Знамя Майтрейи
1635

СОКРОВИЩЕ МИРА (8)

   (Продолжение.
   Начало в № 9 - 11, 2014 г.,
   № 1 - 4, 2015 г.)
    Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924.
   Многозначительно название картины - «Сожжение тьмы». Действительно, действие на картине происходит глубокой ночью. Но не ради этой тьмы вышли Учителя. Именно тьма человеческого сознания должна отступить под воздействием новой волны космического Огня, символом которого выступает священный Камень. В «Криптограммах Востока» тьме посвящено следующее сказание: «Абсолютная тьма есть антипод Света. Это враг всего сущего. Это отрицание жизни. Это удушитель и отравитель. Что же это такое? Это извержения несовершенного духа. Нет слов описать этот гнёт и удушение. Не многие могли видеть этого врага планеты без заболевания. Внешне эта тьма начинает покидать прежние вместилища. Она выедает на своём пути все элементы, и газ проводит в эти каверны стихии разрушения».
   Джомолунгма изображена здесь также не случайно. Самая высокая гора является символом Матери Мира, приближение звезды которой совпало с новым проявлением Камня. Именно сошлись все знаки, предуказывающие новую эпоху в истории человечества. В книге «Община» сказано: «Сама абсолютная тьма колеблется перед Клинком Мирового Приказа, и лучам, и газам легче поражать тьму там, где ударил Меч мира. Не согбенно принимаем приказ Космоса, но буйно! Потому настаёт время, когда Свет-сила сжигает тьму». Интересно, что ледник близ Джомолунгмы на картине был узнан участниками восхождения на высочайшую вершину мира. Вот как об этом пишет Н.К. Рерих: «Потом пришла вся экспедиция с Эвереста. <...> Между прочим добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине «Сожжение тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину». И, наконец, третья картина, написанная художником в 1924 году и относящаяся к серии «Знамёна Востока», - это один из вариантов «Матери Мира». В сиянии необыкновенного света Матерь Мира сидит на своеобразном троне. Внизу в углах картины находятся коленопреклонённые перед престолом Владычицы две женские фигуры. Правая держит раскрытую книгу, у левой - в руках заветный Ларец. Урусвати (Е.И. Рерих) подаёт Матери Мира Ковчег. «У Нас есть эта картина - Ур[усвати] подаёт ковчег. <...> У ларца можно сияние показать».
   Звёзды, как язычки пламени, в которых узнаются фигурки святых с нимбами, справа от Матери Мира образуют конфигурацию звёзд созвездия Орион, а слева - Большой Медведицы, причём все они как бы склоняются к центральной звезде, находящейся прямо над её головой. В том же 1924 году, когда была создана картина «Матерь Мира», Н.К. Рерих написал в очерке «Звезда Матери Мира» о чудесных созвездиях следующее: «Семизначное созвездие под именем Семи Сестёр, или Семи Старцев, или Большой Медведицы, привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «чёрная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба - созвездию Ориона - посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трёх Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо несётся к Земле звезда Утра - светлая обитель Матери Мира.
   И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».
   Н.К. Рерих рисовал свою картину, опираясь на видение Елены Ивановны и Указания Владыки. Согласно записям Е.И. Рерих, подобное изображение Матери Мира находится в Братстве.
   Композиция картины наполнена многозначной символикой. Три женские фигуры образуют треугольник, своей вершиной указующий на Звезду Матери Мира. Четыре угла картины также заполнены важными знаками. Женская фигурка с Ларцом расположена как раз под созвездием Ориона, указуя на их связь. С правой стороны в углу картины - другая женская фигурка с раскрытой книгой и созвездие Большой Медведицы, или Семи Риши, - созвездие Космических Учителей, ведущих человечество Земли по пути эволюции. Книга - символ Учения, имеющего космические истоки. Таким образом, Ларец, раскрытая книга, созвездия Ориона и Большой Медведицы в своей символике взаимосвязаны друг с другом, и все они своими смыслами устремлены к центру - к Матери Мира, концентрирующей в себе всё значение знаков.
   
