Знамя Майтрейи
1316

КАНТ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

   Проблема безопасности (выживания) человечества выходит на передний план в современной культуре. Вместе с тем она неразрешима без учета всего комплекса нравственных проблем. Этические нормы и правила придают моральный смысл всей совместной деятельности человека, в том числе в области безопасности. Согласно прогнозам ученых, человечеству грозит смертельная угроза, связанная с фазовым биосферно-технологическим переходом, которая может случиться в середине XXI века. В этих условиях набирает силу трансгуманистическое (постмодернистское) движение, представители которого считают, что всему виной неудержимо нарастающие потребительские потенции (качества) современного человека, несущие гибель как человеку, так и биосфере в целом. Поэтому от потребительских качеств необходимо радикально освободиться. Выход, как они полагают, один - заменить естественного человека антропоидным киберцифровым роботом, который будет лишен потребительских качеств. Благие пожелания могут привести к исчезновению человека как биологического естественно-природного существа со всеми ему присущими человеческими качествами, такими как совесть и чувство любви ко всему живому. Осуществление трансгуманистического проекта может привести к радикальному сокращению населения, останется горстка людей-хищников, которые будут озабочены созданием искусственных тел для пересадки мозга и человеческого сознания. Из биологической жизни кибермонстры перейдут в киберцифровую, где сохранится рациональный интеллект, а «дурная» человеческая природа, связанная с потребительством, исчезнет.
   Прогрессивное человечество не может согласиться с таким решением глобальных потребительских проблем, ведущих к исчезновению естественного человека. Биологически-телесные потребности, главным образом «желудочные» необходимо «окультуривать», все силы Разума направляя на духовно-этические качества человека. Но духовно-этическая трансформация будущего человека возможна только в том случае, если мы согласимся с автотрофным проектом русской космической школы, в основе которого лежит изменение формы питания и источников энергии, используемой человеком. Русские космисты считали, что человек - существо космопланетарное, постоянно эволюционирующее в сторону автотрофного питания и автотрофных энергий.
   Несомненно, придется через призму автотрофных представлений переосмыслить ключевые проблемы человеческой жизнедеятельности - этики и безопасности, которые сложнейшими диалектическими связями выходят на проблемы естественного и искусственного, смертью и безсмертием, человеком и машиной и т.д. Но проблемы этики и безопасности не могут разрешиться отдельно друг от друга, а в тесной диалектической связи, с приоритетом нравственных побуждений. Более того, данная комплексная проблема в настоящее время приобретает глобально-планетарный характер. Вызывает удивление провидческий гений основоположника немецкой классической философии И. Канта, который еще в конце XVIII века писал: «Государство должно существовать для обеспечения безопасности и справедливости, а не для исполнения любых прихотей людей, при том, что подлинная безопасность и справедливость не могут быть осуществлены где- либо, если они не реализованы везде, и поэтому высшей целью любого справедливого государства должна быть глобальная безопасность и глобальная справедливость».
   Эти простые и мудрые мысли великого человека, философа и ученого нашли свое полное воплощение в трудах русской космической школы. Так, В.И. Вернадский уделял проблемам этики первостепенное внимание, увязывая их со всей совокупностью человеческих проявлений. Спустя сто лет после И. Канта в незаконченной статье «Этика» он отмечал: «Самыми главными вопросами, представляющимися уму мало-мальски думающего человека, являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни». При этом он добавлял, что «нет удачных попыток подчинить строго истинному научному исследованию данные этики...». Последнее замечание великого гуманиста говорит о необычайной сложности осмысления этики в рамках науки, техники и образования.
   Великий переворот в философии сделан И. Кантом именно в области моральной философии, что не вполне осознается мировой философской общественностью. В письме к Ф. Штойдлингу от 4 мая 1799 г. он рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач:
   1. Что я могу знать?
   2. Что я должен делать?
   3. На что я могу надеяться?».
   В современной интерпретации эти вопросы приобретают следующее методологическое звучание:
   1. В чем смысл фундаментально-теоретического («чистого») знания?
   2. На что направлено фундаментально-технологическое знание?
   3. Каковы фундаментально-стратегические ценности человечества?
   И, наконец, последний, самый важный вопрос, поставленный И. Кантом: «Что такое человек?».
   В современных условиях этот вопрос приобретает космолого-трагический смысл: каким будет человек будущего? Превратится ли он в антропоидно-робототехническое образование, лишенное истинно человеческих качеств, или же, по замыслам русских мыслителей, станет биоавтотрофно-космологическим существом, которому будут подвластны земные и космические просторы.
   Третий вопрос, поставленный И. Кантом, этически мотивирован. Речь идет о будущем человека, наделенного качествами совести и справедливости. Немецкий мыслитель уверен, что этическая мотивация пронизывает первые два вопроса, придавая им смысл: что я могу знать и должен делать, чтобы мыслить и работать по совести и справедливости.
   Нравственные законы, сформулированные в свое время Пифагором и Платоном, Лао-цы и Конфуцием, Буддой и Христом, нашли свой четкий дискурс в категорическом императиве И. Канта: «Поступай (делай) таким образом, чтобы это стало всеобщим, универсальным нравственным законом».
   Кантовский категорический императив был наполнен социально-личностным сердечным содержанием основоположником русского космизма Н.Ф. Федоровым: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Это означает, что поступки человека должны оцениваться не только из социо-техносферных целей, но и из целей космического масштаба, стоящих перед человечеством.
