Знамя Майтрейи
1672

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПАРАЦЕЛЬСА

(Алхимия и астрология)


    Алхимия и астрология — науки в наше время малопонятные, ибо они имеют дело со сверхчувственными явлениями, которые не могут быть известны людям, не обладающим сверхчувст­венными силами восприятия. Химия имеет дело с физической материей, алхимия — с ее астральными принципами. Астрономия изучает физические аспекты планет и звезд, астрология — психическое воздействие их душ друг на друга и на микрокосм человека.
   Химия — наука, которая может быть изучена любым человеком, обладающим средними интеллектуальными способностями и некоторой сноровкой, необходимой для практического ее приложения. Астрономия доступна любому, кто способен понимать математику, владеет логикой и физическим зрением. Алхимия — искусство, которое нельзя постичь без духовного знания. Астрология непостижима для того, кто не способен чувствовать влияние звезд. Книги, трактующие алхимию и астрологию, понятны тому, кто обладает силой внутреннего восприятия, но от тех, кто этой силы лишен, смысл их ускользает. Невозможно также и растолковать им аллегорическое значение этих книг, ибо в силу вечных законов духовные истины нельзя постичь с помощью рассуждений. Чем более отточен интеллект для восприятия внешних и искусственных явлений, тем легче ему потерять способность видеть внутреннюю духовную реальность, и прогресс современной науки в познании внешнего ведет к тому, что большинство наших ученых мужей разучились осознавать духовные истины, а многие и вовсе отрицают их существование.
   Все в природе имеет три аспекта. Высший аспект алхимии есть трансформация пороков в добродетели огнем любви к добру, очищение души страданием, возвышение Божественного начала в человеке над животными элементами его души. Знаком, в котором работает настоящий алхимик, является крест, ибо человек, возвышаясь среди своих братьев из животного царства, укоренен материальными элементами в земле, постигает душой элементарные силы природы, которые являются причиной его страдания и смерти человеческой природы, но его высшая природа (его разум), поднимаясь над животным существованием, достигает чистой атмосферы небес.
   Второй аспект алхимии — учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей. Каждая вещь троична, она имеет тело и душу, связанные вместе духом, который есть причина и закон. Физические тела подвержены влиянию физической материи, душа воздействует на элементы души, а сознательный дух просвещенного направляет и контролирует действия материи и души. Силой духа можно сублимировать материальные элементы в невидимые или коагулировать невидимые вещества, делая их видимыми. Явления такого рода можно иногда наблюдать на «спиритических сеансах», хотя алхимик, вызывающий их, при этом так же остается невидимым.
   Низший аспект алхимии — это приготовление, очищение и соединение физических веществ. Из этой части учения выросла современная химия, являющая собой, в своем теперешнем состоянии, шаг вперед низшего аспекта старой химии, но полностью утерявшая высшие ее аспекты. Дальнейший прогресс химической науки вновь приведет ее в соприкосновение с алхимией. Химия разлагает и соединяет материальные вещества в определенных пропорциях, она может выделить чистое вещество без примесей, но при этом основные элементы она всегда оставляет неизменными; алхимия же изменяет характер простых тел и поднимает их до более высоких состояний бытия. Чтобы развить эту способность, требуется не просто механический труд, но мастерство творца. Человек, своими руками по определенным правилам составляющий химические препараты, является химиком; ткача, ткущего сукно, и портного, шьющего одежду, можно назвать алхимиками, поскольку ни сукно, ни одежда не создаются природой. Химик имитирует природу, художник превосходит ее; чернорабочий одалживает природе свои руки, давая ей возможность совершить что-то через него; художник использует материал, данный природой, и производит нечто, что существует только в его душе. Маляр, красящий стену, — химик, его работа требует сноровки, но не гения. Художник, рисующий картину, — алхимик, поскольку он воплощает идею и вкладывает в работу свою душу. Чтобы правильно понять значение слов «алхимия» и «астрология», необходимо понять и осознать тесную взаимосвязь и тождественность микрокосма и макрокосма, их взаимное влияние. В человеке потенциально содержатся все силы Вселенной, его физическое тело и все его органы есть не что иное, как результат действия и воплощение сил природы. Микрокосм и макрокосм не только «сравнимы друг с другом», они воистину едины по своим силам и равны по составу элементов. «Если во мне содержится «манна», я могу привлечь «манну» с небес. «Мелисса» присутствует не только в саду, но и в воздухе и на небесах. «Сатурн» пребывает не только на небе, но также и в недрах земли и в глубине океана. Что же есть «Венера», как не «артемизия», растущая в твоем саду? Что есть «железо», как не «Марс»? Иными словами, Венера и артемизия суть порождения одной сущности; Марс и железо суть проявления одной причины. Что есть человеческое тело, как не констелляция тех же сил, что образуют звезды на небе? Кто знает, что есть железо, знает и свойст­ва Марса. Кто знает Марс, знает свойства железа. Что сталось бы с сердцем, если бы не было Солнца во Вселенной? Какая польза была бы в «vasa spermatica» (1), если бы не было Венеры? Улавливать невидимые элементы, притягивать их посредством материальных их соответствий, управлять ими, очищать и превращать их живою силою духа — вот что есть истинная алхимия». («Paragranum», i.)
