Знамя Майтрейи
1630

СОКРОВИЩЕ МИРА (3)

   (Продолжение. Начало в № 9 и № 10,2014 г.)
   
   Эта поистине пророческая легенда была опубликована как пояснение к картине «Сокровище ангелов» в санкт- петербургской газете «Слово» в июле 1908 года.
   Ещё одно произведение Н.К. Рериха, имеющее указание на Камень, - это последняя часть трёхстишия «Заклятие», открывающего его книгу «Цветы Мории». Оно было написано в 1911 году Вот его текст:
   «Камень знай. Камень храни.
   Огнь сокрой. Огнём зажгися.
   Красным смелым.
   Синим спокойным.
   Зелёным мудрым.
   Знай один. Камень храни.
   Фу, Ло, Хо, Камень несите.
   Воздайте сильным.
   Отдайте верным.
   Йенно-Гуйо-Дъя, —
   прямо иди!»
   В нём называются имена четырёх носителей Камня: Фу, Ло, Хо, Иенно- Гуйо-Дья. Для нас эти имена кажутся загадочными - кто под ними скрывается?
   Интересно, что спустя 13 лет, когда уже было налажено сообщение с Учителем и уже многое стало известно в связи с порученной Миссией, Н.К. Рерих в 1924 году пишет картину «Иенно-Гуйо-Дья - друг путников», вошедшую в серию полотен «Знамёна Востока». Удивительно то, что мы снова встречаем уже знакомое имя. В названии картины упоминается последнее из четвёрки имён в стихотворении «Заклятие». Оказывается, под таким именем может скрываться историческое лицо. Йенно-Гуйо-Дья - великий японский подвижник VII века Эн-но Гёдзя (Эн-но Одзуну). Большую часть жизни он провёл в горах, занимаясь медитацией. Йенно-Гуйо-Дья основал братство странствующих монахов, обитающих в горах. С этим братством связаны культ горы Фудзи и приближение эры Мироку, японского Майтрейи. Н.К. Рерих изображает японского святого в одеянии ламы, держащего в руках чашу и одиноко шагающего по горным тропам Гималаев. Картина «Иенно-Гуйо-Дья - друг путников» названа так с определённым смыслом; её герой - друг путников духа, всех тех, кто встал на путь просветления.
   Все ранние образы Камня, созданные Н.К. Рерихом в его произведениях, неслучайны. Учитель открывает Н.К. Рериху то, что он уже знал Камень: «Руки готовь, Фуяма [Н.К. Рерих], помня, как знал Камень» [18, т. IV, с. 143]. Знание о Камне, таким образом, у Н.К. Рериха было естественным. Духовная память достаточно точно сохранила уже знаемое в прошлых воплощениях.
   Елена Ивановна Рерих также была причастна к истории Камня. Она с самого раннего детства была связана с Великим Наставником Света, Владыкой М., который имел непосредственное отношение к Великому Камню, Сокровищу Мира. Учитель рассказал Елене Ивановне о её связи с Камнем в её прошлых воплощениях. Он помогал ей в расширении сознания, в приобщении к Сокровенному Знанию и исполнению ответственной Миссии несения Камня и принятия Огненного Опыта.
   Заветный Камень ещё предстояло получить, и Учитель заранее начал готовить Рерихов к этому исключительному событию. За несколько месяцев до него, с 24 мая 1923 года, в записях Е.И. Рерих регулярно стали появляться упоминания о Камне. Так постепенно знание о мировом Сокровище становилось достоянием его будущих владельцев. Указания давались относительно истории Камня, его сущности и свойствах, а также как с ним обращаться при его получении. Таким образом, было два уровня сведений: первый - легендарный, в котором воплотились в особой форме сокровенный смысл и история Камня, и второй - конкретный, носящий характер кратких указаний, как поступать с необычным даром.
   Постепенно складывались и части Легенды, которая в будущем стала известна как Легенда о Камне.
   
