Знамя Майтрейи
2156

О родословной Н.К. Рериха и этимологии имён Рюрик—Рерик—Рерих

   Приверженцами шведского происхождения рода Рериха являются такие корифеи, как П.Ф. Беликов, Е.И. Полякова, В.П. Князева, Г. Рудзите. И все остальные современные рериховеды лишь подхватывают и перепевают на разные лады мнение этих основоположников. Но, как правильно показывает в своей статье И. Силарс, скандинавская теория происхождения имени Рериха не подкреплена никакими (!) историческими документами, кроме как выдуманными кем-то легендами, подчас противоречащими друг другу. Впрочем, такое развитие теории происхождения имени Рериха было вполне предсказуемо, так как указанные пионеры рериховедения, проводя параллели между Рерихом и Рюриком, лишь следовали в общепринятом фарватере нордической теории происхождения князя Рюрика, основоположника русской государственности. Но в настоящее время в свете новых археологических находок эта теория иностранного, скандинавско-шведского происхождения Рюрика справедливо подвергается массированной критике, и аргументированно возрождается альтернативная теория происхождения князя Рюрика - померанско-славянская, или, другими словами, прусская. Как показано ниже, родословная Рериха также уходит корнями в эти прибалтийские земли. Приведём доказательства.
   
   Этническая группа балтийских немцев
   
   Пусть читатель ещё раз обратит внимание на карту Курляндии, на которой указаны немецкие лютеранские приходы, в метриках которых в XVIII и XIX веках имеются записи о рождении детей с фамилией Рерих. Из них видно, что в Курляндии проживало несколько сотен людей с этой фамилией. Все они исповедовали немецкую лютеранскую веру, крестились в немецких лютеранских приходах, где метрики велись на немецком языке.
   Все выше приведенные автографические документы семьи Рерихов - письма дедушки Рериха, письма Изабеллы Рерих и ею составленное генеалогическое древо рода Рерихов, завещание её отца Фридриха - все эти документы написаны на немецком языке. Это говорит о том, что родным языком для них был немецкий.
   Все вышеприведенные документы свидетельствуют о том, что Рерихи принадлежали к этнической группе балтийских немцев.
   Следовательно, Константин Федорович Рерих - отец Н.К. Рериха - был обрусевшим балтийским немцем. Подростком он отправился из курляндской провинции в столицу Российской империи - в Санкт-Петербург, где сделал хорошую карьеру - стал нотариусом Санкт- Петербургского окружного суда. Вполне типичное занятие для русских немцев, так как немцы в Санкт-Петербурге имели репутацию добросовестных, порядочных и честных людей. При получении российского паспорта Константин выбрал для себя русское отчество, превратившись из Константина Фридриховича в Константина Федоровича, что говорит о его желании полнее влиться в русскую среду Санкт-Петербурга. С женитьбой на исконно русской девушке Марии Васильевне Калашниковой, в отличие от его многочисленных кузенов, выбравших себе в жены немецких фрау, Константин Федорович стал полноправным гражданином Российской империи, и при том с хорошим приданным в виде каменного двухэтажного дома и земельных владений в г. Острове Псковской области.
   Но Константин Федорович (Фридрихович) Рерих своих немецких корней забывать не стал, поэтому отдал своих детей в Санкт-Петербургскую частную немецкую гимназию Карла Мая, где преподавание велось с углубленным изучением немецкого языка. В гимназии Карла Мая Н.К. Рерих учился 12 лет, получал все свои годовые аттестаты на немецком языке, хорошо знал немецкий язык и мог хорошо писать общепринятым тогда во всей Германской империи шрифтом Зюттерлина, на котором писал и его дед Фридрих.
   