   Что материальные науки знают о духовном? Химия — это наука, которая имеет дело с химическими соединениями, распадом и образованием новых соединений физических веществ. Алхимия занимается очищением и соединением астральных элементов и трансформацией низших форм и состояний в высшие. При помощи химии мы можем очистить физические вещества от всех инородных элементов и отделить их от физических примесей, но составляющий их элемент останется неизменным. Посредством алхимии мы можем поднять элемент до более высокого и чистого состояния бытия. Природные процессы, благодаря которым происходит соединение и разложение материи, — такие, как гниение, вызываемое соприкосновением вещества с воздухом, и химическое соединение двух или более веществ, вступающих в контакт друг с другом, — есть химические процессы. Прорастание дерева из семени, эволюция миров, рождение драгоценных металлов в явно безполезной материальной породе, внутриутробное развитие плода, рост животного или человеческого существа и пр. суть алхимические процессы, поскольку сама жизнь является их движущей силой, и они не могли бы происходить без ее участия (2).
   «Отделение есть причина существования, рождение вещей есть выделение их из Mysterium magnum. Это величайшее чудо, ведомое практической философии, божественное искусство. Кто способен притягивать вещи из Mysterium magnum (Акаши), тот есть истинный алхимик». Этой способностью обладают только те, кто духовно развит (3). Природа постоянно практикует это искусство благодаря организующей энергии невидимого астрального тела. «Как курица рождает цыпленка с крыльями и ногами из малого Микрокосма, заключенного в скорлупу яйца, так же и тайны природы создаются посредством алхимических процессов. Алхимия природы есть причина вызревания груши и вырастания винограда на лозе. Алхимия природы выделяет полезные элементы из пищи, поступающей в желудок, преобразуя их в хилус (4) и кровь, в мускулы и кости, и отвергает то, что безполезно. Врач, ничего не смыслящий в алхимии, может быть лишь слугой природы, как бы ни был он сведущ в науке о внешних явлениях; алхимик же — ее господин. Если врач не может влить жизнь в пораженные части тела, он не способен исцелять, а должен ждать, пока природа не выполнит его задачу; но тот, кто способен направлять жизненную силу, может направлять природу и управлять ею».
   Алхимия описывается Парацельсом как искусство, в котором Вулкан (огонь природы — астральный свет) является творцом. Она отделяет чистое от нечистого, заставляет вещи возникать из первичной материи (Акаши). Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который в них содержится.
   «Все (в том числе и человек) состоит из трех субстанций, и все имеет свое число, свой вес и свою меру. Здоровье есть правильное соотношение количества и качества этих трех субстанций; отклонение от него приводит к болезни. Эти три субстанции — сера, ртуть и соль (5) на них воздействует четвертый принцип, который есть жизнь. Эти три субстанции недоступны физическому зрению, но истинный врач должен, тем не менее, видеть их и уметь отделить одну от другой. То, что доступно чувствам, может увидеть любой, не только врач; но врач должен быть способен прозревать вещи, видеть которые может не каждый. Есть прирожденные врачи и есть врачи «сочиненные». Первые видят то, чего последние видеть не могут и, будучи не в состоянии воспринять, подвергают сомнению само существование подобных вещей. «Сочиненные» врачи видят внешнее вещей, прирожденные врачи — внутреннее: однако внутренний человек есть истинная реальность, тогда как внешний — лишь видимость, и потому настоящий врач видит истинного человека, а врачи-шарлатаны — только иллюзии. Три субстанции связываются в формах жизненной силою. Если мы возьмем три невидимых субстанции и прибавим к ним жизненную силу, то получим три невидимых субстанции в видимой форме. Три составляют форму, они разделяются лишь после того, как жизненная сила покидает их. Они сокрыты жизнью и жизнью соединены вместе. Их совокупные свойства определяют свойства формы, и только когда жизнь уходит, проявляются отдельные их качества. Если субстанции эти соединены в надлежащей пропорции, форме присуще здоровье; но как только они разделятся, одно будет гнить, а другое — гореть. Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент — в соли и летучий элемент — в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».
