Знамя Майтрейи
2050

ПАДМА САМБГАВА


   

   В картине Рериха всё полно динамики. Плывут облака, наползают туманы, с шумом низвергается водопад, резво мчит водный поток, дует ветер, развевающий одежды. И то, что, казалось бы, должно быть неподвижным, также являет иллюзию меняющихся в пространстве форм. Горы то вздымаются, то опускаются; холмы перекликаются чередой заостренных линий. Даже зубчатые скалы переднего плана выстроены в направлении к главному герою полотна. Его маленькая фигурка не затерялась среди волнующегося моря стихий, напротив, кажется, всё мятущееся находит в ней свое успокоение. Она является фокусом, уравновешивающим динамику композиции.
   Падма Самбхава (Самбгава) постоянно подчеркивал важнейшую роль человеческого разума в совершенствовании своего естества: «Контролирующий мысли и познавший мыслительный процесс своего ума достигает освобождения автоматически». Рерих прекрасно выразил художественным языком эту, одну из главных идей учения индийского Гуру. Сосредоточенностью мысли святой словно бы сконцентрировал в своем существе всю хаотичную энергетику мира. «Так как внешние явления представляют собой лишь неустойчивый поток, подобный движению воздуха, они не способны привораживать и закабалять», - говорил Падма Самбхава.
   Зато всеми этими магическими способностями в полной мере обладал великий индийский йогин ваджраяны VIII-IX вв., один из отцов буддизма в Тибете, основатель школы ньингма Падма Самбхава (санскр. «Рожденный в лотосе»). Падма Самбхава превра-щал местных божеств и демонов в защитников буддизма, подобно библейскому Моисею источал воду из сухой горы, укрощал злые силы, летал по воздуху, мог узнавать прошлое и будущее, превращал пески в плодородную землю, поворачивал течение рек. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; вот спасает утопающего; пленяет мелких злобных духов; безоружно покоряет зверей и магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот Учитель обезвреживает змей; вот он заклинает бурный поток и посылает дождь. Вот он безстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот Учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно».
   В своем произведении Николай Константинович остановился на одном из этих сюжетов и пояснил дальнейший исход беседы: «Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант».
   Рерих написал картину в стилистике восточного искусства. Святой выделен красным цветом и ярким нимбом сродни сверканию струй водопада. Исток же водопада, как и исток мудрости, традиционно связывается с небом. Падма Самбхава, озаренный высшим Знанием, побеждает гиганта, олицетворяющего низшие хтонические силы.
   Карандашный эскиз из нью-йоркского музея дает редкую возможность увидеть, как шел процесс творчества. После первых набросков художественная идея воплощалась в эскизе. К сожалению, их сохранилось немного. Данный эскиз - такое счастливое исключение. Здесь уже почти всё выверено, линии обрели чеканную строгость, продумано светотональное решение. Связь с китайским и тибетским искусством просматривается еще яснее. Эскиз имеет самостоятельную художественную ценность. Красота линий делает его особенно изящным: широкие и густые на переднем плане и тонкие, трепещущие, почти истаивающие - на дальнем. Да и сама идея концентрации энергетического заряда в неподвижной фигуре святого проведена более отчетливо. Статика здесь синоним внутренней напряженности, мощ-ной потенциальности образа.
   Оценивая роль Великого Учителя Тибета, Рерих писал: «Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбхавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
   Падма Самбхава остался в тибетском буддизме «и богом знания, которое приближало к достижению состояния просветления».
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
12604
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5238
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
737
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8694
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3547
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3530
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации, В.Р. Мединскому
1
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.
5
26.04.2018
Письмо вредителей из НРК
2
16.04.2018
Публикация архивных материалов семьи Рерихов
32
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
36
10.04.2018
Г.С. Горчаков Энергетическая психология
21
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
46
26.03.2018
ПЕНЯТЬ НЕ НА КОГО
134
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
125
18.02.2018
НОВОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О КУЛЬТУРЕ БЫТЬ!
201
11.02.2018
За Рерихами или профессорами
193
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №7
33
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №6
24
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №5
39
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №4
26
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №3
31
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №2
28
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №1
27
01.02.2018
Новые детали поездки Рерихов в Россию
210
01.02.2018
Когда родилась Елена Ивановна?
237
30.01.2018
Об отношении А.Люфт к изданию Записей Учения Живой Этики (М.: Прологъ, 2007-2013)
237
30.01.2018
Могут ли музейные сотрудники ГМР запретить доступ к манускриптам Е.И.Рерих
236
30.01.2018
Стенограмма аудио-записи выступления С.Н.Рериха по поводу публикации тетрадей Е.И.Рерих
238
30.01.2018
Создана общественная группа «ТЕТРАДИ УРУСВАТИ» по работе над манускриптами Е.И.Рерих
230
25.01.2018
Мерзкая наглость!
438
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
351
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
267
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
298
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
509
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
635
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
719
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
665
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
76
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
68
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
61
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
90
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
70
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
7645
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
375