Знамя Майтрейи
1019

Николай Рерих как мыслитель!

Н.К. Рерих
   Тема Пути и Путника в творчестве Рериха многомерна и символична: она разворачивает богатство своего содержания в духовный план и означает, прежде всего, духовное странничество и напряжённое искание правды, способность безконечного переосмысления своей жизни и своего места в Универсуме. Человек - Путник, идущий над бездной, - оказывается связанным «серебряными нитями» со всем мирозданием: «Не зритель миров, но сознательный соучастник человек, и дорога ему не через лужи, но через сияние сфер».
   Жизнь и творческая деятельность Н. Рериха прошла под знаком «Синтеза» - «священного», «благословенного», «живого». Именно поиск синтеза стал вдохновляющим началом рериховской философии и культурологии: «Вместо отталкивающей нетерпимости, не приводящей ни к чему, кроме зла и разложения, появились проблески творящего синтеза». Рериховские дарования проявились в разных жанрах и областях: этот удивительный «Мастер гор» писал стихи, сказки, поэмы, статьи, очерки, рецензии, письма-воззвания, дневники, воспоминания, иконы, работал над мозаиками, фресками, архитектурными замыслами, эскизами театральных костюмов и декораций. Идеи Рерихов и Живой Этики стали испытательным полем для множества культурных и научных новаций. Многие из этих идей отразили общецивилизационную тенденцию к синтезу естественнонаучного и гуманитарного знания, о которой так ратовал Рерих - археолог, исследователь, организатор и руководитель нескольких экспедиций, основатель института Гималайских исследований «Урусвати».
   Рерих - мыслитель, культуролог, археолог- исследователь, всегда искал мосты, соединяющие старый и новый миры, тонкую линию преемственности и взаимопонимания. Рерих - путешественник, странник, был убеждён в наличии внутреннего единства человечества и общей колыбели культур. В древних орнаментах, старинной музыке, народном фольклоре Н.К. Рерих стремился отыскать «одинаковое выражение человеческих чувствований» и почерпнуть «поучительные психологические выводы о тождестве человеческих выражений». Постичь это тождество можно только с помощью особой способности - «чувствознания», синтезирующей глубину чувства, остроту интеллекта, скорость интуиции, вспышку озарения и размеренный ритм сердца. Это дарованное немногим удивительное воссоединение духа с интеллектом, поименованное в Учении Живой Этики как «зажжённый огонь сердца», и составляет глубинный, сокровенный язык Культуры: «За границами зримого создаётся и особый язык. Непередаваемое чувствознание творится там, где мы соприкасаемся с областью духа. В этой державе мы понимаем друг друга несказуемыми рунами жизни».
   Поиск единообразности и единосущности языка культуры открывал для Рерихов безкрайнюю возможность широчайших, а порой дерзновенных сопоставлений, при которых даже АУМ и Иегова могут стать «косяками» одной двери - к Свету. Устремления Рерихов к поиску «несказуемых, но ощутимых» связей народов, к колыбели славянства, к доказательству «ещё мало оценённого родства народов России и Индии» привели их на Восток: «Притягивает магнит индийский сердца русские». В живительной устремлённости к истокам русской и индийской культур, Рерих смог прикоснуться к наиболее сокровенному, эзотерическому пласту восточных духовных традиций. Символические веяния, глубоко проникшие в творчество Рериха, влекущие в «иные миры» и пропитанные «теургическим» томлением, зачарованность петербургского модерна «припоминанием» давно ушедших, таинственных культур - всё влекло к постижению «сердца Азии» и озарению её Светом.
   Живой «серебряной» нитью, связующей поколения, явилась для Рериха восточная традиция «духовного наставничества»: путешествие семьи Рерихов на Восток было одухотворено возвышенным понятием Учителя. Пейзажи горных вершин, долин и ущелий являют нам невидимое присутствие легендарной и таинственной Шамбалы - страны гималайских Учителей - Махатм. Присутствие Шамбалы можно почувствовать в молнии над Гималаями, в Северном сиянии, в полёте орла и крыле птицы, шум которого слышен «на дальних мирах», в тени Учителя.
   Свободное и осознанное почитание Учителя, по мнению Н.К. Рериха, составляет одну из основных красот Индии. Живучесть в Индии традиции учительства - устной передачи накопленной тысячелетиями мудрости, влияние Учителя на ученика живым примером своей подвижнической жизни - всё это, по мысли Рериха, является свидетельством глубины мышления, духовности индийского народа.
   Н.К. Рерих ценил в институте духовного наставничества способность к согласованию традиционных учений с новыми условиями жизни: Учитель не даёт умереть и очерстветь древним учениям, одухотворяя их животворящим огнём своего сердца и раскрывая скрытый смысл древнего знания. Учитель может приоткрыть тайну космической Безпредельности, но ученик должен для этого развивать в себе наблюдательность, зоркость, психическую чуткость и чувствознание. Рерих выступал против овещнения и упрощения личности ученика, показывая его скрытые потенциальные возможности:
   «Человек, как истинный мощный микрокосм хранит в себе всевозможные выражения и прекрасные качества».
   