   «Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них — в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда — в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве — виноград. Невежда говорит о тепле и холоде, о сухости и влажности, о сладости и кислоте, о горечи и терпкости, не зная, чем порождаются эти свойства; мудрый же различает в них элементы звезд». («Paragranurn».)
   Парацельс сравнительно мало писал обо всем, что связано с вульгарной алхимией, он был врагом бесконечных рецептов и предписаний, марания грязью коллег, злобы и елейности, шарлатанства и знахарства — всего, чем славились в его время так называемые «алхимики». Он пишет: «Что я скажу обо всех твоих алхимических рецептах, о твоих ретортах и бутылях, тиглях, ступках и склянках, обо всех этих сложнейших процессах дистилляции, плавления, фиксации, сублимации, осаждения, обо всем этом паясничаньи, ради которого ты растрачивал свое время и свои деньги? Все подобные вещи никчемны, и труд твой пропадает втуне. Они скорее препятствуют, нежели способствуют достижению истины». Тем не менее, сам Парацельс был весьма сведущ в алхимии. В предисловии к своей работе, названной «Tinctura Physica» (6), он говорит: «Я владею сокровищем, укрытым в больнице в Вейдене (Фраул), которое имеет столь высокую цену, что ни папа Лев, ни император Карл не смогли бы купить его за все свои богатства, и те, кто знаком со спагирическим искусством (алхимией), подтвердят мои слова».
   Способность некоторых веществ улавливать и удерживать планетарные влияния используется для придания им оккультных свойств. В силу этого алхимик может применить чистые металлы для создания амулетов, «магических зеркал» и других предметов, способных вызывать магические эффекты. Парацельс говорит:
   «Соединения металлов действуют удивительным образом. Если мы создадим сплав семи металлов в должном порядке в надлежащее время, то получим металл, объединяющий в себе достоинства семи исходных. Такой сплав именуется «электрум». Он обладает не только физическими, но и звездными свойствами семи металлов, вошедших в его состав; электрум есть одно из наиценнейших средств, ведомых тайной науке. Обычные металлы не могут сравниться с ним, ибо он обладает магической силою. Сосуд, отлитый из электрума, немедленно обнаружит любой яд, положенный в него тайно, ибо яд этот начнет выступать каплями на его стенках».
   «Множество удивительных вещей может быть сделано из электрума, как то: амулеты, талисманы, магические кольца, браслеты, печати, фигуры, зеркала, колокола, медали — и много других предметов, обладающих огромной магической силой, из которых весьма немногие известны широко, ибо искусство наше забыто и большинство людей даже не знает о его существовании».
   «Не пристало объяснять все достоинства и силы электрума, ибо софисты примутся поносить его, а невежды придут в раздражение; идиот станет осмеивать его, а дурной человек употребит во зло; и потому мы вынуждены хранить молчание касательно главных его достоинств. Но есть у него чудесные свойства, о которых мы будем говорить. Мы наблюдали их сами и знаем, что говорим правду. Мы видели, как кольца, сделанные из электрума, вылечивали своих владельцев от спазмов и паралича, от падучей и апоплексии; даже во время сильнейшей эпилепсии такое кольцо приносило немедленное облегчение. Мы видели, как кольцо из электрума запотевало при начале скрытой болезни».
   «Электрум противостоит всем вредоносным воздействиям, поскольку в нем сокрыта небесная сила и влияния всех семи планет. Египтяне, халдеи и персидские маги использовали его против злых духов и совершали великие открытия благодаря ему. Если я расскажу все, что знаю о достоинствах электрума, софисты станут преследовать меня как величайшего колдуна в мире».
