Знамя Майтрейи
1820

СОКРОВИЩЕ МИРА

   В 1927 году С.Н. Рерих изобразил своего отца - выдающегося художника Николая Константиновича Рериха - с таинственным ларцом в руках, в котором находился еще более таинственный предмет, который во многих легендах называется сокровищем Мира или камнем Чинтамани. Опять же по легендам, этот Камень наделен самыми необыкновенными свойствами, и владеть таким Камнем могут только избранные - Посланники Таинственной Шамбалы - Твердыти Сил Света на Земле. Такими держателями камня явились в XX столетии Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.
   Итак, рассказ о СОКРОВИЩЕ МИРА.
   Одно из самых таинственных явлений на Земле связано с необычайным Камнем. О его существовании многие люди даже не предполагают. А если и встречаются с упоминанием о нём в той или иной форме, то относят эти свидетельства в сферу чего-то нереального, сказочного.
   Действительно, если провести основательное исследование, то оказывается, что в сказаниях, мифах, легендах и сагах почти у всех народов мира можно найти различные сведения из истории священного Камня. Разнообразные символы, содержащиеся в них, в какой-то мере приоткрывают его загадочную сущность, но даже все они, собранные воедино, не дают полного представления об этом древнем Сокровище.
   Так, в индийских легендах о Кришне рассказывается о полученном от бога Солнца Сурьи драгоценном камне Сьямантаке. Его сияние было видно издали, поэтому он, воистину, был солнцеподобен. Сьямантак приносит счастье и богатство той стране, в которую попадает.
   
   В индийской мифологии Чинтамани - это волшебный камень, имеющий свойство давать своему владельцу всё, что он ни пожелает, то есть это драгоценный камень, исполняющий желания. Камень этот принадлежал некогда Брахме. В индуизме с Чинтамани связаны боги Вишну и Ганеша.
   Философская традиция связывает Чинтамани с мудростью и обладанием высшими знаниями. Поэтому название «Чинтамани» носят многие литературные памятники Индии: например, название «Чинтамани» присвоено одной эпической поэме на тамильском языке, принадлежащей к числу классических произведений тамильской литературы и рассказывающей героическую историю короля Дживагана, в рамках которой в поэтической форме представлено религиозное учение джайнов.
   О небесно-голубом камне Чинтамани говорится в тибетской Сутре о мудрости и глупости. Он исполняет все желания и делает счастливым народ царя, владеющего Камнем.
   В Азии распространены легенды о коне Гимавата, спускающемся с гор и несущем огненный камень Чинтамани для спасения человечества. Подобен коню Гимавата монгольский белый конь Эрдэни Мори, также несущий на своём седле драгоценный Камень мудрости, рассеивающий любую тьму.
   В тибетских сказаниях о Падме Самбхаве повествуется о поисках им волшебного сокровища на Священном острове.
   У тибетцев священный Камень называется «Норбу Ринпоче». В их сокровенных легендах имеются упоминания об испускающем всепроникающие лучи Камне на башне Владыки Шамбалы Ригден-Джапо.
   Чудесный драгоценный камень, способный освещать дорогу, имелся у легендарного героя Востока Гесэрхана.
   В буддизме с драгоценным камнем связан Бодхисаттва Авалокитешвара.
   «Чёрным Камнем» владели монгольские духовные Владыки, избавляя свой народ от болезней и несчастий.
   Восток полон свидетельств о чудесном Камне. И в русской народной традиции также встречается много образов, связанных с таинственным Камнем. В русских мифах, сказаниях, былинах, заговорах этот Камень получил название «бел-горюч камень Алатырь» («Русский Горюч-камень тоже напоминает»:
   «Бел-горюч камень Алатырь Всем каменьям в мире мати.
   Из-под камушка, с-под Алатыря Зачинались ветры чистые.
   Из-под камушка, с-под Алатыря Протекли реки быстрые.
   Всему миру на пропитанье,
   Всему миру на исцеленье».
   В некоторых преданиях Алатырь-камень ассоциируется с троном-алтарём, на котором сидит красна девица, исцеляющая раны. Алатырь наделён свойствами даровать здоровье и исцелять, поэтому он упоминается в исцеляющих заговорах:
   «На море, на океане,
   На острове Буяне,
    Лежит бел-горюч камень Алатырь,
    Всем камням отец.