   ЛЕГЕНДА О КАМНЕ
   
   В передаче сокровенных знаний способ извещения посредством легенд имеет большое значение. Он, как никакой другой, нацелен на самые глубокие слои народного сознания. Став достоянием памяти народов, легенды способны сохраняться безчисленные века и даже тысячелетия, переживая многие официально признанные знания.
   Способ выражения мысли в форме легенд, притч и преданий до сих пор не оценён по достоинству. Распространённое суждение часто считает легенду чем-то второстепенным, менее достойным изучения, нежели, например, исторические летописи. Однако по-другому к легенде относятся сокровенные учения, утверждающие, что не существует ни одной лживой легенды. И в деле продвижения эволюции легенды играют важную роль, ибо все их иносказания, символы и образы являются мировыми знаками, слагающими эволюционные ступени. Легенды творились во все времена, и нет ни одного значимого для эволюции человеческого сознания явления, не отражённого в легендарной форме. Более того, каждый народ желал иметь свою легенду о каком-нибудь важном мировом событии. Поэтому описание одних и тех же событий можно найти у самых разных народов в присущей им образной форме.
   Учение Живой Этики называет именно легенду с её особой символикой, а отнюдь не точное знание, венцом творческой мысли: «Из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль. Что же будет кристаллом этой энергии? Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубеждённый ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности. В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды. Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак, как мировой язык, который неминуем в эволюции.
   Правы искатели общего языка. Правы созидатели легенд мира. Трижды правы носители подвига».
   Рерихи очень внимательно и с уважением относились к легендам, и сама их жизнь стала источником многих легенд. Что касается Легенды о Камне, то ей придавалось огромное значение. Именно легенда была выбрана в качестве формы насыщения пространства мысли. Датой начала записывания Легенды считается 24 августа 1923 года. Днём ранее Учителем на этот счёт было дано специальное указание, о чём в дневнике Е.И. Рерих появилась соответствующая запись: «Завтра начнём записывать Легенду о Камне».
   Позже Учитель поручает из отрывочных записей, делаемых на протяжении нескольких месяцев, собрать текст Легенды. «Соберём части легенды, после дам знак напечатать в Америке. Удумаю дать первый шаг удержать в памяти легенду». Таким образом, до получения самого Камня Рерихи получили Легенду о Камне, которая подготавливала их сознание к этому непростому событию. Кроме того, собранные в Легенду сведения о Камне обогатили и пространство идей, провозглашаемых Рерихами. Приход к ним Камня приравнивался к великому чуду и преображал всю атмосферу вокруг них. Поэтому и Легенда о Камне помогала пройти те испытания, которым они подвергались на пути к этому Сокровищу. Ведь Камень издревле был фокусом интересов самых разных лиц, а попасть он должен был обязательно в суждённые руки, то есть в руки тех, кто уже в предыдущие жизни был причастен к его явлению и послужил на благо эволюции.
   Ко дню получения Камня 6 октября 1923 года почти вся Легенда была записана. Её текст 18 октября 1923 года уже был послан в Америку. В письме Владимиру Анатольевичу Шибаеву (1898-1975), своему близкому сотруднику, Н.К. Рерих пишет: «Вчера мы послали в Нью-Йорк список легенды. Просили переписать, а после послать Вам, ибо к 24 марта 1925 года Вы должны где-нибудь по-русски напечатать её - без подписи. В Америке тогда же её поместят по-английски».
   Таким образом, Легенду о Камне вначале предполагалось напечатать в марте 1925 года. Но срок этот был изменён. В феврале 1924 года последовал новый Указ: «Не думай, не случайно всё. Если сроки иногда отдаляются, то иногда и приближаются. Пишите в Ам[ерику] - можно печатать легенду... Печатать в журналах как любопытное пророчество на пяти языках - английск[ом], русск[ом], еврейск[ом], итальянском] и чехословацком]». Предполагаемая публикация на пяти языках указывала на значение, которое придавалось Легенде.
   Отметим, что публикация любого текста имеет и сокровенный аспект. Поначалу мысль приобретает словесное выражение через творчество личное. Публикация же всегда предполагает тиражирование и распространение. Таким образом, личное накопление становится достоянием масс. Но даже не то главное, что многие люди получают возможность прочитать написанное одним. Дело в том, что зафиксированная в слове мысль может обнаружить такую мощь, что люди будут получать воздействие и без слов, через наполнение пространства этой мыслью.