   «Я, однако, скажу, что знал в Испании человека, который владел колоколом из электрума около двух фунтов весом; с его помощью человек этот мог призывать всяческих призраков и привидений, исполнявших его приказания. Перед тем как воспользоваться колоколом, он писал на внутренней его поверхности определенные слова или буквы. Затем он звонил в колокол, и немедленно являлись духи в той форме, какую он повелевал им принять. Звуком этого колокола он мог вызывать даже и призраки людей или животных и удалять их прочь, когда в них не было нужды; и всякий раз, призывая нового духа, он писал на внутренней поверхности колокола другие буквы. Он отказался открыть мне секрет этих слов и букв, но я размышлял о нем и раскрыл его сам».
   «Тебе не стоит удивляться, прослышав о таких вещах, ибо возможно все, что согласуется с законами природы. Один человек может назвать другого по имени и повелеть ему сделать что-либо, и если этот другой уважает первого или признает его превосходство, он исполнит приказ, не будучи понуждаем к этому оружием или палкою. На невидимых существ воля человека воздействует гораздо сильнее, и низшее существо можно принудить исполнять волю высшего, лишь в мыслях произнеся слово, ибо низшее подчинено высшему; и что есть воля, если не сила, сокрытая в мысли (разуме) человека и действующая через его воображение? (7) Человеческая мысль может воздействовать на духа, подобно тому как воздействует произнесенное слово на разум человека, ибо духи не имеют физических ушей, чтобы слышать физические звуки, а в голосе нуждаются лишь те, кто не могут слышать посредством духа» (8).
   «Если звездный элемент одного человека может быть передан другому силой его божественного духа, то звездный элемент этот может быть также внедрен в металлы, дабы запечатлеть в них свой флюид, и благодаря этому металл будет поднят в более высокое состояние, нежели то, в которое был помещен природой» (9).
   
   ELECTRUM MAGICUM (10)
   
   Electrum magicum приготовляется следующим образом. «Возьми десять частей чистого золота, десять серебра, пять меди, две олова, две свинца, одну часть порошка железа и пять ртути. Все металлы должны быть чистыми. Теперь жди того часа, когда планеты Сатурн и Марс войдут в конъюнкцию (11) и приготовь все свои препараты для этого случая; готовь огонь, тигель, ртуть и свинец, ибо, когда настанет время, не будет никакой отсрочки; работа должна быть сделана в самый момент конъюнкции. Как только это случится, расплавь свинец, добавь ртуть и дай им остыть. После этого жди конъюнкции Юпитера с Сатурном и Меркурием, расплавь соединение свинца и ртути в тигле, а в другом тигле олово, и слей два металла вместе в момент этой конъюнкции. Теперь тебе надлежит ждать, пока не произойдет конъюнкции Солнца с одной или с обеими из вышеназванных планет, и тогда добавь в это соединение золото, предварительно расплавив его. Во время конъюнкции Луны с Солнцем, Сатурном или Меркурием добавляется тем же образом серебро, и во время конъюнкции Венеры с одной из вышеименованных планет добавляется медь. Наконец, во время подобной же конъюнкции с Марсом все завершается добавлением порошка железа. Размешай жидкую массу прутом гамамелиса и дай ей остыть» (12).
   «Из этого electrum magicum ты можешь сделать зеркало, в котором сможешь видеть события прошлого и настоящего, отсутствующих друзей и врагов и все, что они делают. Оно покажет тебе все, что ты пожелаешь увидеть, и все дела людские, совершаемые днем или ночью. Ты можешь увидеть в нем все, что когда-либо было написано или произнесено, а также и говорившего и причины, побудившие его сказать это; ты можешь увидеть в нем что угодно, в каком бы секрете это ни держалось» (13).
   «Такие зеркала изготовляют из electrum magicum; они делаются диаметром около двух дюймов. Отливать их следует во время конъюнкции Юпитера и Венеры; формы для них делаются из мелкого песка. Обточи зеркала гладко точильным камнем, отшлифуй их трепелом и затем куском дерева, взятым от липы. Все действия с зеркалом — обтачивание, шлифовку и прочее — должно производить при благоприятных планетарных аспектах; выбрав надлежащие часы, можно изготовить три различных зеркала. Во время конъюнкции двух определенных планет, когда Солнце или Луна стоит в доме управителя часа твоего рождения, три зеркала следует положить вместе в чистую колодезную воду и оставить на один час. После этого их можно вынуть из воды. завернуть в льняную тряпицу и сохранять для последующего использования» (14).
