Знамя Майтрейи
3135

В.И. Вернадский о роли культурного человека в эволюционных процессах перехода от биосферы в ноосферу

   Владимир Иванович Вернадский, великий учёный-естествоиспытатель, разработал учение о биосфере. Во всём мире оно стало основой для понимания общих закономерностей развития нашей планеты, от которых зависит дальнейшее существование человечества. Защита атмосферы, вод, живой природы планеты Земля строится на знании этих закономерностей.
   Биосфера, с точки зрения В.И. Вернадского, - единственная область жизни. Человечество - «дети Земли», в сущности, биосферы. Биосфера - среда жизни человека. Вся эволюция человечества связана с биосферой, и отделить его от неё невозможно.
   Биосфера, как и вся планета Земля, создавалась и земными, и космическими силами. И человек как часть биосферы - творение сил земных и космических. Но он, человек, внёс в биосферу разум и труд и существенно повлиял и продолжает влиять на все обменные процессы в природе, он стал мощным геологическим фактором, что и определило эволюционный переход биосферы в новую фазу - в ноосферу (от греческого «ноос» - разум).
   В этой новой ноосферной фазе развития решающую роль должно сыграть «культурное человечество», осознающее своё единство с Природой, с живым миром биосферы, чтобы не разрушать, а созидать и приумножать его силой позитивной разумной деятельности.
   В этой связи следует говорить об эволюционном (ноосферном) образовании, которое ставит перед собой определённые цели - воспитывать человека духовного, нравственно чистого, осознающего свою роль и свою ответственность за состояние биосферы и в период перехода в новое эволюционное состояние - в ноосферу.
   Цель статьи - раскрыть сущность, задачи и содержание эволюционного образования, которое на новом эволюционном витке развития будет способствовать становлению культурного человечества.
   
   «Человек - мыслящий
   тростник биосферы»
   
   В.И. Вернадский на основе научных, строго аргументированных доказательств раскрыл роль биосферы в обеспечении жизни на нашей планете Земля. Не случайно первая часть книги «Биосфера» (книга была напечатана в 1926 году) получила название «Биосфера в Космосе».
   Биосфера, согласно его суждениям, включает земную тропосферу, океаны, тонкую плёнку в континентальных областях, уходящую в глубину менее чем на три километра.
   Эта очень сложная жизненная среда сразу же создалась на нашей планете как нечто целое в догеологический период; и это единственная область земной коры, занятая жизнью. В ней находятся все организмы, начиная от мельчайшей инфузории, от крохотной травинки до огромных животных, мощных деревьев.
   В книге «Биосфера» В.И. Вернадский пишет о «всюдности жизни», повсеместно разлитой. Он абсолютно согласен с точкой зрения Ч. Дарвина, «что все страны света доступны для жизни. Озера с пресной водой, подземные озера, скрытые в недрах вулканических гор, источники горячих минеральных вод, глубины океанов, верхние области атмосферы, поверхность самих вечных снегов, всюду мы находим организованные существа».
   Организованные существа, живое вещество биосферы, это совокупность всех организмов Земли, находящихся на ней в данный период времени. Оно, это живое вещество, растёт, питается, размножается и тем самым прогоняет через свои тельца гигантские массы и объёмы энергии.
   Это живое вещество выполняет огромную работу. Живое вещество биосферы - это особое тело, строение и функции которого определяются спецификой Земли. Как планета Солнечной системы Земля выполняет роль аккумулятора и трансформатора солнечной энергии, переводящих космические излучения в действенную земную энергию - электрическую, химическую, тепловую, механическую и т.д.
   Биосфера - это живая оболочка, в которой происходят изменения, вызванные приходящим солнечным излучением. Биосфера находится в безпрерывном становлении и развитии: биологическая миграция химических элементов стремится в биосфере к её максимальному проявлению. Но вот что важно: утверждение В.И. Вернадского о том, что вся совокупность живых организмов - это единая, слаженная, согласованная до тончайших взаимодействий система, это единая в информационном отношении система, в которой все элементы (от клетки до организма) взаимодействуют между собой.
   Не случайно В.И. Вернадский эпиграфом к очерку «Биосфера в космосе» выбирает стихотворение Ф. Тютчева:
   Невозмутимый строй во всём,
   Созвучье полное в природе.