   В поворотные моменты истории всегда выдвигается необходимость наполнения пространства мысли человечества новыми идеалами. Этой цели, например, служат произведения искусства, несущие знаки и указы нового времени. В Учении Живой Этики используется понятие «цементирования пространства». Оно указывает на необходимость скрепления, сплочения разных частей в некое единое целое одним веществом - «цементом». «Закон наполнения пространства подобен цементу. Явление легенд, пророчеств, всяких знамён имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства». Таким образом, Легенде о Камне отводилась роль своеобразного цемента, скрепляющего различные явления, как уже произошедшие в прошлом, так и грядущие.
   Легенда вышла в печати на английском языке в Америке в декабре 1924 года в журнале The Foreword под названием «Легенда. Пророчества Востока». Она предваряется предисловием, подготовленным Е.И. Рерих, в котором говорится об осколках знаний о чудном Камне. Как ни глубоко запрятаны эти знания в легендарной памяти народов, приходит время их обнаружения в определённые исторические моменты. И такое время наступило.
   Вот это предисловие целиком.
   «В поисках истины Мир мучительно смотрит вперёд и пытается вооружиться опытом и достижениями всех минувших эпох. В настоящее время на языке многих народов обнаружилась старая легенда о чудном Камне - являющемся заветом мощи и возможностей, суждённых человечеству - по праву неотъемлемому - по праву Духа».
   Конечно, нашим читателям будет глубоко интересно ознакомиться с отрывками легенд, в которых имеются упоминания о чудесном Камне. Во всех странах, в самые разнообразные эпохи, в разном выражении жило сознание или, может быть, знание о суждённом сокровище. Замечательно, что астрономия и религиозные культы тоже упорно и точно говорят о Камне. Как бисер ожерелья, попробуем нанизать отрывки сведений о какой-то благой, всеобъединяющей силе, опять мощно проявившейся в наши дни.
   Обложка журнала Тhе Foreword, в котором «первые была напечатана Легенда о Камне.
   В книге Ф. Оссендовского «Звери, люди и боги» (1922) много раз упоминается легенда о чёрном Камне - по монгольским источникам.
   В тибетско-английском словаре Х.А. Яшке (Jascke) (Лондон, 1881) мы находим слово nor-bu rin-po-ce - «чудесный драгоценный камень, обладание коим приносит неисчислимые богатства; имеет форму овального плода».
   Символы масонские и астрономические указания общеизвестны. В сентябрьском номере 1923 года бюллетеня Астрономического Общества в Париже говорится о феномене розовых лучей в созвездии Ориона. Японские катастрофы связались с проявлением новой эры человечества (см. статью проф. Анесаки в журнале La Vie des Poeples, октябрь, 1923). Без выводов приложим несколько фрагментов легенд. Знающие могут приложить к ним и свои сведения».
   Позже Легенда о Камне вошла в сборник «Криптограммы Востока», увидевший свет в 1929 году в Париже. Сборник вышел под именем Ж. Сент-Илер, которое было дано по требованию издателя, хотя вначале предполагалось издать книгу без имени автора. В «Криптограммы Востока» вошли, помимо Легенды о Камне, сказания о неизвестных до того времени сторонах жизни Великих Учителей - Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, Акбара Великого. В сборнике содержатся также и другие сказания из сокровищницы духовной традиции Азии.
   Легенда о Камне занимает особое место в нём. По степени криптографич- ности, скрытности смыслов её можно поставить в сборнике на первое место. Без преувеличений можно сказать, что эта Легенда наиболее сложна для понимания. Она разделена приблизительно на двадцать смысловых кусков, отделённых друг от друга сообразно времени получения сведений. Каждый такой кусок по таящимся в нём смыслам - это целая эпоха в развитии человечества, ознаменованная своим взлётом и падением культуры. Разные страны и народы становились в авангарде эволюции мира. Путь Камня пролегал через них, и везде память о нём надолго оставалась в сокровенных глубинах народной души.
   Сложность понимания Легенды увеличивается ещё и от того, что её смысловые части расположены не в хронологическом порядке, причём часто соединяются утверждения, относящиеся к различным явлениям. Кроме того, это сказание насыщено неизвестными историческими именами и географическими названиями, в нём много символов и аллегорий.
   Легенда содержит как бы три уровня информации о чудесном Камне. Первый касается его удивительных свойств и качеств, а также содержит предупреждения, как бережно следует к нему относиться. Второй уровень - это исторический путь Камня, его странствие по миру. И третий уровень - это пророчества.
