Знамя Майтрейи
2288

ПАДМА САМБГАВА


   

   В картине Рериха всё полно динамики. Плывут облака, наползают туманы, с шумом низвергается водопад, резво мчит водный поток, дует ветер, развевающий одежды. И то, что, казалось бы, должно быть неподвижным, также являет иллюзию меняющихся в пространстве форм. Горы то вздымаются, то опускаются; холмы перекликаются чередой заостренных линий. Даже зубчатые скалы переднего плана выстроены в направлении к главному герою полотна. Его маленькая фигурка не затерялась среди волнующегося моря стихий, напротив, кажется, всё мятущееся находит в ней свое успокоение. Она является фокусом, уравновешивающим динамику композиции.
   Падма Самбхава (Самбгава) постоянно подчеркивал важнейшую роль человеческого разума в совершенствовании своего естества: «Контролирующий мысли и познавший мыслительный процесс своего ума достигает освобождения автоматически». Рерих прекрасно выразил художественным языком эту, одну из главных идей учения индийского Гуру. Сосредоточенностью мысли святой словно бы сконцентрировал в своем существе всю хаотичную энергетику мира. «Так как внешние явления представляют собой лишь неустойчивый поток, подобный движению воздуха, они не способны привораживать и закабалять», - говорил Падма Самбхава.
   Зато всеми этими магическими способностями в полной мере обладал великий индийский йогин ваджраяны VIII-IX вв., один из отцов буддизма в Тибете, основатель школы ньингма Падма Самбхава (санскр. «Рожденный в лотосе»). Падма Самбхава превра-щал местных божеств и демонов в защитников буддизма, подобно библейскому Моисею источал воду из сухой горы, укрощал злые силы, летал по воздуху, мог узнавать прошлое и будущее, превращал пески в плодородную землю, поворачивал течение рек. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; вот спасает утопающего; пленяет мелких злобных духов; безоружно покоряет зверей и магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот Учитель обезвреживает змей; вот он заклинает бурный поток и посылает дождь. Вот он безстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот Учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно».
   В своем произведении Николай Константинович остановился на одном из этих сюжетов и пояснил дальнейший исход беседы: «Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант».
   Рерих написал картину в стилистике восточного искусства. Святой выделен красным цветом и ярким нимбом сродни сверканию струй водопада. Исток же водопада, как и исток мудрости, традиционно связывается с небом. Падма Самбхава, озаренный высшим Знанием, побеждает гиганта, олицетворяющего низшие хтонические силы.
   Карандашный эскиз из нью-йоркского музея дает редкую возможность увидеть, как шел процесс творчества. После первых набросков художественная идея воплощалась в эскизе. К сожалению, их сохранилось немного. Данный эскиз - такое счастливое исключение. Здесь уже почти всё выверено, линии обрели чеканную строгость, продумано светотональное решение. Связь с китайским и тибетским искусством просматривается еще яснее. Эскиз имеет самостоятельную художественную ценность. Красота линий делает его особенно изящным: широкие и густые на переднем плане и тонкие, трепещущие, почти истаивающие - на дальнем. Да и сама идея концентрации энергетического заряда в неподвижной фигуре святого проведена более отчетливо. Статика здесь синоним внутренней напряженности, мощ-ной потенциальности образа.
   Оценивая роль Великого Учителя Тибета, Рерих писал: «Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбхавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
   Падма Самбхава остался в тибетском буддизме «и богом знания, которое приближало к достижению состояния просветления».
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14158
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5701
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1049
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8907
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3781
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4000
16.09.2018
Пока не поздно
42
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту', Сфера, 1997
10
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской', Сфера, 1993
6
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской', Сфера, 1996
1
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии', Сфера, 1996
6
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана', Сфера, 1994
10
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах', Сфера, 1994
7
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг), Сфера, 2001
15
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг), Сфера, 1996
6
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг), Сфера, 1997
7
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг), Сфера, 1998
4
13.09.2018
Выставка ГМВ
37
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
326
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
152
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
164
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
113
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
157
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
146
11.06.2018
Конец Кали Юги
263
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
349
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
225
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
168
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
228
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
179
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
261
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
224
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
301
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
289
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
517
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
426
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
456
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
656
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
810
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
918
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
92
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
80
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
76
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
103
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
84