   Живопись Рериха - визуализация Учения Живой Этики - цветосветокосмична и вместе с тем это своеобразный способ символизации опыта чувствования незримого. Широко известно, что на одном из ранних своих полотен («Небесный бой») Н.К. Рерих хотел написать небесных дев-воительниц Валькирий, но потом передумал, сказав: «Пусть присутствуют незримо». Согласно Учению Живой Этики, даже смысл жизни человека «слагается из узоров космических лучей».
   Уникальный опыт цветосветокосмического видения позволяет Рериху, мыслителю-художнику, наполнить хорошо известные образы новым содержанием, никогда не настаивая на однозначной интерпретации вводимых им символов, образов и метафор.
   Горный пейзаж. В долине - объятый огненным пламенем средневековый город-цитадель: надвигается катастрофа. Блики и отсветы пожара складываются в образ величественной и устремленной Всадницы в короне и на белом коне - «Святой Софии Премудрости». В руках у Предвечной Девы, Матери Мира - спасение человечества - Знамя Мира: «Очевидно всегда, испокон веков, мыслилось о духовном единении. Высказывалась мечта, чтобы люди, покинув звериное состояние, могли бы отнестись друг к другу со всей любовью, со всей верою и со всею надеждою. А матерь всех трёх - София Предвечная - охраняла бы от неразумных свар и непониманий».
   Н. Рерих мечтал и надеялся, что Знамя Мира - Красный Крест Культуры - будет развеваться над соборами, музеями, книгохранилищами, университетами как символ духовного объединения человечества. «Мир через Культуру», - написал Рерих на своём знамени: ««Мир» не случайно означает и вселенную, и мирность» .
   Знамя мира запечатлело на белом фоне три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности, Единения: триада, троица, троичность, триединство, триквестр, тринитарность - единение миров, народов, культур.
   Как Гете, естествоиспытатель, среди всей массы растений искал «перворастение», так Рерих, археолог-мыслитель, среди всех символов ищет «первосимвол», который был бы внутренне присущ всей гармонии Космоса и отразил бы в себе «музыку сфер».
   Рерих находил сокровенный знак в непостижимой глубине веков и в современности, на камнях у тропы кочевников и в древнерусской иконе, на Востоке и на Западе: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На стареньких английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак». Рерих и его сотрудники ищут и находят древний «триквестр» на иконе Св. Николая-чудотворца, Св. Сергия Радонежского, на изображении Святого Доминго из Археологического музея Мадрида, Св. Михаила работы Бартоломео Вермехо. Во время путешествия по Китаю Н. Рерих написал очерк «Знаки»: «В Храме Неба тоже оказался знак Знамени... Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же знаки мы видим и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании... На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?»
   Всю свою жизнь Рерих посвятил воплощению в жизнь специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войны и в мирное время. Идеи Рериха были по его просьбе переведены на язык международного права профессором Г. Шклявером и профессором Г. Лапраделем и известны во всем мире как «Пакт Рериха». По инициативе ЮНЕСКО основные идеи Пакта были положены в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1993 году ЮНЕСКО рассмотрело вопрос о выполнении Гаагской конвенции и сделало вывод, что в конвенции 1954 года практически нет принципиальных недостатков. Все проблемы связаны с ее невыполнением. В 1972 году ЮНЕСКО приняло Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Под всемирным наследием понимаются те культурные и природные ценности, которые составляют достояние всего человечества: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Образован Фонд культурного наследия, ведется работа по созданию специального списка ценностей, создана рабочая программа «Человек и биосфера». В основу Конвенции 1972 года положена идея о том, что защита объектов универсального значения - дело не только государства, на территории которого они находятся, но и всего человечества. Культура - «Врата в Будущее».
   Среди философов встречается порой скептическое отношение к идеям Рериха на том основании, что нет систематизированного дискурсивно-логического изложения его философии и этики. При этом именно причастность Н.К. Рериха к искусству рассматривается как основной аргумент против его философичности.