   Ничто в природе не мертво, и алхимия имеет дело отнюдь не с неодушевленными вещами. Алхимики древности верили в возможность самозарождения и создавали, посредством сочетания психических сил и сущностей, такие формы, в которых начинала проявляться жизнь. Они умели создавать живые существа в закупоренных бутылях, посредством палингенеза вызывать и делать видимыми астральные формы растений и животных и возрождать их из пепла. Одним из самых великих таинств было зарождение существ, подобных мужчинам или женщинам, без посредства женского организма. Эти существа называются гомункулами, и Парацельс пишет о них следующее.
   
   ГОМУНКУЛЫ
   
   «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, — посредством мастерства искусного спагирика (алхимика)». («De Natura Rerum», vol. i.)
   «Создание гомункулов до сего дня хранилось в глубоком секрете, и столь мало было известно об этом, что философы древности подвергали сомнению самую возможность этого. Однако я знаю, что подобные вещи могут быть осуществлены посредством спагирического искусства при помощи природных процессов. Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом «намагнетизировать», она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако является прозрачной и бестелесной. Если теперь его еще сорок недель искусственно питать arcanum sanguinis hominis (15) и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя, причем члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, как если бы оно было рождено женщиной, только будет оно много меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше, не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе. Это есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой до того дня, когда будут открыты все тайны».
   Представляется бесполезным цитировать дальше алхимические рецепты Парацельса или любого другого алхимика. Для непосвященного они непонятны и абсурдны, в то время как посвященный, учителем для которого является свет духа, не нуждается в них. Но те, кто осуждают оккультистов прошлого за их мнимые невежество и суеверие, лучше бы вспомнили, что требуется куда больше доверчивости, чтобы поверить, будто великие реформаторы науки, люди, обладавшие мудростью, — Парацельс, Иоганн Тритемий, Ван Гельмонт и другие — написали целые тома невыносимой чепухи, каковой эти сочинения непременно бы были, если понимать их буквально, чем поверить — как и есть в действительности. — что великие духовные истины были скрыты за аллегориями, которые могут понять только те, кто хранит ключ к ним в своем сердце.
   Хотя Парацельс и утверждал, что золото и серебро можно получить химическими методами и что некоторые преуспели в этом (16), он, тем не менее, осуждал такие эксперименты как бесполезные; и даже в тех химических экспериментах, которые оказались успешными, скорее всего, потребовалось нечто большее, чем просто химические манипуляции (17).
   Астрология тесно связана с медициной, магией и алхимией. Если для каких бы то ни было целей мы хотим использовать влияния планет, необходимо знать, какими свойствами эти влияния обладают — как они действуют и в какое время определенные планетарные влияния будут возрастать или убывать. Человек, который знает свое собственное строение, способен познать свойства планетарных влияний, поскольку он может распознать в себе самом планетарные влияния, соответствующие тем, что управляют небом; действие таких влияний станет нам известно, если мы узнаем свойства тел, на которые эти влияния действуют, поскольку каждое тело притягивает те влияния, которые находятся с ним в гармонии, и отталкивает другие; время, когда правят определенные планетарные влияния, можно узнать с помощью астрономических вычислений или по специальным таблицам, однако духовно развитый провидец не нуждается ни в книгах, ни в таблицах, но узнает состояние внешнего мира по изменениям, происходящим в его собственной душе.