   Биосфера не случайно окружает нашу планету, она составляет её необходимую закономерную часть. Биосфера - это сама жизнь. «Именно жизнь является великим, постоянным и непрерывным нарушителем химической косности поверхности нашей планеты», - писал В.И. Вернадский. Цитируя стихотворение Ф. Тютчева:
   Не то, что мните вы, природа
    Не слепок, не бездушный лик –
   В ней есть душа, в ней есть свобода,
   В ней есть любовь, в ней есть язык, - он, учёный, находил в поэтических строках любимого им поэта подтверждение своим мыслям о великой роли биосферы.
   Лик Земли лепится Космосом при помощи биосферы.
   «...Своеобразным, единственным в своём роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли - её изображение в космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали безконечных небесных пространств.
   В лике Земли выявляется поверхность нашей планеты, её биосфера, её наружная область, отграничивающая её от космической среды. Лик Земли становится видным благодаря проникающим в него световым излучениям небесных светил, главным образом Солнца», - писал В.И. Вернадский.
   Биосфера находится в постоянном движении развития. Мощным фактором, влияющим на эту живую оболочку Земли, являются космические процессы. За миллионы лет своего существования биосфера претерпела огромные изменения, связанные и с движением материков (опускание в морскую пучину одних и поднятие других), и смену полюсов в результате процессии равнодействия, и многое другое. Живой мир планеты в этих условиях вынужден вырабатывать такую систему адаптации, которая поможет выжить в изменяющихся условиях.
   Однако не менее важным фактором, вызывающим изменения в биосфере, являются информационные процессы. А они связаны с сознанием человека.
   Человек - часть биосферы, её «мыслящий тростник». Разум человека пытливо изучает законы развития и функционирования биосферы, проникает в познание тончайших взаимодействий в живых системах биосферы.
   Разум человека и его деятельность меняют лик биосферы. В.И. Вернадский, размышляя над результатами проводимых исследований, пришёл к выводу, что именно сознание человека (а разум - его составная часть) влияет на все обменные процессы в природе, оно является движущим фактором или эволюционных процессов, или разрушающих (инволюционных) в зависимости от «качества» информации.
   Информационная среда формирует человека как индивидуальную и социальную личность. Если ребёнок от зачатия до рождения и далее по мере взросления живёт в информационном негативизме (отсутствие любви, поддержки), а в школе, в вузе и далее в социальных отношениях испытывает на себе негативные действия административных структур, то в результате общество получает агрессивного, неуправляемого гражданина или тихого, потерянного внушаемого, не уверенного в себе. В зависимости от типа нервной системы поведение человека может быть разным.
   Чувствование такого неполноценного человека, строй его мыслей, реакции на окружающих и, наконец, его поступки разрушающе действуют, согласно утверждению В.И. Вернадского, на все обменные процессы в природе.
   В биосфере всё едино, потому В.И. Вернадский, провозгласив вместе с такими учёными - естествоиспытателями, как Э. Леруа, Терьяр де Шарден, неизбежность перехода биосферы в ноосферу (сферу разума), тем самым обозначил роль разума человека как «природного космического явления» в системах «человек - природа», «человек - общество», «человек - природа - планета Земля - Космос».
   Исследования современных учёных-естествоиспытателей подтверждают провозглашённый В.И. Вернадским принцип Вселенского единства. Доказательством его реальности являются новые знания о воде.
   Вода - это сама идея жизни. Любое свойство воды уникально. Но наиболее впечатляющее открытие учёных гласит: у воды есть память. Вода запоминает любое воздействие, только соприкоснувшись с объектом, но, запечатлевая информацию, она приобретает новые свойства, оставаясь по химическому составу всё той же водой - Н2О. Вода, считают учёные, это безценный компьютер, в молекуле воды содержится 440 тыс. панелей, каждая из которых отвечает за свой вид взаимодействия с окружающей средой.
   Исследования показали (Эмото Масару), что эмоции человека, его мысли и слова воздействуют на молекулу воды. Слова любви, нежности, благодарности повышают энергетичность воды, сохраняя структуру её молекулы; страх, ненависть, злоба, раздражение разрушают структуру молекулы воды, такая «гнилая» вода поглощает энергию у растений, животных и человека.
