минутном бою и заставил сесть на своём аэродроме. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут.
   Еще один заставили сесть на республиканский аэродром.
   Испанцы прозвали его Красным дьяволом и подарили роскошную виллу. Впрочем, Федоров тут же передарил ее своему технику. А вот от высшего ордена Испании - «Лавры Мадрида» - не отказался.
   Специально «выписанные» из Рейха немецкие асы попытались устроить охоту на группу Федорова. Для одного из них это предприятие обернулось позорным пленением вместе с машиной. Федоров позволил немцу зайти себе в хвост, увел из района боя, а затем неожиданным маневром перестроился и сам стал преследовать противника, но не сбил, а прицельными очередями «впритирку» к корпусу заставил сесть на свой аэродром.
   Испанская эпопея едва не закончилась для Федорова трагически. Возвращаясь с боевого задания, он был случайно сбит собственной зенитной артиллерией, но смог выжить. В феврале 1938 года героев Испании чествовали в Кремле. Уже был подготовлен Указ о присвоении Федорову звания Героя Советского Союза. Но на банкете вспыхнула драка. Какой-то чин НКВД выхватил пистолет и выстрелил в живот офицеру-танкисту. Федоров выбил у того оружие и сбил с ног. Больше он ничего не делал, просто ушел. Но из наградных списков вычеркнули всех участников потасовки.
   В конфликте на озере Хасан он записал на свой счет четыре японских истребителя, во время советско-финской войны сбил еще четырех врагов. Тем не менее Действующую армию Федорову пришлось оставить.
   Июнь 1941 года он встретил в Урумчи, где испытывал И-16, которые собирались для войск китайских коммунистов.
   Вскоре по возвращении из Испании, Иван Фёдоров получил назначение на должность командира 7-го ИАП. В 1939 году окончил в Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров авиаполков - бригад и стал командиром 42-го ИАП. Затем последовали ещё две «загранкомандировки». Первая - через Благовещенск в Китай, где майор И.Е. Фёдоров находился в качестве советника по истребительной авиации.
   После начала Великой Отечественной войны он написал командующему ВВС РККА рапорт с просьбой отправить его на фронт, но вместо этого был отправлен в Горький на завод № 21 для испытаний самолётов ЛаГГ-3 в качестве ведущего пилота. Испытывая самолёты, Фёдоров душой рвался на фронт. В июле 1942 года, выполнив задание на полигоне, он берёт курс из Горького на Калинин.
   После долгих приключений, найдя аэродром Мигалово, Иван на радостях закрутил приветственный комплекс пилотажа типа «знай наших» и зашёл на посадку. Вскоре к самолёту подъехал генерал М.М. Громов (командующий 3-й Воздушной армией), завязался разговор. Как раз в это время над аэродромом появился немецкий разведчик «Хейнкель-111», который шёл над нижней кромкой облачности. У Фёдорова прямотаки загорелись глаза: «Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления?».
   Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не-111 и атаковал его на высоте 1500 метров. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Фёдорову и сказал: «Поздравляю, майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата.»
   Между тем руководство Горьковского завода объявило Фёдорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму: «Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал».
   На душе было тревожно, но Громов успокоил: «Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт». Действительно, дело закрыли, но жене Анне, оставшейся в Горьком (между прочим, тоже лётчице), пришлось туго. У Громова попросил разрешения слетать за нею на двухместном самолёте Як-7. Потом с ней воевали вместе...
   Громов очень быстро убедился, что Иван Фёдоров - отличный воздушный боец. Уже через несколько дней он, поднявшись в воздух на самолёте ЛаГГ-3, сбил пару «Юнкерсов», причём весь экипаж, спустившийся на парашютах, был взят в плен. Громов откликнулся телеграммой: «Первый раз видел из КП, как «ЛаГГ» сбивал немца».
   И вновь пошли фронтовые будни. В боях за Ржев в августе - сентябре 1942 года он сбил 4 Ju-88, 1 Dо-215 и 3 Ме-109.
   Приказом Главкома за № 067 от 23 октября 1942 года назначается командиром 157-го ИАП, в апреле 1943 года - командиром 273-й ИАД, а затем старшим инспектором - лётчиком Управления 3-й Воздушной армии у Громова. В этой должности принимал участие в боях на Калининском и Центральном фронтах, участвовал в Курской битве. 28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «Полковник».
   Его жена Анна Артемьевна Фёдорова, которую он сам когда-то учил летать, уничтожила в воздушных боях 3 немецких самолёта, но в 1943 году сама оказалась сбитой. Раненная в ногу, она приземлилась на парашюте, спаслась, но потом долгие годы мучилась по больницам.
   Интересный факт фронтовой биографии Фёдорова - командование группой штрафников. О лётчиках-штрафниках ни в «Истории Великой Отечественной войны», ни в трудах военных историков вообще нет ни слова. Прежде ничего подобного ни в одной армии мира не заводили. Полномочия дали Фёдорову большие: за малейшую попытку неповиновения расстреливать на месте. Этим правом он не воспользовался ни разу. Его штрафники сбили достаточно много самолётов, не считая сожжённых на земле, но официально на их боевые счета эти победы не записывались ( как и их командиру ).