   Парацельс не был, как это называют в наше время, профессиональным астрологом. Он не вычислял время рождения и не строил гороскопов, однако знал высший аспект астрологии, благодаря которому познаются взаимосвязи макрокосма и микрокосма. Он отвергал заблуждения вульгарной астрологии так же, как и ошибки общераспространенных религиозных или научных убеждений; если правильно понимать его систему астрологии, можно оценить чистоту и величие его концепций. Он говорит: «Нам нет надобности заботиться о пути Сатурна: это ни удлинит, ни укоротит ничью жизнь. Если Марс жесток, из этого не следует, что Нерон его сын, и хотя и Марс, и Нерон могут иметь одни и те же качества, они не заимствуют их друг у друга. Старая поговорка гласит, что мудрый может повелевать звездами, и я верю в это — не в том смысле, в каком понимаешь ты, но в моем собственном. Звезды не дают нам ничего, чего мы не согласны принять; они не склоняют нас ни к чему, чего мы бы сами не желали. Они свободны со своей стороны, а мы — со своей. Ты веришь, что один человек более удачлив в приобретении знаний, другой — в приобретении власти; один легче достигает богатства, а другой — славы, и ты думаешь, что это определено звездами; я же убежден, что причина в том, что один человек более других склонен приобретать и удерживать определенные вещи, и склонность эта исходит от духа (18). Нелепо верить, будто звезды повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звезд».
   Он резко возражал против церемоний, целью которых было привлечение духов посредством планетарных влияний. Он писал: «Все, что приходит от «духов», есть колдовство. Такие духи фальшивы, и мы не верим в них; но мы верим в силу той мудрости, которая правит небесами и с которою можно познать все таинства природы. Колдовство называют магией, но магия есть мудрость, а в колдовстве никакой мудрости нет. Истинная наука знает все. Вечная часть всех вещей существует без времени, без начала и без конца. Не бывает утраченных надежд. Все, что кажется невероятным, неправдоподобным и невозможным, может стать поразительно истинным в вечности».
   «Человеческая душа состоит из тех же самых элементов, что и звезды: но как мудрость Всевышнего повелевает движением звезд, так и разум человека управляет влияниями, которые обращаются и циркулируют в его душе. Эссенция звездного тела человека, которую он притягивает от звезд, имеет материальную природу; но мы рассматриваем ее как нечто духовное по причине того, что субстанция ее эфирна и невидимое тело имеет большие размеры. Эссенции звездного тела человека тесно связаны со звездными эссенциями небесных тел, и первые притягивают силу последних; однако человек есть хозяин своей души, и он может либо позволить этому притяжению происходить беспорядочным образом, либо же управлять своими страстями и отвергать те влияния, которых он не желает. В душе человека существует притягивающая сила, которая может привлечь физические, умственные или нравственные болезни из Хаоса. Планетарные влияния пронизывают всю природу, и человек может притянуть вредоносные качества луны, звезд и других объектов; но луна, звезды и другие объекты также могут притянуть вредоносное влияние человека и распространить его вновь посредством своих лучей (19), поскольку природа есть нераздельное целое, части которого неразрывно связаны».
   «Солнце и звезды притягивают нечто от нас, и мы притягиваем нечто от них, ибо наши астральные тела состоят в симпатии со звездами и звезды находятся в симпатии с нашими звездными телами; так же происходит и со звездными телами всех других вещей. Все они притягивают влияния (астральные) звезд. Каждое тело притягивает их особые влияния; одни притягивают больше, другие меньше; и на этой истине основывается сила амулетов и талисманов и воздействие, которое они могут оказать на звездную форму носящего их. Талисманы подобны шкатулкам, в которых хранятся звездные влияния».
   «Три духа, объединенные в одном, живут и действуют в человеке; три мира, объединенные в одном, бросают на него свои лучи; но все три есть только отблеск, образ или отзвук одного первоначального творения. Первый дух есть эссенция элементов: второй — душа звезд; третий дух — жизнь. Низшие потребности человека определяются жизнью элементов, но есть лишь единая жизнь, и та жизнь, что порождает потребности человека, содержится во всех элементах — как в звездах, так и в растительных и животных формах. Деятельность жизненной эссенции претворяется в растительных, животных и человеческих формах; она становится жизнью земли, и жизнь земли излучается обратно к звездам. Звезды притягивают и отталкивают друг друга; они имеют свои симпатии и антипатии, и их живые антипатии и симпатии, притяжения и отталкивания не могли бы существовать, если бы не существовало между ними носителя жизни».
   «Первичная материя, образующая основу строения человеческого тела, впитывает влияния звезд, они питают элементарное (физическое) тело, и посредством этих влияний душа человеческая связывается и объединяется с душами звезд. Имея три мира в себе и живя в трех мирах, человек должен учиться узнавать низшие элементы, понимать звездные и знать вечные».
