Знамя Майтрейи
2595

ПАДМА САМБГАВА


   

   В картине Рериха всё полно динамики. Плывут облака, наползают туманы, с шумом низвергается водопад, резво мчит водный поток, дует ветер, развевающий одежды. И то, что, казалось бы, должно быть неподвижным, также являет иллюзию меняющихся в пространстве форм. Горы то вздымаются, то опускаются; холмы перекликаются чередой заостренных линий. Даже зубчатые скалы переднего плана выстроены в направлении к главному герою полотна. Его маленькая фигурка не затерялась среди волнующегося моря стихий, напротив, кажется, всё мятущееся находит в ней свое успокоение. Она является фокусом, уравновешивающим динамику композиции.
   Падма Самбхава (Самбгава) постоянно подчеркивал важнейшую роль человеческого разума в совершенствовании своего естества: «Контролирующий мысли и познавший мыслительный процесс своего ума достигает освобождения автоматически». Рерих прекрасно выразил художественным языком эту, одну из главных идей учения индийского Гуру. Сосредоточенностью мысли святой словно бы сконцентрировал в своем существе всю хаотичную энергетику мира. «Так как внешние явления представляют собой лишь неустойчивый поток, подобный движению воздуха, они не способны привораживать и закабалять», - говорил Падма Самбхава.
   Зато всеми этими магическими способностями в полной мере обладал великий индийский йогин ваджраяны VIII-IX вв., один из отцов буддизма в Тибете, основатель школы ньингма Падма Самбхава (санскр. «Рожденный в лотосе»). Падма Самбхава превра-щал местных божеств и демонов в защитников буддизма, подобно библейскому Моисею источал воду из сухой горы, укрощал злые силы, летал по воздуху, мог узнавать прошлое и будущее, превращал пески в плодородную землю, поворачивал течение рек. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; вот спасает утопающего; пленяет мелких злобных духов; безоружно покоряет зверей и магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот Учитель обезвреживает змей; вот он заклинает бурный поток и посылает дождь. Вот он безстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот Учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно».
   В своем произведении Николай Константинович остановился на одном из этих сюжетов и пояснил дальнейший исход беседы: «Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант».
   Рерих написал картину в стилистике восточного искусства. Святой выделен красным цветом и ярким нимбом сродни сверканию струй водопада. Исток же водопада, как и исток мудрости, традиционно связывается с небом. Падма Самбхава, озаренный высшим Знанием, побеждает гиганта, олицетворяющего низшие хтонические силы.
   Карандашный эскиз из нью-йоркского музея дает редкую возможность увидеть, как шел процесс творчества. После первых набросков художественная идея воплощалась в эскизе. К сожалению, их сохранилось немного. Данный эскиз - такое счастливое исключение. Здесь уже почти всё выверено, линии обрели чеканную строгость, продумано светотональное решение. Связь с китайским и тибетским искусством просматривается еще яснее. Эскиз имеет самостоятельную художественную ценность. Красота линий делает его особенно изящным: широкие и густые на переднем плане и тонкие, трепещущие, почти истаивающие - на дальнем. Да и сама идея концентрации энергетического заряда в неподвижной фигуре святого проведена более отчетливо. Статика здесь синоним внутренней напряженности, мощ-ной потенциальности образа.
   Оценивая роль Великого Учителя Тибета, Рерих писал: «Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбхавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
   Падма Самбхава остался в тибетском буддизме «и богом знания, которое приближало к достижению состояния просветления».
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
16943
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6549
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1800
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9515
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4411
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4749
09.07.2019
КУЛЬТУРА
27
09.07.2019
Мост Спасения
25
04.07.2019
Устремленная в будущее
40
03.07.2019
Указ к Бою
33
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
59
18.06.2019
Символы
59
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
54
16.06.2019
Марс почти рядом
72
11.06.2019
ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
79
02.06.2019
«ИМЕЕШЬ СЕРДЦЕ!»
58
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
125
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
117
22.04.2019
Школа Общинника
106
22.04.2019
Даёшь знания народу!
100
22.04.2019
Главная задача будущего образования
102
22.04.2019
КАК ВЫГЛЯДИТ ДОБРО
116
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
220
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
221
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
377
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
256
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
239
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
251
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
239
18.12.2018
Обзор газеты №7 за 2018 год
258
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
137
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
73
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
90
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
77
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
141
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
90
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
108
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
195
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
262
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
111
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
124
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
110
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
128
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
116