Знамя Майтрейи
2937

ЧАША ХРИСТА


   

   Картина посвящена известному евангельскому событию - молению Христа в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу. Евангелисты по-разному описывают происходившее и соответственно по-разному трактуют его художники. Иисуса было принято изображать либо распростертым на земле, согласно Матфею и Марку («пал на землю» - Мк. 14:35), либо молящимся на коленях, согласно Луке («преклонив колени» - Л к. 22:41). Рерих остановился на последней версии.
   «И вышед пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним последовали и ученики Его. Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть Чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:39-44).
   Свой первоначальный замысел Рерих воплотил в карандашном эскизе в экспедиционном блокноте. Коленопреклоненный Христос должен был располагаться на переднем плане среди камней и деревьев. Он молится, повернувшись направо и обратив свой взор куда-то вдаль.
   Низкий горизонт открывает огромное пространство неба. Большую часть рисунка Рерих проработал четкими линиями и только на дальнем плане остались нетронутыми еле заметные следы карандаша. Там просматривается облако в виде распятой фигуры, а над ним - размытое изображение Чаши с широкой подставкой, как ее рисовали старые мастера.
   В дальнейшем Рерих заметно изменил свою концепцию; она запечатлелась в беглом схематичном наброске, сделанном, быть может, прямо в седле. Сцену моления художник переместил в верхний левый угол, горизонт же замкнул двумя скалистыми утесами и строениями под ними. Если ранее в эскизе доминировала вертикаль, то теперь в композиционном движении наметилась отчетливая диагональ. В общем виде рериховское построение стало близко известному шедевру Мантеньи (около 1460 г.) из Лондонской национальной галереи.
   Следует отметить, что сюжет «Моление о Чаше» не разрабатывался в восточно-христианском иконо - писании, но зато был популярен у мастеров эпохи Возрождения. В силу этого связь рериховского замысла с традициями ренессансных живописцев кажется вполне естественной. Однако окончательно оформившееся полотно русского художника XX века заметно отличается как трактовкой сюжета, так и стилистикой от всего ранее созданного.
   Прежде всего, Рерих смело вернулся к ночному освещению и к реальному окружению, в котором происходило евангельское событие. Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. В сравнении с пышным великолепием ита-льянских полотен здесь всё просто, даже аскетично. В то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности. Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления. В картине распахнулось огромное пространство с мерцающими звездами, и этот голубой небесный огонь, в который облечен и Христос, завораживает своим мощным сиянием. Туда, в высшие сферы, устремлен и лик Христа. Его светящиеся в молении руки направлены к созвездию, которое своим абрисом напоминает чашу на высоком подставе.
   Мотив Чаши присутствует здесь во всём, прежде всего в композиционной канве. Актуализированная диагональ трансформировалась в кривую, экстатически возносящуюся вверх. Стволы деревьев, уравновешивающие бег линий на восток, обрисовывают правую половину чаши. Она в геометрической прогрессии расширяет свои границы и, кажется, охватывает собой всю Вселенную. В центре ее - Христос, принесший себя в жертву во имя искупления грехов человечества.
   Картина не только воскрешает подвиг Спасителя, но и призывает причаститься из Чаши вселенской любви.
   
   В истории мира особенно хорошо запечатлён подвиг Христа, испившего чашу яда во имя спасения планеты. В 1925 году Н.К. Рерих создал картину, которая называется «Чаша Христа». На ней запечатлен известный евангельский сюжет - Моление о Чаше. Полночным сверкающими звездами небом, среди скал, озарённая мягким светом, изображена коленопреклонённая фигура Христа с воздетыми вверх руками. Его лицо в благоговейной молитве обращено вверх, к звёздам. Там виднеется группа звёзд, своим очертанием напоминающая чашу. Это созвездие Орион. Чаша подвига Христа соединяется с Чашей созвездия, пославшего священный Камень миру. Таким образом, в сюжет этой В истории мира особенно хорошо запечатлён подвиг Христа, испившего чашу яда во имя спасения планеты. В 1925 году Н.К. Рерих создал картину, которая называется «Чаша Христа». На ней запечатлен известный евангельский сюжет - Моление о Чаше. Полночным сверкающими звездами небом, среди скал, озарённая мягким светом, изображена коленопреклонённая фигура Христа с воздетыми вверх руками. Его лицо в благоговейной молитве обращено вверх, к звёздам. Там виднеется группа звёзд, своим очертанием напоминающая чашу. Это созвездие Орион. Чаша подвига Христа соединяется с Чашей созвездия, пославшего священный Камень миру. Таким образом, в сюжет этой
   картины Рерих вкладывает мысль о сокровенной связи жизненного пути Великого Учителя Христа с влиянием созвездия Орион на судьбы земного человечества. Подвиг Христа связывается с обновлением мира, которое уже космически предрешено. В записях Е.И. Рерих есть такие слова: «Рыбы - Его телесный знак, но Орион - знаменье Его подвига. Звезда Утра - знак Великой Эпохи, которая первым лучом блеснёт из Учения Христа, ибо кому же возвеличить Матерь Мира, как не Христу, ибо Христос был унижен миром».
   