   «Тело приходит от элементов, душа — от звезд и дух — от Бога. Все, что можно понять разумом, приходит от звезд» (20).
   «Все знание приходит от звезд (Мирового Разума). Люди не изобретают и не создают идей; идеи существуют, а люди могут уловить их. Если даже все профессора музыки в мире в одночасье умрут, небеса — изначальный учитель музыки — не исчезнут и научат этому искусству других людей. Существует множество идей, которые люди все еще не уловили, множество звезд еще слишком далеки, чтобы создать сильную связь с землей. Царство звезд и идей бесконечно, и потому источник изобретений и открытий неисчерпаем».
   «Новые звезды появляются на небе, другие исчезают. Новые идеи появляются на умственном горизонте, а старые идеи забываются. Когда новая комета появляется на небе, она наполняет сердца невежд ужасом; когда новая, величественная идея появляется на умственном горизонте, она вызывает страх в стане тех, кто привержен старым учениям и привычным формам».
   «Физический человек получает свою пищу от земли; звездный человек получает уклад своих чувств и мыслей от звезд; но дух обретает свою мудрость от Бога. Как жар огня проходит сквозь железную печь, так и звездные влияния со всеми своими свойствами проходят сквозь человека. Они проникают в него, как дождь проникает в почву, и как почва становится плодородной благодаря дождю, так и благодаря им становится плодородной человеческая душа: но принцип высшей Мудрости вселенной проникает в центр, озаряет его и правит всем». «Град может побить плоды земли, вредоносные планетарные влияния могут вызвать эпидемии, будучи притянуты душою земли, духовное средоточие человека может быть лишено мудрости, и вместо нее может править тьма. Земля, животное царство и физический человек подчиняются звездам; но духовный человек повелевает звездами и элементами, подчиняет миры снаружи и мир внутри посредством мудрости, что приходит от Бога. Камни, растения и животные подчиняются разуму, и человек должен подчиняться воле и мудрости Бога. Индивидуальная земная человеческая жизнь должна быть в согласии с законами, правящими вселенной; духовные устремления человека должны быть направлены к тому, чтобы прийти в гармонию с мудростью Бога. Если мы достигнем этого, внутреннее сознание будет разбужено и сможет постичь влияния звезд, и таинства природы будут открыты его духовному восприятию».
   
    Примечания.
   1. Вместилище семени (лат.). — Прим. пер.
   2. Иоганн Тритемий (Johannes Tritheim), аббат из Шпангейма, один из величайших алхимиков, теологов и астрологов, весьма ученый и уважаемый человек, делает в своей книге (напечатанной в Пассау в 1506 году) несколько замечаний, которые могут пролить свет на столь сложный предмет, каким является алхимия. Он пишет: «Искусство божественной магии состоит в способности воспринимать сущность вещей в свете природы и, используя скрытые силы духа, производить материальные вещи из невидимой вселенной (Акаши). При этом необходимо объединить Верх (Макрокосм) и Низ (Микрокосм) и заставить их действовать в гармонии. Дух природы есть единство, творящее и формирующее все; проявляясь через посредство человека, он может создавать прекрасные вещи. Эти процессы происходят в соответствии с законом. Ты познаешь закон, управляющий этими процессами, познав самого себя. Ты познаешь его силой духа, пребывающего в тебе, и воплотишь его, объединив свой дух с эссенцией, исходящей от тебя. Если ты хочешь преуспеть в этом, ты должен уметь выделять дух и жизнь в природе и, кроме того, выделять астральную душу в самом себе и делать ее осязаемой, и тогда субстанция души проявится видимо и осязаемо, став вещественной благодаря силе духа. Христос говорил о соли: соль имеет тройственную природу. Золото тройст­венной природы: существует эфирное, жидкое и материальное золото. Это одно и то же золото, только в трех разных состояниях; и золото одного состояния может быть превращено в золото другого состояния. Но эти таинства не следует разглашать, ибо скептики и насмешники не способны понять их, а для того, кто жаден, они станут соблазном».