   На том камне Алатыре сидит красная девица,
   Швея-мастерица.
   Держит иглу булатную,
   Вдевает нитку шёлковую, рудо-жёлтую,
   Зашивает раны кровавые...»
   В сказаниях Алатырь представлен то как «всем каменьям в мире мати», то как «всем камням отец», хотя женская тема продолжает присутствовать в образе красной девицы. Надо заметить, что такое изменение в названии Камня с «матери» на «отца» происходит не случайно, и объясняется изменением кульминирующей роли то женского, то мужского космических Начал. Образ Камня-матери относится к древнейшим временам, когда доминировало космическое женское Начало. С изменением этого доминирования Алатырь становится «всем камням отец».
   Вот ещё примеры сказаний из русского фольклора:
   «Заря-заряница, а я, красна девица, пойду за кленовые ворота, в заповедные места, найду камень белее снега, крепче стали, тяжелее олова, возьму этот камень, брошу на дно морское с теми словами... »
   «Стану я не помолясь, пойду не благословясь, из избы не дворами, из двора не воротами, в чисто поле.
   В том поле есть море-окиян, в том море есть Алатырь-камень, на том камне стоит столб от земли до неба огненный, под тем столбом лежит змея жгуча, опалюча.
    Я той змее поклонюсь и покорюсь...»
    «На море на Окияне
    Есть бел-горюч камень Алатырь, Никем неведомый.
   Под камнем скрыта сила могучая,
   И силе нет конца;
   С-под него протекали реки,
   Реки быстрые,
    По всей земле, по всей вселенной,
    Всему миру на исцеление,
   Всему миру на пропитание».
   Нужно отдать должное интуиции народного творчества, которое описывает Камень именно теми словами, которые наиболее глубоко передают его скрытый сокровенный смысл.
   В одном из вариантов стиха о Голубиной книге говорится:
   «Среди моря синего Алатырь-Камень лежит,
   Идут по морю много корабельщиков,
   У того камня останавливаются,
   Они берут много с него снадобья,
   Посылают по всему свету белому».
    Образ священного Камня достаточно часто встречается в славянской мифологии. Так, имеется представление о том, что при своём нисхождении на Землю Вышний славянский бог обращался в Камень. Так же было и при восхождении в Ирий, славянский рай. Другой славянский миф повествует, что Вышний бог рождался от Камня, птицей Гамаюн садился на Камень и впоследствии был распинаем на Камне.
   По одной из поздних версий, на Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нём Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.
   С Камнем-Алатырём, как посредником между мирами, связывается и Книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн.
   Ещё сведения из преданий рассказывают, что Алатырь-камень был явлен в начале времён, что он упал с неба и на нём явлены письмена с божественными законами. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырьская гора. Он и «мал, и весьма студён», и «велик, как гора». И лёгок, и тяжёл. Он непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Он связует миры людей и богов.
   По-другому этот чудесный Камень ещё называется и «белым опаляющим камнем», или «камнем белого света», «всем камням камнем», «родоначальником всех камней», «изначальным камнем». Бел-Горюч Камень, Алатырь-Камень, Алатр, Латырь, Олатырь, Олатр, Златырь, Царь-Камень, Синь-Камень, Конь-Камень... - многочисленны его названия. В сказаниях можно также встретить, кроме Белого Камня, и Камень Синий, или Камень Чёрный, и, конечно же все эти камни таинственно связаны между собой.
   В славянской мифологии почитают также и чашу, из которой пил Дажьбог. Она отождествляется с камнем Алатырем, ибо из-за неё Дажьбог стал камнем. Отождествляется она и с чашей Крышня, из которой тот пролил на Землю Сурью - волшебный напиток богов, символизирующий сокровенное знание.
   Образ Камня Алатыря представлен и в русской поэзии. В журнале «Золотое руно» за 1906 год опубликовано стихотворение русского поэта-символиста К.Д. Бальмонта (1867-1942), которое так и называется - «Камень Алатырь»:
   «На море-океане,
    На острове Буяне
    Меж камней - богатырь.
    Есть Камень Алатырь.
    Он бел-горюч и ярок.
    Неостудимо-жарок,
    Красив его изгиб,
    Кипит тот Камень-кип.