   Наша планета Земля - сосуд с водой и всё живое, в том числе и человек - сосуд с водой. В человеке её от 70% до 90%. Вода объединяет всё и вся. Доктор Эмото Масару, изучающий состояние молекул воды в разных условиях воздействия на неё, пришёл к выводу, что в основе всего сущего находится единая резонансная волна, которая может переносить эмоции людей на объекты окружающего мира.
   Гениальность прозрения В.И. Вернадского состоит в том, что он предвосхитил открытия учёных - наших современников, утверждая, что не что иное, как разум человека, определяет развитие основных составляющих биосферы - природы и общества.
   • Много на свете дивных сил,
    но сильней человека - нет.
    Софокл.
   В.И. Вернадский ввёл в науку понятие биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией. «Геологически мы переживаем выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и её облик, и её строение - ноосферы», - таков строй мыслей учёного. Разум человека (позднее он пришёл к заключению, что разум - это сознание) - Космическая сила, она образует вокруг Земли идеальную, мыслящую оболочку, которая и названа ноосферой. Ноосфера, по мнению В.И. Вернадского, - «область сознания (разума), неразрывно связанного со сферой бытия естественным ресурсом жизнедеятельности человека. В понятие «ноосфера» уже заложена информационно-энергетическая взаимосвязь между духом и материей, поэтому неизбежность перехода планеты в новое энергетическое состояние диктует необходимость по-новому взглянуть на все аспекты развития человеческого сообщества как формы единой системы мироздания».
   Человек создаёт силой своего сознания новую физическую реальность - ноосферу.
   В.И. Вернадский подчёркивал в своих работах значение творческих функций живых систем в эволюции Земли. Разум, по его утверждению, выходя из лона жизни, принимает эту творческую функцию и становится реальной геологической силой, преобразующей облик Земли.
   В условиях научно-технического прогресса деятельность каждого человека, по мнению В.И. Вернадского, выступает в качестве геологического фактора: «…отдельная личность иногда ярко проявляется и отражается на крупных явлениях планетарного характера… такое проявление индивидуальности в процессах огромного биогеохимического значения есть новое планетарное явление».
   Человек разумный обязан знать силу влияния собственного сознания (мысли, слова, чувства, воли) на все процессы на Земле и в Космосе и не засорять информационное поле негативом, путём постоянной рефлексии очищать своё сознание, чтобы войти в высокие вибрации Тонкого мира, в ноосферу. На этом этапе перехода возрастает личная индивидуальная ответственность человека. Об этом предупреждает учёный: «Вдумываясь в окружающую будничную жизнь... можем видеть постоянное стремление человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера. Быстро исчезает человеческая личность, но часто чрезвычайно долго в круговороте текущей, будничной жизни оказывается её мысль и влияние её труда…».
   «Человечество достойно ноосферной цивилизации. Ноосферная цивилизация - путь спасения Человечества от уничтожения», - провозглашает ноосферная этико-экологическая Конституция человечества. Однако условиями создания такой цивилизации является организация жизни человечества в строгом соответствии с законом Вселенского Единства.
   Следование этому Закону и создание ноосферной цивилизации может обеспечить «культурное человечество», духовно, нравственно поднявшееся до осознания своей ведущей роли во всех процессах на планете Земля и в Космосе.
   «Мы подходим к очень ответственному времени - коренному изменению нашего научного мировоззрения. И в его основе - познание человеком самого себя, писал В.И. Вернадский - Научное мировоззрение есть сознание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением этой же работы служит религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль и созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы измерения и определенные ясные формы проявления».
   Научное мировоззрение (сознание) конца ХХ и начала XXI в.в. стремится к рассмотрению явлений и фактов в их целостности, в их взаимосвязи со всем комплексом аналогичных явлений и фактов, им сопутствующим, а также о месте этих явлений и фактов в едином процессе проявленной живой материи.
   Устаревшие догмы образования медленно, но уступают место новым эволюционным идеям. Образование, образовательный процесс и в связи с этим его задача на современном этапе - возродить продуктивные образовательные идеи прошлого, привнести знания о человеке как целостной биоэнергоинформационной системе, строить образовательный процесс на основе Закона Вселенского Единства духа и материи.
   Движение - это и есть эволюция, «ибо всякая эволюция состоит из развивающей жизни, переходящей из одной формы в другую и накапливающей в себе опыты, добытые при посредстве этих форм». Никакая эволюция невозможна без культуры.