   Удалось разыскать некоторые данные о боевых действиях 157-го авиаполка, куда входила группа лётчиков-штрафников из 256-й авиадивизии, которой командовал Фёдоров. Из них следовало, что в период Ржевско-Сычёвской операции «добрая слава шла об этом полке, на счету которого было 130 сбитых самолётов противника, а по дивизии 380». Так говорят документы.
   По воспоминаниям И.Е. Фёдорова среди его штрафников было немало сорвиголов. Командовать «воздушными хулиганами» никто из асов 3-й Воздушной армии не захотел. Фёдоров же сам считался хулиганом, имел прозвище Анархист и добровольно вызвался возглавить эту группу. В неё вошли лётчики-истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов и другие. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й Воздушной армии - А. Боровых, В. Зайцевым, Г. Онуфриенко и другими.
   Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя, на аэродроме Башарово. По времени она действовала всего 2 месяца. И, судя по всему, воевала довольно успешно. Хотя цифры, названные И.Е. Фёдоровым в фильме «Небесный штрафбат», вряд ли соответствуют действительности. В этом фильме, который был показан на канале «ОРТ» 3 мая 2005 года, Фёдоров, в частности, говорил:
   «Отчаянно дрались мои товарищи не за ордена и медали - самой желанной наградой была возможность вернуться после «искупления» в родную часть. 519 фашистских самолётов уничтожила группа лётчиков-штрафников осенью 1942 года. И уже через 2 месяца командующий Калининским фронтом Конев вызвал меня и сказал: «Пиши отчёт, предлагай, что делать со штрафниками». Четверо были тогда представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские звания, и все разъехались по своим полкам». По утверждению И.Е. Фёдорова, для возвращения из авиаштрафбата в родную часть лётчику надо было сбить не меньше 10 самолётов противника, а сам он за это время уничтожил 15 немецких самолётов и 3 подбил. Документально эти победы «штрафников» никак не подтверждены и на официальные счета проштрафившихся лётчиков записаны не были.
   Всего Федоров сбил, по разным подсчетам, от 96 до 136 самолетов фашистов. Ивана Евграфовича неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза, но летчик так его и не получил. Не слишком его любило высокое начальство, да и не собирались штабисты вникать в подвиги штрафников. Им вообще не слишком старательно засчитывали сбитые самолеты, требуя перепроверок всех данных. А наземным частям подтверждать успехи «федоровцев» и вовсе резона не было - самим тоже нужны награды.
   Информацию о летчиках- штрафниках рассекретили лишь в 2004 году. Во время войны такие части официально не существовали. Хотя даже английские историки признают, что Федоров сбил 49 фашистов лично и 47 в группе.
   Лучше всего героя нашего рассказа характеризует бой 23 сентября 1942 года. Немцы скрытно подобрались к аэродрому штрафной части. Взлететь успел только Федоров. Он и принял бой с 24 (!) самолетами противника. Летчик сразил один «Юнкере», потом подбил еще два, после чего раненый на сильно поврежденной машине сел на собственный аэродром. И снова вместо Звезды Героя - лишь орден Отечественной войны.
   В январе 1944 года командир 6-го истребительного авиационного корпуса гвардии полковник Н. Жильцов подписал боевую характеристику и представление И.Е. Фёдорова (вторично) к званию Героя Советского Союза, указав, что за сбитые самолёты он ещё не был награждён.
   После окончания курсов начсостава полковник И.Е. Фёдоров был назначен командиром 273-й истребительной авиационной дивизии, а в июне 1944 года был назначен заместителем командира 269-й Краснознамённой истребительной авиационной дивизии полковника В. Додонова. В её составе принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией. Имел ранения в руку, ногу и лицо.
   Фёдоров вновь попал в свою стихию - получил возможность больше летать. Здесь он вновь собрал специальную группу, состоящую из 9 лётчиков, вместе с которыми продолжал заниматься «свободной охотой» за линией фронта. После проведённой воздушной разведки эта группа, как правило, к вечеру пролетала над одним из немецких аэродромов и сбрасывала банку с грузом и запиской внутри, в которой немецким лётчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолётов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов и начинались воздушные дуэли. По словам Фёдорова, только в этих дуэлях он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провёл в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 Ме-109. Но опять же никаких документальных подтверждений этому не имеется...
   По словам самого Фёдорова, он несколько раз таранил самолёты противника. Удачный таран был 17 августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной дороги. Противоположным курсом - строй «Юнкерсов». Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают ещё 18 «Мессершмиттов». Едва начал строить маневр для атаки, как ведомый с перепугу пошёл вниз и бросил командира. Фёдоров передал по рации: «Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру !» - и бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил 5 «Юнкерсов» и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя, подписал начальник штаба 6-го истребительного авиакорпуса полковник Н. П. Жильцов. Лётчик едва-едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся руля машине.