   Сказ о Матери Мира гласит:
   «Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу Дальних миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дателъница Неповторённого!
   Твоим Приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
   И Она, Лик сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.
   И никто не взойдёт на вершину, никто не увидит сияния Додекаэдрона, знака Её Мощи.
   Из спирали Света знак соткала Сама в молчании.
   Она Водительница идущих на подвиг! Четыре угла - Знак Утверждения явлен Ею в напутствие решившимся» .
   Объяснение последней фразы и других символов в этом сказании можно найти в письмах Е.И. Рерих: «Вы спрашиваете значение фразы - «Четыре угла - знак Утверждения явлен Ею в напутствие решившимся».
   Пифагорейцы клялись священным числом Четыре, и эта клятва была наиболее связующей. Они знали мощь четырёх сторон. И вступивший на подвиг понимает значение числа Четыре.
   Число Четыре, или квадрат (тетрактис), имеет несколько значений. Мистически он означает - Тетраграмматон, Единство или Единое, в четырёх аспектах. И мистическая Декада тоже образуется из Тетрактиса - или 1+2+3+4=10. Квадрат есть символ Мира Проявленного, а следовательно, и человека, также достигшего безсмертия.
   В данном мне видении - на одеянии и покрывале Матери Мира были изображены радужные квадраты. Конечно, тончайшая по своим цветам радуга лишь окаймляла квадраты, площадь которых была серебристая, голубоватая в тенях.
   Напомню Вам, что Матерь Мира скрыла Свой Лик от человечества также и в силу космических причин. Ибо, когда Люцифер решил унизить женщину для захвата власти над человечеством, космические условия благоприятствовали такому губительному замыслу. Потому и говорится, что Матерь Мира сокрыла Свой Лик. Матерь Мира в одиночестве ткала свои знаки в ожидании новых сочетаний Светил и, следовательно, новых космических токов, которые благоприятствовали бы новому проявлению Её. Условия эти наступили, и мы уже являемся свидетелями пробуждения женщины на всём протяжении планеты».
   Отдельно надо упомянуть о знаках креста на картине. Так, Матерь Мира сидит на троне, покрытом ковром с каймой из крестов. Под её ногами - уже знакомый нам Константинов крест. Рерих ставит здесь этот знак, несмотря на то что он уже присутствует на картине как его подпись, как обычно, в правом углу картины. И, наконец, на переднем плане картины на огненном престоле художник помещает крест Ак-Дордже, или двойную ваджру, символ вечной жизни и космического Огня. В работе Н.К. Рериха «Шамбала Сияющая» имеются такие слова: «У нас тоже есть крест в Великом Знаке Ак-Дордже. Мы считаем его великим знаком жизни, элемента огня, знаком вечности. И против такого знака никто ничего не скажет!». И действительно, повторенный многократно знак креста - Знак утверждения Матери Мира. И он явлен в напутствие решившимся.
   В 1933 году священный Ларец Н.К. Рерих изобразит снова на картине «Держательница Мира» (второе название «Камень несущая»). На ней на фоне гор стоит закутанная в длинный плащ одинокая фигура женщины в короне. В её левой руке - заветный Ларец, в котором покоится Сокровище мира. За спиной женщины горы, своей формой похожие на постройки западноевропейских городов. И сама женская фигура предстаёт в облике известной готической статуи средневекового собора в немецком Наумбурге. Рядом озеро с белой водой - символ жизни и вечного обновления. Над озером возвышается двуглавая гора Белуха, в абрисе которой легко угадывается буква «М», - центр нового строительства на Востоке. Так Запад и Восток объединяются благодаря мощи Камня, которым владеет Держательница мира, Камень несущая. Так, символика этой картины также акцентирует тему Женского начала и обновления мира.
   На всех этих картинах Н.К. Рериха Ларец выступает символом священного Камня. Сам Камень остаётся невидимым, сокрытым. Как истинное Сокровище, он удалён от поверхностного взгляда, но его действие в мире и значимо, и величественно. На полотнах Николая Константиновича он связан с самыми Великими понятиями мира - с созвездиями Большой Медведицы и Ориона, с космическими Обителями Мудрецов, как считали в древности, со звездой Матери Мира и с самой Матерью Мира, Братством Учителей человечества, а также с их Доверенными на планете.
   Святослав Николаевич, в свою очередь, также написал ряд картин, в сюжет которых входит изображение Ларца и Плата. В 1928 году он создаёт полотно «Священный Ларец» - одну из наиболее символических своих картин. На ней в центре на переднем плане изображён Ларец, обращенный к зрителю той своей стороной, где находятся четыре буквы «М». Под ним - вышитый Плат, лежащий таким образом, чтобы хорошо был виден рисунок Солнца и центральные буквы «IHS». Обе эти вещи располагаются на покрытом тёмным бархатом возвышении, как бы на престоле. Заметим, что на покрытом материей престоле на русских иконах изображали лежащей Священную Книгу - Новый Завет - иногда в окружении Херувимов, как, например, на иконе София Премудрость Божия.
   Вокруг Ларца на картине С.Н. Рериха представлены пять самостоятельных сюжетов. В середине за Ларцом находится как бы стёртый от времени рисунок, который создаёт впечатление исходящего от Ларца свечения в виде своеобразного венца. По бокам от него нарисованы сидящие фигуры людей в восточных одеяниях, держащие в руках Чаши с огнём. В нижних углах картины в ореоле света изображены справа - многогранник, а слева - чудесная птица. Понятно, что все эти сюжеты не случайны и использованы художником для того, чтобы хотя бы отчасти приоткрыть смысл и значение Священного Камня.
   Владельцы Камня призываются встать на Подвиг Великого Служения на Общее Благо. Как уже упоминалось, символом этого Подвига является огненная Чаша. У Н.К. Рериха есть целая серия картин с изображением Великих Учителей с пламенеющей Чашей в руках. Так и на полотне С.Н. Рериха «Священный Ларец» божества держат такие пламенеющие Чаши. Причём пламя над Чашами на этой картине изображено в виде кольца. В Легенде о Камне имеется пророчество о наступлении Нового времени именно тогда, «когда пламя над Чашей кольцом совьётся». Таким образом, Святослав Николаевич связывает явление Камня с преддверием Новой Эпохи. Кроме того, отчасти раскрывается и смысл связи Камня и Чаши.
