Знамя Майтрейи
1468

СОКРОВИЩЕ МИРА (7)

Н.К. Рерих. Чинтамани. 1935.
   (Продолжение. Начало в № 9,10 и 11, 2014 г., № 1,2 и 3 2015 г.)
   
   Под покровом земли сокрыл ваш лик. Наполнил отраду восхождения, Прояснил память ушедшего свитка».
   О них, о четырёх Рерихах, идёт речь и в следующих словах:
   «Царь-Строитель, не пожалевший лучших материалов для Храма, - счастье тебе!
   Вождь-Разрушитель городов - сила тебе! Принесшая великую жертву - знание тебе! Радость - свет Несущему!».
   Таким образом, Ковчег Камня явился символическим посланием из прошлого в будущее, адресованным именно тем, кто его и получил. Надпись на нём была выполнена, как упоминает Е.И. Рерих, вместе с заклинанием, то есть наслаиванием на него определённой мысли, что очень усилило этот предмет. Изготовленный таким образом Ковчег стал священным терафимом, хранящим на себе много веков психическую энергию, которая связывала его с законными владельцами. В определённом смысле Ковчег уже бывал в руках Елены Ивановны, и она получила свою давнюю вещь.
   Не менее удивительным предметом, и также терафимом, является кусок ткани, в которую был завёрнут Камень. В Живой Этике сказано: «Известно намагничивание ткани. Посылались платы и части одеяния». Нет сомнения, что присланный вместе с Камнем Плат хранил психическую энергию определённого качества.
   З.Г. Фосдик описала этот Плат как «красивейший лоскуток вышивки, как будто бы XVI века». Е.И. Рерих, посылая фотографию священного Камня Р. Рудзитису, сообщала: «Так, на снимке К[амень] покоится в Ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись «Сим победиши» (I.H.S.)». С.Н. Рерих повторял своему корреспонденту Морису Лихтману ту же информацию: «Камень был завёрнут в ткань с девизом «In hoc signo» (аббревиатура от «In hoc Signo Vinces»)» Указание на древнюю ткань с полной значения надписью было сделано не случайно. Она также была важным символом, усиливающим идейное наполнение пространства Камня.
   Упомянутый Плат представляет собой довольно небольшую холстину светлого цвета и квадратной формы, имеющую по краям заметные повреждения от времени. Почти всю поверхность ткани занимает вышитое цветное изображение Солнца. Его мощные лучи простираются вокруг, подобно тому как их изображали вокруг голов солнечных божеств.
   Внутри круга Солнца располагаются латинские буквы - IHS. Надпись эта полна значения: «In hoc Signo Vinces (или Victoreris)» - «Сим победишь», или «In Has Salus» - «Сим спасёшься». Этот девиз был начертан на знамени Константина Великого, древнеримского императора, правившего в 306 - 337 годах. С этим правителем связывается коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, а также перенос столицы из Рима в Константинополь.
   По преданию, Константину перед битвой с римским тираном Максенцием явилось на восточной стороне неба видение огненного и сияющего знака креста, и он услышал голос ангелов, говорящих ему: «Сим победишь». Константин поместил увиденный им знак креста, или христианскую монограмму, с девизом «Сим победишь» на свой лабарум, императорское знамя, что позволило ему одержать победу.
   Сокращение девиза «In hoc signo vinces» до трёх букв также не могло быть случайным. Для большинства населения Восточной Римской империи, говорившего на греческом языке, буквы IHS, или, в греческом написании, IHE, имели в первую очередь совсем иной смысл: это первые три буквы имени «Иисус»: ‘IHEOY2 flnaout;), записанного прописными буквами. ХР - первые две буквы имени «Христос». Таким образом, IHS XP читалось как «Иис. Хр.», сокращение от «Иисус Христос».
   Факт явления огненного креста Константину подтвердить сложно, но поворот истории, произведённый во время правления этого императора, был значительным. Отжившие формы были замещены новым построением. Как известно, именно при Константине христианство было легализовано и стало государственной религией, хотя сам Константин не был христианином. По существу, этот властитель был орудием эволюции, направляемой Великими Учителями человечества. Е.И. Рерих писала: «Западные летописи рекордировали получение Вестей из Таинственной Обители Константином Великим». А это означает, что этот император в поворотное время истории получил Послание из Братства и, скорее всего, последовал Высоким советам.
   Заметим, что плат является обязательным атрибутом ритуала жертвоприношения. Он набрасывается на жертвенную чашу при богослужении. Обычно этот покров чисто белого цвета, в древности он делался из белоснежной шкуры агнца или из белого льна. Он символизировал очищенную природу посвященного, который, пройдя все испытания, облекался в одеяние Света, сверкающую чистотой оболочку духа, Тело Христово. Отсюда идёт происхождение белых одежд священников и древних иерофантов.
   Понятен становится и символ латинской надписи «In hoc Signo Vinces» - только очищая свою низшую природу, распиная её на кресте материи, можно духовно победить, стать Христом. Хорошо известно, что символом Христа является Солнце. Вот почему на плате, полученном Рерихами, надпись IHS расположена внутри Солнца, этого древнейшего символа Верховного Божества. Связь Солнца и креста - также понятна: четыре «стояния» Солнца (зимнее, летнее и два равноденствия - весеннее и осеннее) как раз и составляют астрономический крест, отражающий циклический путь эволюции всего живого на планете. Кстати, лучей у Солнца на Плате 24 (12 х 2), они расположены по 6 на квадрант. Присутствует на Плате и крест, он находится над буквой «Н».