   Парадокс, но за всё время Великой Отечественной войны Фёдоров был награжден лишь тремя орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и ещё Александра Невского за формирование полка асов. В самом конце войны Фёдорова представили за обучение боевых лётчиков приёмам воздушного боя к ордену Красного Знамени, но награды этой он почему-то не получил.
   За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Александра Невского (1943 г.), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943 и 1944 г.), орденом Отечественной войны 2-й степени и 4 медалями: «За боевые заслуги» (3.11.1944 ), «За Победу над Германией» (9.05.1945 ), «За освобождение Варшавы» (9.06.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945).
   После окончания Великой Отечественной войны, с 1 октября 1945 года по личной просьбе С. Лавочкина Фёдоров был переведён из ВВС в Министерство авиационной промышленности. Работал лётчиком - испытателем на заводе № 301 в Химках. Одним из первых осваивая новую реактивную технику, первым облетал большинство послевоенных самолётов Лавочкина - 150, 152, 154, 156, 160, 174, 176, первым выполнил полёт на самолёте со стреловидным крылом (Ла-160), установив в конце 1947 года всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации из Ла-174 (в серии Ла-15) и, наконец, первым осенью 1948 года достиг и превысил в пологом пикировании звуковой барьер на Ла-176. В ходе испытаний реактивных самолётов Фёдоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолётов этого типа. Во время работы испытателем не раз попадал в труднейшие передряги. В книге «Лечу за мечтой», Игорь Шелест приводит один из таких эпизодов:
   «Году в 1948-м, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Лавочкина, у Фёдорова произошел феноменальный случай. Он планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как самолёт стал быстро крениться. Всё больше, больше... «Конец!» - обожгла всех мысль, когда машина и вовсе перевернулась на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом ещё резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней как ни в чём не бывало.
   Сперва никто не мог отделаться от мысли, что Женя - Ваня, как называли тогда Ивана Евграфовича товарищи, отчебучил на планировании перед самой посадкой непростительно дерзкий номер - бочку. Но выяснилось совсем иное. Как только он нажал на рычаг выпуска закрылков-щитков, как тут же почувствовал: самолёт резко устремился в крен. Фёдоров - отличнейший мастер высшего пилотажа, можно сказать, «воздушный акробат» - не воспрепятствовал машине, уловив сразу же, что это не в его силах, а скорей рефлекторно помог ей без зарывания носа к земле закончить полный оборот.
   Пока самолёт «доворачивался» к нормальному положению, Фёдоров успел догадаться, что во всем виноват щиток-закрылок, и быстро перевёл кран в исходное положение. Самолёт тут же прекратил вращение. И всё это было выполнено поразительно точно и оказалось единственно правильным решением. Уже на земле, техник проверяя щиток-закрылок на левой плоскости, поддел его отверткой, и тот, выпав, повис на петлях. Ушко тяги управления закрылком было сломано...»
   Однажды С.А. Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Фёдорова и в конце беседы представил его: «Это, товарищ Сталин, наш шеф-пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины...».
   - Что бы вы хотели? - спросил Сталин.
   - Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли, и всё безрезультатно !
   - Что же, не беспокойтесь, разберёмся...
   5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полёта, И.Е. Фёдорову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 8303) с вручением ордена Ленина.
   Кроме того, за испытания авиационной техники он был также награждён двумя орденами Красного Знамени (4.08.1948 и 1949), орденом Красной Звезды, несколькими медалями.
   В 1949 году Фёдоров закончил курсы лётчиков-испытателей МАП и до 1954 года находился на испытательской работе.
   Но Федоров мечтал еще послужить стране, и такой случай ему представился. Иван Евграфович в составе группы советских летчиков принимал участие в корейской войне 1950-1953 годов. Там ему пришлось столкнуться с американцами, мнившими себя королями воздуха и к тому же имевшими численное преимущество. Но мастерство советских пилотов оказалось выше. Несмотря на все ограничения, наложенные командованием, нашим летчикам долго удавалось удерживать господство в воздухе. Советским асам запрещалось покидать воздушное пространство Северной Кореи и даже летать над нейтральными водами.
   Есть все основания полагать, что Федоров в корейской войне сбил 10 или 11 самолетов противника. Ведь этот конфликт был площадкой для проверки новейшего советского МиГа-15 в боевых условиях, так что без одного из лучших испытателей страны дело вряд ли обошлось, и не верить ему странно.
   2 марта 1954 года полковник И. Е. Фёдоров был уволен в запас. Будучи на пенсии, был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (1985 г.), медалями. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах - сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, накануне своего 97-летия. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.
   По материалам статей в газетах, книгах и журналах.
   
   Подготовил Г. Горчаков.




Темы уроков: Патриотизм

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3599
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8850
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4092
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7665
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2775
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2118
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
73
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
87
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
224
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
402
22.02.2017
Размышления о Культуре
452
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
521
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
623
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
609
20.01.2017
Овладение психической энергией
820
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
703
11.01.2017
О женственности
702
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
734
04.01.2017
Несколько слов о Детке
744
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
731
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1097
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1014
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1258
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5222
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568