Знамя Майтрейи
947

Пакт Рериха и Знамя Мира (из истории создания)


   К 80-летию Пакта Н.К. Рериха
   
   В годы учёбы Рериха в Санкт-Петербургском юридическом университете в период с 1896-го по 1898 год уже более 25 лет развивалась школа международного гуманитарного права во главе с её основоположником Фёдором Фёдоровичем Мартенсом (1845-1909), выдающимся юристом и общественным деятелем, автором первого в России полного руководства «Современное народное право цивилизованных народов» (1882-1883). Именно этот учебник, переведённый на основные мировые языки ещё при жизни автора, ставший во всём мире настольной книгой дипломатов, был положен в основу курса, прослушанного Н.К. Рерихом весной 1897 г. в университете.
   Рерих близко воспринял основные идеи Ф.Ф. Мартенса и знал его последующие труды, авторитет Фёдора Фёдоровича был непререкаем в тех вопросах, с которыми Н.К. Рерих тесно коснулся в своей международной деятельности спустя годы (мирное решение противоречий между странами, международный третейский суд, охрана культурных ценностей и другие). Ф.Ф. Мартенс являлся фактическим автором программы Первой Гаагской конференции мира, созванной по инициативе России и положившей начало процессу разоружения и ведения войны. Ф.Ф. Мартенс и его ученики активно участвовали в разработке основных соглашений и Второй Гаагской конференции мира 1907 г. В преамбуле и основных положениях Рериха, даже в самом его названии, прослеживается прямая связь с гуманистическим наследием Мартенса и его учеников, из которых в университете наиболее известен его преемник на кафедре международного права профессор барон Михаил Александрович Таубе (1869-1963). Многие годы он был близок Рериху, уже в эмиграции художник советовался с ним по вопросам защиты культурного достояния. В двадцатые - тридцатые годы XX в. Таубе являлся профессором международного права в Гааге и одновременно председателем Французского комитета Пакта Рериха.
   Фактически первый раз предложение об охране памятников материальной и духовной культуры сформулировано Н.К. Рерихом в 1899 г. Художник читал курс в Санкт-Петербургском Археологическом институте и производил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда он впервые заговорил о необходимости защитных мероприятий в отношении памятников археологии, донесших до нас мироощущение и миросозерцание древних. Речь шла, с одной стороны, о воспитании правильного, бережного и вдумчивого отношения к национальному достоянию, а с другой - о предохранительных мерах против зачастую воинствующего невежества обывателей и чиновников и хищничества разорителей. Это явилось одной из основных целей создания художником в 1900-1903 гг. Археологической карты Санкт- Петербургской губернии, так же как и его знаменитой серии этюдов памятников древнерусского зодчества 1903-1904 гг.
   Известно, с каким жаром выступал Рерих против разрушения историко-архитектурного пейзажа под Великим Новгородом при строительстве железной дороги, какой значительный вклад он внёс в охранение уникального ансамбля Ферапонтова монастыря.
   Как писал Ю.Н. Рерих, первая мысль о Международном договоре по охране культурных памятников всех стран возникла у Николая Константиновича именно тогда, в 1904 г., под гром орудий Русско-японской войны.
   Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны 1914-1917 гг., ввиду уничтожения Лувена и Реймса, он обратился к Верховному командованию русских войск, призывая к охране культурного достояния.
   В августе 1928 г. французские юристы-международники доктор Георгий Гаврилович Шклявер и профессор Альберт Жоффр де ла Прадель разработали юридическую форму основного документа в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию своих наций.
   В 1929-1930 гг. для распространения идей Пакта было создано пять комитетов - во Франции, Бельгии, Индии и два в - США.
   В 1930 г. проект Пакта был представлен в Международный комитет музеев в Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Комиссии международной интеллектуальной кооперации.
   Параллельно с вышеуказанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры присоединили свой голос к обращению Н.К. Рериха. Проект Пакта был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлёк к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности. В поддержку Пакта выступили А. Эйнштейн, Т. Манн, Р. Тагор, Г. Уэллс, король Бельгии Альберт, король Югославии Андр, президент Чехословакии Т. Масарик, Президент Латвии А. Квиесис, вице-президент и министр просвещения Эстонии В. Пятс, а также военные деятели. Выдающийся бельгийский поэт и драматург М. Метерлинк призвал всех, кому не безразлично будущее человечества: «Соберём вокруг этого благородного движения все наши моральные силы».
   
