Знамя Майтрейи
3454

ПАРАНАУКА: ТУПИК ИЛИ ШАГ ВПЕРЕД?

   На сей день основным и наиболее важным методом познания объективной реальности является наука, в основании которой лежат строгая формальная логика и здравый смысл. Вместе с тем получение действительно важных и фундаментальных научных открытий скорее сопряжено с интуитивным проникновением в суть вещей, чем со строго логическим рассуждением. И в этом наука сближается как с философией, так и с религией. Однако неумолимый принцип доказательности отсекает большинство научных предположений и гипотез как несостоятельные и не соответствующие реальности, действительности. В отличие от различных религиозных систем, построенных большей частью на авторитете догм и откровений, научное знание всегда базируется на фактах и воспроизводимых или регулярно наблюдаемых феноменах. Для него характерна универсальность, которая объединяет человеческие сознания, поэтому люди разных возрастов, вер и рас в рамках той или иной научной дисциплины всегда могут найти общий язык. Однако, являясь мощным синтезирующим фактором, наука в силу своей природы сама себя же и ограничивает. Это связано с тем, что одним из важных критериев научного знания является общепризнанность, а, как известно, она не может быть единственным надежным критерием истинности. Однако во все времена существовали прогрессивные мыслители, гипотезы которых на века опережают свое время, и пресловутый mainstream всегда гораздо ниже гениальных догадок отдельных ученых. Поэтому в мире науки, как и в обществе, велико расслоение сознания по уровням. Однако очень часто классическая наука со своих академических высот взирает на таких ученых пренебрежительно и только по истечении времени признает их достижения. То же самое касается отношений традиционной науки и ее «незаконнорожденного» отпрыска – паранауки.
   Что же представляет собой паранаука и чем она, собственно, отличается от обычной науки? Паранаука (по А. Панасюку) – это совокупность знаний, полученных с помощью научного подхода к проблемам, которыми традиционная наука не занимается, считая их недостойными внимания (например, парапсихология, астропсихология и др.). Можно назвать не менее двух причин, по которым наука весьма негативно относится к паранауке. Первая заключается в том, что внедрение в область паранауки всегда сопряжено со снижением уровня научной объективности. Это связано с тем, что многие «паранаучные» факты (то есть вполне объективно зафиксированные феномены) обретают весьма субъективную окраску в представлении некоторых исследователей. Из этого могут рождаться откровенно абсурдные умозаключения, что очень сильно дискредитирует паранауку, затрудняя ее слияние с настоящей, «академической» наукой. В то же время эксцентричные ученые, строящие свои представления об изучаемом предмете на грани психопатологии, не редкость и в сугубо научных кругах.
   Другая причина игнорирования паранауки заключается в нежелании, а зачастую и неспособности многих именитых ученых серьезно рассматривать и, по крайней мере, не отвергать феномены, не укладывающиеся в прокрустово ложе современных научных представлений. Это явление имеет глубокие психологические корни. Дело в том, что многие паранаучные гипотезы весьма революционны для официальной науки. Признав их, наука как социальное образование, рискует подвергнуться дестабилизации и, как следствие, крушению. Поэтому именно гипертрофированный инстинкт психологического и научного «самосохранения» вынуждает ученых отвергать даже самые объективные и достоверные факты (А. Панасюк). Но есть и еще один фактор, который резко препятствует внедрению паранауки в академические круги. Это неподготовленность общественного сознания к восприятию новых гипотез и теорий. Например, принятие доктрины перевоплощения, доказанной Я. Стивенсоном путем строго научных наблюдений, привело бы к острому конфликту с довлеющей в современном западном обществе христианской догмой о единственности человеческого воплощения. Также принятие официальной наукой доказанных М. Гокленом феноменов, связанных с особенностями положения планет в гороскопах, означало бы признание в скрытом виде астрологии, которая уже давно подвергнута анафеме и разлучена со своей младшей сестрой – астрономией.
   Все это приводит к тому, что ортодоксальная наука теряет интерес к очень значимым феноменам, получаемым в рамках паранауки, которые помогли бы человечеству ответить на очень многие вопросы. Однако, обособившись от науки, паранаука не стоит на месте, движимая усилиями многих ученых-энтузиастов, и к настоящему времени уже достигла немалых практических успехов. И это очень характерная черта паранауки: есть феномены, они могут быть воспроизведены и используемы, но не имеют четкого объяснения в рамках классической науки. Последняя, напротив, отличается от своей альтернативной ветви именно способностью предсказывать результаты экспериментов на основе теоретических построений (классический пример – открытие Нептуна по математическим расчетам). И в этом, безусловно, сила научного познания и его блеск. Паранаука не всегда может похвастаться такими достижениями, но вопросы, которые она решает, обычно на порядок важнее и фундаментальнее, чем ставятся перед официальной наукой. Вследствие этого многие аспекты паранаучных знаний попадают в грязные руки военных, различных спецслужб и даже отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Обычно они, лицемерно отрицая любые паранаучные знания, не прочь их тайно использовать в корыстных целях. Поэтому, упустив из вида паранауку, ее прародительница, классическая наука, может в один прекрасный день оказаться в положении матери, запрещающей беременной дочери целоваться. А этого бы очень не хотелось.
   Конфликт между наукой и паранаукой еще более обостряется, когда дело касается финансирования исследований. В попытке инстинктивно защититься от вторгающегося элемента отечественная наука создала комиссию по борьбе с лженаукой, куда, конечно, попадает и паранаука. Наверно, подобная комиссия нужна, чтобы отсеивать уж самые абсурдные и откровенно бредовые псевдонаучные идеи. Но сам факт создания подобной комиссии свидетельствует о падении авторитета науки в современном (российском) обществе и о ее кризисе.
   И все же нить, связующая науку и паранауку, есть – это личности самих ученых. Как ни странно, но многие из них, как и многие философы-мыслители разделяли паранаучные взгляды и в зависимости от обстоятельств открыто или тайно их придерживались. В их числе громадой возвышается фигура И. Ньютона, который был не только гениальным ученым, но и проницательным оккультистом; Н.И. Пирогов оставил такое научное завещание, которое могло бы шокировать любого из классических академиков того времени (рассуждения о человеческой душе); А. Бутлеров и У. Крукс, как известно, были спиритистами, а последний – еще и теософом; В.М. Бехтерев, кроме психоневрологии живо интересовался и активно изучал телепатию, ясновидение; Г.Ю. Айзенк (знаменитый автор тестов на определение IQ) полулегально симпатизировал астрологии… Н. Тесла, В. Казначеев и многие, многие другие... Это список можно продолжить почти до бесконечности.
   Так что же такое паранаука – забавная игрушка для гениальных умов или действительно важный и нужный инструмент для познания объективной реальности? Пожалуй, только время окончательно ответит на этот вопрос. Однако, удалив налет таинственности и сумасбродности с паранаучных фактов, уже сегодня можно смело утверждать, что паранаука – это своеобразный драгоценный пасынок классической науки, который должен терпеливо и заботливо выращиваться и формироваться учеными, если мы действительно хотим узнать Истину.
   