    Горит тот Камень-чудо,
    Что лучше изумруда.
    Он каждый миг - живой,
    Тот Камень солнцевой».
   Русские былины повествуют о мудром Камне, о который разбился не уверовавший в него новгородский богатырь Василий Буслаев.
   В «Сказе о Варлааме и Иоасафе», который является видоизменённой формой буддийской легенды о царевиче Гаутаме, святой подвижник Варлаам приносит из пустыни и отдаёт царевичу Иоасафу чудесный драгоценный камень, который не только исцеляет тело и разум, но и наделяет мудростью и духовной силой.
   Вот отрывок сказа об Иосафе из работы Н.К. Рериха «Зовы пустыни»:
   «Из пустыни старец
   В царский дом приходит.
   Он принёс с собою,
   Он принёс с собою
   Прекрасный камень драгий.
   Иосаф-царевич Просит Варлаама:
   Покажи сей камень,
   Покажи сей камень,
   Я увижу и познаю цену его».
   Христианство придало символике священного Камня новые формы. В сказаниях Голубиной книги упоминается Камень, который также «всем камням отец» и который положен в основание Храма на священной Сионской горе.
   В Священном Писании также есть упоминания о необычном Камне. Пророк Исайя передаёт слова Господа Бога о драгоценном краеугольном камне. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» [Ис. 28: 16]. Об этом же повторяется и в Первом Послании Апостола Петра [1 Пет. 2: 6].
   В Послании Апостола Павла к ефесянам имеются следующие слова: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в Святой Храм в Господе» [Еф. 2: 20 - 21].
   В Откровении Иоанна Богослова говорится о загадочном белом камне: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает» [Откр. 2: 17].
   Помимо Священного Писания на Западе имеется достаточно обширная литература, повествующая о различных священных камнях и их магических свойствах. Эти рассказы для современного исследователя зачастую носят странный характер, для древнего же человека все они были наполнены важным смыслом.
   История Древнего мира вообще поражает хорошо развитой культурой камня. Она проявилась не только в загадочных мегалитических постройках, разбросанных по всему миру, но и в хорошо разработанной символике камня. Этой символикой наполнены библейские и евангельские тексты, а также античные мифы, в которых имеется, например, полный сокровенного смысла рассказ о сотворении людей из камней. Впоследствии символика камня проникла в средневековые алхимические трактаты, а также тщательно сохранялась в масонском предании и ритуале, основанных на строительных образах. Кстати, старофранцузкое «masson» означает «каменщик», то есть тот, кто имеет дело с камнем.
   Интересно, что и в Учении Живой Этики, в особенности в его первых книгах, и в сокровенных записях Е.И. Рерих читатели также сталкиваются с часто повторяющимися образами, связанными со строительством, возведением Храма и символикой камня. И такое совпадение конечно же не может быть случайным. «Я строю Храм на горе и жду вас, каменщиков» [18, т. I, с. 164]. «Страна М... найдёт своих лучших каменщиков» [1; 1922, янв. 29]. «Строитель Хр[истос] надел плат каменщика. Около Камня соберутся камни. Явление Хр[иста] построит крышу Храма. Как разноцветные нити пронижут лучи вести землю. Видение во время постройки Храма. Вошёл Светлый и начал молоточком серебряным камни испытывать и, как обошёл, поднялся к своду, и засиял свод как серебро» [21, с. 135]. «Каждый должен принести свой камень на постройку» [12, § 555].
   Сейчас трудно понять, почему в древних трактатах так тщательно описывались мельчайшие детали возведения каких-нибудь священных объектов. Пример такого описания находится в Библии в том месте, где рассказывается об устроении скинии [Исход, 26], а также строительстве Храма Соломона [3-я Царств, 6]. Оказывается, что этот Храм не просто строительный объект, а нечто большее, имеющее своё отражение в духовной области.
   Перенесённая в сферу духовного опыта символика камня и процесса строительства хорошо отражает пути восхождения духа. Камень, как элемент Храма, воздвигающегося по божественному плану, мыслился как аналог одухотворённой человеческой личности, которая выступает в образе «живого камня». Из таких «живых камней» воздвигается и «живой Храм» - Храм человечества. На этой доктрине основано сокровенное ядро учения тамплиеров (храмовников), идейно близких масонам, «каменщикам».
