Знамя Майтрейи
1305

КРАСА-ТА ПРИРОДЫ

? КРАСА-ТА (1)

   

Г. Горчаков


   
   
Продолжение. Начало в №1 2013 г.

    Можно удивляться только, как, смотря на природу, явления которой так ясно говорят о своем внутреннем смысле, ученые совершенно не замечают этого смысла и говорят о ней слова грубые и темные. Природа силится нам сказать о себе, но не может и говорит только немым языком своих явлений; а они не понимают этого языка и, видя только её мучительные усилия, описывают их вид и форму, не предчувствуя совершенно того, что за ними скрывается. Когда же берутся объяснять их, то начинают говорить что-то искусственное и придуманное, что не только отвечает скрытому смыслу явлений, но и точной форме их, простому внешнему виду».
   Ещё Марсилио Фичини, Леонардо да Винчи, Микеланджело признавали за Природой разумные принципы: «Всё в природе безконечно превосходит свойства человека. Искусство природы действует в согласии с вечным и основополагающим принципом Красоты и порождает формы из недр самой природы (материи)».
   «Красота есть сущность Природы», – утверждал В.С. Соловьёв.
   Краса-та есть целесообразная необходимость Природы, она её причина, цель и энергия движения (совершенствования).
   В Краса-те нам является сама суть вещей или явлений. Краса-та Природы многообразна до безконечности, поскольку она отражает безчисленные проявления психической энергии в материи. И потому Краса-та, как высшее проявление психической энергии, является естественной мерой вещей и явлений. Она завершает целое, и потому она совершенная мера всему и вся.
   Краса-та Природы никак не зависит от эстетических вкусов человека. Краса-та, присутствуя в Природе, столько же присутствует и в порождении своём – человеке. Человек есть высшее выражение психической энергии, а значит, он носитель более совершенной Краса-ты, чем все остальные явления Природы. Краса-та есть сущность духовной природы человека.
   Природа полна Краса-ты или энергии жизни. В Природе нет ничего уродливого, в ней всё гармонично и красиво. Дидро указывал: «В природе нет ничего неправильного. Всякая форма, прекрасная или безобразная, обоснована, и всё это существует, оно таково, каким должно быть». Он же пояснил: «Природа подобна женщине, которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подаёт своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать её когда-нибудь всю».
   Но вряд ли можно будет познать Краса-ту Природы. Природа творит Краса-ту ежеминутно, ведь жизнь есть стремление к Краса-те. Но можно посмотреть на соотношение Краса-ты и Природы по-иному. Творение Природой Краса-ты вторично, ибо именно волей Творящего импульса Краса-ты Первоначала была создана наша Вселенная, а значит, и то всеобъемлющее Живое, что наши предки точно назвали Природой, именно в Природе творится уже вторичная Краса-та. На это указывал ещё великий Гегель: «Красота природы, - писал он, - лишь «рефлекс красоты, принадлежащей духу», т.е. субстанциально «несовершенный, неполный тип красоты». Истинная Краса-та – это Краса-та духа, духовная Краса-та. Краса-та в Природе всегда будет несовершенная в силу несовершенности самой материи. Энергия духа не может быть выражена в ней и через неё полно. Кто-то из тонко чувствующих мыслителей весьма тонко подметил, что Природа является нам в Краса-те и наивным младенцем, дающим определённый и полный ответ, и вечным сфинксом. Краса-та всегда будет загадкой, тайной в мире. Краса-та даёт истину о Природе как единстве вещества и души. Кстати, в Природе много состояний, которые имеют сходство с человеческой жизнью: весна – расцвет юности, осень – старение человека.
   В Природе каждая частичка стремится к самореализации, к выражению себя через Краса-ту. Природа творит Краса-ту сама по себе, повинуясь закону Совершенствования или Космическому Магниту Краса-ты. Потому в Природе нет ничего безобразного, кроме деяний человека, призванного поднимать и утончать Краса-ту Мироздания.
   Если бы в Природе не был заложен принцип Краса-ты, то вместо красивых снежинок мы имели бы безобразные комки снега, вместо красивых облаков – сплошные серо-чёрные тучи, вместо красивых минералов и кристаллов – нечто безформенное. Следуя велениям Космического Магнита Краса-ты, всё в Природе украшает себя. Принцип Краса-ты неизменен, он существует в Природе точно так же, как существуют принципы Любви, Добра, Справедливости, Долга, Свободы, Героизма, Братства и т.д.
   Фейербах считал, что Краса-та, сотворённая Природой, есть «поэзия мира, его цвета, его очарование». Но, для того чтобы увидеть эту «поэзию мира», нужно иметь развитые духовно-энергийные центры, которые при раскрытии и утончении позволяют воспринимать Краса-ту во всём её многообразии. Краса-та Природы – это поэзия не только и не столько зрительского восприятия, а главным образом духовного, огненного восприятия, ибо Природа Краса-ты огненная. А подобное познаётся подобным.
   И хотя Краса-та Природы независима, объективна, и, тем не менее, её восприятие целиком зависит от способности нашего сознания и его духовно-энергийных центров воспринимать Краса-ту. Понимание Природы зависит от индивидуальных особенностей человека, его национальности, характера, наконец, его вкуса. И чем совершеннее наш вкус, тем больше совершенной Краса-ты человек найдёт в Природе. Человеку надо сперва полюбить Природу, понять её сущность, тогда она заговорит с ним на языке Краса-ты. Если на самых низких ступенях Природы можно встретить Краса-ту, творимую силою атомов, молекул, кристаллов, то тем более человеку должно стремиться к Краса-те. Краса-та Природы выражается в нашем сознании совершенством форм, сочетаемых с игрой цветов, разнообразием звуков. Именно Природа формирует у нас восприятие Краса-ты. Гете считал, что Наивысшей Краса-той для нас должна быть Природа в её целостности, в гармоническом единстве. Сама же Природа, как соборная сущность множества вещей и явлений, красива в своих проявленных формах, цветовых, световых, звуковых сочетаниях. Сюда можно присоединить ароматы, ведь многие цветы «красиво» пахнут, «и даже запах трав, как мысли вслух».
   