   
   
   Северные походы немецких крестоносцев
   
    Теперь проследим, как появились немцы в Курляндии (по-немецки: Kurland), откуда происходит род Н.К. Рериха. Начало проникновению немцев в восточную Прибалтику было положено Северными крестовыми походами в начале XIII века, когда немецкие крестоносцы - католические духовно-рыцарские ордена - Тевтонский, Ливонский, Меченосцев - начали захват прибалтийских земель. В результате образовались владения Тевтонского и Ливонского духовно-рыцарских орденов, которые вошли в состав Германской Священной Римской империи. В 1230 году жители Курляндии приняли христианство и пообещали заодно с немцами воевать против язычников. Историческая справка: «Немецкие рыцари впоследствии составляли дворянский и помещичий слой общества, в то время как деревенское население, представляющее местные племена, в значительной части было крепостными крестьянами. В городах, построенных немецкими и датскими поселенцами, - таких как Ревель (ныне Таллин), Рига и Дерпт (ныне Тарту), и других преобладали ремесленники и купцы. Население балтийских ганзейских немецких городов состояло из свободных граждан (бюргеров), которые, как и в других ганзейских городах, выбирали городской Совет и городского голову - бургомистра и, будучи не зависимы от феодалов, самоуправлялись по законам немецкого городского или Любекского права».
   В XV-XVI веках Курляндия (нем.: Kurland) управлялась всё той же немецкой Ливонской конфедерацией, которая затем трансформировалась в герцогство Курляндия и Семигалия, просуществовавшее с 1562 по 1795 год. И только в 1795 году Курляндия отошла к Российской империи. Но и после этого весь XIX век балтийские немцы оставались жить в Прибалтике, вплоть до их массовой репатриации в Третий Рейх перед Второй мировой войной в 1939— 1940 гг. На примере генеалогического древа, составленного Изабеллой Рерих, можно проследить социальное положение балтийских немцев Курляндии. Прадедушка Н.К. Рериха - Иоганн Рерих - был арендатором имения, то есть управленцем-хозяйственником.
   