   Таким образом, за символом Храма Соломона, или вообще строительства Храма, скрыта обширная область сокровенных знаний, основанных на традиции древнейшего символизма. Причём описываемые в древних писаниях события, с одной стороны, могут являться исторической действительностью, а с другой - быть частью духовной реальности. Надо заметить, что само умение строить рассматривалось древними как часть сокровенного знания.
   Алхимическая трансмутация - также аналог идеи совершенствования человека. И в ней присутствует символика камня. Алхимическое восхождение идёт от простого камня к камню драгоценному. Выразительным примером здесь является чёрный уголь, или графит, который под воздействием высоких температур, то есть огня, превращается в сверкающий алмаз.
   Такие свойства алмаза, как светоносность, яркость, сверкание, а также твёрдость, долговечность, стали символами света, духовного сияния, нерушимости, безсмертия. Алмаз (ваджра), как камень наивысшей ценности, особенно часто упоминается в буддизме. Ваджра - это символ мгновенного, как вспышка молнии, просветления ума. Символ ваджры также передаёт значение нерушимости Затона (Дхармы) Будды. Особое развитие символика алмазного камня получила в буддистском учении Ваджраяны.
   Глубоко укоренённое и широко распространённое почитание камня у древних народов конечно же имело серьёзное основание. Культ священных камней был связан с представлением, что камни могут служить в качестве места проявления того или иного божества. Таков был камень, названный омфалосом (греческое слово, обозначающее пупок), в Храме в Дельфах, считавшихся одним из самых мощных духовных центров в Древней Греции. Два раза в год здесь собирались представители всех эллинских народов на Совет Амфикгионии - Союза двенадцати древнегреческих племён. Омфалос символизировал священный центр и обозначал место божественного обитания, и многие древние святилища имели такой камень. В греческом искусстве росписи ваз боги мистерий Гея, Дионис, Деметра часто изображались сидящими на омфалосе, имеющем округлую форму. Интересно, что и в современном храме Гроба Господня в Иерусалиме находится такой камень, обозначающий центр мира. Омфалосу близки по своему значению и кельтские менгиры, и многие другие столпообразные камни-стелы, установленные древними жрецами по всему земному шару.
   То, что камень мог служить божественным обиталищем, подтверждает название священных камней «бетилями», Древнееврейское слово Веith-EL означает «Дом Бога», Иаков из Книги Бытия освятил священный камень на месте, где ему предстал Господь в видении, и тот камень он назвал Вефилем, то есть Домом Божиим [Бытие 28: 16-22], Согласно библейскому преданию, освящённый Иаковом камень, находясь уже у Моисея, сопровождал израильтян в их странствиях по пустыне, Из этого камня изошла вода, которую пили возроптавшие от жажды скитальцы [Исход 17: 5-6]. Впоследствии этот камень, согласно легендам, был заложен под Ковчегом Завета в Иерусалимском Храме. Таким образом, камень бет иль являлся неотъемлемой частью священной истории.
   Помимо бетиля Иакова известны и другие такие камни: например, бегали в храмах Афродиты в городе Биб-лос и на острове Пафос, а также бетиль Зевса Кассия в городе Селевкия, Каждый такой камень был связан с проявлением божества. Поэтому, изучая такие явления, мы должны помнить, что культ камней, повсеместно распространённый в Древнем мире, прежде всего был обращён к божествам, избравшим их местом своего обитания. Вот почему такие камни считались «говорящими», «пророчащими», «вершащими правосудие». К таким священным камням относится и пророческий камень на распутье в русских сказках. Под влиянием христианства он превратился в камень испытания, отделяющий чистых сердцем от неправедных. Все эти явления совершались благодаря духовным влияниям со стороны божеств, проводниками для которых служили указанные камни.