   «Небесный свод,
   горящий славой звёздной,
   Таинственно глядит
   из глубины,-
   И мы плывём,
   пылающею бездной
   Со всех сторон окружены».
   Тютчев
   
   Красиво звездное небо, о котором Кант сказал: «Два предмета наполняют душу всё вновь возрастающим преклонением и благоговением: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне».
   Всё в Природе красиво, всё наполняет душу неизъяснимым восторгом, только была бы жива душа. Многообразна Краса-та Природы, которую ни описать, ни отобразить. Музыкальный гений П.И. Чайковский писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Как совершенно точно отмечал С.Н. Рерих, «природа с её красотой, спокойствием и безконечным разнообразием впечатлений наполняет человека образами красоты, которые оказывают на него сознательное или неосознанное влияние».
   Краса-та есть выражение высшей духовной жизни Природы, она есть высшая ступень существования Природы.
   Природа осуществляет идею Краса-ты, как причины эволюции, её движущей силы и конечной цели.
   Краса-та Природы существует вне и независимо от человеческого сознания. Сама Природа наделена сознанием, каждая вещь наделена сознанием и каждая строит свою Краса-ту по своему знанию, в котором изначально заложен принцип Краса-ты. Отсюда одухотворённая объективность Краса-ты. Эстетические чувства - это ограничение истины чувства Краса-ты трёхмерностью. Духовная забота остается только поверхностью Краса-ты. «Зри в корень» - в этом сказывается мудрость. В данном случае зрить надо в сам корень слова КРАСА-ТА.
   Через Краса-ту выражается сущность Природы. Краса-та в Природе является лишь отражением Краса-ты, принадлежащей духу. Краса-та в Природе является неполным, несовершенным выражением истинной Краса-ты духа, который оживляет и одухотворяет саму Природу. Но, тем не менее, именно Краса-та Природы в силу почти не доступной нашим органам восприятия духовной Краса-ты формирует наше чувство Краса-ты, само её восприятие. Краса-та Природы внедряется в наше сознание совершенством своих форм, сочетанием и игрой цветов, разнообразием звуков и света. Краса-та присуща самым различным явлениям, она буквально разлита во всём безчисленном многообразии форм, надо только уметь увидеть её - для этого даётся сердце, которое зажигает огонь чувствознания.
   «Красота обнаруживает себя там и только там, - писал нынче напрочь забытый гениальный русский учёный, врач В.Н. Краинский, - где имеет место определённое соотношение единообразия и разнообразия. В том случае, когда единообразие тел одинаково, красота заключается в разнообразии, а когда разнообразие одинаково, красоту составляет единообразие».
   В геометрических фигурах, где единообразие создается равновесием сторон, Краса-та возрастает с увеличением числа сторон, то есть зависит от разнообразия. Так, Краса-та треугольника меньше Краса-ты квадрата, а её Краса-та меньше пятиугольника Краса-ты.
   Краса-та разнообразна в формах и цвете. Природа словно испытывает отвращение к безобразию однообразия. Просто и ясно истинно красивое. По Краса-те и многообразию её Природа стоит выше искусства, искусство лишь пытается подражать Великой Творительнице Природе.
   Природная Краса-та имеет свои принципы построения. Человек, беря эти принципы, выстраивает свои художественные произведения. И всё же мы живём в мире Краса-ты, но мало от неё взяли и мало ценим её. А ведь Природа есть само чудо. Природа есть сама жизнь, а Краса-та есть высшее выражение её творческих сил или энергии.
   Плотин поставил вопрос о Краса-те простых вещей, звёзд, света, солнца, зарницы и т.д. Он подметил, что одно и то же лицо, все части которого соразмерны, в один момент бывает красивым, а в другой - нет. Потому, заключает Плотин, и в самой соразмерности есть нечто иное, чем она сама, что придает ей Краса-ту. Это нечто «иное» и есть психическая энергия, огонь во всём многообразии её свойств. Природа есть осуществление идеи Краса-ты как причины движущихся сил (энергии) к цели бытия. В Природе всё в движении, всё полно энергии.
