Знамя Майтрейи
3770

ЧУДО. ЯВЛЕНИЕ МЕССИИ


   В 1923 году о Великом пришествии Мессии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда» и объединил в серию «Мессия». В картине «Чудо. Явление Мессии» семь человеческих фигур замерли в благоговейном ожидании Мессии, дивный свет которого показался из-за горного моста, наполняя собой всё вокруг.
   Николай Константинович много размышлял о судьбах России, о Новой Эре, Новом Вожде, который повел бы народы России и всей Земли к светлой Эпохе счастья и справедливости. Через него и Елену Ивановну, его супругу, уже давалось Грядущим Владыкой Майтрейей Новое Учение, которое должно было знаменовать Пришествие долгожданного Мессии.
   Это знание о грядущем Приходе для художника было столь же достоверным, как и собираемые им по всему миру легенды и сказания, которые он воплотил в символической форме в своей картине. Он отмечал:
   «Хорошо известны... ожидания Великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
   Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре... Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта Новая Эра в отличие от прошлых должна наступить стремительно».
   Древнееврейские Патриархи писали ли о Грядущем Спасителе: «И взойдет на небесах звезда Его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной» (Зав. Лев. 18:3). Введение закона, «который подобен огню», уничтожит зло и установит Божественную справедливость. Да и сам Мессия огнеподобен - так свидетельствует Третья книга Ездры: «Из уст Его будет исходить как бы дуновение огня и дыхание пламени» (3 Езд. 13:10, 38). Он будет переплавлять и очищать все народы: «как серебро и золото, будет для них как огонь...» (Малах. 3:2). Этот огненный образ Спасителя Рерих в картине - «Чудо. Явление Мессии».
   Его сюжетную канву художник связывает со словами знатного абиссинца: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
   Благодаря оригинальному художественно-пластическому языку и необычайной цветовой феерии она действительно производит впечатление чуда, совершающегося на наших глазах. Этого требовал высший реализм замысла - воплотить в живописи предначертанный приход Мессии.
   В картине повсюду разлита стихия тона, игра рефлексов, оттенков, полутонов. Всё это создает особое свечение колорита, характерное для полярных сияний, мерцающих звезд, падающих метеоритов. Фосфоресцирование красок, как пишет художник, «может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но оно никогда не дает соединения оскорбительного». Холодный неземной огонь, далекий и таинственный, рождает ту поразительную атмосферу рериховских полотен, которая более всего связывается в нашем сознании с космосом.
   В своей живописи Рерих синтезирует многие художественные достижения, в том числе и изобразительные находки гениальных библейских эскизов Иванова с их светящейся атмосферой, одухотворенной Божественным присутствием Христа. У Рериха главным объектом изображения становится Слава. Это она воссияла в виде круга по ту сторону моста. Слава, будто живая, дышит, ритмично пульсирует. Пламя из центральной части расходится в виде сферических волн и лучей. Снопы света расширяются и возгораются нежным желтым цветом с жемчужным отливом более плотного, золотого. Особо светоносны быстрые движения сухой кистью голубым по светлому тону и желтым по синему подмалевку. Полупрозрачность огня Рерих создает с помощью отдельных красочных корпускул, напоминающих неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определенную толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полета. Кое-где их верхушки еще слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива колорита. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, описывающей свет в виде волн и ансамбля отдельных фотонов. Рерих всегда с большим интересом следил за достижениями ученых и радовался каждому неординарному открытию в понимании Вселенной.
   «Чудо» всё пропитано сиянием. Желтый грунт проступает сквозь лессировочный слой; золотятся перекрестья холста, пройденные легким касанием кисти. Разлитая в небе плазма солнца дает цветовые рефлексы на всё окружающее пространство. Взаимодействие дополнительных тонов вызывает яркое свечение огненного феномена и насыщает слепящим блеском живопись полотна. Пожалуй, к ней очень подходят слова художника: «В молчании было видение. Исполнились света предметы» .
   В сравнении с подчеркнуто грубой и тяжеловесной кладкой каменного моста, нарисованного почти пастозно, сияющая Слава словно утратила всякую материальность. Привычное понятие вещественности мира исчезло, и появилось нечто иное, совсем другая субстанция - подвижная, тонкая, светящаяся, живая. Биениями своего «сердца» она, кажется, пронизала весь мир. Горы, камни, скалы, напоминающие циклопические замки, стелы или крепости, - всё наполнено энергией огня, всё движется в его ритме.
   Люди, освещенные благодатным светом и склонившие головы перед восходящей Славой, во всеобщем порыве чтут Ведущее Начало, Огненного Учителя. «Бог есть огонь, согревающий сердца», - любил вспоминать Николай Константинович слова Преподобного Серафима Саровского.
   Идея огненно-духовного преображения мира является, пожалуй, главной в обоих произведениях Рериха, а проводником ее являются сияющие краски - символы света Знания и Красоты. Стихия света на полотнах всепобеждающа. Притягательным лучом блестит в «Легенде» прилетевшая из дальних миров комета, озаряя на свитке строки мудрости. Художник и сам, как пророчествующий благовестник, как жрец бога Световита, уверен, что, познав сокровища культуры и радость нового учения, человечество духовно воскреснет. Огненное «Чудо» воспламенило материю, и люди духовными очами узрели, что мир стал иным, пронизанным лучами благодати.


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Вячеслав 13/05/2016 05:52:02
Почему Вы думаете, что сияние по ту сторону моста - это Слава? Посмотрите на икону "София - Премудрость Божия"(Киевская, 1812года). Прослеживается чёткая аналогия с картиной Николая Константиновича. Слава - это седьмая ступень, она подписана так.

Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
15805
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6238
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1527
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9303
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4138
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4462
10.03.2019
Учение Живой Этики и наука
25
10.03.2019
ЦЕЛЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЫЛА
45
10.03.2019
Корни боли — скрытый гнев и внутренняя враждебность
23
08.03.2019
ЭЛЕКТРОННОЕ РАБСТВО
39
08.03.2019
Творец медицины будущего 2
29
27.02.2019
Нужные книжечки
37
27.02.2019
Создадим Дружину Добра
30
27.02.2019
«Грани» больше НЕ ЧИТАЮ!!!
32
27.02.2019
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЯ ГАЗЕТА
30
21.02.2019
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ГРАНЕВЦАМ
61
20.02.2019
«Знамя Майтрейи» не даст похоронить Агни Йогу
60
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
69
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
150
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
100
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
100
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
124
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
108
18.12.2018
Обзор газеты №7 за 2018 год
116
10.12.2018
Нацизм по-украински
181
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
148
10.12.2018
МАТРЁШКА
154
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
192
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
256
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
119
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
56
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
63
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
72
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
126
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
73
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
71
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
143
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
242
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
85
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
534
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
120
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
105
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
96
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
125
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
106