Знамя Майтрейи
2839

Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")

Опыт сопоставления Учения Живой Этики и «Граней Агни Йоги»
   Год назад на страницах газеты был поднят вопрос о «Гранях Агни Йоги». Реакция на опубликованные материалы показала, что поднятый вопрос очень серьезен и во многом зашел опасно далеко.
   Опубликовывая нижеследующий материал, редакция призывает читателей к размышлению и самостоятельной, независимой оценке и ни в коем случае к действиям, направленным к размежеванию и расколу в рериховских организациях. Те, кто действительно осознал Основы Учения, пусть приложат все усилия в сохранении единства, проявят полноту терпения и терпимость.
   Цель данной публикации - путем сопоставления помочь читателю утвердится в Основах, может, еще раз подчеркнуть для себя многие важные положения Учения Жизни, ибо сказано: «Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовкой камня». У публикуемого материала нет конкретного автора. Он представляет собой небольшую и далеко не полную выборку из писем читателей газеты и, таким образом, является трудом коллективным.

   
    Ключевые вопросы
   
   
   Целесообразно рассмотреть позицию «Граней Агни Йоги» («Г.А.Й.») по отношению к ключевым положениям Живой Этики.
   
    1. Условие наступления Нового Века (Сатья-Юги).
    «Наступление Нового Века неотвратимо, ибо это есть явление космического порядка, не зависящее от противодействия недоумков» («ГАЙ», т.5).
    Это утверждение противоречит позиции Учения Огня:
   «Так можно видеть конец Кали Юги. Где начало Сатиа Юги - это зависит от человечества» (И, 118). «Многие перелистают книгу и усмехнутся детскому суждению о Сердце, об Армагеддоне, об истощении производительных сил. Совершенно так же бывало уже не раз. То же должно повториться, и можно лишь пожелать, чтобы конец Кали Юги не превратился в Конец!» (С, 474). «Приходит срок, когда они (огненные энергии) или приложатся разумно, или же должны будут излиться в огненные болезни или в космические катаклизмы. Три исхода лежат перед человечеством. Ему предоставлено избрать любое, по состоянию своего сознания. Свобода избрания всегда предоставлена...» (МО, ч1, 228).
   Также необходимо заметить (и это будет относиться к вопросу о стиле и языке), что Великие Духи, дававшие Учение Живой Этики, не прибегают в нем к брани.
   
    2. Гармония «земного» и «небесного».
    «Моими тех называю, кто в стремлении к Свету от Земли оторвался»(«Г.А.Й.», т.5,29).
    В Учении:
   «Понимание Беспредельности не отрывает человека от Земли» (Б, ч.1,6); «Да не подумает кто, что, зовя к миру высшему, Мы отрываем от Земли. Наоборот, величие мира высшего лишь утверждает и все остальные проявления жизни» (АУМ, п. 192). И уточняет: «Космическое одиночество есть чувство Льва Пустыни. Отрыв от Земли духом являет все признаки космического одиночества» (МО, ч.З, п.88). Небольшое смещение акцентов, исключение одного слова в корне меняет смысл.
   
    3. Непрерывнось эволюции.
    «В Эволюционном движении вперед весь Космос. Это движение остановиться не может, разве что в период Пралайи» («ГАЙ.», т.4,52).
    В Учении:
   «Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты. Даже в состоянии пралайи сущность материи продолжает двигаться» (Б, ч. 1,40).
   
    4. Огненность духа человека.
    «Желайте огня... Его нет в вас, ибо он нисходит извне. Его нет вокруг вас на земле, ибо он с неба, т.е. из пространства»(«Г.А.Й.», т. 1, нояб.20).
   
    В Учении:
   «Нужно вместо ритма заклинаний понять огненное зерно духа и молчаливо установить связь огня духа с пространственным огнем» (АЙ, 321). Огненность человеческого духа и насыщенность сущего огнем - краеугольное понятие Живой Этики. Это по-своему утверждает каждая книга Умения.
   
    5. Отношение к черной ложе.
    «Истинно, тьма - бык картонный» («Г.А.Й.», т.5.227).
   
    В Учении:
   «Черная ложа сильна, ибо для борьбы со Светом нужен мощный потенциал» (И, 109).
   
    6. Накопления духа, понятие О «Чаше».
    «Все свое преградою служит Общению. Можно ли в Чашу налить огненный напиток жизни, если она переполнена до краев своим?» («Г.А.Й.», т.11, 631).
   