   Среди камней особенно почитались небесные камни - сидериты, или аэролиты, - не только потому, что они буквально упали с неба, которое всегда связывалось с космическим жилищем божеств, но также и потому, что многие из них обладали чудесными качествами. Под воздействием психической энергии людей они, по свидетельствам древних писателей, могли светиться, свистеть, шипеть, нагреваться, подпрыгивать, становиться тяжёлыми. Кроме того, они обладали уникальными электро-магнетическими свойствами, которые использовались для пророчеств. Е.П. Блаватская пишет в «Разоблачённой Изиде», что «жрицы вызывали в себе провидческие видения тем, что прижимали один из этих священных камней к голове или груди». Так было в древних Вавилоне, Египте, Греции. Поклонение аэролитам было повсеместным. «Им поклонялись в древности в Египте и Самофракии, как магнетическим камням, «содержащим в себе душу и упавшим с неба»; и жрецы Кибелы носили маленькие бетилос на своих телах», Интересно указание, что такие упавшие с небес камни могут «содержать в себе душу», то есть обладать в некоторой степени разумной способностью.
   В другом своём труде, «Тайной Доктрине», Е.П. Блаватская также уделяет определённое место мистическим свойствам камней. Она пишет, что в древние времена «как языческие, так и библейские камни передвигались, говорили, произносили пророчества и даже пели». Она также приводит данные о «волшебных камнях» из древних источников: «В поэме о «Камнях», приписываемой Орфею, камни эти подразделены на офиты и сидериты, на «Змеиный Камень» и «Звёздный Камень».
   «Ophites - шершавый, твёрдый, тяжёлый, чёрный и имеет дар слова: когда его бросают, он производит звук, подобный крику ребёнка. Именно посредством этого камня Хеленин предсказал гибель Трои, своей родины». Санхуниафон и Филон Библский, говоря об этих betyles, называет их «одушевлёнными камнями». Фотий повторяет то, что Дамасций, Асклепиад, Исидор и врач Евсевий утверждали до него. В особенности Евсевий никогда не расставался со своим Ophites, который он носил на груди и получал от него пророчества, передававшиеся ему «тихим голосом, напоминавшим лёгкий свист». Арнобий, святой человек... признаётся, что он, встречая один из таких камней, никогда не мог удержаться, чтобы не задать ему вопрос, «на который иногда получался ответ ясным и чётким тихим голосом». <...>
   Знаменитый камень в Уэстминстере был назван Uafail, «говорящий Камень», и он подымал свой голос, только чтобы назвать короля, долженствующего быть избранным. Кэмбри в своём труде Monuments Celtiques говорит, что он видел его, когда на нём была ещё надпись».
   В древней Финикии звёздный камень, упавший с неба, считался воплощением Астарты и вывозился в дни празднеств на улицы города в специальной повозке. Также и древнегреческая Деметра первоначально почиталась в образе камня. Важно, что именно женское божество связывалось с камнем.
   В Мекке, священном центре мусульман всего мира, находится удивительное сооружение, которое получило название «Кааба». Это чёрное строение в форме прямоугольника, в северо-восточный угол которого вделан святой «чёрный камень». Согласно арабской традиции, этот небесный камень упал из рая вместе с изгнанием оттуда Адама. Впоследствии Архангел Гавриил передал его Аврааму, который и соорудил Каабу. В те времена камень сиял и его лучи освещали по ночам это святое место. Современные мусульманские паломники совершают круговой обход вокруг Каабы, или священного аэролита, тем самым древнейшая традиция почитания небесных камней продолжается.
   Интересно, что в самом начале возникновения ислама, в котором теперь, видимо, наиболее всего утрачено знание о космическом женском Начале, чёрный камень Каабы был связан с поклонением именно женскому божеству
   В эпоху пирамид, в золотой век египтян, был распространён культ священного камня Бенбен. Этот камень находился в Храме Феникса в Гелиополе, Легенда о Фениксе считается наидревнейшей среди преданий Древнего Египта. Феникс уподоблялся душе бога Ра, или бога Осириса, а иногда и небесному светилу - утренней звезде. Феникс представлялся в образе священной птицы, птицы Бенну, появление которой предвещало приход Новой Эпохи, или Нового Цикла жизни. Камень Бенбен олицетворял собой эту птицу, и его культ был государственным.
   Бенбен считали прообразом всех пирамид. Хотя традиционно он имел пирамидальную форму, но на более ранних изображениях его можно встретить и в виде ют-нуса, то есть похожим на бетиль, или омфалос. С ним связывалась символика так называемого Камня Вершины, или Камня Венца - пирамидиона, венчающего пирамиды. Камень вершины пирамиды, или камень в Храме, считался большой святыней и рассматривался как связующее звено между пирамидой или Храмом, где он устанавливался, и небесной родиной богов, откуда они приходили в мир. Некоторые египтологи полагают, что камень Бенбен, а также и сама птица Феникс - это небесный камень, аэролит, почитание которого было распространено в Мемфисе и в Гелиополе, крупнейших древнеегипетских центрах религии и культуры.