   О наступлении Нового времени говорит ещё один символ на картине «Священный Ларец». Это интересное изображение птицы в левом нижнем углу. Точно такая же птица имеется и на настоящем Ларце. Вообще С.Н. Рерих и Ларец, и Плат изобразил с необычайной точностью.
   В том же 1928 году, в котором была создана картина «Священный Ларец», Святослав Николаевич написал портрет отца в одеянии ламы. На этом портрете Николай Константинович бережно держит Ковчег Камня, покрытый вышитым Платом, в центре которого в сиянии лучей чётко видны буквы «IHS». На боковой стенке Ларца хорошо прорисована уже знакомая нам птица. Кроме того, элементы древнего рисунка на Ковчеге имеются в верхних углах портрета.
   Ещё одной общей деталью картины «Священный Ларец» и портрета является фон, на котором изображены и Николай Константинович, и Ларец. Это вертикально расположенная ткань с замысловатым восточным узором, как бы чуть размытым, неясным, причём фигура Н.К. Рериха расположена таким образом, что узор на ткани над его головой снова превращается в удивительной формы корону, подчёркивая высоту духа изображённого на картине человека. По всей видимости, это ткань, описанная З.Г Фосдик как «чудесный бархат с вышитым орнаментом, напоминающим знак кольца и букву «М» на нём». Этот «орнамент, напоминающий знак кольца и букву «М» на нём», С.Н. Рерих взял как эмблему каталога своих выставок.
   Портрет Н.К. Рериха писался по Указу Учителя. Е.И. Рерих записала Слова Владыки: «Люмоу [С.Н. Рерих] может делать изображение Фуямы [Н.К. Рериха] с Ковчегом, но следует покрыть Ковчег Платом, чтобы была видна лишь узкая часть Ковчега». Как мы видим, Указание Учителя было в точности выполнено. Интересно, что картина «Священный Ларец», на которой Ковчег изображён в более открытом виде, не предназначалась для показа ранее 1936 года.
   Упомянем ещё один портрет Николая Константиновича работы С.Н. Рериха. На нём сын изобразил своего отца также в ламском одеянии на фоне четырёх фигур в восточных костюмах, каждая из которых держит какой-либо сокровенный предмет. Это уже знакомые нам Ларец, Чаша с пламенем в форме кольца, а также меч и книга. Предметы выбраны не случайно. Все они - атрибуты пути Служения на Общее Благо. Таким образом, Н.К. Рерих на этом портрете снова предстаёт перед нами как великий Служитель мира и Носитель Поручения Братства Света.
   Портрет Елены Ивановны вместе с Ковчегом работы Святослава Николаевича был написан позднее, в 1937 году. Ковчег лежит на столе, по правую руку от Елены Ивановны. Хорошо видна его характерная форма «домиком», обитые металлом края и массивная застёжка.
   О своём портрете Елена Ивановна, посылая снимок с него в Ригу, писала: «Портрет очень красочен, но на снимках некоторые тона выходят тёмными. С правой стороны портрета помещается очень древнее каменное изображение Кришны. На столе слева Ковчег, который описан в легенде о Сокровище Мира. Четыре буквы в квадратах помещаются на задней стороне Ларца».
   Николай Константинович рисовал только Ларец, Святослав Николаевич - и Ларец, и Плат, причём Плат у него изображён с необычайной точностью. Портреты Н.К. и Е.И. Рерихов писались по Указу Учителя, и их сюжеты были хорошо продуманы. Смысл помещения на портретах Ларца, которым обозначался Камень, в том, чтобы показать старших Рерихов не только как «Суждённых Носителей Камня», но и как Великих Духов, Носителей Поручения Братства Учителей, которое они взялись выполнить во имя эволюции человечества.
   
   (Продолжение следует)
   
   А.М. Шустова


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Владимир 19/06/2015 20:09:15
. Картина находится в Нью Йорке. Наверное многие знают из записи в бортовом журнале об описании рассвета в космосе Ю.Гагарина и сравнение красок с картинами Рериха. Спасибо, ждем Продолжения!

Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14839
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5988
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1229
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9069
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3947
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4225
10.12.2018
Нацизм по-украински
28
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
20
10.12.2018
МАТРЁШКА
24
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
26
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
21
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
28
08.12.2018
Нужен налог на курение
19
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
32
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
38
07.12.2018
Русский язык и генетика
28
07.12.2018
Неблагодарные дети
33
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
20
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
23
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
29
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
81
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
136
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
109
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
44
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
51
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
56
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
110
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
53
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
56
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
66
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
229
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
56
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
406
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
326
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
465
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
412
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
621
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
515
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
544
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
765
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
108
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
91
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
120
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
101