   В.В. Розанов отмечал: «Красота в природе является там, где жизненная энергия повышается в своём напряжении».
   Всё в Природе пронизано лучами Краса-ты. Нет мёртвого, всё живое, всё есть выражение энергии Первоначала, её творчества.
   Самое мощное растение происходит из крошечного семени. В крошечном семени заключены основы ярких красок, сильных ароматов и обильных веществ, целительных или ядовитых. Люди безучастно принимают эти ценные дары Природы, не думая, что и во всех областях жизни действует та же сила. Люди не мыслят, что каждое зерно психической энергии обладает такою же способностью чудесных превращений. Цветы, деревья, животные красивы, но их Краса-та заключается в полном проявлении их сил (энергии).
   Блестящие исследования о прямой связи Краса-ты и энергии сделал в начале XX века В.В. Розанов. Он показал, что Краса-та связана с сущностью Бытия и является показателем его бытийственности, жизненности, энергетической напряжённости. Розанов исследовал жизнь животных и убедительно установил, что Краса-та их повсюду и неизменно появляется там, где повышается напряжение жизненной энергии. Потому он и писал: «Прекрасное в органической природе не есть средство для чего-либо и в сознании его нет произвола, ни какой-либо искусственности: оно есть непроизвольное и есть естественное выражение жизненной энергии, особенная форма, в которую, наряду с безчисленными другими формами, эта энергия преобразовывается; в существовании каждой особи и в жизни целого органического мира мы одинаково наблюдаем, как понижение её сопровождается расцветом или померканием их внешней красоты, в чем бы она ни выражалась - в цветах, звуках или линиях очертания». Розанов делает правильный вывод, «что энергия органической жизни является возрастающей во времени, а отсюда возрастает сложность организмов. В этом процессе усложнения органическая жизнь не удаляется, а приближается к своей причине; эта причина лежит не позади органических явлений, а впереди их, она является их целью, их движущим мотивом».
   Розанов правильно указывал, что «совсем ещё не доказано, для чего же поют птицы, вряд ли для прельщения. Ведь и человек поет не для прельщения, а потому, что ему хочется петь... Так и прекрасные формы цвета и звуки в животном мире суть простые выражения органической энергии: они суть следствия её поднятия, а не средство для чего-то-либо. И что эти внешние выражения скрытой энергии привлекают особей другого пола - это слишком понятно: и в них в то же время происходит поднятие жизненной энергии, и ясно, что она поднимается навстречу энергии другого пола. Акт спаривания есть момент, когда эти энергии спариваются».
   «Обаяние Красоты - раз органическая энергия нашла себе выражение в чём-либо, если она вылилась в определённую форму Красоты,- её уже не остается для создания еще и другой формы, потому что на каждой ступени органического мира, в каждом отдельном её виде животного или растения эта энергия находится в постоянном, определённом количестве (качестве), и она может только возрасти на следующей ступени, в дальнейшей фазе своего развития... Например, если птица обладает красивым оперением, то вся энергия красоты уходит только на это, и она даже не может быть певчей птицей. Только человека энергия красоты наградила сполна, и Природа призвала его стать выражением своей Красоты».
   Говоря о Краса-те Природы, ещё раз хочется привести безсмертные слова великого поэта Александра Блока:
   
   «Сотри случайные черты,
   И ты увидишь:
   мир прекрасен».
   