    В Учении:
   «Переполненная Чаша» - это явление очень редкое и достижение истинных подвижников. Чашф наполняется именно собственным ОПЫТОМ, а не чьим-либо иным.
   
    7. О понятиях власть, равновесие, воля, мысль, чувство.
    «В снах отражается действительная степень власти, достигнутой над собою. Другой власти не Знаем» («Г.А.Й.», т.4, 14).
   
    Согласно Учению Живой Этики подлинная власть есть жертва (Зов, «Книга о Жертве»).
   
    • «Равновесие власти означает над тем, что происходит во- вне... Равновесие прежде всего требует полной победы над собою и обуздания чувств, ибо то побеждает все, кто самого себя сумеет победить»(«Г.А.Й.», т. 1, янв. 29). «Свободен тогда человек, когда не мысль и желание, но воля властвует над мыслями и желаниями» («Г.А. Й.» г. 1, янв. 26).
   
    Учение понятия власти и равновесия соотносит по-другому:
   «Когда Мы стремимся к утверждению равновесия, то Мы указываем на космический магнит. Не там, где власть утверждается, не там строится первенство; не там, где утвержденная власть создает свои русла, но там, где собраны силы для эволюции...» (Б, ч.2,607). Полная победа над собою, согласно Учению, может быть только при полном очищении низшей природы человека. Воля же, подавившая чувства и мысли - это удел черной магии. «Нельзя внушить себе самоотверженность, если она не сложена в глубине Чаши» (И, 474). «Если не достанет энергии изгнать злобность, жестокость и грубость, то все-таки можно обуздать их» (Н, 625). Т.е. «обуздание» - это еще далеко не победа. Живая Этика утверждает устремление и чувство любви как ведущие рычаги эволюции человека, основу накопления духа. «Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, мы утверждаем твердыню чувства» (С, 391). «Нужно понять, что не насильственная воля, но накопление Чаши дает и защиту, и воздействие» (АЙ, 565). Учение называет устремление «Ладьей Архата» (Озарение»). Поэтому непонятно следующее, некорректное во всех отношениях утверждение: «Правильно сказано, что лучшими устремлениями устлан путь в бездну» («Г.А.Й.», т.5, 89) (по крайней мере, не «лучшими устремлениями», а благими намерениями»), «Очищение сердца от ненужных желаний тоже будет одним из условий приближения к Учителю Света... Стрелы устремленных желаний, исходящие из сердца, наполняют его огнями соответствующий этим желаниям степени. Чем более плотно это желание, тем ниже и степень огней. Особенно плотны; и тяжки огни телесных желаний и вожделений и низких страстей. Мыслью можно убить желание, убив желание, легко уничтожить и мысль, которая им питалась. Очищение сердца производится этим двояким путем» («Г.А.Й.», т.2, 470).
   Согласно Учению Живой Этики, сердце - это центр высших энергий. Оно не может быть источником «телесных желаний и вожделений и низких страстей», которые являет работа низших центров, но никак не сердца. Учение также настаивает не на подавлении чего-либо, а на перенесении внимания на более высокое. Е.И. Рерих пишет: «Все Учения древности указывают на то, что мы должны стремиться не подавлять наши чувства, или, как их называют, страсти, но уравновешивать и утончать их качества» (Письма к Асееву). Таким образом, необходимо не «убийство» желания, а его возвышение и укрепление. Очищение же сердца, согласно Учению, идет не через убийство мысли и желания, а через увеличение степени их огненности. «Желать - значит найти врата Тонкого Мира. Но именно трудно людям на-учиться желать. Они не могут привести чувства в равновесие и тем самым не могут породить неуклонное непоколебимое желание... Среди перекрещивания токов низшей сферы не так легко найти очищенное, стреле подобное желание. Можно преодолеть давление атмосферы земной стремлением к самому высшему, потому Иерархия есть единый исход. К ней же поведет и пламенное сердце, могущее испепелить ненужную ветошь... Но для этого нужно пламенное сердце» (С, 198).
   
    8. Несение Учения в жизни.
    «Суета и соприкосновение с людьми разрушают возможности тонких восприятий. Потому добровольное одиночество - удел сильных и мудрых» («Г.А.Й.», Т.2, 51) «Одиночество, или изолированность внешняя, способствует глубине и полноте Общения с Нами» («Г.А.Й.», т.8, 294). «...Надо уметь защищаться. Замкнутость и умолчание о чувствах и мыслях своих будет надежной защитой. Молчание - щит очень прочный. Вывод : принимать какое-либо решение, опираясь на советы друзей, невозможно. Надо исе самому: и смотреть, и решать, не полагаясь ни на кого...» («Г.А.Й.», т.2, 75).
   