   В древних сказаниях Запада встречаются так называемые говорящие камни, служащие оракулами тем или иным правителям или волшебникам, Таким «говорящим» камнем являлся уже упомянутый «камень судьбы» - Lia Fail ирландских легенд. Он имел небесное происхождение и был священным камнем древних королей Ирландии, Согласно преданию, он издавал возглас, когда на него ступал человек, которого боги избирали быть королём. Впоследствии он стал священным камнем и королей Англии и хранился в Вестминстерском аббатстве. Иногда его отождествляли с тем, который был заложен в Иерусалимском Храме.
   На Западе имелось также представление о камне, названном lapsit exillis. Это искажённая форма от латинского выражения lapis lapsus ex coelis, что значит «камень, упавший с небес». Наделённый чудесными свойствами lapsit exillis, согласно легендам, был принесён ангелами с небес в незапамятные времена. Странствуя по миру, он приносил людям богатство и благополучие.
   Понятие lapsit exillis, или lapis exilis, использовалось алхимиками. Оно служило одним из обозначений «философского камня» - lapis philosophorum. К нему также близок и «камень жизни» - lapis elixir. Добыть его было целью как западных, так и восточных алхимиков. В русских сказаниях «камень жизни» представлялся как «живая вода». Великие западные подвижники Якоб Бёме и Парацельс постигли сокровенную природу «философского камня». «Начало мира» - так он был назван Парацельсом.
   Синтез древнейших культов, традиции кельтов и христианства привёл к возникновению свода легенд о Святом Граале. Традиция Грааля вдохновила многих писателей XII-XIII веков на создание произведений об этом сокровище. Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон и Альбрехт фон Шарфенберг - наиболее известные среди них. И, наконец, композитор Рихард Вагнер (1813 - 1883) воплотил в музыке героическую эпопею исканий Грааля.
   Многообразны представления о Граале. По одним из них, Грааль был принесён на Землю ангелами, это камень высших миров, обладающий удивительными свойствами. Его сияние затмевает свет дневной, он снабжает своего хранителя всем необходимым, спасает от врагов, предсказывает будущее, излечивает болезни, возвращает молодость, дарует безсмертие. Из-за чудесных свойств этого сокровища завладеть им желали бы многие. Но нахождение и обладание им всегда сопряжено с неимоверными трудностями. И только тот, кто путём самопожертвования и подвига достигает чистоты души и мудрости разума, удостаивается чести лицезреть Грааль.
    Волшебный Камень, согласно легендам о Граале, находился в особом святилище, и охраняли его особые люди - Братство Святого Грааля. Главный среди этих Хранителей священной реликвии назывался Владыкой Грааля. Велико было Его могущество, и владычество Его простиралось над всеми мирами.
   В легендах Грааль выступает то как Камень, то как Чаша. Оказывается, древние сказания и Запада, и Востока, а также славянские мифы содержат сведения и о необыкновенной Чаше. Эта волшебная Чаша, так же как и Камень, способна приносить здоровье, служить для распознавания истины, показывать внутри себя мировые события, а главное - содержать напиток безсмертия.
    Таковы Золотая Чаша ирландского короля Кормака из кельтских саг, Чаша Всеведения царя Джамшида из персидских преданий, Чаша Будды из сокровенных буддийских сказаний и конечно же Чаша Грааля из западных легенд.
    Упоминание в древних легендах то Камня, то Чаши в одинаковом контексте произошло не случайно. Среди преданий можно найти и такие, в которых одновременно присутствуют и Камень, и Чаша, причём какая-то из этих реликвий или они обе могут заменяться другими священными предметами, близкими им по символическому смыслу. Так, например, Чаша Грааля, или Чаша с божественной Кровью, связывается с копьём, которым центурион Лонгин пронзил тело Христа, В этом случае копьё наделяется чудесными свойствами, присущими священному Камню. В символической паре Камень - Чаша часто происходит замена Камня какой-либо пищей, причём пища эта должна быть священной. Это могут быть и зёрна пшеницы или риса, и хлеб, и какие-нибудь фрукты, и масло, а также разнообразные напитки - молоко, сок, вино, вода. Христианская евхаристическая чаша с вином и богослужебным литургическим хлебом является примером такой замены. Символическая связь между камнем и хлебом упоминается в Новом Завете [Матф, 4: 3]. Известная традиция встречать гостей хлебом-солью также глубоко символична и имеет свои истоки в древних обрядах, в которых использовались священные Камень и Чаша.