   Культура - исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной, духовной жизни людей, в создаваемой ими «второй природе».
   «В самом широком смысле термин «Культура» охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире... в более узком смысле им обозначают только сферу духовной жизни людей».
   Духовная культура - это:
   • сфера производства;
   • распространение и потребление результатов духовной деятельности;
   • различные виды духовного творчества;
   • образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации - печать, радио, телевидение.
   С этим суждением согласуется и утверждение «Культура есть синтез утончённых и возвышенных достижений. Вне культуры не может существовать ни одна сфера человеческой деятельности. Мы говорим о культуре политической, экономической, и о культуре речи, мысли, чувств».
   Культура «по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека как целостной и гармонической личности, способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального, творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования». Каждая эпоха вносит плоды своего развития в культуру.
   «В современную эпоху закладываются основы всемирной, общечеловеческой по своему характеру культуры».
   Само назначение культуры приобретает новое значение: «Культура есть синтез, это знание основ Бытия, космических законов, сотворение своей жизни на основе этого знания…».
   Культура призвана пронизать все сферы жизни, ибо «там, где Культура, там и правильное решение социальных проблем. Культура - единственная панацея от разложения. Культура - это просвещённое светом высоких истин знание».
   Основы всемирной общечеловеческой культуры может создать эволюционное (ноосферное) образование. Культура должна царить в сфере образования.
   «Эволюционное образование» - это живая система самоусовершенствования, которая призвана создать человека могучей воли, чистых побуждений, благородных стремлений и активных общеполезных дел».
   Образование - духовная составляющая культуры. Оно может и должно стать мощным средством развития культуры, если в основу образовательных систем будут заложены идеи Единства Мира, высокие идеи служения эволюции. Культура (в узком смысле) в образовании и образование в Культуре (в широком смысле этого понятия) будут способствовать гармонизации отношений «человек - человек», «человек - природа», «человек - планета Земля», «человек - Космос» при условии развития нравственного чувства, заботы о себе, как заботы о своей душе, а значит, и заботы о других. Венец таких устремлений - Богочеловек, духовно развитый, совершенный.
   Эволюционное образование должно развиваться на основе принципов:
   - единства всего сущего;
   - с принципом единства неразрывно связан принцип единства сознания человека и Сознания Вселенной;
   - принцип энергоёмкости мысли и слова и на основе его осознания - возрастание ответственности человека за все принимаемые решения и за последствия принятых решений.
   Из этих принципов вытекают основные задачи эволюционного (ноосферного) образования:
   • развивать планетарно-космическое мышление, в основе которого ответственность человека за все процессы на планете Земля;
   • способствовать духовному развитию личности, цель которой - служение общему Благу;
   • способствовать становлению гармоничной личности, не нарушающей Законы Природы, Мироздания;
   • гармонизация работы больших полушарий мозга;
   • познание начинается с чувствования. Роль образного правого полушария в познании.
   
   Содержание эволюционного образования
   
   В образование должны войти, прежде всего, Знания о человеке «как мере всех вещей», как микрокосма Вселенной - Человекознание, синтез всех культурных достижений человечества.
   В содержание образования необходимо ввести знания о Вселенной, вопросы роли человеческого сознания, психической энергии человека и их влияния на обменные процессы в Природе, в которой человек выступает как биологический вид, наделённый способностью развивать позитивное мышление, расширять сознание, и на этой основе совершенствовать систему взаимоотношений «человек - Природа», «человек - Земля», «человек - Вселенная».
   Этимология понятий «культура» и «образование» совпадают.
   Культура (лат.cultura) - возделывание, обработка, воспитание, развитие.
   Образование - возделывание личности, воспитание как восхождение на новую ступень духовности, развитие как осознание своего единства со всем сущим.
   Единство целей Культуры и Образования, стратегий их осуществления дадут ожидаемый результат.
   Зов Вселенной
   есть повелительный
   зов к творчеству,
   действию, подвигам.