   К сожалению, кантовско-федоровский категорический императив не стал инструментом решения насущных задач в области государственного управления, науки, образования, техники и технологии. С чем это связано? Можно выделить две причины:
   1) разобщенность мировых культур, религий, научных направлений, философских предпочтений, технологических проектов;
   2) не выявлена онтологическая основа нравственных побуждений, то есть не раскрыты биоэволюционные корни этической проблематики.
   Где истоки человеческой нравственности? Почему зло торжествует в современном мире? В своих работах, опираясь на труды русской космической школы, провожу мысль о том, что биопсихофизиологические основы нравственного поведения человека скрыты в биосферных (автотрофно-гетеротрофных) механизмах природных и социальных систем.
   Биосферный круговорот взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды связан с особенностями автотрофных и гетеротрофных организмов. Автотрофность определяется как способность организмов создавать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды и минеральных солей) с помощью фото- и космосинтеза. Это биологический природный интегратор (реактор), который, концентрируя вещество и энергию, создает принципиально новые биологические системы. Гетеротрофность же связана с потреблением и переработкой органических веществ, разрушая при этом их до простых неорганических соединений, - другими словами, концентрируя, они рассеивают накопленное автотрофами вещество и энергию. В биосферных системах процессы жизнедеятельности (автотрофности - гетеротрофности) тесно взаимосвязаны и гармонизированы. Но с появлением человека эта гармония нарушается с тенденцией усиления гетеротрофных процессов в природе и в обществе, что со временем может привести как к гибели биосферы в целом, так и самого человека как биологического вида.
   В.И. Вернадский переосмыслил специально-научное понятие «автотрофность», предложив обещенаучное понятие «автотрофное человечество», которое обозначает процесс получения человечеством пищи и энергии за счет энергии Солнца без участия продуцентов. Тогда автотрофность выступает как механизм преобразования не только косного вещества в живое, но и живого вещества в социальное, в результате которого появляется новый биоавтотрофный человек.
   Каков будет этот человек? В ближайшей перспективе нас интересует человек-специалист (профессионал). Что он должен знать и делать и на что ему приходится надеяться? Это важнейшие проблемы воспитания и образования, напрямую связанные с глобальными проблемами выживания и справедливости. Покажем важность поставленных И. Кантом вопросов на примере атомно-инженерной подготовки специалистов.
   В конце 80-х годов прошлого столетия академик В.А. Легасов высказал ряд принципиальных системно-методологических идей в области подготовки инженеров-атомщиков.
   1. Чернобыльская катастрофа не случилась бы, если бы атомная инженерия была подготовлена профессионально не только в области управления и эксплуатации атомными технологиями но и пережила бы весь комплекс гуманитарных дисциплин, особенно связанных с творчеством великих русских гуманистов: «Чернобыль взорвало оттого, что нынешние «гении техники» стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же «технарей», как они сами». И далее он подчеркивал: «Образование должно быть фундаментальным, базовые дисциплины необходимо связывать с дисциплинами по общечеловеческим проблемам».
   
   А.Д. Московченко, академик
   
   (Окончание следует.)


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
13322
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5392
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
873
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8783
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3647
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
3655
11.06.2018
Конец Кали Юги
51
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
45
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
41
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
39
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
49
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
25
30.05.2018
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
56
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
72
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В. Р.
80
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. (4)
78
29.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. (3)
76
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации, В.Р. Мединскому
82
26.04.2018
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.
91
26.04.2018
Письмо вредителей из НРК
122
16.04.2018
Публикация архивных материалов семьи Рерихов
130
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
104
10.04.2018
Г.С. Горчаков Энергетическая психология
82
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
141
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
182
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №7
57
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №6
74
07.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №5
104
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №4
37
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №3
43
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №2
44
06.02.2018
Уранов Н.А. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск №1
75
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
413
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
324
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
355
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
566
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
691
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
778
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
81
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
69
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
65
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
94
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
74
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
8691
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
383