   Неизвестные записи барона Таубе
   
   В своём письме от 22 августа 1930 г. Ю.Н. Рерих, будучи в Париже, где он встречался с бароном М.А. Таубе, пишет своей матери Е.И. Рерих: «Бар[он] Таубе нашел в своих изысканиях о нашем роде, что в 1246 г. в Померании жил Friedrich von Roerich, comtur11 ордена Тамплиеров. Там до сих пор существуют замок Roerichen и река Roericke. Много интересных подробностей». Исследователям удалось найти эти заметки барона Таубе, которые находились в Бангалорском архиве С.Н. Рериха. Они оформлены в виде рукописных набросков на 10 страницах, разделённых на три главы римскими цифрами со следующими названиями: I. Происхождение фамильного прозвища Roerich. II. Различные новые члены фамилии Рерих. III. Род Рериха в России.
   Мы поместили здесь рукописные оригиналы вместе с транскрипцией этого текста, чтобы каждый читатель смог сам ознакомиться с данным важным документом, который здесь публикуется впервые. Как мы видим из этих записей, профессиональный генеалог М.А. Таубе считал, что фамилия Рерих могла происходить от нижненемецкого слова R?hrig (по-немецки читается как «Рёриг»), что значит «камыш», или от слова R?hricht (по-немецки читается как «Рёрихт»), что значит почти то же самое: «плавни». Подтверждение этой версии можно найти в исторических документах, когда из фамилии «Рёрихт» (R?hricht) пропадает последняя согласная и эта фамилия превращается в слово «Рёрих» (R?hrich). Так, согласно церковным метрикам города Наумбурга, Иеремия Рёрих (Jeremias R?hrich), рождённый в 1643 г. в Наумбурге и давший свою фамилию пятерым детям, при рождении именовался как Рёрихт (R?richt). В пользу данной «камышовой» этимологии фамилии Рерихов Таубе указывает на древние географические названия, которые могли быть даны по наличию на местности камышового биотопа. Среди таких географических названий он перечисляет возможные названия R?rich, Rorich, R?richen, и конкретно указывает на протекающую в Померании речку R?hrike (по-немецки читается как «Рёрике») и находящуюся на ней деревню R?hrchen (по-немецки читается как «Рёрхен»), где в 1234 г. немецкие рыцари основали свой комтур с замком, о котором пишет Ю.Н. Рерих в своём письме Е.И. Рерих, приводимом выше. Данный замок, правда, в 1377 году был разрушен, о чем Таубе мог и не знать, но деревня и кирха сохранились. Таубе правильно приводит имя комтуров этого замка: в 1268 году - Фридрих фон Рёрике (Friedrich von R?rike), в 1285 году - Бернард де Рёрик (Bernardus de Roerek). Приставка «фон» говорит о том, что Фридрих был немецкого происхождения, а приставка «де» в имени Бернарда говорит о том, что он был французского происхождения.
   Далее барон Таубе совершенно справедливо замечает: «Не зависимо от этого при генеалогическом исследовании о Рёрихах необходимо иметь в виду и различные производные формы имени, которые могли обозначать, быть может, членов всё того же рода». Им приводится фамилия Rohrer (по-немецки читается как «Рорер») или R?hrer (по-немецки читается как «Рёрер»), встречающаяся в 1410 г. в Баварии, члены благородного рода которой имеют сходный герб с курляндскими Рерихами. В Средневековье гербы имели право носить только благородные княжеские рода, поэтому можно говорить, что герб курляндских Рерихов, к которым принадлежал род Н.К.Рериха, имеет старые, средневековые традиции.
   Барон Таубе нашёл в Европе также следы других Рерихов. В Нижней Саксонии Таубе обнаружил аристократический род с фамилией фон Рёриген (von R?rigen), но с уже другим гербом. Также им упоминается Георг Рёрих, проживавший в Силезии в XVI веке. От своих латвийских друзей Таубе имел фотографию некоего договора от 1777 г., в котором участвовал Иоганн Теодор Рёрих (Iohann Theodor R?hrich). «Нужно надеяться, - делает примечание Таубе, - что эта фамилия даст ещё забытые находки (ибо опекуном мог быть только ближайший родственник), хотя она в Лифляндии неизвестна, будучи, очевидно, небольшого происхождения». Барон М.А. Таубе был знатоком генеалогии аристократических родов Европы, поэтому ему и не был известен род курляндских Рерихов, которые, как мы видели из генеалогического древа Изабеллы Рерих, занимали средние позиции в общественных слоях Курляндии. Но барон Таубе был прав, что это имя даст новые находки в генеалогии рода Рерихов. Ярким тому подтверждением являются исследования И. Силарса лютеранских метрик Курляндии и архивные документы рода Рерихов, хранящиеся в Фонде Рерихов Лиепайского музея.
   Размышляя о возможности причастия одного итальянского имени Calaminus (по-латински: камыш) к генеалогии Рерихов, Таубе пишет: «Хотя ввиду его рождения в Италии, можно скорее думать, что он был природный итальянец и, следовательно, не имел ничего общего с германскими Roerich"ами, но не исключена возможность, - «тоже на бывшем примере» - это его близкие или дальние предки «Рёрихи» пришли из Германии и на новой родине преобразовались в «Calamini», так же как это сделали несколько позже некоторые из них, очутившихся в Германии (в Силезии) родичей. По поводу Силезии и следующих уже стран с неменьшим вниманием я замечал, что пределы распространения имени собственного, известного, а может быть, и формами, «Roerik - Rurik» в средние века были чрезвычайно широки: я нашёл в 1536 году польского воеводу Ририка, убитого под Себежем в бою с русскими». Здесь барон Таубе снова оказался прав, что имя «Рерих» и его производные имеют широкое распространение по всей Европе. К примеру, в дневниках Е.И. Рерих есть информация о том, что в Венгрии есть исторические записи о роде Рерихов: «Брат Раккотцы сетует, что вы не обращаете внимания на Венгрию. Она может быть вам дружественна. Установление Нового Государства не должно быть враждебно стране, которая еще помнит об Азии. Кроме того, имя Рерих имеется в венгерских исторических анналах. Не нужно забывать ветви великого рода». Указание на то, что род Рерихов является великим, подкрепляет нахождение бароном Таубе в Баварии в 1410 г. членов благородного рода Рерихов, так как Бавария и Венгрия - граничащие друг с другом земли. По-видимому, венгерскую ветвь Рерихов также нужно искать в 1400х годах, а может быть, и позже. Кстати, по словам Таубе, баварский аристократический род Рерихов имел сходный герб с курляндскими Рерихами. Из этого указания Таубе можно сделать вывод, что именно курляндская ветвь рода Рерихов, из которой происходил Н.К. Рерих, принадлежит к роду Рерихов, названному Учителем великим. Насколько великим, станет ясно ниже.
   