    Напротив, краеугольными понятиями Живой Этики являются кооперация и сотрудничество, единение как основные условия Сатья Юги, Именно совместная работа и взаимное доверие.
   
    9. Ответственность, помощь, даяние.
    «...Мой Совет: помогать только советом, не беря на себя ответственности за успех намеченных опытов, ибо он будет зависеть до известной степени от пригодности участников в нем» («ГАЙ.», т.3,169).
   
    Учение утверждает обратное: «...Сочувствие может ограничиться словами, но единение должно вызывать действие... Часто сочувствие ограничивается звуком пустым... Человек опасается ответственности, но вместе с тем впадает в бессердечие» (АУМ, 276). «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом, и в великом... Не знаете, где капля, чашу переполнившая!.. Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мьсль может пролететь» (И, 434).
   
    «И надо усвоить практически, что жалость и сочувствие недопустимы, если они нарушают равновесие... Лучше, не испытывая такой жалости и сочувствия, светло и твердо помочь...» («Г.А.Й.», т.9, 197). Следует обратить внимание на многочисленные подобные «неточности» и смещенные акценты - помогать нужно без жалости и сочувствия, а как-то «светло и твердо»; «молчание - щит очень прочный», что несомненно, но далее: «Вывод: принимать какое-либо решение, опираясь на советы друзей, невозможно» («ГАЙ», т.2, 75) явно Учению не соответствует.
   
    10. Общение с умершими.
    «Знайте, что через облик последнего воплощения сознание может соприкоснуться с ушедшим... Смерть преградой общению с ушедшим не может служить. По этому же принципу и Христа почитали, и молились Ему, и Контакт с Ним имели» («Г.А.Й», т.З, 328).
    Существует огромная разница между соприкосновениями с Духом Христа, других подвижников и духами «рядовых» умерших. Основной и первоочередной задачей Е.П. Блаватской было донести до нашего сознания, что спиритизм обманчив и общаться с умершими мы не можем: «...но Вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что дух ушедших поддерживает непосред-ственные психические сообщения с душами, еще связанными с телом, - они этого не делают» («Письма Махатм»).
   
    11. Значение Учения «Агни Йога»
    «Ценность этих записей в том, что написаны в одном ключе, что и Учение, и в полном созвучии с последним. До сих пор не было еще написано рукой человеческой ничего, подобного им» («ГАЙ.», т.9, 74)
   
    Живая Этика никогда себя так не утверждала. До Агни Йоги были и другие труды, даваемые из Высшего Источника, начиная от Пуран до трудов Е. Блаватской и «Учения Храма». Ценность же Учения Огня в том, что оно утверждает всеобъемлющий синтез и наикратчайший Путь к Высшему в наступающую Огненную Эпоху. Цена ему - Огненный Подвиг Елены Ивановны Рерих - Матери Агни Йоги. Именно описание опыта этого Огненного Пути (т.е. Огненной Йоги) лежит в основании Учения. В этом качество и содержание Живой Этики.
   
    12. Доступность Учения
    «Действительно близки тебе те, кто близок тебе по Лучу... А остальные не твои, и не жди от них любви или дружбы...» («ГАЙ.», т.7, п.499).
   
    Учение же давалось для всех. «Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех!» (С., п.155). Учение никогда не говорит: «а остальные не твои», а наоборот: «Но умеем дождаться понимания» (С, 478). К тому же Живая Этика предупреждает, что именно мнимое разделение по лучам ведет к размежеванию: «Урусвати знает, что неправильно понятый символ немало вредил и представлению о Нас. Символические Лучи, которые как бы ограничивали Нашу деятельность, уже разбивали идею единства...» (Н, 482). Если же принять, что близки лишь те, кто «близок по Лучу», то как в этом контексте расценить: «Уже Говорил, что для выявления врагов и друзей лакмусовой бумажкой, дающей безошибочную реакцию, будете вы... Так по этому признаку и судите, и ошибки не будет» (ГАЙ., т.6, п.77).
   
    13. Призывы, указы, молитвы.
   