   [Замечание. Мне хотелось бы предупредить читателя, который хочет испробовать какой-либо из алхимических рецептов, содержащихся в этой книге, что делать это не стоит, если только сам он не является алхимиком. Ибо, хотя как известно мне из личного опыта, рецепты эти не только аллегорически, но и буквально верны и могут успешно использоваться алхимиком, в руках человека, не имеющего необходимой подготовки, они приведут лишь к потере времени и денег. Тот, кто хочет быть алхимиком, должен иметь в себе «магнезию», то есть магнетическую силу, притягивающую и «коагулирующую» невидимые астральные элементы. Этой силой обладают только те, кто «возродились в духе». Не понимающие, что это значит, не являются «возрожденными» (или посвященными) и им нельзя этого объяснить. Но тот, кто посвящен, познает это и без рецептов из книг, ибо он будет знать своего наставника.]
   3. Духовное развитие не связано напрямую со знаниями, приобретенными интеллектом, и иногда встречаются люди, не сведущие в мирских науках, но обладающие огромными духовными силами.
   4. Млечный сок. — Прим. пер.
   5. Разумеется, они не имеют никакого отношения к химическим веществам, известным нам под этими названиями. Возможно, алхимия будущего создаст более подходящие термины.
   6. «Tinctura physicorum» — великое алхимическое таинство. Гермес Трисмегист из Египта, Гор из Греции, араб Калид и Альберт Великий из Германии были знакомы с ним. Оно именуется также красный лев и упоминается во множестве алхимических сочинений, однако на самом деле было известно немногим. Его приготовление чрезвычайно трудно, поскольку требует присутствия двух совершенно гармоничных людей, притом одинаково искусных. Говорят, оно представляет собой красную эфирную жидкость, способную превращать все низшие металлы в золото и имеющую также другие чудесные свойства. Вблизи одного городка на юге Баварии стоит старая церковь, под которой, как говорят, и по сей день сокрыта эта тинктура. В 1698 году некоторое ее количество пропитало почву. Множество людей было очевидцами этого явления, и они считали, что произошло чудо. Поэтому там и возвели церковь, которая до сих пор служит местом паломничества. В отношении материала (если можно так выразиться), используемого для приготовления этого великого снадобья, Парацельс говорит: «Будь осмотрителен и не бери у льва ничего, кроме розовой крови, и у белого орла бери только белую клейковину. Коагулируй (уплотняй) их согласно указаниям, данным древними, и ты получишь tinctura physicorum. Но если это тебе непонятно, помни, что только возжелавший всем сердцем обрящет и только стучащему что есть силы откроется».
   7. О том, что человек способен подчинить себе животное, не произнося ни слова, знают многие.
   8. Вовсе не требуется, чтобы звук нашего голоса создавал образ какого-либо объекта раньше нашего воображения, и, если мы видим некий образ в своем уме и осознаем его присутствие, он действительно существует для нас, и таким образом дух может обрести форму благодаря силе нашего воображения.
   9. Это замечание проливает некоторый свет на алхимические процессы и указывает, что существует не только магнетизм планет, но также и «магнетизм» мастера, который должен быть специально подготовлен, и оба эти магнетизма объединяются в металле посредством процесса, описанного ниже.
   10. Магический электрум (лат.). — Прим. пер.
   11. Соединение. — Прим. ред.
   12. Все вышеназванные конъюнкции происходят в нашей солнечной системе в течение тринадцати последовательных месяцев, но эти указания могут относиться к конъюнкциям принципов, содержащихся в микрокосме человека.
   13. Иначе говоря, вы можете вступить в связь с астральным светом, который есть sensorium (основной орган чувств. — Прим. ред.) мира и в котором сохраняется «память» или впечатление обо всем.
   14. Было бы бесполезно давать детальные описания процессов, которые не могут быть осуществлены теми, кто не обладают необходимой магической (магнетической) силой, а т


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14792
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5975
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1222
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9060
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3938
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4206
10.12.2018
Нацизм по-украински
15
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
9
10.12.2018
МАТРЁШКА
9
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
9
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
9
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
13
08.12.2018
Нужен налог на курение
10
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
15
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
18
07.12.2018
Русский язык и генетика
11
07.12.2018
Неблагодарные дети
15
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
12
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
16
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
15
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
70
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
133
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
109
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
44
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
51
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
53
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
104
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
48
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
56
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
65
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
229
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
54
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
399
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
320
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
451
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
408
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
614
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
508
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
537
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
757
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
108
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
100
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
91
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
119
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
101