   Компьютерная
   генеалогия
   
   Доказательства распространения по всей Европе фамилии «Рерих» и его производных, о чём говорил Таубе, сегодня можно легко найти в Интернете. Давайте воспользуемся этим удобным сервисом и поищем слова, упомянутые бароном Таубе в его генеалогическом исследовании рода Рерихов (каждый желающий может перепроверить наши находки указанным способом). Среди географических названий Таубе есть следующие слова: R?hгike (Рёрике), R?гich (Рёрих), Rorich (Рорих), R?гichen (Рёрихен), R?hrchen (Рёрхен). Из всех фамилий, перечисленных Таубе, есть смысл сделать поиск по следующим словам: Roerich (Рёрих), Rerich (Рерих), R?rich (Рёрих), R?hrich (Рёрих), R?hrig (Рёриг), R?rig (Рёриг). Последние две фамилии вполне отвечают параметрам поиска, так как в немецком языке буква «г» в окончании слова очень мягко произносится, поэтому в окончаниях буквы «х» и «г» часто взаимно заменяются, чему ниже будет приведён исторический пример генеалогической мутации названия немецкого городка Рёрих-Рориг-Рёриг.
   
   Поиск фамилий
   
   В результатах поиска по слову «Roerich» (по-немецки читается как «Рёрих») сайт genealogy.net выдал самые древние исторические документы. Среди них средневековые архивные записи XVI века на семью Ганса Рёриха (Hans Roerich) из города Хаммельбурга. Этот город лежит в центральной части Германии недалеко от Франкфурта на Майне. Хаммельбург был основан в 716 году и имеет богатую историю. Согласно архивам, в 1561 г. Ганс Рёрих взял в жёны Элизабет Шмидт (Elisabeth Schmid), которая родила ему пятерых детей, младшую из которых звали Барбара Рёрих (род. 1560), а старшую - Анна Рёрих (род. 1577).
   В фамильных хрониках земли Северная Рейн-Вестфалия нашлись упоминания о двух Рёрихах. Первый Рёрих имел даты жизни 1651-1698 гг. и проживал в городке Эшвайлер (Eschweiler), находящегося между Аахеном и Кёльном. Второй Рёрих проживал совсем рядом в - 15 км от Эшвайлера в деревне Бьюр (Buir), годы его жизни: с 1835 по 1848 год.
   Следующая находка переносит нас в Прибалтику в немецкий город Мемель (сегодня Клайпеда, Литва), в котором в начале XIX века проживал Георг Райнхольд Рёрих (George Reinhold Roerich) по профессии портной высшей категории (нем.: Schneidermeister). Он был женат на Генриетте Минут (Henriette Minuth), от которой в 1835 году у него родился сын Вильгельм Герман Рёрих (Wilhelm Hermann Roerich). В том же Мемельском крае нашлась ещё одна запись конца XIX века о некой Лине Рёрих (Lina Roerich), состоящей в браке с Густавом Адольфом Ветцгером (Gustav Adolf Wetzger, 1851- 1933). Мемельский край граничит с Курляндией. Поэтому можно сделать вывод, что эти Рёрихи принадлежали к той же этнической группе балтийских немцев, к которой принадлежал и отец Н.К.Рериха - Константин Фёдорович (Фридрихович) Рёрих.
   