   «Г.А.Й» содержат указы, призывы и молитвы, что указывает степень полноценного учения, в отличие от комментариев или пояснений. Однако, характер и смысл этих указов и молитв противоречит Учению Живой Этики, вплоть до прямого искажения его текста. Так в Учении - утверждающе и четко: «Еще смогу принести Тебе, Владыка» (М02,136), в «Гранях» вопросительно и растянуто: «Что еще я смогу принести Тебе сегодня, Владыка?»(«Г.А.Й.», т.2, 272). Разнонаправленность этих молитв понятна. Следующая молитва: «Вот вижу тебя, обольстительницу Майю, и, видя, все же в духе осознаю, что это только покровы действительности, что это только «лохмотья лживой действительности», которые хочу предать огню в постоянстве устремления к Свету знания огненной реальности» («Г.А.Й.», т.5, 276) противоречит Основам Учения, ибо: «Очевидность по всем признакам не отвечает действительности... Майя, отступи! Мы хотим и будем знать действительность!» (О, 206). Более того, налицо явное искажение текста Учения: «Владыка, разреши предать огню лохмотья лживой обычности» (АЙ, 11). Другая молитва: «Где я, там со мной и Владыка» («Г.А.Й.», т. 1, янв.27) ,- также не соответствует Учению, которое призывает нас к помощи Владыке Света. В духе Учения было бы: «Где Владыка, там и я», ибо «Хочу помочь Тебе» (Оз, ч.З, п.6), «Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!» (Зов, январь 20). «Некоторые подвижники поступали совершенно правильно, повторяя молитву Иисусову несчетное количество раз» («Г.А.Й.», т.6, 136). Согласно Учению, эти подвижники шли путем «умного делания», которое подразумевает сердечную Иисусову молитву, а не «повторение несчетное количество раз». В связи с этим, настораживают в «Г.А.Й» призывы к Иисусовой молитве («ГАЙ.» т.9, 167), (Т.9, 466). Хотя Учение и признает «умное делание» (характерно, что в Учении говорится об «умном делании», а в «Г.А.Й.» об «Иисусовой молитве», что уже неравнозначно), говоря об этой технике как о большом достижении прошлого (АУМ, 4), однако Учение призывает оставить и эту механику, полностью соединив сознание с Сердцем и Иерархией, и выйти на новое качество «умного делания»: «Умение поселить в сердце своем священную Иерархию есть тоже умное делание» (М02, 118). «Умное делание - великая вещь, но ничто не должно быть ограничено» (М02,117). «Всевозможные магические приемы, даже само умное делание будут попытками к высшему общению. Но новое приближение к высшему устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего ПОДХОДИЛИ к непосредственному сердечному общению» (М02,236). Преподобный Сергий же даже запрещал «умное делание» (М02,116). При этом в Учении подразумевается краткая Иисусова молитва (»Письма в Америку», т.2, стр. 410): «Господи Иисус Христос помилуй мя», либо «Господи, помилуй». Т.к. общепринятая противоречит основам Учения: «Господи И. X. помилуй мя грешного». «Не нужно пыли смирения» (0з,_ч.4, п.1) - говорится в Учении. «Г.А.Й.», таким образом, в этом вопросе расходятся с Основами. Тем более, необходимо и по-мнить условия выбора и обращения к одному Учителю (И, 253), (И, 81).
   
