Знамя Майтрейи
1748

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ВЛАСТЬ ТЬМЫ

Столетие события, имевшего бурный общественно-политический отклик и огромный историче­ский резонанс, конечно, не могло пройти незамеченно. Но сколько неприятных эмоций доставило оно нынешним хозяевам жизни. Уход Льва Толстого из Ясной Поляны и смерть, застигшая его в дороге, на станции Астапово, оказались головной болью не только для облаченных в мундиры и рясы современников бесприютного гения. Действующая власть, озабоченная тем, чтобы поддержать миф об устойчивости современного российского общества, оказалась в ловушке


   
   
   Лев Толстой, правдоискатель и народный заступник, ниспровергатель столпов эксплуататорского государства – армии, церкви, законодательства с опорой на «священное право собственности», – пришелся явно не ко времени и в нынешний период бурного накопления первоначального капитала, отъёма и передела общенародной собственности, разграбления материальных ценностей, хищения земель, вод и недр. Но и замолчать круглую дату оказалось невозможно: как-никак, а речь – о всемирно известном писателе, философе, общественном деятеле. Забыть о Толстом не давал сам читающий и мыслящий народ.
   Первыми о великом старце заговорили блогеры. Они выложили в Интернет всю толстовскую правду – чуть ли не полностью представили письма к Николаю II и Столыпину, разобрали на цитаты знаменитые статьи «Об общественном движении в России», «Страшный вопрос», «Пора одуматься!», «Не могу молчать» и без обиняков заявили: всё, что категорично, но совершенно обоснованно отрицал Толстой, ныне законодательно утверждено и подкреплено действием власти. Классовое расслоение, сверхдоходы малой части общества за счет ограбленного большинства, частная собственность на землю и средства производства, невиданный рост насилия – всё это стало нормой нынешней жизни. Те, от кого зависит благополучие страны, не просто пренебрегли мудростью Толстого – они нагло попрали все моральные нормы. Им ли теперь говорить о Толстом?
   Есть такой сценический прием – когда по ходу действия требуется изобразить шум толпы, все участники массовки на разные лады повторяют одну и ту же фразу: «Что говорить, когда говорить-то нечего, – лучше помолчать». То же самое и в этом случае: поскольку не приходится говорить всерьез, то лучше промолчать. Но и совсем ничего не сказать тоже невозможно. Значит, надо имитировать шум, на разные лады повторяя: «значение Толстого», «величие Толстого», «наследие Толстого». Так и сделали – провели общественное собрание в Доме Пашкова, «круглый стол» в Ясной Поляне и гражданское поминовение на станции Астапово. Накануне Толстовских дней вручили первую премию в конкурсе «Большая книга» публицисту П. Басинскому за компилятивный труд с парадоксальным названием «Лев Толстой: бегство из рая». (Знал же автор цену этому раю, недвусмысленно указав, что с самого начала «яснополянский рай был осквернен» разгулом дикого барства. И всё же дал такое название, рассчитанное на недалекого, неумного читателя: авось, скользнет глазом и вздохнет о безвозвратно ушедшем времени барских усадеб – еще одно лыко в строку против Советской власти. А что касается самого Толстого, то о поместном рае он печалился по-своему: «Как трудно избавиться от этой пакостной, грешной собственности».
   Ключевым же моментом Толстовских дней стало разъяснение взаимоотношений Толстого с православной церковью – вновь был поднят вопрос о его отлучении, или, как говорят верующие, о его отпадении, от церкви. Председатель Счётной палаты С. Степашин – лицо государственное! – в качестве президента Российского книжного союза обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой за невозможностью для Русской православной церкви пересмотреть решение об отлучении Льва Толстого «проявить сегодня к этому сомневающемуся человеку то сострадание, на которое способна именно Церковь». И получил ответ от архимандрита Тихона (Шевкунова), который по благословению Патриарха сообщал, что деятельность Л.Н. Толстого в последние десятилетия его жизни была разрушительна для России и принесла несчастье русскому народу: недаром вождь большевиков чрезвычайно ценил это направление деятельности писателя и называл его «зеркалом русской революции». Поскольку высказывания и поступки Толстого, направленные против Церкви, были ужасающи и он публично не отказался от своих заблуждений, «отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может». Таким образом, были пресечены слухи о том, что по случаю 100-летия со дня смерти Толстого современная Православная церковь дезавуирует определение Священного синода от 1901 года, дабы сделать возможным каноническое церковное поминовение.
   Но вот что очень важно – решался этот вопрос не только на церковном, но и на государственном уровне. В свое время и определение синода стало актом столь же церковным, сколь и государственным. Рассчитанное на то, чтобы подорвать авторитет Толстого в народе, натравить на него верующих, оно делало свое черное дело в миру. Известно, сколько оскорбительных писем получал Толстой, каким угрозам он подвергался. Готовилось даже покушение на «богоотступника и еретика». Определение и сегодня остается государственным делом: напомнив о нем через официальную печать (а для того и затеяна была переписка Степашина с Шевкуновым), действующая власть расписалась в своем отвращении к Толстому. Нет и не будет ему прощения от этой власти.
   И не с подачи ли этой самой власти в некоторых городах ныне устраиваются показательные «процессы» над Толстым, где его судят то с позиций религиозного философа Н. Бердяева, называвшего великого писателя нигилистом, истребителем святынь, отрицателем культуры, то с точки зрения священнослужителя Иоанна Кронштадтского, клеймившего Толстого как безбожника и еретика.
   При этом глумливым нападкам подвергается и литературное творчество русского гения. Ведутся разговоры о тенденциозности, аморальности и даже нехудожественности произведений Толстого, подвергаются остракизму такие шедевры, как «Воскресение», «Власть тьмы», «Смерть Ивана Ильича». Раздаются даже истерические призывы выбросить книги Толстого из библиотек, исключить из школьной программы роман «Война и мир» и вообще оградить детей от «разрушительного толстовского влияния».
   Весьма показательно: от Толстого хотят отлучать уже с детства! И это на фоне общего упадка культуры, кризиса издательского дела, когда произведения русских классиков, в том числе и Толстого, практически не переиздаются, а интерес к серьезному чтению сходит на нет. Зато растет преступность, насилие становится нормой жизни. Власть тьмы душит народ – именно Толстой может сегодня раскрыть глаза обездоленным, не сознающим, что они стоят на краю бездны. Вот почему нынешним хозяевам жизни точно так же, как их кумирам – премьер-министру Столыпину и председателю синода Победоносцеву, необходимо возвести глухую стену между мятежным писателем и народом.
   Сто лет назад, откликаясь на смерть Толстого, Ленин писал: «Толстой – художник, известный ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов людей на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».
   Нет, сегодня, разумеется, нельзя сказать, что писатель Толстой известен у себя на родине ничтожному меньшинству. Советская власть заложила глубокий культурно-нравственный фундамент и возвела на нем такие стены, которые, говоря словами самого Толстого, и обрушить-то страшно. Заговор против великого художника, как бы очевиден он ни был, обречен на провал. Слишком глубоко вошел Толстой в сознание народа, слишком велика тяга к его художественному слову и уважение к его жизненному подвигу.
   Но нельзя и преуменьшать опасность, которая грозит трудам русского гения до тех пор, пока у власти будут находиться новые победоносцевы. И тут совершенно актуальны слова Ленина: нужна борьба против уродливого строя, по-прежнему обрекающего на жалкое прозябание людей труда. Нужен социалистический переворот. Толстой был и остается зеркалом русской революции.
   