   В Природе мы не найдем ничего безобразного, даже корявое дерево имеет свою Краса-ту, даже чахлые северные тундры вдруг озаряются Краса-тою весны, лета; чудесны горы, восхитительны закаты и восходы солнца, красивы звёзды; даже луна, плывущая среди облаков и туч в сине-зелёном ночном небе, красива. Но особенно Краса-та земная выражена в цветах. Цветы - живое свидетельство высшего Присутствия Краса-ты иной в нашей жизни, даже самые скромные полевые цветы будут красивы, не говоря уже о розах.
   Замечательно написал о Краса-те Природы русский художник С.Н. Рерих: «То, что мы называем красотой, украшает различные царства природы. Удивительные кристаллы, красивые по форме, красивые по цвету; колибри, демонстрирующие необыкновенные формы и сверкающее оперение металлических оттенков; цветы — всегда прекрасные, от самых обыкновенных цветов северных лугов до экзотических тропических видов чудесных, причудливых форм, превосходных оттенков и изысканного аромата. Возьмём бабочек, эти подобные цветам создания, великолепные по своей форме и расцветке. Нежный светло-зеленый цвет лунного мотылька и ослепительно синие тона бабочки Morpho. Какая цветовая гамма, какое замечательное разнообразие комбинаций, причудливые узоры, каких больше нигде не увидишь, но, главное, везде — краски, расплёсканные щедрой рукой».
   Даже более тёмные их разновидности отличаются богатством глубоких бархатных тонов. И, глядя на эти прекрасные проявления Природы, мы должны признать, что Красота — это не абстрактная иллюзия, но само выражение жизни, само её дыхание, струящееся в звуках прекрасной песни птицы, обращённой к своей паре, или же изливаемое в неподвижный воздух в чудесном аромате великолепного цветка. Сверканье крыльев бабочки, этих драгоценных камней мира насекомых, разве не воспевают они тайну Красоты — эти вестницы Богини Красоты и Любви.
   И когда мы видим эти искры Красоты, щедро рассыпанные у самых наших ног, не следует ли нам принять это как великий урок и провозгласить: «Красота — Спасительница, Красота — Победительница».
   Сама Земля, плывущая в голубом эфире Космоса, красива. Нет такого художника, который описал бы всю эту Краса-ту. Нет на Земле ничего некрасивого, разве что кроме безобразной человеческой деятельности. Главное, что всюду живут люди и напитываются сказочной земной Краса-той, отдавая ей свою любовь – высшее чувство, которое нам дано.
   
   «Когда волнуется
   желтеющая нива,
   И светлый лес
   шумит при звуке ветерка,
   И прячется в саду
   малиновая слива
   Под тенью сладостной
   зеленого листка.
   Когда росой
   обрызганный душистой,
   Румяным вечером
   иль в утра часа золотой,
   Из-под куста
   мне ландыш серебристый
   Приветливо кивает головой;
   Когда студеный ключ
   играет по оврагу
   И, погружая мысль
   в какой-то сладкий сон,
   Лепечет мне
   таинственную силу
   про мирный край,
   откуда мчится он.
   Тогда смиряется
   души моей тревога,
   И счастье я могу
   постигнуть на земле
   И в небесах я вижу бога…»
   М.Ю. Лермонтов
   
   А как красива растительность Земли! Сотни тысяч видов различных растений насчитывается на Земле. Тут невозможно установить Иерархию Краса-ты, все красивы по-своему, каждое дерево, каждый цветок.
   «Любовь и радость бытия…
   Она повсюду разлита…
   Она везде, где Красота»,
   - написал И.А. Бунин.
   И разве только цветам можно отдать пальму первенства. В Учении Жизни сказано про них, что «цветы - роса небес», что в них само небо опустилось на Землю», так оно и есть. Эти тончайшие переливы цветов, эти многообразные формы, этот дивный запах – кто его выразит и передаст – разве только сама Матушка Природа – более некому. Ни перо, ни кисть, ни фото не в силах будут передать живую Краса-ту мира. Краса-та психической или универсальной энергии Космоса, направляемая Высшим Разумом Строителей нашей Солнечной Системы, в цветах выразилась полностью – они живое свидетельство Высшей Краса-ты, Той Краса-ты, откуда весь наш мир и начинался, Той Краса-ты, которой он живёт и поныне. Чудесны все цветы: «Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они», — писал И.А. Бунин.
   Миллионы цветов, миллионы душ, пожелавших пройти земную эволюцию через Цветы, через Краса-ту, спустившуюся вместе с этими душами с Небес. Красив и сам Батюшка Лес, полный тайн, чудес и несказуемой Мощи.
   
   «И тихо дремлет
   бор зелёный,
   И в серебре лесных озер
   Ещё стройней
   его колонны,
   Ещё свежее сосен кроны
   И нежных
   лиственниц узор».
   И.А. Бунин
   Лес красив во всякую пору, в любое время года. Завороженный его Красотой, Пушкин написал:
   «…недвижны сосны
   В своей
   нахмуренной красе;
   Отягчены их ветви все
   Клоками снега,
   сквозь вершины
   Осин, берез и лип нагих
   Сияет луч светил ночных».
   
