Знамя Майтрейи
4221

ЧУДО. ЯВЛЕНИЕ МЕССИИ


   В 1923 году о Великом пришествии Мессии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда» и объединил в серию «Мессия». В картине «Чудо. Явление Мессии» семь человеческих фигур замерли в благоговейном ожидании Мессии, дивный свет которого показался из-за горного моста, наполняя собой всё вокруг.
   Николай Константинович много размышлял о судьбах России, о Новой Эре, Новом Вожде, который повел бы народы России и всей Земли к светлой Эпохе счастья и справедливости. Через него и Елену Ивановну, его супругу, уже давалось Грядущим Владыкой Майтрейей Новое Учение, которое должно было знаменовать Пришествие долгожданного Мессии.
   Это знание о грядущем Приходе для художника было столь же достоверным, как и собираемые им по всему миру легенды и сказания, которые он воплотил в символической форме в своей картине. Он отмечал:
   «Хорошо известны... ожидания Великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
   Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре... Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта Новая Эра в отличие от прошлых должна наступить стремительно».
   Древнееврейские Патриархи писали ли о Грядущем Спасителе: «И взойдет на небесах звезда Его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной» (Зав. Лев. 18:3). Введение закона, «который подобен огню», уничтожит зло и установит Божественную справедливость. Да и сам Мессия огнеподобен - так свидетельствует Третья книга Ездры: «Из уст Его будет исходить как бы дуновение огня и дыхание пламени» (3 Езд. 13:10, 38). Он будет переплавлять и очищать все народы: «как серебро и золото, будет для них как огонь...» (Малах. 3:2). Этот огненный образ Спасителя Рерих в картине - «Чудо. Явление Мессии».
   Его сюжетную канву художник связывает со словами знатного абиссинца: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
   Благодаря оригинальному художественно-пластическому языку и необычайной цветовой феерии она действительно производит впечатление чуда, совершающегося на наших глазах. Этого требовал высший реализм замысла - воплотить в живописи предначертанный приход Мессии.
   В картине повсюду разлита стихия тона, игра рефлексов, оттенков, полутонов. Всё это создает особое свечение колорита, характерное для полярных сияний, мерцающих звезд, падающих метеоритов. Фосфоресцирование красок, как пишет художник, «может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но оно никогда не дает соединения оскорбительного». Холодный неземной огонь, далекий и таинственный, рождает ту поразительную атмосферу рериховских полотен, которая более всего связывается в нашем сознании с космосом.
   В своей живописи Рерих синтезирует многие художественные достижения, в том числе и изобразительные находки гениальных библейских эскизов Иванова с их светящейся атмосферой, одухотворенной Божественным присутствием Христа. У Рериха главным объектом изображения становится Слава. Это она воссияла в виде круга по ту сторону моста. Слава, будто живая, дышит, ритмично пульсирует. Пламя из центральной части расходится в виде сферических волн и лучей. Снопы света расширяются и возгораются нежным желтым цветом с жемчужным отливом более плотного, золотого. Особо светоносны быстрые движения сухой кистью голубым по светлому тону и желтым по синему подмалевку. Полупрозрачность огня Рерих создает с помощью отдельных красочных корпускул, напоминающих неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определенную толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полета. Кое-где их верхушки еще слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива колорита. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, описывающей свет в виде волн и ансамбля отдельных фотонов. Рерих всегда с большим интересом следил за достижениями ученых и радовался каждому неординарному открытию в понимании Вселенной.
   «Чудо» всё пропитано сиянием. Желтый грунт проступает сквозь лессировочный слой; золотятся перекрестья холста, пройденные легким касанием кисти. Разлитая в небе плазма солнца дает цветовые рефлексы на всё окружающее пространство. Взаимодействие дополнительных тонов вызывает яркое свечение огненного феномена и насыщает слепящим блеском живопись полотна. Пожалуй, к ней очень подходят слова художника: «В молчании было видение. Исполнились света предметы» .
   В сравнении с подчеркнуто грубой и тяжеловесной кладкой каменного моста, нарисованного почти пастозно, сияющая Слава словно утратила всякую материальность. Привычное понятие вещественности мира исчезло, и появилось нечто иное, совсем другая субстанция - подвижная, тонкая, светящаяся, живая. Биениями своего «сердца» она, кажется, пронизала весь мир. Горы, камни, скалы, напоминающие циклопические замки, стелы или крепости, - всё наполнено энергией огня, всё движется в его ритме.
   Люди, освещенные благодатным светом и склонившие головы перед восходящей Славой, во всеобщем порыве чтут Ведущее Начало, Огненного Учителя. «Бог есть огонь, согревающий сердца», - любил вспоминать Николай Константинович слова Преподобного Серафима Саровского.
   Идея огненно-духовного преображения мира является, пожалуй, главной в обоих произведениях Рериха, а проводником ее являются сияющие краски - символы света Знания и Красоты. Стихия света на полотнах всепобеждающа. Притягательным лучом блестит в «Легенде» прилетевшая из дальних миров комета, озаряя на свитке строки мудрости. Художник и сам, как пророчествующий благовестник, как жрец бога Световита, уверен, что, познав сокровища культуры и радость нового учения, человечество духовно воскреснет. Огненное «Чудо» воспламенило материю, и люди духовными очами узрели, что мир стал иным, пронизанным лучами благодати.


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Вячеслав 13/05/2016 04:52:02
Почему Вы думаете, что сияние по ту сторону моста - это Слава? Посмотрите на икону "София - Премудрость Божия"(Киевская, 1812года). Прослеживается чёткая аналогия с картиной Николая Константиновича. Слава - это седьмая ступень, она подписана так.

Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
18347
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6923
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
2046
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9698
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4734
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5029
06.11.2019
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА К ОРГАНИЗАТОРАМ
26
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
52
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
55
23.10.2019
К 100-летию Учения Агни Йоги (предложение)
50
20.10.2019
Истинный последовать Учения: кто он?
103
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
101
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
90
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
96
26.08.2019
Жизнь и труды Сергия Радонежского ЗМ №9 2017
109
26.08.2019
Лженаука против «лженауки»
132
16.08.2019
Судьба русских изобретений
194
18.07.2019
А судьи кто?
650
09.07.2019
КУЛЬТУРА
200
09.07.2019
Мост Спасения
197
04.07.2019
Устремленная в будущее
221
03.07.2019
Указ к Бою
316
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
225
18.06.2019
Символы
237
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
196
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
453
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
277
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
389
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
383
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
602
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
150
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
92
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
104
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
86
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
153
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
106
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
127
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
223
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
272
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
129
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
130
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
137
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
123