Знамя Майтрейи
1526

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР ТОЛСТОГО

   «Избави бог жить только для этого мира. Чтобы жизнь имела смысл, надо, чтобы цель её выходила за пределы постижимого умом человеческим».
   Лев Толстой
   
   «Ехал наверху на конке, глядел на дома, вывески, лавки, извозчиков, проезжих, прохожих, и вдруг так ясно стало, что весь этот мир с моей жизнью в нем есть только одна из безчисленных возможностей других миров и других жизней, и для меня есть только одна из безчисленных стадий, через которую, мне кажется, что я прохожу во времени».
   Многолетние напряженные нравственные и религиозные искания Толстого нашли отражение в огромном количестве писем, эссе, статей и записных книжек.
   Толстой недоумевал, почему люди называют прогрессом и гордятся «жалкими механическими изобретениями, благодаря которым люди будут производить всё больше и больше ненужных и вредных, развращающих предметов».
   Великий русский мыслитель не признает и высмеивает огромное количество придуманных людьми законов: обрядовых, религиозных, «так называемых научных» – одним словом, слепую веру современного человечества в социальный и научный прогресс. Одной из главных бед образованных людей Толстой считал их невозможность «освободиться от научного суеверия... научного гипноза...».
   «Как легко усваивается то, что называется цивилизацией... и отдельными людьми, и народами! Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу, и готов самый цивилизованный человек. А для народов: побольше железных дорог, академий, фабрик ... газет, книг, партий, парламентов – и готов самый цивилизованный народ. От этого-то и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение – .... потому что оно обличает ложь цивилизации».
   Проницательные предвидения Льва Толстого звучат поразительно своевременно, в частности, о том, что наше современное общество в своем развитии дошло до такой стадии, когда «сложные, хитрые и безполезные умствования привели к такому уровню ненужной запутанности и смятения для того, чтобы замаскировать человеческие бедствия...
   «Итак, Толстой утверждает, что «главное бедствие очень культурных людей – это их балласт разностороннего и особенно эстетического образования. Это больше всего мешает им знать, что они знают, как говорил Лао Цзы (это болезнь)».
   Другой важной причиной «ограниченности людей нашего интеллигентного мира» Толстой считает «погоню за пошлой современностью, которая исключает всякую возможность серьезного, истинного, нужного знания. А как, казалось бы, ясна ошибка. У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из миллиардов и миллиардов людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное; остались Веды, Зороастр, Будда, Лао Тзы, Конфуций, Ментце, Христос, Магомет, Сократ, Марк Аврелий, Эпиктет, и новые: Руссо, Паскаль, Кант, Шопенгауэр и еще многие. И люди, следящие за современностью, ничего не знают этого, а следят и набивают себе голову мякиной, сором, который весь отсеется и от которого ничего не останется».
   Из глубины веков звучит пророческий голос, описывающий трагическую ситуацию, в которой находятся наши современники.
   «Нет ни одной проблемы, которую современные люди могут разрешить просто и открыто. Каждый вопрос, будь то экономический, государственный, дипломатический, научный, не говоря уже о религиозных и философских, излагается так искусственно и ошибочно, оказывается обернутым в такой толстый слой сложных, излишних аргументов, изобилующих таким количеством искажений смысла и слов, и такой софистикой и полемикой, что все обсуждения таких вопросов снова и снова идут по кругу безрезультатно, напоминая отсоединенное колесо автомобиля».
   О религии будущего
   Интерес к философии Востока возник у Толстого в молодости, когда, будучи девятнадцатилетним юношей, он находился в казанском госпитале рядом с бурятским ламой, раненным не известными разбойниками. Как оказалось, этот лама, будучи буддистом, не защищался, а только молча молился. Этот эпизод произвел на Толстого большое впечатление и послужил толчком к глубокому изучению духовного наследия Востока, пониманию сути философии «освобождения».
   Знаменитый писатель пришел к выводу о том, что «учения буддизма и стоицизма, как и еврейских пророков, в особенности Исайи, а также китайские учения Конфуция, Лао Тзы и мало известного Ми-Ти, все возникшие почти одновременно, около VI века до рождества Христова, все одинаково признают сущностью человека его духовную природу, и в этом их величайшая заслуга».
   «Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, – писал Толстой, – которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великих принципа Иисуса – любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Тзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству». По воспоминаниям Леонида Андреева, Толстой «много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente-lux» (свет - с Востока [лат.]).
   По воспоминаниям Максима Горького, в разговоре о Достоевском, Толстой сказал: «Ему бы познакомиться с учением Конфуция или буддистов, это успокоило бы его. Это – главное, что нужно знать всем и всякому.»
   О реинкарнации
   «Мы, вероятно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание», – написал молодой Лев Толстой в своем романе «Юность». И спустя 50 лет: «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это, – воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей...».
   А вот что писал Толстой в «Первых воспоминаниях»:
   «От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость. Мало того, что пространство, и время, и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть (все) большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них...».
   В 1907 г. Толстой, прощаясь с Т.А. Кузминской (сестрой С.А. Толстой), которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то на том свете, так ей ответил: «Мы на том свете не узнаем друг друга – ведь мы здесь никого не узнаём».
   А вот запись, сделанная Толстым в дневнике за три года до смерти: «Точно так же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше открывается с каждым рождением после смерти».
   
   Источник: Великая Эпоха
   http://www.lomonosov.org/esses/fouresses1033819.html




Темы уроков: Подвижники

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14780
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5974
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1219
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9060
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3938
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4204
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
6
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
9
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
10
08.12.2018
Нужен налог на курение
8
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
14
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
16
07.12.2018
Русский язык и генетика
10
07.12.2018
Неблагодарные дети
15
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
12
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
15
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
13
05.12.2018
Детям своим расскажите о них...
13
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
70
02.11.2018
Солнце и Луна в астрологии
83
02.11.2018
ЗАКОН КАРМЫ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ (Окончание)
76
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
133
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
109
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
44
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
51
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
53
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
104
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
48
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
56
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
65
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
229
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
54
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
399
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
320
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
450
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
408
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
614
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
508
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
537
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
757
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
108
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
91
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
101