   Мир полон звуков: море грохочет, лес шумит, ручей звенит, море кипит. Здесь даже тишина может быть громче грома оглушать. Краса-та Природы воплощается в деревья, в камнях-самоцветах, в цветах.
   Кстати, о камнях. Много повлиял на судьбу человечества обычный камень. Истинно многообразна и величественна симфония цветов и форм камня. И человек в древности, восхищённый каменной Краса-той, стал создавать каменные произведения искусства. Красивы гранитные скалы, и сам гранит имеет своеобразную коричневую, сероватую и черноватую Краса-ту, а если ещё над ними поработают солнце и ветер, то получаются просто сказочные творения, как будто бы чья-то искусная рука скульптора или архитектора создавала каменные строения. И не случайно мрамор стал основой скульптурных сооружений.
   Красивы камни, добываемые из глубин Земли, – это минералы, и драгоценные и полудрагоценные камни, собравшие откуда в себе свет и пылающие всеми цветами мира.
   Сказано: лучше гор могут быть только горы. Они сотворены из камня самой Землей-Матушкой. Неслучайно большую часть своего творчества великий русский художник Н.К. Рерих посвятил Горам - они у него наполнены небесной духовной Краса-той. Истинно он был певцом гор. Горы запечатлели в себе напряжение Природы, их создавшей, они передают через свою форму устремление в безконечность времени и пространства, они для нас являются одухотворёнными посредниками между небом и землей. Горы, истинно, украшают нашу планету, и без них она была бы скучна и плоска. Горы, Море и Небо олицетворяют для нас Краса-ту земной Природы, и без них она невозможна. Краса-та долины иная, чем Краса-та гор, Краса-та океана другая, чем пустынь, Краса-та неба отличается от Краса-ты земли.
   «Земля – твердь, спокойна, равнодушна. Она - факт, устой, тяжесть и осязание. Она - основание, символ, башня... Земля знает и место свое и не движется. Она всегда у себя дома, всегда ждёт и всегда материальна, всегда осаждаема, завоёвывается, берется. Всегда зачинает, рождает и производит: - она - необходимо женственная, она неподвижный быт мира» (А.Ф. Лосев).
   И здесь, на Земле, чудным цветом распустилась Краса-та Природы. Уже для наших предков небо было украшено «звёздными цветами», земля - растениями и животными, вода – рыбами, а воздух - птицами. Великолепие восходов, Краса-та звёздного неба, безмолвие степей, шёпот листвы не могли оставлять равнодушными русское сердце. Краса-та отражалась и выражалась в самом русском быте, в красочных теремах, красочной одежде, в которой не было чёрных цветов, в изделиях мастеров (а кто на Руси не был мастером?!), в музыке, в творчестве поэтов и писателей.
   Краса-та русской Природы заговорила в полный голос в произведениях многих художников той поры и говорит и поныне в их творениях. Говорить о творцах великой русской Краса-ты - это перечислять десятки имен. Это, конечно, Васильев, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Левитан, Грабарь, Рылов, Рерих, Поленов, Пластов. Десятки современных художников, начиная от советской поры… В их картинах пела и душа народа, и душа Природы - всё здесь слилось воедино, и где чей голос звучал порой, определить трудно, да и незачем. В. Васнецов, М. Нестеров, В. Бакшеев, М. Врубель, К. Юнон, Н Крымов, С. Герасимов, А.А. Шумилкин и многие, многие другие. В каждом доме имелись репродукции картин «Грачей», «Ржи», «Лесных далей», «Мишек» - это были святые образы Отечества, они формировали любовь к Отчизне, воспитывали чувство Краса-ты. Шишкин, оказавшись на время за границей, только и мечтал вернуться к родным лесам и нивам. Его любимым девизом было: «Да здравствует Россия - я русский».
   Посмотреть легендарную «Лунную ночь на Днепре» Куинджи шли многолюдные толпы. А когда впервые было дано в советское время разрешение на показ картин художника Н.К. Рериха, то, для того чтобы попасть на выставку, стояли километровые очереди - люди жаждали приобщения к истиной духовной Краса-те.
   М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что Природе «принадлежит лучшая часть меня самого».
   Именно Природа, соприкосновение с ней пробудили первый творческий порыв в великом поэте России - Пушкине:
   
   «В те дни в таинственных долинах,
   Весной при кликах лебединых,
   Близ вод, сиявших в тишине,
   Являться муза стала мне».
   