   Художник выстраивает композицию картины таким образом, что тема чаши звучит неоднократно. Она раскрывается не только в названии картины, её сюжете и изображении чаши Ориона, но и в плавных изгибах стволов деревьев, которые напоминают форму боковой поверхности чаши. В центре такой чаши расположена сияющая фигура Христа. Если вспомнить, что в Евангелии Христос назван «живым камнем», то благодаря Рериху мы опять сталкиваемся с универсальным образом Камня в Чаше. И опять символика отождествления Камня и Чаши имеет место.
   
   За спиной Христа возвышается тёмный силуэт иерусалимской горы Мория с храмом на вершине. В записях Е.И. Рерих имеется следующее предложение: «Надо дать облик Хр[иста], явление у М[ориа] горы сад Гефси-манский в лунную ночь». Таким образом, Н.К. Рерих вводит в картину ещё и тему священной горы - символа Великой Жертвы. «На гору Мории ходили для жертвы». А в долине скрытый туманом простирается спящий город, в котором с рассветом начнётся для Спасителя Мистерия Чаши Искупления. Отметим, что картина «Чаша Христа» писалась по рекомендации Учителя и входит в серию «Знамёна Востока», в которой художник показал образы великих Учителей человечества.
   
   Чаша как ритуальный предмет использовалась и продолжает использоваться во многих религиозных культах. В Живой Этике упоминается о древней мистерии, которая называлась «Чаша подвига». «Сосуд четырёхгранный наполнялся гранатовым соком. Внутренность сосуда покрыта серебром, а внешность -красной медью. Утверждение подвига сопровождалось возношением чаши. После сок выливался на четыре стороны, как готовность служить благу без ограничений». Возношение, а потом опорожнение чаши с гранатовым соком, так похожим на кровь человека, которая всегда считалась символом его жизни, сокровенно означало жертвоприношение, принесение жизни на алтаре подвига во благо всего человечества.
   
   Именно Мистерия, основанная на Таинстве Великой Жертвы, согласно евангельскому сюжету, была совершена Христом, который пытался утвердить в сознании своих учеников символы всеобъемлющего Служения миру, или готовности пострадать за Истину, чтобы закрепить память о подвиге и завете, с ним связанном, в грядущих поколениях. Вот слова Христа из Евангелия от Луки: «И взяв Чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою». «Сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». «Моя Кровь» -здесь надо понимать как символ Великого Подвига Самопожертвования во Благо мира Жертвой Христа утверждалось новое Учение Света, призванное очистить и возродить дух человечества. Подобную Жертву или Подвиг принимали на Себя все Великие Учителя человечества. Все они несли свою Чашу. Так и Подвиг Готамы Будды состоял в принесении в своё время нового Учения Мудрости как одного из этапов постоянно разворачивающегося Единого Учения Жизни. Чаша Будды есть олицетворение этого Подвига Таким образом, истиный смысл христианской Чаши Причастия состоит в том, что она есть, прежде всего, Чаша самопожертвования и приобщения к Пути Христа, единому для всех искателей Истины, как её понимали древние посвящённые.
   


Связанные статьи



Темы уроков: Картины Н.К.Рериха

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
4348
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10688
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4647
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8085
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3106
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2847
20.11.2017
Долгий путь Истины
17
18.11.2017
Атака Пуруши
17
12.11.2017
"И познаете Истину..."
30
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
184
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
322
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
424
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
507
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
345
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
484
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
648
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
657
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
578
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
690
22.02.2017
Размышления о Культуре
747
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
874
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1172
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1024
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
1010
25.01.2017
Суровость Подвига
850
20.01.2017
Овладение психической энергией
1407
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
1110
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
959
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1304
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1210
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
51
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
49
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
65
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
51
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6045
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
340
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
368
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1988
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
474
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
621
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
984
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
637