   Итак, какими же свойствами, согласно Легенде, обладает сокровенный Камень? Мы узнаём, что природа Камня связана с Огнём, что внутри него заключён «кристалл сияющий», или «кристалл жизни». Более того, он «подобен сердцу человеческому». Таким образом, Камень этот имеет огненное естество, и внутренний огонь Камня - его главная характерная черта.
   Огненная природа является причиной и его удивительных свойств. Камень может быть тёмен, тяжёл, над ним могут возникать искры или может показываться тонкий образ пламени, также он может трещать. Камень обладает сильным излучением, лучи его невидимы, но мощны - «жар тайный сильнее радия». Все эти свойства проявляются, когда Камень активен, полон таинственной жизни. Но так продолжается не всегда, есть у него и времена относительного покоя.
   Камень имеет вид удлинённого расплющенного сухого плода и «подобен сердцу человеческому» не только из-за расположенного внутри него огненного кристалла, но и по своей форме. Размером он достаточно небольшой, «длиною с пятый палец», с сероватым отблеском.
   С Камнем нужно обращаться с большой осторожностью - «курить над ним кедровую смолу и носить в костяной коробке». И кедровая смола, и кость создают необходимые условия для его бережного хранения.
   Камень способен предсказывать события. Если «Камень тяжёл, кровь проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идёт. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится - шагай смело».
   Камень, перемещаясь по миру, попадает в руки разных людей. Но в Легенде сказано, что «сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки не надолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня». В связи с этим можно вспомнить распространённый сказочный сюжет, когда какой-нибудь чудесный предмет, попав в руки плохого человека, терял свои свойства, а у доброго - его удивительные качества усиливались.
   Что касается исторического пути Камня, то восстановить его в точности по Легенде очень сложно. Да это и не нужно. Главная идея Легенды - сказать Слово о Камне, а не описывать в подробностях его странствия. Однако попытаемся всё же проследить путь Камня, дополнительно используя работы Е.И. и Н.К. Рерихов, а также другие литературные источники.
   Вначале отметим, что в Легенде сказано и о происхождении Камня. Он - «дар Ориона», и лучи Ориона определённым образом связаны с его передвижением по миру.
   
   А.М.Шустова
   
   (Продолжение следует.)


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14316
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5789
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1095
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8964
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3837
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4066
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
14
16.09.2018
Пока не поздно
85
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
36
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
23
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
21
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
27
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
27
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
22
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
38
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
34
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
48
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
38
13.09.2018
Выставка ГМВ
68
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
408
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
190
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
219
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
159
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
197
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
181
11.06.2018
Конец Кали Юги
321
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
417
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
278
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
205
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
281
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
222
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
312
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
258
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
349
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
327
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
549
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
454
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
490
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
693
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
843
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
94
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
88
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
115
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
97