   Пушкин в своем творчестве подымался «до всепроникающей гармонии, царящей в природе», он, истинно, совершил поэтическое, художественное открытие Русской Земли и утвердил «национальное видение природы».
   Великого русского писателя И.С. Тургенева сформировала родная Орловская природа. Он восхищался Краса-той своего сада, он вдыхал запах соломы и едва распустившихся березовых листочков. Он любовался лучами солнца, проникающими сквозь зелень листьев, он наслаждался пением иволги, соловьев и дроздов. Природа подарила ему чувство Родины, она стала ему «своей стихией», опорой и неиссякаемым источником художественных вдохновений. Потом Иван Сергеевич напишет: «Должно учиться у природы её правильному и спокойному ходу». И «Записки охотника» явились одним из лучших описаний Природы.
   Лес – это громадный храм, живое существо, это целый мир, в котором деревья уживаются с цепким вьющимся кустарником, а в самом низу расстилаются ковры мхов, трав, цветов; там и там прячутся стайки грибов; высятся рыжие домики-муравейники с вечно спешащими муравьями, порхают бабочки, поют птицы, ухают совы и филины; призывно кричат животные, чтобы утолить свою любовную страсть; в речках и озёрах потаённых, таёжных плещется и кипит рыба всякая, большая и малая; кусты ломятся от ягоды; а сосны и кедры вдруг пускаются играть с неосторожным путником, бросаются в него шишками, хорошо, если только сосновыми, а то сыпанут ворохом еловых или кедровых - больно будет. А ветер играет с вершинами деревьев, полощет ветвями, и гудит зелёной шум по всему лесу; загадочная, неясная нам, людям, зато понятная самому лесу поётся зелёная лесная песня этому миру, его красе, всей жизни земной - радость звонкая звучит в этой таёжной песне лесной. Чайковский писал: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером по степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня степь, печка…».
   Под впечатлением от встреч с Природой Чайковский в восторге в краткие сроки создавал свои музыкальные шедевры. «Душевным университетом» называл Лес русский писатель Леонид Леонов.
   Говоря словами поэта М. Волошина, Природа помогает
   
   «всё видеть, всё понять,
   Всё знать, всё пережить,
   Все формы, все цвета
   Вобрать себя глазами,
   Пройти по всей земле
   Горящими ступнями,
   всё воспринять
   И снова воплотить…».
   
   Особую Краса-ту в Природе составляют животные. Природа скроила их в единстве формы и сущности: форма каждого животного целесообразно соответствует назначению животных в этом мире, их способу существования. Именно оценить их Краса-ту надо с точки зрения их назначения в Природе. Иначе, если оценить тех же обезьян с нашей человеческой меркой Краса-ты, обезьяны получатся своеобразной безобразной пародией на человека. Можно не воспринимать ядовитых змей, пауков, вредоносных бабочек, но… опять же мы не можем не восхищаться Краса-той их. Достоевский писал: «Всякая-то травка, всякая-то букашка, муравей, пчела золотая - все-то до изумления знают свой путь, не имея ума, тайну Божьей связи знают, безпрерывно совершают её сами».
   В его же «Братьях Карамазовых» старец Зосима говорил: «Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?»
   Все истинные мыслители, писатели, художники – решительно все признают огромную воспитательную роль Природы. Именно в Природе люди заново находят себя, восстанавливают утраченные в жизненной борьбе силы, Природа насыщает человека новым пониманием жизни, высоким смыслом служения людям и самой Краса-те, она возвращает людям способность любить и радоваться, она возвращает людям человеческое достоинство, она укрепляет дух, она высветляет человеческую душу, «очищает от скверны» (Белинский), возвращает в сердце гармонию с миром. Наконец, она побуждает к самому высокому. Об этом хорошо написал М.М. Пришвин: «Чем краше день, тем настойчивей вызывает и дразнит нас природа: день-то хороший, а ты какой!» Надо понимать, что Краса-та Природы и есть своеобразная Культура Жизни, естественной, вечной и задачи человека - научиться жить в гармонии с вечной Природой, подражая её Краса-те и творя себя по её образу и подобию. Как писал Леонардо да Винчи, «в наставники себе я взял природу, учительницу всех учителей». Ему вторил многие столетия спустя наш великий живописец, певец лесов И.И. Шишкин: «Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников».
   Краса-та окружающего мира всегда находила своё выражение в творчестве человека. Человек средствами искусства осваивал окружающий мир и передавал его совершенство всеми доступными ему способами и средствами, начиная от каменной росписи и кончая современными музыкальными и словесными произведениями. Человек всегда очищался духовно-нравственно перед лицом Краса-ты Природы.
   Ф. И. Тютчев, наш великий поэт-мудрец, писал, что «в природе есть и душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык»:
   
   «Как неожиданно и ярко
   На влажной неба синеве
   Воздушная воздвиглась арка
   В своем минутном торжестве!
   Один конец в леса вонзила,
   Другим за облака ушла –
   Она полнеба охватила и в высоте изнемогла.
   О, в этом радужном виденье
   Какая нега для очей!
   Оно дано нам на мгновенье.
   Лови его – лови скорей!»
   