   Работа Американской группы над Пактом Рериха
   
   12 января 1931 г. датируется первоначальный меморандум «Всемирная лига Культуры», подписанный Н.К. Рерихом, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерихом, С.Н. Рерихом, Луисом Л. Хоршем, Катрин С. Кэмпбелл, Нетти С. Хорш, Еленой Зейдель (Mrs. Helen Seidel), Эстер Дж. Лихтман, Дж. Эрл Шреком (Mr. J . Earl Schrack), З.Г Лихтман (в дальнейшем - Фосдик), Бертой Кунц-Бэйкер (Mrs. Bertha Kunz - Baker ), М.М. Лихтманом, Фрэнсис Р. Грант. Этот документ, как и все бумаги из нью-йоркского «Архива ВЛК», составлен на английском языке. На нём рукой Катрин С. Кемпбелл сделана запись: «Проект для регистрационных документов Всемирной лиги Культуры». Эти же лица стали первыми 14 членами. Совета Директоров лиги.
   23 декабря 1931 г. в Нью-Йорке было выдано Свидетельство регистрации, согласно которому полное название данной организации - «Всемирная лига Культуры и Всемирный совет Культуры» (World League of Culture and World Council of Culture, Inc.»). 30 декабря 1931 г. эту регистрацию утвердил Верховный судья штата Нью-Йорк Эрнест Е.Л. Хаммер.
   К этому моменту американские сотрудники Рерихов приняли основной правовой документ американского Отделения Всемирной лиги Культуры, состоящий из 7 вводных статей Конституции и 10 статей Устава. Таким образом, американское Отделение стало первой официально работающей структурой в рамках ВЛК.
   1-е Собрание Всемирной Лиги Культуры состоялось 16 июня 1932 г. всё в том же Мастер-Билдинге Нью-Йорке (310, Riverside Drive), в помещениях Музея Николая Рериха. Примечательно, что этот адрес станет официальным адресом Постоянного Комитета Пакта и Знамени Мира на полтора года позже - после Третьей Международной конвенции Пакта в Вашингтоне 17- 18 ноября 1933 г. Это опережение ещё раз свидетельствует о том, что проект «Пакт Рериха - Всемирная лига Культуры» работал одним фронтом. ВЛК подготавливала почву для принятия Пакта Рериха, который, в свою очередь, был призван создать прочную правовую основу для эффективной деятельности ВЛК в странах, подписавших этот Международный договор. Именно поэтому история Пакта Рериха без документов ВЛК будет не полной и наоборот.
   С 1-го Собрания всю документацию ВЛК вела её секретарь, а впоследствии вице-президент американского Отделения Катрин С. Кемпбелл. Сохранились заверенные её рукой протоколы ещё четырёх Собраний Американского Отделения (22 ноября и 13 декабря 1932 г., 3 января и 1 мая г.), четыре Отчёта секретаря ВЛК, четыре Финансовых отчёта Американского Отделения и, наконец, протоколы двух Собраний Гималайского Отделения (8 февраля и 22 марта 1933 г.), в которое входили главные основатели ВЛК - Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих, а также В.А. Шибаев (в качестве секретаря).
   И хотя общий бюджет Американского Отделения ВЛК за два года (1932 и 1933 гг.) составил всего 25 долларов, пожертвованных самой Катрин С. Кемпбелл, именно это Отделение было базовым, координирующим деятельность других Отделений ВЛК в Америке, Европе и Азии. Главный итог начального периода ВЛК - принятие Пакта Рериха и Знамени Мира как его официального символа - также стал возможен во многом благодаря сотрудникам Американского Отделения.
   В «Архиве ВЛК» сохранились очерки и статьи Н.К. Рериха на английском языке, затрагивающие разные аспекты деятельности и дальнейшего развития этой организации. Некоторые из них обозначены как официальные Послания Президента. Общее число таких текстов Николая Константиновича - 7. В дальнейшем многие из них вошли в его книгу «Твердыня пламенная» (1933 г. в качестве отдельного раздела « Культура. Всемирная лига Культуры».
   Н.К. Рерих постоянно направлял послания в адрес Всемирной лиги Культуры.
   Френсис Грант постоянно работала в Панамериканских странах, которые одни из первых поддержали идею создания Пакта..
   В Бельгии Камил Тюльпинк, член Королевской Комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931 г. Тюльпинк основывает Международный Союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира.
   Кроме него, эту идею поддержали бельгийский министр, президент Постоянного Международного суда маркиз Адачи, музейный комитет Лиги Наций под предводительством Ж. Дестрей.
   