   
   Поиск по фамилии Rerich (Рерих) дал немного результатов, но они оказались очень интересными. Так, нашлось несколько надгробных памятников: два - на севере Германии в Нижней Саксонии и один - на юге в Баден-Вюртемберге. Нижняя Саксония (Фризия): Герта Рерих (1920-2011) в городе Эмден и Эвальд Рерих (1935-1999) в городе Куксхафен. Баден-Вюртемберг: Юрий Рерих (1968- 1999) в городе Пфорцхайм. Последний умер в молодом возрасте (31 год) и, что интересно, является не только однофамильцем, но и тезкой старшего сына Н.К. Рериха - Юрия Николаевича Рериха (1902- 1960).
   К надгробным памятникам относятся также несколько находок по слову R?hrich (по-немецки читается как Рёрих). Так, в Бремене под одним камнем похоронены мать и дочь: Магдалена Рёрих (Magdalena R?hrich, Ш8-19бб) и Элизабет Рёрих (Elisabeth R?hrich, в замужестве Косиоль, 1914-1977). Там же стоит надгробный памятник из черного гранита супругов Рёрих.
   В России нашлась интересная запись в фамильной хронике немецкого поселения Рибенсдорф на Дону (Воронежская обл., с 1916 г. переименовано в село Рыбное) о браке поволжской русской немки Эмилии Рерих (Emilia Rerich, 1894), рождённой в немецком селении Ной Брунен (Neu Brunnen) в Самарской области, с таким же по национальности мужчиной Карлом Георгом Лотцем (Karl Georg Lotz, 1896- 1976), рождённым в немецкой деревне Кано (Kano) Саратовской области. История деревни Рибенсдорф на Дону показывает, откуда появились в сегодняшней России люди с фамилией Рерих: «В фамильной хронике идёт речь о немецких колонистах Рибенсдорфа, начиная с 1766 г. до их сегодняшних потомков во всём мире. В период с 1759-го по 1763-й часть жителей из южнонемецких земель Вюртемберга и других областей Германии отправилась в Данию в надежде получить землю и стать колонистами. В это время манифестом от 22.07.1763 императрице Екатерине Великой удалось привлечь немцев в свою страну, поэтому некоторые семьи покинули в 1764/65 Данию, чтобы поселиться в России. Немецкие колонисты переправлялись через порты Любек и Данциг морским путём в Ораниенбаум. Основным направлением колонизации правительство решило сделать регион Волги, однако часть колонистов была направлена в другие регионы страны. Например, 60 семей Вюртембергцев из южнонемецких земель, которых в августе 1765 г. было приказано отправить по первому снегу через Москву, Тулу и Воронеж в Острогожскую провинцию. ...Так появился Рибенсдорф, получивший название «Рыбное» от «богатой рыбой местности». Таким образом понятно, россияне, носящие сегодня фамилию Рерих, происходят от немецких переселенцев времён Екатерины Великой.
   Фамилии R?rich и R?hrich (оба слова читаются как «Рёрих») встречаются в электронных генеалогических каталогах массовым образом: первая - 65 раз, вторая - 144 раза. Наибольшая концентрация Рерихов присутствует вокруг Кёльна в земле Северная Рейн-Вестфалия, также в соседней земле Баден-Вюртемберг, в бывшей немецкой Силезии, а также в бывшей немецкой колонии дунайских швабов в Банате на территории сегодняшней Румынии.
   
