Знамя Майтрейи
3378

ЧУДО. ЯВЛЕНИЕ МЕССИИ


   В 1923 году о Великом пришествии Мессии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда» и объединил в серию «Мессия». В картине «Чудо. Явление Мессии» семь человеческих фигур замерли в благоговейном ожидании Мессии, дивный свет которого показался из-за горного моста, наполняя собой всё вокруг.
   Николай Константинович много размышлял о судьбах России, о Новой Эре, Новом Вожде, который повел бы народы России и всей Земли к светлой Эпохе счастья и справедливости. Через него и Елену Ивановну, его супругу, уже давалось Грядущим Владыкой Майтрейей Новое Учение, которое должно было знаменовать Пришествие долгожданного Мессии.
   Это знание о грядущем Приходе для художника было столь же достоверным, как и собираемые им по всему миру легенды и сказания, которые он воплотил в символической форме в своей картине. Он отмечал:
   «Хорошо известны... ожидания Великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
   Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре... Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта Новая Эра в отличие от прошлых должна наступить стремительно».
   Древнееврейские Патриархи писали ли о Грядущем Спасителе: «И взойдет на небесах звезда Его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной» (Зав. Лев. 18:3). Введение закона, «который подобен огню», уничтожит зло и установит Божественную справедливость. Да и сам Мессия огнеподобен - так свидетельствует Третья книга Ездры: «Из уст Его будет исходить как бы дуновение огня и дыхание пламени» (3 Езд. 13:10, 38). Он будет переплавлять и очищать все народы: «как серебро и золото, будет для них как огонь...» (Малах. 3:2). Этот огненный образ Спасителя Рерих в картине - «Чудо. Явление Мессии».
   Его сюжетную канву художник связывает со словами знатного абиссинца: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
   Благодаря оригинальному художественно-пластическому языку и необычайной цветовой феерии она действительно производит впечатление чуда, совершающегося на наших глазах. Этого требовал высший реализм замысла - воплотить в живописи предначертанный приход Мессии.
   В картине повсюду разлита стихия тона, игра рефлексов, оттенков, полутонов. Всё это создает особое свечение колорита, характерное для полярных сияний, мерцающих звезд, падающих метеоритов. Фосфоресцирование красок, как пишет художник, «может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но оно никогда не дает соединения оскорбительного». Холодный неземной огонь, далекий и таинственный, рождает ту поразительную атмосферу рериховских полотен, которая более всего связывается в нашем сознании с космосом.
   В своей живописи Рерих синтезирует многие художественные достижения, в том числе и изобразительные находки гениальных библейских эскизов Иванова с их светящейся атмосферой, одухотворенной Божественным присутствием Христа. У Рериха главным объектом изображения становится Слава. Это она воссияла в виде круга по ту сторону моста. Слава, будто живая, дышит, ритмично пульсирует. Пламя из центральной части расходится в виде сферических волн и лучей. Снопы света расширяются и возгораются нежным желтым цветом с жемчужным отливом более плотного, золотого. Особо светоносны быстрые движения сухой кистью голубым по светлому тону и желтым по синему подмалевку. Полупрозрачность огня Рерих создает с помощью отдельных красочных корпускул, напоминающих неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определенную толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полета. Кое-где их верхушки еще слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива колорита. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, описывающей свет в виде волн и ансамбля отдельных фотонов. Рерих всегда с большим интересом следил за достижениями ученых и радовался каждому неординарному открытию в понимании Вселенной.
   «Чудо» всё пропитано сиянием. Желтый грунт проступает сквозь лессировочный слой; золотятся перекрестья холста, пройденные легким касанием кисти. Разлитая в небе плазма солнца дает цветовые рефлексы на всё окружающее пространство. Взаимодействие дополнительных тонов вызывает яркое свечение огненного феномена и насыщает слепящим блеском живопись полотна. Пожалуй, к ней очень подходят слова художника: «В молчании было видение. Исполнились света предметы» .
   В сравнении с подчеркнуто грубой и тяжеловесной кладкой каменного моста, нарисованного почти пастозно, сияющая Слава словно утратила всякую материальность. Привычное понятие вещественности мира исчезло, и появилось нечто иное, совсем другая субстанция - подвижная, тонкая, светящаяся, живая. Биениями своего «сердца» она, кажется, пронизала весь мир. Горы, камни, скалы, напоминающие циклопические замки, стелы или крепости, - всё наполнено энергией огня, всё движется в его ритме.
   Люди, освещенные благодатным светом и склонившие головы перед восходящей Славой, во всеобщем порыве чтут Ведущее Начало, Огненного Учителя. «Бог есть огонь, согревающий сердца», - любил вспоминать Николай Константинович слова Преподобного Серафима Саровского.
   Идея огненно-духовного преображения мира является, пожалуй, главной в обоих произведениях Рериха, а проводником ее являются сияющие краски - символы света Знания и Красоты. Стихия света на полотнах всепобеждающа. Притягательным лучом блестит в «Легенде» прилетевшая из дальних миров комета, озаряя на свитке строки мудрости. Художник и сам, как пророчествующий благовестник, как жрец бога Световита, уверен, что, познав сокровища культуры и радость нового учения, человечество духовно воскреснет. Огненное «Чудо» воспламенило материю, и люди духовными очами узрели, что мир стал иным, пронизанным лучами благодати.


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Вячеслав 13/05/2016 05:52:02
Почему Вы думаете, что сияние по ту сторону моста - это Слава? Посмотрите на икону "София - Премудрость Божия"(Киевская, 1812года). Прослеживается чёткая аналогия с картиной Николая Константиновича. Слава - это седьмая ступень, она подписана так.

Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14158
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5701
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1049
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8907
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3781
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4000
16.09.2018
Пока не поздно
42
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту', Сфера, 1997
10
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской', Сфера, 1993
6
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской', Сфера, 1996
1
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии', Сфера, 1996
6
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана', Сфера, 1994
10
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах', Сфера, 1994
7
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг), Сфера, 2001
15
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг), Сфера, 1996
6
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг), Сфера, 1997
7
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг), Сфера, 1998
4
13.09.2018
Выставка ГМВ
37
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
326
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
152
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
164
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
113
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
156
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
146
11.06.2018
Конец Кали Юги
263
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
349
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
225
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
168
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
228
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
179
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
261
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
224
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
301
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
289
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
517
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
425
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
456
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
656
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
810
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
918
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
92
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
80
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
76
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
103
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
84