   Алексей Куражов,
   доктор медицинских наук,
   г.Томск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

16.05.2020
Обсуждение тем Агни Йоги
180
01.04.2020
Русский ПОДВИГ
204
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
21614
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
7723
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
10105
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
5311
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
5617
17.04.2020
Обзор газеты №3 за 2020 год
126
15.04.2020
СРАЖАТЬСЯ НАДО
95
15.04.2020
Добро пожаловать в Средневековье.
206
15.04.2020
Самое лучшее — детям
85
15.04.2020
Пишу письмо
90
14.04.2020
Творите добро сами.
90
14.04.2020
Главное - применить.
165
13.04.2020
Прут в пропасть
103
12.04.2020
«Единительный» или объединительный съезд
100
12.04.2020
На чём единяться?
196
10.04.2020
НА ГНИЛОМ БОЛОТЕ Критические заметки к «единительному» съезду
103
09.04.2020
МИР ЗАКОНОВ
117
08.04.2020
Елена Ивановна и Учение Агни Йоги
204
08.04.2020
Школа Щетинина: наказана и опечатана
226
24.03.2020
Обзор газеты №2 за 2020 год
216
19.01.2020
Обзор газеты №1 за 2020 год
393
07.01.2020
Обзор газеты №11 за 2019 год
320
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6
26
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7
25
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 8
25
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 9
31
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10
35
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1
35
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 2
31
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 3
32
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 4
31
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 5
31
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
576
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
649
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
587
28.09.2019
Обзор газеты №7 за 2019 год
450
20.09.2019
Обзор газеты №6 за 2019 год
488
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
1049
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
160
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
146
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
125
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
169
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
152