   Реализация идей эволюционного образования непосредственно связана с эволюцией человека. Учёные считают, что эволюция физического тела человека завершена: речь идёт об эволюции сознания человека. «В эволюции человека мы наблюдаем до сих пор развитие третьего аспекта божественности - развитие сознания или разума... Сознание - суть нашей подлинной личности. Сознание не находится в телесном заточении и способно путешествовать в другие времена, места и миры, как реальные, так и фантазийные. Сознание движется быстрее скорости света и способно доставлять нам любую желаемую или необходимую информацию… это та наша часть, что никогда не устаёт и знает обо всём, что есть в творении».
   Наше сознание - это электромагнитная энергия, потому оно (сознание) присутствует на всех уровнях реальности, а потом через электромагнитные импульсы сообщает информацию ДНК, которая тоже обладает электромагнитным полем, которое расположено между целями в спирали ДНК и вокруг неё и работает на определённых частотах. Наша ДНК говорит со всем творением, передавая информацию от человека во Вселенную и от Вселенной к человеку. И с этой точки зрения «Сознание - Космический разум».
   Средствами проявленности сознания выступают «свойства души человека, высший уровень духовной активности, чувства, мысли, общение со Всевышним…».
   Человек явился в этот мир для выполнения сложнейшей вселенской функции поддержания гармонического единства в природе. Поэтому В.И. Вернадский считал, что «человек, должен «интегрировать» все живые процессы в биосфере, вырабатывая разнообразные энергии, главными из которых являются тонкие, духовные энергии». Энергия в переводе с греческого - это действие, деятельность. Мысль - это энергия. И сегодня эволюция сознания напрямую связана с энергией мыследеятельности человека. В одной из своих работ Н.К. Рерих писал: «…мысленная нервная энергия находится в контакте с космическими явлениями величайшего масштаба», потому «велика ответственность человека за мысль», а люди должны быть «очень духовно сгармонизированы и вообще сознательно утончены в высших восприятиях». Академик Г.И. Шипов подтверждает: сила мысли огромна «она… может влиять сама на себя, то есть представляет собой самоорганизующуюся структуру, способную жить своей жизнью».
   Разъединяющим началом в человеке есть интеллект (от лат.intellectus) - «разумение, понимание, постижение, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». Интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем». В чём проявляется разъединяющее начало интеллекта?
   А. Безант пишет: «Он различает «Я» от «не - Я», он сознаёт только себя, а всё остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающееся, и, с точки зрения интеллекта, весь мир является ареной всевозможных столкновений, ожесточающихся в той мере, в какой интеллект участвует в них. В человеке лишь его интеллект по природе своей наклонён к вражде, ибо он утверждает себя как величину отдельную от всех остальных и именно в нём заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека».
   Эту же мысль развивает Анри Бергсон, французский философ-идеалист. В книге «Непосредственные данные сознания» (1889 г.) он пишет: «...интеллект …не в состоянии постичь движение и прежде всего творческую стихию длительности - атрибута «жизненного порыва», сверхсознания, творящего реальность. Она может быть постигнута лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуиции, аналогичной инстинкту животных. Будучи безкорыстной, интуиция открывает действительность более полно, чем интеллект, обременённый практицизмом и замечающий в мире лишь полезные для человека свойства».
   Интуиция (англ. intuition) - чутье. Интуиция есть мысль, идея, родившаяся из развитой способности «слышать» внутренний голос. Интуиция (лат. - intueri) - пристально, внимательно смотреть.
   Чутьё, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях.
   В иррациональной идеалистической философии - мистическое постижение «истины» без помощи научного опыта и логических умозаключений».
   Интуиция - образное предметное решение (Ж. Пиаже), она представляет дологическую стадию развития интеллекта.
   Фактически все пишущие об интуиции настаивают на одном и том же: интуиция есть акт озарения, открытие «образа истины», потому что чисто логических открытий не существует, открытие всегда происходит на безсознательном уровне после предварительной сознательной работы (Азамар), интуиция есть способность не только видеть цель, но и видеть путь, ведущий к цели (Пуанкаре). Наконец, интуиция - это... акт творчества, открытия, импровизации, вдохновения, который предшествует логическому представлению идей, рождённых на этапе 1-м (Маслоу).
   В книге «Творческая эволюция» Анри Бергсон предсказывал, что интеллект, предназначенный для выполнения определённой роли и являющийся лишь частью сознания (1-я составляющая сознания - мысль и слова, мышление как внутренний диалог души самой с собой, по Платону), должен гармонично воссоединиться с той сферой, из которой он выделился, - интуицией для исполнения безконечных задач познания.
