Знамя Майтрейи
1857

ПАДМА САМБГАВА


   

   В картине Рериха всё полно динамики. Плывут облака, наползают туманы, с шумом низвергается водопад, резво мчит водный поток, дует ветер, развевающий одежды. И то, что, казалось бы, должно быть неподвижным, также являет иллюзию меняющихся в пространстве форм. Горы то вздымаются, то опускаются; холмы перекликаются чередой заостренных линий. Даже зубчатые скалы переднего плана выстроены в направлении к главному герою полотна. Его маленькая фигурка не затерялась среди волнующегося моря стихий, напротив, кажется, всё мятущееся находит в ней свое успокоение. Она является фокусом, уравновешивающим динамику композиции.
   Падма Самбхава (Самбгава) постоянно подчеркивал важнейшую роль человеческого разума в совершенствовании своего естества: «Контролирующий мысли и познавший мыслительный процесс своего ума достигает освобождения автоматически». Рерих прекрасно выразил художественным языком эту, одну из главных идей учения индийского Гуру. Сосредоточенностью мысли святой словно бы сконцентрировал в своем существе всю хаотичную энергетику мира. «Так как внешние явления представляют собой лишь неустойчивый поток, подобный движению воздуха, они не способны привораживать и закабалять», - говорил Падма Самбхава.
   Зато всеми этими магическими способностями в полной мере обладал великий индийский йогин ваджраяны VIII-IX вв., один из отцов буддизма в Тибете, основатель школы ньингма Падма Самбхава (санскр. «Рожденный в лотосе»). Падма Самбхава превра-щал местных божеств и демонов в защитников буддизма, подобно библейскому Моисею источал воду из сухой горы, укрощал злые силы, летал по воздуху, мог узнавать прошлое и будущее, превращал пески в плодородную землю, поворачивал течение рек. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; вот спасает утопающего; пленяет мелких злобных духов; безоружно покоряет зверей и магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот Учитель обезвреживает змей; вот он заклинает бурный поток и посылает дождь. Вот он безстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот Учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно».
   В своем произведении Николай Константинович остановился на одном из этих сюжетов и пояснил дальнейший исход беседы: «Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант».
   Рерих написал картину в стилистике восточного искусства. Святой выделен красным цветом и ярким нимбом сродни сверканию струй водопада. Исток же водопада, как и исток мудрости, традиционно связывается с небом. Падма Самбхава, озаренный высшим Знанием, побеждает гиганта, олицетворяющего низшие хтонические силы.
   Карандашный эскиз из нью-йоркского музея дает редкую возможность увидеть, как шел процесс творчества. После первых набросков художественная идея воплощалась в эскизе. К сожалению, их сохранилось немного. Данный эскиз - такое счастливое исключение. Здесь уже почти всё выверено, линии обрели чеканную строгость, продумано светотональное решение. Связь с китайским и тибетским искусством просматривается еще яснее. Эскиз имеет самостоятельную художественную ценность. Красота линий делает его особенно изящным: широкие и густые на переднем плане и тонкие, трепещущие, почти истаивающие - на дальнем. Да и сама идея концентрации энергетического заряда в неподвижной фигуре святого проведена более отчетливо. Статика здесь синоним внутренней напряженности, мощ-ной потенциальности образа.
   Оценивая роль Великого Учителя Тибета, Рерих писал: «Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбхавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
   Падма Самбхава остался в тибетском буддизме «и богом знания, которое приближало к достижению состояния просветления».
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
11853
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4969
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
367
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8482
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3337
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3243
11.02.2018
За Рерихами или профессорами
26
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №7
8
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №6
5
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №5
8
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №4
9
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №3
10
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №2
8
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №1
6
01.02.2018
Новые детали поездки Рерихов в Россию
38
01.02.2018
Когда родилась Елена Ивановна?
43
30.01.2018
Об отношении А.Люфт к изданию Записей Учения Живой Этики (М.: Прологъ, 2007-2013)
50
30.01.2018
Могут ли музейные сотрудники ГМР запретить доступ к манускриптам Е.И.Рерих
42
30.01.2018
Стенограмма аудио-записи выступления С.Н.Рериха по поводу публикации тетрадей Е.И.Рерих
50
30.01.2018
Создана общественная группа «ТЕТРАДИ УРУСВАТИ» по работе над манускриптами Е.И.Рерих
46
25.01.2018
Мерзкая наглость!
70
25.01.2018
Обращение читателей газеты «Знамя Майтрейи» к рериховской общественности
72
25.01.2018
Скверная выходка "алтайский профессоров"
63
25.01.2018
Реакция рериховской общественности на позицию Алтайских членов НРК по поводу публикации тетрадей Е.И
56
25.01.2018
"Папа римский" в НКР.
63
25.01.2018
Обращение к НРК от читателей газеты "Знамя Майтрейи"
60
25.01.2018
Обращение к НРК из г.г. Дорогобуж
50
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
170
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
119
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
142
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
360
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
487
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
581
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
502
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
726
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
1042
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1203
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
61
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
47
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
54
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
72
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
57
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6945
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
362
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»