    14. Отдельные положения.
    • «Архат есть исключение из общего правила... Он тоже пилил и колол дрова» («Г.А.Й.», т.4, 42). Что не соответствует Учению, ибо, во-первых, Учение против исключительности. А во-вторых: «Напряжение физическое нужно оставить, ибо нельзя метлою играть на скрипке...» (И, 216); «Во время периода йогического процесса нельзя уявляться на чрезмерной физической работе и подымать тяжести, колоть дрова...» («Письма в Америку», Т.З, стр.398). Об этом также: «Письма в Америку», т.З, стр.365.
    • «Светом ауры можно управлять, сознательно вызывая те или иные чувства и мысли» («Г.А.Й.», т.8, 556). В Учении: «Только подумайте, что ничем нельзя подделать ауру и содержание секреций» (С, 585). Состав ауры меняется не вызыванием тех или иных мыслей и чувств, а глубинным, кардинальным изменением сознания. «Сонмы духов... оберегают планету» («ГАЙ.», т.З, 539). Если бы так, то Сатья Юга давно бы наступила. В страну Ш. попадают 1 -2 духа в столетие!
    • «Границы миров разрушены рассудком, не признающим больше того, что может воспринять мозг... Наука подходит к границе миров и недалеко время, когда она перешагнет через них» («Г.А.Й.», т.4, 314). Если «границы разрушены», то что «мешает» науке? В духе Учения было бы, что рассудок создает границы между мирами.
    • «Имею в виду сердце, очищанное от духовных наростов. Поэтому для утверждения каждого земного или мозгового решения хорошо перенести его в сердце, дабы осталось оно там на будущее» («ГАЙ.», т.9, 138). Остается неясным, что представляет собой сердце, «очищенное от духов-ных наростов», ведь со словом духовность связано все самое высшее. А вторая часть фразы согласно Учению имела бы противоположный смысл, именно: сердечное решение необходимо переносить в мозг.
    • Претворение чувств восходит до Мира Огненного. Потому утончение их полезно, равно как и упражнение. Умение настраивать сознание на волне избранного объекта будет достижением йога. Каждый предмет - камень, растение, животное, человек, планета - имеет свою ауру. Чтобы ее уловить, надо приемник сознания настроить на той же волне («Г.А.Й.», т. 1, Яна. 7). «Воля развивается упражнениями. Нет таких препятствий, которых не могла бы преодолеть воля, вооруженная психической энергией» («Г.А.Й.», Т.5, 332). Следует отметить, что именно сильная воля, позволяет развиться многим колдунам.
   В связи с этими утверждениями заслуживают внимания следующие строки Учения: «Упражнять энергию на людях и животных сопряжено с опасностью, ибо не легко избежать обратного удара. Если же объект окажется малосильным, то вредно порабощать его» (АЙ, 387). «Люди, обращаясь на расстоянии к одному лицу, причиняют ему тягость, если дух его достаточно чувствителен... Нужно лишь в неотложных Случаях устремлять волю к живым существам» (АЙ, 383).
   
    15. О равновесии, здоровье, болезнях и хатха-йоге.
    «Пространственный хаос действует нехорошо на здоровье, вызывая неуравновесия физические. Им надо противостать и в своем микрокосме упорядочить все отправления, приводя в равновесие или гармонию все органы тела» («ГАЙ», т.5,275).
   
    Учение Живой Этики говорит о том, что пространственный хаос необходимо побеждать, в первую очередь, не «упорядочивая отправления тела», а приводя в гармонию мышление и чувства. Это краеугольное положение Учения. В связи с этим настораживает следующее: «Даже Отдыхая, можно, можно мысленно помогать тому или иному органу тела, требующему поддержки или лечения. Столько болезней, нужды и горя еще на вашей планете, что в бездействии нельзя пребывать ни мгновения («ГАЙ.», т5, 7).
    У Учения Огня другое отношение к действию, именно как помощь не своим органам тела, а помощь другим людям. Сосредоточение на органах тела свойственно хатхагйоге, низшей из йог, но никак не Йоге Огня. Йога Огня говорит о психической энергии как продукте высших устремлений и овладении ею: «Кристаллы психической энергии вырастают в своей интенсивности при каждом возвышенном устремлении... Сознательные ПОСЫЛКИ психической энергии зараженным или поврежденным органам могут явиться исцелением... Так мысли о психических кристаллах могут принести нужную помощь при всех повреждениях Внутренних органов» (МО, ч.З, п.218). • «Каждый свободный момент незанятости можно посвятить также и овладению телом, сосредоточиваясь на более слабых и угрожаемых неуравновесием... органах тела» («Г.А.Й.», т.4, 127). «Сосредоточением мысли на членах и органах физического тела поддерживается энергетическое равновесие клеточек и их жизнеспособность» («Г.А. Й», Т.2, 172).
   Учение утверждает каждую минуту на помощь миру, а не своему телу. Из писем Матери Агни Йоги: «Объясните ей, как губительна концентрация на каком-либо центре... Ибо концентрация стимулирует этот центр за счет прочих центров и, таким образом, ввергает в хаос всю схему поляризации» (Письма к Асееву», т.1, стр.161). • «Мы Утверждаем... власть духа над всеми его оболочками. Начнем с физической... Но каждая попытка или усилие овладеть своим телом, недугами его, слабостями и работой его органов - победа над плотью»(«Г.А.Й.», т.4, 150). Агни Йога всегда «начинает» с овладения мыслью, а не телом. «Овладение работой своих органов» - это задачи хатха-йоги. В этом же контексте интересны слова, приписываемые М.А.Й.: «Не забудем при этом, что хатха-йога тоже недалека от крайностей. Потому и хатха-йогу не имею в виду, когда говорю об овладении телом. Следует тонко разбираться в этих явлениях, ибо в случае хатха-йоги она овладевает сознанием, но не наоборот,овладевает и останавливает рост духа» («ГАЙ.», т.4,151). Интересно, что об «овладении телом» в предыдущем параграфе «говорила» не «М.А.Й.», а «Владыка». Удивляет, почему «Елена Ивановна» изменила свою точку зрения на хатха- йогу с четкой и категоричной на столь лояльную. Эта точка зрения ясно видна, например, в «Письмах к Асееву». Последняя фраза вообще столь «размыта», что невозможно понять смысл. По поводу различных низших сиддх, как-то: контроль работы кишечника, почек и т.д., а также о методе укрепления тела физического Елена Ивановна писала: «Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву... Польза от этих питаний может быть великая для физического тела... Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознатель-ный обмен энергиями». Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении...» («Письма кАсееву», т.1, стр. 171). • Следующие два утверждения противоречат Основам Учения: «...Болезни кармические... есть продукт отравленного состояния сознания или той или иной степени дисгармонии или равновесия проводников...»(«Г.А.Й.», т.З, 264). «...Болезни есть нарушение электрического равновесия клеточек в заболевшем органе...» («ГАЙ.», т. 12,469).«Соприкосновение людей друг с другом... Многие болезни и недомогания вызываются этим контактом. Ведь человек вдыхает в себя, вводя в свой микрокосм зараженные и отравленные частицы материи... Лучше подальше сидеть от собеседника, чтобы дыхание его не касалось» («Г.А.Й», т. 1, июль 5). Странно, что упомянуты «частицы материи», но не сказано про империл (»Осторожно наблюдая этот яд, можно убедить-ся, что он есть империл, выдохнутый злобным дыханием» (АУМ, 293)). Учение всегда утверждает открытость «микрокосма», где глав-ное - излучения мысли и занимает иную позицию в этом вопросе. «Люди пытаются прикрыться масками от ядовитых газов, но еще одной маской нужно запастись: осознать необходимо, что мысль может охранить от ядовитых дыханий... Только мысль может создать противоядие» (Н, 291).
   