   По А. Бергсону - первичны впечатления, ощущения, чувства (2-я составляющая сознания).
   С этим суждением абсолютно совпадает точка зрения П. Флоренского. В письмах к детям он настоятельно советовал обогащать себя впечатлениями. Именно впечатления (наблюдения за явлениями природы, за растениями, собирания сведений о живом мире природы), затем их классификация, обобщение полученного жизненного опыта благодаря обогащению посредством впечатлений и создадут, по утверждению П. Флоренского, почву для серьёзной научной работы, разовьют способность научного мышления. Без такого предшествующего опыта мысль научная будет мертва.
   Чувствование, а не интеллект - начало познания. Строгий логик Э. Кант считал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления». Разум, согласно утверждению Э. Канта, обрабатывает «материалы созерцания», эти материалы созерцания и умозаключения разума создают единство, целостность мышления.
   Эволюционное (ноосферное) образование ставит своей задачей становление духовности сознания человека, одним из средств этого процесса есть становление целостного (гармонического) типа мышления, что непосредственно связано с гармонизацией работы больших полушарий мозга. Развитие интуиции, а значит, творческого потенциала человека - это функции правого полушария. В процессе обучения на ноосферном занятии (со студентами), на ноосферном уроке (в школе) происходит гармонизация работы больших полушарий мозга благодаря Rеа1-методике, которая предусматривает создание поля любви, введение релаксационных текстов, включение всех пяти биологических антенн (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), использование музыки, цвета и ароматерапии. Однако главным фактором является сознание педагога, уровень его духовности, та нравственная модель поведения, которая и способна формировать адекватную модель у воспитанников. Такой педагог понимает свою ответственность за «качество» психической энергии, которую он продуцирует мыслью, словом, чувством, действием. Ответственность - основа позитивного мышления. Оно предполагает осознание мощи собственной психической энергии, то есть:
   • врачую себя мыслью и словом;
   • врачую других мыслью и словом;
   • очищаю информационное поле Земли от негативных мыслей, слов, чувств;
   • помогаю биосфере Земли быть здоровой и эволюционно созидающей;
   • гармонизирую пространство Космоса силой позитивной психической энергии.
   Культура позитивного мышления - это культура планетарного мышления, которое предполагает совершенное согласие, единство Духа и материи.
   
   Выводы
   
   Эволюционные процессы перехода биосферы в новое состояние - в ноосферу - требуют участия в нём «культурного человечества», которое силой своего сознания способно содействовать этому переходу. В этот период особенно возрастает индивидуальная ответственность каждого человека за «качество» его сознания.
   Отличительными особенностями сознания является нравственность, любовь ко всему сущему, жизнь не только разумом, но и чувством, сердцем, ибо «в сердце вся мудрость». Духовность сознания человека, созидателя, понимающего и принимающего Закон Вселенского Единства и способствующего его реализации, формируется системой эволюционного образования, которое «выдвигает на первый план воспитание духовных идеалов, наличие высокой эволюционной идеи - Мир через Культуру» (Г.С. Горчаков).
   Эволюционное (ноосферное) образование строится на позитивных идеях образовательных систем прошлого и настоящего. Оно устремлено в будущее, оно призвано вести человечество в духовную ноосферную цивилизацию.
   
   А.Ф. Кузнецова.
   Украина.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
13836
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5566
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
989
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8851
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3731
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3835
03.07.2018
Г.С.Горчаков «Да будет светлою Любовь!»
9
03.07.2018
Г.С. Горчаков «Да будет Краса-та пылать!»
10
03.07.2018
Г.С. Горчаков «Да будет Радость вновь и вновь»
10
03.07.2018
Горчаков Г.С. Мысль
03.07.2018
Горчаков Г.С. Здравствуй, жизнь! (Наука о душе)
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
195
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
102
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
112
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
72
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
89
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
93
11.06.2018
Конец Кали Юги
192
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
241
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
147
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
108
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
169
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
130
30.05.2018
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
209
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
182
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В. Р.
181
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
178
10.04.2018
Г.С. Горчаков Энергетическая психология
179
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
245
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
246
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №7
69
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №6
116
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №5
122
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №4
49
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
485
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
394
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
423
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
628
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
770
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
880
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
89
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
77
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
75
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
101
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
83