   Лариса Ягункова




Темы уроков: Силы тьмы

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
17308
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6670
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1870
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9585
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4531
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4848
16.08.2019
Судьба русских изобретений
16
18.07.2019
А судьи кто?
392
09.07.2019
КУЛЬТУРА
92
09.07.2019
Мост Спасения
87
04.07.2019
Устремленная в будущее
107
03.07.2019
Указ к Бою
84
18.06.2019
ГАЗЕТА ТАКАЯ НУЖНА!
102
18.06.2019
Символы
108
18.06.2019
Спасибо, Твердыня!
104
16.06.2019
Марс почти рядом
117
11.06.2019
ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
141
02.06.2019
«ИМЕЕШЬ СЕРДЦЕ!»
117
26.05.2019
Обзор газеты №5 за 2019 год
208
27.04.2019
Обзор газеты №4 за 2019 год
170
22.04.2019
Школа Общинника
146
22.04.2019
Даёшь знания народу!
149
27.03.2019
Обзор газеты №3 за 2019 год
277
06.02.2019
Обзор газеты №2 за 2019 год
277
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
457
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
302
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
290
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
300
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
287
18.12.2018
Обзор газеты №7 за 2018 год
318
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
144
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
81
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
95
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
80
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
144
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
96
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
111
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
202
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
265
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
114
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
125
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
112
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
101
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
131
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
118