Знамя Майтрейи
1803

ПАРАНАУКА: ТУПИК ИЛИ ШАГ ВПЕРЕД?

   На сей день основным и наиболее важным методом познания объективной реальности является наука, в основании которой лежат строгая формальная логика и здравый смысл. Вместе с тем получение действительно важных и фундаментальных научных открытий скорее сопряжено с интуитивным проникновением в суть вещей, чем со строго логическим рассуждением. И в этом наука сближается как с философией, так и с религией. Однако неумолимый принцип доказательности отсекает большинство научных предположений и гипотез как несостоятельные и не соответствующие реальности, действительности. В отличие от различных религиозных систем, построенных большей частью на авторитете догм и откровений, научное знание всегда базируется на фактах и воспроизводимых или регулярно наблюдаемых феноменах. Для него характерна универсальность, которая объединяет человеческие сознания, поэтому люди разных возрастов, вер и рас в рамках той или иной научной дисциплины всегда могут найти общий язык. Однако, являясь мощным синтезирующим фактором, наука в силу своей природы сама себя же и ограничивает. Это связано с тем, что одним из важных критериев научного знания является общепризнанность, а, как известно, она не может быть единственным надежным критерием истинности. Однако во все времена существовали прогрессивные мыслители, гипотезы которых на века опережают свое время, и пресловутый mainstream всегда гораздо ниже гениальных догадок отдельных ученых. Поэтому в мире науки, как и в обществе, велико расслоение сознания по уровням. Однако очень часто классическая наука со своих академических высот взирает на таких ученых пренебрежительно и только по истечении времени признает их достижения. То же самое касается отношений традиционной науки и ее «незаконнорожденного» отпрыска – паранауки.
   Что же представляет собой паранаука и чем она, собственно, отличается от обычной науки? Паранаука (по А. Панасюку) – это совокупность знаний, полученных с помощью научного подхода к проблемам, которыми традиционная наука не занимается, считая их недостойными внимания (например, парапсихология, астропсихология и др.). Можно назвать не менее двух причин, по которым наука весьма негативно относится к паранауке. Первая заключается в том, что внедрение в область паранауки всегда сопряжено со снижением уровня научной объективности. Это связано с тем, что многие «паранаучные» факты (то есть вполне объективно зафиксированные феномены) обретают весьма субъективную окраску в представлении некоторых исследователей. Из этого могут рождаться откровенно абсурдные умозаключения, что очень сильно дискредитирует паранауку, затрудняя ее слияние с настоящей, «академической» наукой. В то же время эксцентричные ученые, строящие свои представления об изучаемом предмете на грани психопатологии, не редкость и в сугубо научных кругах.
   Другая причина игнорирования паранауки заключается в нежелании, а зачастую и неспособности многих именитых ученых серьезно рассматривать и, по крайней мере, не отвергать феномены, не укладывающиеся в прокрустово ложе современных научных представлений. Это явление имеет глубокие психологические корни. Дело в том, что многие паранаучные гипотезы весьма революционны для официальной науки. Признав их, наука как социальное образование, рискует подвергнуться дестабилизации и, как следствие, крушению. Поэтому именно гипертрофированный инстинкт психологического и научного «самосохранения» вынуждает ученых отвергать даже самые объективные и достоверные факты (А. Панасюк). Но есть и еще один фактор, который резко препятствует внедрению паранауки в академические круги. Это неподготовленность общественного сознания к восприятию новых гипотез и теорий. Например, принятие доктрины перевоплощения, доказанной Я. Стивенсоном путем строго научных наблюдений, привело бы к острому конфликту с довлеющей в современном западном обществе христианской догмой о единственности человеческого воплощения. Также принятие официальной наукой доказанных М. Гокленом феноменов, связанных с особенностями положения планет в гороскопах, означало бы признание в скрытом виде астрологии, которая уже давно подвергнута анафеме и разлучена со своей младшей сестрой – астрономией.
   Все это приводит к тому, что ортодоксальная наука теряет интерес к очень значимым феноменам, получаемым в рамках паранауки, которые помогли бы человечеству ответить на очень многие вопросы. Однако, обособившись от науки, паранаука не стоит на месте, движимая усилиями многих ученых-энтузиастов, и к настоящему времени уже достигла немалых практических успехов. И это очень характерная черта паранауки: есть феномены, они могут быть воспроизведены и используемы, но не имеют четкого объяснения в рамках классической науки. Последняя, напротив, отличается от своей альтернативной ветви именно способностью предсказывать результаты экспериментов на основе теоретических построений (классический пример – открытие Нептуна по математическим расчетам). И в этом, безусловно, сила научного познания и его блеск. Паранаука не всегда может похвастаться такими достижениями, но вопросы, которые она решает, обычно на порядок важнее и фундаментальнее, чем ставятся перед официальной наукой. Вследствие этого многие аспекты паранаучных знаний попадают в грязные руки военных, различных спецслужб и даже отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Обычно они, лицемерно отрицая любые паранаучные знания, не прочь их тайно использовать в корыстных целях. Поэтому, упустив из вида паранауку, ее прародительница, классическая наука, может в один прекрасный день оказаться в положении матери, запрещающей беременной дочери целоваться. А этого бы очень не хотелось.
