Знамя Майтрейи
1955

ТРИ РАДОСТИ (1916 год)


   На картине Н.К. Рериха «Три радости» изображена благоденствующая семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых - Егория, Николая, Ильи. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, земного благополучия.
   Святые заняты земными трудами - св. Егорий коней пасет, св. Николай коров стережет, св. Илья рожь зажинает.
   Н.К. Рерих, сам великий труженик, никогда не воспевал бездеятельности ни в своих картинах, ни в своих рассказах, ни в своих стихах. Он считал: «Все от мала до велика одинаковые труженики и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь, если кто не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях »
   Поэтому к раскрытию смысла картин Н.К. Рериха, возможно, нужно подходить с этих позиций. В этом помогают «хожалые гусляры» только что вошедшие во двор и вызвавшие интерес не только у хозяев, но и у самого терема, который со вниманием обратил свои окна, богато украшенные наличниками и ставнями, на них. О каких же трех радостях хотят поведать гусляры?
   Изобразив Святых в поле за усадьбой и вводя через открытые ворота гусляров, Н.К. Рерих связывает их воедино, как бы соединяя через них земное с небесным. В книге «Виноград Российский», писанной Выговским старцем старой веры славным Симеоном Дионисовичем (князем Мышецким), так сказано: «.. земная совокупляху с небесным, человеки Российские с самим Богом всепресладце соединяху...» Так через гусляров Н.К. Рерих вводит к людям Святого Егория, Святого Николая, Святого Илью.
   Святой Егорий (Георгий), согласно русским духовным стихам, сын Софии Премудрой, царствующей на Святой Руси, облик его наделен сказочными чертами: «Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды». Святому Егорию подчиняются волки и змеи. Просидев 30 лет в заточении в подземной темнице, чудесно выходит на свет и идет по русской земле для утверждения на ней христианства. О святом Георгии указано в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской: «Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов или Дэв нет другого, имеющего большего касания о человечества, чем Кумары... одно из наиболее выдающихся мест должно быть предоставлено Архангелу Михаилу, величайшему Покровителю западных и восточных церквей под его двойным именем Св. Михаила и его предполагаемого подобия на Земле Св. Георгия, побеждающего Дракона».
   Святой Николай - один из наиболее почитаемых Святых, второй после Бога заступник от бед и несчастий. Много сказаний и притч посвящено ему. В одной из них рассказывается о том, как Святой Николай, не побоявшись замарать своего райского платья, помог мужику в осеннюю распутицу вытащить увязший на дороге воз.
   «Помним трогательный случай, когда малыш, не зная, как помочь умирающей матери, написал, как смог, письмо Николаю Чудотворцу и пошел опускать его в почтовый ящик. Прохожий «случайно» хотел помочь ему дотянуться до ящика и увидел необычный адрес. И правда, помощь Николая Чудотворца пришла к бедному очагу». Помнит и людская память «исторический факт, как монгольский Богдыхан был спасен от болезни явлением Святого Николая».
   У Н.К.Рериха постоянно при себе была иконка Святого Николая, которую он везде возил с собой.
   Святой Илья принадлежит к самым популярными Святым и почитается наравне с Николаем Угодником. В народных сказаниях Илья Пророк - грозный, суровый, карающий, но в то же время мудрый и наделяющий. Он мощный распорядитель самых страшных и самых благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Илья Пророк - озаренный Богом провозвестник.
   Таким образом, через образы Святых Н.К. Рерих направляет человечество на принятие через Св. Егория Высших Божественных Знаний для претворения их на Земле, на бесстрастное отношение ко всем тяготам и трудам подобно Св. Николаю, впрягшемуся в грязную телегу мужика, чтобы вытащить ее из грязи невежества и в итоге предстать перед Ильей Пророком в виде «полновесного зерна».
   Обращает на себя внимание все, что окружает Святых.
   Конь - в русской традиции «конь счастья», «конек на крыше», «конская подкова на счастье». В традиции ариев конь - символ мысли.
   Корова, во все времена являясь кормилицей человечества, почиталась и как священное животное в религиях мира. Так, богиня Исида, самая популярная богиня плодородия Египта, изображалась с головой коровы. Культ Исиды был высок и в свое время соперничал с христианством. В индийской мифологии образ Священной Коровы ассоциируется с Законом Дхармы. Так, в Крита Югу - благой, золотой век - люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя болезней, царит всеобщее равенство. Священная Корова стоит на четырех ногах в Трета Югу, небесный век - справедливость постепенно уменьшается, появляются пороки но все строго соблюдают религиозные обрядности Священная Корова стоит на трех ногах; в Двапара Югу - медный век - в мире начинают преобладать зло и пороки, людей поражают недуги. Священная Корова уже стоит на двух ногах; в Кали Югу - железный, черный век - в его краткий срок добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах, праведники бедствуют, преступники процветают, женщины предаются распутству, в человеческих отношениях царят ложь, злоба, алчность. Священная Корова уже не в состоянии стоять.
   О зерне, как о злаковой культуре, так и о зерне духа, указано в Учении Агни Йога. «Не только Атланты, но и Египтяне помнили энергию зерна. Ради этой энергии они полагали зерна в гробницы. Более разумное применение было уже забыто». «Зерно уже заключает психическую энергию. У древних было знание о добывании психической энергии в момент размягчения зерна». «Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством. На устремленном зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!» «Устремление к познанию зерна духа настолько явление насущное, что каждый дух должен к нему стремиться». «Когда дух может найти свое зерно и познать свои оболочки, которые его окружают, тогда он может понять красоту Космоса».
   
   Е.КЛЕЩЕВСКАЯ. г. Железнодорожный.


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

ВЛАДИМИР ЧЕРЧЕНКО 04/06/2016 13:57:49
Уметь приносить людям радость


“Уметь приносить людям радость – лучшее из того, что есть в жизни, и не уметь этого делать – самое страшное, что может быть.”
(Монах Симеон Афонский)

Уметь всем радость приносить –
Суть философия благая.
И только так всем стоит жить,
Чтоб жизнь была у всех другая!

Благая философия – пребыть
Лишь в радости наперекор стихиям
И щедро радость всем дарить,
Тогда отступят дни лихие!

Жизнь только в радость нам дана,
А, значит, в радость погружаясь,
Мы можем Небеса познать,
Все вместе в радости купаясь.

Кто может радость всем дарить,
Тот жизнь в счастье проживает
И с Богом сохраняет нить,
Всю суть свою в Нём растворяя.

Уметь всем радость приносить –
Суть философия благая.
И только так всем стоит жить,
Чтоб жизнь была у всех другая!

Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3732
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9226
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4197
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7757
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2839
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2306
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
162
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
184
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
148
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
240
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
334
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
429
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
361
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
459
22.02.2017
Размышления о Культуре
512
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
612
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
891
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
702
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
754
25.01.2017
Суровость Подвига
661
20.01.2017
Овладение психической энергией
950
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
784
11.01.2017
О женственности
798
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
804
04.01.2017
Несколько слов о Детке
818
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
782
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1150
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1067
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1347
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5431
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2383
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
304
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
299
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1884
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
431
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
586
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
920
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
585