   Поиск
   географических названий
   
   Поиск географических названий по слову R?hrig (по-немецки читается как Рёриг40 ) дал результат в самом центре сегодняшней Германии - деревня R?hrig в Тюрингии (индекс 37318). Данная деревня лежит рядом с горой под названием Рёригсберг (R?hrigsberg) высотой 485 метров. Впервые эта деревушка упомянута в 1536 году под названием Рорихт (Rohricht). Сами немцы придерживаются такого же мнения как и барон Таубе: «Имя деревни происходит от характеристики местности, в которой она располагается. Раньше этот населенный пункт лежал в болотистой низменности. На нижненемецком диалекте слово Рёриг обозначает камыш». Поэтому в гербе этой исторической деревни присутствует изображение камыша.
   Поиск по слову R?hrchen (по-немецки читается как «Рёрхен») вебсайт genealogy.net выдал несколько результатов, из которых следует, что в 1805 году существовала деревня R?hrchen под местом L?bzin. Последний населенный пункт располагается в Передней Померании и называется сегодня Warnow. Интересно, что данное место лежит на так называемые. Мекленбургском озёрном плато и имеет ярко выраженный камышовый биотоп.
   Также нашлась ещё одна деревня Рёрхен (R?rchen) в Восточной Померании на территории сегодняшней Польши. До Второй мировой войны район, куда входила эта деревня, назывался Naugard и принадлежал Пруссии. По состоянию на 1932 год в этот район входило 4 города и 111 деревень.
   Под номером 90 числилась деревня Рёрхен (Rachen). По слову R?ich в земле Гессен ФРГ удалось обнаружить деревню R?hrig, исторические корни которой прослеживаются до 1333 года. Средневековые хроники позволяют проследить изменение названия этой деревни в ходе веков: Рёрих (R?ich) в 1450 году, Рориг (Rorig) в 1598 году, Рёриг (R?hrig) с 1753 года по сей день. Данное изменение наглядно иллюстрируют генеалогическую мутацию слова «Рёрих», о которой писал барон Таубе.
   В Передней Померании сегодня находится приморский город Рерик (Rerik), названый так в честь старинного славянского городища, раскопанного археологами в этих краях. Интересны также другие исторические наименования жившего в этих краях ободритского племени - рароги или ререги. Не от слов ли «рёриг» или «рёрихт» произошло название этого племени, а также как и самого городища Рерик?
   