   В наше время жёстких схем, блоков, кнопочной психологии мысль, устремлённая за рамки обыденности, хотя бы и здоровой, выглядит белой вороной, а уж если она посягнула на традиционные принципы и парадигмы научного мышления - быть ей на Пряжке. Трудно себе представить, что возможна философия без оглядки на дозволенное... Внутренний цензор (самый страшный и роковой из всей возможной цензуры) сидит внутри нас, гася наши чувства и энтузиазм. И тогда вместо любви - скука, вместо души - пустота. И потому, когда можно встать и открыто сказать... сказать нечего! Тупики обыденности, тупики здравого смысла, тупики рациональности и единомыслия. Неумение развить философскую мысль, вдохновляться ею и привносить жизнь в философию... Потеря путей к тем, кто мог философствовать без оглядки. И если всё же возможно творить философию, вдохновляясь её непредсказуемостью, то лишь на путях и пространствах самой жизни, и тогда неизбежно сам способ философствования привносит в неё новое жизненное содержание, добавляя новые смыслы и градации значений, нюансы и оттенки. При этом свойственный Н.К. Рериху «эстетически-художественный» стиль или способ философствования, на который многим свойственно смотреть свысока, зачастую приходит на помощь как оптимальный способ преодоления «застойной» философии, замкнувшейся в собственной самодостаточности, своемерности и своецентризме. Обращение к мыслителям, которые, несмотря на все перипетии личной судьбы, сумели стать и быть мыслителями «без оглядки», становится нравственным выбором.
   Мысль Рериха была задана не только пониманием целостности культуры и её творческого субъекта, но и отношением к миру как некой целостности, как к живому космосу с позиции эстетического созерцателя. Здесь мы имеем дело с уникальным вселенским синопсисом. Рериху-мыслителю, стремящемуся к познанию жизненной полноты и воплощённости духа в слове, слова, оказывается, недостаточно, дух как бы выплёскивается из него, образуя над словом цветовую оболочку - «ауру». Мыслительная деятельность Рериха не сковывала в нём художника, но позволяла делать важные акценты, а художественное видение мира одухотворяло произносимые им слова. Однако «художественность» текстов Рериха долго не давала ему хода по философскому департаменту не только в период тоталитаризма при главенстве казарменно бюрократического языка философских исследований, установившего жёсткие нормы «причастности» к философии; напряжённость непонимания «философов» и «художников» существовала гораздо ранее.
   Этика Рериха, воплощённая в чувственно-зримых образах, зачастую символических, проявленная как в живописи, так и в слове, несёт в себе обращённость не к голому рассудку с его логически выверенными формулировками, а к человеку, способному переживать свое единородство с Космосом на высшем пределе своих чувственных, а зачастую и «сверхчувственных» возможностей. Абстрактности, безликой теоретичности с её сухими определениями Рерих противопоставил в своих сочинениях многоцветные образы, метафоры и символы, как бы продолжающие зрительный ряд его картин. Чеканность его слов завораживает своей магией. Язык Рериха, не подвластный гнёту схем и определений, приобретает гипнотически-суггестивный эффект пророчески-проповеднических вещаний. Повторы, акценты, яркие ударные слова и образы, употребление слов, уже ставших при Рерихе архаизмами - всё это делает этическое учение Рериха своеобразным и нетривиальным. Рерих искал чеканные и проникновенные символы, нерушимые не в своей отвлеченности, а в своей жизненности. Высокие слова, употребляемые и столь чтимые Рерихом, важны для него «не как нелепая отвлечённость, но как высокая реальность, внесённая в повседневный обиход». Обращая внимание на исконный смысл многих слов-заветов, Рерих ставит дефис: «Милосердие, со-страдание, благо-дарение, здравство-вание, само-отвержение. Все эти слова так часто повторяются с утерею всякого смысла» .
   Пронизанность всего творчества Рериха эстетическим началом не случайна: идя в этом аспекте вслед за Ф. Ницше, Рерих искал оправдание мира как эстетического феномена. Интуиция красоты и гармонии мироздания - одна из основных в творчестве Рериха. Введение ситуации связи этического и эстетического, эстетика художественного языка текстов Рериха должны рассматриваться содержательно, а не как нечто внеположенное философскому содержанию.
   В процессе выявления историко-философских ориентаций Рериха проявляется его понимание философии как практически-ориентированного мировоззрения, как способа не только стать, но и безконечно становиться лучше, чем ты есть: отсюда такой интерес к житиям святых и подвижников, к духовным практикам, с помощью которых выявляются скрытые резервы человеческого организма и психики, к тем учениям, которые проясняют смысл человеческого бытия и глубинное родство человека Универсуму.
   Преодолевая узкий и односторонний гносеологизм этики и сухость этического рационализма, Рерих не мог не актуализировать в своём творчестве античную идею «непосредственности» познания, которая, как известно, выступила, согласно Платону в двух формах: в эйдетической (самотождественность вещи) и ноэматической (основание опосредования). Согласно Рериху, лишь в постижении самого себя в качестве частицы общемирового целого, мыслимого как всепоглощающий и всевыявляющий Свет, человек может стать существом моральным. Этот акт постижения своего единения с Космосом мыслится как мгновенное «озарение», как «синтез». Проявление мощи Озарения - утверждение высшей гармонии.
   По мере познания глубины и многомерности творческого наследия семьи Рерихов интерес к Рериху-мыслителю будет становиться все напряжённее, ведь Рерих не только призывал к изучению внутреннего, глубинно-творческого потенциала человека, но в самом развертывании своих дарований напоминал о радости духовно-просветлённой жизни и об ответственности людей за судьбы Земли и Культуры.
   