   Чаша и драгоценный Камень в ней, образующие одно целое, но в то же время остающиеся отделёнными друг от друга, - один из основных архетипических символов единого Сокровенного Учения. Священная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» - «О Сокровище в Лотосе» - точно соответствует ему. Мани - древнейшее индоиранское слово, означающее Дух, или Разум. Мани - это также сияющий драгоценный камень, рассеивающий тьму невежества, Корень «мал» присутствует в именах водителей народов (индийском Ману египетском Менее, критском Минос), а также в латинском mens, английском man, германском mann.
   Христианские иконы и скульптуры, изображающие Божию Матерь с Христом на руках, как и подобные образы в других религиях, в глубине своих смыслов соответствуют также универсальному символу Чаши и драгоценного Камня. В Новом Завете Христос неоднократно назван «камнем» [Деян, 4:11; Шет. 2: 4]. А чаша служит символом Богоматери; образ чаши с младенцем Христом в ней встречается в сюжетах христианских икон. Согласно Апостолу Петру, и человек, продвигаясь путями духа, должен стать таким «живым камнем», Христом. Кстати, само имя Пётр означает «камень». Интересно, что среди множества икон Богородицы имеется образ Богоматери с Христом, который держит в правой руке камень. Современные алтари в христианских церквах, чьими прообразами были каменные алтари древности, с евхаристической чашей на них, также хорошо соотносятся с данной символикой. Также и сам храм с алтарём соответствует всё тому же архетипическому символу Чаши с драгоценным Камнем в ней.
   Почему описанию древней культуры почитания камней мы уделили так много места? Во-первых, чтобы показать то, какой богатый слой знаний здесь содержится, и, во-вторых, чтобы лучше понять тот факт, что знание о Камне, которое мы получили уже в современную эпоху благодаря Рерихам, хорошо согласуется с древней традицией, то есть существует определённая преемственность этих знаний.
   Таким образом, в истории мира мы имеем обширную традицию почитания священных камней и хорошо разработанную символику камня. Но среди всего этого разнообразия священных камней выделяется один Камень, который, как уже упоминалось, «всем камням отец», «царь-камень», «родоначальник всех камней». Этот Камень находится как бы на вершине пирамиды в иерархии священных камней. Именно он вбирает в себя все свойства других священных камней и является уникальным явлением для нашей планеты. В свою очередь, каждый из священных камней несёт в себе что-то от «главного» Камня. В истории Камня, связанной с Миссией Рерихов, также помимо основного Камня существовал ещё целый ряд чудесных камней, использовавшихся для разных целей.
   Литература о сокровенном Камне действительно многочисленна и разнообразна. Исследуя её, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, имеется множество упоминаний о нём, с другой - знание об этом Камне не лежит на поверхности. Воистину, его можно охарактеризовать как «видимый невидимо»! Такой факт свидетельствует о том, что Камень действительно является чем-то особенным, удивительным, обладающим невероятной ценностью - именно тем, из-за чего он назван Сокровищем Мира.
   
   (Продолжение следует)


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Сергей 07/12/2016 05:30:07
камень - это образ, символ и т.д. или
камень - это реально существующий объект

Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
4352
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
10708
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4655
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8088
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3108
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2853
20.11.2017
Долгий путь Истины
23
18.11.2017
Атака Пуруши
22
12.11.2017
"И познаете Истину..."
31
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
187
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
328
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
428
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
513
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
349
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
485
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
659
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
658
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
579
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
692
22.02.2017
Размышления о Культуре
748
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
875
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1177
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1027
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
1011
25.01.2017
Суровость Подвига
852
20.01.2017
Овладение психической энергией
1416
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
1115
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
960
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1308
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1210
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
51
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
49
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
65
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
51
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6052
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
340
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
371
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1988
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
474
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
621
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
984
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
637