Знамя Майтрейи
1765

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

   (Листы дневника)
   В своей книге "Страх перед смертью в первобытной религии" Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: "Никто не может избежать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна". Также и древние Майя спокойно говорили: "Отдыхать иду". Если вспомним слова Со-крата перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в учениях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.
   Между тем в смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: "Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян путь в жизни". Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.
   В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово "смерть" не употребляется вообще. Они скажут: "отошел" или "скончался", то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами - или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.
   Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.
   Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко го-ворили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми погово-рить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах? Значит, они со-мневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие от-крытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.
   Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же, по их мнению, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недав-нем выпуске журнала "Двадцатый век" профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: "Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии". Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве, - и мысленном, и вещественном.
   Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние - и мысленное, и мускульное. В молениях произносится это великое значение слова "жизнь вечная". Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и верти-кальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая твор-ческая щедрость. И как радостна и благостна обязанность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!
   Руссо замечает: "Тот, кто утверждает, что спокойно, без страха встречает смерть, - просто лжец". Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно бояться смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, конечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.
   Апостол сказал ясно и кратко: "Мы не умрем, но изменимся". Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насильственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.
   Конечно, такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению почти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По лучшему и придете к лучшему.
   Академик Николай Рерих





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

александр.сиротин.павловск 11/11/2015 22:49:31
Выявления при жизни в самом себе тонко огненных огней иэнергий, на основах общего блага,красоты и психической энергии и конечно действий, переизменят. Учение к этом и направляет, к приоткрытию центров, а они реальное свидетельство включённости нас в новыми мир.Перешёл из одной комнату в другую, сообщил последователям своим, уйдя в лучший мир, Рама Кришна.

Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
19728
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
7441
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2318
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9926
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
5040
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5361
23.02.2020
СЪЕЗД БЕЗ КУЛЬТУРЫ
27
23.02.2020
КОМУ СЛУЖИМ?!
26
06.02.2020
ПОЧЕМУ НЕ ВЕРИМ?!
84
03.02.2020
ТЩАТЕЛЬНО СКРЫТАЯ ИСТОРИЯ
126
03.02.2020
Посткапитализм, или Во что трансформируется современное общество
63
19.01.2020
Обзор газеты №1 за 2020 год
122
07.01.2020
Обзор газеты №11 за 2019 год
141
06.01.2020
СССР возвращается!
162
01.12.2019
ОСТАНОВИТЕСЬ, БЕЗУМЦЫ!
303
30.11.2019
Здравствуй, дорогая редакция!
339
30.11.2019
Большое свинство
232
30.11.2019
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЛЮБВИ
171
30.11.2019
С РАДОСТЬЮ
159
29.11.2019
РАДОСТЬ В ЖИЗНИ
154
29.11.2019
СПАСИБО ГАЗЕТЕ!
148
28.11.2019
РЕРИХ И ЛЕНИН
223
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6
13
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7
15
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 8
14
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 9
12
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10
22
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1
27
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 2
23
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 3
19
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 4
23
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 5
24
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
389
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
447
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
425
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
289
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
294
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
842
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
475
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
578
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
143
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
129
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
114
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
153
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
139