    16. О «контакте» и медиумизме.
    «Входя в Общение, все свое оставляется внизу; мысли, чувства и настроения... Когда затухает активность личного сознания, начинается восприятие тонких Энергий» («Г.А.Й.», т.4, 133).
   
    В Учении: «Люди представляют себе, что мысли личные будут самостью. Но когда же добрые мысли могут быть в темном разряде самости?.. Но каждая мысль добра есть уже и личная, и общая» (Н, 472). Учение настаивает на развитии сознания и сознательном общении с Высшим. У Елены Ивановны читаем: «Ясновидец развивает свои ум-ственные способности и никогда не теряет нить сознания, тогда как первое наставление, даваемое медиуму, состоит в том, чтобы он ни о чем не думал...» (»Письма к Асееву», т.1, стр. 164). В «Гранях» же: «...Я Вытесню твое все и оно заменено будет Моим» («ГАЙ», т.З, 137). Учение говорит о слиянии сознания ученика с сознанием Учителя, но никак не о вытеснении. «Скажу тайну - до них ты охоч; потеря себя не есть утрата, но замена одного другим, малого - великим, тьмы - Светом. Это есть Царствие Божие» («Г.А.Й», т.З, 31). Учение Живой Этики призывает к самоотверженности и самодействию, развитию собственного потенциала, но никак не к «потере себя». Т.е. рекомендации, даваемые «ГАЙ» в этом вопросе, вряд ли подходят для сознательного сотрудника Космоса. «...отрешение от себя есть важнейшее условие контакта со Мною» («ГАЙ», т.4,37), «Оно [общение] может происходить только на уровне сознания отошедших или Далеких. Значит, сознанием надо подняться до них, и тогда устремиться, и тогда возможен контакт» («ГАЙ», т.4,35).
   
    17. О языке и форме Учения.
   