   Покров на алтарь в виде белого плата, иногда с аббревиатурой IHS на фоне креста, используется и сейчас в западных церквах, и он называется «корпорал» (corporale, Corpus Christi - Тело Христа).
   Интересна форма монограммы, а именно форма огненного креста, который якобы увидел Константин и затем поместил его на своё знамя, - символическое изображение того, чем он должен был победить. Монограмма складывалась комбинацией знаков X и Р обозначающей начальные буквы греческого написания имени Христос. Это был первый общепринятый христианский символ - он известен под названием Константинова креста, или хризмы Константина.
   Однако так называемый Константинов крест возник задолго до правления Константина и даже появления христианства. Такой крест использовался в Этрурии, он был знаком египетского Озириса. Его форма близка египетскому знаку «анх» («t»), который был важнейшим мистериальным символом древних Индии, Египта и Мексики. Его ставили на лбу тех, кто успешно проходил мистерии, то есть возрождался к новой жизни. Такого человека сравнивали с Солнцем, прошедшим точку зимнего солнцестояния. Так называемая хризма Константина именно была знаком, символически изображающим крест солнцестояний, или мировое древо, на вершине которого «завис» солнечный диск, то есть отражающим положение зимнего солнцестояния - возрождения Солнца в новом цикле. К этому же положению Солнца в годовом цикле было приурочено и Рождество Христово. Таким образом, Константинов крест имеет смысл начала нового исторического цикла, связанного с развитием христианства. Так, древний символ был переосмыслен и стал христианской монограммой.
   О надписи «IHS» и знаке Х можно провести целое исследование, изучив индоарийские корни последнего, его значение в египетской символике, культах Аполлона, Зевса, Митры и других восточных учениях, а также то, как все они вписались в новое христианское учение. Этим же символом j'„ начиная с 1910 года, подписывал свои работы Н.К. Рерих. Монограмма J* сочетала в себе первую и последнюю буквы его фамилии. Воистину, нет ничего случайного! Как в IV веке Константин Великий открыл новую страницу в истории, так же и Н.К. Рериху предстояло потрудиться на исторической ниве уже в веке ХХ, в преддверии Нового цикла развития. Новое Солнце возрождалось к жизни. 30 апреля 1922 года Николай Константинович в письме к В.А. Шибаеву написал: «М.М. <...> указал на значение моей подписи под картинами, которая появилась с 1910 года».
   Приход Камня в сопровождении древних Ларца и Плата ещё более усиливал его значение как явления необычного, стоящего в цепи преемственности священных циклов истории. И Камень, и Ларец, и Плат - все они хорошо соответствуют ритуальным предметам евхаристии - самого главного таинства христианства - чаше с вином, хлебу и покрову, который на них набрасывается во время священнодействия. В свете этого Рерихи становятся священнослужителями, только их служение происходит не во имя одной религиозной конфессии, а затрагивает судьбы всего мира. Мир должен измениться под воздействием нового импульса благодати благодаря действию Камня в руках Рерихов.
   Таким образом, сопровождавшие Камень реликвии - Ковчег и Плат - были символическим посланием тем адресатам, которые их получили 6 октября 1923 года. Содержание этого послания отчасти объясняло высокую Миссию новых владельцев Камня. Именно четверым Рерихам, как Доверенным Братства, поручалось утвердить новую ступень эволюции планеты. Залогом этого становился полученный ими чудесный Камень - посланник дальних миров.
   День получения сокровенного дара - 6 октября 1923 года - почитался Рерихами как памятная дата и точка отсчёта нового духовного движения в мире. В тревожном 1935 году отмечалось двенадцатилетие этого события. Конец сокровенного цикла ознаменовался усилением смятения в мире, когда явственно стало ощущаться, что человечество находится перед серьёзным рубежом. Для Рерихов 1935 год - год испитая Чаши предательства. Кроме того, в 1935 году произошло редкое количество затмений, усиливающих разрушительные тенденции на планете, а также множество землетрясений, среди которых большое землетрясение в городе Кветте (нынешний Пакистан), превратившее его в руины. Таким образом, спустя 12 лет после получения Камня, в трудные времена в середине 30-х годов, девиз «In hoc Signo» помогал Рерихам и их верным сотрудникам выстоять и продолжить свою Миссию. С.Н. Рерих писал отцу и брату: «Мы знаем, что все знаки с нами и знак IHS - 6 октября (12 лет, как этот знак с нами. 12 лет - полный цикл)».
   Но в то же время всходила и заря нового сокровенного цикла. Приток новых энергий из глубин Вселенной достиг Земли, помогая её очищению и внутреннему преобразованию. Рерихами упоминается появление новой звезды в созвездии Геркулес. Говорится также и об особых космических Лучах, воздействующих на Камень. О назревающей новой ситуации в мире и двенадцатилетнем цикле со дня получения Камня Рерихи писали своим корреспондентам в Америку. Морис Лихтман сообщил Е.И. Рерих о своём решении торжественно отпраздновать день 6 октября 1935 года, на что она отвечала: «Совершенно особенно трогает меня Ваше священное отношение к Знакам. Так и мы в Ашраме проведём шестое октября в особом настроении и в принесении горячей признательности Нашему Вл[адыке], позвавшему нас к несению Ноши Нового Мира. Никакая ноша не может быть прекраснее внесения и закладывания основ Нового Мира! <...> Хорошо, что Вы отмечаете именно двенадцатый год со времени принесения Камня. Ибо именно этот Додекаэдрон оповещает большую перемену».