   Е. Трофимова





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

александр.сиротин.павловск 24/11/2015 07:10:59
...кудаУстав Наш направляет по трудам каждого.
александр.сиротин.павловск 24/11/2015 07:07:51
Достойное приношение Учителю прекрасно сработанная статья. Через расширенный взгляд на Апостола Красоты, Мастера гор,Н.К.Рериха убедительны утверждения об особой силе рериховской мысли, впитавшей и силу Учения и Учителя, и силы Великого Прошлого, и силы Культуры, как особого духовного явления думающего человечества. Как и ученик Огня, так и картины Гуру и его тексты, необходимо перечитывать, чтобы и мудро и радостно одновременно было.Ведь в Агни Йоге сказано : Радость есть явление силы Создателя, освещающей тьму мира, куда Устав Наш

Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
4003
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10016
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4457
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7923
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2995
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2634
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
201
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
336
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
385
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
265
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
394
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
510
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
569
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
476
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
599
22.02.2017
Размышления о Культуре
650
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
761
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1066
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
874
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
917
25.01.2017
Суровость Подвига
767
20.01.2017
Овладение психической энергией
1245
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
980
11.01.2017
О женственности
974
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
942
04.01.2017
Несколько слов о Детке
998
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
877
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1233
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1142
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1479
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
46
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
45
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
57
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
47
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5716
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
319
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
327
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1944
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
457
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
605
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
957
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
609