   Юта-богатырь — родоначальник рода Рюриков
   
   В дневниках Е.И. Рерих есть такие слова:
   - Что значит «Юта- богатырь», слышанн[ое] мною?
   - Юта-богатырь - Ф[уяма] в Исландии, когда начинал род Рюриков.
   Исландия - островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании). Известно, что этот остров первыми заселили скандинавские викинги. Значит, род Рюриков имеет всё же скандинавские корни. Но скандинавский мир в ту эпоху был обширен и включал в себя не только Швецию и Норвегию, но и Британию, Данию, Фрисландию. И, как показывает наше исследование распространения имён и названий Рюрик-Рерик-Рерих и многих производных от этих слов, путь великого рода Рюриков из Исландии в Новгород пролегал не через северное побережье Балтики (сегодня это Швеция, Финляндия, Норвегия), а через южное (сегодня это Дания, северная Германия и Польша, Литва, Латвия, Эстония), то есть по линии Ютландия-Померания-Курляндия. И сам Н.К Рерих придерживался такого же мнения. В письме к барону Н.Н. Врангелю от 9 сентября 1904 года Н.К.Рерих писал:
   «Многоуважаемый Николай Николаевич!
   В прошлом году Вы спрашивали у меня мои биографические сведения. Помнится, я упоминал Курляндию. Нынче мне пришлось заняться нашей генеалогией, и оказалось, что Курляндия для нашего рода - чистая случайность. Род шведский шел через Померанию, а Курляндия - просто ничего не значащая остановка. Сообщаю Вам для верности сведений. Это такая скука отыскивать старые бумаги и сведения.
   Искренне жму Вашу руку.
   Преданный Вам Н. Рерих».
   Позже Н.К. Рерих скорректировал свои взгляды в части вопроса о происхождении своего рода, вполне правильно заменив «шведский род» на Ютландию и Исландию. Так, в 1938 году он писал в одном письме: «Скажу лишь, что впервые имя появляется в скандинавских хрониках восьмого или девятого века в Ютландии и Исландии».
   Если читатель вспомнит последнее предложение предыдущего абзаца «Рерик... стал полиэтническим городом со смешанным славяно-скандинавским населением», то можно легко допустить, что датско-скандинавское имя Рюрик проникло в городище Рерика в славянскую среду прибалтийских племён ободритов, один из княжеских представителей которых позже призван в Новгород на вече, где был избран правителем земель русских. Эта версия происхождения князя Рюрика называется в исторической среде «прусской» и являлась противовесом норманской теории, согласно которой Рюрик был шведским иностранцем. Основоположником прусской теории был М.В. Ломоносов, который считал, что упомянутые в летописи Нестора варяги были не шведами, а славянскими племенами. В своей книге «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года», вышедшей в 1766 году, Ломоносов писал: «Неправильно рассуждает, кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. ...Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы». Тогда прусская теория Ломоносова не нашла поддержки у правящего тогда дома Романовых, которым была выгодна норманская теория, согласно которой Рюрики - основоположники государства российского - были такие же иностранцы, как и половина представителей рода Романовых. История, как известно, самая политизированная наука. Ярким примером тому, как официальная версия происхождения Рюриков зависела от политической конъюнктуры, служит брак Екатерины Ивановны из правящего дома Романовых с немецким герцогом Карлом Леопольдом Мекленбург-Шверинским, родоначальником которого был славянский ободритский князь Никлот. Во время этого брака благодаря трудам немецких историков Ф. Томаса и И. Хюбнера норманская теория снова уступила место прусской.
   Современные историки отмечают, что в новейший период истории России на свет выходит много новых доказательств в поддержку прусской теории происхождения Рюрика. Надо полагать, что нелогичная норманская теория со временем изживёт себя как политический заказ правящих на Руси 300 лет полуиностранцев Романовых. Здравый смысл подсказывает, что новгородцы-славяне не могли поставить над собой скандинавского чужака-иноземца, не говорящего на их языке. Чтобы объединить разрозненные племена - что сделал Рюрик - нужно было очень хорошо владеть языком этих племен. Нужно очень не уважать русский дух, чтобы допустить, что гордые и независимые русские язычники, имевшие свою развитую религиозную систему, покорились заморскому князю, поклоняющемуся скандинавскому Одину. Поэтому, уважая русский народ, нужно априори исходить из того, что Рюрик был выходцем из каких-то западнославянских, племён - руян, вагров, ободритов, поморян или других полабских славян, проживавших на побережье Южной Балтики, где, к примеру, в таких городищах, как Рерик, происходило полиэтническое датско-немецко-славянское смешение, в результате которого исландское племя Рюрика-Юты-богатыря проникло в славянский род, один из представителей которых в итоге стал новгородским Рюриком - основоположником русской государственности. Простому человеку, не знакомому с историческими хитросплетениями, очень трудно разобраться в данном вопросе, поэтому мы можем порекомендовать облегчённую версию славяно-прусской теории, которую в данное время отстаивает популярный писатель Михаил Задорнов, снявший на эту тему документальный фильм «Рюрик. Потерянная быль».