   Брюгге
   
   Рерих в своем послании очень положительно отнесся к выбору города.
   Брюгге - маленький европейский город, но с древними сокровищами. Этот город уже многие века хранит и священную реликвию - Святую Кровь Господню. И именно этот город первым поднял Знамя Мира и стал отправной точкой в цепи многих последующих значительных событий. Знамя Мира освящено в соборе Святой Крови и было развешано не только над зданием, где проходило заседание Комитета, но и над некоторыми зданиями школы, музеев.
   
   Рерих в статье городу Брюгге
   
   Сердечно благодарю город Брюгге, благодарю Международный Союз моего Пакта. Мне ценно сознавать, что медаль выбита во имя мира всего мира. Без этого желанного мира в конце концов эволюция человечества станет невозможной. Мне драгоценно, что медаль выбита в Бельгии и дана в Брюгге, с которыми у меня связаны глубокие воспоминания. Город ван Эйков и Мемлинга всегда был притягателен мне. Да и где же другой город в Европе, где бы сохранился весь живой уклад старины в такой неприкосновенности? Эта неприкосновенность Прекрасного, именно, так нужна при мыслях об охранении сокровищ человеческого гения. Само Провидение судило, чтобы именно Брюгге стал постоянным местопребыванием нашего мирного союза. Освящение Знамени нашего не случайно должно было произойти в соборе Св. Крови, во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную Истину. Где объединяется столько высоких символов, там возникает истинная твердыня.
   Не только признать и обобщиться мыслью Знамени Мира должны мы. Мы ведь освятили Знамя на Святой Крови и тем поклялись вводить его в жизнь повсеместно, всеми силами. Ведь не тщетно будут искать Знамя Мира над хранилищами истинных сокровищ все те, которые во всех концах мира поверили нам и наполнили пространство сердечными желаниями. Каждый день приходят новые письма, новые отзывы. Избирательная урна «За Мир» наполняется ценными знаками.
   Таким образом, перед нами сейчас ближайшая двоякая задача. С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем, способствуя миру, вообще уменьшать само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах День Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, возвышаем и утончаем сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества.
   
   Подготовила Л. Табашникова
   Рубцовск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3603
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
8858
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4095
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7666
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2777
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2123
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
74
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
93
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
88
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
158
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
229
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
364
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
295
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
403
22.02.2017
Размышления о Культуре
454
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
525
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
829
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
625
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
693
25.01.2017
Суровость Подвига
610
20.01.2017
Овладение психической энергией
829
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
704
11.01.2017
О женственности
703
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
735
04.01.2017
Несколько слов о Детке
745
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
732
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1098
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1015
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1260
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
36
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
37
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
31
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
41
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
39
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5227
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2312
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
296
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
280
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1851
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
415
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
576
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
906
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
568