   А как сильно выразил воздействие Природы на человека Н.А. Некрасов:
   
   «Как молоком облитые.
   Стоят сады вишневые,
   Тихохонько шумят,
   Пригреты теплым солнышком,
   Шумят повеселее
   Сосновые леса.
   А рядом новой зеленью
   Лепечут песню новую
   И липа бледнолистая,
   И белая березонька
   С зелёною косой!
   Шумит тростинка малая,
   Шумит высокий клен...
   Шумят они по-новому,
   По-новому, весеннему...
   Идёт-гудет Зеленый Шум,
   Зеленый Шум, весенний шум!».
   
   Ни один великий русский поэт или писатель не обошелся без того, чтобы не объясниться в любви к родной земле. В основе этого чувства всегда лежала и лежит КРАСА-ТА родной земли. Именно в Природе и Природой творится духовный мир мастера слов.
   Русь, Светлая, чистая, высокая – Её русские люди от мала до велика осознавали своей Матушкой-Кормилицей, Носительницей таинств Природы, Её Краса-ты. Они любили Её громадные просторы, синеву дальних окоёмов, холмы с сосновыми борами, задумчивые ивы над прудами, высокое сияние небес с косяками журавлей, «в багрец и золото одетые леса», и «зимних стуж метельный вой», и новое «весны младой зелёное дыханье» и новая любовь к родной сторонке одухотворяли на высокий подвиг.
   И стала всем русичам Светлая Русь Матерью и Женою — доброй и суровой, справедливой и нежной, утешением в горе и бедах, и светлой радостью в дни побед, и последним отчаянным пределом, и Любовью небес, и лаской ветров, и светлой далью просторов синих, и запахом трав вольных, и сладким вкусом серебряных ключей заповедных.
   Всё Русское – Солнце Русское, и Небеса Русские, и Звёзды Русские, и лад Русский, и Краса-та Русская - всё Русское. И поёт ей Сердце Русское песню, и плачет, и смеётся Душа Русская, душа безсмертная, душа звёздная.
   Творчество русского писателя М.М. Пришвина прошло в гармоническом единении с Природой. Писатель считал, что Краса-та Природы сама по себе уже обладает силой нравственного воздействия, несёт душе исцеление и укрепление, и чем правдивее будет воссоздана картина Природы, тем сильнее будет воздействие её на душу и сердце человека.
   Конечно, человеку трудно соперничать с Природой, и тут важно, по словам известного русского писателя В.П. Астафьева, не «переложить красок», ибо иначе получится фальшь. Художественная правда должна отображать соответствующими средствами облик и сущность предметов и явлений природного мира.
   Киргизский писатель Чингиз Айтматов признавался, что всё его детство проходило под знаком влияния Краса-ты Природы, все его существо было пронизано этой Краса-той, и это была всегда «радость интимного приобщения к таинству бытия, к сокровенности зарождения и созревания жизни перед лицом Вечности – Природы».
   Писатель ли, поэт ли, художник ли – все они уподобляются в своём творчестве самой творящей Природе. Об этом хорошо сказал известный узбекский поэт Навои: «Если хотите создать розы - будьте землею».
   Из всех видов искусства ближе всех к Природе пейзажная живопись. Если первоначально главным предметом живописи был сам человек, а пейзаж играл второстепенную роль, то выдающееся мастерство пейзажистов выдвинуло пейзаж из вспомогательных жанров в ведущий жанр, ибо в пейзаже живет сама Краса-та Природы. И художник, изображая Природу, доносит до зрителей её гармонизирующее влияние.
   Как писал Гегель, в пейзаже Природа получает «крещение духом» художника. Прежде чем изображать Природу, художнику нужно прочувствовать её, соединиться с ней сердцем и душой. Но во времена средневековой христианизированной Европы пейзаж был превращён лишь в фон для изображения ликов христианских святых. Все от Природы изображалось тут наивно, игрушечно, не было, что называется, окна в мир, глаз человека упирался в стену, не было перспективы, безпредельности, которую эти святые, собственно, и олицетворяли. Это были плоские картины, в них застыла статичность, только что цветовое единство и скрепляло эти изображение, иначе они рассыпались бы на отдельные изображения. Только Эпоха Великого Возрождения вернула людям Краса-ту окружающего мира, саму жизнь, её краски, её свободу, свободное творчество. Рафаэль настолько смог проникнуть художественно в глубь Природы, что на его могиле была сделана уникальная надпись: «3десь покоится Рафаэль: при его жизни великая мать вещей боялась быть побежденной. После его смерти она поверила и в свою».
   Существенно продвинулись в изображении Краса-ты Природы французские импрессионисты. Они инстинктивно уловили суть того явления, которое, по словам Ренуара, носилось в воздухе. Именно они сделали упор на СВЕТ как на основу Краса-ты и были правы. Основатель этого направления Клод Монэ говорил, что надо ловить свет и затем бросать его на холст. Свет есть отблеск огня Жизни. Они справедливо считали, что весь наш вещный мир «купается в свете».
   Расцвет русского пейзажа начался с XIX века, когда после мёртвых религиозных канонов в живопись наконец-то прорвалась Краса-та земная, сама жизнь, её энергия. И начали правду жизни такие художники, как Сильвестр Щедрин, М.И. Лебедев, Ф.Я. Алексеев. Всё у них, особенно у Щедрина, дышало воздухом, светом, было напоено энергией жизни. Задолго до импрессионистов он сумел передать игру света - свет хлынул в его картины, и Природа у него заиграла самыми разнообразными красками. Это был вызов мертвому академизму. Такой живописи еще не знала ни мировая, ни отечественная школы. Художник сумел передать свои чувства и насыщал картины своим видением, своей душевностью, своей любовью. Люди смогли увидеть подлинную Краса-ту Природы.
   Продолжил его художественные традиции другой русский художник - А.Г. Венецианов. Конечно, его картины ещё носили несколько идеалистический характер, но зато русский глаз впервые увидел на картинах именно русскую, а не итальянскую Природу. О его картинах можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
   В условиях крепостничества и духовного закрепощения русская Природа бодрила людей, насыщала их энергией, жаждой борьбы. Хорошо об этом сказал Н.А. Некрасов:
   