   Учитывая колоссальную задачу и значение, Учение Живой Этики имеет особое построение и язык. Каждая формула Учения отточена и глубока. Более того, каждая формула соизмерима и ко времени: «Можно и говорить, и писать о символе, но не следует, чтобы Учитель переменил символ на обычный язык. Мы не опаздываем предупреждениями, когда они необходимы» (М02 215). Для понимания формул Учения само Учение дает исчерпывающие рекомендации (напр. «Община», введение, М02 248,303), настаивая именно на работе над текстом (М02 131,432), ежедневном чтении в любых условиях (МО1 87,658, М02 204, 285,360) и т.д. Формула: «Не усвоил, перечти, переждав», стала мудрым руководством в работе многих идущих путем Йоги Огня. Филологической науке еще предстоит оценить тексты Учения как прекрасный памятник и достижение русского языка. Однако этого нельзя сказать в отношении «Г.А.Й.» - это размытость и отсутствие четких формул, некорректность выражений и грубый, зачастую обедненный русский язык. Нельзя, к примеру, принять за мудрость многочисленные высказывания типа: «Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека» («Г.А.Й», т.5,81).«Хорошо все, что возвышает и двигает дальше, плохо все, что мешает и толкает назад вниз» («Г.А.Й», т.4,296). «Елка - символ равновесия, одинакова зимой и летом» («ГАЙ», т. 5,211). «Лестница Света одна, и держаться можно за любую ступень, лишь бы была она выше и непосредственно прямой, через ближайшие звенья» («ГАЙ», т.5,272). «Мне принадлежит власть над порождениями стихий, творимыми мною. Я породил, и я же убыю» («ГАЙ», т.З, 63). Последнее утверждение, к тому же, противоречит Основам Учения, ибо именно возмущенные человеком стихии являют обратный удар и, зачастую, неуничтожимы. Поэтому и необходима ответственность за мысли, слова, поступки. Мысль, как всякое живое существо, не уничтожима, ибо принадлежит стихии огня. Встречающиеся в «Г.А.Й» выражения типа: «самоотвержение от себя»(Г.А.Й», т. 11, 65) и т.п. вызывают улыбку у любого, даже неискушенного филолога, в народе - это просто «масло масленое». Удивляет переполнение «Г.А.Й» ветхозаветными формулировками и выражениями типа: «Единое стадо - коллектив человечества... и Пастырь Единый - Владыка Майтрейя» («ГАЙ», т.З, 85). «И тогда братство утвердится на осветленной и преображенной Земле. И тогда будет «едино стадо и Един Пастырь» («ГАЙ», т.9,578) и т.д. Христос говорил: «Вы - Боги», Учение утверждает потенциальную божественность человеческой природы, но никак не «стадо» и не «стадность человечества». После возвышенности Учения отличие разительно: «...По линии наименьшего сопротивления следует достигать, ибо лбом стену не проломить и против рожна не мудро переть»(«ГАЙ», т.2, 39). Это и настораживает, т.к. эти строки приписываются утонченному сознанию Матери Агни Йоги! Более того, профессиональный филолог скажет, что тексты «Г.А.Й», приписываемые разным Высоким Духам, написаны одним лицом. Н.К. Рериху приписывается: «Хороша пословица; не мытьем, так катаньем, не так, так этак, но до победы дойдем» («Г.А.Й», т.2, 40) и Е.И. Рерих: «...Не преуспевши в одном, хвостатые ищут новые воз-можности и хотят доконать не мытьем, так катаньем» («Г.А.Й», т.9, 73). Здесь также уместно вспомнить слова Учения о разрушительном влиянии грубости. За каждой строкой Учения чувствуется непреложность и полнота знания Учителей, его дававших. В «Г.А.Й.» это иначе. Источник, дававший «Грани» может и ошибаться: «Еще Рейтенбах, если не ошибаюсь, в прошлом столетии пытался фотографировать в темноте излучения живых растений» («ГАЙ», т. 1, нояб. 6). «Г.А.Й.» переполнены «неточностями», противоречащими положениям Живой Этики. Так, например, насчет формы записей («Г.А.Й.», т.4, 328): «Если упрекнут в повторении или в том, что записи говорят об одном и том же, не удивляйтесь и не огорчайтесь. Они, говорящие так, не понимают спирального построения записей, они не понимают, что спираль, восходя, повторяет виток за витком, но на уровне высшем...» Отсюда можно сделать вывод, что первые книги «Граней» написаны на «уровне низшем», а от последних книг можно ждать «высочайшего уровня». Если же мы обратимся к прототипу этих строк в Учении, то сможем прочесть: «Следует набирать части мозаики в целую книгу. При этом не забудем, что некоторые лица шепчут, что книги Учения говорят об одном и том же. Невежды, не читающие внимательно книги, не видят, что в каждом приближении к предмету вводится новая подробность» (Н, 126). В Учении нет ни «высшего», ни «низшего», все шлоки равноценны.
   