   Удивительный Ларец и Плат неоднократно были изображены на картинах Н.К. и С.Н. Рерихов. В 1924 году, находясь в Дарджилинге, Николай Константинович написал три замечательные работы, на которых изображён Ларец. Эти картины относятся к наиболее глубоким по своему сокровенному содержанию произведениям художника. В них при помощи художественных образов передаются наиболее сокрытые знания Мира.
   На картине «Сокровище Мира - Чинтамани», принадлежащей серии «Его страна», изображён конь, смело шагающий по скальным выступам гор. На его спине в ореоле света - Ларец, над которым возносится пламя. Сюжет этого полотна связан с тибетским и монгольским сказанием о легендарном коне Эрдэни Мори, несущем камень Чинтамани. В работе «Свет пустыни» Н.К. Рерих пишет: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче - Чин-тамани - Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам Сокровище мира?».
   Картина «Сокровище мира - Чинтамани» не только отражает содержание восточного сказания, но и устремляет в будущее. Несмотря на суровость очертаний скал, изображённых с ликами древних великанов, она провозвещает светлое будущее: это его огонь уже озаряет дальние горы. И этот же огонь пламенеет на седле коня, который спускается с ним в пока ещё тёмные долины. Картина полна глубокого смысла: да, пришло уже время, и конь одинокий уже несёт людям свой огненный дар. Именно эта картина была выбрана как иллюстрация к первой публикации Легенды о Камне в американском журнале The Foreword.
   Позже, в 1935-1936 годах, Н.К. Рерих повторит эту картину, только вместо Ларца в радужном ореоле будут пламенеть уже три огненных шара, да горы примут вид пламенеющих вершин вместо тёмных суровых великанов, как это выглядело на картине 1924 года. Символическое изображение Камня в виде Ларца на картинах Н.К. Рериха преобразуется в тридцатые годы XX века в изображение трёх кругов - «Знак Знамени Мира».
   Не менее таинственной является и картина «Сожжение тьмы». На ней в необычном синем цвете под ночным небом, на котором ясно видны расположенные на одной линии три звезды из созвездия Орион, среди горных вершин шествует небольшая группа людей. Впереди выделены три фигуры Владык, первый из которых держит сверкающий Ларец. Сразу за Ними, почти совсем скрытые за каменным выступом, идут ещё трое. В них узнаются облики троих Рерихов - Елены Ивановны, Николая Константиновича и Юрия Николаевича. Три звезды Ориона, Трое Владык, Ларец с таинственным содержимым, трое Доверенных Братства, Гималаи с их высочайшей вершиной Джомолунгмой - всё имеет сокровенный смысл.
   
   (Продолжение следует)
   
   А.М. Шустова


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14853
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5993
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1234
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9071
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3953
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4231
10.12.2018
Нацизм по-украински
31
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
22
10.12.2018
МАТРЁШКА
30
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
32
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
25
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
37
08.12.2018
Нужен налог на курение
22
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
37
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
44
07.12.2018
Русский язык и генетика
35
07.12.2018
Неблагодарные дети
37
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
23
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
28
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
35
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
85
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
142
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
110
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
44
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
52
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
58
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
111
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
54
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
57
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
66
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
229
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
56
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
408
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
330
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
471
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
413
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
624
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
516
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
545
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
767
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
108
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
91
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
120
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
102