   Конфликт между наукой и паранаукой еще более обостряется, когда дело касается финансирования исследований. В попытке инстинктивно защититься от вторгающегося элемента отечественная наука создала комиссию по борьбе с лженаукой, куда, конечно, попадает и паранаука. Наверно, подобная комиссия нужна, чтобы отсеивать уж самые абсурдные и откровенно бредовые псевдонаучные идеи. Но сам факт создания подобной комиссии свидетельствует о падении авторитета науки в современном (российском) обществе и о ее кризисе.
   И все же нить, связующая науку и паранауку, есть – это личности самих ученых. Как ни странно, но многие из них, как и многие философы-мыслители разделяли паранаучные взгляды и в зависимости от обстоятельств открыто или тайно их придерживались. В их числе громадой возвышается фигура И. Ньютона, который был не только гениальным ученым, но и проницательным оккультистом; Н.И. Пирогов оставил такое научное завещание, которое могло бы шокировать любого из классических академиков того времени (рассуждения о человеческой душе); А. Бутлеров и У. Крукс, как известно, были спиритистами, а последний – еще и теософом; В.М. Бехтерев, кроме психоневрологии живо интересовался и активно изучал телепатию, ясновидение; Г.Ю. Айзенк (знаменитый автор тестов на определение IQ) полулегально симпатизировал астрологии… Н. Тесла, В. Казначеев и многие, многие другие... Это список можно продолжить почти до бесконечности.
   Так что же такое паранаука – забавная игрушка для гениальных умов или действительно важный и нужный инструмент для познания объективной реальности? Пожалуй, только время окончательно ответит на этот вопрос. Однако, удалив налет таинственности и сумасбродности с паранаучных фактов, уже сегодня можно смело утверждать, что паранаука – это своеобразный драгоценный пасынок классической науки, который должен терпеливо и заботливо выращиваться и формироваться учеными, если мы действительно хотим узнать Истину.
   
   Алексей Куражов,
   доктор медицинских наук,
   г.Томск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
11517
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4869
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
242
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8384
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3268
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3123
20.01.2018
Реакция рериховской общественности на позицию Алтайских членов НРК по поводу публикации тетрадей Е.И
4
15.01.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №1
2
15.12.2017
Новая
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
100
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
69
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
80
28.11.2017
Проект исследовательской Школы Живой Этики (Н.А. Шлемова)
98
20.11.2017
Долгий путь Истины
121
18.11.2017
Атака Пуруши
133
12.11.2017
"И познаете Истину..."
125
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
300
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
424
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
513
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
620
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
428
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
582
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
794
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
748
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
657
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
764
22.02.2017
Размышления о Культуре
824
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
975
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
1273
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
1135
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
1118
25.01.2017
Суровость Подвига
962
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
58
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
51
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
44
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
69
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
54
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
6392
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
354
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
385
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
2013
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
481
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
632