   «Отдаёшься невольно во власть
   Окружающей бодрой природы:
   Сила юности, мужество, страсть,
   Великое чувство свободы
   Наполняет ожившую грудь,
   Жаждой дела душа закипает».
   
   Истинная национальная пейзажная школа началась с творчества Алексея Кондратьевича Саврасова, он явился «зачинателем новой эры» (Грабарь). Его пейзаж «Грачи прилетели» произвёл революцию во всей русской живописи, у художников как будто бы заново открылись глаза на Природу и способы её художественного выражения. Случилось это в 1871 году на первой выставке Передвижников. Он даже затмил собою многие тематические картины, которые в те времена особенно ценились. Современники увидели в картине Саврасова настоящую Русь с её неброской, но выразительной Краса-той. И Краса-та русской Природы заговорила в живописи, а потом и простые люди вдруг увидели удивительную Краса-ту их окружающего мира. Красивы рыбы, птицы, бабочки, животные, деревья, кусты, цветы - всё в Природе красиво и пестрит цветом, формами и Краса-той. И что удивительно, в Природе мы не найдём ничего выбивающегося из общего ряда, всё гармонично, всё подобрано, всё дополняет друг друга – как один огромный цветок и музыкальный оркестр звучит каждодневно. Это только люди могут носить безобразные одежды, но в Природе ни один вид, ни одно растение не имеет безобразного выражения. А поганки-грибы - так те вообще стараются выдать себя за красавиц; и всё ядовитое по сути, гадкое старается принарядиться, чтобы хоть так компенсировать свою злодейскую роль в живом мире. Краса-та Природы, помимо цвета и многообразия изящных форм, выступает в виде ловкости, грациозности движений, легкости, быстроты, могучей кипучей энергии. В книге Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» писатель показал Краса-ту отношения собаки и хозяина, всю Краса-ту собачьей преданности. И сколько потом и доныне собак называются Бимами.
   В растительном царстве свет поднимает материю кверху. Растения, цветы вмещают небесные начала:
   
   «Как будто чуя жизнь двойную,
   И ей овеяны вдвойне –
   И землю чувствуют родную,
   И в небо просятся оне!».
   Тютчев
   
   Все стихии на Земле великолепны, пронизаны тонкой Краса-той. Вот то, без чего мы не можем обходиться, – вода: «она есть прозрачность и оформленность, она модификация огня… прозрачное, свежее, дающее все цвета, чистое, ясное, беззвучное и безцветное для иных фактов, она - символ безконечности, безрадостности и безгорестности, невинности, умного самопроявления, подвижного в себе покоя вечности. З


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14316
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5789
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1096
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8964
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3837
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4066
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
14
16.09.2018
Пока не поздно
85
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
36
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
23
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
21
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
27
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
27
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
22
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
38
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
34
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
48
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
38
13.09.2018
Выставка ГМВ
68
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
408
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
190
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
219
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
159
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
197
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
181
11.06.2018
Конец Кали Юги
321
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
417
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
278
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
205
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
281
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
222
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
312
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
258
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
349
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
327
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
549
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
454
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
490
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
693
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
844
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
94
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
88
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
115
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
97