Знамя Майтрейи
2603

ЧУДО. ЯВЛЕНИЕ МЕССИИ


   В 1923 году о Великом пришествии Мессии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда» и объединил в серию «Мессия». В картине «Чудо. Явление Мессии» семь человеческих фигур замерли в благоговейном ожидании Мессии, дивный свет которого показался из-за горного моста, наполняя собой всё вокруг.
   Николай Константинович много размышлял о судьбах России, о Новой Эре, Новом Вожде, который повел бы народы России и всей Земли к светлой Эпохе счастья и справедливости. Через него и Елену Ивановну, его супругу, уже давалось Грядущим Владыкой Майтрейей Новое Учение, которое должно было знаменовать Пришествие долгожданного Мессии.
   Это знание о грядущем Приходе для художника было столь же достоверным, как и собираемые им по всему миру легенды и сказания, которые он воплотил в символической форме в своей картине. Он отмечал:
   «Хорошо известны... ожидания Великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
   Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре... Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта Новая Эра в отличие от прошлых должна наступить стремительно».
   Древнееврейские Патриархи писали ли о Грядущем Спасителе: «И взойдет на небесах звезда Его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной» (Зав. Лев. 18:3). Введение закона, «который подобен огню», уничтожит зло и установит Божественную справедливость. Да и сам Мессия огнеподобен - так свидетельствует Третья книга Ездры: «Из уст Его будет исходить как бы дуновение огня и дыхание пламени» (3 Езд. 13:10, 38). Он будет переплавлять и очищать все народы: «как серебро и золото, будет для них как огонь...» (Малах. 3:2). Этот огненный образ Спасителя Рерих в картине - «Чудо. Явление Мессии».
   Его сюжетную канву художник связывает со словами знатного абиссинца: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
   Благодаря оригинальному художественно-пластическому языку и необычайной цветовой феерии она действительно производит впечатление чуда, совершающегося на наших глазах. Этого требовал высший реализм замысла - воплотить в живописи предначертанный приход Мессии.
   В картине повсюду разлита стихия тона, игра рефлексов, оттенков, полутонов. Всё это создает особое свечение колорита, характерное для полярных сияний, мерцающих звезд, падающих метеоритов. Фосфоресцирование красок, как пишет художник, «может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но оно никогда не дает соединения оскорбительного». Холодный неземной огонь, далекий и таинственный, рождает ту поразительную атмосферу рериховских полотен, которая более всего связывается в нашем сознании с космосом.
   В своей живописи Рерих синтезирует многие художественные достижения, в том числе и изобразительные находки гениальных библейских эскизов Иванова с их светящейся атмосферой, одухотворенной Божественным присутствием Христа. У Рериха главным объектом изображения становится Слава. Это она воссияла в виде круга по ту сторону моста. Слава, будто живая, дышит, ритмично пульсирует. Пламя из центральной части расходится в виде сферических волн и лучей. Снопы света расширяются и возгораются нежным желтым цветом с жемчужным отливом более плотного, золотого. Особо светоносны быстрые движения сухой кистью голубым по светлому тону и желтым по синему подмалевку. Полупрозрачность огня Рерих создает с помощью отдельных красочных корпускул, напоминающих неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определенную толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полета. Кое-где их верхушки еще слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива колорита. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, описывающей свет в виде волн и ансамбля отдельных фотонов. Рерих всегда с большим интересом следил за достижениями ученых и радовался каждому неординарному открытию в понимании Вселенной.
   «Чудо» всё пропитано сиянием. Желтый грунт проступает сквозь лессировочный слой; золотятся перекрестья холста, пройденные легким касанием кисти. Разлитая в небе плазма солнца дает цветовые рефлексы на всё окружающее пространство. Взаимодействие дополнительных тонов вызывает яркое свечение огненного феномена и насыщает слепящим блеском живопись полотна. Пожалуй, к ней очень подходят слова художника: «В молчании было видение. Исполнились света предметы» .
   В сравнении с подчеркнуто грубой и тяжеловесной кладкой каменного моста, нарисованного почти пастозно, сияющая Слава словно утратила всякую материальность. Привычное понятие вещественности мира исчезло, и появилось нечто иное, совсем другая субстанция - подвижная, тонкая, светящаяся, живая. Биениями своего «сердца» она, кажется, пронизала весь мир. Горы, камни, скалы, напоминающие циклопические замки, стелы или крепости, - всё наполнено энергией огня, всё движется в его ритме.
   Люди, освещенные благодатным светом и склонившие головы перед восходящей Славой, во всеобщем порыве чтут Ведущее Начало, Огненного Учителя. «Бог есть огонь, согревающий сердца», - любил вспоминать Николай Константинович слова Преподобного Серафима Саровского.
   Идея огненно-духовного преображения мира является, пожалуй, главной в обоих произведениях Рериха, а проводником ее являются сияющие краски - символы света Знания и Красоты. Стихия света на полотнах всепобеждающа. Притягательным лучом блестит в «Легенде» прилетевшая из дальних миров комета, озаряя на свитке строки мудрости. Художник и сам, как пророчествующий благовестник, как жрец бога Световита, уверен, что, познав сокровища культуры и радость нового учения, человечество духовно воскреснет. Огненное «Чудо» воспламенило материю, и люди духовными очами узрели, что мир стал иным, пронизанным лучами благодати.


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Вячеслав 13/05/2016 05:52:02
Почему Вы думаете, что сияние по ту сторону моста - это Слава? Посмотрите на икону "София - Премудрость Божия"(Киевская, 1812года). Прослеживается чёткая аналогия с картиной Николая Константиновича. Слава - это седьмая ступень, она подписана так.

Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
4348
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10688
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4647
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8085
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3106
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2847
20.11.2017
Долгий путь Истины
17
18.11.2017
Атака Пуруши
17
12.11.2017
"И познаете Истину..."
30
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
184
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
322
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
424
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
507
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
345
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
484
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
648
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
657
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
578
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
690
22.02.2017
Размышления о Культуре
747
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
874
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1172
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1024
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
1010
25.01.2017
Суровость Подвига
850
20.01.2017
Овладение психической энергией
1407
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
1110
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
959
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1304
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1210
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
51
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
49
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
65
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
51
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6045
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
340
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
368
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1988
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
474
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
621
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
984
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
637