Знамя Майтрейи
2734

ПАДМА САМБГАВА


   

   В картине Рериха всё полно динамики. Плывут облака, наползают туманы, с шумом низвергается водопад, резво мчит водный поток, дует ветер, развевающий одежды. И то, что, казалось бы, должно быть неподвижным, также являет иллюзию меняющихся в пространстве форм. Горы то вздымаются, то опускаются; холмы перекликаются чередой заостренных линий. Даже зубчатые скалы переднего плана выстроены в направлении к главному герою полотна. Его маленькая фигурка не затерялась среди волнующегося моря стихий, напротив, кажется, всё мятущееся находит в ней свое успокоение. Она является фокусом, уравновешивающим динамику композиции.
   Падма Самбхава (Самбгава) постоянно подчеркивал важнейшую роль человеческого разума в совершенствовании своего естества: «Контролирующий мысли и познавший мыслительный процесс своего ума достигает освобождения автоматически». Рерих прекрасно выразил художественным языком эту, одну из главных идей учения индийского Гуру. Сосредоточенностью мысли святой словно бы сконцентрировал в своем существе всю хаотичную энергетику мира. «Так как внешние явления представляют собой лишь неустойчивый поток, подобный движению воздуха, они не способны привораживать и закабалять», - говорил Падма Самбхава.
   Зато всеми этими магическими способностями в полной мере обладал великий индийский йогин ваджраяны VIII-IX вв., один из отцов буддизма в Тибете, основатель школы ньингма Падма Самбхава (санскр. «Рожденный в лотосе»). Падма Самбхава превра-щал местных божеств и демонов в защитников буддизма, подобно библейскому Моисею источал воду из сухой горы, укрощал злые силы, летал по воздуху, мог узнавать прошлое и будущее, превращал пески в плодородную землю, поворачивал течение рек. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; вот спасает утопающего; пленяет мелких злобных духов; безоружно покоряет зверей и магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот Учитель обезвреживает змей; вот он заклинает бурный поток и посылает дождь. Вот он безстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот Учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно».
   В своем произведении Николай Константинович остановился на одном из этих сюжетов и пояснил дальнейший исход беседы: «Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант».
   Рерих написал картину в стилистике восточного искусства. Святой выделен красным цветом и ярким нимбом сродни сверканию струй водопада. Исток же водопада, как и исток мудрости, традиционно связывается с небом. Падма Самбхава, озаренный высшим Знанием, побеждает гиганта, олицетворяющего низшие хтонические силы.
   Карандашный эскиз из нью-йоркского музея дает редкую возможность увидеть, как шел процесс творчества. После первых набросков художественная идея воплощалась в эскизе. К сожалению, их сохранилось немного. Данный эскиз - такое счастливое исключение. Здесь уже почти всё выверено, линии обрели чеканную строгость, продумано светотональное решение. Связь с китайским и тибетским искусством просматривается еще яснее. Эскиз имеет самостоятельную художественную ценность. Красота линий делает его особенно изящным: широкие и густые на переднем плане и тонкие, трепещущие, почти истаивающие - на дальнем. Да и сама идея концентрации энергетического заряда в неподвижной фигуре святого проведена более отчетливо. Статика здесь синоним внутренней напряженности, мощ-ной потенциальности образа.
   Оценивая роль Великого Учителя Тибета, Рерих писал: «Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбхавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
   Падма Самбхава остался в тибетском буддизме «и богом знания, которое приближало к достижению состояния просветления».
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
18349
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6925
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2047
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9698
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4734
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5029
06.11.2019
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА К ОРГАНИЗАТОРАМ
27
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
52
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
55
23.10.2019
К 100-летию Учения Агни Йоги (предложение)
50
20.10.2019
Истинный последовать Учения: кто он?
103
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
101
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
90
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
96
26.08.2019
Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017
109
26.08.2019
Лженаука против «лженауки»
132
16.08.2019
Судьба русских изобретений
195
18.07.2019
А судьи кто?
651
09.07.2019
КУЛЬТУРА
200
09.07.2019
Мост Спасения
197
04.07.2019
Устремленная в будущее
221
03.07.2019
Указ к Бою
316
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
225
18.06.2019
Символы
237
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
197
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
453
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
277
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
389
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
384
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
603
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
150
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
92
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
104
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
86
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
153
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
106
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
127
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
223
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
272
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
129
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
130
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
137
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
123