   Несмотря на трехсотлетний спор сторонников славяно-прусской и шведско-норманской теории о происхождении Рюрика и русской государственности, для нас ясно, что Фуяма (Н.К. Рерих) был основоположником рода Рюриков. Ещё при жизни Н.К. Рериха в народе ходили такие легенды, и при том задолго до выше цитируемой записи Е.И. Рерих от 1927 г. о Юте-богатыре. В дневниках З.Г. Фосдик есть запись от 16 января 1923 года во время пребывания Н.К. Рериха в США: «Н.К. приехал из Детройта... Как раз перед отъездом на вокзал к Н.К. подошел простой русский рабочий - механик, и говорит ему: «Ведь вы князь Рюрик из дома Рюрика». Когда Н.К. спросил, откуда он знает, ответил, что он масон и ему многое понятно из каталога Н.К.» В дневниках Е.И. Рерих в записи от 5 декабря 1932 года Учитель подтверждает, что такая легенда о Н.К. Рерихе имела широкое хождение: «Обещал вам сказать несколько легенд... Кто же иной может принять имя Рюрика?». Эта легенда родилась задолго до широкой международной деятельности Н.К. Рериха. Ещё во время пребывания семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, знакомый с Рерихами композитор С.И. Танеев, по-видимому в беседе с императором Российской империи Николаем II назвал детей Н.К. Рериха Юрия и Святослава варягами-Рюриками, намекая на то, что сам Н.К. Рерих происходит из рода Рюриков, чем очень смутил подозрительного самодержца. И это понятно почему: конкуренты на престол императору Романову были не нужны.
   Но есть высший космический закон, который ставит во главу народа высокий дух, немало потрудившийся во славу этого народа. Если дух Рериха зачинал род Рюриков в Исландии, можно предположить, что и в следующих воплощениях он рождался в этом роде. Из дневников Е.И. Рерих известно, что Рерих в одной из прошлых жизней был славянским жрецом по имени Речуя, служившего главному богу славян - Свентовиту, культ которого исполнялся в главном городе полабских славян - городище Аркона, располагавшемся на одноимённом мысе балтийского острова Рюген. Это воплощение приходилось на VI век н.э. Вполне возможно, что в IX веке н.э. дух Рериха снова воплотился в тех же местах - в полабских славянах - и позже пришёл в Новгород и стал тем, кого русский народ сегодня чтит как князя Рюрика, основателя русской государственности. В воплощении Н.К. Рериха в 1847 году этот дух снова приходил на землю в прибалтийском регионе - в Санкт- Петербурге. Можно предположить, что род прибалтийских Рерихов, из которых происходил Н.К. Рерих, о чём подробно описано в данной статье, имеет непосредственную кровную, генетическую связь с исландским родом Рюриков, родоначальником которого был дух Рериха. Наверное, именно эту связь чувствовали простые люди во времена Н.К. Рериха, приписывая ему происхождение из дома Рюрика. Если последний оформил русский этнос в рамки римской цивилизации, то первый придал ему черты восточной мудрости - именно так можно характеризировать современный российский народ, живущий по римскому светскому праву, но с христианско-византийской верой в высшую справедливость. В этом особый путь России и в этом сила Святой Руси! Поэтому слова Владыки Шамбалы «Рерих, люби русских - тебе суждено руководить Россией» становятся понятными именно в свете великой миссии, врученной высшими силами нашей планеты духу Рериха со времён его исландского воплощения в роде Рюриков. Великий план этой миссии предусматривает скрепление Святой Руси с планетарной иерархией - Великим Светлым Братством Шамбалы. Н.К. Рерих пытался завершить этот тысячелетний план Шамбалы в проекте построения Новой Страны, но тёмные силы помещали осуществить его. Но дух Рериха придёт снова, чтобы довести Великий План до победного завершения. Этот великий дух - по-восточному Махатма - снова воплотится, чтобы стать великим кормчим русского государства. И вполне возможно, что в генах этого великого вождя будет снова течь кровь древнего рода Рюриков!
   
   Голенишева-Кутузова В.Е., сотрудник отдела «Наследие Рериха» в ГМВ с 2000-го по 2008 год, г. Москва. Люфт А., редактор сайта «Живая Этика в мире», Германия.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3822
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9573
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4290
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7814
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2897
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2429
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
81
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
218
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
262
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
198
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
309
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
395
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
477
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
401
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
502
22.02.2017
Размышления о Культуре
561
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
672
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
957
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
759
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
821
25.01.2017
Суровость Подвига
696
20.01.2017
Овладение психической энергией
1061
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
846
11.01.2017
О женственности
857
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
858
04.01.2017
Несколько слов о Детке
876
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
807
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1176
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1092
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1406
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
40
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
33
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
40
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
50
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
42
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5559
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
311
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
307
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1907
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
437
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
590
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
933
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
593