    18. Учение о «продолжениях» и «комментариях».
   
   «Люди часто негодуют на Заветы Учения - почему книга не дает окончательных формул? Но такое требование доказывает незнание Основ. Завет дает точное направление и зажигает Огни по всему пути труда... Можно находить уже космически назревшие решения, можно слушать точные намеки, но собрать эту мозаику должен дух добровольно» (МО, 4.1,399). «Можно Учение Огненное положить в основу каждого дня. Пока мы будем блуждать между призрачными увлечениями, мы не утвердимся на едином основании жизни... Шатун не только расточает свои сокровища, но и обкрадывает других» (МО, ч.1,87).


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Дмитрий 27/07/2016 03:00:10
Здравствуйте! Рекомендую изучающим статью Е. П. Блаватской * Современные апостолы и псевдомессии*, изданную в труде * Скрижали Кармы *. А пока приведу отрывок из неё. * ...В одном могут быть уверены разумно мыслящие люди, не говоря уж о теософах. А именно, в том, что служение человечеству является самодостаточным вознаграждением для них; и что самый громкий звук получается от пустых горшков...* *...И перед лицом подлинного духовного роста и истинного вдохновения теософ возрастает в своей силе, чтобы поистине помочь своим собратьям; при этом он становится наиболее скромным, наиболее молчаливым и наиболее сдержанным из людей.
Спасители своего народа, в известном смысле, жили и будут жить. Редко бывали такие случаи, когда тот, кто известен, был подходящим или возможным. Поэтому, лишь дураки кидаются туда, где *боятся ступать ангелы*. Всего доброго и светлого!
Lexicon 23/07/2016 12:26:28
1 июля на REN-TV в «Документальном проекте» было сказано о том, что якобы в 1989 году в Челябинске родился — пророк! Да, он родился в Южном Урале, но в другом городе; и намного раньше! И, несомненно, сейчас ему грозит большая опасность со стороны мирской и духовной власти; ведь своими проповедями он способен низвергнуть Антихриста и его прислужников из РПЦ;и поэтому,ему приходится скрывать свое настоящее имя и место жительства! У него много псевдонимом; и последнее из них — Lexicon*! «В год 1999 и 7 месяцев, С неба придёт великий Царь устрашения, Воскресить великого Царя Анголмуа, До и после Марса счастливо править.» Нострадамус * Предвестник Апокалипсиса
Григорий 09/02/2016 14:41:45
"меня обманывать не надо , я сам обманываться рад". - лозунг для последователя ...Рериха.....Абрамова....(ненужное зачеркнуть)
Мария. 03/02/2016 12:05:14
Дорогие Друзья!
Ваши высказывания о «Гранях» Б.Н. Абрамова напоминает мне о моське, которая лает на слона, из басни Крылова. Просто поражает отсутствие сердечности у тех, кто пытается критиковать «ГРАНИ». Они находят противоречия между «Гранями » и Учением там, где их нет. Конечно, читать книги Учения одно, а следовать Учению «это не орешки в сахаре, а мощная руда…».
Когда для каждого человека наступит настоящее служение Свету, тогда подвиг Б.Н. Абрамова послужит примером, а его записи настоящим путеводителем! Именно об этом писала Е.И. Рерих, когда высоко оценила «записи» Б.Н.А. и указала, что «записи» из того же источника, что и Учение! И только из-за отсутствия у критиков «Граней» тех Светлых качеств духа, которыми обладал Борис Николаевич Абрамов, не позволяют отзвучать их сердца на подвиг Высокого Духа! А если нет созвучия, тогда остается им клеветать. И каждый сейчас выявляет суть свою и судит себя сам!
Трудный для всего человечества 2016 год предоставит возможность всем по-настоящему стать либо Героями, либо…. Другого Пути нет! Учителя позвали!
С уважением, Мария Р.

Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3728
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9215
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4191
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7756
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2839
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2302
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
158
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
183
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
147
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
238
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
332
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
427
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
358
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
456
22.02.2017
Размышления о Культуре
511
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
611
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
890
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
698
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
752
25.01.2017
Суровость Подвига
661
20.01.2017
Овладение психической энергией
946
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
783
11.01.2017
О женственности
795
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
802
04.01.2017
Несколько слов о Детке
815
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
779
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1147
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1067
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1344
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5422
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2380
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
304
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
298
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1882
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
431
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
586
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
920
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
585